Жизнь надежды крупской. Надежда крупская


Крупская Надежда Константиновна
Родилась: 14 (26) февраля 1869
Умерла: 27 февраля 1939 (70 лет)

Биография

Надежда Константиновна Крупская - российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель. Почётный член АН СССР (01.02.1931). Жена Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

Родилась в бедной дворянской семье. Отец - поручик Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883), участвовал в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского восстания 1863 года, мать - Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915), гувернантка.

В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. А. А. Оболенской в Петербурге.

В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой.

В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым (Лениным). Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 (22) июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым (Лениным). В 1898 году вступила в РСДРП. Была известна под рядом партийных псевдонимов (Саблина, Ленина, Н. К., Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина, Шарко, Катя, Фрей, Галлилей).

Глеб Кржижановский вспоминал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…».

В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты «Искра». Участвовала в подготовке и проведении съезда РСДРП в Лондоне. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.

В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода - в частности, об отношениях с Инессой Арманд: «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий».

После Октябрьской революции

В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.

Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1919 г. в составе бригады ЦК РКП(б) приезжала в Пермь. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Этому вопросу была посвящена статья Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.

С 1924 года - член ЦКК партии, с 1927 года - член ЦК ВКП(б). В 1928 г. вновь посетила Пермь вместе с М. И. Ульяновой. С 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. С. Макаренко (после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. С. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Горького)[источник не указан 1191 день]. Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды.[источник не указан 1191 день]

На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. И. Бухарина[источник не указан 1191 день], за исключение из партии Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно.

Крупская - автор многочисленных работ о В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Член Президиума Верховного Совета СССР. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Была инициатором открытия многих музеев в СССР, в том числе музеев Белинского и Лермонтова в Пензенской области. В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.

До конца жизни выступала в печати, оставаясь членом ЦК ВКП(б), ВЦИК и ЦИК СССР. В 1937 году избрана депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. После смерти в 1939 году тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, Н. К. Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале «Огонёк» «Что ел Ленин» Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В. И. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка (когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр. продукты, как красная рыба) и жизнь в швейцарском пансионе. А в качестве «типичного» блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд «яичницы из четырёх яиц» и задавал вопрос - не с этим ли, в частности, связано возникновение у В. И. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга? Н. К. Крупская сыграла весьма неблаговидную роль в судьбе К. И. Чуковского. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»: Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…

Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский (у него к тому же заболела туберкулёзом дочь) публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. Он действительно после этого не напишет ни одной сказки до 1942 года.

Семья

Дед - Игнатий Андреевич Крупский (1794-1848).
Отец - Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883), поручик, участвовал в восстании 1863 года на территории бывшей Речи Посполитой.
Дед - Василий Иванович Тистров (1799-1870), горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода, первый пристав Барнаульского краеведческого музея.
Мать - Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915), гувернантка
Муж - Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Весна - лето 1895 года - доходный дом, Знаменская улица, 12;

Надежда Крупская биография кратко изложенная в этой статье расскажет Вам о жизни российской революционерки, советского деятеля, организатора и главного идеолога коммунистического и советского образования, воспитания молодежи.

Крупская Надежда Константиновна краткая биография

Будущая жена вождя появилась на свет 14 (26) февраля 1869 года в семье юриста. У ее родителей не было больших денег, однако они отдали свою дочь в гимназию. Училась она прилежно и после окончания учебного заведения Надежда работала в ней учителем. Два месяца она посещала в Петербурге Бестужевские курсы, но предпочла заниматься марксистским кружком и преподаванием для рабочих в вечерней школе. Крупская Надежда Константиновна в молодости была целеустремленной, милой и решительной девушкой. Поэтому спокойная жизнь ее не устраивала, а марксизм позволял ей покорить весь мир. Здесь она и познакомилась с Владимиром Ульяновым.

В 1896 году за революционную деятельность ее арестовывают и отправляют в Сибирь. Туда позже выслали и Ульянова. Правда Надежда была в Уфе, а Владимир в Шушенском. Она покорила сердце будущего вождя, и он вместе с матерью Крупской просили у властей позволить отбывать ей ссылку в Шушенском, так как они решили пожениться. Они поженились в 1898 году церковным браком. Тогда же Крупская стала членом РСДРП.

После свадьбы начался ее рост как революционерки: работа с почтой, преподавание в партийной школе, редактор, переписчица статей. В Россию Надежда Константиновна вернулась в 1917 году и стала активно готовить Октябрьскую революцию.

В это же году Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1929 году она стала заместителем наркома просвещения и занялась созданием системы народного образования. Интересно, что она критиковала нынче популярную систему Макаренко и сказки Корнея Чуковского, считая фантазию и волшебство чепухой.

Жизнь Надежды Крупской изменилась после смерти мужа Владимира Ленина: она вынуждена была все время противостоять Сталину, но быстро сдавалась. В 30-тые годы ХХ века ее отстраняют от дел и отправляют на библиотечную работу. Она была инициатором открытия музеев. В 1937 году Надежда Константиновна стала доктором педагогических наук.

Она умерла в 1939 году. Смерть Надежды Крупской была странной: после ее дня рождения у жены Ленина открылся перитонит, а вот операции ей не сделали.

Где похоронена Надежда Крупская?

Прах революционерки поместили в Кремлевскую стену в Москве на Красной Площади. Если бы она знала заранее, где ее похоронят, то возмущалась бы. Ведь она была против того, что тело ее мужа выставили на всеобщее обозрение в Мавзолее.

Наконец, стоит отметить, что жена вождя сильно болела. Так чем болела Крупская Надежда Константиновна? Ее внешность испортила базедова болезнь: с возрастом она стала полноватой дамой с выпуклыми глазами. Возможно, из-за этого недуга женщина не могла иметь детей.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г. OCR Detskiysad.Ru вернуться в оглавление книги... Жизнь и педагогическая деятельность Н. К. Крупской. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) - жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека - активного строителя социализма и коммунизма. Н. К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский был человеком передовых взглядов. Он служил подпоручиком в частях царской армии, расположенных в Польше, и во время польского восстания 1863 года оказывал помощь повстанцам. За свои антиправительственные взгляды и действия он был признан неблагонадежным и уволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской. Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя гимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога. В 1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом марксистском кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в России произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм становится путеводной звездой в жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Для того чтобы всецело отдаться изучению марксизма и революционной работе, Н. К. Крупская ушла с курсов и стала заниматься революционной пропагандой среди рабочих столицы. С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте (на окраине Петербурга), где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована. Осенью 1893 года в Петербург приехал В. И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичем Лениным. «Мы встретились с Ильичем уже как сложившиеся революционные марксисты, и это наложило печать на нашу совместную жизнь и работу», - вспоминала Н. К. Крупская. Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих - учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич. В другие кружки, где В. И. Ленин вел пропаганду марксизма, входили и некоторые ученики Крупской. В 1895 году марксистские кружки Петербурга объединились в единую политическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», в работе которого Н. К. Крупская принимала активное участие. В декабре 1895 года В. И. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна. В конце 1897 года Н. К. Крупская с трудом добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, куда уже был выслан Владимир Ильич Ленин. В годы ссылки Н. К. Крупская была ближайшим помощником В. И. Ленина в его огромной теоретической деятельности. В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая марксистская книга о положении трудящихся женщин в России. После окончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись вместе с В. И. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В. И. Лениным в 1907 году. В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России. Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции. К этому времени относится ряд статей Н. К. Крупской, опубликованных в журнале «Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «К вопросу о свободной школе», «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа». Революционное движение в России, руководимое большевистской партией, ширилось и крепло, в стране назревала революция. «Надо было готовиться к моменту,- писала Н. К. Крупская,- когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо оыло подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной: когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную». В этих условиях по совету Ленина Надежда Константиновна решила написать обобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. В 1915 году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». Владимир Ильич, посылая рукопись этой книги А. М. Горькому, высоко оценил ее значение. Это была первая марксистская книга, в которой дана история идей трудового воспитания, изложено учение Маркса и Энгельса о политехническом образовании, дано критическое освещение состояния школы и педагогики в капиталистических странах. Как эта, так и ряд других работ Н. К. Крупской, написанных до Великого Октября, имели большое значение для выработки основ новой, социалистической педагогики. Возвратившись вместе с В. И. Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н. К. Крупская по указанию партии принимает активное участие в организации народного образования - в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного просвещения в большевистской прессе. В дни Великого Октября Н. К. Крупская работала в штабе революции - Смольном и в Выборгском комитете партии. После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года - заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда был организован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет) - орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежда Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов. Значительна роль Надежды Константиновны в деле строительства советской школы. Она руководила рядом педагогических журналов, писала статьи и книги по педагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистического воспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большую переписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами. Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании. Н. К. Крупская была членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Вся ее жизнь была отдана борьбе за дело партии, за счастье трудящихся, за коммунизм. Н. К. Крупская о воспитании нового человека. В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она четко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата». Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская о воспитании коммунистической морали. Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств. Для того чтобы правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическое воспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том, что за человек должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться, как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детей коммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжество коммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «в каком направлении идет перестройка всего общественного строя». В ряде своих произведений Крупская подробно останавливалась на воспитании коммунистического отношения к общественной собственности, к труду. Большой интерес в этом отношении представляет письмо Надежды Константиновны пионерам "«Мое» и «наше»" (1932). Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу. Крупская постоянно учила, что воспитанник советской школы в результате овладения основами наук должен быть материалистом-атеистом, хорошо понимать истинный характер религии и уметь разоблачать антинаучные положения, бороться с предрассудками. Огромную роль в деле освобождения от религиозных взглядов и суеверий, говорила она, играют науки о природе и обществе, художественная литература, правильно поставленное эстетическое воспитание, хорошие фильмы, различные внешкольные мероприятия. Надежда Константиновна придавала большое значение эстетическому воспитанию в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе. H. К. Крупская о содержании образования. Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала при этом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положений марксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение. Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот». В первые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секции ГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К. Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлению диалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии, признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущей коммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели к установлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Она объяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелей Наркомпроса. Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели. Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели. Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся. Н. К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе. Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма, руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремилась разработать применительно к конкретным историческим условиям основные положения осуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только, а о воспитании сознательных строителей нового общества. Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм - это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,- подчеркивала П. К. Крупская, - не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду. Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V-VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII-Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду. Надежда Константиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годов внимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большая недооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыграть политехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупская предлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий, обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехнического обучения. Н. К. Крупская о советском учителе. Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагогическую деятельность, она сохранила до конца своих дней огромный интерес к школе и учительству. Надежда Константиновна уделяла исключительное внимание подготовке советского учительства, его идейному воспитанию. В своих работах она отмечала особую роль сельского учителя как проводника политики партии в деревне. Она принимала самое деятельное участие в той борьбе, которая велась в первые годы Советской власти за привлечение учительства к участию в строительстве советской школы, поддерживала теснейшую связь с учительством всю свою жизнь, оказывала учителям всяческое содействие, заботясь об их подготовке и материальном благополучии. Имея постоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школой Коммунистической партией, Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму и идти путем, указанным Лениным. Н. К. Крупская о пионерском движении. С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой. Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером. Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания (в то время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, - писала она, - пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу». Много внимания Н. К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Она считала, что пионеры должны быть застрельщиками в общественно полезной работе школы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что дети должны быть поголовно втянуты в общественно полезную работу, которая, конечно, должна соответствовать возрасту детей и их интересам. Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» - таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым. Крупская всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров (1929). Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. «Письма пионерам», собранные в отдельной книге,- выдающееся произведение советской педагогики. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров. Н. К. Крупская о самоуправлении школьников. В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников. Н. К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В ряде ее работ«К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах. Надежда Константиновна указывала, что в буржуазной школе самоуправление содействует воспитанию индивидуалиста, убежденного защитника буржуазного строя, оно имеет ярко выраженный антиколлективистический характер и является формой проявления классового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. В статье «Задачи школы I ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно. В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап - подведение итогов. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе - это «орган управления», а пионерская организация - «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их. Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Н. К. Крупская о связи школы и семьи. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку». Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания. Н. К. Крупская о дошкольном воспитании. В своем первом произведении - «Женщина-работница» (1899) - Надежда Константиновна пишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,- подчеркивает она,- что в большинстве случаев женщина-работница поставлена в полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле. Надежда Константиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла его подлинную классовую сущность. По ее словам, «народные» детские сады, где воспитывались дети трудящихся, целиком способствовали «воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольных учреждениях. Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины. Н. К. Крупская как историк педагогики. Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну. Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование и демократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло. В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупская противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик - лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя - средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии - еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции. Рассматривая критически современную ей школу США, Н. К. Крупская ясно понимала ее классовый характер и противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американского империализма прогрессивные взгляды американского буржуазнодемократического педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров. Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу. Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране.

Надя Крупская выросла в небогатой семье. Отец ее, считавшийся «неблагонадежным», в свое время сблизился с народниками, так что пенсию за него в семье получали небольшую. Скромная и молчаливая девушка по окончании Бестужевских курсов начала работать в вечерней школе. Специально для изучения марксизма вызубрила немецкий. Страсть к марксизму быстро приобрела в ней черты фанатизма.


С Владимиром Ульяновым она познакомилась благодаря подруге Аполлинарии Якубовой, которая привела Надю на марксистскую сходку, организованную под благовидным предлогом блинов.

«До женитьбы в июле 1898 года в Шушенском на Надежде Крупской известно лишь одно заметное «ухаживание» Владимира Ульянова, – утверждает историк Дмитрий Волкогонов . – Его серьезно привлекала подруга Крупской – Аполлинария Якубова, тоже социалистка и учительница.

Уже не очень молодой Ульянов (ему тогда перевалило за двадцать шесть) сватался к Якубовой, однако встретил вежливый, но твердый отказ. Судя по ряду косвенных признаков, неудачное сватовство не стало заметной драмой будущего вождя российских якобинцев…»

Владимир Ильич сразу поразил Надежду своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя – во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи!

С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, – один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога.

Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. «Что ж, женой так женой», – ответила она.

Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником.

Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то!» Ильич в Шушенском хорошо питался и вел здоровый образ жизни: регулярно охотился, ел свою любимую сметану и прочие крестьянские лакомства. Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье – с комнатой для тещи.

Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе – обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе…

На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться…

«Мы ведь молодоженами были, – вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, – и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…»

Мужем Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда Елизавета Васильевна умерла в 1915 году, пришлось супругам до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь».

«Супруги никогда ни с кем не делились своей болью: бездетностью Надежды Константиновны, страдавшей базедовой болезнью и, как пишет сам Владимир Ильич, не только ею. В письме к матери любящий сын сообщает: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашел (как она писала с неделю тому назад), что ее болезнь (женская) требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь. Я ей послал еще денег (получил 100 р. от Водовозовой), ибо на лечение понадобятся порядочные расходы…» (Д. Волкогонов).

Кое-кто из ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Г. И. Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Но Надежда Константиновна подмечала «погрешности» и в его речи, чрезмерное увлечение чем-нибудь… Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает».

Существует и рассказ, что однажды Крупская, знавшая о влюбленности мужа в Инессу Арманд, предложила ему расстаться, дабы он мог устроить свое личное счастье. Но Владимир Ильич предпочел остаться с женой. Поговаривали, что и в Надежду Константиновну тайно был влюблен друг Ильича, ссыльный Курнатовский. Он очень часто ходил к Ульяновым, якобы поговорить о марксизме… Как бы то ни было, но революционеры, связавшие свои судьбы, прожили долгую совместную жизнь и были неразлучны до самой кончины Владимира Ильича. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина ранней весной 1922 года. Все симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность у шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. Профессор Даршкевич, поставивший диагноз «переутомление», прописал ему отдых. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете.

Ту весну он проводил в Горках. В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть. А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей. Ленин вышел в сад, набрал камешков и стал бросать их в соловья, и вдруг заметил, что его плохо слушается правая рука…

К утру он уже был очень плох. Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль.

30 мая Ильич позвал в Горки Сталина и напомнил ему о данном обещании. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне. Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление. Он поверил.

«Мы еще посмотрим, какая вы ему жена», – не раз намекал Крупской Иосиф Виссарионович. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича.

В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…»

В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова… Впрочем, дни Владимира Ильича и так были уже сочтены.

Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но вместо этого его тело превратили в мумию…

«Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, – пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев . – На Бауманской конференции выступила вдова В. И. Ленина Н. К. Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. «Незачем валить на местные органы, – заявила Надежда Константиновна, – те ошибки, которые были допущены самим ЦК».

Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. «Пусть не думает Н. К. Крупская, – заявил Каганович, – что если она была женой Ленина, то она обладает монополией на ленинизм».

В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии.

«Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…»

Смерть ее была загадочной. Она наступила в преддверии XVIII съезда партии, на котором Надежда Константиновна собиралась выступить. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки. Был накрыт стол, Надежда Константиновна казалась весьма оживленной… Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет.

Я слышала, что Крупская - страшная и бездетная, а Арманд - красавица и многодетная мать. Что первую Ленин не любил, потому что она была страшной, а вторую обожал, потому что она была красивой. И вот что-то захотелось мне посмотреть на этих двух женщин - на красавицу и чудовище...
Начала я копаться в интернете в поисках информации о них. Сразу же бросилось в глаза, что во всех статьях об отношениях Ленина с этими двумя женщинами размещают фото молодой Инессы (вот, например, как ) и фото старой Крупской... Ну вот типа таких:

Но минуточку... Первое фото 1890-х годов... Инессе на нем 16-18 лет... Она только-только вышла замуж (3 октября 1893 года). После этого она еще и пятерых детей родила... С Владимиром Ульяновым Инесса впервые познакомилась в Париже весной 1909 года. До этого два этих человека никогда не встречались. В год знакомства Ленина с Арманд младшему сыну Инессы Андрею уже исполнилось 5 лет. То есть такой, какая она на фото выше, Ленин Инессу никогда и не видел... Когда они познакомились, ей было 35 лет и выглядела она примерно вот так (фото 1913 года):

Второе фото, на котором изображена Крупская и которое частенько нам демонстрируют для сравнения с Арманд, сделано перед смертью Ленина. Ленин умер в 1924 году. То есть на нем Надежде Крупской где-то 50-55 лет. К этому времени она уже болела базедовой болезнью. Эта болезнь настигла Надежду Константиновну в зрелости. При базедовой болезни увеличивается щитовидная железа, повышается выработка гормонов, больному все время жарко, он потеет, но главное – эта болезнь жестоко уродует внешность. Данная болезнь стала следствием простуд, перенесенных Наденькой Крупской в более молодые годы. Антибиотиков в конце 19-го века не существовало и полностью избавиться от затаившейся в организме инфекции было невозможно. Надежда все время носила в себе эту бомбу... В распухших железах и в простуженных во время тюремного заключения придатках, которые у нее постоянно болели...
Познакомилась же Надежда Крупская с Владимиром Ульяновым в 1894 году. В 25 лет. Вот ее фото 1895 года:

До того, как ее изуродовала базедова болезнь, Наденька Крупская считалась барышней весьма привлекательной. Вот ее фото 1890-х годов, когда было сделано и первое фото Арманд:

Разве она тут чудовище? На мой взгляд, нет. Кстати, сейчас частенько Крупскую сравнивают со Скарлетт Йоханссон:

Вот они с одинаковыми прическами:

Да, Крупская одета не так шикарно, как Арманд, да, волосы не уложены так красиво и нет и следа косметики на лице. У них была разная жизнь и разный уровень достатка в тот период. Арманд родилась во Франции, в Париже. Ее отец был известным оперным певцом. Мама актриса-комик (англо-французского происхождения, но русского подданства) тоже была оперной певицей. Родители Инессы принадлежали к творческой французской богеме.

Крупская родилась в бедной дворянской семье в России, в Санкт-Петербурге. Отец - поручик, мама - гувернантка.

И Инесса, и Надежда, обе рано потеряли отцов. Но после этого их жизни складывались опять же по-разному.
Совсем юной Инесса вышла замуж за Александра Арманда, сына купца первой гильдии Е. И. Арманда, крупнейшего российского текстильного промышленника. Семья Арманд была по-настоящему богатой. Источником благосостояния Армандов служили текстильные фабрики, лесные угодья, доходные дома и многое другое...
После смерти единственного кормильца семья Крупских оказалась на грани нищеты. Отец Надежды считался "неблагонадежным" из-за связи с народниками, поэтому пенсию за него семья получала небольшую. Надя не вышла рано замуж как Инесса. Она стала учиться. Вначале в частной гимназии княгини Оболенской. Получив диплом "домашняя наставница", Надежда сразу же начала работать при гимназии, готовя к экзаменам учениц. Потом она училась на Бестужевских курсах: для своего времени окончание этих курсов фактически приравнивалось к получению дополнительного и очень престижного образования. По воспоминаниям современников "ее не интересовали платья, юбки, прически - все мишура. Да и для чего? Чтобы вызвать зависть у подружек? В начале жизненного пути на это у нее не было денег..." Ариадна Тыркова пишет, что в те годы Крупская была хороша собой: "У Нади была белая, тонкая кожа, а румянец, разливавшийся от щек на уши, на подбородок, на лоб, был нежно-розовый"...
А потом... Инесса прожила с мужем 9 лет и родила ему четырех детей - 2 дочерей и 2 сыновей. И... 30-летняя Инесса ушла от мужа к его младшему 18-летнему брату Владимиру, от которого родила сына, Андрея.

Под влиянием Владимира увлеклась революционной борьбой. Владимир и Инесса вначале жили в Неаполе, потом на Швейцарской Ривьере, а затем возвратились в Москву. Поселились они на Остоженке, сняв роскошную квартиру в доме купца Егорова. В начале января 1909 года Владимир скончался.
В этом же году в Брюсселе состоялась историческая встреча Инессы Арманд с Владимиром Ульяновым. Ему было 39, ей - 35. Владимир Ильич предложил Инессе работу домоуправительницы в своем доме в Париже... Она согласилась... И они стали жить втроем... "Тебя я в то время боялась пуще огня, - писала Арманд Ленину в 1913 году. - Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умерла бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К. (Надежде Крупской), я сразу терялась и глупела..." В феврале 1917 года Владимир Ульянов, Надежда Крупская и Инесса Арманд вернулись в одном купе в Россию...
Бытует мнение, что жена вождя знала о связи Ленина и Арманд, но не препятствовала. Как свидетельствовала Коллонтай, Ленин сам во всем признался жене. Крупская даже предлагала мужу развод, но Ленин не согласился на такой шаг...
Вам не кажется, что Арманд с юности пристраивалась к мужчинам?... Мне почему-то так показалось...
И еще. Крупская прошла и тюрьмы, и ссылки. Она получила во время длительного тюремного заключения воспаление придатков яичников, из-за которого потом не могла иметь детей. Арманд пытались тоже посадить. Два раза. Каждый раз ее вытаскивали оттуда ее мужчины. Из ссылки на север России в Мезень Арманд по подложному паспорту выехала в Швейцарию с помощью эсеров, к которым принадлежал ее молодой сожитель Владимир Арманд. В 1912 году за подпольную работу снова была арестована, но благодаря бывшему мужу, родному брату своего сожителя, от которого было 4 детей, была освобождена под залог...
Ну и вопрос о детях. Всегда, когда говорят о Крупской и Арманд, подчеркивают, что Крупская была бездетной, а у Арманд было 5 детей. Так вот детей воспитывал первый муж Инессы – более того, Александр Евгеньевич усыновил и Андрея, который приходился ему племянником.

В 46 лет Инесса заразилась холерой и умерла. Подруга Арманд Александра Коллонтай прямо утверждала: "Смерть Инессы ускорила его (Ленина) болезнь, ставшую роковой..." Владимир Ильич Ленин пережил Инессу Арманд всего на три года...
Когда Ленин умер, Крупская обратилась к правительству с просьбой захоронить его останки вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин отверг это предложение...
Крупская до конца жизни поддерживала с детьми Инессы близкие отношения... Дочь Варвара стала художницей, Инна всю жизнь проработала в Институте марксизма-ленинизма, Федор был летчиком, Александр – известным ученым в области теплотехники. Гвардии капитан Андрей Александрович Арманд погиб в 1944 году. Он похоронен: в литовском городе Мариямполе, детей у него не было...
Ну и кто же из них красавица, а кто чудовище?... Вот их фото без прикрас (примерно в периоды их любви с Лениным).