Ли змей горыныч. Змей горыныч представитель злого начала в русских народных сказках

Кто такой Змей Горыныч?

Поразмышляем....
Огненный след Змея Горыныча тянется сквозь века русской истории и сквозь многочисленные древние мифы, сказки и былины.
Коварный и злобный, пышущий огнем служитель зла. Именно таким изображается Змей Горыныч в древних русских сказаниях и былинах. Итак, каким же он был и откуда взялся?

Версия первая, европейская: Змей Горыныч родня Средневекового Дракона, населяющего европейские пещеры и периодически выкрадывающего принцесс и прекрасных пастушек. Драконы средневековой Европы злобны и жадны. Они любят драгоценности и скрывают в своих пещерах бесчисленные сокровища. Периодически храбрые рыцари вызывают Драконов на смертный бой и этот бой действительно, заканчивается смертью для большинства рыцарей. Пока не находится самый сильный, смелый и изобретательный и побеждает Дракона. Вскоре Драконы, как вид, в Европе перевелись, и некому больше пугать рыцарей, похищать принцесс и охранять сокровища.

Версия вторая, экзотическая: Змей Горыныч — родственник Восточного дракона, столь любимого и почитаемого в Китае. Но тогда возникает вопрос, как мудрый и рассудительный китайский Дракон превратился в злобное, жадное, ненасытное чудовище, планомерно и методично истребляющее Русь? Это что — воплощенная мечта китайцев?
Версия третья, философско-мирозданческая: Змей Горыныч, как Ящер-праотец, создавший все живое на земле, исходя из древнеарийских представлений. Миф о звероящере был очень популярен в Северной Руси. В «Звездной книге Коляды», входящей в славянские Веды описывается битва Сварога и Семаргла Огнебога со Змеем, в ходе которой они делили Подвселенную на царство Сварога и Змеево царство.
Этот змей, очевидно, олицетворял собой Навь, славянский «потусторонний мир».

Версия четвертая, летописная — наиболее распространенная: Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий монстр, угрожающий мирным русским селениям. Многоголовость - обязательная характеристика Змея Горыныча. В основном речь идет о трех головах (хотя может быть и 6 и даже 12). Трехголовый Змей вооружен когтистыми лапами, стреловидным хвостом и имеет способности летать и извергать огонь. Змей Горыныч связывается с огненной стихией, но и с водной тоже. Часто в сказках, его место обитания изображается посреди моря-океана на скале или камнях. Но прозвище Горыныч, также, связано и с горой, пещерой, в которых часто изображается логово Змея.

В «Беседах Григория Богослова об испытании града» заключены сведения о некоем змееподобном ящере, который жил в озере на севере, и которому язычники приносили жертвы. Вполне возможно, что некие звероящеры жили в водах северных озер и рек долгое время и славяне могли отождествить их с легендарным Змеем. В древних новгородских сказаниях есть упоминания о морском царе, подводном чудище, которому приносят жертвы. Даже гусли в этом регионе оформлялись скульптурно в виде головы и части туловища ящера, а под головой ящера изображались два маленьких ящера. Такие гусли найдены при раскопках и отнесены к XII веку.

Однако, наиболее вероятной версией, объясняющей происхождение Змея Горыныча является этно-политическая, военная — отождествление Змея с племенами жестоких кочевников, представляющих огромную опасность и словно Змей, проглатывающих все новые и новые территории и человеческие жертвы со славянских земель. С этим Змеем неустанно боролись богатыри земли русской: Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Это только в новом российском мультике «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Змей добродушное существо, да еще и друг Добрыни.

На самом деле, Змей имеет совсем другую историческую репутацию. Змей Горыныч в русских былинах изображается, как погибель земли русской, как злобный ее тиран и угнетатель. Никита Кожемяка, победив Змея, пропахивает им «межу» — границу между владениями Руси и владениями Змея, переступить которую Змей больше не смеет.

По распространенной версии, прообразом Змея Горыныча послужили орды кочевников, волна за волной накатывавшихся на Русь и проглатывающих ее территории. Это и половцы, и печенеги, и монголо-татары. Хитрость коварство и жесткость кочевников были схожи с характером легендарного Змея Горыныча.
Однако, есть еще одна интересная версия: Змей Горыныч не как живое существо или нарицательный образ врагов-кочевников, а как оружие, применяемое монголо-татарами. Версия достаточно дискуссионная, так как монголо-татары со своим оружием появляются на Руси гораздо позже времен деятельности богатырей и русского народа в борьбе со Змеем. Большинство сказок и былин, связанных с именем борющихся со змеем богатырей относятся к более раннему хронологическому периоду. Да и большинство самих богатырей, которым приписывают подвиги в борьбе со Змеем Горынычем - это богатыри периода становления и расцвета Киевской Руси, правления Владимира Великого, а не ее упадка и захвата монголо-татарами. Даже, если учесть не завоевание Руси Батыем, а только первое столкновение русских и половецких войск с войсками Чингисхана на речке Калке в 1223 году, - то все равно это уже 13 век. Сказания же о богатырях и их отважной борьбе со Змеем Горынычем - это X-XI векa.

Тем не менее, версия заслуживает рассмотрения. Монголо-татары владели оружием наподобие «греческого огня». Монголо-татары могли позаимствовать подобное оружие у китайцев, на территории которых вторглись в начале XIII века. В Китае монголо-татары позаимствовали технологии изготовления горючих смесей на основе пороха и метательные машины. Но монголо-татары владели также и технологией взрывного оружия на основе нефти. Возможно, позаимствовав ее в Средней Азии или Персии, монголо-татары имели взрывные горшки, наполненные порохом, иногда, с добавками яда, железные гранаты разрывного действия и огненные стрелы. У них был некий «железный пороховой снаряд взрывчатого действия», который при взрыве превращался в осколки, которые с легкостью пробивали железные латы русичей. Звук от взрыва был слышен на 50 километров. Ну, чем не грозный рык злобного Змея Горыныча?

А приметы Змея Горыныча? Огнедышащий и извергающий огонь. Может быть, это описание огненных снарядов или гранат? Примета Змея Горыныча - из пасти дым - тоже может быть следом огненных гранат или горшков с горючими смесями. Легенда о множестве голов тоже может быть из-за множественности этих огненных шаров, летящих неоднократно и со всех сторон. Возможно, что позаимствованные у китайцев огненные стрелы или гранаты изображались в виде драконов? А это уже прямая ассоциация со Змеем.

Древняя былина повествует о борьбе Добрыни Никитича со Змеем Горынычем и жестоком бое, в ходе которого Добрыня отрубил Змею головы, и из него хлынула черная кровь, которую земля-матушка не хотела принимать. Может быть, это действительно была нефть, которая не впитывалась в землю? Но тогда, как соотнести подвиг Добрыни (который явно в истории отождествляется со двором Владимира Великого и, даже, считается его дядей), с его борьбой с монголо-татарами? Это абсолютное несовпадение хронологии и событийности. И с каким же тогда Змеем боролся Добрыня? И что за черная кровь, которую не желала принимать земля, вытекала из Змея Горыныча? Возникает вопрос, правильно ли отождествлять легендарного Змея Горыныча только лишь с оружием и, в целом, с монголо-татарами? О каком Змее Горыныче тогда повествуют более ранние легенды и былины?
Так кем же он был, мифический Змей Горыныч? Откуда прилетал на Русь на самом деле? И как же все-таки русские богатыри смогли победить столь могущественного противника? И какие именно это были богатыри?

На заметку: Сегодня выучить английский самостоятельно не составит большого труда, поскольку существует огромное количество пособников, курсов и т.д. Мы рекомендуем вам обратиться в компанию voxmate.ru и учить английский вместе с нами. Добро пожаловать!

из Интернета

Змей Горыныч — огнедышащее многоголовое существо из славянского фольклора. В советской редакции русских народных сказок его еще называли Чудо-юдо. А гораздо позже, когда нам стала доступна европейская и азиатская мифология, на образ Змея Горыныча наслоились представления о драконах. Смею утверждать, это совершенно разные существа. Хотя, может, я и не права.

Чудо-юдо, как выясняется, морской царь (см. «Хабаровский Экспресс» №22 от 24 мая 2017, «Чудо-юдо баснословное»). О драконах стоит поговорить отдельно и как-нибудь в другой раз. Но кто же в этой троице Змей Горыныч?

В былинах и сказаниях он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Ворует девушек, а чаще сами люди отдают ему лучшую из селения, но это больше присуще как раз для драконов. В русских сказках Змей, наоборот, охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.

Как и у Чуда-юда, у Змея Горыныча несколько голов, и их количество всегда кратно трем: три, шесть, девять. Однако чаще Горыныч треглавый.

Он умеет летать, но о наличии крыльев ничего не говорится. Впрочем, исследователь русских сказок Афанасьев указывает на огненные крылья. На лубочных картинках его рисовали с хвостом.

Появление Змея Горыныча сопровождается шумом, схожим с шумом дождя или грозы, небо темнеет, поднимается ветер. На юге России именно Змея считали виновным в засухе и потому пытались изгнать. И немудрено. В детстве мне доводилось видеть такое природное явление, как суховей — гроза без дождя, когда поднимается сильный ветер и от молний полыхает сухое небо. Страшное зрелище!

Но кто он и откуда? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в отчестве сказочного существа — Горыныч. Одни считают его производным от «гора», другие — «гореть», третьи… Вот третьи-то как раз подошли к истине ближе других. Как мне лично кажется.

Все мы еще со школьной скамьи помним о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Исследователи фольклора нашли для них более древних прототипов — существ, олицетворявших разрушительные силы стихий: воды, земли и огня. Существа эти — дети Чернобога, хозяина Нави, то есть потустороннего мира, и поставлены сторожить выход из него. Так как Чернобога часто изображали в образе Змея, его детей величали Змеевичами. А звали Дубыня, Усыня и Горыня. Было им скучно стоять без дела, и каждый развлекался, как мог.

Дубыня — лесной великан, его ипостась земля и подземное («пекельное») царство. Свою силу проявляет в том, что «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет». Между прочим, дуб — священное дерево славян.

Усыня олицетворяет силу воды, но и противостоит ей: «Одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут». Сдается мне, надоест Усыне — и стряхнет всех в воду.

Наконец, Горыня — благодаря своей силе «на мизинце гору качает», ветры поднимает, землю трясет.

Вот, похоже, мы и прибрели по этой неведомой дорожке: Змей Горыныч — сын Горыни. Однако просто только сказка сказывается — потомки Горыни объявили войну его не в меру разыгравшемуся дитяте.

В былинах со Змеем Горынычем сражается Добрыня Никитич. Но не только он способен победить внука Чернобога. Был змееборец подревней да посильней — Катигорошек. Сделав для себя такое открытие, я даже воскликнула от неожиданности: вот, оказывается, кем был мой любимый сказочный герой! вот про кого папка рассказывал на все лады! А я думала, что Катигорошка он выдумал сам… Причудливы твои тропки, память. И сказка уводит все дальше и дальше.

Каждый, кто хоть раз слышал или читал русские народные сказки, обязательно знает о Змее Горыныче – огнедышащем драконе, падком на сокровища и красных девиц; направо и налево губящем добрых молодцев и храбрых богатырей. Зато мало кто догадывается, сколь таинственным кажется появление этого персонажа современным ученым, особенно филологам!

Змей Горыныч.


Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить происхождение сказочного образа Змея Горыныча. Например, академик Борис Александрович Рыбаков считал, что это не что иное, как претерпевшее значительные трансформации воспоминание о мамонтах (!). Другие исследователи связывают легенды об огнедышащем змее с попытками древних понять сущность полярного сияния или проводят аналогию между Змеем Горынычем и смерчем.

Высказывалось и предположение другого порядка: образ Змея Горыныча могла породить борьба славян со степными кочевниками в конце 1-го – начале 2-го тысячелетия.

Китайские тайны арсеналов

Традиционные представления о монгольском нашествии на Русь, основанные на школьном курсе истории и популярных кинофильмах, рисуют нашему воображению дикие полчища кочевников, заполонившие степь. Главными причинами военных успехов этой орды мы привыкли считать внезапность нападения, подавляющее численное превосходство завоевателей, их варварскую жестокость. Между тем серьезные исследователи единодушно утверждают, что войско Чингисхана и Батыя в ту историческую эпоху было одной из лучших армий в мире. Ее высокие боевые качества во многом объясняются заимствованием и усвоением чужого военного опыта. То же самое можно сказать и про вооружение монгольских воинов. В частности, не подлежит сомнению, что они располагали артиллерийским оружием, в основном китайского производства. Это были различные типы метательных установок, использовавших огневые снаряды, основным компонентом которых был пороховой заряд.

О том, что порох – китайское изобретение, знают все. Но вместе с тем бытует мнение, будто его первоначальным назначением было устройство фейерверков, и только значительно позже его стали применять в военном деле. Однако огневые средства издавна занимали важное место в военном искусстве китайцев. Ничего подобного Европа тогда не знала и не имела. Уже в то время китайцы располагали достаточно разнообразным арсеналом порохового оружия. Например, зажигательные снаряды – «огненные ястребы» – представляли собой деревянные сосуды с порохом или глиняные горшки, наполненные расплавленным легкоплавким металлом. Против живой силы противника использовались осколочные снаряды, начиненные порохом и разбрасывавшие при взрыве железные колючки, осколки железной или фарфоровой оболочки. Взрыв такого снаряда мог быть слышен на расстоянии около 50 километров, а его осколки легко пробивали доспехи.

Существовало у китайцев и своего рода химическое оружие: дымовые шары, испускавшие разноцветный дым, иногда с добавками удушающих веществ или, например, шары ядовитого дыма, заполненные порохом с примесью сильнодействующих растительных ядов (аконита, белены и других). Были также в арсенале китайцев снаряды, начинявшиеся негашеной известью. Кроме них, в китайских хрониках есть упоминания об огневых стрелах, которые метали из лука или арбалета, поджигая перед этим пороховой заряд, благодаря чему стрела получала дополнительный реактивный импульс. Существовали и ракеты (!) – полые бамбуковые трубки, начиненные порохом.

Благодаря военно-экономическому шпионажу и использованию знаний и опыта попавших в плен китайских специалистов новое оружие недолго оставалось исключительным достоянием китайской армии. Известно, что уже в конце XI века оно появилось у северных соседей Китая. Активно осваивали огневое оружие и монгольские завоеватели, вторгшиеся в Северный Китай в начале XIII века.

Армия Чингисхана успешно применяла гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем: примеру, в 1206 году монголами был сожжен флот одного из китайских полководцев. В 1225 году, осаждая Хорезм, монголы обстреливали город ракетами и пороховыми разрывными снарядами. Таким образом, монгольская армия располагала различными типами огневого оружия еще до вторжения на Русь. Было бы странно, если бы войска, отправленные на завоевание Европы, не были снабжены столь эффективным средством ведения войны.

Горыныч от слова «гореть»

А теперь вернемся к Змею Горынычу и сопоставим характерные признаки этого былинно-сказочного персонажа с некоторыми изложенными выше сведениями о китайской артиллерии. Змей Горыныч неизменно предстает как носитель огня («из ноздрей пламя пышет») и дыма («из ушей дым валит»). А китайские огневые снаряды представляли собой прежде всего гранаты фонтанирующего действия: в полете или после попадания в цель их подожженное перед запуском содержимое сгорало, выбрасывая через оставленное отверстие огонь и дым.

Змей Горыныч имеет несколько голов. А китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и действительно могли напоминать головы какого-то чудища. К тому же вполне вероятно, что некоторые снаряды раскрашивались предприимчивыми завоевателями под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как отрубленные кем-то головы настоящих рептилий.

Змей Горыныч имеет «хоботы», которыми может удушить или ушибить. Согласно словарю Даля, древнерусское «хобот» означало «хвост», а также «изгиб» и «дуга». Вполне возможно, что этим словом первоначально описывались шлейфы дыма, тянувшиеся за снарядами и ракетами. Такой дым мог и задушить, и «ушибить», поскольку некоторые типы снарядов на это и были рассчитаны.

Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, что характерно для драконов из фольклора других народов. А китайские снаряды и ракеты действительно падали буквально с неба.

Полет Змея Горыныча в преданиях всегда сопровождается страшным свистом и грохотом. Это вполне объяснимо, так как пороховые снаряды в полете и при взрыве издавали и свист, и грохот.

Еще один интересный момент: у Змея Горыныча черная кровь, которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимать земля русская». Этой кровью вполне могла быть черная маслянистая жидкость, вытекавшая из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью. Кстати, она на самом деле плохо впитывается в почву.

Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, его появление в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой. Разумеется, обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.

Прозвище Змея – Горыныч. Традиционно принято связывать это прозвище с понятием «гора»: он либо сын большой тучи, подобной горе, либо сам огромен как гора. Но нужно иметь в виду, что легенды, былины и сказки о Змее Горыныче записаны в основном в великорусских областях, в то время как борьба Добрыни со Змеем, к которой они восходят, происходила в эпоху Киевской Руси южнее. Возможно, первоначальное прозвище Змея было связано со словом «гореть», и уже позднее и севернее оно подверглось переосмыслению.

Ответ на вопрос

Все эти размышления позволяют высказать следующую гипотезу. В древней мифологии широко использовалась тема борьбы героя с огнедышащим змеем-драконом. В такую форму могли облекаться, в частности, преломленные в народной фантазии представления о непонятных, пугающих природных явлениях, будь то гроза, комета или шаровая молния. В результате у многих народов возник традиционный образ дракона – охранителя вод и хозяина природных стихий. В мифологии же славян, столкнувшихся в период монгольского нашествия с загадочным и страшным огненным оружием, эта традиционная тема получила совершенно иной поворот. Змей Горыныч стал олицетворением такого оружия, превратился в метафорический образ артиллерийского обстрела.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Змей Горыныч

Змей Горыныч

Змей Горыныч принадлежит к разряду змееподобных чудовищ русских былин и сказок - это огнедышащий дракон. Змей встречается в былинах про Добрыню Никитича и сказках про Ивана-царевича. Чаще всего Змей Горыныч предстает трехглавым, но в разных сказках количество его голов различается, варьируясь от 3 до 12, будучи кратным 3.

Поскольку былинный эпос принадлежит к историческому периоду, когда Древняя Русь уже приняла христианство, в образе Змея Горыныча без труда угадывается образ змея-искусителя из эдемских садов, где, по библейской легенде, проводили время Адам и Ева.

Змея в восточной философии - символ энергии, которая также может превращаться в злую силу духа, как щупальцами опутывающую тело человека и парализующую его волю. Поэтому Змей Горыныч - непременный персонаж сказок, в которых целью главного героя зачастую становится не только найти и освободить похищенную змеем красавицу-царевну, но и обрести силу жизни через победу над этим самым змеем, похитителем человеческого духа.

В былинном эпосе богатырь Добрыня Никитич сражается со змеем. Целиком символический образ богатыря в этом плане вступает в противоборство со злым духом в лице Змея Горыныча, который парализует человеческие силы и препятствует счастью родного края. Это препятствие появляется также на личном пути Ивана-царевича. Чтобы стать героем, ему нужно победить злой дух. Таким образом, Змей Горыныч предстает в этом ракурсе как абсолютно символический персонаж, своего рода шифр, сказочная интерпретация процессов, происходящих в жизни человека, который сталкивается с неизведанной природой духовных сил. Достаточно вспомнить изображение на христианских иконах архангела Михаила, протыкающего копьем дракона, чтобы понять, что разница между русской сказкой и библейской легендой невелика. В них действуют практически одни и те же персонажи.

Если с символикой змея все понятно, то вторая часть имени Змея Горыныча вызывает вопросы. «Горыныч» по версии одних исследователей происходит от слова «гора», другие же абсолютно уверены, что это производное от глагола «гореть». Головы Змея Горыныча извергают пламя. Он горит изнутри, что тоже символ внутренних процессов в теле человека, с которым случается беда, как болезнь, одержимость злом и другое.

Существует также предположение, согласно которому образ Змея Горыныча мог отражать тему борьбы славян с их лютыми врагами - степными кочевниками в конце I - начале II тысячелетия нашей эры. Дело в том, что как полагают некоторые исследователи, армия основного врага русичей татаро-монгол была оснащена метательными приборами и огнестрельным оружием с фейерверками, которое в сознании русских людей ассоциировалась с огнедышащим змеем.

У Змея Горыныча также «черная кровь», которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимать земля русская». А из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью вытекала черная маслянистая жидкость, которая с трудом впитывалась в землю и могла восприниматься как кровь Змея. Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, явление его в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой. Возможно, это связано с тем, что обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.

Возможно, «иноземная» тема и послужила обретению русским Змеем прозвища Горыныч, когда славяне столкнулись со страшным и непонятным оружием.

Из книги Генерал Дима. Карьера. Тюрьма. Любовь автора Якубовская Ирина Павловна

Клубок змей В это время у первого вице-премьера Шумейко сложилась конфликтная ситуация с секретарем Совета безопасности Скоковым. А Скоков, в свою очередь, почуял некую опасность Якубовского. Вместе с Коржаковым, руководителем Службы безопасности президента, они

Из книги Следствие ведет каторжанка автора Померанц Григорий Соломонович

Находки в клубке змей В предыдущих главах, говоря об утраченных иллюзиях Ольги Шатуновской, я не упомянул об одном обстоятельстве, без которого непонятны были бы ее удачи в расследовании. То, что оказалось миражем, фатаморганой в ее надеждах на исправление партии,

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Змей и планер 1Зима устала, выбилась из сил. Колючие мартовские ветры съели последний снег, ручьи отжурчали по овражкам. За околицей на влажной луговине, желтой от прошлогодней травы, проклюнулся и развернул светлые лепестки подснежник. Откос, по которому пролегали

Из книги Переводчик Гитлера. Десять лет среди лидеров нацизма. 1934-1944 автора Доллман Евгений

Глава 9 Клубок змей Когда я в 1926 году закончил университет, я считал Гая Юлия Цезаря самым блестящим умом Рима, Августа – самым мудрым из императоров, Фридриха II Гогенштауфена – воплощением культуры позднего Средневековья, а Карла V – трагическим правителем империи, над

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Яблоком, как библейский змей Яблоком, как библейский змей, Я маню мою Еву из рая. Лишь в судьбе моей - место ей, Я навек ее выбираю. Пусть она не забудет меня, Пусть хранит нашу общую тайну: В наших днях, словно в срезе пня, Закодирована не

Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи

Из книги Истории давние и недавние автора Арнольд Владимир Игоревич

Охота на змей В Сапутинском заповеднике (Дальний Восток) я жил неделю (в домике, построенном президентом АН СССР B.Л. Комаровым так, чтобы каждая доска или бревно были из дерева новой породы - в Сихоте-Алине такое возможно) и работал коллектором, собирая для местного

Из книги А мы служили на крейсерах автора Васильев Борис

Мудрый как змей В разгар борьбы с пьянством на флот прислали борца с употреблением алкоголя среди офицеров и мичманов. Целого полковника - психолога от медицины…Взялся за дело он весьма рьяно. Несмотря на лето Севстопольское с его солнцем, пляжами и морем - все

Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна

«Что для тебя шипенье змей» «Новейшем путеводителе по С.-Петербургу» Ф. Шредера, изданном в 1820 году, говорится: «Вольное общество любителей российской словесности собирается каждый понедельник после полудня… в Вознесенской улице, в доме Войвода. Президент его полковник

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Змей Как было его имя - никто не знал. Звали его Змей. Молодой, всегда небритый, парень со странностями. Приходил каждый день, в руках - "Спидола". Садился играть и включал "Голос Америки" на полную громкость. Говорили, что у него справка из психдиспансера. Во всяком случае,

Из книги Корабли атакуют с полей автора Фрейберг Евгений Николаевич

Операция «Змей» - Ну, Родион, вставай, время! А мне пора на работу. Слушай, что я тебе скажу. Мальчик выскользнул из-под тулупа и сонными глазами уставился на дядю Петю. Тот был уже в шинели, с походной сумкой через плечо. - Родион, ты когда-нибудь змея бумажного пускал? -

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

ЗМЕЙ-ХВАСТУНИШКА Однажды Витя сделал Змея. День был пасмурный, и мальчик нарисовал на Змее солнце.Витя отпустил нитку. Змей поднимался все выше, мотая длинным хвостом и напевая песенку: Я лечу И рею. Я свечу И грею! - Ты кто такой? - спросили птицы.- Разве не видите? -

Из книги Хищницы автора Лурье Лев Яковлевич

Клубок змей Как мы уже говорили, кузен Екатерины Викторовны Николай Гошкевич с помощью Александра Альтшиллера стал директором представительства Южно-русского машиностроительного завода. Фактически же он занимался тем, что «заносил» Екатерине Викторовне деньги за

Из книги 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда автора Белов Николай Владимирович

Змей Горыныч Змей Горыныч принадлежит к разряду змееподобных чудовищ русских былин и сказок - это огнедышащий дракон. Змей встречается в былинах про Добрыню Никитича и сказках про Ивана-царевича. Чаще всего Змей Горыныч предстает трехглавым, но в разных сказках

На сегодняшний день в прессе довольно много разнообразных статей о необычных чудесах и явлениях, большинство которых основывается лишь на различных домыслах и догадках. Порой, журналисты, для того чтобы найти сенсацию, печатают абсолютнейший абсурд и доверчивый читатель не замечает подтасовку и заведомый обман. А казалось ведь что может быть проще, достаточно лишь открыть книгу со старыми сказками и найдешь столько сенсационного материала, что голова может пойти кругом. Самое главное в таких поисках – усидчивость. В таком случае древние сказания смогут открыть Вам древние тайны.
Большинство из нас слышали в школе о существовании "Полного собрания русских летописей". Конечно, большинство из таких летописей очень трудно читаемы, и могут быть доступны только для узкого круга читателей и специалистов. Однако среди великого множества таких рукописей есть и доступные, которые, переизданы и вполне доступны для восприятия современному читателю.
Много раз, изученные отечественными и зарубежными учеными, они, по первому впечатлению, кажется, не таят в себе уже больше никаких открытий. Но это только на первый взгляд.
Довольно большое количество споров, на сегодняшний день, идет о существовании персонажа русских народных Былин и сказок – Змее Горыныче. Каких только трактовок и объяснений не услышишь от историков и публицистов. Некоторые видят в нем порождение грозной стихии, в том числе и смерча, кто-то в нем видит даже гигантский китайско-монгольский огнемет. Также некоторые из ученых выдвигают версию, что это какой-нибудь динозавр, доживший до тех времен, но сразу же оговариваются, что это всего лишь предположения.
На самом же деле, версии подтверждающие существование Змея Горыныча есть! Для подтверждения необходимо всего лишь прочитать несколько изначальных текстов известных былин и сказок. А также, внимательно просмотреть древние летописи.
Древняя русская мифология донесла до нас вполне реальный образ Горыныча – если судить по древнерусскому мифу, корни которого уходят в древнеарийские корни, то землю создал некий Ящер – Праотец. Именно из его яйца вылупился наш мир. Теперь стоит задуматься: почему объектом поклонения у русских племен стал некий фантастический образ, хотя на всех идолах и тотемах того времени славяне и русы поклонялись довольно конкретным представителям фауны?

В особенности, почему-то скопление поклонников культа ящера заметно на северо-западе Древней Руси. В Псковских и Новгородских землях. Возможно, такой культ существовал из-за того, что там на самом деле жили когда-то такие ящеры. В северных народах так же широко известен миф о змее, который вечером проглатывал солнце, а утром изрыгал его в небо. Даже Геродот вел рассказы о неком народе, который живет в северных землях. Они вынуждены были покинуть свою землю из-за распространения неких, ужасных змиев. Данные события, относятся приблизительно к шестому веку до н.э.. Ни одна народность на земле и не одно поселение не будет просто так оставлено человеком из-за каких-то несуществующих ящеров.
Исследованиями по «русским ящерам» очень долгое время занимался очень известный ученый Б.А. Рыбаков, специализирующийся на Древней Руси. Особое внимание он уделил всем известной былине – Садко. Она оказалась настолько зашифрована тайным смыслом, что оказалась посильна лишь такому ученому.
Следует, прежде всего, оговорится, что Б.А. Рыбаков, как и один из известнейших историков 19 века Костомаров Н.И. считали данную былину одной из самых древних в землях Новгорода, которая своими корнями уходит в дохристианские времена. В исходном варианте про купца Садко, он не путешествует, а просто выходит к некоему озеру, и играет свои песни подводному царю.
Образ этого водного царя никак не описывается в былине, но в некоторых вариантах его упоминают как «царицу Белорыбицу» или называют «Дядей Ильменем». В былине далее говорится, что царю понравились песни купца и в благодарность за полученное удовольствие он пообещал ему самый огромный улов различной рыбы и возможность поймать золотую рыбку. После этого, купец довольно быстро богатеет и становится самым богатым и уважаемым человеком в Новгороде.
Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» написал по этому поводу следующее: «В нашей теме связанной с ящером, свое внимание можно остановить на подлинных гуслях XII века, которые были найдены при раскопках в Новгороде. Инструмент представляет из себя плоское корытце со специальными пазами для шести колков. Левая сторона гуслей сделана скульптурно, в виде части туловища и головы ящера. Чуть ниже его головы изображены две небольшие головки маленьких ящеров. На задней стороне инструмента нарисованы птица и лев. Получается, что в орнаментации есть все жизненные зоны. Это - небо (птица), земля (лев) и подводный мир (ящеры). В орнаменте гуслей видно, что ящер имеет превосходство и объединяет обе стороны инструмента, при помощи своей трехмерной скульптурности.

Украшенные таким образом гусли запечатлены на браслете у гусляра XII-XIII веков. Существуют гусли с изображенными на них двумя лошадиными головами (лошадь - обычная жертва, приносимая подводному царю); также, существуют гусли, на которых нарисованы волны - это гусли XIV века. Роспись гуслей XI- XIV веков, найденных в Новгороде, можно вполне соотнести с устаревшим вариантом русской былины, в которой гусляр играет различные мелодии подводному царю, тем самым угождая ему, а тот в свою очередь полностью меняет жизнь бедного, но смышленого гусляра».
Тут же возникает вопрос: Почему на древних гуслях кроме существующих животных изображен мифический ящер? Может он и в самом деле не был никогда мифическим, а был таким же реальным как другие животные, но более сильным и поэтому более почитаемым?

При раскопках в псковской и новгородской землях огромное количество изображений ящера встречаются, в первую очередь, на ручках ковшей и на конструкциях домов. Изображенные ящеры представляют из себя вполне реальных существ с вытянутой, большой головой и крупной пастью, оснащенной большими зубами. Вполне вероятно, что на изображениях запечатлены мозазавры или кронозавры, которые, вводят в сомнения ученых. Да и жертвы, которые преподносили «подводному ящеру-царю», тоже проясняют некоторые детали. Приносимая жертва - это животное крупного размера, для того, чтобы насытить довольно прожорливого «подводного царя». В жертву подводному чудовищу животное преподносится не когда угодно, а именно в зимнее время, то есть в самый голодный период.

Дошедшие до нашего времени писания гласят, что зачастую подводный царь принимал облик лютого зверя - крокодила и нападал на проплывающие мимо него лодки, с купцами и рыбаками. Он топил лодки и поедал тех, кто там находился. Из этого можно получить вывод, что подводное чудовище не всегда было удовлетворено кониной принесенной ему в жертву. Такого чудовища было за что бояться и почитать, принося обильные жертвы.

Анализируя самые первые из вариантов былин о Садко, академик Рыбаков нашел вполне существующее место общения подводного царя и гусляра. По расчетам академика, таким местом было озеро Ильмень, а именно, близ истока Волхова, у «софийского» берега реки. Данное место наиболее известно под названием «Перынь». При раскопках в Перыне, в 1952 году, археологами было обнаружено капище (Рыбаков называет его «святилищем крокодила»).

Также, Рыбаков обратил свое внимание и на четко описанное место обитания подводного ящера: «Образ властителя подводного царства, практически не был связан с миропониманием славянских племен, обитающих в лесостепях юга... Но, зато в северном регионе культ ящера устойчив и часто встречается..."

Что же нам сообщают летописи? Самое старое упоминание о чудовище, обитающем в воде - это «Беседы Григория Богослова об испытании града», которые были написаны еще в XI веке, и направлены против язычества. В одном из разделов, который посвящен рыболовству и связанными с ним языческими обрядами, говорится: «...Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)... бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».

А вот запись неизвестного псковского летописца, жившего в XVI веке: «В лета 7090 (1582 год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Но пришествие крокодилов было не всегда столь страшным. По этому поводу, грандиозные сведения оставил нам в своих «Записках о Московии», которые были написаны в начале XVI века, Сигизмунд Герберштейн (немецкий ученый-путешественник). Факты, которые Герберштейн привел в своих записках, могут изумить любого скептика, так как повествует ученый о звероящерах, прирученных русскими людьми. Имея в виду северо-западные земли Руси, С. Герберштейн пишет: «Там и на сегодняшний день довольно большое количество поклоняющихся идолам. У себя дома, они кормят змей с четырьмя короткими лапами. Змеи эти похожи на ящериц с жирным телом черной окраски, размером не более трех пядей в длину, что примерно составляет 60-70 сантиметров. Называют их гивоитами. В определенные дни люди наводят порядок в своем доме и с непонятным страхом, всей семьей поклоняются им, выползающим к преподнесенной пище. Все недуги и несчастья приписывают к тем, чей гивоит, то есть ящер был плохо накормлен».

Из этого можно понять, что реальные звероящеры, (как хищные, обитающие в воде, так и прирученные людьми наземные), прекрасно чувствовали себя еще пару столетий назад, дожив, почти до наших дней.

Но что же произошло после? Почему эти так почитаемые, священные животные все же не смогли дожить до наших времен? И снова углубимся в летописи. По сути, дело вот в чем: языческий божество-ящер, без всяких сомнений, являлся самым опасным идейным врагом для проводимой христианизации северо-западных русских земель в XI-XVI веках, так как убедить народ отречься от хорошо знакомого, обожествленного животного было просто невозможно. Выход из этой ситуации, скорее всего, мог быть лишь один: беспощадное истребление абсолютно всех священных животных и полное искоренение любой памяти о них. Именно поэтому, в христианских летописях, ящеров описывают, как «богомерзких и бесноватых речных чародеев», «исчадья ада» и «диавольские гады». Расправа с подводными царями производилась беспощадно. В первую очередь, видимо, расправились с прирученными ящерами, после чего принялись и за хищных ящеров, обитающих в воде. В летописях очень живописно описываются действия, совершенные в этом направлении.

В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века, называемой в кругу специалистов «Цветник», говорится: «Наше же христианское истинное слово... О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтан-ми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».

В рукописи повествуется, что «ящер» плыл вверх по течению, а не вниз.. Это означает, что он был живой, а затем непонятным образом был убит в воде, а возможно и умер своей смертью. Но вероятнее всего, все же был убит христианами, после чего его тело было захоронено местными язычниками. Беспощадное истребление водных ящер проводилось одновременно с переубеждением жителей, что данное животное - это не бог, а всего лишь обычный, отвратительный зверь.

Возможно, вместе с насаждаемым в русских землях христианством в XI-XVI были истреблены последнии виды древнейшего рода речных ящеров. С точки зрения идеологии того времени – все было сделано абсолютно правильно. Но все же очень жаль, что ящеры были полностью уничтожены и не дожили до сегодняшнего времени, а лишь остались в былинах, сказаниях и на страницах летописей, в которых рассказывается о минувших временах.