Иван егорович старов александро невская лавра. Биография

К северо-востоку от Рузы, близ села Никольское, на одном из живописных холмов расположена чудом уцелевшая жемчужина русской культуры - усадьба князей Гагариных. Из усадьбы открывается взору чрезвычайно живописный вид на Тростенское озеро и прилегающие окрестности. У подножия холма - голубая лента реки Озерны. Просвещенный садовод XVIII века А.Болотов так писал об усадьбе: "... едучи подле большого озера, прилегающего к той горе, на которой был....каменный дом, не мог я положением, всех окружающих оное озеро мест, довольно налюбоваться".

Усадебный ансамбль в Никольском - Гагарине (1774 -1776 гг.) создан выдающимся русским архитектором Иваном Егоровичем Старовым. Проект усадьбы - одна из его ранних работ. Затейливость архитектурной выдумки, пронизанной удаляющимся духом барокко, вызывает какое-то мистическое благоговение. Примечательно, что этот архитектурный комплекс - единственное творение на московской земле. А храм в Никольском-Гагарине - это единственный церковный проект Старова.

Сегодня данный факт мало кто вспоминает и знает, особенно молодое поколение. Но тем не менее, 240 лет великолепие и изящество этой старинной дворянской усадьбы пленяет красотой, незримыми чарами манит подойти и взглянуть поближе.



Рядом с усадебным домом Старов тогда же построил Никольскую церковь - усыпальницу владельцев усадьбы. Она украшена колоннами и по стилю принадлежала будущему периоду русского зодчества-классицизму. Отдельно стоявшая колокольня с возвышенной колоннадой была также сооружена в монументальных формах поднего классицизма. Посетителей имения всегда восхищала ее изысканная архитектурная законченность и красота. К сожалению, колокольню во время войны гитлеровцы уничтожили (1941 г.).


Но в настоящее время колокольня восстановлена.


Надо отметить, что здесь везде в стадии формирования предстает классицизм, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки. Иногда эта монументальная строгость даже предвосхищала ампир, как это было в колокольне.

Специалисты, в частности И.Грабарь, так оценивали работу И.Старова: «Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

Иван Егорович Старов родился в в семье дьякона Московской епархии, обучался в гимназии при Московском университете. Видя необыкновенные способности к изобразительному искусству, его в числе "бедных, но способных учеников" отправляют учиться в Петербург в только что образованную Академию художеств. В Петербурге он близко сошелся с В.И.Баженовым, который и зажег в нем любовь к зодчеству.

За выдающиеся успехи по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования он в качестве пенсионера академии был отправлен за границу. В Париже работал в мастерской известного в Европе зодчего Шарля де Вайи. В Риме молодой художник изучал итальянскую архитектуру, в особенности его интересовали памятники эпохи Ренессанса и античности. За шесть лет Старов основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру.

По возвращении в Россию советом академии художеств он за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. В 1772 году И.Е. Старов назначен главным архитектором в "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". Он разрабатывал проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов.

Усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине является наиболее значительным среди его сохранившихся ранних работ. Главный дом, Никольская церковь и другие постройки, в которых еще доминировали криволинейно-барочные структуры планов и объемов, органично вписывались в подмосковный ландшафт. В целом в этой усадьбе композиционно воплотились разнообразные направления и стили русского зодчества.

Умер И.Е.Старов в Петербурге в 1808 году и погребен на Лазоревском кладбище Александро -Невской лавры.

После смерти Ивана Старова в домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и заметок. Его творчество имело глубоко новаторский характер. Им, как и его современниками - великими зодчими В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым, были выдвинуты те художественные идеи и принципы, которые надолго определили пути развития отечественной архитектуры -русского классицизма.

Память о талантливом русском архитекторе Старове хранят длинный ряд построек в различных местах России: Таврический дворец (1782 г.) собор Александро-Невской лавры (1779-1791 гг.); собор в Софии, близ Царского Села, церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова - Скворицы и Пелла, Петербургской губернии.

Для нас, ружан, старинная дворянская усадьба Никольское-Гагарино творения Ивана Старова - особая гордость: Это не просто памятник раннего русского классицизма. Это история дворянской усадебной культуры Рузского края XVIII века.

Архитектор Старов - знаменитый отечественный зодчий, занимавшийся строительством и проектированием различных зданий. Он работал на территории Санкт-Петербурга и одноименной губернии, в Екатеринославе и Херсоне. Всего его произведения выполнены в стиле классицизма. Самые известные из них - Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор в районе Царского Села, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор, Пеллинский дворец, дачные дворцы в имениях Сиворицы и Тайцы, усадьба Никольское-Гагарино.

Ранние годы

Архитектор Старов родился в Санкт-Петербурге. Он появился на свет в 1745 году. В 10-летнем возрасте был принят воспитанником в гимназию при Московском университете. Уже через год, хорошо проявив себя в учебе, получил перевод в гимназию при петербургской академии наук.

Изначально будущий архитектор Иван Старов проявлял тягу к искусству. Поэтому после успешного окончания гимназии поступил в Академию художеств. Его первыми учителями стали архитектор Александр Филиппович Кокоринов и французский профессор архитектуры Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.

Образование

Получив первоклассное образование, герой нашей статьи отправился в путешествие за границу. В качестве пенсионера Академии художеств с 1762 по 1768 годы он жил и работал в Париже. Под пенсионером Академии художеств в то время понимали выпускника императорской академии, который получал соответствующее денежное пособие. По сути, это были аналоги современных правительственных или коммерческих грантов.

Во Франции юноша имел возможность дополнительно совершенствовать свое мастерство. В большинстве случаев пенсионеры тратили деньги, чтобы отправиться в Италию или Францию, где было огромное количество возможностей для оттачивания своего таланта. Стоит отметить, что рассчитывать на пансион могли только лучшие студенты, окончившие курс с Большой золотой медалью. Начиная с XVIII века, пансион выплачивался в течение трех лет, позже этот срок увеличили до шести.

Архитектор Иван Старов так и поступил. В Париже он занимался у одного из крупнейших представителей французского классицизма Шарля Де Вайи, который оказал большое влияние и на него, и на всю русскую архитектурную традицию. Также архитектор Старов учился в Риме.

Возвращение на Родину

Вернувшись в Санкт-Петербург, герой нашей статьи первым делом принялся за проект шляхетского кадетского корпуса. За успешное завершение работы в 1769 году он был официально признан академиком.

После этого получил должность адъюнкт-профессора. Позднее в 1770 году был повышен до профессора.

Среди его самых масштабных проектов стоит отметить план образования города Николаева в устье рек Южный Буг и Ингул в районе построенной верфи. Данный план талантливого архитектора отличался правильными кварталами и прямыми линиями.

В 1794 году уже известный архитектор Иван Егорович Старов стал адъюнкт-ректором. На протяжении нескольких лет он был главным архитектором комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга.

Биография Ивана Егоровича Старова интересует многих ценителей зодчества. Архитектор умер в 1808 году в возрасте 63 лет. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище при Александро-Невской лавре.

Личная жизнь

Старов был женат на Наталье Григорьевне Демидовой, дочери известного отечественного предпринимателя, ботаника и мецената Григория Акинфиевича. Он продолжал дело отца, основав два завода, также был известен как создатель первого на территории России частного ботанического сада, считался корреспондентом шведского ботаника Карла Линнея.

За свою карьеру тесть Старова отметился эффективным управлением демидовскими заводами. Оставаясь часто в тени, он сделал много полезного и важного для своей семьи. В частности, добился раздела наследства между братьями, дал детям первоклассное образование. Трое его сыновей на протяжении многих лет путешествовали по Европе, получая знания в самых разных отраслях. Во многом благодаря ему удалось сохранить коллекцию немецкого естествоиспытателя и врача Георга Стеллера, состоявшую из 80 уникальных растений.

Старов был поручителем на венчании сестры Натальи Пульхерии с директором академии художеств Александром Филипповичем Кокориновым.

Известные проекты

Архитектор Старов в стиле классицизма создал практически все свои сооружения. Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Место для него было определено еще итальянским архитектором Трезини, именно к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. Первоначальный проект создал Швертфегер. Это должно было быть грандиозное сооружение с двумя внушительными колокольнями, увенчанными шпилями. Собор был заложен в 1722 году. Однако при осадке здания появились трещины, поэтому реализация проекта была приостановлена на неопределенный срок. В 1744 году стройку начали разбирать до "подошвы". К 1755 году собор разобрали, хоть он и был уже готов вчерне.

В 1763 году был объявлен новый конкурс среди архитекторов, но императрице Екатерине II не понравился ни один из проектов. Только в 1774 году к строительству вернулись вновь, поручив его Старову. Императрица через два года утвердила предложенный им проект. В 1778 году состоялась торжественная закладка храма. Освящение состоялось в 1790-м. С этого момента собор святого Александра Невского, работы архитектора Старова, фактически стал капитульным храмом ордена.

Таврический дворец - одно из самых известных зданий, построенных героем нашей статьи. Изначально это была петербургская резиденция Григория Потемкина. Ее строительство велось с 1783 по 1789 годы в стиле классицизма.

Дворец располагался на Шпалерной улице, рядом с Таврическим садом. Построили его по указу императрицы Екатерины II, которая хотела сделать приятное собственному фавориту. На его возведение было потрачено около 400 тысяч рублей золотом. Стоит отметить, что сам Потемкин бывал в нем нечасто, так как преимущественно занимался управлением Новороссией. В 1791 году он приехал в него в последний раз, чтобы отвоевать сердце императрицы у своего нового соперника - Платона Зубова.

Комплекс

Основой Таврического дворца Ивана Старова стал двухэтажный центральный корпус, расположенный в глубине парадного двора. Первоначально дворец был открыт к Неве. Данная архитектурная перспектива просуществовала до постройки напротив дворца водонапорной башни, а также других сооружений, относившихся к городской водопроводной станции.

Стоит отметить, что фасад главного корпуса отличает дорический портик, а садового - полуротонда с балконом. Два флигеля небольшого размера увенчаны купольными башнями.

В настоящее время в комплекс дворца входит дом садового мастера, построенный в 1794 году архитектором Волковым.

Воскресенскую церковь Иван Старов строил с 1782 по 1785 годы на Волковском кладбище.

Одноэтажное каменное здание было заложено в 1782 году на месте существовавшей ранее деревянной церкви. Второй ярус колокольни, который был расположен над трапезной, венчал шпиль, надстроенный значительно позже, в 1831 году.

Общая композиция здания представляет собой типовой вариант для русского зодчества XVII-XVIII веков. В нем трапезная, колокольня и основное помещение церкви органично связаны между собой в единое целое.

Не только в столице строил знаковые сооружения герой нашей статьи. Дворец Потемкина Ивана Егоровича Старовым был сооружен в небольшом белорусском городке Кричеве. Работы велись с 1778 по 1787 годы. Сегодня он считается настоящим памятником архитектуры эпохи классицизма.

В своем первоначальном плане здание имеет вид монограммы из букв "П" и "Е", что означат инициалы самого графа и императрицы. Поблизости был разбит приусадебный парк, от которого до наших дней сохранились только отдельные деревья.

Сам дворец двухэтажный, на главном фасаде можно увидеть центральный ризолит. На обоих этажах в центре находились круглые зал внушительного размера. Окна центрального ризалита были стрельчатыми, а на боковых - с оригинальными сандриками. Внутренняя планировка, по обычаю того времени, была анфиладной. Ее изменили кардинальным образом в середине XX века. Всего в дворце было около шестидесяти просторных помещений. Парадная группа располагалась на первом этаже, ее венчал вестибюль с лестницей и зал овальной формы. Все комнаты были богато отделаны лепными украшениями, по всему двору располагалась система каминов, отделанных кафелем.

Позади дворца находилась конюшня и плодовый сад. Екатерина II впервые прибыла в Кричев в лютые морозы зимой 1787 года, когда путешествовала по Крыму. Во дворце она обедала и ночевала. На следующее утро она уехала в Чериков.

Судьба здания

О дальнейшей судьбе этой работы архитектора Ивана Старова достоверно известно немного. Можно только утверждать, что Потемкин лишился здания, то ли проиграв его в карты, то ли продав. Шляхтич Ян Голынский, ставший новым владельцем, не уберег дворец во время пожара в 1840-е годы, когда он значительно пострадал.

Более того, со временем потомки Голынского решили его переделать в соответствии с современными им модными тенденциями. Над окнами, расположенными на втором этаже, вылепили стрельчатые сандрики, которые не сохранились до нашего времени. На центральном входе появился ризалит с гранеными пилонами в псевдоготическом стиле.

В 1917 году все ценности были национализированы большевиками, а в самом здании открыли школу. В 1950-е годы здесь разместился интернат. К тому времени дворец пришел в упадок, находился в весьма ветхом состоянии. Работы по реставрации и его восстановлению начались только в 80-е годы XX века. Их законсервировали почти на два десятилетия. В 2008 году реставрация официально завершилась. В здании теперь располагается ЗАГС и краеведческий музей.

С 1782 по 1788 годы Старов совместно с шотландским архитектором Чарлзом Камероном строил Софийский собор под Петербургом на территории современного города Пушкин. Он был титульным храмом ордена святого Владимира.

Изначально на этом месте существовал деревянный храм, который было решено снести. Камерон выполнял основные работы, а Старов больше его консультировал и помогал при любых трудностях, которые возникали.

В 1788 году храм освятили в присутствии императрицы Екатерины II.

Князь-Владимирский собор

Этот православный храм находится в Северной столице в квартале, ограниченном улицей Блохина, Храмовым переулком, проспектом Добролюбова и переулком Талалихина.

Первоначально храм был деревянным. Его уничтожил пожар в 1772 году. Огонь повредил и недостроенное каменное основание храма, которое к тому времени уже начали возводить.

Только в 1783 году работы были возобновлены, когда к проекту подключился Старов. Он внес решающий вклад в оформление фасадов. Храм был освящен в честь князя Владимира.

В наше время считается памятником архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Его главный объем венчает мощное пятиглавие, а интерьер разделен на три нефа внушительными пилонами.

В Москве Старов работал немного. В частности, он спроектировал дворянскую усадьбу екатерининского периода, которая до Октябрьской революции принадлежала князьям Гагариным.

Дом, построенный героем нашей статьи, возвышается на пологом холме. Он отличается живописностью, чему способствует сложно скомпонованный план, включающий в себя овальные залы и прямоугольные комнаты, напоминающие царицынские павильоны Баженова.

Дорога к самой усадьбе проходит по сосновой аллее. Парадный двор оформлен по моде тех времен. Ансамбль включает главный дом, имеющий плоский фасад, и несколько двухэтажных кирпичных флигелей, которые соединены между собой барочным декором и дугами кирпичной ограды. За дворцом находится терраса, которая спускается к реке. Также на территории усадьбы построены служебный флигель, скотный и конный хозяйственные дворы.

Среди других значимых работ Старова нужно отметить:

  • Свято-Преображенскую церковь в селе Спасское-Бобрики и дворцовый ансамбль в Богородицке (это Тульская область);
  • церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани в Ростове-на-Дону (сегодня это старейшее из сохранившихся до наших дней зданий в пределах современных границ города);
  • Екатерининский собор в Херсоне;
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе.

СТАРОВ Иван Егорович СТАРОВ Иван Егорович

СТАРО́В Иван Егорович , русский архитектор. Один их основоположников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре.
Образование
Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском университете и Академии наук, поступил в архитектурный класс петербургской Академии художеств (1758). Первыми его учителями были Ж. Б. Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель) и А. Ф. Кокоринов (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович) , строители здания Академии. Вместе с В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) , с которым одновременно окончил академию с золотой медалью (1762), уехал в Париж, где продолжил занятия в школе профессора Шарля де Вайи. Затем с целью изучения античных памятников посетил Италию.
Вернулся в Россию в 1768, а спустя год получил звание академика. В 1770 был определен адъюнкт профессором Академии, что давало право на преподавание. В 1769-72 преподавал в Академии художеств, среди учеников - А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) .
В 1772-74 главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Участвовал в разработке проектов планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа.
Первые работы. Строительство усадеб
Одна из первых самостоятельных работ - дворец графа А. Г. Бобринского (см. БОБРИНСКИЕ) , незаконного сына Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) , в Богородицке близ Тулы. Этот небольшой дворец, стоящий на высоком берегу пруда, стал композиционным центром города, на который сходились три лучевые улицы (1773-76). В это же время построил усадьбу в Никольском-Гагарине близ Москвы (ныне больница). Первые работы молодого архитектора отличаются не только последовательной разработкой принципов классицизма, но и изобретательностью композиции.
После женитьбы на дочери горнозаводчика Г. Демидова Старов получает заказы на строительство усадеб для братьев Демидовых (см. ДЕМИДОВЫ) , в том числе в Тайцах (строился с 1774) и Сиворицах (1775-76). В этих работах ему удалось достичь органического сочетания сооружений с окружающей природой.
Александро-Невская лавра
В 1774 начинается работа над реконструкцией Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) в Петербурге. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь - площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен (1783-85), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом. Выстроил Троицкий собор (1776-90) и Надвратную (Скорбященскую) церковь (1783-85).
Троицкий собор, ставший композиционным центром ансамбля лавры, представляет собой крестообразное в плане здание, разделенное на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчанное мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и 6-колонным портиком дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова.
Таврический дворец
В 1778 на Старова обратил внимание всесильный князь Потемкин-Таврический (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) , и спустя четыре года архитектор получает заказ на проектирование и строительство Таврического дворца (см. ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге (1783-89). Этот лаконичный по архитектуре и декору дворец по праву считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в России.
Величественное здание состоит из трех самостоятельных корпусов. В глубине парадного двора, отделенного от улицы невысокой оградой, расположен центральный 2-этажный корпус с 6-колонным портиком и плоским куполом на невысоком барабане. Два боковых служебных корпуса, соединенных с центральным флигелями, ограничивают с двух сторон парадный двор. Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировала с великолепной роскошью убранства интерьеров.
По проекту Старова позади Таврического дворца в 1783-89 был разбит прекрасный сад, ставший памятником садово-паркового искусства. На его территории были устроены искусственные холмы, каналы, пруды с островами, мосты (в 19-20 вв. частично перепланирован).
Другие работы
В эти же годы архитектор создает дворец в Екатеринодаре и усадьбу в Островках, а также одну из самых своих значительных работ - дворцовый ансамбль в Пелле под Петербургом (1784-89).
В конце 1780-х гг. был выполнен один из самых интересных замыслов Старова - проект дома Шереметевых. Проект осуществить не удалось, но остались великолепные образцы архитектурной графики, хранящиеся ныне в Останкинском дворце-музее творчества крепостных (Москва). В 1790 получил государственный заказ на разработку проектов планировки Николаева и Екатеринослава. Генеральный план последнего считается одним из лучших образцов регулярной городской планировки. Тогда же проектирует мавзолей-усыпальницу для своего покровителя князя Потемкина в имении его племянницы А. Враницкой.
Став в 1786 главным архитектором «Конторы строений ея императорского величества домов и садов», Старов перестраивает ряд интерьеров Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) . К 1795 становится членом Совета и адъюнкт-ректором Академии художеств.
С 1800 и до самой своей смерти возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре - Некрополе 18 в.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СТАРОВ Иван Егорович" в других словарях:

    Иван Егорович Старов Портрет работы С. С. Щукина … Википедия

    - (1745 1808), русский архитектор. Один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен Деламота; преподавал там же (1769 72). Как пенсионер АХ в 1762 68 работал в Париже и… … Художественная энциклопедия

    Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758‒62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена Деламота. Как пенсионер АХ (1762‒68) жил в Париже… … Большая советская энциклопедия

    Старов Иван Егорович - (1745—1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758—62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1745 1808) российский архитектор. Представитель классицизма. Таврический дворец (1783 89), Троицкий собор Александро Невской лавры (1776 90) в Санкт Петербурге … Большой Энциклопедический словарь

    Старов (Иван Егорович, 1743 1808) архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в… … Биографический словарь

    - (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор). В 1762 68… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Адъюнкт ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона Московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при… … Большая биографическая энциклопедия

    Старов, Иван Егорович - И.Е. Старов. Троицкий собор (1776 90) Александро Невской лавры в Санкт Петербурге. СТАРОВ Иван Егорович (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Усадебные ансамбли близ Санкт–Петербурга (в Пелле, 1785 89),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - … Википедия

СТАРОВ, ИВАН ЕГОРОВИЧ (1745–1808), русский архитектор, один из основоположников классицизма в русском зодчестве.

Родился в Петербурге 12 (23) февраля 1745 в семье дьякона. Решив дать сыну светское образование, отец отдал его в 1755 в гимназию при новообразованном Московском университете. Затем Старов учился в петербургской Академии художеств, также только что (1757) основанной, где его наставниками были Ж.-Б.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, впоследствии со Старовым породнившийся (их жены были родными сестрами). Успешно закончил Академию в 1762 и отправился в качестве «пенсионера» во Францию. В Париже занимался у архитектора Ш. де Вайи и провел год в Италии, после чего вернулся на родину (1768).

В 1772–1774 служил главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, разрабатывая проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов. Среди его сохранившихся ранних работ наиболее значителен великолепно вписанный в ландшафт усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине (близ Рузы, к западу от Москвы; 1774–1776), включающий главный дом, Никольскую церковь и другие постройки, – здесь еще доминируют криволинейно-барочные структуры планов и объемов. Столь же гармонически-«пейзажны» усадьбы в Таицах (1774–1780-е годы) и Сиворицах (1775–1776) под Петербургом. Классицизм везде предстает в стадии формирования, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки (иногда эта монументальная строгость даже предвосхищает ампир, как это было в колокольне храма в Никольском, разрушенной во время военных действий 1941).

Самой грандиозной из старовских усадебных построек был пригородный ансамбль в Пелле, на Неве (1785–1789), однако его строительство было по приказу Екатерины II приостановлено и все сооружения в конце 1790-х разобраны. Монументальным выражением зрелого классицизма стали (наряду с Пеллой) две важнейших петербургских работы Старова: реконструкция Александро-Невской лавры (с 1774), отныне градостроительно увязанной с Невским проспектом и обогатившейся величаво и плавно растущим ввысь Троицким собором (1778–1790), и строительство Таврического дворца для Г.А.Потемкина (1783–1789) – напротив, стелющегося близ Невы протяженными объемами своих невысоких корпусов; невиданной роскоши первоначальная отделка дворца утрачена, но частично сохранились интерьеры с грандиозными Купольным залом и Большой галереей, соединенными общим ионическим ордером в единое парадное пространство.

С 1780-х годов мастер архитектурно оформлял экспансию России на юг после победоносного завершения двух войн с Турцией, проектируя по этой оси усадьбы, дворцы, новые сельские и городские структуры, – реконструкция городского центра Николаева, потемкинское сельцо Богоявленск на Буге, планировка Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина); лишь фрагменты этих комплексов, в частности екатеринославский дворец Потемкина (1787–1789), дошли до наших дней. В 1786–1798 Старов был главным архитектором «Конторы строений ее императорского величества домов и садов» и руководил работами в Зимнем, Мраморном, Аничковом и Чесменском дворцах. Наиболее масштабным из поздних произведений Старова явился Казанский собор Богородицкого монастыря в Казани (1796; снесен в 1930-е годы). После 1800 уже не выступал как автор, осуществляя строительный контроль над сооружением Казанского собора (архитектор А.Н.Воронихин, 1801–1811). Оставил значительный след и как педагог: преподавал в Академии художеств в 1769–1772.

14 ноября 1779 г. императрица Екатерина II подписала грамоту о предоставлении «... Обществу крымских христиан Армянского закона» льгот и права построить и основать сёла в округе крепости св. Димитрия Ростовского. В следующем 1780 г. был утвержден план нового армянского города на берегу Дона и заложена первая деревянная церковь . В 1781 г. состоялось торжество освящения и основания города, получившего название Нахичеван-на-Дону . Его первый генеральный план известен по обнаруженной академиком О. Халпахчьяном в архиве Москвы копии, снятой вахмистром Григорием Горлецким .

По мнению многих историков и искусствоведов, автором генплана, а также предшествовавшего ему эскиза был известный русский архитектор Иван Егорович Старов. Ему приписываются и проекты двух самых значительных культовых зданий Нахичевана: собора во имя св. Григория Просветителя на центральной площади и церкви монастыря Сурб-Хач в окрестностях города.

Подробности биографии Старова недостаточно известны, даже дату его рождения исследователи называют разную: 1743, 1744, 1745, 1748 гг. .

Будущий зодчий родился в семье дьякона. С 11 лет он учился в гимназии при Московском университете, с 1758 г. продолжил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1762 г. окончил её с золотой медалью, получил шпагу (знак дворянства) и стал вторым в истории Академии пенсионером-архитектором, которого отправили на стажировку в Западную Европу (Париж, Рим) . В 1768 г. архитектор вернулся в Петербург и выполнил проект на соискание звания академика.

С 1772 г. он работал в «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы», участвовал в реконструкции «погоревших мест» Москвы, Любима, Порхова; разрабатывал проекты планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. В эти годы он построил дворцовые ансамбли и усадебные комплексы в Богородицке и Бобриках под Тулой, в Никольском-Гагарине под Москвой, в Тайцах и Сиворицах пол Петербургом .

В конце 1770-х гг., после утверждения России на берегах Чёрного моря, зодчий активно работал по освоению земель Новороссии. Своими проектами он предопределил характер градостроительства в этом регионе, положил начало формированию художественного облика таких южнорусских городов, как Екатеринослав, Николаев, Херсон.

Одна из первых его работ - проект Нахичевана. В отличие от последующих грандиозных планов Старова, это был проект гражданского торгового поселения у судоходной реки. Близость природного строительного материала (камень-ракушечник, глина, камыш) и лесных массивов способствовали быстрому строительству города и его экономическому развитию .

Городская территория с небольшим уклоном к реке обрывалась у берегового склона, изрезанного оврагами.

Отведённая для Нахичевана площадь (780 х 1175 саж.) была рассчитана по нормам XVIII в. на перспективу роста города до 85-90 тыс. чел. |6]. Ориентация основных улиц определялась с запада на восток. Прямоугольные кварталы вытягивались с севера на юг.

Особенностью планировки города было размещение на главной композиционной оси центральной площади с торговым и административным центрами и собором. Вокруг размещались приходские церкви. На берегу намечалось расположить строения для обслуживания судов.

Город обращался лицом к Дону. У реки и в пределах трёх средних кварталов центральной площади предполагалось возвести собор, архиерейский дом, семинарию и другие административные здания. С крепостью город связывали две дороги. Одна из них, ранее ведущая в Полуденку (форштадт), спускалась от восточных ворот крепости к берегу Дона, другая новая шла к главной Соборной улице .

При разработке плана Нахичевана Старовым были сформированы приёмы, получившие развитие в его последующих проектах городов Новороссии: прямоугольная разбивка кварталов, главная перспективная ось города, центральная площадь - административный, торговый, духовный центр, и ритмичное введение приходских церквей в сетку улиц.

С центральной площадью города был органически связан храм Григория Просветителя, занимавший на ней центральное положение и замыкавший перспективу главной улицы.

По преданию, во время возведения Таврического дворца в Санкт-Петербурге императрица Екатерина II сказала зодчему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор» .

Долгая драматическая история строительства собора во имя Григория Просветителя (1783-1807) отразила первые страницы истории города. Храм возвели в стиле русского классицизма. В строгое убранство его фасадов и интерьеров органично вошли древние хачкары (XIV-XVI вв.), привезённые из Крыма.

Среди приземистой нахичеванской застройки начала XIX в. стройная звонница и купол собора стали неотъемлемыми градоформирующими элементами площади и панорамы Нахичевана с Дона.

Крестообразный в плане храм с пристроенной колокольней имел три входа, украшенных дорическими порталами. Аналогичные пилястры оформляли ярусы звонницы и светового барабана. Купола завершались малыми цилиндрическими объёмами, их увенчивали позолоченные кресты.

Местоположение и архитектурный образ храма во многом определил дальнейшее функциональное разделение обширной площади на четыре меньшие, разные по назначению: Екатерининскую, Базарную, Полицейскую, Бульварную, и на облик возводимых здесь строений.

Описывая собор Старова, нельзя не упомянуть о другом произведении архитектора - церкви и колокольне усадебного комплекса в Никольском-Гагарине, созданных в 1773 г. Этот однокупольный храм очень близок своему позднему нахичеванскому аналогу по композиционной основе и трактовке ордера. Надо отметить, что собор Григория Просветителя отличался большим композиционным единством, художественной законченностью и цельностью стиля, нежели никольско-гагаринская церковь . К сожалению, ныне оба храма сохранились только на фотографиях.

Не чуждой оказалась стилистика лаконичных форм русского классицизма армянской монастырской церкви Сурб-Хач, расположенной в окрестностях Нахичевана в излучине реки Темерник.

Церковь заложили в 1783 г. одновременно с храмом св. Григория Просветителя. Монастырь назвали в честь одноимённого армянского комплекса близ поселения Старый Крым на Крымском полуострове.

Здание церкви прямоугольное, в плане оно незначительно расширено в средней части. На восток выступает полуциркулярная апсида. Храм венчался куполом на световом барабане. Его завершал глухой малый фонарь с купольным покрытием и с крестом. Входы оформлялись четырёхколонными портиками. Лаконичное убранство церкви было представлено трёхчастным антаблементом нижнего яруса, венчающим карнизом барабана, пилястрами на краях фасадов и в простенках барабана. Фасады церкви и интерьеры также украшали древние хачкары.

Кроме этих двух нахичеванских храмов, тема однокупольного культового сооружения неоднократно проявлялась в творчестве мастера как на основе крестообразного плана, так и на основе базиликального. Пример тому Казанская церковь в Богородицке (1773), церковь в Бобриках (1771), Екатерининский собор в Херсоне (1778), соборы в Дубровне (1789) и Николаеве (1790), церковь в Богоявленске (1790), проект собора для Екатеринослава (1790). По чертежам Старова был возведён Софийский собор в Царском Селе (1782-1791) .

Об адаптации архитектурных форм классицизма в среде армянского города на Дону существуют разные мнения. Я полагаю, что в нахичеванских строителях и жителях сказалась генетическая память предков о влиянии эллинизма на культуру древней Армении. И на рубеже XVIII и XIX вв. формы классицизма благосклонно принимались новонахичеванцами, ибо будили ассоциативный ряд воспоминаний о счастливом детстве своего народа.

Оценивая сегодня церковь монастыря Сурб-Хач, одно из немногих уцелевших в провинции архитектурных творений И. Е. Старова (несмотря на то, что она ремонтировалась, разрушалась и реконструировалась), хочется напомнить, что это ныне единственный христианский храм XVIII в. на территории современного Ростова.

Последний период жизни зодчего также был плодотворным. С 1786 по 1798 г. он являлся главным архитектором «Конторы строений Ея Императорского Величества домов и садов»; возглавлял работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Неоднократно выполнял заказы богатейших аристократических семей России, преподавал в Академии художеств, получил в 1785 г. звание профессора. В 1793 г. зодчему был пожалован орден Владимира третьей степени .

Оценивая творчество И. Е. Старова, искусствоведы сходятся в том, что в своих произведениях мастер предвосхитил период наивысшего расцвета классицизма в русском зодчестве первой трети XIX в., выдвинувшего прогрессивные приёмы и методы построения ансамблевых композиций. Мы это видим и в планировке Нахичевана, и в архитектурном почерке собора Григория Просветителя и церкви монастыря Сурб-Хач.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван, 1988.
  2. Бархударьян В. Б. История Армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). - Ереван, 1996. - С. 36
  3. Список русских художников / сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914.
  4. Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л.: Лениздат, 1982.
  5. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 41.
  6. Вартанян В. Г., Казаров С. С. Армянская Апостольская церковь на Дону. - Ростов н/Д, 2001. - С. 10.