Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», куда вошло стихотворение «Русский язык», которое обычно вешают на стены в классных комнатах наших школ. И не зря - в этом стихотворении автор выражает свою любовь к Родине, а здесь и до патриотизма недалеко:) Вот это стихотворение:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе», большая часть которых затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.

«Стихотворения в прозе»

В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как Собака, Дурак, Два четверостишия, Воробей, Роза, Милостыня, Лазурное царство, Два богача, Памяти Ю. П. Вревской, Последнее свидание, Порог, Щи, Враг и друг, «Как хороши, как свежи были розы…», Мы еще повоюем! и Русский язык. Ознакомится с произведением можно вот по этой ссылке .

Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.

Этот цикл отчасти продолжает Записки охотника, в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Выражение любви к родине в стихотворении «Русский язык»

Миниатюру же Русский язык следует выделить отдельно, поскольку здесь Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения.

Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык - это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык.

Тургенев многое сделал для переводов, для того, чтобы иностранцы могли читать русскую литературу. Однако главное для него остается в России. Он верит в душевную силу своего народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть любые трудности.

«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
»
Иван Тургенев

Десталинизация

Ошарашенная 11 декабря тем, что в Москве так много русских и взявшая реванш за собственную растерянность на разгоне «фашистского путча» московских детей милиция столицы видимо получила указание разобраться с «русским фашизмом» т.с. системно. Ну а какая нынче может быть система - только одна - ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ!

Надо сказать, что нынешние идеологи либерал-демократии трактуют её (десталинизацию) как тупое подражание историческому антисталинизму. Если предположить, что «сталинская» эпоха охватывала в истории СССР период с 37 до 53 года, то вполне понятно, что всё, что вне этих временных рамок, а особенно то, что непосредственно к ним примыкает - и есть образец классического антисталинизма. До 37-го - это троцкизм, сатанинская диктатура Ягоды и кровавая - Ежова. После - анитиправославное безумие хрущёвской оттепели. Показательно, что и до 37-го и после 53-го одним из главных фигурантов антисталинизма был Хрущёв. И мы, сталинисты, задумываемся - что же было общего в тех проклятых годах (ежовщины-хрущёвщины до и после)? Не то ли, что тогдашняя «элита» бешено и самозабвенно занималась доносительством, стремясь вознести свой «революционный порыв» в высокую степень гражданского безумства.

Но демократ либерального разлива смотрит иначе: до 37-го - эпоха революционных гениев, после 53-го - эпоха гениев и страдальцев культуры. А органы? Что органы? Их предназначение - претворять страсти борцов с религиозным мракобесием, атисемитизмом, великорусским шовинизмом и контрреволюцией в скучные строчки уголовных дел, в тюремную баланду, в страх перед «хозяевами жизни» - борцами за светлое будущее. Похоже, что объявленная десталинизация пытается восстановить классические традиции антисталинизма 20 века: ГПУ, ежовщины и хрущёвщины одновременно.

Именно так было воспринято работниками православного издательства «Святая Гора» появление у стенда № 69 на выставке-ярмарке «Рождественский дар» наряда милиции с автоматами. Старший страж порядка сурово пояснил - поступают многочисленные жалобы по поводу экстремистских деяний издательства. Нужно реагировать. Экстремизм и фашизм пресечь!

В чём же усмотрели экстремизм добровольные и анонимные помощники милиции, а с помощью их указующего перста - и сами бдительные стражи? Но прежде чем задохнуться от возмущения вместе со свободолюбивыми борцами с экстремизмом, поясним читателю некоторые обстоятельства дела.

Издательский дом «Святая гора» (http://agionoros.ru) весьма уважаемое в православном мире издательство. Основное направление деятельности «Святой Горы» - это перевод и издание духовных сокровищ Православия Греции, Афона, Румынии, Грузии… - т.е. вселенского Православного духовного наследия. Именно издательство «Святая Гора» на основании благословения наследников Старца Паисия Святогорца перевело и опубликовало ставший уже многолетним бестселлером 5-томник Старца, его Житие. Среди переведённых и изданных «Святой Горой» сокровищ греческого Православия сочинения равноапостольного Косьмы Этолийского и богословские исследования о нём, писания таких авторитетнейших греческих богословов как Архимандрит Георгий (Капсанис), протоиерей Феодор Зисис, румынского богослова иеромонах Рафаила (Нойка), житие архимандрита Гавриила (Ургебадзе), русского богослова и философа М.М.Дунаева. Многие годы на собственные средства Издательский дом содержит Школу византийского пения. Издаются книги и диски по по церковному византийскому пению. Голоса учащихся Школы можно услышать в храме болгарского подворья (на Таганке) на праздничных богослужениях. Но причем тут экстремизм? - спросит благочестивый читатель. Действительно, тут он не причём. Но, рекламируя на православной выставке-ярмарке свои переводческие труды, Издательский дом «Святая Гора» посмел разместить билборды с надписью - «Здесь говорят по-русски»!

Вы дурак или враг народа?

Заметим, реклама была размещена не на Манежной (там бы она могла бы выглядеть не всегда достоверной), не в общественной палате или ином присутственном месте. Она была на ярмарке, православной(!) ярмарке, у стенда издательства переводной (на русский язык!) литературы.

Когда в 2003 году во время «прямой линии» В.В. Путину был задан провокационный вопрос о допустимости использования националистической риторики (в частности, лозунга «Россия для русских!») в предвыборной агитации, Путин ответил, что в многонациональной России подобная риторика недопустима: “Тот, кто говорит: “Россия - для русских”, знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям - это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия - многонациональная страна. Что такое Россия для русских? Они что, выступают за отделение отдельных территорий от России, хотят распада Российской Федерации? Чего они добиваются, подобные деятели? Ответ здесь понятен. Скорее всего, это провокаторы, люди, которые хотят нажить какой-то дешевый капитал на каких-то проблемах, хотят показать себя радикалами и что-то здесь приобрести.

У нас есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Прокуратура должна реагировать на проявления подобного рода, если находит в тех или иных действиях состав преступления…

Что касается тех партий, которые в ходе избирательной кампании допускали вещи подобного рода, откровенно говоря, я этого не видел, потому что не следил уж так внимательно за всеми дебатами. Не знаю, мне кажется, что человек в здравом рассудке и не мог этого сделать, слишком большая нагрузка была на избирателя за прошедшее время. Но, если такие факты есть, я обязательно переговорю с Генеральным прокурором, попрошу его проанализировать все, что известно на эту тему. Реакция должна быть” , - заявил Владимир Путин, справедливо поставив сталинский вопрос (Вы дурак или враг народа?) тем, кто подталкивал провокационными лозунгами страну к расколу. А мы знаем, что услужливый дурак опаснее врага. И после этого, услужливые дураки и враги русского народа перекрасившись (не сомневайтесь, разноцветные либералы это хорошо умеют), много лет приучают нас, что Россия для кого угодно, но только не для русского народа. А если кто-то думает иначе, то он - фашист. И те же фигуранты льют грязь на Путина, как валят мусор на могилу Сталина. А теперь, после грозных окриков Медведева о необходимой мере демократической суровости к русским фашистам признаком этого фашизма пытаются сделать русский язык. Нам пытаются объяснить, что сам факт говорения на русском языке тоже признак фашизма. А хрен Вам, господа хорошие!

Ещё месяца не прошло с русского вопля на Манежке - «Верните нам Родину, верните справедливость!», - как те же русские парни-милиционеры, вместо того, чтобы разобраться с доносчиками, разжигающими национальную рознь - эту рознь им помогают разжигать. Вместо того, чтобы схватить за руку грязных провокаторов, пытающихся оклеветать русский народ, «объяснения» берут с тех, кто говорит по-русски просто потому, что это его родной язык. А ведь ещё не арестованы убийцы Волкова и не осуждены убийцы Егора Свиридова, не пойманы убийцы Павла Казакова и Максима Сычёва. По улицам Москвы по прежнему бегают банды с травматическим оружием и ножами. Милиции что - делать нечего? Зачем они припёрлись на православную книжную ярмарку - книжки покупать? Да и кто натравил? Вряд ли мрачный сержант с автоматом и откроет тайну осведомителя. Напомним милиции, и её добровольным помощникам:

«Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (Конституция РФ, ст. 26.2)

«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык» (Конституция РФ, ст. 68.1)

Русский язык как высший мировоззренческий уровень защиты Отечества

Пока нет широкого ясного понимания, что самым ценным ресурсом нашего общества и главным направлением нападения на нас является русский язык, который определяет информационный запас (ресурс) нашего общества, а вовсе не нефть, газ и прочие материальные ресурсы. Это давно и хорошо понимают наши враги. Походы орд мамаев, тевтонов и прочих рыцарей на наши земли начались в незапамятные времена, когда ни о нефти, ни газе не слыхивали… Многие читали прекрасную книгу А. Паршева «Почему Россия не Америка?», посвященную как раз этому вопросу. Автор убедительно показывает всю экономическую нерентабельность какого бы то ни было производства в наших природных экстремальных условиях чего бы то ни было, кроме мороженого. Но оставляет открытым вопрос, почему запад тут как тут и уходить добровольно с наших нерентабельных просторов вовсе не собирается. В чем тут дело? А в том, что Россия обладает более ценным и уникальным ресурсом, чем природные минералы вместе взятые. Весь опыт развития науки и техники показывает, что прорывные открытия в науке, развитие пионерских отраслей техники возможны только на базе корневого, т.е. систематизированного языка, которым является живой русский язык. На западе роль систематизированного языка по сей день выполняет мёртвая латынь, созданная в древности именно для этого. Именно по этой причине живое гагаринское «Поехали!» впервые могло прозвучать только по-русски!

Создание силиконовых долин в России, за которое мы с энтузиазмом берёмся, должно быть осмыслено именно с этой точки зрения. Запад давно столкнулся с той проблемой, что утекшие на запад русские мозги быстро вянут и прокисают, оторванные от корней. Там давно поняли, что гораздо рациональнее снимать сливки дерзких научных озарений на самом месторождении русского языка, т.е. в России.

Ведь наш язык имеет совершеннейшую корневую систему кодирования, т.е. рационального хранения несметных образных богатств и знаний. Именно корневая система языка позволяет добывать по мере надобности необходимые знания. Корневая система русского языка подобна систематическому каталогу библиотеки. После разорения каталога какое-то время порядок в библиотеке продержится, но неизбежно книги перепутаются, и разыскать необходимые знания в них будет всё труднее и, наконец, невозможно вовсе. Новым книгам также не найти путей к читателям через такую библиотеку. А ведь книги это всего лишь «законсервированные» мысли людей. Русские мыслители давно пришли к выводу, что Нет силы более разрушительной, чем переход на бескорневой язык.

Пока не является предметом широкого обсуждения и осмысления содержание постоянно ведущихся реформ русского языка, направленных именно на разрушение корневой системы и уменьшение количества букв. Более того, русский язык массово преподаётся только в средней школе, а ликвидация обязательного экзамена по русской литературе влечет необязательность глубокого изучения Пушкина, Гоголя, Толстого и других источников чистого русского языка, разрушает стержень культурного пространства России. Хочется напомнить всем читателям сайта замечательные слова, которые сказал Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 года:

«…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

(1 вариант)

Лирическая миниатюра «Русский язык» – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом.

Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И.С. Тургенев пишет «Стихотворения в прозе», с помощью которых доносит до читателя свои мысли и чувства. Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания, настроения автора. Одна из самых известных тургеневских миниатюр цикла «Стихотворения в прозе» – «Русский язык».

В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины». Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И.С. Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

Таким образом, лирическая миниатюра И.С. Турге-

Нева «Русский язык» вмещает огромное содержание: размышления писателя об особенностях родного языка и его связи с простым народом.

(2 вариант)

В этом стихотворении в прозе И.С. Тургенева нет сюжета, но есть композиция и ярко выраженная авторская позиция. Его можно разделить на несколько частей: первая – условия, время, причина обращения к языку как к жизненной опоре («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора…»); вторая – характеристика языка («…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»); третья – риторический вопрос, повторное утверждение того, что единственной опорой и надеждой на лучшее в критические для родины дни является язык («Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»); четвертая – рассуждение о том, что великий язык дан великому народу и другой мысли автор не допускает («Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»). Судя по тому, что автор впадает в отчаяние «при виде того, что совершается дома», он в это время находится за пределами России. И тем дороже ему родной язык, да и не только язык. Тургенев гордится русским языком, русской литературой, культурой. Он многое сделал для того, чтобы иностранцы смогли читать русские романы, повести, рассказы, лирику. Что такое «русский язык» для русского человека? Это способ самовыражения человека, способ выразить свою мысль, сделать ее доступной для многих.

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадат
ь...

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...


И. С. Тургенев

Стихотворение в прозе «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? - Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Июнь 1882 г.

К. Бальмонт

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.

Валерий Брюсов

Родной язык

Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству,
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель,
Твой мир - навек моя обитель,
Твой голос - небо надо мной!

1911

И. А. Бунин

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Москва, 1915

Н. Гумилёв

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.


1919

И. Сельвинский

К вопросу о русской речи

Я говорю: «пошел», «бродил»,
А ты: «пошла», «бродила».
И вдруг как будто веяньем крыл
Меня осенило!

С тех пор прийти в себя не могу...
Всё правильно, конечно,
Но этим «ла» ты на каждом шагу
Подчеркивала: «Я — женщина!»

Мы, помню, вместе шли тогда
До самого вокзала,
И ты без малейшей краски стыда
Опять: «пошла», «сказала».

Идешь, с наивностью чистоты
По-женски всё спрягая.
И показалось мне, что ты —
Как статуя — нагая.

Ты лепетала. Рядом шла.
Смеялась и дышала.
А я... я слышал только: «ла»,
«Аяла», «ала», «яла»...

И я влюбился в глаголы твои,
А с ними в косы, плечи!
Как вы поймете без любви
Всю прелесть русской речи?

1920 г.

А. Ахматова

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!

Н. Заболоцкий
Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

1948

М. Дудин


Стареют ясные слова

От комнатного климата,

А я люблю, когда трава

Дождем весенним вымыта.

А я люблю хрустящий наст,

Когда он лыжей взрежется,

Когда всего тебя обдаст

Невыдуманной свежестью.

А я люблю, как милых рук,

Ветров прикосновение,

Когда войдет тоска разлук

Огнем в стихотворение.

А я люблю, когда пути

Курятся в снежной замяти,

А я один люблю брести

По темным тропам памяти.

За тем, что выдумать не мог,

О чем душа не грезила.

И если есть на свете бог,

То это ты - Поэзия.
1955 г.

В. Шефнер


СЛОВА


Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
1956

Б.Ахмадулина

СВЕЧА

Геннадию Шпаликову

Всего-то - чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Все чаще, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
1960

Б. Окуджава


ДВА ВЕЛИКИХ СЛОВА


Не пугайся слова "кровь" -
кровь, она всегда прекрасна,
кровь ярка, красна и страстна,
"кровь" рифмуется с "любовь".

Этой рифмы древний лад!
Разве ты не клялся ею,
самой малостью своею,
чем богат и не богат?

Жар ее неотвратим...
Разве ею ты не клялся
в миг, когда один остался
с вражьей пулей на один?

И когда упал в бою,
эти два великих слова,
словно красный лебедь,
снова
прокричали песнь твою.

И когда пропал в краю
вечных зим,
песчинка словно,
эти два великих слова
прокричали песнь твою.

Мир качнулся.
Но опять
в стуже, пламени и бездне
эти две великих песни
так слились, что не разнять.

И не верь ты докторам,
что для улучшенья крови
килограмм сырой моркови
нужно кушать по утрам.

И.Бродский


Мы незримы будем, чтоб снова

в ночь играть, а потом искать

в голубом явлении слова

ненадежную благодать.

До того ли звук осторожен?

Для того ли имен драже?

Существуем по милости Божьей

вопреки словесам ворожей.

И светлей неоржавленной стали

мимолетный овал волны.

Мы вольны различать детали,

мы речной тишины полны.

Пусть не стали старше и строже

и живем на ребре реки,

мы покорны милости Божьей