Площадь революции выход в город. Станция метро площадь революции

За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, - своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор - Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС 1 / 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС 2 / 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

© Кинохроника/pastvu.com 3 / 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году - возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

© Б.Кудояров / pastvu.com 4 / 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два - дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС 5 / 5

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное - петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Таблица примет



Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» - у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа - только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.



В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров - копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки - наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые - но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания - непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».



Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект - могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой - ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака - верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера - к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами - здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

- А время возникновения этой практики можно установить?

Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память - интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера .



Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки - успех на экзамене (4), петух - к деньгам (1), петух - к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

- А что дали данные гугл-опроса?

Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше - опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся - 22,6% - вспомнили о собаке. Самый популярный объект - пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).



- Откуда взялась история про несчастливого петуха?

Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок - чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию - ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой - от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух - предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х - программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

Станция метро «Площадь Революции» была открыта 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства Московского метро и получила свое имя в честь расположенной около метро площади с таким же названием. В настоящее время «Площадь Революции» является частью пересадочного узла из трех станций метро. А ее характерной и уникальной особенностью является наличие большого количества скульптур (их семьдесят шесть).

История станции метро Площадь Революции

Как упоминалось выше, станцию метро «Площадь Революции» открыли в 1938 году 13 марта. Через три года, в связи с началом Великой Отечественной Войны, все скульптуры станции были вывезены в Среднюю Азию. Но из-за эвакуации они были повреждены настолько, что от них остались только отдельные части. Лишь благодаря тому, что каждая скульптура станции повторялась четыре раза, в 1944 году их смогли восстановить и вернуть обратно.

В 1946 году в средней части главного зала станции «Площадь Революции» был построен переход на «Театральную» Замоскворецкой линии. Позже, в 1947, на станции появился восточный вестибюль.

В 1974 году в западном торце «Площади Революции» был сделан ещё один переход на станцию «Театральная». С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 восточный вестибюль метро «Площадь Революции» был закрыт на реконструкцию и модернизацию, после чего его вновь открыли для пассажиров.

Оформление станции метро Площадь Революции

Станция метро «Площадь Революции» выполнена по типовому проекту для станций глубокого заложения — пилонная трехсводчатая конструкция. В оформлении платформы станции использован светлый и черный гранит. Цокольная часть станции облицована черным с золотыми вкраплениями известняком. Верх путевых стен покрыт серым мрамором. В отделке пилонов и арок между пилонами ставка сделана на сочетание мрамора и мраморовидного известняка.

Но, все-таки, самая заметная часть оформления станции метро «Площадь Революции» это скульптуры, размещенные с каждой стороны прохода между центральной и боковыми частями платформы. Всего на станции семьдесят шесть скульптур (первоначально восемьдесят), но тематических образов всего двадцать. Восемнадцать повторяются по четыре раза, два — по два. Все скульптуры характеризуют собой период времени с октября 1917 по декабрь 1937 года, период создания, становления и будущего СССР.

Техническая информация о станции метро Площадь Революции

На станции метро «Площадь Революции» два вестибюля, восточный и западный. Восточный вестибюль ведет к Богоявленскому переулку и Никольской улице. Западный ведет к Площади Революции, и в нем же находится односторонний переход со станции «Театральная» на станцию «Площадь Революции». В обратном направлении можно пройти по переходу, расположенному в центральной части платформы метро «Площадь Революции». Попасть на станцию «Охотный ряд» Сокольнической линии можно только через «Театральную», так как прямого перехода со станции «Площадь Революции» не предусмотрено.

Достопримечательности рядом с метро Площадь Революции

Станция «Площадь Революции» находится практически в центре Москвы, так что самой известной достопримечательностью около метро будет Красная площадь. На Красной площади, а значит и рядом с метро «Площадь Революции», находятся Собор Казанской иконы Божией Матери, храм Василия Блаженного (или Покровский собор), Исторический музей, Кремль. Кроме того, недалеко от станции можно найти Политехнический музей, Музей истории Москвы, Музей международного союза книголюбов, несколько театров и выставочных галерей. Перечислять все не стоит, каждый найдет для себя подходящее место для посещения. А начать как раз стоит со станции метро «Площадь Революции», так как она уже сама по себе достопримечательность.

Интересные факты о станции метро Площадь Революции

Представляющие интерес факты о станции метро «Площадь Революции» связаны с ее скульптурами. У студентов существует традиция, связанная с посещением станции перед сессией и зачетами. Считается, что если коснуться носа бронзовой собаки пограничника, то это принесет удачу на экзамене. Если же дотронуться до ее лапы, получишь зачет. Поэтому у всех четырех статуй собак на станции метро лапы и носы затерты до блеска.

Еще одна примета относится к скульптуре студентки с книгой. Прикосновение к ее ножке излечит раны, появившиеся от несчастной любви.

А вот бронзовому революционному матросу с наганом, также находящемуся на станции метро «Площадь Революции» не везет. Кто-то постоянно ворует у него наган…

Площадь Революции является одной из центральных площадей Москвы. До 1918 года площадь носила название Воскресенская площадь, названа была в честь одноименных Воскресенских ворот.

Ничего особенного площадь Революции из себя не представляет, такая простенькая небольшая площадь в центре серого загазованного города, но… как ни крути этот серый и невзрачный город является столицей Российской Федерации, а площадь Революции одной из центральных площадей этой столицы, с ежегодным посещением тысячами туристов и неплохой статистикой по результатам вордстата. Собственно по этой причине мы и рассказываем о площади на страницах данного блога.

На фото выше, справа, виден угол красного кирпичного здания, это музей Отечественной войны 1812 года . До музея желтое здание - вход в метрополитен, как раз на станции метро площадь Революции и Театральная. Далее видно бывшую оборонительную башню из красного кирпича и часть стены Китай-города.

Когда-то по территории площади протекала река Неглинная, ныне она заключена в коллектор.

Плаца Революции расположена на территории Тверского района города Москвы непосредственно между и Театральной площадью. Да что там между двух площадей, она находится в шаговой доступности от Красной площади, Кремля, Мавзолея, Вечного огня и Александровского сада.

Добраться до площади проще и быстрее всего на метро. Выходить можно на станциях Театральная, Охотный ряд или площадь Революции. Если вы хотите попасть непосредственно на саму площадь, то лучше всего выбрать станцию метро Театральная, ну или одноименную - площадь Революция. Со станции Охотный ряд придется пройтись метров 30.

Раз уж заговорили об Охотном ряде, то эта станция расположена на примыкающей к площади Революции Манежной площади. О манежной площади мы рассказывали в предыдущей статье, посмотреть .

На фото виден музей Отечественной войны 1812 года и выход к Манежной площади


Ели повернуться к площади Революции спиной, то взору предстанет Театральная площадь . Тоже ничего особенного и красивого из себя не представляющая. В конце Театральной площади находится знаменитый Большой театр .

На площади Революции сосредоточено большое количество кафе и ресторанов центра Москвы, с соответствующими столице неадекватно завышенными ценами. Здесь расположены такие рестораны как Старая Башня, Годунов, пивной ресторан Бургомистр, Итальянский ресторан кафе Ла Чиполла, кафе Маринад и многие другие.

С площади открывается вид на Заиконоспасский монастырь и Храм Богоявления Господня


Заиконоспасский монастырь Москвы - это действующий православный ставропигиальный мужской монастырь на Никольской улице, в Китай-городе. До Октябрьской революции был второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырем и именовался Спасским. Также был известен как «учительский» вследствие создания в его стенах просветительской школы, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую основой Московской духовной академии.

Официальный сайт Заиконоспасского монастыря: zaikonospasskiy.ru .

Адрес Заиконоспасского монастыря: Россия, 103012, Москва, ул. Никольская, 7-9 (м. Театральная).

Храм Богоявления Господня или Богоявленский монастырь в Москве - бывший мужской монастырь в Китай-городе на Богоявленском переулке.

Если от площади Революции пройти в переулок за стены бывшей Китайгородской крепостной стены, то можно выйти на улицу Никольскую к Никольским (Иверским) торговым рядам , а от туда, повернув вправо к Красной площади, Кремлю и ГУМу.

Улица Никольская представляет собой небольшую пешеходную улочку, с обеих сторон которой расположены здания в стиле модерн, с магазинами и ресторанами на первых и цокольных этажах, а по центру установлены лавочки и фонари красивых форм.

Никольские торговые ряды отреставрированы, довольно чистенькие и ухоженные, есть на что посмотреть. Это, пожалуй, одно из ест Москвы, где мы можем рекомендовать прогуляться.



История площади Революции в Москве

Изначально по территории будущей площади Революции протекала река Неглинная. В 1516 году река была запружена. И на этом месте возникли водяная мельница и мучные лавки. В мучных лавках шла оживленная торговля ни чем иным как мукой.

В XVI веке вокруг будущей площади были построены первые укрепления Китайской стены. В 1534-1538 годах, когда стена была полностью возведена, возник Китай-город. На саму площадь выходили ворота, получившие название Воскресенские.

В 1595 году, на рубеже XVI-XVII веков у Воскресенских ворот через реку Неглинку был переброшен каменный одноименный мост. Со временем рядом появились торговые постройки. С тех пор на самом мосту и рядом с ним велась базарная торговля.

В начале 1700 годов перед стеной Китай-города по приказу Петра I были возведены земляные бастионы, служившие в те времена укреплением и защитой на случай возможного нашествия шведов.

В 1741 году был перестроен Воскресенский мост. А в конце XVII столетия Воскресенские ворота были надстроены двумя шатровыми башнями. В то же время перед воротами появилась Иверская часовня.

Известная в настоящее время площадь Революции образовалась лишь в начале XIX века, когда река Неглинная была убрана в трубу, а бастионы снесены. Площадь была названа Воскресенской в честь выходящих на неё Воскресенских ворот Китай-города.

Позже Воскресенский мост засыпали землей, а к западу от площади на месте русла реки был размещен Александровский сад, который существует и по сей день.

В 1879 году на северной стороне площади был возведен дом купца Карзинкина, в котором вскоре расположилась гостиница. Позже дом Карзинкина был снесен.

В 1890-1892 годах на месте снесенного здания было возведено новое здание Московской Городской думы. С 1936 по 1993 годы в здании располагался музей В.И. Ленина. А в 1993 году здание было передано Государственному историческому музею.

В 1917 году, во время Октябрьского вооруженного восстания, на площади шли ожесточенные бои. Именно в память об этих событиях площадь была переименована из Воскресенской в площадь Революции.

В 1918 году на площади Революции был открыт памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу, просуществовавший всего несколько лет, так как был изготовлен из недолговечных материалов.

В 1935 году было построено здание гостиницы «Москва», ныне в здании располагается отель класса люкс - Four Seasons Hotel Moscow. В 1970-х годах к нему была сделана пристройка.

В 1938 году открылись станции метро «Площадь Свердлова» (в 1990 году переименованная в Театральную) и «Площадь Революции», для которых был построен общий входной павильон. Общий входной павильон московского метрополитена работает и по сей день.

В 1997 году между площадями Революции и Манежной был открыт расположенный под землей Музей Археологии Москвы. Одним из главных экспонатов музея является найденное при раскопках основание Воскресенского моста.

Сказочница и исследователь

Перепощу у себя, чтобы на всякий случай сохранилось:)

Волшебная площадь.
Приметы – это всегда интересно. Интересно, откуда они появляются и во что развиваются.
Каждый раз, выходя на станции "Площадь революции", я обращала внимание, как люди трут нос собаке на одной из скульптур, украшающих арки. Прогулявшись по станции, я обратила внимание, что на многих скульптурах натерты до блеска выступающие части. И тогда мне стало интересно, какие приметы люди связывают с этими скульптурами?
Итак, путеводитель для ищущих удачи.

Для начала немного информации о самих скульптурах.

(с Википедии)


В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Итак, собственно скульптуры, описания, фотографии и связанные с ними поверья. Для некоторых скульптур есть поверья, некоторые трут просто так за компанию, но интересно посмотреть на все.

Арка I

Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.

Рабочий с винтовкой - первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.


Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей - с гранаты.

Революционный солдат с винтовкой.

Солдат - вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.

Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.

У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.

Революционный матрос с наганом.

Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:

Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится...
Наган и гранаты поближе:


Арка III

Парашютистка ДОСААФ.

Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».

Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик - очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.


Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.

Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта - не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!

Пограничник с собакой.

Без сомнения, эта - самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра...
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка - та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:


Арка V

Стахановец с отбойным молотком.

Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит - возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.

Молодой инженер.

Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.

Арка VI

Птичница с курицей и петухом.

Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи - несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.

Хлебороб-механизатор.

А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.

Арка VII

Студент.

Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.

Студентка с книгой.

А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:


Арка VIII

Спортсменка-дискоболка.

По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.

Футболист.

А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.

Арка IX

Отец с ребёнком.

И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.


Мать с ребёнком.

Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.

Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.

Пионеры-авиамоделисты.

У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.

Пионерки-географы.

А вот девочки, как всегда, остались в тени.

Ну и бонусом - натертая обувь некоторых скульптур:


Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу:)