Александр ширвиндт биография личная жизнь. Александр ширвиндт биография, фото, фильмы, личная жизнь актера

Александр Анатольевич родился в Москве, в знаменитой семье педагога и скрипача Анатолия Густавовича Ширвиндта, пруса по происхождению. Мать актера, Раиса Самойловна, была редактором Московской филармонии. Родители были очень популярны. В их доме устраивались творческие вечера, а в гости приходили настоящие знаменитости — Рина Зеленая, Дмитрий Журавлев, Леонид Утесов…

Но сами мама и папа частенько отлучались — гастроли и плотный график не позволяли им много времени проводить с маленьким сыном. Поэтому до школьного возраста его решено было отправить на воспитание к бабушке — в город Чердынь.

Пребывание малыша в Чердыни затянулось. В столицу он попал только к пятому классу, зато сразу в престижную школу, куда ходили в том числе дети вождей. Родители попытались привить Саше любовь к музыке. И он честно познавал нотную грамоту, вот только особенных успехов не делал.

Зато в бальные танцы, на которые его тоже отдали родители, обожал. Маленькому Ширвиндту страшно нравилось скользить по паркету в неслышных плавных вальсах и полонезах, смотреть на девчонок в воздушных платьях и вдохновляться классическими мелодиями.

Любовь к бальным танцам поможет Александру Анатольевичу при поступлении. Принимал решение о своей дальнейшей судьбе Ширвиндт под впечатлением от образа жизни именитых друзей родителей и подал документы в несколько театральных. Поступать особенно не готовился и в своей программе использовал знания, полученные на кружках дополнительного образования — на танцах и музыке. Однако талантливого и своеобразного юношу заметили в Высшем театральном училище имени Щукина.

Актер

Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973)

Ширвиндт был любимчиком у педагогов. Заметный статный юноша с низким неповторимым голосом и неторопливой речью, пересыпанной короткими саркастическими ремарками, нравился учителям, ему прочили большое будущее. Сразу после вуза еще юного Сашу пригласили в Театр киноактера, созданный специально для актеров, которые временно не заняты в съемках, что подтолкнуло его к новому горизонту.

В кино он попал сразу после вуза — ему досталась роль в «Она вас любит», от которой отказался другой актер. Несмотря на то, что за работу Ширвиндт получил весомый гонорар (на заработанные деньги он приобрел первый автомобиль — «Победу»), его персонаж не оказался запоминающимся.

В кино его не особенно звали, зато в театре актер отличался и скоро был переманен в Ленком, а затем, на несколько спектаклей был приглашен в театр на Малой Бронной.

Лишь в 1970-м актер был включен в труппу театра Сатиры, в котором чуть позже он дебютирует и как режиссер, а в десятых годах нынешнего века займет должность художественного руководителя.

В кино он продолжал сниматься, но роли заметными не были. Лишь в середине 70-х уже взрослый и известный в театральном кругу артист попадет на одну из эпизодических ролей в культовую рязановскую «Иронию судьбы», сыграет там яркого и типичного персонажа и только сейчас проснется по‑настоящему знаменитым. Ироничный, элегантный, ни в каких обстоятельствах не теряющий лицо Павлик навсегда поселился за новогодним столом всех россиян.

Горячительное


Известно, что в «Иронии судьбы», для достоверности, Рязанов разрешил актерам пить пиво во время съемок «в бане». А вот в бутылках с водкой должна была быть налита вода. Однако у одного из актеров случился день рождения в первый день съемок сцены. Не сговариваясь, все принесли ему в подарок настоящую водку и заменили ею бутафорские бутылки.

Когда режиссер понял, откуда у него в кадре такая точная игра, была уже глубокая ночь. Рязанов планировал переснять все сцены, чтобы не показывать зрителю актеров «под мухой», но отсмотрев получившиеся кадры, остался удовлетворен: смотрелись ребята очень органично.

Еще один случай с выпивкой, в котором участвовал Александр Анатольевич, произошел на съемках «Трое в лодке, не считая собаки», где главные роли сыграли реальные приятели — Ширвиндт, Миронов и Державин.

Съемки шли все лето и затянулись до поздней осени. Но и в ноябре следовало «играть лето», поэтому одеваться в теплое было запрещено. Чтобы актеры не разболелись, водолазы-каскадеры доставляли на борт лодки горячительные напитки, которыми те и спасались.

Кстати, «Трое в лодке…» стал кинофильмом, еще раз подтвердившим профессионализм актера. После звездных 70-х Ширвиндта наконец-то заметили режиссеры и стали чаще приглашать.

Еще одним местом для применения талантов актера стало телевидение. Благодаря ему стали популярными такие передачи, как «Семь нас и джаз», «Терем-Теремок», «Театральные встречи».

Аксессуар


Ширвиндта трудно представить без его главного аксессуара — трубки. Актер рассказывает, что трубка появилась в юношестве, когда ребята в актерской компании только начали покуривать. Тогда достать красивый аксессуар было целым приключением, а потом с ними стало куда проще.

Теперь у Ширвиндта более двухсот трубок, только свою коллекцию он называет скорее свалкой, потому, что курительный прибор валяется повсюду: дома, на даче, в машинах… Александр Анатольевич пользуется самыми разными трубками. В его коллекции есть те, что остались от приятелей — Григорий Горин, Ефим Копелян оставили свои аксессуары Ширвиндту.

Есть у него в коллекции и авторские трубки, ювелирно выполненные настоящими мастерами из Петербурга — Федоровым, Киселевым, Гречихиным. Трубки Александр Анатольевич меняет, как перчатки, а вот табак всегда предпочитает один и тот же — голландский вишневый.

Любовь маэстро


Бенефис Ларисы Голубкиной (1975)

Образ интеллигентно-вальяжного денди с трубкой и элегантными манерами ходит за Ширвиндтом из роли в роль. Все потому, что и сам актер по характеру — именно такой. Коллеги по цеху зовут его «особым явлением», а женщины влюбляются без памяти. Оттого красивого актера часто записывают в бабники, но он признается честно: «Я испортил жизнь только одной женщине!» — имея в виду, конечно, свою супругу.

«Александр Анатольевич не скрывает, что он подкаблучник! — говорит жена Ширвиндта, архитектор Наталья Белоусова, — А умному мужчине без комплексов так и удобнее».

Они познакомились еще школьниками — отдыхали одной дачной компанией. Ходили на речку и за грибами, вечерами устраивали бальные танцы в одной из беседок. Наташа училась в восьмом, Александр в девятом классе, когда молодые люди начали друг к другу присматриваться. Симпатия возникла несколько позже.

Когда Ширвиндт решил жениться, ему страшно нравилось, что семья Наташи держит корову. Он уже фантазировал, как будет пить свое любимое парное молоко, надоенное супругой. Но этой мечте не было суждено сбыться. Ближе к свадьбе корову продали.

Через год после бракосочетания родился их единственный сын Михаил, который стал известным журналистом. Сын подарил творческой чете двух внуков — Андрея и Александру, названную в честь деда, а те, в свою очередь, уже сделали Наталью Николаевну и Александра Анатольевича прабабушкой и прадедушкой.

Биография

Александр Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 года в семье скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича (Теодора Гдальевича) Ширвиндта (1896, Одесса - 1961, Москва) и редактора Московской филармонии Раисы Самойловны Ширвиндт (урождённой Кобыливкер; 1896, Одесса - 1985, Москва). Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского; дед, Густав (Гдалья) Моисеевич Ширвиндт (выпускник Виленской 1-й гимназии 1881 года), был врачом.

В 1956 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой) и был принят в труппу Театра-студии киноактёра. В том же году сыграл свою первую роль в кино - эстрадного певца Вадима Степановича Ухова в фильме «Она вас любит!» (реж. Семён Деревянский и Рафаил Суслович).

В 1957 году принят в труппу театра им. Ленинского комсомола и зачислен в штат киностудии «Мосфильм».

В 1968-1970 годах - артист Московского драматического театра на Малой Бронной.

С марта 1970 года - актёр Московского академического театра сатиры.

С 2000 года - художественный руководитель Московского академического театра сатиры.

С 1957 года - преподаёт в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина (с 1995 года - профессор).

Общественная деятельность

· Член Союза театральных деятелей (1961)

· Член Союза кинематографистов (1978)

· Действительный член Академии кинематографических искусств «Ника»

· Действительный член Американской пушкинской академии искусств

· Член правления и сопредседатель Московского английского клуба

· Президент и действительный член Академии юмористических авторитетов

· Член Общественного совета ГУВД города Москвы

Семья

· Дед - Густав (Гедаль, Гедалья) Моисеевич Ширвиндт (1861-?), врач. Дед (со стороны матери) - Ицхок-Шмуэль Аронович Кобыливкер.

· Отец - Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) Ширвиндт (1896-1961), скрипач, музыкальный педагог.

· Дядя (родной брат отца) - Евсей Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1891-1958), первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор.

· Дядя (брат-близнец отца) - Борис Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1896-1966), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

· Мать - Раиса Самойловна Ширвиндт (урожд. Кобыливкер; 1896-1985), редактор Московской филармонии.

· Жена (с 1957 года) - Наталья Николаевна Белоусова (род. 1935), архитектор, племянница химика Б. П. Белоусова, внучка архитектора В. Н. Семёнова.

· Сын - Михаил Ширвиндт, телеведущий

· Внук - Андрей Ширвиндт (род. 1981), преподаватель права в МГУ

· Правнучки - Анастасия Андреевна Ширвиндт (род. 2002), Элла Ширвиндт (род. 2011)

· Внучка - Александра Ширвиндт (род. 1986), искусствовед

Театральные работы

Театральный институт имени Бориса Щукина

· 1952 - «Трудовой хлеб» А. Островского - дипломный спектакль

· 1952 - «Ночь ошибок» О. Голдсмита - дипломный спектакль

Театр им. Ленинского комсомола

· «Семья» И. Попова; постановка С. Гиацинтовой - массовка (спектакль 1949 года, ввод)

· «Чудесная встреча» Лидии Черкашиной; режиссёр А. А. Муатов (???) - Глашатай

· 1957 - «Первая Конная» Вс. Вишневского; постановка Бенедикта Норда - белый офицер (ввод)

· 1957 - «Первая симфония» А. Гладкова; постановка А. Рубба (ввод)

· 1957 - «Колесо счастья» Братьев Тур; постановка С. Штейна - Фазан (ввод)

· 1957 - «Хлеб и розы» А. Салынского; постановка С. А. Майорова, А. А. Рубба, В. Р. Соловьёва - парень

· 1957 - «Когда цветёт акация» Николая Винникова; режиссёр С. Штейн - Костя Хоменко (ввод)

· 1957 - «Первое свидание» (ввод)

· 1957 - «Друзья-сочинители» Н. Венкстерн; режиссёр С. Штейн (ввод)

· 1957 - «Наш общий друг» Ч. Диккенса; режиссёр Иван Берсенев - мистер Лэммль (ввод)

· 1957 - «Фабричная девчонка» А. Володина; режиссёр Владимир Эуфер (ввод)

· 1958 - «Товарищи-романтики» М. Соболя; постановка С. Майорова и С. Штейна - Юрий Лещёв

· «Огонь твоей души» Александра Араксманяна; постановка Р. Капланяна - Рубен (ввод)

· 1958 - «Святая Иоанна» Б. Шоу, Бертран де Пулянжи, начальник стражи , Реж. В. С. Канцель

· 1959 - «С завязанными глазами» Иштвана Фейера; режиссёр С. Штейн (ввод)

· 1960 - «Цветы живые» Н. Погодина; постановка Б. Толмазова - Безликий, диктор

· 1960 - «Опасный возраст» Семён Нариньяни; режиссёр С. Штейн - Костя

· 1961 - «Центр нападения умрёт на заре» А. Куссани; постановка Б. Толмазова - Гамлет

· 1962 - «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова; постановка С. Штейна - Размышляев, человек с 5-го этажа

· 1962 - «Вам 22, старики!» Э. Радзинского; постановка С. Штейна - Милый друг, режиссёр

· 1963 - «О Лермонтове»; постановка О.Ремеза и Т. Чеботаревской - Мартынов

· 1963 - «До свидания, мальчики!» Б. Балтера; режиссёр С. Штейн

· 1964 - «В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфрос, Л. Дуров - гость на свадьбе (массовка)

· 1964 - «104 страницы про любовь» Э. Радзинского; режиссёр А. Эфрос - Феликс

· 1965 - «Каждому своё» С. Алёшина; режиссёр А. Эфрос - Гудериан

· 1965 - «Снимается кино» Э. Радзинского; Постановка: А. В. Эфрос, Лев Дуров - Нечаев Федор Федорович (премьера - 9 ноября 1965)

· 1965 - «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта; режиссёр М. Туманишвили - Джесси Махони

· 1966 - «Чайка» А. Чехов; режиссёр А. Эфрос - Тригорин

· 1966 - «Мольер» М. Булгакова; режиссёр А. Эфрос - Людовик

Московский драматический театр на Малой Бронной

· 1968 - «Как вам это понравится» У. Шекспира - Жак-меланхолик, Режиссер: Пётр Фоменко

· 1969 - «Счастливые дни несчастливого человека» А.Н. Арбузова - Крестовников, Режиссер: Анатолий Эфрос

· 1970 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Постановка: А.В. Эфрос, Режиссёр: Л. К. Дуров

Московский академический театр сатиры

Спектакль «Орнифль»

Спектакль «Орнифль»

· 1970 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше; реж. Валентин Плучек - граф Альмавива

· 1970 - «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного - Родион

· 1971 - «Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Министр-администратор

· 1972 - «Таблетку под язык» А. Макаенка - Ломтев, представитель министерства

· 1973 - «Маленькие комедии большого дома»; реж. Александр Ширвиндт и Андрей Миронов - Отец

· 1973 - «Чудак-человек» В. Азерникова - Заводское руководство

· 1973 - «Клоп» В. Маяковского - Президент репортажа

· 1974 - «Нам - 50»; реж. Александр Ширвиндт

· 1975 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Гектор

· 1976 - «Клеменс» К. Сая - Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник, Реж. М. А. Микаэлян

· 1976 - «Горе от ума» А. Грибоедова - Молчалин

· 1979 - «Её превосходительство» С. Алёшина

· 1980 - «Чудак» Н. Хикмета - Ахмет Рыза

· 1982 - «Ревизор» Н. Гоголя - Добчинский

· 1982 - «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Роберт Пила

· 1982 - «Концерт для театра с оркестром…»

· 1983 - «Крамнэгел» Л. Устинова - Мервин Шпиндельман

· 1985 - «Бремя решения» Ф. Бурлацкого - Пьер Селинджер

· 1985 - «Молчи, грусть, молчи…» А. Ширвиндта

· 1986 - «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ - Негриш

· 1988 - «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера - Зенон Айба, писатель

· 1995 - «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» (28 февраля 1995 - премьера) Э. Радзинского - Михалёв

· 1997 - «Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Несчастливцев

· 1999 - «Привет от Цюрупы» (11 ноября 1999 - премьера) театральная фантазия по одноимённому рассказу Ф. Искандера; реж. Сергей Коковкин - Думающий о России

· 2001 - «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта

· 2001 - «Орнифль» Ж. Ануя (14 сентября 2001 - премьера); реж. Сергей Арцибашев - Орнифль

· 2010 - «Между светом и тенью» Теннесси Уильямса (5 ноября 2010 - премьера), Дэвид Катрир; реж. Юрий Ерёмин

· 2009 - «Мольер» («Кабала святош») М. Булгакова (23 января 2009 - премьера); реж. Юрий Ерёмин - Жан Батист Поклен де Мольер

· 2014 - «Грустно, но смешно» С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт (1 октября 2014 - премьера); реж.: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

· 2018 - «Где мы?∞!...» Родиона Овчинникова, Реж.: Родион Овчинников (7 февраля 2018 - премьера) - Петр Павлович Зарайский

Режиссёрские и сценарные работы

· 1970 - постановка спектакля «Проснись и пой!» (совместно с Марком Захаровым)

· 1973 - «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым)

· 1974 - «Нам - 50»

· 1977 - «Чао!» (фильм-спектакль)

· 1978 - «Недоросль»

· 1979 - «Её превосходительство»

· 1982 - «Концерт для театра с оркестром»

· 1985 - «Молчи, грусть, молчи…»

· 1988 - «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера

· 1992 - «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная)

· 2001 - спектакль «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым

· 2004 - «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку

· 2007 - «Женщины без границ» Ю. Полякова

· 2010 - «Кошмар на улице Лурсин» (PERDU Монокль) Эжена Лабиша

· 2011 - «Здравствуйте! Это Я! Андрюше-70!»

· 2014, 1 октября - «Грустно, но смешно» С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт, Постановка: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

Фильмография

Актёрские работы

· 1956 - Она вас любит! - Вадим Степанович Ухов, эстрадный певец (дебют в кино)

· 1958 - Атаман Кодр - Василий Богдескул

· 1963 - Приходите завтра - Вадим

· 1967 - Спасите утопающего - экскурсовод

· 1968 - Ещё раз про любовь - Феликс Топтыгин

· 1968 - Крах - Сидней Рейли

· 1968 - Шестое июля - Лев Карахан

· 1969 - В тринадцатом часу ночи - помреж на студии

· 1969 - Сюжет для небольшого рассказа

· 1971 - Старики-разбойники - референт министра

· 1971 - Ты и я - приятель

· 1971 - Умеете ли вы жить? - Борис Есипович, преподаватель консерватории

· 1973 - Всего несколько слов в честь господина де Мольера - Дон Жуан

· 1973 - Ни слова о футболе - закадровый текст от автора

· 1974 - Какая у вас улыбка - Илья

· 1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром! - Павлик / закадровый текст от автора

· 1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - Хиггинс

· 1976 - Двенадцать стульев - одноглазый шахматист

· 1976 - Небесные ласточки - майор Альфред Шато-Жибюс

· 1977 - Инкогнито из Петербурга - Христиан Иванович Гибнер, лекарь

· 1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - лирический баритон: Третий встречный паренёк / Наполеон / Дон Хуан / Жених / Аббат / Адвокат

· 1979 - Трое в лодке, не считая собаки - сэр Самуэль Харрис

· 1980 - Мнимый больной - господин де Бонфуа, нотариус

· 1980 - Альманах сатиры и юмора

· 1980 - За спичками - закадровый текст от автора

· 1981 - Отпуск за свой счёт - Юрий Николаевич

· 1981 - Восточный дантист - Топарникос

· 1981 - Факты минувшего дня - Юрий Николаевич Шаганский

· 1982 - Принцесса цирка - Фирелли

· 1982 - Серебряное ревю - худрук

· 1982 - Вокзал для двоих - Шурик, пианист в ресторане ж.д вокзала

· 1982 - Просто ужас! - главврач

· 1983 - Нежданно-негаданно (Год Золотой рыбки) - антиквар, сосед

· 1984 - Аплодисменты, аплодисменты… - Игорь Макаров, бывший муж Валерии

· 1984 - Герой её романа

· 1985 - Зимний вечер в Гаграх - телеведущий

· 1985 - Миллион в брачной корзине - Леонидо Папагатто

· 1986 - Семь криков в океане - Сантьяго Сабала

· 1987 - Забытая мелодия для флейты - Мясоедов

· 1987 - Шантажист - Валерий Юрьевич

· 1989 - Искусство жить в Одессе - Тартаковский

· 1990 - Бабник - Аркадий

· 1991 - Чокнутые - Стефенсон

· 1991 - Осада Венеции - инквизитор

· 1993 - Русский регтайм - отец Кости

· 1994 - Простодушный - де Сен-Планж

· 1995 - Привет, дуралеи! - лидер социал-социалистической партии

· 1996 - Роковые яйца - редактор газеты

· 2004 - Привет от Цюрупы! (телеверсия спектакля) - думающий о России

· 2007 - Ирония судьбы. Продолжение - дядя Паша

· 2008 - Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров - Кольбер

· 2009 - Пёстрые сумерки - Александр Белых, джазовый пианист

· 2013 - Мольер (Кабала святош) (телеспектакль) - Жан Батист Поклен де Мольер

Озвучивание

мультфильмов

· 1967 - Машинка времени - Рассказчик

· 1977 - Как грибы с горохом воевали - Царь Горох

· 1979 - Новый Аладдин - Аладдин

· 1979 - Вовка-тренер - читает текст

· 1981 - Алиса в Стране Чудес - Чеширский Кот

· 1981 - Пёс в сапогах - Красавчик

· 1981 - Самый маленький гном (3-й выпуск) - Козлик

· 1981 - Жил-был Саушкин - дядя Капа, житель Страны Добряков

· 2002 - Мои бабушки и я - внук Боря

фильмов

· 2010 - Алиса в Стране чудес - Чеширский Кот

Аудиоспектакли и аудиокниги

· 1973 - Баядера - Сказочник

· 1987 - «Дон Кихот» (радиоспектакль) Н. Александровича

Телевизионная карьера

· «Утренняя почта», ведущий

· «Терем-теремок», ведущий

· «Семь нас и джаз», ведущий

· «Театральная гостиная», ведущий

· «Браво, артист!», ведущий

· «Хочу знать», соведущий

Библиография

· Александр Ширвиндт, Борис Поюровский. «Былое без дум». - М.: Центрполиграф, 1994. - 320 с. - ISBN 5-7001-0148-3.

· Александр Ширвиндт. «Schirwindt, стёртый с лица земли». Книга воспоминаний. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с. - ISBN 5-699-15458-2.

· Александр Ширвиндт. «Проходные дворы биографии». - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2013. - 312 с. - ISBN 978-5-389-05590-2.

· Александр Ширвиндт . «Склероз, рассеянный по жизни». - М.: КоЛибри, 2014. - 312 с. - ISBN 978-5-389-08033-1;

· Александр Ширвиндт. «В промежутках между». - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2017. - 192 с. - ISBN 978-5-389-13616-8.

Признание и награды

· Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74»

· Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (16 октября 1974 года) - за заслуги в области советского театрального искусства

· Почётное звание «Народный артист РСФСР» (1 июня 1989 года) - за большие заслуги в области советского театрального искусства

· Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»)

· Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года) - за заслуги в развитии театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

· Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004 года) - за большой вклад в развитие театрального искусства

· Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2005 год)

· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю педагогическую деятельность

· Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая импровизация» (2009)

· Чеховская медаль (2010)

· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 июля 2014 года) - за большие заслуги в развитие отечественнй культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

· Орден «Ключ дружбы» (9 октября 2014, Кемеровская область) - за выдающийся личный вклад в развитие культуры России, сохранение лучших традиций театрального искусства, уникальный талант, высочайший творческий потенциал, преданность своему профессиональному долгу, бескорыстное служение Отечеству

· Лауреат национальной актерской премии «Фигаро» им. Андрея Миронова (2015)

· Неоднократно приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

· В честь А. А. Ширвиндта назван астероид (6767) Shirvindt, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 6 января 1983 г.

Совет 2: Михаил Ширвиндт: биография и личная жизнь

Долгое время семья жила в коммуналке, состоящей из 9-ти комнат. В 1965г. Миша пошёл в школу и прослыл настоящим непоседой. Он не любил учёбу, доводил учителей своими выходками. Мальчик сменил немало школ, учился на двойки.

После окончания учёбы он поступил в училище им.Щукина. Но Ширвиндт там не задержался, его отчислили в 1975г. за то, что он с некоторыми сокурсниками сорвал красный флаг с крыши института.

Пришлось Михаилу идти работать, он поступил декоратором в театр «Современник», но и там работал не слишком долго: нечаянно сломал дорогостоящие декорации.

Затем М.Ширвиндт устроился грузчиком в ВИА «Самоцветы», там он по большей части смотрел за маленькими В.Пресняковым и Д.Маликовым. Позднее Михаил продолжил учёбу в институте, начал трудиться в театре «Сатирикон» под руководством А.Райкина.

Михаил трудился в «Сатириконе» примерно 8 л., и однажды быть артистом ему наскучило. Ширвиндт решил начать карьеру телеведущего. Первая передача, которую он стал вести в 1992 г., называлась «Лотто-Миллион». В том же году он и А.Коняшов создали студию «Весы». С 1995 г. стал вести популярную т/п «Дог-шоу. Я и моя собака», которая получила высокие рейтинги. Передачу закрыли в 2005г. из-за изменений концепции вещания, хотя зрителям она очень нравилась.

В программе выступали породистые псы и дворняги, в состав жюри входили звёзды. Идея шоу появилась у Ширвиндта не просто так: в детстве он хотел завести собаку, но условия проживания этого не позволяли. Когда Михаил стал самостоятельным, у него появился пёс породы лабрадор.

М.Ширвиндт также был продюсером некоторых передач («Путешествия натуралиста», «Растительная жизнь», «Хоббиты» и др.). С 2007 по 2017 гг. М. Ширвиндт был автором и ведущим проекта «Хочу знать», в передачах рассказывалось об удивительных вещах и открытиях. На вопросы зрителей отвечали многие шоумены: А.Гордон, Л.Якубович, Д.Дибров и др.

Личная жизнь

Михаил Ширвиндт был женат 2 раза. От 1-го брака у него сын, которого назвали Андрей. Он стал юристом. Во 2-ой раз М.Ширвиндт женился на Т.Морозовой, актрисе, танцовщице. Затем она стала заниматься журналистикой.

Татьяна родила Михаилу дочку Александру, которая впоследствии стала искусствоведом. Несколько лет назад в прессе появился слух о романе Ширвиндта с Юлией Бордовских.

Михаил имеет опыт ресторанного бизнеса. В частности, он вложил средства в рестораны «Штольц», Bronco, кафе кошерной еврейской еды «Семь сорок».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ширвиндта Александра Анатольевича

Детские годы

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Детство маленького Саши прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке, что у Никитских ворот. Его мама, Раиса Самойловна, до замужества носившая фамилию Кобыливкер, в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии, составляла программы концертов, в том числе и для правительства. Отец Саши – Теодор Гедальевич Ширвиндт, которого все звали по-русски Анатолием Густавовичем, был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.

Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 − туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев.

Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение − школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез, падеграс. А в музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден».

Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, . Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало трудового пути

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Веры Константиновны Львовой. Буквально с первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Там он сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок» Голдсмита.

В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. А в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль, смог приобрести автомобиль «Победа».

Но уже в том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная», который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу.

Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» , Людовик в «Мольере» , Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.

Последняя роль занимает особое место в творчестве Александра Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве» отметил критик Б. Поюровский. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей. За время работы с Анатолием Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера.

В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.

«Капустники». Эстрада

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, − все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература, и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался « В гостях у Михаила Жарова».

На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта − Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков). Он также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Львом Шимеловым, др. Кроме того, он писал монологи для многих артистов (Веры Марецкой, и др.), которые затем в их исполнении звучали с эстрады.

Театр Сатиры

В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали и . В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

Первой ролью Александра Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970). Эта роль – одна из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, – «Гурий Львович Синичкин» (Он, Родион, 1970), «Обыкновенное чудо» (Министр-администратор, 1971), «Ревизор»(Добчинский, 1972), «Таблетку под язык» (Ломтев, 1972), «Маленькие комедии большого дома» (Отец, 1973), «Клоп» (Президент репортажа, 1973), «Дом, где разбиваются сердца» (Гектор, 1975), «Горе от ума» (Молчалин, 1976), «Чудак» (Ахмет Рыза, 1980), «Трехгрошовая опера» (Роберт Пила, 1982),«Бремя решения» (Пьер Селинджер, 1985), «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Негриш, 1986), «Счастливцев – Несчастливцев» (Несчастливцев, 1997), «Орнифль» (Орнифль, 2001), «Андрюша». А. Арканова и А. Ширвиндта (2001) и др.

С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам – 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) – «Зритель» (сборная) (1992).

Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе: «Маленькие комедии большого дома» (совместно с , 1973), «Недоросль» (1978), «Ее превосходительство» (1979), «Страсти Черноморья» (1988), спектакль «Андрюша», написанный совместно с (2001), «Слишком женатый таксист» (2003), «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку (2004), "Женщины без границ" Ю. Полякова (2007).

В 2000-м Ширвиндт был назначен худруком Театра Сатиры, продолжая и режиссёрскую работу, и игру на подмостках этого театра. Например, в 2009-м он исполнил Жана Батиста Поклена де Мольера в постановке этого театра по пьесе «Кабала святош».

Работа в кино

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. В начале кинематографической карьеры Ширвиндту не очень везло − большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями.

Первое − фильм Евгения Ташкова «Приходите завтра», в котором снялся прекрасный дуэт: Александр Ширвиндт и Юрий Белов. В этом фильме Ширвиндт играл лже- , а Белов – лже-Немировича-Данченко. Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта - героя «капустников».

Второе исключение − фильм того же Евгения Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам.

Затем были работы в фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Крах» (1968), «Какая у вас улыбка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Мнимый больной» (1980)… Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт – – в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).

Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы...» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах . В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» − чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» − референта министра.

Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Герой Ширвиндта ради получения денег создает комитет по оказанию материальной поддержки бедствующим семьям. Естественно, первой в списке становится его семья...

Среди других заметных работ Ширвиндта: Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе».

Александр Анатольевич много и с удовольствием работал и на озвучке мультипликационных фильмов. Начав с чтения закадрового текста в мультфильме для взрослых под названием «Машинка времени», снятом в 1967 году, актёр, например, дважды озвучивал Чеширского Кота в мультфильмах по классической сказке Чарльза Лютвиджа Доджсона, нашим современникам более известного под выбранным этим писателем псевдонимом Льюис Кэрролл. «Алису…» первый раз сняли на студии «Киевнаучфильм» в 1981-м, а когда потребовалось в 2010-м сделать русский дубляж голливудской версии, на роль Кота вновь пригласили этого маститого актёра.

Педагог

Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимается преподавательской деятельностью. С 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: , Леонид Трушкин, и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).

Телевидение

Александр Ширвиндт – постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи».

Александр Ширвиндт принимал участие в бенефисах , в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссером Евгением Гинзбургом. Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле Анатолия Эфроса «Несколько слов в защиту господина Мольера» (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».

Во второй половине 80-х слава Александра Ширвиндта обрела свое «второе дыхание». Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт − . Дуэт с возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Личная жизнь

Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась... корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.

По профессии Наталья Николаевна − архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта − столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу − в старое московское купечество.

В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. В этой элитной высотке жили и до сих пор живут

Александр Ширвиндт – ярчайшая звезда кинематографа, талантливый актер, искрометный юморист, родился 19.07.1934 года, коренной москвич.

Детство

Маленькому Саше повезло появиться на свет в очень обеспеченной и уважаемой семье. Его отец, успешный музыкант, скрипач, солист Большого театра не только играл сам, но и давал частные уроки музыки за очень приличное вознаграждение. Мать занимала солидную должность при филармонии и составляла концертные программы.

Поскольку родители были постоянно занятыми творческими натурами, раннее детство Саши прошло у бабушки. Дедушка, в прошлом влиятельный медработник, пытался воспитывать его в строгости, но у него это не слишком хорошо получалось, так как любящая бабуля прощала внуку все шалости. Один его дядя был юристом, другой – врачом-инфекционистом.

В детстве

Когда Саше исполнилось 10, родители забрали его в Москву. Там он пошел в элитную школу, где среди его соучеников был Сергей Хрущев и другие дети первых лиц страны. Жили же они в актерском доме, на улице Вахтангова, прямо во дворе которого расположилась знаменитая Щука – один из лучших театральных вузов страны.

В этом дворе Саша пристрастился к лицедейству. Вместе с другими ребятами они организовали самодеятельный театр и постоянно давали какие-то импровизированные концерты.

Там же он подружился с Михаилом Державиным, творческий тандем с которым сделал его суперпопулярным и любимым всей страной. Но мальчиков в те годы связывала тесная личная дружба, которую они сумели пронести через всю жизнь.

Впрочем, на дворовой театр у Саши оставалось не слишком много времени. Стараясь дать сыну всестороннее образование, родители отдали его в музыкальную школу и записали в студию бальных танцев. Если с танцами Саша еще как-то смирился, то многочасовые сидения за музыкальным инструментом совершенно его не прельщали, и музыкальная школа вскоре была заброшена.

На его окончательное решение стать актером повлияло знакомство с такими звездами как Рина Зеленая и Леонид Утесов. Они нередко навещали родителей и просто очаровали парня своим талантом. Поэтому сразу же после получения аттестата Ширвиндт относит его в Щуку и легко становится ее студентом.

Карьера

Это удивительно, но никогда не проявлявший особого интереса к учебе Александр театральное училище заканчивает с красным дипломом. Причем, звание одного из лучших студентов закрепилось за ним с самого первого дня пребывания в стенах Щуки – настолько увлекся он лицедейством.

Сразу же после сдачи дипломного спектакля Ширвиндта приглашают на «Ленфильм», где он дебютирует на большом экране. Ему достается роль второго плана в простенькой, но очаровательной комедии «Она вас любит», где главную роль сыграл непревзойденный комик Георгий Вицин. Свой первый солидный гонорар Ширвиндт потратил на приобретение подержанной «Победы».

После возвращения в Москву он устраивается работать в театр Ленинского Комсомола, где вскоре к нему присоединяется успевший тоже закончить обучение в Щуке давний друг, Михаил Державин. Дальше их творческий путь часто шел параллельно.

Недолгое время вместе они проработали в театре на Малой Бронной. И если в этот период Михаил исключительно играл на сцене, то Ширвиндта еще время от времени приглашали в кино. Он становился все более популярным и востребованным киноартистом.

А после роли в комедии «Трое в лодке не считая собаки», где его партнерами стали Державин и Андрей Миронов, он перешел в разряд звезд первой величины.

И вот уже в кино и театре ему достаются в основном только главные роли. Причем очень разноплановые, хотя изначально за Ширвиндтом закрепился образ этакого ловеласа. На экране он появлялся в образах гусара, чиновника, лекаря, нотариуса, пианиста и даже средневекового инквизитора, и все они удавались ему блестяще.

Впрочем, если спросить самого Ширвиндта, что ему ближе, театр или кино – он не сможет ответить на этот вопрос однозначно. Это один из немногих актеров, которые успевают все – играть на сцене, сниматься, ставить спектакли и еще писать сценарии к ним. На протяжении нескольких лет Ширвиндт с Михаилом Державиным вел суперпопулярную юмористическую программу «Кабачок 13 стульев».

Всего же он сыграл более сотни кино и театральных ролей. С 1957 года преподает в ставшей уже родной Щуке (в 1995 стал там профессором). А в 2000 был утвержден на должность руководителя Театра Сатиры, который и сделал его настоящей звездой, и которому Александр отдал практически всю жизнь.

Там же он и десятки тысяч поклонников прощались с лучшим другом Ширвиндта – Михаилом Державиным, ушедшим из жизни в январе 2018.

Личная жизнь

Экранный бабник и ловелас, Александр Ширвиндт на поверку оказался примерным семьянином. Всю свою жизнь он провел с единственной супругой – Натальей, брак в которой был зарегистрирован в далеком 1957 году. Тогда он, начинающий еще актер страстно влюбился с стройную и обаятельную девушку – будущего архитектора.

С женой Натальей

Ему было всего 23, а ей – на целый год меньше. И поначалу никто не ожидал, что обыкновенный дачный роман продлится более полусотни лет. Ширвиндт шутит, что его подкупило наличие у невесты в хозяйстве коровы.

Как только молодые объявили о решении пожениться корову продали, чтобы сыграть достойную свадьбу. Так что парным молочком, которое Александр очень любит, лакомился он недолго.

Через год, как и было принято в те времена, у пары уже родился сын – единственный их ребенок, который тоже пошел по стопам отца и стал актером. Сегодня у счастливой семьи есть уже внук, внучка и даже правнучка, которых они просто обожают и стараются хоть несколько раз в год собираться все вместе.

Когда Александра спрашивают, в чем секрет такого крепкого брака, он отвечает – в женской мудрости. Действительно, за долгие годы Наталья успела привыкнуть к тому, что экранный образ ее мужа – бабника и ловеласа проецируют на реальный мир. А возможно, и научилась вовремя закрывать глаза на мимолетные шалости, которые в творческом мире были скорее нормой.

Сам же Александр всегда стремился домой, потому что там его ждали комфорт, уют и любящая жена, которая старалась не досаждать ему упреками, а, как и положено женщине, делила с ним радости и печали. Он относится к Наталье с глубоким уважением и, даже если и позволял себе небольшие грешки, никогда не выставлял их напоказ, оберегая семейную репутацию.

Биография и личная жизнь Александра Ширвиндта поистине интересна и наполнена разными яркими событиями. На свет будущий артист появился в 1934 в городе Москве. Отец Александра Ширвиндта – Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) – был человеком чрезвычайно одаренным и творческим. Он был скрипачом, был музыкантом Большого , а также занимался преподавательской деятельностью. Мать Александра – Раиса Самойловна – работала в Московской филармонии.

Семья, детство, начало деятельности

Пока родители пропадали на гастролях, маленький Саша находился под контролем бабушки, которая играла большую роль в воспитании внука. Творческая среда оказывала свое влияние на мальчика. Он занимался музыкой, но потом забросил это занятие. Также пробовал себя в бальных танцах. Саша посещал школу, в которой обучались дети аристократов.

В доме Ширвиндтов нередко собирались многие деятели искусств. Окруженный этой атмосферой, мальчик уже тогда связать свою жизнь с театром.

В 1956 году Александр успешно заканчивает учебу в Щукинском училище и попадает на службу в Театр-студию киноактера. В этом же году состоялся дебют актера в фильме «Она вас любит». В 1957 году Ширвиндт переходит работать в театр Ленинского комсомола, а в 1970 году становится ведущим актером Московского академического театра сатиры. А с 2000 года является художественным руководителем данного театра.

Александр является обладателем многочисленных наград. Он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством», различных театральных премий. Также в его копилке Чеховская медаль, Почетный знак «Общественное признание», Орден Дружбы народов.

Личная жизнь Александра Ширвиндта, семья, дети

Свободное время Александр Анатольевич старается провести с пользой и хорошо отдохнуть. Он увлекается игрой на скрипке. Также одним из увлечений актера является рыбалка. Он часто отправлялся порыбачить со своим покойным другом Михаилом Державиным, которого знал с детства.

Курительная трубка, подарок Виталия Горемыкина, является любимым атрибутом Ширвиндта, с которым он практически не расстается. Любит Александр также посмотреть спортивные соревнования – он является ярым болельщиком московского футбольного клуба «Торпедо». Сейчас свою жизненную позицию артист объясняет так: «Пытаюсь воспринимать ее иронично — философски, понимая всю бренность нашего существования».

Со своей супругой, архитектором Натальей Николаевной Белоусовой, актер живет с 1957 года. Познакомились они в подмосковном дачном поселке. Тогда у Александра вызвало восторг, что у девушки в хозяйстве имеется корова, ведь он очень любит молоко. Через некоторое время влюбленные официально оформили свои отношения, а корову из хозяйства пришлось продать.

Вскоре молодожены стали жить на Котельнической набережной. В знаменитой высотке жили Лидия Смирнова, Клара Лучко, Людмила Зыкина, Фаина Раневская и другие известные личности.

Через год у счастливой семьи случилось пополнение – у них родился сын. Михаил Александрович Ширвиндт рос очень хулиганистым ребенком, которого часто выгоняли из школ за плохие выходки. В конце концов, он решился взяться за ум и поступил в театральное училище, решив идти по стопам папы. Некоторое время он был театральным актером. В настоящее время сын Михаил нашел свое призвание в качестве телеведущего.

Своим родителям Миша подарил внука и внучку. На совместных фото с женой, детьми, внуками Александр Анатольевич выглядит по-настоящему счастливым человеком, ведь у него большая дружная семья. Внук актера Андрей является преподавателем, работает в МГУ, а внучка Александра стала искусствоведом. Также у Народного артиста есть две правнучки – Анастасия и Элла.

Творческие достижения Александра Ширвиндта

Новости на 2019-2019 год гласят, что Александр Анатольевич пребывает в подавленном состоянии, так как недавно . Последние новости об Александре Ширвиндте сообщают, что он воспринял весть о смерти как свою личную трагедию. Свою дружбу с Державиным Народный артист пронес через всю жизнь.