Как празднуют Рождество православные христиане.

1 Какое событие произошло в Рождество

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у евангелистов Луки и Матфея

Император Ирод приказал провести перепись населения, а для этого каждый должен был придти в свой город. Иосиф, потомок Давида, и его жена Мария направились в Вифлеем. Им не хватило места в гостинице и они остановились в пещере, которую использовали в качестве хлева для скота. Там Мария родила Иисуса и положила его в ясли.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну.

2 Почему дата православного Рождество отличается от католического

Григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Россию, был введен в 1582 году папой римским Григорием XIII. Тогда как в России продолжали пользоваться Юлианским. Григорианский календарь в нашей стране был введен в 1918 году, однако Русская Православная церковь этого решения не одобрила и продолжает пользоваться Юлианским. В XXI веке разница между датами по двум календарям составляет 13 дней.

3 Кто празднует Рождество

Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики, но и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных Православных Церквей мира, которые придерживаются Новоюлианского календаря, совпадающего с Григорианским.

Рождество отмечают в ночь с 6 на 7 января четыре православные Церкви — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. А также афонские монастыри, живущие по Юлианскому календарю, и многие католики восточного обряда(например, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

4 Как празднуют Рождество

В Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост. В сочельник(ночь с 6 на 7 января) он особенно строг.

В церквях проходит всенощное бдение. В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них «Славим Его!».

5 Почему канун Рождества называется Сочельник

Название Сочельник происходит от слова «сочиво». Это пшеничные зёрна, размоченные соком из семян. Сочивом принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция ничего не есть «до первой звезды» связана с преданием о том, что в ночь Рождества над пещерой, где была Мария, появилась вифлеемская звезды, возвестившей о рождении Христа.

В то время как у православных россиян, принято праздновать его позже, 7 января . Почему возникла такая разница в датах? Попробуем это выяснить.

Итак, давным-давно, еще за полвека до рождения Иисуса , Юлий Цезарь ввел взамен старого римского календаря новый, юлианский. В юлианском календаре каждый 4 год – високосный, он на день длиннее обычного (добавляется 29 февраля). Таким образом, юлианский год в среднем равен 365.25 дней, что больше солнечного года на 11 минут.

Легко посчитать, что, по юлианскому календарю, каждые 130 лет накапливается один лишний день. Так праздник Рождества, изначально почти совпадающий с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигался в сторону весны, да и Пасха уже не попадала на прежнее место.

Астрономам и духовенству был, естественно, на лицо факт несовершенства юлианского календаря. И вот в 1582 году постановлением папы Григория XIII был введен другой календарь, григорианский, и следующим днем после 4 октября было объявлено 15 октября.

Более высокая точность нового календаря обуславливалась тем, что в нем високосными признавались не каждый год, кратный четырем. Так, года кратные 100 и не делящиеся на 400 високосными не являются. По этому правилу годы 1700, 1800 и 1900 не являются високосными, так как они кратны 100 и не кратны 400. Годы 1600 и 2000 - високосные, так как они кратны 400. Погрешность в целые сутки в григорианском календаре накапливается уже не за 130, а за 3280 лет.

Последними из европейских протестантских стран, перешедших на новый календарь стали Англия и Швеция. Это произошло в XVIII веке. А Россия и вовсе приняла новый стиль в 1918 году, когда разница между юлианским и григорианским календарями уже увеличилась до 13 дней. В итоге мы сейчас живем по григорианскому календарю.

И православные, и протестанты, и католики отмечают Рождество 25 декабря, просто делают это в соответствии с разными календарями. Католики и протестанты празднуют его в соответствии с тем же календарем, по которому мы сейчас живем. Ряд православных церквей (Константинопольская например) руководствуются новоюлианским календарем и отмечают Рождество так же, 25 декабря по новому стилю.

Ну а Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, упорно празднуют Рождество Христово 25 декабря по старому стилю, что соответствует 7 января современного григорианского календаря. К слову, отмечая Рождество 7 января, правильно встречать Новый год 14 января (эта дата называется – ).

Стоит так же отметить, что, из-за нарастающей разницы между юлианским и григорианским календарями, православные христиане, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество уже не 7 января, а 8 января (в переводе на новый стиль), при том, что в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

Итак, из-за консервативных взглядов Русской Православной Церкви, мы в России отмечаем Рождество не в тот же день, что и западные христиане. Но так ли это важно? Гораздо дороже чудесная атмосфера праздника, который призван сближать, а не разделять всех нас. В конце-то концов, Бог у всех верующих один, что у православного, что у протестанта. В Белоруссии так и вовсе государственными праздниками являются и 25 декабря, и 7 января .

Ответ на самом деле достаточно прост: это не две разных даты Рождества, а одна и та же, но согласно разным календарям. Запутались? Ничего страшного, сейчас дадим справку!

До 16 века использовался юлианский календарь, который ввели еще при императоре Юлии Цезаре. За столетия пользования накопилась ошибка между реальными астрономическими и природными явлениями и самим календарем. Это приводило к неправильным расчетам празднования главного христианского праздника — Пасхи, и некоторых других, которые не имели фиксированной даты в календаре. Это вынудило главу Римской католической церкви — папу Григория XIII инициировать реформу. Расчеты показали, что на то время юлианский календарь отстал на 10 дней. В новом календаре некоторые високосные годы опускались — если даты с двумя нулями на конце не делились без остатка на 400, например 1700, 1800, 1900 — то они високосными не являются, а вот 1600, 2000 — високосные. В честь папы новоизобретенный календарь был назван григорианским.

Россия довольно поздно, только в 20 веке, перешла на григорианское летосчисление, а Русская православная Церковь так и вовсе не перешла, и отмечает все праздники согласно юлианскому календарю. Разница между календарями в 21 веке составляет 13 дней, а в следующем веке будет и вовсе 14 дней. Согласно юлианскому календарю Рождество также празднуют 25 декабря, но так как весь мир, в том числе и Россия живут по григорианскому, приходится эта дата на 7 января по современному (новому) стилю.

Кстати, оттуда же российское празднование Старого Нового года — согласно юлианскому календарю новый год наступает с 13 на 14 января.

Григорианский календарь оказался более точным, чем юлианский — ошибка в три дня в нем накапливается за 10 000 лет.

Говорят еще «старый стиль» и «новый стиль». Григорианский, современный календарь, который мы все с вами используем — это и есть по «новому стилю». Юлианский, устаревший календарь, по которому Рождество празднуют 7 января — это называется по «старому стилю».

Еще один вопрос, который может заинтересовать вас, касается самой даты: почему Рождество празднуют именно 25 декабря? Дело в том, что в конце декабря древние римляне праздновали «сатурналии» в честь одного из великих богов римского пантеона — Сатурна, а также «Непобедимого Солнца» (Sol Invictus). Последний праздник приходился ровно на 25 декабря — ввиду удлинения светового дня. Привязанность к этим празднествам оказалась столь крепкой, что даже с утверждением христианства в качестве государственной религии, было трудно отучить подданных империи от давней языческой привычки. И церковные лидеры решили перенести на 25 декабря один из ближайших, давно празднуемых церковных праздников, отмечавшегося 6 января — в одних церквях как Рождество Христа, в других как Богоявление (Крещение Господне). Впоследствии, 6 января так и осталось для всей Церкви днем Богоявления и по юлианскому календарю празднуется, например, 19 января. Только в Армянской Апостольской Церкви 6 января остается одновременно и днем Рождества, и днем Богоявления, как это и было в древней Церкви до 4 века.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников . В этот день все с благодарностью вспоминают о том, что 2000 лет назад Бог ниспослал к нам своего первородного Сына, Иисуса Христа, подарив надежду на спасение всему человеческому роду. Рождество Христово празднуется в католических и протестантских странах 25 декабря по григорианскому календарю . В России православная церковь празднует Рождество тоже 25 декабря, но по старому стилю , т.е. по юлианскому календарю , что соответствует 7 января по новому стилю. На первом Вселенском Соборе в Никее был предложен расчет даты Пасхи. По мнению епископов, все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Эта система расчета Пасхи именовалась Александрийской Пасхалией. Спустя время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Как оказалось, проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. В том, 325 году, равноденствие приходилось на 21 марта, а ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней. Получалось, что нарушается правило «Первый воскресеный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между весенним равноденствием и 21 марта. С одной стороны проблема была решена, но с другой стороны, ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определении даты собственно Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному календарю - и отмечать Рождество православным нужно именно 7 января. Юлианский и григорианский календари В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя. Юлианский календарь был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген с группой александрийских астрономов. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным. После смерти Юлия Цезаря в его честь был назван седьмой месяц года – июль. Последнее изменение в календарь внёс император Август, переименовав восьмой месяц в август. Чтобы в августе было столько же дней, сколько и в июле (месяце Цезаря), он добавил к нему один день – тридцать первый день, изъяв его из февраля. Так февраль стал самым коротким месяцем в году. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. римские консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день – 29 февраля. Условились называть високосными те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней. Вторая «великая» реформа календаря произошла в XVI в., и связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годом составляет 11 мин.14 сек.; в связи с этим юлианский календарь отставал от природы, и со временем день весеннего равноденствия (от которого, по решению Никейского собора 325 г., отсчитывался день празднования Пасхи и который был «намертво» закреплен за 21 марта) указывал на все более ранние числа календаря. К концу XVI в. эта дата «убежала» вперед на 10 дней. Это чрезвычайно затруднило расчет Пасхи. И Папа Григорий XIII решается произвести реформу. Согласно реформе, дата весеннего равноденствия директивным образом опять возвращалась к 21-му марта. В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582 году: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 г. и Швеция). Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если: 1) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или 2) его номер делится без остатка на 400. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней. В России григорианский календарь был введён большевистским правительством 24 января 1918 года. Из-за этого Новый год стали отмечать раньше, чем Рождество Христово. Введение нового календаря привело к появлению праздника под названием «Старый Новый год».


Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.


В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.

Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.


Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.

Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.


Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова


На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.


Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу".


Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.


Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.



Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.


Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.


Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.