Соколиная гора

Московское центральное кольцо (МЦК ) — вид наземного пассажирского транспорта в Москве, представляющий собой внутригородской пассажирский электропоезд, курсирующий по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.

Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на юго-западе вплотную приближаясь к Третьему транспортному кольцу. На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации, что создаёт единое с метрополитеном пространство. Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером. Проектирование и строительство системы ведётся под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД ); в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена, а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК).

Характер движения на линии фактически представляет собой городскую электричку, частично интегрированную с Московским метрополитеном (пересадки и система оплаты проезда). Логистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги.

Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на части линии (37 км) третий главный путь (а ночью — и остальные пути). Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД».

Пассажирское движение на линии открыто 10 сентября 2016 года в присутствии президента Российской Федерации В. В. Путина и мэра Москвы С. С. Собянина. Первый месяц МЦК работало бесплатно по 10 октября включительно.

Соколиная Гора — остановочный пункт / пассажирская платформа Малого кольца Московской железной дороги, обслуживающая маршрут городского электропоезда — Московское центральное кольцо. В рамках транспортной системы Московского центрального кольца обозначается как «станция», хотя фактически сама не является железнодорожной станцией ввиду отсутствия путевого развития. Открытие состоялось 11 октября 2016 года. Названа по расположенному рядом району «Соколиная Гора».

Станция МЦК «Измайлово»



Автостанция и разворотный трамвайный круг со стрелочным постом




Гостиничный комплекс «Измайлово» (архитекторы Дмитрий Бурдин и Юрий Рабаев) был построен к XXII Олимпийским играм для размещения туристов и болельщиков. Он состоит из пяти 30-этажных жилых корпусов общей вместимостью 10 000 мест - «Альфа», «Бета», «Вега», «Гамма», «Дельта» плюс киноконцертный зал на 1000 мест. Вообще имеет смысл отметить эффективность предолимпийской градостроительной политики, даже спустя десятилетия все спортивные и технические объекты, гостиницы продолжают эксплуатироваться.



Гостиница «Измайлово». 2000 год: https://pastvu.com/p/29679




Монументальный скульптурный фриз выполнил художник Зураб Церетели






На фото: репетиция мюзикла «Остров сокровищ»



Ценителей сталинской архитектуры заинтересует здание института «Гипроречтранс», созданного в 1931 году как Государственный институт проектирования и изысканий на водном транспорте для комплексного проектирования речных и морских портов, судоремонтных и судостроительных заводов, гидроузлов, шлюзов, плотин. Институт со столь разнообразно оформленным фасадом находится по адресу Окружной проезд, №15к2 напротив станции МЦК «Измайлово» на внутренней стороне кольца.








Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве (Окружной проезд, № 18)



Завершает галерею административных сталинок ВНИИ по строительству и эксплуатации трубопроводов, образованный в 1948 году (Окружной проезд, № 19). В названии проезда, проложенного параллельно путям, увековечено прежнее название кольца - Московская Окружная железная дорога.





Говорят, что названия станций МЦК были утверждены лично Сергеем Собяниным незадолго до запуска движения, а до этого существовали самые разные варианты.



Поезд отправляется в путь в направлении станции «Соколиная гора»



На железную дорогу выходят окна нескольких парадных сталинок, возведённых в 1957 году на Щербаковской улице. 1956 год: https://pastvu.com/p/160125






Парадная застройка Щербаковской улицы




Щербаковская улица. 1972 год: https://pastvu.com/p/69279 Дом на перекрёстке снесён.



Как писал в 1964 году журнал «Архитектура СССР», «в 1951 году создано предприятие «Сапфир». Основой его деятельности стали разработка полупроводниковых приборов, создание СВЧ и НЧ диодов и транзисторов. Для нового предприятия была выделена территория на Щербаковской улице.

Для обеспечения высокого качества готовой продукции процесс должен проходить в условиях полной стерильности. Производственные помещения должны быть полностью изолированы от проникновения пыли через ограждающие конструкции. Наиболее распространенным типом герметических производственных зданий являются одноэтажные многопролетные корпуса. Однако такие постройки занимают обычно большие площади. А отведенная под строительство территория на Щербаковской улице имела сравнительно небольшую площадь. Также нужно было решить проблему естественного освещения помещений.

Проект многоэтажных экспериментальных герметических корпусов со стекложелезобетонными ограждающими конструкциями был разработан в 1959-1961 годах авторским коллективом в составе архитекторов А.Карповского, Г.Тосунова, инженеров Э.Дубова и Т.Родионовой; главный инженер - Т.Плотникова.»




НИИ «Сапфир». 1964 год: https://pastvu.com/p/45712


На этом участке пути значительная часть территории по внутренней стороне Московской Окружной дороги была отдана научным изысканиям и их применению на практике. В послевоенные годы здесь строили научно-исследовательские институты и производственные цеха, где рабочие руки воплощали в конкретных изделиях замыслы инженеров. Некоторые объекты попадали в категорию «почтовых ящиков», засекреченных учреждений без указания точного адреса.

Далеко не все институты были безопасны с точки зрения экологии. Возможно, по этой причине бывшие режимные НИИ стали закрываться, а в их цехах и лабораториях обосновались арендаторы. Может быть, просто время пришло другое, когда практичнее все «мозги» собрать в одном Сколково.



Окружной проезд, № 27. Научно-производственное объединение «Пульсар». 1954-1958 гг.: https://pastvu.com/p/91799 Предприятие создано в 1953 году для разработки и производства дискретных полупроводниковых приборов, транзисторов, интегральных микросхем.



Инфекционная клиническая больница № 2 на Соколиной горе. 1940 год: https://pastvu.com/p/59654


Станция МЦК «Соколиная гора», на мой взгляд, размещена очень удачно. Пассажиры «Ласточки» проходят по надземному переходу и сразу оказываются в Измайловском парке на берегу Круглого пруда.





Измайловский парк культуры и отдыха открылся для москвичей в 1931 году и тогда носил имя Сталина. Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить Измайловский парк в главную зону отдыха москвичей. В восточной части парка планировалось открыть крупнейший в мире зоопарк, а в центре обустроить огромный пруд с пляжами на 10 000 человек, яхт-клубом и станцией гоночных катеров. Детская железная дорога должна была связать все культурно-развлекательные объекты парка.




В годы Великой Отечественной войны парк закрыли для посещений. Здесь формировались отряды народного ополчения, проводились учения партизан-подпольщиков и был сформирован добровольческий Московский 85-й гвардейский минометный полк «Катюш». В память о героях войны в 1968 году на берегу пруда была создана площадь Мужества.




Колесо обозрения. 1962 год: https://pastvu.com/p/3333

В 1950-1960-е годы посетителей Измайловского ПКиО ждали спортивный и детский городки, Зелёный театр, читальня, «Музыкальная беседка», шахматный клуб, танцверанда, эстрады народного творчества, тир, лодочная пристань, аттракционы и новый кинотеатр. А к открытию Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов было построено Большое колесо обозрения. После сноса аналогичных аттракционов в парке Горького и на ВДНХ колесо в Измайлово осталось единственным в Москве.




Аттракцион «Русские горки». 1959 год: https://pastvu.com/p/3965

В рамках международной выставки «Аттракцион-71» в парке появились захватывающие дух аттракционы, на которых будущий автор проекта «Город на память» не раз катался в компании одноклассников. В число любимых входили единственные в Москве «Русские горки» и японская «Центрифуга». Сейчас это просто аллея с цветниками, ведущая от метро «Партизанская» в глубину парка.



Аттракцион «Центрифуга». 1972 год: https://pastvu.com/p/103569



Портрет из цветов. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/34664 Каждую весну озеленители живыми цветами «рисовали» невероятных размеров вертикальный портрет Ленина, а раньше - Сталина или сразу два профиля вождей.


В парке остались постройки советские и даже дореволюционные разной степени сохранности, руины ресторана «Лето», электрическая подстанция 1913 года, а ближе к железной дороге - старые деревянные дома, каких здесь было немало.



Многим горожанам запомнились относительно недавние советские развлечения в парке, но его история куда более древняя. В XVII веке здесь шумели дремучие леса, богатые птицей и зверем. Именно поэтому царь Алексей Михайлович Тишайший, большой любитель охоты, выбрал эти места для своей дворцовой усадьбы. Следуя тогдашнему европейскому увлечению парковым искусством, он обустроил в своей усадьбе «Дивные сады» - прообраз русских ботанических садов. Их украшали гроты, лабиринты, пруды, фонтаны, декоративные терема с гульбищами и ландшафтными картинами. С тех времён сохранился Круглый пруд с рукотворным островом. Для царской потехи в Измайлово устроили зверинец, о котором напоминают современные названия улиц - Зверинецкая, 1-я и 2-я улицы Измайловского зверинца.

  • 26.09.2017
    Обновлена информация, добавлены эскиз и план проектируемой ст. «Мамыри» Коммунаровской линии Московского метро.
  • 25.09.2017
    Добавлена информация, эскиз и план проектируемой ст. «Славянский мир» Коммунаровской линии Московского метро.
  • 22.09.2017
    Добавлена информация, эскиз и план проектируемой ст. «Улица Новаторов» Коммунаровской линии Московского метро.
  • 20.09.2017
    Обновлена информация и добавлен эскиз проектируемой ст. «Столбово» Коммунаровской линии Московского метро.
  • 19.09.2017
    Обновлена информация о перспективной ст. «Сосенки» Коммунаровской линии Московского метро.
  • Новости

    • 11.09.2017
      Москва - ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя начало проходку левого (западного) перегонного тоннеля от ст. «Лефортово » до ст. «Авиамоторная » с помощью ТПМК с гидропригрузом Herrenknecht S-453 (S-290) Елена.
    • 25.08.2017
      Санкт-Петербург - ОАО «Метрострой» завершило проходку двухпутного перегонного тоннеля на участке Невско-Василеостровской линии от ст. «Новокрестовская » до демонтажной камеры на ул. Кораблестроителей на перегоне «Приморская» - «Новокрестовская» (ПК 113+90). Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-782 Надежда.
    • 18.08.2017
      Москва - ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя завершило проходку левого (западного) перегонного тоннеля от камеры съездов на перегоне «Рубцовская » - «Лефортово » до ст. «Лефортово». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-772 Альмира.
    • 17.08.2017
      Москва - ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя завершило проходку правого (восточного) перегонного тоннеля от камеры съездов на перегоне «Рубцовская » - «Лефортово » до ст. «Лефортово». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-771 Анастасия.

    Поиск

    Знаете ли вы, что...

    Самый первый проходческий щит Мосметростроя советского производства, доработанная копия первого импортного щита Markham, по окончании проходки своего первого перегонного тоннеля между станциями «Охотный ряд» и «Дзержинская» был по указанию Е. Т. Абакумова распилен в демонтажной камере и утилизирован для того, чтобы не тратить время на его демонтаж. Ровно такая же участь и по той же самой причине постигла через 61 год второй импортный щит Мосметростроя — Wayss und Freytag, который в 1995 г. прошёл перегонный тоннель «Кожуховская» — «Дубровка» Люблинского радиуса.

    Соколиная гора

    11 октября 2016 г., с началом утреннего движения,
    на действующем перегоне Московского центрального кольца
    «Измайлово» - «Шоссе Энтузиастов»
    открылась ст. МЦК «Соколиная гора»!

    Эскиз о. п. «Соколиная гора».

    Станция «Соколиная гора» Московского центрального кольца - остановочный пункт (платформа) Малого кольца Московской железной дороги, следующая за о. п. «Измайлово », расположена на востоке Москвы, в Восточном административном округе, в границах ж/д станции Лефортово, севернее путепровода 8-й ул. Соколиной Горы над путями Окружной ж/д.

    Остановочный пункт состоит из двух береговых посадочных платформ с одним надземным вестибюлем в южном торце, связанным с платформами эскалаторами, лестничными сходами и лифтами. Планировочное решение вестибюля позволяет осуществлять пересадку с одной платформы на другую без прохода через турникеты. Посадка на станции на III пути невозможна из-за наличия ограждения платформы.

    В рамках пуска МЦК станция не была открыта для пассажиров. С 10 сентября по 10 октября поезда проходили станцию без остановки. 11 октября 2016 г. станция была пущена в эксплуатацию.

    Последнее обновление в октябре 2016 г.