Лексическая тема «Зима». Лексическая тема зима

1«Какой может быть?»

Снег –...(белый, пушистый)

Зима -...(тѐплой, суровой, холодной)

Мороз -...(сильный,слабый, трескучий)

хоровод –...(большой, дружный, красивый, весѐлый)

снеговик -...(большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

2. Игра «Что делает?»

СНЕГ: идѐт, тает, кружится, летает, падает,ложится, сверкает, скрипит, вьѐ

тся. СНЕЖИНКА: тает, падает, идѐт, кружится, ложится, вьѐтся. ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт. ДЕТИ ЗИМОЙ(что делают?) –играют, бегают, катаются, лепят, скатываются

3. Назови ласково:

зима –зимушка, снег –снежок, санки –, ѐлка -, снеговик -, горка –

4. Один –много (множественное число):

хоровод –хороводы, подарок -, хоккеист –, снежок –, праздник -, лыжник –, горка -, клюшка -, ѐлка -

5. Посчитай

одна гирлянда, две..., три..., четыре..., пять; один снежок, два..., три..., четыре..., пять....

одна снежинка, две..., три...,четыре....пять..; один сугроб, два..., три.., четыре..., пять...

7.«О чем можно сказать?»

Замерзает –река, Наступает -...зима, Кружатся -...снежинки, Летят -...снежинки, Надели -...шапки, шубы, Обули –...сапоги, валенки

8.«Продолжи предложения»

Зимой люди ходят в...(шубах, шапках...). Зима приносит...(снегопады, морозы) Зимой замерзает вода на...(реках, озерах...) Я люблю кататься зимой на...(коньках, лыжах...).

9. «Что лишнее и почему?»

Панама, шапка, ушанка. Сапоги, валенки, сандалии. Август, декабрь, февраль

10. «Придумай слово» образование родственных слов

Снег –снежок –снежочек –снежинка –снегопад –снеговик –снеговичок –снежки

–снегоход –снегокат –снежный –заснежило –снежище –снегурочка

–снегирь –белоснежный –Белоснежка –подснежник.

12. Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам?

13. Исправь ошибку:

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

14.Пересказ рассказа «Гостья-Зима».

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю бел

ым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лѐд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещѐ можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это –зимние забавы. Мы очень любим зиму.»

Вопросы для пересказа:

Кто пришёл к нам в гости? Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны эти подарки? Какое время года было до этого?

Что такое зимние забавы? Чем зима накрыла землю?

Что делает метель, вьюга, ветер, мороз?

9. Игра «Снаряди спортсмена»

13. Найди отличие.

14.Найди пару.

15. Раскрась картинку. Вспомни, как называются зимние забавы, изображенные на картинке. Скажи без чего невозможно заниматься каждой из этих забав.(кататься на коньках нельзя без коньков и т.д.)

Лексическая тема: «Транспорт. ПДД.»

1. Кто такие пассажиры? Пешеходы?

2. «Назови ласково»

паровоз –

самолет –

машина –

корабль –

лодка –

вертолет –

3. Закончи предложение

Машинисты водят …

Летчики летают на …

Шоферы ездят на …

4. Как назвать остановку:

Трамвая – трамвайная

Автобуса - …

Троллейбуса –

5. Какой ты знаешь специальный транспорт?

6. Для чего некоторым видам специального транспорта нужны сирена и мигалка?

7. Зачем нам нужен специальный транспорт? (пожарная, полицейская, скорая, снегоуборочная, поливальная машины, бульдозер, экскаватор, каток)

9. Собери предложение:

Машина, ехать, по, городская, улица

Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус

10. Исправь предложение:

Дом подъехал к машине

Бензин кончился, потому что остановилась машина

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

1. Обсудить на прогулке, что на улице происходит зимой:

Сейчас зима. Вся земля покрыта снегом. На детской площадке лежат сугробы – большие кучи снега. Стало холодно, на улице мороз. Люди надевают тёплую зимнюю одежду, чтобы не замёрзнуть – шубы, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапки. Небо серое, облачное, пасмурное. Солнышко светит, но не греет. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. На крышах домов висят сосульки. Дует сильный ветер – метель. Падает снег – снегопад. Зимой можно кататься по снегу на санках, лыжах, лепить снеговиков, строить снежные башни, играть в снежки, кататься с горки.

2. Подбор прилагательных к существительному

Снег какой? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, мягкий, лёгкий…)

Снежинки какие? (белые, маленькие…)

Лёд какой? (холодный, прозрачный, гладкий, скользкий, твёрдый…)

Сосулька какая? (холодная, прозрачная, гладкая, скользкая, твёрдая…)

Погода какая? (холодная, морозная, пасмурная…)

Ветер какой? (сильный, холодный, морозный…)

Какую одежду надевают люди зимой? (тёплую, зимнюю)

3. Подбор существительных к глаголу

Что тает? (снег, снежинка, сосулька)

Что на земле блестит? (снег)

Что дует? (ветер)

4. Подбор глаголов к существительному

Снежинки зимой что делают? (падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...)

Снег что делает? (падает, ложится, лежит, идёт, кружится, хрустит, блестит, искрится, сверкает, переливается, тает…)

Ветер что делает? (дует, задувает, воет...)

5. Употребление глаголов в прошедшем времени (сегодня снег падает, а вчера…падал, сегодня снег ложится, а вчера…)

6. Задавать другие вопросы по теме:

Какое сейчас время года?

Чем покрыты деревья и земля?

Где висят сосульки?

Где лежит снег?

Что висит на крышах домов?

Какую одежду надевают зимой?

Зачем люди надевают зимой тёплую одежду?

Что такое сугробы?

Что можно делать зимой на улице?

7. Назови ласково (снег – снежок, лёд – ледок, льдинка, снежинка, сосулька, горка, сугроб, ветер, солнце, санки, снеговик)

8. Скажи наоборот

Снег мягкий, а лёд…Летом жарко, а зимой…Одни сосульки длинные, а другие…

9. Пальчиковая игра

Прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять («идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили («лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

10. Песенки на зимние темы (в лесу родилась ёлочка и маленькой ёлочке холодно зимой)

11. Стихи
А на горке - снег, снег, и под горкой - снег, снег, и на ёлке - снег, снег, и под ёлкой - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише… Не шуметь.

12. Загадки.

Своими словами описать понятия (снег, снежинки, сугроб, сосулька, лёд, ветер, санки, снеговик, горка).

Загадки в стихах:

Белые шапки надели дома, холодно им - наступила …

Дел у меня немало - я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня...

Крыша в шапке меховой, белый дым над головой, двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла...

С неба он летит зимой, не ходи теперь босой, знает каждый человек, что всегда холодный...

На всех садится, никого не боится (снег)

Выпал снег чистейшей пробы, из него везде...

Снегом землю замело - за окном белым-бело, эти белые пушинки называются...

Не колючий, светло-синий по кустам развешан …

Вот полозья, спинка, планки, а всё вместе это – …

До чего же повезло - сколько снегу намело! Выходим спозаранку кататься мы на …

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

названия зимних месяцев;

о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

что последний месяц года - декабрь;

что зимой бывает веселый праздник - Новый год.

Расширение словарного запаса детей:

названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, сне­говик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озе­ра, хлопья, забавы, холод;

признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем - снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой - катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег - снежок,

мороз - морозец,

ветер - ветерок,

лед - ледок,

зима - зимушка,

метель - метелица,

санки - саночки,

холод - холодок,

дерево - деревце,

звезда - звездочка,

солнце - солнышко,

день - денек,

ночь - ночка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один - много» (детям от 5 лет)

Снег - снегов, много снега,

лед - льдов, много льда,

звезда - звезд,

день - дней,

узор - узоров,

ночь - ночей,

снежинка - снежинок,

снеговик - снеговиков,

санки - санок,

буря - бурь,

вьюга - вьюг,

стужа - стуж,

холод - холодов,

забава - забав.

Подбери родственные слова

Снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь... ;

зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые... ;

мороз - морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

лед - ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег - белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима - холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки - белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки - летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать...

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом... (теплый, южный).

Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым... (снегом).

Дети слепили большую снежную... (бабу).

Зимой дети любят кататься на... (санках, лыжах, коньках).

Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):

как ты заметил(а) наступление зимы;

ее первые приметы в природе;

зимние месяцы;

повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;

зимние забавы и развлечения.

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься - люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.

МИНУТКА ОТДЫХА

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Уважаемые родители!

Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в при­роде. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными ма­шинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как теп­ло или холодно, морозно. Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюж­но.)

Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

Лексико – грамматическая тема: «Зима пришла!»

Тема: Составление простых распространённых предложений.

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять, активизировать, развивать словарный запас по теме «Зима». Практическое употребление в речи прилагательных, глаголов. Развивать речевое дыхание, силу голоса.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие произвольного внимания, логического мышления, общей, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Развивать речевую активность. Упражнять в общении.

Оборудование: Картинки с изображением времени года «зима», сюжетные картинки, коробка (посылка), письмо, игрушка обезьянка, снежинки на ниточках.

Дети, сядет тот, кто услышит свое имя.

Стук в дверь.

Дети! Посмотрите! Нам пришла посылка, а к посылке прилагается письмо!

Давайте прочитаем, что в нем написано. Письмо пришло с небольшой задержкой.

К нам пришло письмо одно,

Очень странное оно, вместо марок - три снежинки,

А конверт - из чистой льдинки,

А письмо не на листке, а на беленьком снежке:

Скоро, скоро к вам примчу, на метели прилечу,

Запляшу и закружу, снегом землю наряжу,

И деревья и дома…

И подписано: ….«Зима».

Так от кого же пришло это письмо? (От зимы)

Верно! Она уже наступила.

Давайте все вместе посмотрим, что в посылке лежит? (Картинки с изображением зимы, вывешиваются на доску).

Ребята, давайте позовем кого- нибудь к нам в гости, кто никогда не видел зимы. Например, обезьянку. Она живет в жарких странах, там всегда тепло, жарко и не бывает зимы. Она никогда не видела снега, снежинок, сосулек, льда, не каталась на лыжах, санах, коньках.

(Беседа с детьми по картинкам)

Какое это время года? (Это время года зима).

Что падает на землю? (На землю падает снег).

Где лежит снег? (Снег лежит на земле).

Какая погода зимой? (Зимой погода холодная).

Какие деревья зимой? (Зимой деревья стоят голые).

Во что превращается вода в лужах? (Вода в лужах превращается в лед).

Как одеваются зимой люди (дети, взрослые)? (Зимой, люди одеваются тепло. Они надевают шапки, теплые куртки, зимние ботинки).

Чем, можно зимой заниматься на улице?

(На улице зимой можно кататься на коньках, на лыжах. Можно построить горку и кататься с нее. Можно из снега слепить снеговика).

Какой праздник встречают зимой? (Зимой встречают Новый год).

Молодцы, много интересного узнала обезьянка о зиме!

Зимой ребята часто дует холодный ветер и постепенно он усиливается, это начинается вьюга.

(Логопед изображает вьюгу, дети повторяют).

Давайте с вами изобразим вьюгу с повышением и понижением голоса. Будем тихо – громко произносить звук У .

Дул, дул сильный ветер, и полетели в небе снежинки.

Я превращаю вас в ветер, и предлагаю подуть на снежинки.

Как правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимать. При выдохе щёки не надувать).

«Подул зимний ветерок, полетел снежок

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех»

(Дети дуют на снежинку.)

А теперь давайте согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.

(Дети «греют» ручки).

Физкультминутка:

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять

Идут по столу указательными и средними пальчиками.

Бабу снежную лепили

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили

«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались

Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.

Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

«Едят ложкой» суп.

Ребята, давайте продолжим рассказывать обезьянке про зиму, ей очень интересно.

Если зимой холодно, то она какая?

(Холодная!)

Если зимой морозно, то она какая?

(Морозная!)

Если зимой много снега, то она какая?

(Снежная!)

Если зима продлилась долго, то она какая?

(Долгая!)

Если снег блестит на солнце, то он какой?

(Блестящий!)

Если снег, мягко ложится, он какой?

(Мягкий!)

А если, снег, как пушинки? Он какой?

(Пушистый!)

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то вьюга, то мороз сильный (щеки морозит), то снегопад (снег падает). Я буду задавать вам вопрос, а вы отвечайте.

Снег зимой (что делает?) - идет, летит, падает, кружится, лежит, тает, прилипает.

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает, морозит.

Дети на зимней прогулке (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются, бегают, прыгают, кидают.

Что мы сегодня с вами получили? (посылку).

От кого? (От зимы)

Кто приходил в гости на занятие?

О чем, вы рассказали обезьянке? (о зиме) и т.д.