«В чем заключается трагедия доктора Рагина. «В чем заключается трагедия доктора Рагина Несколько интересных сочинений

Антон Павлович Чехов является непревзойденным мастером юмористического рассказа. Его произведения до сих пор поражают умы своей точной неподражаемой иронией. Каждый персонаж смешной новеллы писателя оказывается в какой-либо анекдотичной ситуации.

Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца, который не хотел, чтобы его сын стал служащим церкви. Поэтому своего прямого призвания в медицине Андрей Ефимович не ощущает.

Поступив на работу в больницу, с первого своего дня, Рагин просто возмущен до глубины души царившими беспорядками в медицинском учреждении города. В больнице всюду была грязь, вонь, и здесь же принимали больных людей. Герой не согласен с такими условиями, но и изменять ничего не пытается. Он придерживается мнения, что «моя хата с краю, ничего не знаю». Якобы все должно каким-то волшебным образом само собой рассосаться. Но этого не происходит. Рагин полностью теряет интерес к работе, и бывает здесь уже от случая к случаю.

На вид Андрей Ефимович схож с медведем. Такой же увалень, мужиковатый. За своей внешностью не следит, ему это неважно. Он здоровый, очень крепкий мужик. Несмотря на такую внушительную внешность, голос у него тихий, негрубый, мягкий. Он вообще никогда не повышает тона.

Рагин предпочитает остаться в стороне и не вмешиваться, не совершать преобразования, хотя видит бедственное положение больницы и больных в ней.

Анекдотичность и сарказм Чехова в повести проявляется в бездейственности Рагина и его чрезмерной философичности. Андрей Ефимович предпочитает лучше поразмышлять, предаться мыслям высоким, неземным, нежели что-то предпринять и как-то помочь.

Чехов был ярым противником таких рохлей, людей без цели в жизни. Писатель осуждал безынициативность, когда она должна быть, тем более у людей, которые могут что-то изменить к лучшему в этой жизни.

В итоге Рагин сам оказывается на месте больных. То есть уже поздно что-либо преобразовывать.

Антон Павлович Чехов показывает читателю собирательный образ русского человека, в данном случае доктора. Такие люди встречаются и сейчас: имеющие возможность, но не желающие сделать жизнь свою и вокруг лучше.

Сочинение Образ Андрея Рагина

Общество, социальная структура – суровая штука. Мнение массы, нормы большинства – они нередко меняют судьбы людей, подавляют личность. Такое насилие над личностью может казаться исходящим из государства или каких-то общественных структур, но в действительности оно исходит из примитивной человеческой природы.

Когда человек угоден обществу, он может нормально существовать, когда начинает отличаться – он объявляется сумасшедшим и Рагин – типичный тому пример. На самом деле требуется глубокое мужество и отвага для того чтобы быть мыслителем, для того чтобы презрительно относиться к навязанной социальной норме и условности.

На протяжении начала книги Рагин увлекается философией, он общается с почтмейтером на разные темы и презрительно рассуждает на тему нелепости мира. Тем не менее, такое общение и «духовный поиск» (именно в кавычках) – не более чем буржуазное развлечение, ментальное движение в замкнутом пространстве. Эти развлечения являются социально угодными, они не приносят никакого понимания, не требуют отваги, но и не выходят за рамки общественных приличий.

Когда Рагин начинает общаться с Громовым, то его окружение начинает «чуять» нечто неладное. На самом деле в этом обществе есть свой порядок, где обитатели шестой палаты – унтерменши и маргиналы, личности вне нормы и гораздо меньше люди, чем обитатели вне палаты и во многом «нормальные» люди остаются нормальными именно благодаря сумасшествию обитателей больницы. Рагин выходит за границы своей регулярной водки и чтения умных книжек, пустых упражнений ума, оказывается в мире на самом деле более честном и подлинном, там где Громов понимает намного больше других, хотя и является номинально сумасшедшим.

Остальные «нормальные» понимают этот факт и сознательно делают Рагина сумасшедшим. По сути, во многом этот герой выполняет просто функцию описания того как реагируют в обществе на определенное поведение. Если человек подобный Рагину начинает искать истины, стремится превзойти какие-то нелепые общественные рамки, то в итоге он оказывается вне этих рамок, но в самом худшем положении – он больше не человек в массовом понимании, он становится «сумасшедшим».

Конечно, эта фигура описывает всю драму искателей и искренних думающих личностей во все времена. Рагин оказывается под властью обстоятельств, которые диктуют подчинение общественному укладу, банальность и пошлость.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения

    Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком

    Произведение А.С.Пушкина "Борис Годунов" повествует о периоде Смутного времени в России, когда кончилась эпоха царствования династии Рюриковичей и на престол взошли Романовы.

Характеристика литературного героя

Громов Иван Дмитрич – из дворян, в прошлом сначала учитель, потом судебный пристав и губернский секретарь, служивший в своем родном городе. Г. – человек нравственно чистый, интеллигентный, добрый, необыкновенно деликатный, страстный любитель чтения и по убеждениям – либерал: с презрением отзывается о “животной” жизни горожан обывателей, мечтает о газете с “честным направлением”, сострадает “питающимся крохами” беднякам, пламенно ненавидит “одетых и сытых” и так же пламенно верит в прекрасное будущее, когда на земле “восторжествует правда” и даже, как он надеется, “великим человеческим умом” будет “изобретено” бессмертие.
После целого ряда несчастий, свалившихся на его семью (смерть брата; суд над отцом и его смерть; продажа с молотка всего имущества, что вынудило Г. оставить учебу в университете, чтобы как-то зарабатывать на жизнь, и смерть матери), Г., с детства болезненный и впечатлительный, заболевает психическим недугом – манией преследования: ему начинает казаться, что “насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним”, его в любой момент могут “заковать в кандалы” и отвести в тюрьму. Г. помещают в городскую больницу. гно вскоре, как неизлечимого, переводят в палату для сумасшедших. Здесь его по-прежнему продолжают терзать мучительные приступы страха, но это никак не сказывается на его врожденной доброте и интеллигентности: он всегда находит случай услужить своим собратьям по несчастью и не любит только сторожа Никиту, тупого служаку, бьющего больных за неповиновение.
Сюда к Г. начинает приходить доктор Ра-гин, открывающий в сумасшедшем самого образованного, умного и интересного человека во всем городе. Но если Рагин “наслаждается” беседами с Г., то Г., мало симпатизирующий Рагину, в основном критикует как его жизненную, так и философскую позицию. Рагинс-кой философии доморощенного стоицизма он противопоставляет свою концепцию человека, согласно которой все человеческое существо “состоит из ощущений голода, холода, обид, потерь и гамлетовского страха перед смертью”, и поэтому человеку, существу нравственному, так же естественно на боль реагировать “криком и слезами”, как “на подлость – негодованием”, а “на мерзость – отвращением”. Против стоического мудреца Марка Аврелия, являющегося идеалом для Рагина, Г. выдвигает свой идеал – Христа как страдальца, не презиравшего своих страданий, Г. считает также, что Рагин не имеет права проповедовать презрение к страданиям, потому что, не знакомый ни с “действительностью” вообще, ни с российской действительностью в частности (например, если Г. “отец порол жестоко”, то Рагина в детстве родители никогда не били), сам еще ни разу в жизни не страдал по-настоящему.
Когда заболевшего Рагина тоже помещают в палату № 6 – особого впечатления на Г. это не производит, страдания доктора его не трогают, он даже немного злорадствует, предлагая тому в этой страшной ситуации “пофилософствовать”, как прежде. Однако в это же время пошатнулась и вера Г. в бессмертие: словно предсказывая то, что через день произойдет с Рагиным, он почти повторяет его пессимистические мысли, что все вt этой жизни заканчивается смертью. Единственное утешение, которое у него остается, – его “либеральная” и сумасшедшая вера, что он будет являться с того света и пугать “гадин”, из-за которых страдают и умирают люди. “Гадиной” он называл при первой встрече и Рагина.

Сочинение по литературе на тему: Иван Громов (Палата № 6 Чехов)

Другие сочинения:

  1. Палата № 6 В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там “воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите Read More ......
  2. А. Чехов – выдающийся российский прозаик и драматург. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы и сказал новое слово в драматургии. В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, положительно оцененный критикой, – “Сказки Мельпомены”, в который вошли Read More ......
  3. Рагин Андрей Ефимович Характеристика литературного героя Рагин Андрей Ефимович – доктор, живет в провинциальном городе и служит в городской больнице, Р. никогда не чувствовал призвания к медицине и специальным наукам; в юности он был очень набожен и даже собирался по Read More ......
  4. А. П. Чехов написал рассказ “Палата № 6” в 1892 году. Это время правления императора Александра III. Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа “Палата № 6”. В нем молодой врач, Андрей Ефимыч Read More ......
  5. Антон Павлович Чехов по праву считается мастером рассказа. Ему присущ удивительный талант в небольшом по объему произведении в легкой, юмористической форме затронуть и раскрыть большие и сложные социальные проблемы: обличение закрытой, “футлярной” жизни (“Человек в футляре”), духовную деградацию личности (“Ионыч”), Read More ......
  6. Иван Иваныч Чимша-Гималайский Характеристика литературного героя Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов “Человек в футляре” (здесь дается его портрет: “высокий, худощавый старик с длинными усами”, а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) Read More ......
  7. Писатель стал глубже воспринимать весь ужас тогдашней русской действительности, напоминающей тюрьму. Это ощущение особенно ясно было выражено Чеховым в повести “Палата № 6” (1892). Там нет ни единого слова о Сахалине, но именно сахалинская поездка вдохновила писателя на произведение, направленное Read More ......
  8. Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. М. Горький В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов – Read More ......
Иван Громов (Палата № 6 Чехов)

Сочинение

Палата № 6 - это флигель для умалишенных в провинциальной больнице. И одновременно это образ-символ русской полицейской государственности. Присмотримся внимательно к описанию палаты - оно как бы раздваивается: то ли это сумасшедший дом, то ли тюрьма. Реализм на грани символа торжествует и в портретах обитателей палаты. Вот сторож Никита: «суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки». У Никиты лицо-символ, лицо, типичное и в больнице для умалишенных, и в тюрьме, и в полицейской будке. Столь же многозначительны и характеры больных. Таков Громов, российский интеллигент, страдающий манией преследования: «Достаточно малейшего шороха в сенях или крика на дворе, чтобы он поднял голову и стал прислушиваться: не за ним ли это идут? Не его ли ищут?»

Перед нами болезнь, в концентрированном виде вместившая в себя вековые беды вольнодумной русской интеллигенции, вековую судьбу преследуемой, объявляемой вне закона и здравого смысла, но живой и упорной русской мысли. Не случаен в рассказе и другой мотив: в заведомо извращенном мире, живущем бездумно, по инерции, нормальным оказывается сумасшедший человек. Громов, пожалуй, самая честная и благородная личность в чеховском произведении. Он один наделен острой реакцией на зло и неправду. Он один протестует против насилия, попирающего правду. Он один верит в прекрасную жизнь, которая со временем воцарится на земле.

Антиподом Громова является доктор Рагин. Этот человек - воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению. Он оправдывает свою пассивность философски. Рагин убежден, что общественные перемены бесполезны: зло в мире неискоренимо, его сумма пребывает в жизни неизменной, а потому нет никакого смысла бороться с ним. Единственный достойный человека выход - уйти в себя, в свой внутренний мир. Свободное мышление - и полное презрение к суете мирской!

Громов возмущен такими рассуждениями Рагина: «Удобная философия… и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь». Но удобна она лишь до поры до времени и при благоприятных жизненных обстоятельствах. «Страдания презираете,- продолжает Громов,- а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во

все горло!»

Беседы Рагина с Громовым подслушивает сослуживец доктора и строчит на него политический донос. А поскольку политическая неблагонадежность в России отождествлялась с сумасшествием (вспомним судьбу Чаадаева в жизни и Чацкого в

литературе), Рагин объявляется сумасшедшим и попадает в палату № 6. Наступает предсказанное Громовым возмездие за его «удобную» философию.

Герой становится жертвой собственного попустительства, ему дается шанс на практике проверить свои принципы, свою правоту. В палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Рагин не выдерживает, он хочет убить сторожа Никиту, бежать, восстановить справедливость. Он действительно «кричит во все горло». Но с протестом и бунтом герой опоздал. И в финале рассказа Рагин умирает от железных кулаков Никиты и сопутствующего им апоплексического удара. Символический смысл чеховского рассказа почувствовал одареннейший русский писатель Н. С. Лесков: «Всюду палата № 6. Это - Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата - это Русь!»

Тема «маленького человека» в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С. Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник») и Н. В. Гоголь («Шинель»). Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов также не обходят стороной эту тему. Происхождение каждого из писателей сыграло тут не последнюю роль. Как Чехов, так и Достоевский провели свое детство в обществе «маленьких людей». Один- в больнице для бедных на Божедомке в Москве, другой – в лавке колониальных товаров в Таганроге. Вероятно, уже тогда сформировались взгляды будущих писателей на «слабых мира сего».

В творчестве обоих писателей можно встретить героев, аналогичных гоголевскому Акакию Акакиевичу. Чиновник Червяков, случайно чихнувший на лысину генерала («Смерть чиновника»), Липа («В овраге»), Катерина Ивановна и Лизавета («Преступление и наказание») одинаково бесправны и угнетены. Эти герои вызывают к себе жалость и сочувствие. Однако герои Чехова совсем не похожи на героев Достоевского. Что ограничивает и унижает «маленького человека»? У Чехова это страх и трепет перед начальниками, раболепство, желание сжаться и «влезть в футляр». Героев же Достоевского унижает бедность, нищета. Они часто становятся жертвами физического насилие, подвергаются побоям, публично оскорбляются.

Какое страдание испытывают «маленькие люди»? Что является причиной этих страданий?

«Маленькие люди» Достоевского мучаются от сознания своей нищеты, от безысходности, от невозможности изменить положение вещей. А главными источниками страданий являются грехи, сопутствующие нищете: пьянство и безответственность Мармеладка, прекрасно осознающего свое положение, но при этом ничего не пытающегося делать, чтобы спасти себя и семью; проституция Сони; чахотка и безумие Катерины Ивановны. Герои Достоевского воспринимают нищету как тяжкую, отвратительную болезнь. Все страдания героев Достоевского имеют единственную причину – бедность, то есть социально детерминированы.

Герои Достоевского не одиноки. Они находят некоторое утешение в 482

общении друг с другом. Мармеладов делится своим горем с Раскольнико-вым (и тот понимает его), Соня и Лизавета вместе утешаются чтением Евангелия, у самого Раскольникова есть верный, честный и преданный друг Разумихин.

у Чехова герои чаще всего страдают от одиночества. Их никто не хочет или не может понять. Так, Рагин, несмотря на то что имел приятеля, так и не смог найти с ним общий язык. Он вынужден посещать душевнобольного Громова, так как тот лучше всего его понимает. Доктор Старцев, проживший много лет в уездном городе и имеющий большую врачебную практику, так и остался одиноким. Но он уже не чувствует своего одиночества, так как все человеческое в нем давно уже умерло. Жива единственная страсть- «копить деньги». Именно эта страсть и превратила доктора Старцева в обрюзгшего Ионыча.

«Слабые мира сего» из романа «Преступление и наказание» имеют отнюдь не маленькие души. Достоевский показывает их явное нравственное превосходство над сильными мира сего. Вспомним сцену несправедливого обвинения Сони Лужиным в воровстве. Или последнее свидание Дуни и Свидригайлова. Эти герои пришли или в конце концов придут к переосмыслению жизни и очищению страданием. Так в конце романа возрождаются к новой жизни Соня и Раскольников.

В чеховской прозе немного таких героев, но зато много таких, которые вовсе не обнаруживают какой-либо духовной жизни. Ярчайший пример - герой рассказа «Толстый и тонкий». Разве может вызывать сочувствие герой, подобострастно кланяющийся, забывающий о собственном достоинстве лишь потому, что его бывший товарищ имеет более высокий чин. Такому герою Чехов отказывает в сочувствии.

Как видим, в творчестве двух писателей тема «маленького человека» раскрыта по-разному. Герои Достоевского живут духовной жизнью, раскаиваются и утешаются. Главной причиной их страданий является причина социальная - нищета.

Большинство чеховских героев не нуждаются материально, но их духовный мир узок, иногда и вовсе отсутствует, так как часто благие порывы становятся лишь воспоминанием, а сытый и устойчивый быт - именно тем футляром, через крышку которого невозможно достучаться до души человеческой (рассказ «Ионыч»). Они статичны. Эти герои вызывают только насмешку и презрение.


А. П. Чехов отличается удивительным умением выражать суть жизни через раскрытие личной истории главных героев. Его произведения всегда попадают точно в цель проблемы и заставляют задуматься о насилии над человеческой личностью, бесправии перед должностными лицами. Одним из таких выдающихся трудов является повесть «Палата № 6», изданная в 1892 году.

Сюжет

В небольшом захолустном городишке во флигеле больницы для душевнобольных находится палата № 6. Писатель знакомит нас с яркими персонажами, среди которых Иван Дмитрич Громов. Когда-то он был судебным приставом, но пережитые неприятности и потери довели его до сумасшествия.

Он единственный из больных, который сознательно заботится о своих соседях по палате. Иван Дмитрич отличается от остальных умалишённых обитателей клиники рассудительностью и деликатностью .

По ту сторону палаты — санитары, сторож Никита, фельдшер, врач Евгений Хоботов, которые не хотят замечать физических и душевных мук несчастных больных. К тому же в больнице царила антисанитария и нищета, придававшие ещё больше мрачный вид лечебному учреждению.

Единственного, кого мучила совесть за обворовывание пациентов был врач Андрей Ефимыч Рагин . По ночам он размышлял о том, что в жизни мало интеллигентных людей, с которыми можно было бы поговорить по душам. Однажды, он произвёл фурор в больнице, посетив пациентов .

В палате под номером шесть он разговорился с Иваном Громовым и с тех пор посещал его ежедневно. Рагина поразила глубина размышлений бывшего пристава. Он нашёл единственного умного собеседника, да и тот был больным . За то, что Громова он посчитал мудрым человеком Рагин сам поплатился и попал на лечение в , читать о которой рекомендуем на сайте.

Проблематика произведения

  • Тема бессердечия врачей и прочих социальных работников актуальна и в наши дни.
  • Остро описана проблема равнодушия окружающих людей, неумение сострадать и здраво мыслить. Общество, в котором относятся формально к людям, само является больным.
  • Чехов призывает не бояться стать чуточку добрее, войти в положение собеседника и помочь тому хотя бы выслушав.
  • Автором хорошо показано, что по-настоящему умных, честных людей нередко считают сумасшедшими, пошлость же, воровство, презрение к страданиям других возводится в ранг добродетели.

Что же хотел сказать в своём произведении доктор человеческих душ А. П. Чехов ? В повести «Палата № 6» затронут вопрос гуманного отношения не только к больным людям, но ко всем без исключения. Однажды, на месте другого человека можем оказаться мы .

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых на ряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.

Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Чехов «Палат номер 6»: краткое содержание

Характеристика героев

В забытом богом уездом городке, которых можно найти огромное множество на карте необъятной России, находится больница для душевнобольных. Там, в старом флигеле, есть палата под номером шесть. У лечебного заведения удручающий вид: положенная невесть когда штукатурка осыпалась и покрывает стены уродливыми кусками, крыша поржавела. Все здесь, даже гвозди перекошенного серого забора, имею окаянный вид. Грязные окна шестой палаты наглухо закрытыми толстыми прутьями железных решеток, от чего больница походит на тюрьму.

В палате №6 пять пациентов:

Первый – худощавый мещанин с рыжими усами и заплаканными глазками. Днями напролет он сидит, подпирая голову кулачком, глядит в одну точку и о чем-то грустно вздыхает.

Второй – толстяк с тупым бессмысленными лицом. Он не реагирует ни на что, ни с кем не говорит и, кажется, окончательно утратил способность мыслить.

Третий – худой блондин с добреньким и в то же врем хитреньким лицом. У него мания величия, блондин очень словоохотлив, он обожает рассказывать всем подряд о своих выдуманных достижениях, совершенных в прошлой жизни, до того, как он попал в больницу.

Четвертый – дурачок Мойсейка. Этот старик с острой бородкой и курчавыми черными, как у негра, волосами, тронулся умом лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Мойсейка очень добр, бескорыстен, услужлив, щедр.Таких, как он, обыкновенно называют блаженными, божьими людьми.

Пятый обитатель палаты – Иван Дмитриевич Громов – единственный интеллигент среди пациентов. Ему 33, он бывший судебный пристав, официальный диагноз – мания преследования. Именно в лице Громова главврач больницы Андрей Ефимович Рагин находит отличного собеседника.

Андрей Ефимович Рагин – талантливый врач, просаживающий свои жизненные силы и талант в захолустном городе и ужасной больнице. Видя плачевное состояние лечебного заведения, главврач принимает решение ничего не менять, потому что не видит смысла в жалких попытках одного человека изменить к лучшему то, что нуждается в коренной переработке. Вскоре образ жизни Рагина сводится к водке с огурцами, пустым разговорам с почтмейстером Михаилом Аверьинычем и чтению книг. Но однажды доктор Рагин зашел в палату №6, где у него завязался разговор с пациентом Громовым.

Несмотря на то что Громов находился по ту сторону больничной решетки, он призывал бороться за свои права и страстно жаждал изменить мир к лучшему. Философия пациента из шестой шла вразрез с теорией созерцательности, которой придерживался Рагин. Однако дискуссия с интеллигентным умным человеком так заинтересовала и взволновала доктора, что он стал наведываться в палату практически каждый день, чтобы поговорить со своим любимцем.

Такое поведение доктора не могло не привлечь внимание, и вскоре по больнице поползли слухи, что доктор сошел с ума. Распространению клеветы немало поспособствовал уездный врач Евгений Федорович Хоботов, активно претендующий на место Рагина. В конце концов Андрею Ефимовичу предлагают «уйти в отпуск». Рагин прекрасно понимает, что его выживают. Это подрывает его душевные силы, он становится импульсивным, раздражительным и однажды выставляет своих друзей из квартиры.

Вскоре Раина приглашают на консилиум в больницу. Хоботов обманом заманивает Рагина в палату №6 и оставляет там. Сторож Никита, специализирующийся в большей степени на жестоком избивании пациентов, приносит больничную форму и бьет разжалованного доктора в лицо. Андрей Ефимович понимает, что его жизнь и философия дали трещину. Рагин больше не видит смысла в существовании, а потому жизнь уходит из него – вскоре Рагин умирает от апоплексического удара.

Главная идея

Полемика Громова и Рагина зиждилась на столкновении двух точек зрения. Рагин позиционировал себя в качестве созерцателя. Он называл жизнь суетой сует и не считал целесообразным вмешиваться в текущий ход событий. Смысла бороться нет. Громов, напротив, считал, что жизнь – это борьба. Мыслящий человек не может оставаться в стороне, когда вокруг творится хаос когда страдают другие люди. Пациент называл философию доктора «философий российского лежебоки». «Удобная философия, – с пылом отмечал Громов. – И совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Автор подводит читателя к осознанию – серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Жизнь не изменится к лучшему до тех пор, пока люди будут оставаться глухи, пока будет существовать понятие «чужое горе».

Чехов наблюдает за дискуссией своих героев как бы отстраненно, позволяя высказаться и доктору, и его пациенту. Однако финальные события повести доказывают несостоятельность рагинской философии. Непредсказуемая жизнь может повернуться так, что ты окажешься в положении угнетенного, и тогда философствовать начнут другие, в то время как ты будешь слезно просить о помощи.

Анализ произведения

Отталкиваясь от центральной идеи действия и бездействия, Чехов также препарирует актуальные общественные и философские проблемы:

  • насилия над человеческой личностью;
  • права и бесправия;
  • ценности жизни человека (быть точными, проблема обесценивая жизни);
  • бесправия современных людей (угнетенному, обездоленному, несправедливо обвиненному просто негде искать защиты).

Чеховская палата №6 – это уменьшенная копия современной России. Обитатели палаты и больницы – граждане России, из которых состоит общество. В нем есть место несчастным обездоленным, слепцам-тугодумам, блаженным дурачкам (Мойсейка), палачам, тупым воякам (сторож Никита), лицемерам и карьеристам (Хоботов), безответственным гулякам (почтмейстер), праздным философам (Рагин) и, конечно же, восторженным романтикам, отчаянным смельчакам (Громов). Кстати говоря, благодаря последним наш мир все еще существует.

«Палата №6» в кино

Культовая повесть Антона Павловича Чехова неоднократно экранизировалась. Первый фильм был снят на территории ФРГ в 1974 году. Срежиссировал ленту Карл Фрухтман. Затем последовали две экранизации от Польши и Югославии.

В 2004 году вышел первый российский фильм под названием «Рагин». Руководил проектом Кирилл Серебряков («Дневник убийцы» (т/с), «Юрьев день»). Роль Рагина исполнил Алексей Гуськов, Громова сыграл Александр Галибин.

Самый знаменитый фильм вышел в России под одноименным названием «Палата №6». Над лентой работал творческий тандем мэтров отечественной режиссуры Александр Горновский («Сын», «Пятая группа крови» (т/с) и Карен Шахназаров («Курьер», «Мы из джаза»). Роли Рагина и Громова исполнили Александр Ильин и Алексей Вертков. Также в проекте приняли участие звезды отечественного кинематографа – Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин, Виктор Соловьев, Алексей Жарков и другие.