Последование утрени вместо утреннего правила. Чинопоследование вседневной утрени

11. Вседневная утреня

По уставу вседневная утреня следует обыкновенно сряду после полунощницы. Иерей отдергивает завесу царских врат, берет в руки кадило и, стоя перед престолом, начертывает крест кадилом, возглашая: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков !» Чтец отвечает «Аминь » и чтет «Приидите, поклонимся…» трижды, а затем читаются два так называемых «царских псалма», в которых содержится моление о Царе: псалом 19–ый «Услышит тя Господь в день печали …» и псалом 20–ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь …» Затем следует: «Слава и ныне», Трисвятое по «Отче наш», возглас иерея: «Яко Твое есть Царство …», тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя », Слава, кондак «Вознесыйся на крест волею», И ныне, богородичен «Предстательство страшное …» В течение всего этого времени иерей совершает полное каждение всего храма, начиная с алтаря, причем устав замечает: «долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи: Яко Твое есть Царство, быти ему посреди храма» (Типикон гл. 9). К концу чтения иерей входит в алтарь южными дверьми и, став перед престолом, произносит особую краткую сугубую ектению, состоящую только из трех прошений с возгласом: «Яко милостив и Человеколюбец …» Лик (хор) поет: «Аминь. Именем Господним благослови, отче !» Иерей, начертывая крест кадилом пред святою трапезою, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков ». Лик поет «Аминь », и чтец начинает посреди храма чтение шестопсалмия, в это время иерей чтет тайно утренние молитвы. Далее следует великая ектения. Затем «Бог Господь, и явися нам » (по гласу тропаря) четырежды, и пение тропаря дневному святому. Тропарь поется дважды, затем Слава и ныне, богородичен из числа так называемых «Богородичных от меньших (не воскресных, как в бденные и полиелейные праздники), которые помещаются особым отделом, с распределением по гласам и дням седмицы, в конце Минеи и Псалтири с возследованием, под заглавием: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лето, в вечерни же и на утрени на «Бог Господь», и паки в конце утрени» (Тип. гл. 57). Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, а на «Слава» тропарь другому святому однажды, на «И ныне» богородичен, по гласу второго тропаря. После богородична следует чтение кафизм: от Фоминой недели до отдания праздника Воздвижения Креста Господня (летний период) на утрени стихословится по две кафизмы; от отдания Воздвижения Креста Господня до недели о блудном сыне (зимний период) на утрени стихословится по три кафизмы, исключая период рождественских и крещенских праздников от 20 декабря до 14 января, когда, ради праздников, стихословится так же, как и летом, только по две кафизмы. Две подготовительные недели перед Великим постом мясопустную и сырную также лишь по две кафизмы, «малого ради покоя братии» перед наступлением Великого поста, когда положен совсем особый устав о Псалтири, и на утрени снова бывает по три кафизмы. Совсем особый устав чтения Псалтири на пятой недели Великого Поста и на страстной.

На вседневной утрени, если это не суббота и нет предпразднства или попразднства, не произносится после каждой кафизмы малых ектений, но сразу же следует за каждой прочтенной кафизмой седален Октоиха. Если суббота, то малые ектении произносятся; если предпразднство или попразднство, то читаются седальны минеи и малые ектении перед ними произносятся. По окончании последней кафизмы и седальна читается псалом 50–ый «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», и вслед за прочтением этого псалма, если это обычное время года, а не Великий пост, сразу же начинается канон, состоящий из следующих отдельных канонов, соединяемых вместе:

В понедельник Канон из Октоиха умилительный Господу Иисусу Христу, канон бесплотным силам и канон Минеи святому того дня;

Во вторник Канон покаянен Господу Иисусу Христу, канон святому великому пророку Иоанну Предтечи, и канон Минеи святому дня;

В среду Канон Честному и Животворящему Кресту, канон Пресвятой Богородице и канон Минеи святому дня;

В четверг Канон святым Апостолам, канон свят. Николаю Чудотворцу и канон Минеи святому дня;

В пятницу Канон Честному и Животворящему Кресту Господню, канон Пресвятой Богородице и канон Минеи святому дня.

Что касается службы в субботу, то она имеет свой особый устав: один , когда поется на утрени в субботу «Бог Господь»; другой когда поется на утрени «Аллилуиа».

Но каноны в субботу, когда поется «Бог Господь», поются обыкновенно следующим образом:

Аще ли храм Христов, или Богородицы:

1. Канон храма Христова или Богородицы, с ирмосом на 6; и

2. Канон святому из Минеи: на 4; и

3. Канон мученичен из Октоиха: на 4;

Аще ли храм святого:

1. Канон Минеи святому, который всегда предваряет в субботу: с ирмосом на 6;

2. Канон святому храма: на 4; и

3. Канон Октоиха первый, мученичен: на 4; а второй покойный канон Октоиха поется на повечерии.

В Типиконе есть особая 11–ая глава: «О канонех на утрени всея седмицы», в которой указывается, как соединяются каноны Октоиха с Минеей. Для каждой песни полагается тропарей из всех канонов не более 14–ти, а иногда 12–ть.

Когда в седмичные дни, кроме субботы, не случится святого шестиричного, тогда поются оба канона Октоиха, без всякого опущения в них тропарей: первый канон Октоиха поется на 6, второй на 4 и из Минеи святому на 4. Если случится святый шестиричный или святый со славословием, то в канонах Октоиха опускаются по два тропаря, обыкновенно мученичны, когда они есть. Если случатся два святых, в понедельник, вторник и четверток, второй канон Октоиха вовсе не поется, а в среду и пяток оба канона Октоиха поются без мученичнов. В дни предпразднства, попразднства и отдания праздника каноны Октоиха вовсе опускаются, а вместо них поются каноны предпразднства или праздника, в период же от Фоминой недели до недели Всех Святых каноны Цветной Триоди.

В субботу канон храма святого не поется, если случится память двух святых: тогда поем канон: первому святому со ирмосом на 6; второму святому на 4; и мученичен канон Октоиха на 4. Также, канон храмового святого не поется, если случится память святого со славословием, полиелеем или бдением: тогда, вместо канона храмовому святому, поется канон Богородице. Но канон храма, посвященного Господу или Пресвятой Богородице, в этих случаях не опускается.

На вседневной утрени каждая из песней канона не заключается ирмосом катавасии, как в праздники, но, вместо катавасии, 3–ья, 6–ая, 8–ая и 9–ая песни покрываются пением ирмоса последнего канона из числа тех, которые положено петь в данный день.

После 3–ей песни канона и малой ектении, следует седален Минеи, Слава, и ныне, Богородичен его. После 6–ой песни и ектении кондак и икос, если есть, если нет, то берется кондак из Общей Минеи. После 8–ой песни возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поется «Честнейшую», кроме дней, когда это пение по уставу отменяется.

После 9–ой песни на вседневной утрени обычно поется «Достойно есть, яко воистину» и делается поклон в землю, кроме суббот, после чего уже следует малая ектения. Затем следует светилен, устав которого указан в 16–ой главе Типикона. На вседневной утрени читается светилен октоиха по дню седмицы, Слава, и ныне, богородичен его. Если в Минеи есть светилен святому, то он читается на «Славу» после дневного светильна Октоиха, «и ныне», Богородичен его. Если среда или пяток, то крестобогородичен Октоиха. В субботу же сначала светилен Минеи, потом «Слава», светилен Октоиха, «и ныне», Богородичен его. В дни предпразднства и попразднства светилен святого, «Слава и ныне», светилен предпразднства или праздника. «Светильны дневные во всю седмицу» помещаются в конце Октоиха.

После светильна следует чтение Хвалитных псалмов: «Хвалите Господа с небес » Пс. 148, «Воспойте Господеви » Пс. 149 и «Хвалите Бога » Пс. 150. На вседневной утрени, по большей части, не бывает стихир на хвалитех, то по окончании чтения псалмов иерей возглашает: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков . Чтец: Аминь ». Затем иерей произносит: «Слава Тебе, показавшему нам свет », и чтется славословие, начинающееся словами: «Слава в вышних Богу …» которое несколько отличается от того «Великого Славословия», что поется на праздничной утрени. Затем по славословии произносится Просительная ектения «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви » с обычными возгласами после нее, как и на праздничной утрени, и затем поются стихиры на стиховне с припевами, указанными в Часослове (одни и те же каждый день). Эти стихиры, в которых обычно прославляются св. мученики или крестные страдания Господа, помещаются на каждый день в Октоихе на ряду. Заканчиваются они «Славою и ныне» и Богородичным или крестобогородичным. Затем читается: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по «Отче наш », и по возгласе поется тропарь, Слава, и ныне, богородичен (или тропарь предпразднства или праздника) или крестобогородичен. Затем произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей » с обычным для нее возгласом: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси …» Возглашается: «Премудрость », лик: «Благослови », иерей: «Сый благословен Христос Бог наш …» Лик: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру …» и после этого, без отпуста утрени, читается сразу Первый час, в конце которого произносится уже великий отпуст.

Утреня по Тертуллиану Тем более поэтому в III в. должно было на счет агапы выдвинуться вперед чисто «словесное», «умное» служение Богу. И так как вечер дня был занят Богослужением агапы, то этого рода и характера служение приурочилось к утру и развилось в довольно

Утреня по «Завещанию» Из других памятников III в. известие об утреннем богослужении находим только в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа». Здесь дается уже полный и довольно сложный чин утрени. Об утреннем богослужении под именем «славословия на заре» (collaudatio aurorae)

Епископская утреня «Завещания» «С первой зарей», - предписывает Завещание, - «епископ собирает народ, чтобы совершать службу до самого восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный предстоящими пресвитерами, диаконами и прочими (клириками), говорит:

Возглашение диакона (утреня диаконская) Но надо заметить, что изложенный чин утрени, с которой слилась литургия оглашенных, не полон: так как он помещен в отделе об обязанностях епископа, то он дает только молитвы и возгласы епископа. В другом отделе «Завещания»,

Пресвитерская или будничная утреня по «Завещанию» Представленный чин утреннего богослужения, по «Завещанию» является епископским собственно чином его. По-видимому, он совершался только в праздничные дни, так как «Завещание» дает и другой чин этого богослужения,

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее - свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных {с. 91} представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той

Песненная утреня Утреню в Софии Константинопольской XII в., по свидетельству русского путешественника, «прежде поют пред царскими дверьми в притворе, и вышед поют посреди церкви, и двери отворят райския и третьяя поют у алтаря» . По описанию Симеона Солунского песненная

Утреня Начинаем шестопсалмие, слушая со всяким молчанием и умилением; читающий же брат с благоговением и страхом Божиим произносит:Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей - благоволение. (3)Господи, Ты откроешь уста мои и уста мои возвестят хвалу Твою. (2)Псалом

Утреня 1_Благословен Бог наш…_С_С_23,9_В приходских храмах часто опускается2_Двупсалмие_Ч С_Ч С_22,9_3_Слава Святей…_С_С__4_Шестопсалмие_Ч_Ч_9,7_По указанию Типикона читается предстоятелем_Утренние молитвы_С_С_9_5_Великая ектения_Д Л С_С_9_6_Бог Господь со стихами_Д_Ч С_9_Во глас

Утреня 1_Шестопсалмие_Ч_Ч_2_По указанию Типикона, читается предстоятелем. _Утренние молитвы_С_С_2_2_Великая ектения_Д Л С_С_2_3_Бог Господь со стихами_Д_Ч С_2_Во глас недели. По ук. Тип., возглашается канонархом. _Тропари на Бог Господь_Л_О М_2,48,52_Т: Вск гласа х2 (О); Слава: М, И ныне: Б по

4. Утреня в 4 веке Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: "При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ..." - т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих,

Утреня Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды).Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды).И читается шестопсалмие. Священник же перед св. дверьми читает утренние молитвы

8. Вседневная вечерня Вседневная вечерня совершается накануне тех дней, в которые не случится ни великого, ни среднего праздника; она совершается в дни будничные, а также накануне малых праздников первого разряда «шестиричных» и отчасти накануне малых праздников первого

Великопостная утреня Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только «Приидите поклонимся», а «Святый Боже» по «Отче наш». Вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа» гласа, а вместо тропаря святому -

Утреня см.: Службы суточного круга; Утреннее

Утреня Вторая часть всенощного бдения - утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение.Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов,

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь (см. С.В. Булгаков. Настольная книга, Харьков, 1900, см. 778), - отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас; "Благословен Бог наш..." Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: "Аминь". "Приидите, поклонимся" (когда на утрене поется "Аллилуиа" (вместо "Бог Господь") и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва "Господи и Владыко живота моего...", то после возгласа священника чтец читает не "Приидите поклонимся", а "Царю Небесный...", "Трисвятое", "Отче наш...", "Господи, помилуй (12 раз), "Слава и ныне" и затем "Приидите поклонимся" - см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Великого поста и др.) (трижды) и далее читает псалмы: "Услышит тя Господь в день печали..." (Пс. 19-й), "Господи, силою Твоею..." (Пс. 20-й). Затем "Слава, и ныне", "Трисвятое", "Отче наш..." и тропари: "Спаси, Господи, люди Твоя...", "Слава"... - "Вознесыйся на крест волею...", "И ныне" - "Предстательство христиан непостыдное..."

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится:

"Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: "Благословен Бог наш" (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай" (Типикон, 9 и 22 гл.), подобно тому, как в Ветхом Завете заповедано было Богом, "да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано" (Исх. 30, 7). После каждения священник входит в алтарь "южною страною", т.е. дверью, и кадит престол.

Эти псалмы "глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю" (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением священника. "Долженствует же, - говорится в Типиконе - внимати чтец и священник, егда имать рещи:

"Яко Твое есть царство..." быти ему посреди храма" (Типикона 9 гл.).

По окончании чтения священник произносит сокращенную сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже..." (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 гл.). После возгласа: "Яко милостив..." священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: "Слава Святей, и Единосущной..."

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласам: "Слава Святей..." Хор: "Аминь" и затем поет: "Христос воскресе..." (трижды, косно). В некоторых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церквт.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Оно предваряется следующими литургическими текстами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50 псалма: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмии (т.е. 3,37 и 62).

Эти три псалма сопровождаются славословием: "Слава, и ныне". "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды), "Господи, помилуй" (трижды) и "Слава, и ныне". После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: "Слава, и ныне" и "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой толовой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).

После шестопсалмия следует великая ектения: "Миром Господу помолимся". После великой ектений диакон произносит "Бог Господь..." со стихами. Хор поет: "Бог Господь... (4-жды) на глас следующего за ним тропаря.

Если священник служит без диакона, то великую ектению и "Бог Господь "со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в сложении участвует диакон, то указанная ектения и проч. произносится диаконом (в дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа").

После "Бог Господь" поются тропари. Они поются в следующем порядке:

1. если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (2-жды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи..

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на "Слава" - тропарь другому святому - (один раз) и на "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы".

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Богородичен поется воскресный по гласу "Славы".

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику.. "Слава" - святому, "И ныне" - празднику.

После пения тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (См. Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботою, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму: "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды), (после кафизм полагается, по Уставу, "чтение во Евангелии толковом" - см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.; из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывается в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются), "Господи, помилуй" (трижды). Далее читается седален (седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться).

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни называется "ирмосом", т.е. "связью" - образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют "тропарями". Число тропарей бывает различно.

Выражение: "Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4" - является указанием для исполнения.. Выражение: "Канон на столько-то" - означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Глава 11-я Типикона содержит правила, как соединять между собою различные каноны.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название "катавасия" - "схождение".

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого "сродного или близкого" праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3,6,8 и 9 песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в качество катавасии. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектений с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е. 3,6 и 9-я) сопровождаются: 3-я - ипакои и седальном, 6-я - кондаком и икосом; 9-я - светильном и экзалостиларием (после 3-й песни, малой ектении и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова "Маргарита" и Симеона Метафраста, а после 6-й песни, малой ектений и кондака с икосом положено чтение "Пролога" или "Синаксария", принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста -(ХIV в.). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.).

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает:

"Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим" (Типикон, 2 гл.) Хор поет: "Величит душа моя Господа..." Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: "Величай, душе моя..." Об этом подробно изложено в 20-й гл. Типикона: "О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется".

После 9-й песни, если совершается вседневная служба поется "Достойно есть...", а затем - малая ектения.

Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами.

После ектений положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть особая глава (16-я): "О светильнах на утрене. По 9-й"песни, после "Достойно" како глаголются в седмице, кроме недели". В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на "Слава" - светилен Минеи, на "И ныне" - "Богородичен", а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на "Слава" поется светилен Октоиха, на "И ныне" - Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном - экзапостиларием читаются псалмы. Эти псалмы называются "хвалитными". "Хвалите Господа с небес..." (148 Пс.), "Воспойте Господеви песнь нову..." (149 Пс.) и "Хвалите Рога..." (150 Пс.).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: "Сподоби, Господи, в день сей..." (см. Часослов и Следованная Псалтирь).

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типиком, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: "Благо есть исповедатися Господеви...", "Трисвятое", "Отче наш....". После возгласа священника поется, тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом иония отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 гл. Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на "Слава" поется"тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 гл.).

После тропарей произносится сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже..." Затем: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен Христос Бог наш..." Хор: "Аминь. Утверди, Боже..." и далее чтец читает первый час.

Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. "Утро" для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро, застало, человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна "Слава в вышних Богу.,." сразу же следует исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.

Во время шестопсалмия, по Уставу, свечи "погашаются" для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы "очи наши" не развлекались ничем внешним, и мы были бы "обращены внутрь своей души".

Наступившая при этом темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Спаситель, прославленный ангельским пением: "Слава в вышних Богу..." (Лк. 2, 14), в которую вифлеемские пастыри во мраке ночи "текли" в пещеру к Богомладенцу и в сумраке беседовали при яслях Его (Лк. 2,15-18). Эта тьма приводи" на память ту темноту, при которой Моисей беседовал с Богом - "вниде во мрак" (Исх. 20, 21). Затем темнота ночи изображает и ту ночь, среди которой Господь явится второй раз судить живых и мертвых.

Среди полной тишины раздается молитва, дважды повторяемая, о том, чтобы Господь отверз уста читающему, т.е. дал силу и власть его словам: "Господи, устне мои отверзеши..." Затем следуют псалмы, исполненные покаяния и скорби.

В наступившей в храме темноте катятся волны молитвенных псалмов, проникнутых глубочайшей печалью (Псалмы 87 и 142) и являющихся в то же время пророчеством о страдании Самого пришедшего на землю Спасителя, ибо Он "взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53, 4). Здесь темнота храма соответствует тьме смертной ночи.

О настроении, с которым следует слушать шестопсалмие, в Типиконе говорится: "Егда глаголется, шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы: исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующие и молящиеся о гресех наших" (9 гл.). И еще: "Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся (не торопясь), и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но со страхом Божиим стояти, яко Самому Богу беседующе невидимо..." И далее говорится о том, что подобает "внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенных переем (с руками, прижатыми к груди), главы же преклонены, очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную" (Понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Во время чтения трех последующих псалмов шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142) священник выходит на амвон и становится пред царскими вратами и с открытою главою читает "Утренние молитвы", аналогичные по своему смыслу светильным молитвам вечерни. "Как на вечерне, - говорит архиепископ Вениамин, -во время чтения священник один про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа Сына Божия, так точно и в начале утрени тот же священник, после трех псалмов шестопсалмия, начинает читать пред святыми дверьми "Утренние молитвы" один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении моления, содержащегося в шестопсалмии" (цит. соч., стр. 128).

Очень важно отметить, что священник, изображающий Ходатая Христа, выходит ко времени начала чтения самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма 87-го. Этим изображается то, что Христос услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в этом псалме, а также в заключительном 142-м.

Текст "Слава в вышних Богу..." издревле входил в богослужение. Этот текст мы видим в литургии Апостольских Постановлений. Уже св. Венедикт предписывает начинать утреню стихом "Господи, устне мои отверзеши..." Б древности утреня начиналась одним 62 псалмом (Псевдо-Афанасий. "О девстве", IV-V вв.). Потом под влиянием монашеских уставов количество псалмов быстро возросло до 12. Впоследствии в монастырской практике келлитов возникла необходимость в уменьшении количества псалмов под влиянием песенно-храмовой практики исполнении их. Господствовавшее ранее число 12 бы. о сокращено до 6, которое стали называть шестопсалмием. Это произошло сравнительно рано, так что об этом есть упоминание уже в древнейших Иерусалимских уставах. О шестопсалмии также упоминает св. Бенедикт Нурсийский. В настоящем виде оно упоминается в VII веке в описании Синайской утрени.

После окончания шестопсалмия произносится "Великая ектения", выражающая прошения и надежду на то, что явившийся на земле Ходатай, Спаситель, рождение Которого прославлено в начале шестопсалмия, исполнит все прошения, о которых говорится в этой ектений.

После этой ектений диакон или священник возглашает славу пришедшему Спасителю в словах прокимна: "Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне". Этим исповедуется пришествие на землю Господа и продолжается прославление Его пришествия, воспетого ангельским славословием во вступлении к шестопсалмию.

Затем произносятся особые стихи, пение и чтение которых отличается праздничным торжеством и радостью. В ознаменование этой радости зажигаются свечи. Симеон Солунский так объясняет этот момент богослужения утрени: "Иерей тотчас, сотворив перед Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (т.е. "Миром Господу помолимся"). И в то время зажигаются свечи, в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется "Бог Господь". Ибо Христос, как Бог, явился нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь). Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, явился "Свет великий Божий", по словам Исаии, то и ми, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожделенный Жених наших душ придет к нам среди ночи" (архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль, стр.128-129).

Архиепископ Вениамин прибавляет к сказанному: "Поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то стих "Бог Господь", прославляющий два Его пришествия, поется всегда ночью, т.е. на утренях, а не в других дневных славословиях, а если и поется на молебнах и на некоторых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные" (цит. соч., стр. 129).

После пения "Бог Господь" - поются тропари. Тропарь, в котором прославляется праздник, как бы на конкретном примере раскрывает сущность и силу слов "Бог Господь".

Затем стихословятся две или три кафизмы. Сидение за кафизмами возникло из древней подвижнической практики, когда в течение суточной службы прочитывалась вся Псалтирь. Об этом имеются сведения у св. Кассиана (V век). Сидеть, впрочем, полагалось только во время назидательных чтений. Во время же пения отделов Псалтири полагалось стоять, почему отделы эти назывались статьями. Они соответствуют позднейшим кафизмам. Под влиянием св. Кассиана появляется обычай сидеть во время исполнения святых статей. К IX веку уже появляется термин кафизма ("сидение"), указывающий на упрочившийся обычай (М. Скабалланович, цит. соч., стр. 217).

Начало канонов относится к древним временам христианства. Подражая пению (Деян. 16, 25) и наставлению Апостолов, глатолати "во псалмах и пениях и песнех духовных" (Еф. 5, 19), преемники Апостолов на основании Священного Писания и Священного Предания составили многие священные песни. Слово "песнь", взятое из Священного Писания (Кол.3,16), показывает, что церковные песнопения выражают священный восторг Церкви.

Полный канон на утрене есть стихословие десяти избранных песней Священного Писания (псалмы отсутствуют). Среди этих песен первые восемь из Ветхого Завета, а последние две (т.е. 9-я и 10-я) - из Нового. Последняя 10-я песнь заменяется обыкновенно 9-й и, поэтому фактически нормальный канон "есть стихословие избранного числа девяти песней".

Большею частью канон состоит из стихословия избранного числа 9-ти песней. Вторая песнь, составленная по образцу обличительной песни Моисея, имеется только в канонах великопостных; во всех же прочих канонах вторая песнь не употребляется.

Канон является важнейшей подвижной частью утреннего богослужения. Замена, в этом месте стихословия псалмов стихословием песней Священного Писания имеет глубокое богословское и психологическое значение. Торжественность этого места службы, где помещается канон и переполнение сердца, молитвенным восторгом психологически требует излияния в ряде возвышенных. песней, прославляющих праздник или святого, память которого отмечается в этот день. Здесь как бы подтверждаются слова ал. Павла: "От избытка сердца глаголют уста".

Образцом для составления песней канона послужили 10 Богодухновенных песней, содержащихся в Священном Писании.

1-я песнь. Это благодарственная песнь иудеев по переходе их через Черное море. Она была воспета Мариамною, сестрою Моисея и Аарона. "Доим Господеви, славно бо прославися" (Исход. 15,1-19). В этой песне прославляется Господь, как Всемогущий Избавитель от зол и нападений вражьих и прежде всего диавола ("фараона мысленного").

2-я песнь. Она воспета Моисеем во время странствования евреев по пустыне - во обличение их беззаконий и для пробуждения в них чувства раскаяния. Ее начальные слова: "Вонми, небо, и возглаголю..." (Втор. 32, 1-44). В этой песне образ Господа, карающего за грехи, беззакония и посылающего в огонь геенский (Втор. 32,22). В праздничных канонах она опускается, а поется только в период Великого поста.

3-я песнь следует в праздничных канонах за 1-й песнью. Она воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора безчадия. Ее начальные слова: "Утвердися сердце мое во Господе", а также: "Несть свят, яко Господь" (1 Цар. 2, 1-10). Ее основная мысль: полное возложение своего упования на Господа и на Его всемогущество.

4-я песнь. Она состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения и страха: "Господи, услышах слух Твой и убояхся" (Аввак. 3, 2, 20 и др.}. В этой песне прославляется добродетель, величие, сила и слава грядущего Спасителя.

5-я песнь. Эта песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Исаии и выражает жажду мира, который принесет Господь, и непрестанное от ночи до утра моление к грядущему Избавителю. "От нощи утреннюет дух мой, к Тебе, зане свет повеления Твоя. Мир даждь нам" (Ис. 29,9,12). Здесь прославляется Спаситель, как миротворец. В этой же главе содержится пророчество о воскресении из мертвых (ст. 19), начало которого положил Сам Христос.

6-я песнь. Она состоит из некоторых стихов книги пророка Ионы - его молитвы во чреве китовом. "Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой" (Иона 2, 3-7). В ней выражается пророчество о восстании Христа из мертвых (ср. Пс. 15, 10) после схождения Его во ад. Там же выражена мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца.

7-я песнь. Она взята из книги пророка Даниила и выражает славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу. Ее основной текст такой: "Благословен еси, Господи, Боже отцев наших и хвально и прославлено имя Твое во веки" (Дан. 3,21-56).

8-я песнь. Так же как и предыдущая, она взята из книги пророка Даниила и является продолжением славословия трех отроков, призывающих воздавать хвалы Богу за все. "Благословите все дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки" (Дан. 3, 57-72).

Обе песни содержат чрезвычайно важные богословские мысли (они особенно широко развиваются в контексте паримии вечерни Великой субботы, где книга пророка Даниила составляет заключительную 15-ю торжественную паримию. Избавитель от огня печи Навуходоносоровой, явно преобразующей огнь геенский, есть Сам Сын Божий (Дан. 3, 25), сходящий во ад для освобождения заключенных там от века узников.

9-я песнь. Является славословием Божией Матери, произнесенной Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем" - и кончая словами: "Яко же глагола ко отцем вашим Аврааму и семени его даже до века" (Лк. 1, 46-55). Это славословие, являясь средоточием канона, содержит прославление Божией Матерью Господа и выражает также святую радость об осуществлении пророчеств.

В наше время эта песнь является прославлением Самой Божией Матери от Святого Духа, подвигнувшего Ее на это славословие.

10-я песнь. Ею является славословие Бота священником Захарией при рождении сына, св. Иоанна Предтечи (Лк. 1,68-79). Начальные слова этой песни следующие: "Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям Своим" (Лк. 1, 68). Песнь эта (взятая целиком) представляет много поразительных аналогий с величанием Божией Матери и является его как бы отзвуком и дополнением. Его основной мотив -пророчество о Предтече Господнем и о Самом Господе.

Когда диакон возгласит: "Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим", то этим возглашением и начинается стихословие 9-й песни. Стихословие это состоит в том, что к каждому стиху песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) припевается текст песни св. Космы Маюмского "Честнейшую Херувим..."

В христианском богослужении песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа..." введена чрезвычайно рано. Согласно ученым исследованиям (Мабильона), она пелась в Галлии в начале VI века на утрене в воскресные и праздничные дни. На основании александрийского списка Библии можно утверждать, что песнь Богородицы входила в богослужение вместе с псалмами и другими песнями Священного Писания уже в IV веке, если не ранее. Ее мы; находим не только в древнейших греческих Псалтирях, но и у несториан, контов, яковитов, армян и др.

"Песнь Богоматери, - говорил архиепископ Филарет Черниговский, - есть первая Боговдохновенная песнь христианского времени, - так как христианин, желая славить песнями Господа, невольно после древних Боговдохновенных песен встречается с песнью Святой Девы и невольно начинает ее петь. Самые обстоятельства первых времен - тяжкие гонения на христиан, -сближали христианскую душу с Тою, Которая так мало имели известности на земле, хотя и была из царского рода и Которая так прославлена за смирение Свое".

Что касается славословия Космы Маюмского "Честнейшую Херувим" (VIII в.), то в Церкви существует умилительное предание, засвидетельствованное Никифором Каллистом (XVI в.). Согласно этому преданию, Божия Матерь явилась святому Косме и сказала ему: "Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда я столько близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою".

Употребление же песней Священного Писания во время богослужения восходит к ветхозаветным временам. Из талмудических трактатов известно, что во время принесения вечерней жертвы пелась торжественная песнь Мариамны, сестры Моисея (Исх. 15 гл.), т.е. наша первая песнь канона. При принесении же добавочной праздничной жертвы в субботу пелась обличительная песнь Моисея, т.е. наша 2 песнь канона.

Из памятников III века "Завещание Господа нашего Иисуса Христа" видно богослужебное употребление песни Моисея и какого-либо из пророков, составивших вместе с псалмами всего 4 песни.

О библейских песнях упоминает св. Иларий Пиктавийский (IV в.), который указывает, что в то время в Африканской Церкви пелись 2 песни Моисея, песнь Деворры, Иеремии.

С IV века начинают применяться в Церкви песнопения трех отроков.

В современном смысле каноны появляются у св. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.).

Большие полные каноны впервые начал писать, по всей вероятности, св. Андрей Критский (VII в.). Он же, по-видимому, ввел ирмосы.

Исключение второй песни начинаем около IX века. В IX веке же Триодь приобрела нынешний вид трудами преп. Феодора Студита и его брата Иосифа.

Для Октоиха и Минеи каноны составлены преп. Феофаном и св. Иосифом Песнописцем. При них же выработался современный обычный тип канона с 4-6-ю тропарями.Этот объем установился в виду необходимости соединения нескольких канонов.

Перед началом утрени священнослужители облачаются в священные одежды: священник вепитрахиль, поручи (согласно установившейся повсеместной практике) и фелонь, а диакон, предварительно испросив у священника благословение, в стихарь, орарь и поручи. Став вместе перед святым престолом, они дважды крестятся, целуют край престола (а священник Диакон (а если его нет, то сам священник), отверзает завесу царских врат, принимает от пономаря кадило с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с южной стороны престола.

Примечание. Подавая и принимая кадило, диакон всегда целует руку священника.

Священник, благословив и приняв кадило, трижды кадит переднюю сторону святого престола и произно­сит возглас: «Благословен Бог наш…» .

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш...».

Примечание. Если на утрени вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуиа», тогда чтец начинает читать с Трисвятого по «Отче наш...».

Во время чтения псалмов и тропарейсвященник (даже если есть диакон) совершает полное каждение алтаря и всего храма (см.: Поэтому читать псалмы нужно неспешно и с тем расчётом, чтобы после окончания молитвы: «Отче наш...» священник уже на амвоне пред царскими вратами смог произнести возглас:«Яко Твое есть Царство…».

После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…», чтец: тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – кондак: «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне» – богородичен: «Предстательство страшное…».

В это время чтец, назначенный для чтения шестопсалмия, держа Часослов в обеих руках перед собой, приходит на южную сторону алтаря, трижды крестится, кланяется святому престолу и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение со словами:«Благослови отче шестопсалмие прочести». Священник чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Затем, перекрестившись и поклонившись святому престолу, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит через горнее место северной дверью на солею и спускается по ступеням амвона в храм. Далее, предварительно перекрестившись и поклонившись в сторону святого алтаря, он становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток.

Примечание. Если в алтаре присутствует настоятель или старший священник храмаилиархиерей, то чтец испрашивает благословение на чтение шестопсалмия у него, а не у служащего священника.

После тропарейсвященник, стоя перед престолом и совершая его каждение, произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», которая заканчивается возгласом: «Яко милостив…» (см.:

Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче».

Священник произно­сит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. На словах: «Слава Святей» кадильница поднимается вверх, на словах: «и Единосущней» – опускается вниз,на словах: «и Животворящей» –поднимается до серединыипростирается вправо,а на словах:«и Нераздельней Троице» –простирается влево. Далее на словах: «всегда, ныне и присно и во веки веков» священник трижды кадит переднюю часть престола и отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю, ожидающему с правой стороны престола. Затем священник и диакон вместе крестятся, целуют край святого престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и благоговейно внимают читаемому стоя перед святым престолом.

Примечание. Согласно современной богослужебной практике утреня обычно не совершается отдельно утром, как этого требует Устав (см.:Типикон, гл. 7 и 9), а совершается вечером, присоединяясь к вечерне, которая в свою очередь заканчивается неотпустом, а возгласом священника: «Сый благословен…».

Диакон, после возглашения на солее возгласа: «Премудрость» входит в алтарь южной дверью и, сотворив поклон святому престолу, принимает у пономаря кадило с южной стороны алтаря. Далее, предварительно испросив у священника благословение, он подаёт ему кадило с южной стороны престола.

Священник благословляет ипринимает кадило и произно­сит возглас: «Слава Святей...» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. Далее, трижды покадив переднюю часть престола, он отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю .

Чтец: «Аминь. Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

Во время чтения второй части шестопсалмия, на «Слава, и ныне» священник крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках (а в зимний период и со свечой) северной дверью на солею. Здесь он совершает один поясной поклон перед царскими вратами и читает с непокрытой головой 12 утренних молитв (см.:

Примечание. Еслисвященнику затруднительно прочитать все молитвы во время чтения второй части шестопсалмия, то он может начинать их читать в алтаре перед святым престолом на первой части шестопсалмия.

В конце чтения последнего 142 псалмадиакон выходит из алтаря северной дверью на амвон для произнесения великой ектении. При выходе диако­на из алтаря священник становится перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Божией Матери, затем они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и стано­вится на своё место перед престолом.

Чтец после прочтения шестопсалмия, крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место.

Диакон после окончания шестопсалмия на амвоне перед царскими вратами произноситвеликую ектению (см.:Служебник,Последование утрени).

Священник после последнего прошения ектении перед престолом произноситвозглас: «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Диакон, воздвигнув орарь и обратившись к иконе Спасителя,возглашает на амвоне: «Бог Господь…» вместе с 1-м стихом: «Исповедайтеся Господеви…».

Хор поет: «Бог Господь...».

Хор после каждого стиха повторяет: «Бог Господь...».

Примечание. Произносить стихи нужно только после окончания пения хором: «Бог Господь...»; также и хор должен дожидаться произнесения диаконом целого стиха, а не перебивать его пением.

Великую ектению с возгласом и «Бог Господь…» священник произносит на солее перед царскими вратами .

В дни поста, а также, когда совершается поминовение усопших, вместо «Бог Господь...» поётся «Аллилуиа» со стихами. Как и «Бог Господь...» «Аллилуиа» в дни постапоётсячетырежды, по числу стихов (см.:Служебник,Последование утрени). На заупокойной же службе «Аллилуиа» поётся три раза, также по числу стихов (см.:Требник,Последование панихиды).

После пения тропарей и богородична стихословятсядве (а иногда три) рядовые кафизмы, согласно указаниям Устава. В пятницу и субботу вне зависимости от периода на утрени всегда читаются только две кафизмы (см.:Типикон, гл. 17).

Малые ектении после кафизм на вседневной утрене произносятся: по субботам, в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди; в будни же дни ектении не произносятся. Малые ектении произносятся диаконом или священником после каждой кафизмы на амвоне перед царскими вратами. Возгласы на ектениях: после 1-ой кафизмы «Яко твоя держава…», а после 2-ой: «Яко благ и человеколюбец…» (см.:Служебник,Последование утрени).

После каждой кафизмы читаются седальны с богородичнами.

В субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме) священник совершает полное каждение храма, так же как в начале утрени (см.выше); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон, гл. 12).

После седальновхор поет: «Господи помилуй» (трижды), «Слава».

Чтец: «И ныне» и читает 50 псалом: «Помилуй мя Боже…».

Затем поётся канон.

По 3-й и 6-й песни канона во время пения катавасиидиакон (а если его нет, то священник) на амвоне перед царскими вратами возглашает малые ектении: «Паки и паки…». Возгласы на ектениях: по 3-й песни – «Яко ты еси Бог наш…», а по 6-й – «Ты бо еси Царь мира…» (см.:Служебник,Последование утрени).

На 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник) совершает полное каждение храма. Каждение святого престола и алтаря совершается также, как и на стихирах на «Господи воззвах…» (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Во время пения хором: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» икатавасии 8-ой песни диакон с кадилом выходит северной дверью из алтаря на солею. Здесь он совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и становится перед иконой Божьей Матери левой стороны иконостаса. Затем после окончания пения катавасии он возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» и при этом совершает каждение иконы Богородицы (трижды по трижды).

Хор поет песнь Пресвятой Богородицы:«Величит душа Моя Господа» с припевами: «Честнейшую Херувим», а диакон в это времякадит левую сторону иконостаса, клирос, народ и весь храм.

После 9-й песни канона хор поет катавасию и«Достойно есть…».

Примечание. В дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди на вседневной утрене «Достойно есть…» не поётся.

Диакон перед царскими вратами произносит малую ектению: «Паки и паки…».

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко тя хвалят вся силы небесныя…».

При служении одним священником без диакона. Малую ектению после 9-й песни и возглас после неё священник произносит перед престолом «внутрь святаго алтаря» (см.:Типикон, гл.9).

Чтец читает экзапостиларий или светилен, а затем: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Если на вседневной утрене положены стихиры на хвалитех, тогда после стихир на «Слава, и ныне» поётся богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры не положены, тогда чтец сразучитает: «Тебе слава подобает…».

Священник в алтаре перед святым престолом возглашает: «Слава Тебе показавшему нам свет».

Чтец читает вседневное славословие.

Далее диакон (а если его нет, то священник) произносит на амвоне просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.:Служебник,Последование утрени).

Священник возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад через правое плечо и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор поетпротяжно:«Тебе Господи».

Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…» с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь» и поет стихиры на стиховне.

После стихирчтец читает: «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь» ипоет тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородичнадиакон (а если его нет, то священник) выходит северной дверью на амвон, и произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Священник возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Утверди, Боже…».

При служении одним священником без диакона. Священник уходит в алтарь после возгласа: «Сый благословен…».

Диакон (а если его нет, то священник) закрывает завесу.

Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на своём обычном месте перед престолом.

Первый час

Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды),«Господи помилуй» (трижды).

Далее«Слава» тропарь святому или празднику, «И ныне» богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и«Да исполнятся уста…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и кондак дневному святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится перед царскими вратами.

Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…» иликондак праздника.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священник возвращается через южную дверь в алтарь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается. При снятии священных одежд, каждая из них целуется, как и при облачении, но без крестного знамения.

Как разобраться в такой сложной службе в составе всенощного бдения как утреня? Утреня - наиболее длинная служба в составе всенощной и представляет большую сложность для понимания. Теме утреннего богослужения было посвящено третье занятие по основам литургики, прошедшее 14 апреля.

Для «обзора» песнопений утрени воспользуемся схемой, а затем обратим внимание на каждый их жанр в отдельности.

Схема утрени в составе воскресного всенощного бдения

1. Шестопсалмие (Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). После Пс. 62 священник на солее читает утренние молитвы.

2.Великая ектения.

3.«Бог Господь…». Тропари. Богородичен.

4.Кафизмы. Малая ектения. Седален

5. Полиелей . Тропари воскресные «Благословен еси Господи…». Малая ектения. Ипакои. Степенны. Прокимен. Чтение Евангелия. Воскресная песнь по Евангелии. Тропари: «Молитвами святых апостолов, Милостиве, очисти…» (или великопостные тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»).

6. Канон утрени. Катавасия после каждой песни. После 3-ей песни малая ектения и седален. После 6-ой малая ектения, кондак и икос. После 8-ой песнь Богородицы. После 9-ой песни малая ектения, «Свят Господь Бог наш», екзапостиларий, светилен Триоди (или Минеи).

7.Хвалитные псалмы (148, 149, 150; вернее - стихи из них). Стихиры на «Хвалитех».

8.Великое славословие.

9.Тропарь «Днесь спасения миру бысть».

10.Ектения сугубая, ектения просительная.

11.Отпуст.

Наиболее важные части утреннего богослужения выделены жирным шрифтом.

Утреннее богослужение так же, как и вечернее, родом из еврейского Иерусалимского храма. С другой стороны, на нее оказало влияние противостояние языческому культу бога солнца Митры, распространенному на востоке в первые века христианства. На рассвете язычники поклонялись восходящему светилу, а христиане - вспоминали Христа, Солнце Правды.

Самая древняя (и самая важная) часть утрени - великое славословие, которое пелось на рассвете, с первыми лучами солнца произносились слова: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Есть сведения, что великое славословие было введено в римское богослужение св. мучеником папой Телесфором во II веке. Как известно, оно находится не в начале, а почти в конце современной утрени. Основная часть этой службы в древности совершалась еще в темное время суток, с пения петухов до рассвета.

Из утрени Устава песенных последований (соборно-приходского устава) сохранились «Бог Господь» и стихиры на «Хвалитех» . Песенная утреня, также как и вечерня, имела структуру трех трехпсалмий, и хвалитные псалмы 148, 149 и 150 были третьим трехпсалмием. Песнопение «Бог Господь» - это стихи из 117 псалма, поются они на манер песнопений песенных последований, т.е. избранные стихи из псалма с припевом.

Наследие иноческой утрени - шестопсалмие , кафизмы и седальны . Шестопсалмие в древности сопровождалось «умной» молитвой, т.е. молитвой про себя, которая была после каждого псалма. Чтобы не отвлекать молящегося брата, монашеские уставы приписывают соблюдать абсолютную тишину в храме при чтении шестопсалмия: нельзя ходить, разговаривать шепотом, кашлять, чихать и т.д. Это предписание осталось и в нашем уставе.

Кафизмы (20 разделов псалтири приблизительно равные по размеру) читались в древности по-разному, кто-то стремился читать всю псалтирь в день, кто-то прочитывал ее за неделю. Также читали по 12 псалмов ночью и по 12 на утрене. Современный устав сохранил традицию прочтения всей Псалтири за неделю. Сейчас в приходских храмах полностью псалтирь не прочитывается, а на утрени читают только первую славу кафизмы (т.е. первую часть до «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», обычно три псалма или даже один в зависимости от их длины).

Седален - песнопение, сопутствующее кафизмам и другим чтениям из Ветхого Завета. По-гречески седален звучит как «кафизма» и происходит от глагола «сидеть». Во время чего - седальна или кафизмы - можно было сидеть, исследователи спорят. Переводчики, чтобы разграничить кафизму как часть Псалтири и кафизму как песнопение, перевели только называние последнего, а первое оставили без перевода. Изначально слово «кафизма» относилось именно к этим песнопениям, а потом распространилось еще и на разделы Псалтири. Седальны произошли из тех «умных» молитв, которые творились монахами про себя после псалмов. Также седальны читаются после 3-ей песни канона, потому что там раньше были чтения из Ветхого Завета.

Полиелей - сейчас самая торжественная часть утрени, а раньше - только лишь первая слава 19-ой кафизмы (три псалма: 134, 135, 136), читаемой на утрени в пятницу. Преподобный Федор Студит (VIII-IX вв) сочинил для этих псалмов аллилуарии, и псалмы пелись с припевом аллилуйя, став еще более торжественными (кроме 136). Именно благодаря этому их включили в состав праздничной невоскресной утрени. 136 псалом, из-за его покаянного настроения, впоследствии стали заменять другими, и сохранился он только на утрени подготовительных недель к Великому посту.

Слово «полиелей» означает «многая милость», название это произошло от часто повторяющейся строчки 135 псалма «яко в век милость Его». Помазание елеем (маслом) после полиелея не связало с его названием. По нашему Уставу помазание должно быть в конце утрени, перед уходом молящихся из храма. Происходило оно на литии, которую сейчас на утрени не служат, и елей брался из лампады праздничной иконы.

После полиелея, воскресных тропарей «Ангельский собор», которые повествуют нам о мироносицах, пришедших ранним утром к пустому гробу Господа и встретивших там Ангела, следует одно из древнейших песнопений - ипакои (ударение на последнюю гласную). Название этого небольшого песнопения происходит от греческого слова, которое на русский переводится как «прислушиваться, быть послушным». Так же, по другой версии, это слово имело значение «подпевать», и ипакои были припевами, последними строками гимна, которые хор или народ подпевал за певцом. Ипакои - разновидность седальнов, и на утрени они находятся в том месте, где обычно присутствуют седальны - после полиелея (т.е. после псалмов).

Степенны (или степенны антифоны) - переложение 18 кафизмы. По преданию преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе, сочинил эти песнопения для своего монастыря. По своему характеру степенны - покаянные. Название их происходит от названия псалмов 18 кафизмы - «песни степеней» или «песни восхождения». Их пели иудейские паломники, восходя в Иерусалим.

На утрени с глубокой древности читали Евангелие или другие книги Священного Писания. Во II веке его читали в конце службы, когда уже рассвело, после великого славословия. А в IV веке на воскресной утрени в Иерусалимском храме Воскресения (Гроба Господня) Евангелие читалось до рассвета в самой пещере Гроба Господня, потому что событие воскресение также произошло задолго до рассвета. В средние века на Руси в утреннем богослужении было два момента чтения Евангелия: после полиелея и в конце утрени, после великого славословия.

Канон - это сложное произведение, занимающее значительную по времени часть утреннего богослужения. Канон как жанр появлялся постепенно, создается он на основе библейских песен (особых поэтических отрывков из Священного Писания), читаемых на утрени наравне с псалмами. С древности в богослужение включалась песнь трех отроков в пещи вавилонской (Дан. 3, 67-88), песнь Моисея (Исх. 15, 1-19) и Захарии (Лк. 1, 68-79). Затем появилась традиция припевать к стихам библейских песен тропари, посвященные празднуемому в этот день событию или святому. Появлялись однопеснцы, двупеснцы и трипеснцы - предки современного канона из 9 песен.

Девятипесенный канон как жанр был создан преподобным Андреем Критским (650-726), автором Великого покаянного канона. Другие известные авторы - преп. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский (VIII век), создавшие каноны на почти все двунадесятые праздники.

Библейские песни, которые были положены в основу канона, следующие:

1.Песнь Моисея (Исх. 15, 1-19), хвалебная, после перехода через Чермное (Красное) море.

2.Песнь Моисея (Втор. 32, 1-43), обличительная, обращена к Израильскому народу, забывшему Бога и начавшему служить идолам.

3.Песнь Анны (1 Цар. 2, 1-11), хвалебная и благодарственная, после рождения долгожданного сына, будущего пророка Самуила.

4.Песнь пророка Аввакума (Авв. 3, 1-19), прославляющая силу Божию, Бога, грядущего спасти Свой народ.

5.Песнь пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), песнь алчущего Бога.

6.Песнь пророка Ионы (Иона 2, 3-10), плачевная, во чреве кита

7.Песнь Азарии, одного из трех отроков (Дан. 3, 26-56), покаянная, в печи вавилонской.

8.Песнь трех отроков (Дан. 3, 67-88), хвалебная, в печи вавилонской, после избавления.

9.Песнь священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79), благодарственная и пророческая, после рождения пророка и Крестителя Господня.

Эти девять песен дали девять песен канона. Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» (Лк. 1, 46-55) не дала никакой песни, но всегда присутствует в каноне между 8-ой и 9-ой песнью. В древности на месте современных припевов «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас» и др. были стихи библейских песен. В современном богослужении стихи библейских песен в качестве припевов в каноне можно услышать только на утрени в будние дни Великого поста.

Началом каждой песни канона служит так называемый ирмос (от греч. «связь, ряд»). Он выполняет две функции: во-первых, является музыкальным и метрическим образцом для тропарей канона (на русском языке это можно заметить только в древних канонах: чем короче ирмос, тем короче тропари); во-вторых, ирмос связывает тропари, повествующие о празднике, и темы библейских песен. В идеале в ирмосе тема песни должна сочетаться с темой праздника, но достичь этого порой было невозможно, поэтому в ирмосах чаще всего мы видим перифраз библейской песни.

Катавасия - это тоже ирмос, но тот, который поется в конце песни, после всех тропарей. Это слово произошло от греческого глагола «спускаться»: певцы двух хоров для исполнения катавасии спускались в середину храма. Катавасией может быть ирмос, который был в начале песни, а может быть ирмос другого канона, если в конкретный день совпадает несколько праздников и в Минее или Триоди есть несколько канонов.

Интересно, что некоторые каноны имеют акростих , т.е. фразу, которая получается при сочетании начальных букв ирмосов и тропарей канона вместе (или только тропарей). Акростих может быть написан на тему праздника (например, в Неделю ваий - «Осанна Христос благословенный Бог») или содержит имя автора канона. Это чисто внешнее украшение, оно незаметно на слух для молящихся и не имеет никакого богослужебного употребления, но очень ценно для историков как источник сведений о времени написания канона или о самом поэте. Этот прием заимствован из нехристианской поэзии, заметен он, конечно, только в оригиналах канонов на греческом языке.

Кондак (от греч. «кондос» - палочка, на которую наматывался свиток) в древности был длинной богословской поэмой из 25 строф. Первая строфа - «кукуль» - это и есть современный кондак. Остальные строфы назвались икосами. Икос, который обычно следует за кондаком, - это первый икос древнего 25-строфного кондака. Кукуль оканчивался особым припевом, который повторялся в конце каждого икоса. Кондак тоже, как и канон, мог иметь акростих.

Светилен - песнопение, исполняемое перед рассветом, незадолго до возгласа «Слава тебе показавшему нам свет» (отсюда и название). Один из древних светильнов - «Свят Господь Бог наш» (из последнего стиха 98 псалма). Светильны содержатся в Минее и Триоди. Экзапостиларий - это тоже светилен, но только находится он в Октоихе. Слово это происходит от греческого глагола «высылать»: в древности особый монах с клироса «выслался» в середину храма и там произносил это песнопение. Экзапостиларии на воскресной утрене представляют собой поэтический пересказ того воскресного Евангелия, которое читалось на полиелее.

Дополнительно об утреннем богослужении можно почитать:

1.Протоиерей Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово и образ (Гл. 2 «Вечер в храме. Утреня»).

2.Кашкин А. Устав православного богослужения. (Гл 4. «Виды церковных молитвословий»)

3.Успенский Н.Д. Христианская православная утреня (историко-литургический очерк) http://www.golubinski.ru/academia/uspensky/utrcont.htm

Чинопоследование утрени на церковно-славянском с русским переводом: