Иисус второе пришествие. Предполагаемое запрещение Оракула

Далай-лама XIII

Тхуптен Гьяцо (1876 - 17 декабря 1933) - предыдущий Далай-лама XIII. Он был образованным реформатором, который показал себя искусным политиком, когда Тибет стал пешкой в геополитической игре между Россией, Китаем и Британией. Также он восстановил дисциплину монашеской жизни и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов.

Он ввёл законодательство, чтобы противостоять коррупции среди чиновников, установил систему национального налогооблажения, а также создал полицейские силы. В результате его контактов с зарубежными державами и их представителями Далай-лама проявлял интерес к мирским делам и ввёл в Тибете пользование электричеством, телефоном, а также первый автомобиль. Но всё равно, в конце своей жизни в 1933 году он предвидел наступление в Тибете тёмной эпохи.

В мае 1908 года Далай-лама XIII встречался с К. Г. Маннергеймом, путешествующим по Китаю.

Перед смертью Далай-лама XIII предсказывал:

«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына (Далай-лама и Панчен-лама) могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны. Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы, исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядёт.»

В 1909 году Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937 году, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение.

тибетский религиозный деятель, тринадцатый Далай-лама, духовный и светский глава Тибета в 1895-1933 гг. Во внутренней политике проявил себя как выдающийся реформатор, во внешней – как искусный дипломат, борец за независимость своей страны. В период его правления Тибет являлся суверенным государством. Также известен как важнейшая фигура центрально-азиатской части «Большой игры» – дипломатического и военного противостояния России, Британии и Цинской империи конца XIX – начала XX вв., в которой он долгое время поддерживал российскую сторону. Спустя несколько месяцев после рождения был признан воплощением Далай-ламы XII Тринлэя Гьяцо и вскоре интронизован во дворце Потала в Лхасе. Когда в 1904 г. состоялось британское вторжение в Тибет, Далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии, где через русское консульство, Агвана Доржиева и приезжавших к нему ученых-востоковедов вступил в переговоры с царским правительством относительно возможности своего переселения в Россию. Этот план был отвергнут Россией в результате поражения в Русско-японской войне. Не найдя взаимопонимания с окружением теократического лидера Монголии и получая жесткие требования появиться в Пекине, он отправился в Китай, сначала в монастырский комплекс на горе Утайшань. В это время также обсуждался его визит в Японию. Однако к концу 1908 г. этот план также был отложен. В мае 1908 г. в Утайшане он встречался с К. Г. Маннергеймом , путешествующим по империи Цин, а за год до этого – с русским путешественником П. К. Козловым . По требованию Пекина совершил визит к китайскому двору и несмотря на предшествующие заявления Пекина о «снятии его с должности» был отпущен в Тибет. В дальнейшем он вынужден был бежать от цинских войск в Британскую Индию, а в январе 1913 г., по возвращении из Индии, провозгласил независимость Тибета. При нем получила новую жизнь традиционная концепция Великого Тибета, подразумевавшая духовную и политическую власть Далай-ламы над всеми территориями, населенными этническими тибетцами. Он также видел необходимость проведения в «Стране снегов» экономических и социальных реформ. После провозглашения независимости Тибета в 1912 г. и образования де-факто независимого Тибетского государства он приступил к действиям: упорядочил и скорректировал тибетское законодательство, чтобы противостоять коррупции в административной среде; установил систему национального налогообложения; создал полицейские силы. Кроме того, содействовал укреплению дисциплины в тибетских монастырях и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов. Он проявлял интерес к западной науке и технологиям. При нем в Лхасе появились электричество и телеграф, стали печататься деньги и марки. Предвидя военные столкновения Тибета с Китаем, в течение своего правления неоднократно проводил реформы по модернизации тибетской армии, консультируясь с российскими, британскими и японскими специалистами военного дела. В 1916 г. лхасское правительство даже направило несколько солдат и офицеров в Индию для обучения стрельбе из пушек и автоматического оружия.

Победоносный Владыка в [Его] тринадцатом воплощении Нагван Лопсан Туптэн Гьямцо родился в пятнадцатом рабджунге огня-крысы, в 1876 г. н.э. в месте, обладающем всеми десятью достоинствами местности , расположенном вблизи района Царитра и тибетской горы Шэнти. [Это место было] известно как Ландюн , ибо [оно] находилось перед горой в нижней части Дакпо на Востоке, похожей на принявшего горделивую осанку слона. Отцом Его был Кюнга Ринчен из благородного рода, а матерью - Лопсан Дрёльма. Во время Его рождения возникло множество чудесных знамений: распустились цветы, и т. д.

В разное время [Далай-лама] построил Кельсан Дэкхьиль (малые комнаты Ченлина, Дэкьи Ноцар Пелькхьиль), Шенпен Гакхьиль (малые комнаты у загона для лошадей) и расширил Великую [Цепь] Железных Гор по окружности. [По случаю] успешного завершения [строительства] были устроены обширные праздненства.

В году земли-змеи, в 1929 г. н. э. настоятель монастыря Йун Хокон (геше из Сэра Me) Кёнчок Джуннэ, находившийся в Китае, по просьбе китайского главы Чан Кай Ши отправился в столицу Тибета с письменным прошением и подкрепляющими [его] предметами для Его Святейшества. И в [год] железа-лошади, в 1930 г. н. э. обратно [в Китай] был послан скрепленный печатью ответ [Далай-ламы]. Далее, представителями тибетского правительства в Нэнчине были назначены Йунза Кёнчок Джуннэ, Нагван Гьяльцэн (заведующий приемом гостей во [Дворце на] Вершине) и прочие; и временно Китай и Тибет пребывали в состоянии согласия.

В [год] железа-овцы, в 1931 г. н. э. были сокращены имевшиеся ранее три монетных двора тибетского правительства и впервые был создан монетный двор с применением электричества.

Место скончавшегося правителя Доме калёна Жампа Тэндара последовательно занимали калён Тримёнпа и получивший повышение калён Ментёпа. Когда занявший затем [это место] калён Напёпа прибыл в область Доме, на севере и востоке китайско-тибетской границы произошли [вооруженные] столкновения, [сопровождавшиеся] чрезвычайно серьезными потерями территории. [В связи с этими] обстоятельствами, в [году] воды-обезьяны, в 1932 г. н.э. [река] Дричу на Востоке была сделана границей Востока и Запада , представитель из Сычуаня Дэншэн и заместитель дапёна Кхйунрампа заключили мирное соглашение. На Север был назначен [наделенный] гражданскими и военными [полномочиями] наместник кхендрун Нёши; между Силином и Тибетом [также] было заключено мирное соглашение. В это время на место покинувшего тело в Чамдо калёна Напёпы был назначен новый представитель, заместитель калёна Тэнтонва.

Десятого числа месяца обезьяны того [же] года. Его Святейшество посетил место сошествия Нэчун-Пекара и совершил [церемонии] Гана[чакры] - удовлетворения-восстановления, поручения деяний и вверения покровительству Великого Защитника Дхармы и других охранителей Учения.

Следуя мольбам Хутухту из Радрэна с [его] окружением, [Далай-лама] прибыл в монастырь Радрэн, [даровал] богам и людям той области посвящения и объяснения, посетил святыни, совершил подношения и [посетил] службу о долголетии, расширив [тем самым] общее и частное счастье во всех краях [той] местности.

В девятом месяце, согласно наставлению божества-защитника Дхармы Дорже Дракдэна , возникла необходимость поднесения [Его Святейшеству] службы о долголетии ради [успешного] правления тибетской страной, блага живого и отплаты за милосердие, [оказанное] Защитником в предыдущие и последующие [времена]. В соответствии [с этим] боги и люди тибетской страны совместно совершили службу о долголетии [Далай-ламы] в соединении со встречей и отвращением дакинь

Утверждение, что 13-й Далай-лама был противником Дордже Шугдэна, его оракула и его умилостивления хорошо известно, поскольку оно было распространено в последние десятилетия 14-м Далай-ламой, 1 и подхвачено западными учеными, такими как Джорж Дрейфус.

Несколько тезисов этих утверждений и будут исследоваться. Эта работа является попыткой выяснить содержат ли они что-либо реальное. Она не предназначена для дискредитации Нечунга и его оракула, или 13-го Далай-ламы, а стремиться показать, как историческая хроника была искажена в последние десятилетия.

Предполагаемое запрещение Оракула

Во-первых, утверждают, что Далай-лама 13-й ограничил оракула Дордже Шугдэна. Дрейфус говорит: "Практика Dol-gyal или Shuk-den также всплыли в качестве вопроса, во время правления 13-го Далай-ламы, который вводит ограничения на оракула Шугдэна, но не запрещает его деятельность полностью." Тем не менее, не даны ссылки подкрепляющие столь определенное заявление . Однако, это не удивительно, так как нет известных проверяемых исторических свидетельств в поддержку такого утверждения. Вместо этого, при рассмотрении вопроса о запрещении оракулов 13-м Далай-ламой, мы обнаруживаем упоминаия оракула Нечунга участвовавшего в известных событиях нестабильного периода геополитической истории Тибета в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.

13-й Далай-лама


Сэр Чарльз Белл (1870-1945) написал биографию 13-го Далай-ламы называемую "Portrait of the Dalai Lama", впервые опубликованна в 1944 году. Это было одно из первых беглых знакомств с жизнью и природой Далай-ламы и его учреждения. 13 Далай-лама бежал в Индию в 1910 году, тогда же, когда Побонка Ринпоче получил посвящения в Золотые Дхармы и семнадцать выражений четырех-лицего Махакалы от Держателя Трона Сакья Драгшул Тринлей Ринчен (т.е. 39-го Сакья Тризина) (стр. 286). Белл встречался c 13-м Далай-ламой, когда тот был в изгнании в Индии, а затем посетил Тибет в 1920 году. Многие недостатки оракула Нечунга рассмотрены в главе 58 «Благородное Поле», где главным образом описывается смерть 13-го Далай-ламы. В этой главе мы находим и воспоминания о британском вторжения в Тибет:

Позднее было замечено, что пророчества передаваемые через оракула Нечунг были неправильными и вредными. В то время британской военной экспедиции в Лхасу в год деревянного Дракона , он указал, что тибетское правительство должно направить солдат против англичан, но солдаты не должны заряжать винтовки, что и было сделано.

В результате, тибетцы потерпели сокрушительное военное поражение от полковника Янгхасбенда. В ответ на это, Белл отмечает, что оракул был уволен со службы:

Этот пророк был уволен после британской экспедиции, а два или три года назад драгоценный защитник восстановил его, позволяя божеству опять войти в него.

Что касается утверждения о том, что 13-м Далай-ламой запрещен оракул Дордже Шугдэна, то в каком времени и пространстве был предполагаемый запрет?

В отношении оракула Нечунга, очень конкретная информация может быть предоставлена на основе публикаций как раз той эпохи, таких, как Sir Charles Bell’s biography и Frederick Spencer Chapman’s Lhasa: the Holy City, опубликованные в 1938 году. Однако, в связи с предполагаемым запретом на оракула Дордже Шугдэна, нет никаких конкретных доступных материалов, которые позволили бы, что-то достоверно утверждать по этому вопросу.

В опровержение предполагаемого запрета в ряде случаев были зарегистрированы обращения к оракулу Дордже Шугдэна во времена 13-го Далай-ламы. Наиболее важным примером является данный оракулом Дордже Шугдэна совет и принятый самим 13-м Далай-ламой! Он находится в биографии Тринадцатого Далай-ламы под названием "phags pa "jigs rten dbang phyug gi rnam sprul rim byon gyi "khrungs rabs deb ther nor bu"i "phreng ba bzhugs so, стр. 620. Здесь говорится, что в 1922 году оракул Дордже Шугдэна дал ваджрное пророчество в присутствии Домо Геше Ринпоче. Он заявил, что Нижняя Монголия (smad hor) поднимается, и как способ обратить это вспять Восточная и Западная ступы в Тибете должны быть отремонтированы. Западной ступой была признана сама Потала, а Восточной ступой была признана Ганден Сердонг или Золотая Ступа содержащая мощи Дже Цонкапы. И биография подтверждает, что их ремонт был проведен.

Джозеф Рок описал публичное призывание оракула Дордже Шугдэна в Восточном Тибете в конце 1920-х в Сунгмас, Тhe Living Oracles of the Tibetan Church (National Geographic, 68: 475-486). Это также оспаривает претензию Дрейфуса, что оракул был разрешен лишь в фиксированных местах, таких как Дромо и Троде Кхангсар. Кроме того, эти утверждения Дрейфуса практически равносильны тому, что оракул вообще не был запрещен, потому что Дромо и Троде Кхангсар были жилищами наиболее важных оракулов того времени, за исключением оракула Панглунга, который мы знаем так же был активен по крайней мере в Кхаме, согласно Джозефу Року. И снова остается вопрос, в какие годы было предполагаемое ограничение на оракула Дордже Шугдэна?

Другое предположение состоит в том, что 13-й Далай-лама запретил всех оракулов на какой-то срок, но это не выделяло бы Дордже Шугдэна как имеющего недостатки. Если это и правда, то это ни как не относится к лишению законной власти Дордже Шугдэна. Как это не маловероятно, если предположить, что существовал запрет на оракула Дордже Шугдэна 13-м Далай-ламой, очень мало понятно о его реальном характере. Если это было на самом деле, то даже не сопровождалось реальным преследованием, и деятельность оракулов продолжалась не ослабевая. И это в сравнении с хорошо документированым запретом на Нечунга, что как видно получает очень незначительное внимание 14-го Далай-ламы и его сторонников.

Предполагаемый запрет умилостивления

Во-вторых, утверждают, что Далай-лама 13-й ограничил умилостивление Дордже Шугдэна, в частности путем персонального ограничения для деятельности Пабонки Ринпоче. Дрейфус говорит: "Наконец, Далай-лама и его правительство оказывало давление на Pa-bong-ka воздержаться от умилостивления Shuk-den... По словам его биографа, Pa-bong-ka обещал не умилостивлять больше Shuk-den."

Это источник Lob-zang Dor-je, Биография Пабонки (pa bong kha pa bde chen snying po dpal bzang po’i rnam par thar pa, лист 471.a-.b.)

Однако, эту информацию на самом деле не возможно найти в печатных изданиях биографии Пабонки Ринпоче. Вебсайт Далай-ламы отсылает к Издателю Nyimo Palden, как публикации, которая содержит переписку между Пабонкой Ринпоче и 13-м Далай-ламой, но никакой информации по этому издателю или публикации не возможно найти. Следовательно, издание, содержащее эту переписку не доступно для проверки, что делает ее подлинность весьма сомнительной и, скорее всего, она сфабрикована.

Кроме того, окружающий контекст и фактическое содержание этого письма также ставит вопрос о его подлинности. Во-первых, нет ни какой даты относительно этой предполагаемой переписки, не возможно сопоставить её с событиями того времени и биографиями участников. Во-вторых, биография Пабонки Ринпоче является хронологической, и он пережил 13-го Далай-ламу приблизительно на 8 лет. Предполагаемая корреспонденция отсылается к крайнему номеру страниц - 471, а два тома биографии опубликованые в Индии, составляют в общей сложности 563 листа в сравнении. В-третьих, в этом письме Пабонка Ринпоче заявляет, что он умилостивлял Шугдэна, потому что "мать-старушка сказала мне, что Шугдэн это божество моей материнской линии." Однако, ни чего этого нет в соответствующих частях его биографии. 2

В любом случае, правда ли это или нет, реальная цена этой переписки еще более снижается при учете того, что Пабонка Ринпоче составляет большую часть своих работ по Дордже Шугдэну в то время, когда 13-й Далай-лама проживал последние годы своей жизни, в тот краткий период его полного всевластия над Тибетом.

В биографии Пабонки Ринпоче, говорится, что в год железной птицы (1921), как и в прежние времена Дордже Шугдэн был неотделим от Пабонки, как тень от тела. Несколько раз ранее, Дордже Шугдэн входил в медиума и просил Пабонку Ринпоче написать новый ритуал вверения жизни, с чем он, наконец, согласился и написал его на основе своего опыта (стр. 375). Далее, в год деревянного быка (1925) по повторным просьбам самого Дордже Шугдэна к Пабонке, тот начал писать обширный ритуал реализации и возвращения Melodious Drum of Victory in All Directions (стр. 418). Таким образом, мы знаем, что Пабонка был побуждаем умилостивлять Шугдэна не матерью, а самим Дордже Шугдэном.

Кроме того, доверие к Дордже Шугдэну в то время не было чем-то необычным, в частности в монастыре Сера. Он ссылается на прямую линию и мастеров, особенно из монастыря Сера, которые также полагаются на Дордже Шугдэна, например аббат тантрического колледжа Сера Тензин Тсондру, Драгри Дордже Чанг, Тричен Тенпа Рабже и Трехор Кхангсар Ринпоче.

В год черной лошади (1930), Пабонка пишет средней длины завершающий ритуал (стр. 496). 13-й Далай-лама скончался в 1933 году.

Таким образом, Пабонка Ринпоче провел более десятилетия параллельно жизни 13-го Далай-ламы в неторопливом составлении этих ритуалов.

Есть ли признаки того, что он работает подпольно в страхе перед упреком Далай-ламы? Если да, то в каком году эти предполагаемые ограничения имели место? 3

в центре 13-й Далай-лама, рядом Чарльз Белл

Разговоры в связи со смертью 13-го Далай-ламы

В частности, 13-й Далай-лама скончался 17 декабря 1933 года после непродолжительной болезни. Чарльз Белл заинтересовавшийся этим вопросом, писал:

Как видно, драгоценный защитник (эпитет Далай-ламы 13-го) ушел в пространство в последний день десятого тибетского месяца, соответствующего середине декабря. День недели воскресенье. По тибетским представлениям, если человек умирает на воскресенье или вторник, это недобрый знак. Люди говорят: "Он умер во время бурного дня".

Он рассказал мне как медиум Оракула Нечунга дал лекарство Драгоценному Защитнику [ДЛ], которое навредило ему.

Вероятно, это были более чем слухи, а Белл пишет в период, спустя семь месяцев, когда он посетил Тибет. В частности, он посетил сына управляющего одной семьи, которые были в тесном контакте с Далай-ламой в течение последних двух лет его жизни. Белл в деталях записывает рассказ служащего, который вкратце описывает, что болезнь началась с небольшого кашля на первый день, однако к вечеру второго дня Далай-лама пропустил свой обычный бульон, в результате чего были созваны придворные. Далее Белл пишет:

Примерно в 11 вечера Драгоценный Защитник потребовал медиума Оракула Нечунга, которого Кунпел Ла спешно вызвал, чтобы поклониться богине, по имени Палхаджог, чье изображение находилось в храме в Лхасе. Медиум пришел сразу и в большой спешке, он даже не задержался, чтобы до прибытия облачится в свою одежду.

В ту же ночь, с часу до двух, медиум дал драгоценному защитнику какое-то лекарство в виде порошка. Когда медиум вышел, Чампа Ла, обычный придворный доктор сказал медиуму: "Вы совершили ошибку в лечении" (Men di norra nangzha). Так вскоре после этого медиум дал другой порошок в соответствии с предписанием Чампа Ла. За все время присутствия он не проронил ни слова.

Затем, на следующий день вечером он [ДЛ] скончался. В дополнение к биографии Чарльза Белла, Мелвин Гольдштейн в History of Modern Tibet, 1913-1951 также дает материал по этому вопросу, после более детального анализа предшествующих и последующих событий (от стр. 141):

В этих обстоятельствах, оракул Нечунг сказал, что Далай-лама должен принять лекарство, известное как "17 героев победителей простуды" (chamjom pawo chupdun) и он сам готовил лекарства в чашке с водой. Большинство респондентов сообщают, что Далай-лама отказался от дозы и что государственный оракул буквально влил его в рот. Состояние Далай-лама сразу ухудшилось, а в полдень он был без сознания. Больше он не сказал ни слова.

В любом случае, без современного следователя трудно узнать правду, было ли лекарство фактическим фактором смерти Далай-ламы, или просто оно не было достаточно эффективным для лечения его болезни.

Так или иначе, в дополнение к ранее плохим военным советам, восприятие неправильного лечение как причасности к смерти Далай-ламы, вероятно, было достаточно для тех, кто зависел от него как надежного оракула для поисков ответов на некоторые вопросы.

Сегодня 14-й Далай-лама похоже испытывает полнейшее доверие к Нечунгу и использует его мнение как аргумент запрета Дордже Шугдэна, а исторически зафиксированный факт запрета 13-м Далай-ламой государственного оракула, ни как не влияет на современную активность Нечунга.

1 "Я изначально был религиозным держателем линии приемственности Кьябдже Пабонки. В частности, я был непосредственным учеником Кьябдже Триджанга Дордже Чанга. С самого начала я стал практиковать Долгьяла под влиянием многих обстоятельств. Постепенно я пришел ко многим значительным сомнениям относительно внешних, внутренних и тайных аспектов и событий касающихся этого. Наконец я посмотрел работы предыдущего Далай-ламы, и в первый раз понял ошибку практики Долгьяла, в результате я прекратил ее." (Speech to an audience dominated by Tibetans from Tibet on 27 March 2006 during the Spring Teachings)

2 Шугдэн передавался в линиях двух коренных учителей Пабонки. Вероятно при фальсификации писем этот факт либо упустили из виду, либо посчитали, что версия с матерью как-то умалит значимость Шугдэна в линии Пабонки и соответственно в линии нынешнего 14-го Далай-ламы.

3 Шугдэн был распространен в самых разных общинах и учительских линиях в Гелугпе, особенно в монастыре Сера. Отсутствуют свидетельства, что монастырь Сера получал письма от 13-го ДЛ, то же касается и других общин. Так же предпологаемый запрет не согласуется с фактом, что при последнем Регенте и новом Далай-ламе статуи Шугдэна стояли во многих монастырях гелуг. Если принять версию запрета то придется признать, что потомки массово ингорировали мнение 13-го Далай-ламы или останется только сделать вывод, что статус этого Далай-ламы как религиозного авторитета для Гелугпы был не велик.

Далай-лама XIII, Тубдан-Джямцо (1876-1933) - наиболее известный из Далай-лам. Его внешнеполитическая деятельность в конце 19 и первом десятилетии 20 века была направлена главным образом на противодействие притязаниям Великобритании, которая наиболее активно стремилась подчинить Тибет своему влиянию.

В 1890 года Англия окончательно захватила вассальное государство Тибета - Сикким (см. Англо-китайское соглашение 1890 года) и затем, в целях дальнейшего проникновения в Тибет, пыталась установить непосредственные дипломатические отношения с правительством Лхассы. Вице-король Индии лорд Керзон обратился с соответствующим письмом к Далай-ламе XIII, но последний возвратил письмо без ответа.

В противовес натиску Англии Далай-лама XIII искал сближения с Россией. В 1900 году он направил к царю одного из высших тибетских лам, забайкальского бурята Агван Доржиева, который был принят Николаем II в Ливадии. В 1901 году Доржиев вновь прибыл в Россию во главе буддийской миссии. В том же году учёный-ориенталист забайкальский бурят Цыбиков в качестве паломника совершил путешествие в Тибет, около года жил в Лхассе и был принят Далай-ламой XIII.

В связи с этими визитами в Европе стали распространяться слухи о существовании тайного русско-китайского договора относительно совместного протектората над Тибетом. Одна английская газета в Китае даже опубликовала текст этого "договора".

Не добившись дополнительных уступок от Тибета дипломатическим путём, Англия в 1904 году предприняла военную экспедицию в Лхассу (см. Лхасский договор 1904 года). Обстановка благоприятствовала Великобритании, ибо Россия была занята войной с Японией.

Перед вступлением английских войск в Лхассу Далай-лама XIII бежал в Ургу (Внешняя Монголия). Под давлением Англии китайское правительство хотело лишить Далай-ламу XIII его светской власти в Тибете. Послушный приказу, полученному из Бэйпина, глава ламаитской церкви в Монголии Богдо-ге-ген (...) не встретил Далай-ламу XIII и даже не пожелал предоставить ему резиденцию в каком-либо из ургинских монастырей.

Далай-лама XIII установил связь с Россией через русского консула в Урге. Здесь же от имени Русского географического общества Далай-лама XIII приветствовал прибывший из Петербурга русский исследователь Центральной Азии Козлов.

Стремясь добиться присоединения России к англо-французской Антанте , Англия пошла на некоторые уступки царю, что привело к подписанию англо-русского соглашения 1907 (...) о Тибете, Иране и Афганистане. Фактическим результатом этого соглашения было также и то, что Англия более не препятствовала восстановлению светской власти тибетского первосвященника. Китайское правительство, уступая давлению России и обеспокоенное перспективой утраты своего влияния в Тибете, поспешило изменить своё отношение к Далай-ламе XIII. Из Урги он уехал в китайский монастырь Утай, откуда несколько раз ездил в Бэйпин и был принят императором. Между Россией и Китаем была достигнута договорённость, согласно которой в 1908 году Далай-лама XIII вернулся в Лхассу.

Однако в 1910 году китайское правительство, убедившись, что Тибет уходит из-под его влияния, послало против него военную экспедицию, которая учинила полный разгром страны. Далай-лама XIII снова бежал из Лхассы, на этот раз к англичанам, в г. Дарджилин в Сиккиме.

Во время китайской революции 1911-1912 годов в Тибете развернулось широкое национальное движение, использовав которое Далай-лама XIII вновь вернулся в Лхассу. Китайские власти были свергнуты, и Далай-лама XIII объявил независимость Тибета. В ответ Китай захватил северо-восточную и восточную части Тибета, из которых были образованы китайские провинции Цинхай и Сикан.

С этого времени Далай-лама XIII сделался проводником английской политики. В 1920 году "по приглашению правительства Лхассы" в Тибет прибыл первый английский посол Белл. В 1926 году в Тибете было создано министерство иностранных дел. Тибетская армия была реорганизована, вооружена и обмундирована англичанами. Далай-лама XIII дал согласие Англии на постройку в Тибете аэродромов и по её требованию в конце 20-х-начале 30-х годов неоднократно начинал военные действия против Китая. Далай-лама XIII стал всё более опираться на армию и окружил себя военными деятелями проанглийской ориентации. Это вызвало недовольство ламства, которое образовало антианглийскую (первоначально - прокитайскую) партию во главе с Панчен-ламой. В 1924 году Далай-лама XIII отлучил от церкви Панчен-ламу и изгнал его из Тибета. В дальнейшем Панчен-лама сделался агентом Японии, и внутренняя борьба в Тибете в значительной степени была отражением англо-японского соперничества в Центральной Азии.

Смерть Далай-ламы XIII вызвала подозрения, что он был отравлен прояпонскими ламами.

После смерти Далай-ламы XIII Тибетом управляло регентство. Затем, в 1940 году, Далай-ламой XIV был провозглашён Даньцзин-Джямцо (р. 1935), выбор которого одобрило китайское правительство в Чунцине. Далай-лама XIV был коронован в 1940 году в присутствии представителей Англии и Китая. До его совершеннолетия во главе управления Тибетом осталось регентство.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.