Бартоломео диаш маршрут путешествия на карте. Бартоломеу диаш и мыс доброй надежды

Бартоломеу Диаш (рожд. 1450 г. - пропал без вести 29 мая 1500 г.) — известный португальский мореплаватель. В поисках морского пути в Индию в 1488 году был первым европейцем обогнувшим Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел к Индийскому океану. Был одним из первых португальцев, ступивших на бразильскую землю…

После смерти у португальских монархов на какое-то время пропал интерес к исследованиям. На протяжении ряда лет они занимались другими делами: в государстве происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Лишь в 1481 г., по восшествия на престол короля Жуана II, африканское побережье вновь увидало вереницы португальских кораблей и новую плеяду смелых моряков. Самый значительный из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш.

Что известно о мореплавателе

Бартоломеу Диаш происходил из дворянского рода и одно время работал на лиссабонских складах управляющим. Он был потомок Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. У всех путешественников был талант, помогавший им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученый и организатор, и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был в большей степени моряком. Многих из своих спутников он обучил искусству мореплавания. Нам мало известно о жизни Бартоломеу Диаша, даже дату его рождения не установить точно. Зато известно, что он был гений мореходного дела.

Первые путешествия

Впервые его имя упоминается в коротком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Так, мы узнаем, что он вел торговлю со странами, только что открытыми португальцами. 1481 год — он командовал одним из кораблей, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д’Асамбужа.

В экспедиции д’Асамбужа участвовал и безвестный в то время . Спустя 5 лет Диаш был на должности главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне.

К берегам Африки

1487 год — он вновь отправился вдоль африканских берегов во главе экспедиции из двух кораблей. Они были малы (даже для тех времен), каждое водоизмещением примерно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия, им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был опытный гвинейский мореход Педру Аленкер. Неимеется доказательств того, что задачей экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятней всего, целью была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

Не ясно также, какие корабли были у Диаша - каравеллы или «круглые корабли» - нао. Как можно видеть из названия, португальцы XV столетия отличали «круглые корабли» от каравелл, в первую очередь, из-за их своеобразной конструкции - из-за округленных обводов корпуса. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого цела и сейчас.

Диаш решил идти дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл в течении 13-ти дней, постепенно уходя от берега. Мореплаватель надеялся хорошо использовать ветер. Ведь должен же когда-то закончиться этот бесконечный материк!

Буря не стихала. Далеко на юге он оказался в зоне западных ветров. Здесь было холодно, кругом - лишь открытое море. Он решил выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 1488 год, 3 февраля — он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, как видно, был конец материка. Диаш свернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерявший надежду преодолеть трудности, которым, казалось, нет конца, потребовал, чтобы суда повернули назад. Диаш пытался уговаривать своих матросов, угрожать, соблазнять богатствами Индии, - ничего не помогало. С горьким чувством он приказал идти в обратный путь. Ему казалось, писал он, что «он покинул там навсегда сына».

Обратный путь

На обратном пути экспедиция обогнула острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север. В память о выпавших на их долю испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды - надежды на то, что, в конце концов, осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

Моряки нечасто получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя монарх знал, что он - один из лучших моряков Европы.

Новая экспедиция, новый капитан

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Бартоломеу Диаша назначили руководителем постройки кораблей. Естественно, что начальником экспедиции должен был быть именно он. Однако кто сможет бороться с королевским решением? Главой экспедиции был назначен Васко да Гама.

Благодаря опыту и знаниям Бартоломеу корабли да Гамы были построены не так, как было принято ранее: у них была более умеренная кривизна и в меньшей степени тяжелая палубная часть, чем у других судов. И конечно, советы опытного капитана очень пригодились новому командиру. Бартоломеу Диаш был тогда единственный моряк, который когда-то огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, с какими трудностями придется встретиться у южного берега Африки. Вероятно, это он посоветовал да Гаме, идя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш второй раз отправился в экспедицию, он и сам повел бы судно этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему разрешалось сопровождать флот лишь до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

Открытие Бразилии. Пропавший без вести

После того, как Европа была ошеломлена от открытий Колумба, все пришло в движение. Каждому хотелось получить свой кусок Нового Света. И Васко да Гама возвратился с полными трюмами индийских товаров, чем полностью подтвердил все открытия Диаша. Про старого морехода вспомнили. После удачного возвращения Васко да Гамы, в Индию в 1500 году был снаряжен большой и мощный флот под командованием Педру Кабрала. Но Индия, была только официальным конечным пунктом. Веление монарха - исследовать океан западней Африки. Капитальная экспедиция, она требовала специалистов. Командовать одним из кораблей флота был приглашен Бартоломео Диаш.

Результатом исследований западных вод экспедицией Кабрала стало открытие Бразилии. После такого удачного начала, казалось, что все пойдет отлично и с Индией. Флот португальцев подошел к югу Африки в самое неподходящее время (конец весны в северном полушарии). Буря разметала суда по огромной территории. Корабль которым командовал Бартоломео Диаша последний раз видели близ «Мыса Доброй Надежды» 29 мая 1500 г. Когда буря стихла - флот недосчитался чуть ли не половины судов. Бесследно пропало и судно Диаша.

Его никто и никогда не видел мертвым. Официально он стал считаться «пропавшим без вести». Но некоторые моряки уверяют, что легендарным « » управляет не кто иной, как Бартоломео Диаш.

Портретов Диаша не сохранилось. 1571 год — губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке - Сан-Пауло де Луанда.

Значение открытий

Это был стремительный прорыв Португалии в исследовании Африки. Диаш не только смог открыть путь вокруг африканского континента, но так-же изучил его берег на 1260 миль. Это было самое продолжительное путешествие в те времена. Команда капитана Диаша была в море 16 месяцев и 17 дней. Им был найден путь в Индийский океан, открыт мыс Доброй Надежды.

(ок. 1450-1500)

Португальский мореплаватель. В поисках морского пути в Индию в 1487-88 впервые достиг юж. оконечности Африки и обогнул ее, указав тем самым путь Бартоломеу Диаш был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый мыс. Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, после восшествия на престол короля Жуана II, африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков. Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа. В экспедиции д«Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб. Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду за будущие заслуги. Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги. В 1487 году он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (даже для того времени), каждое водоизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц. Не выяснено также, какие суда были у Диаша каравеллы или круглые корабли нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали круглые корабли от каравелл прежде всего из-за их своеобразной конструкции из-за округленных обводов корпуса.

Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса располагались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра поворачиваться у мачты вместе с парусом. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого уцелела и до сих пор… Но Диаш решил следовать дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл тринадцать дней, постепенно уходя от берега. Диаш надеялся хорошо использовать ветер. Ведь должен же когда-нибудь кончиться этот бесконечный материк! Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было холодно, со всех сторон только открытое море. Он решает выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был конец материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду преодолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули назад. Диаш уговаривал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, ничего не помогало. С горьким чувством он отдал приказ двинуться в обратный путь. Ему казалось, писал он, что он покинул там навсегда сына. На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север. В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути. Моряки редко получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он один из лучших моряков Европы. Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но кто может бороться с решением короля? Главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была более умеренная кривизна и менее тяжелая палубная часть, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана весьма пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, который когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло преодолеть у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем. В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Южной Америки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш. Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке Сан-Пауло де Луанда.

Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) - португальский мореплаватель. Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. Можно сказать, что он видел Индию, но, как Моисей в обетованную землю, не вошел в нее. О жизни Бартоломео Диаша до начала его знаменитого плавания источники хранят молчание. Более того, до нас не дошли и подлинные сообщения о самом плавании. Ученые располагают только краткими упоминаниями в сочинениях хронистов.

Полное имя португальского мореплавателя - Бартоломеу (Бартоломео) Диаш ди Новаиш. Установлено, что он происходил из рода Жуана Диаша, который первым обогнул мыс Бохадор, и Диниша Диаша, открывшего Зеленый Мыс.

Известно, что Диаш был фидалгу (дворянином), придворным короля Жуана II, одно время состоял управляющим королевскими складами в Лиссабоне, но также слыл опытным мореходом. В 1481 г. в составе экспедиции Диогу Азамбужа он плавал к берегам Африки. Видимо, именно поэтому король Жуан, продолжавший дело своего двоюродного деда Генриха Мореплавателя, назначил его командиром одной из двух флотилий, отправлявшихся для исследования берегов Африки и поисков морского пути в Индию.

Назначение состоялось в октябре 1486 г., но корабли вышли в море только в августе следующего года. Возможно, это было связано с тем, что король считал экспедицию особо важной и сложной, так как готовились к ней очень тщательно. В состав флотилии из трех кораблей входило специальное судно, груженное съестными припасами, водой, оружием и даже запасными корабельными снастями на случай ремонта. Главным кормчим был назначен Перу д"Аленкер, известнейший мореплаватель того времени, которому было позволено сидеть за одним столом с королем, когда придворные были вынуждены стоять. Истинными знатоками дела были и другие офицеры.

Наконец три каравеллы под началом Диаша вышли из Лиссабона и двинулись вдоль африканского побережья. На порту помимо команды находилось несколько негров, мужчин и женщин, которых предстояло высаживать на побережье Африки по пути следования флотилии. Бывшие рабы должны были рассказывать о богатстве и могуществе Португалии. Таким образом, португальцы надеялись наконец-то привлечь внимание «короля-священника Иоанна». Кроме 1ого, негры были одеты в европейские одежды и имели при себе образцы золота, серебра, пряностей и других товаров, которыми интересовались в Европе. Они должны были убелить туземцев вести торговлю с Португалией.

Вначале Диаш направился к устью Конго, а затем с большой осторожностью поплыл вдоль незнакомого африканского берега на юг. Первым из португальцев он начал ставить на открытых им берегах падраны - каменные кресты с надписями, сообщавшими о принадлежности территории португальской короне.

За тропиком Козерога флотилию штормом отнесло к югу. Тринадцать дней не видели мореходы земли и считали себя погибшими. После шторма плыли сначала на восток, потом, и поисках земли, на север. Наконец 3 февраля 1488 г. увидели берег с высокими горами. Вскоре счастливые моряки нашли удобную бухту и пристали к берегу, где увидели коров и чернокожих пастухов. Вначале негры, испугавшись странно одетых белых людей, разбежались, но потом стали бросать в моряков камнями. Диаш пригрозил им арбалетом, но туземцы, не зная, что это, продолжали вести себя агрессивно. Тогда Диаш пустил стрелу и убил одного из нападавших, ставшего первой жертвой агрессии белых в Южной Африке.

Бухта была названа Баиа-душ-Вакейруш - гаванью Пастухов (совр. Моссел). Она находилась за еще не открытым мысом Доброй Надежды более чем в 200 милях. Однако Диаш понял, что они обогнули Африку, только когда заметил, что берег тянется на восток. Он взял курс на восток и достиг залива Алгоа и небольшого острова. На нем поставили пад-ран. Диаш хотел продолжить путь, но экипаж, измученный Фудностями пути и страдавший от голода (грузовой корабль отстал), воспротивился этому. Уговоры и консультации с офицерами и вожаками матросов ни к чему не привели. Даже когда Диаш предложил команде сказать под присягой, как, но их мнению, следует действовать людям, несущим королевскую службу, ситуация не изменилась. Тогда командир составил документ, зафиксировавший общее решение, и предложил всем подписать его. Когда формальности были закончены, ему все же удалось добиться одолжения - плыть вперед еще два или три дня. Флотилия дошла до устья большой реки, которая была названа Риу-ди-Инфанти - в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег.

Отсюда экспедиция повернула назад. Проходя возле падрана, поставленного в бухте Алгоа, Диаш, как писал один из! хронистов, прощался с ним «с таким глубоким чувством печали, словно расставался с сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь, имея в виду одну-единственную цель, - и вот Господь не дал: ему достичь цели».

Но на обратном пути Диаша ждало еще одно открытие. Его взору открылся вид на величавый мыс и Столовую гору. Теперь он прошел мимо самой южной оконечности Африки и дал ей имя. Обычно рассказывают, что мореплаватель назвал его мысом Бурь, но в декабре 1488 г. король во время доклада Диаша о путешествии предложил именовать его мысом Доброй Надежды, так как был уверен в том, что морской путь в Индию найден. На самом деле это, видимо, не более чем легенда, возникшая на основании сообщения известного португальского историка XVI в. Барруша. Современники же свидетельствовали, что автором названия является сам Диаш.

Возле мыса Диаш сошел на берег, зафиксировал наблюдения в морской карте и журнале и поставил падран, сохранившийся до наших дней, назвав его Сан-Григориу.

Теперь было необходимо найти грузовое судно. Его удалось обнаружить, но из девяти человек команды на борту оставалось только трое, один из которых вскоре тоже скончался от болезни. Остальные погибли во время стычек с туземцами, которые позарились на вещи матросов.

Припасы разместили на двух судах, грузовое судно сожгли, как не подлежащее ремонту, а затем двинулись обратным курсом вдоль западного берега Африки. По пути мореходы подобрали потерпевшего крушение Дуарти Пашеку Пирейру и уцелевших матросов, на Золотом берегу забрали золото, скупленное у туземцев королевской факторией, и наконец в декабре 1488 г. бросили якорь в Риштеллу, западном пригороде Лиссабона.

Каковы открытия совершила экспедиция Бартоломеу Диаша, португальского мореплавателя, Вы узнаете из этой статьи.

Бартоломеу Диаш (1450 – 1500 годы) был первым, кто обогнул южную часть африканского континента и открыл миру мыс Доброй Надежды. Примечательно, что ему удалось воочию увидеть Индию, но, подобно Моисею, на ее территорию он так и не вошел. До начала его знаменитого путешествия у историков нет никаких сведений о его жизни. И даже больше – настоящие мотивы и пути, прошедшие мореплавателем скрытые под семью замками. Но, тем не менее, Бартоломеу Диаш совершил прорыв в географических открытиях того времени.

Бартоломеу Диаш открытия

Бартоломеу Диаш походил из дворянского рода и одно время работал на лиссабонских складах управляющим. Но, вместе с тем, он прославился как опытный мореходец. Известно, что в 1481 году он под началом Диогу Азамбужа плавал к африканскому побережью. После этого экспедиции португальский король Жуан уже назначил его самого командиром 2 флотилий. Официальная цель путешествия Бартоломеу Диаша — исследовать берега Африки и найти морской путь в Индию.

Флотилии в августе 1487 году торжественно вышли в море после тщательного года подготовки к экспедиции. В состав каждой флотилии входило по 3 каравеллы. Путешествие Бартоломеу Диаш начал с устья реки Конго, осторожно направляясь по неведомым землям на юг. Он был первым португальцем, который ставил на открытых берегах падраны (кресты с камней), сообщавшие о том, что данная территория принадлежит Португалии.

Пройдя тропик Козерога, экспедиция попала в шторм, и ее отнесло на юг. Больше месяца мореходы не встречали на своем пути земли. И наконец, 3 февраля 1488 года Бартоломеу Диаш первым увидел вдали берег с высокими горами. Счастливая команда нашла удобную бухту и пристала к берегу. Они были очень удивлены, увидев чернокожих пастухов с коровами. Местные жители испугались странных, белых людей и стали бросаться в них камнями. Диаш выстрелил из арбалета с целью приструнить туземцев. Это была первая агрессия европейцев в Южной Африке. Бухту же капитан назвал Баиа-душ-Вакейруш, то есть гаванью Пастухов. Они были вблизи от еще не открытого мыса Доброй Надежды.

Бартоломеу Диаш взял курс на восток от гавани и доплыл до залива Алгоа и маленького острова. Здесь был также поставлен падран. Измученные моряки сделали небольшой перерыв, и дошли до устья неведомой раньше реки, которую назвали на честь одного из командующих флотилии — Риу-ди-Инфанти.

От устья открытой реки они повернули назад. На обратном пути Диаш увидел красивый мыс и Столовую гору. Вначале он назвал его мысом Бурь, но в декабрьском отчете 1488 года король Жуан предложил его переименовать в мыс Доброй Надежды. Командующий экспедицией был уверен, что ему удалось найти морской путь в Индию. Сойдя на берег Бартоломеу Диаш, зафиксировал все на морской карте и в капитанском журнале. Землю он назвал Сан-Григориу. В декабре 1488 года остатки флотилии пришил в порт Лиссабона.

И вышел в Индийский океан . Достиг одного из южных мысов Африки, который был назван мысом Бурь.

Биография

О ранней жизни Диаша пактически ничего не известно. Долгое время его считали сыном одного из капитанов Энрике Мореплавателя , но даже это не. Обыкновенно добавляемое к его фамилии уточнение «ди Новаиш» впервые было задокументировано в 1571 году, когда король Себастьян I назначил внука Диаша, Паулу Диаша ди Новаиша , губернатором Анголы .Генрих Иванов дыра.

В юности изучал математику и астрономию в Лиссабонском университете . Имеются упоминания о том, что какое-то время Диаш служил управляющим королевскими складами в Лиссабоне, а в 1481-82 гг. участвовал как капитан одной из каравелл в экспедиции Диогу де Азамбужа , отправленным на строительства форта Эльмина (Сан-Жоржи-да-Мина) на берегу Ганы .

После того, как Кан погиб во время очередной экспедиции (gbplf по другой версии, попал в опалу), король поручил Диашу заступить на его место и отправиться на поиски пути в Индию вокруг Африки. Экспедиция Диаша состояла из трёх кораблей, одним из которых командовал его брат Диогу . Под начальством Диаша оказались отличные мореходы, плававшие ранее под начальством Кана и лучше других знавшие прибрежные воды, и выдающийся штурман Перу ди Аленкер . Общая численность экипажа составляла около 60 человек.

Диаш отплыл из Португалии в августе 1487 года, 4 декабря продвинулся южнее Кана и в последних числах декабря бросил якорь в заливе св. Стефана (ныне бухта Елизаветы) в южной Намибии . После 6 января начались бури, которые заставили Диаша выйти в открытое море. Через несколько дней он попытался вернуться в залив, но земли не было видно. Блуждания продолжались до 3 февраля 1488 года, когда, повернув на север, португальцы увидели берег Африки восточнее мыса Доброй Надежды.

Высадившись на берег, Диаш обнаружил поселение готтентотов и, поскольку тогда был день св. Власия, нарёк бухту именем этого святого. Сопровождавшие эскадру негры не могли найти общего языка с туземцами, которые сначала ретировались, а потом попытались напасть на лагерь европейцев. В ходе конфликта Диаш застрелил одного из туземцев из арбалета, однако остальных это не остановило, и португальцам срочно пришлось отчаливать. Диаш хотел плыть дальше на восток, однако по достижении залива Алгоа (близ современного города Порт-Элизабет) все офицеры, находившиеся под его командой, высказались за возвращение в Европу. Матросы также желали вернуться домой, в противном случае угрожая бунтом. Единственная уступка, на которую они соглашались - ещё три дня пути на северо-восток.

Пределом продвижения Диаша на восток было устье Грейт-Фиша , где в 1938 году был обнаружен установленный им падран . Он повернул обратно, убеждённый, что задача экспедиции выполнена и в случае необходимости, обогнув южную оконечность Африки, можно морем достичь Индии. Осталось только отыскать эту южную оконечность. В мае 1488 года Диаш высадился на заветный мыс и, как считается, нарёк его мысом Бурь в память чуть не погубившего его шторма. Впоследствии король, возлагавший на открытый Диашем морской маршрут в Азию большие надежды, переименовал его в мыс Доброй Надежды.

Диаш вернулся в Европу в декабре 1488 года, проведя в плаванье 16 месяцев и 17 дней, и, по-видимому, получил указания держать свои открытия в тайне. Сведений об обстоятельствах его приёма при дворе не сохранилось. Король ждал новостей от пресвитера Иоанна , к которому сушей был направлен Перу да Ковильян , и медлил с финансированием новых плаваний. Только после смерти Жуана II, через 9 лет после возвращения Диаша, португальцы наконец снарядили экспедицию в Индию. Во главе её был поставлен Васко да Гама . Диашу доверили руководить строительством кораблей, поскольку он на личном опыте знал, какой конструкции суда нужны для плавания в водах Южной Африки. Согласно его распоряжениям, косые паруса были заменены на прямоугольные, а корпуса кораблей строились с расчётом на малую осадку и большую остойчивость. Также, по всей вероятности, именно Диаш дал Васко да Гаме совет, плывя на юг, после Сьерра-Леоне удалиться от берегов и сделать крюк по Атлантике, поскольку знал, что именно так можно обойти полосу неблагоприятных ветров. Диаш сопровождал его до Золотого берега (Гвинея), а далее направился в крепость Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой был назначен.

Когда Васко да Гама вернулся и подтвердил верность догадок Диаша, в Индию был снаряжён более мощный флот во главе с Педру Кабралом . В этом путешествии Диаш командовал одним из кораблей. Он участвовал в открытии Бразилии , однако во время перехода в сторону Африки разыгралась буря и его судно было безвозвратно потеряно. Таким образом, он погиб в тех самых водах, которые принесли ему славу. Внук Бартоломеу Диаша - Паулу Диаш ди Новаиш - стал первым губернатором Анголы и основал там первое европейское поселение - Луанду .

См. также

Напишите отзыв о статье "Диаш, Бартоломеу"

Отрывок, характеризующий Диаш, Бартоломеу

На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.