Обращение к шаману и шаманские церемонии. Шаманы и их колдовство Как и чем помогают людям шаманы отзывы


10 вопросов шаману Борису Дашицыренову

Как Вы стали шаманом?

Лет пять назад я начал видеть духов. Они являлись мне повсюду. Каждый раз я испытывал тревогу и беспокойство. В голове царила словно неразбериха. Я не знал, что происходит, и никому не говорил об этом. Был еще такой характерный случай. Утром просыпаюсь, и слышу, кто-то шепчет в ухо: «Не ходите сегодня кататься на лыжах. Скажи обязательно маме». Я не понял, в чем дело, поехал к маме домой, а они действительно собрались ехать на Верхнюю Березовку.

Но тогда мы не придали значения моему утреннему видению. И мама подвернула ногу, катаясь на лыжах. Затем родители все чаще начали замечать за мной такие странности и обратились в общество шаманов «Тэнгэри». Там сказали, что мне нужно посвящение. Так я стал шаманом-целителем при этой же общине.

Чем шаман отличается от обычного человека?

Внешне и в быту ничем, конечно, не отличается (смеется). Единственное, могут быть более развиты интуитивные способности. Вообще, шаман тогда только шаман, когда он в атрибутах и читает молитву. И еще момент. При посвящении мы все даем клятву: не украдем, не обманем, не совершим вреда, будем всегда помогать людям. И соответственно ведем себя всегда, не позволяя себе проступков.

Что Вы думаете про передачу «Битва экстрасенсов»?

Это, в первую очередь, шоу. Возможно, там многие обладают способностями. Но, я считаю, с таким даром нельзя шутить и делать такого рода рекламу. Думаю, таким образом и сила теряется.

Чем отличаются шаманы от лам?

Шаманы общаются с предками. Лама следует учению Будды. Но принцип у всех одинаков – помочь человеку.

В каких случаях человеку лучше обращаться к шаману, а в каких к ламе?

Я думаю, здесь разницы нет. Кто как верит. Кому-то шаманы по душе, кому-то ламы. Однако, если в роду были шаманы, то нужно обязательно обратиться к шаманам. А ходить можно и к тем, к другим.

Были ли в Вашей практике удивительные случаи за этот год?

Недавно наш учитель делал обряд якутам. И во время него он начал говорить на чистейшем якутском языке, который до этого не знал. Это предок якутов вселился в него и разговаривал через него со своими потомками. Кроме того, два года назад мы, наша община, начали поклоняться Бухэ-батору, который дарует силу. И после этого мы, да и все вы, заметили, что за это время появилось больше чемпионов среди бурятских спортсменов. Я думаю, наши обряды дают свои плоды.

Как правильнее: бороться с жизненными трудностями или наблюдать, спокойно их принимая?

Трудности нужно решать. Нельзя пускать на самотек. Конечно, бывают разные ситуации, когда кажется, что ничего нельзя сделать. Но в этом случае, можно хотя бы придти в дацан или к шаману. Ведь еще когда-то давно все верховные шаманы обещались помогать людям всегда, никогда не быть сторонними наблюдателями. Я думаю, если вы обратитесь к предкам в трудную минуту жизни, они вам все равно помогут.

Почему кто-то не верит или перестает верить в высшие силы?

Если человек не верит, то он либо еще не сталкивался с проявлением высших сил, либо очень разочаровался в жизни. На мой взгляд, неверие – это наказание. Потому что, если человек без веры, значит, у него нет надежды. А без надежды – как без защиты.

Как можно отличить настоящего шамана, ламу от ненастоящего?

Если вам ставят тарифы за сделанную работу – это ненастоящие ламы и шаманы. Бывает, что сами обряды требуют затрат – когда нужно купить барана, украсить березу, поднести угощение богам. Но за свою помощь шаман или лама не должен просить денег. Посетители могут только сами решить, сколько дать по своим возможностям и желанию.

Лично Вы в кого верите?

В Бога. В богов бурятской земли, в своих духов и наших предков. А в целом, какая разница, вера в кого вам помогает. Главное, вы верите. И нам, шаманам и ламам, делить здесь нечего. Не суть важно, от какого бога идет сила. Помоги, а люди сами придут к тебе.


Шаманизм сегодня значительно помолодел, утверждают эксперты.

Если раньше «общаться с духами» могли в основном старики-долгожители, которые множество лет провели наедине с природой, сегодня средний возраст шаманов 25—30 лет, однако это никак не сказывается на доверии к ним.

Более того, если раньше шаманы принимали далеко не всех, часто даже приехавшим давали от ворот поворот, сегодня их деятельность поставлена на коммерческие рельсы, они охотно призывают духов и бьют в бубен, чтобы за деньги вылечить болезни, заглянуть в прошлое или в будущее. И — как уверяют некоторые специалисты — их предсказания удивительно точны, а потому желающих пообщаться с шаманами с каждым днем все больше и больше.

«За лето 2015-го мы отправили в экскурсионные туры к шаманам почти 8 тысяч человек, — рассказывает представитель тур компании « Пионер-тур» Евгений Айгистов. — Специально составлены программы на разный бюджет. Можно поехать к „дорогим" ханты-мансийским шаманам в Югру, там их мало, но каждый сеанс похож на мини-спектакль; можно отправиться в республики Бурятия или Тува, где шаманизм признан национальной религией, там созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы, дар общения с духами есть у каждого второго, а потому услуги относительно дешевы. Отдельные расценки — на туры к шаманам в Перу, Эквадор и Мексику, они готовы гадать „за еду“, но дорог сам перелет».

В чем же секрет успеха шаманов? Чем они так привлекают тысячи людей и насколько точны их пророчества? Давайте попробуем разобраться.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПОТОП И ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Исследователи шаманизма любят цитировать «дедушку Савея» — так называли Семена Васильева, одного из самых известных шаманов Якутии, скончавшегося в 2013 году. «Меньше чем через год после моей смерти начнется война на Украине, погибнет много мирных жителей, — говорил он.
Через два — Европа содрогнется от нашествия беженцев, которых на улицы выйдет столько, что машине негде будет проехать. Через 40 лет случится землетрясение сильное в Европе, много людей погибнет. А Америку к 2050 году затопит почти полностью».

Шаман Савей

Как мы видим, пророчества про Украину и Европу сбылись, и это не фальсификация — они записаны на видеопленку много лет назад. Это позволяет предположить, что и другие страшные пророчества могут сбыться.
Говорил «дедушка Савей» и о других загадочных вещах.

«Россию хотели разбомбить инопланетяне, но передумали, так что ничего с нашей страной не будет, — говорил он. — Инопланетяне летают вокруг нас, каждую ночь летают, просто видят их не все. Их вторжение на Землю произошло много лет назад, цель пребывания у нас — изучение и наблюдение за человечеством. При этом представителей внеземных цивилизаций могут увидеть лишь избранные, от простых глаз они скрыты».

После смерти Васильева многие его ученики стали говорить о том, что научились выходить на контакт с его душой и теперь он помогает им предсказывать будущее. Так, шаман Федот стал настоящей звездой в Якутии, когда в канун 2015 года в выпуске новостей на местном ТВ рассказал, что нас ждет непростой год.

«До конца зимы придет смерть за известным политиком, он умрет не своей смертью, а убийц не найдут». — лишь после убийства Бориса Немцова в феврале 2015-го все поняли, кого имел в виду шаман.

«Пищу будут закапывать в землю, много отравленных продуктов пришлют с Запада» — как нельзя точно пророчество описывает сцену уничтожения тонн санкционных продуктов, которые нелегально ввезли в Россию, а потом раздавили гусеницами тракторов и закопали в землю.

А от предсказаний Федота на 2016 год просто становится страшно. Что он имел в виду — пока остается только гадать. И надеяться, что все обойдется.

«Людей накроет черная каракатица, раздавит, сотни жертв»; «Проблемы с водой в Африке и Европе. В первом случае — неоткуда влаге взяться, в другом — отравление, нельзя пить»; «Летом — глобальный сбой техники, шаг назад в развитии цивилизации».

МОЛНИЯ УБЬЕТ ЗНАМЕНИТОСТЬ

Шаман Карагай — единственный официальный представитель Верховного шамана Тувы, известен тем, что ведет активную деятельность в интернете, у него есть свой сайт, на страницах которого он время от времени размещает пророчества.

Некоторое время назад Карагай предупредил, что 2015 и 2016 годы станут для России временем испытаний, но страна их с легкостью выдержит. «Россия мощнейшая страна! Недаром ее хранит дух медведя, а он — самый сильный и древний дух! Все будет хорошо, но не сразу. Будет череда увольнений во власти, много голов полетит, кто-то сядет в тюрьму. Рубль будет творить непотребства, вызывая слезы у людей. Но все это мелочи по сравнению с тем, что войны не будет, Россию не втянут, несмотря на то, что многие этого хотят».
Шаман Карагай

Кстати, недавно Карагай был гостем редакции известной столичной газеты. Во время интервью у шамана спросили, может ли он разогнать тучи. Он ответил, что это очень просто, вышел на крышу редакции — дождь прекратился.

Рассказывая об этом чуде, Карагай поведал журналистам, что засуха или очень сильный дождь всегда являются «небесными санкциями». Если где-то давно нет дождей, бог дает знать, что засуха в человеческих душах, и хочет, чтобы мы пролили слезы, покаялись. Если дождь, наоборот, сильный, затапливает все вокруг, он хочет смыть чьи-то грехи.

Шаман Аким Буян из Кызыла славен тем, что подчиняет себе не дожди, а молнии. По легенде, в детстве в Акима ударила молния, и он стал слышать голоса духов, после чего пошел в ученики к старейшине-шаману из рода Черных Волков.

«Молния никогда не убивает, — говорит шаман. — Она либо наделяет человека даром, из-за чего многие становятся ясновидящими или обладателями каких-то способностей, либо забирает душу на небеса, чтобы возвысить в ранг святых. На тех, кого убила молния, нужно молиться, обращаться к ним, как к богам, они слышат и всегда помогут».

Предсказания о будущем у Акима Буяна также связаны с молнией.

«В 2018 году на глазах у тысяч людей громовержец заберет известного во всем мире человека», — обещает он, поясняя, что некую знаменитость (политика или звезду шоу-бизнеса) разряд молнии убьет прямо во время выступления на публике, на глазах толпы.

«В ближайшие 10 лет NASA откроет возможность использования молний для космических целей, а также будут опубликованы секретные разработки Николы Теслы, которые ранее считались утраченными», — обещает Буян.

СЕКРЕТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СПЕЦСЛУЖБ

Еще один шаман, получивший мировую известность, — житель Кольского полуострова Эльвиль, также являющийся исследователем и автором книг, посвященных культуре, истории, традициям шаманизма. В июле 2002 года ему было видение: смотрящий на север великан, который стоял одной ногой в Европе, а второй в Азии.

Великан принял чашу с водой, которую он получил с небес. С этой чаши начинает выливаться вода, ее ручьи соединяются с реками Европы и Азии. Вода быстро начинает прибывать. Вскоре реки выходят из берегов, начинается потоп. Множество людей не успевает спастись. Во время спасения имущества люди пропускают фразу, доносящуюся с неба: «Предупреждение свершилось!»

А вот что предсказывает Эльвиль на ближайшее будущее.

«Образование союза славянских государств с его дальнейшим распадом. Эпидемия новых смертоносных вирусов-убийц, полученных методом мутации. Появление искусственного человека — до 2020-го. Нахождение на Земле новых форм жизни. Значительное увеличение длительности жизни и катастрофическое уменьшение рождаемости».

К слову, последнее пророчество подтверждает и чукотский шаман Кочап Тыкентекьев: «В ближайшее десятилетие будет открыт секрет долголетия, а в ближайшие четверть века жить до ста лет станет нормой. Падение рождаемости — во всех странах, люди не смогут рожать — будут очень хотеть детей, но не смогут, возможно, это даже спланированный эксперимент спецслужб, о котором мы узнаем не сразу».

КОНЕЦ СВЕТА И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Красноярский энтузиаст-исследователь Степан Марков, более 20 лет собиравший предсказания шаманов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии, еще 15 лет назад составил хронологическую последовательность совпадающих пророчеств.

Согласно ей, вплоть до 2035 года на Евразийском континенте, а также в водах, омывающих эту огромную территорию, произойдет не менее полутора тысяч природных катаклизмов. Из них самыми разрушительными станут землетрясения с эпицентром в Северной Монголии, примерно в 2015 году, в 2022 году — на южной оконечности Курильской гряды, в 2030 году — на Филиппинах.

Подземные толчки вызовут мощные цунами, удару которых подвергнутся острова Тайвань, Сахалин и Хоккайдо. Из-за подземных ударов стихии в Северной Монголии существенно изменится рельеф Саян и очертания озера Байкал. К слову, сам Байкал будет мельчать, и к 2040 году от былого легендарного озера останутся только воспоминания.

К этому же году следует ожидать существенного понижения температуры не только в Евразии, но и на всей планете. В этот период вероятнее всего наступит так называемый ледниковый период, от которого сильнее всего пострадают юго-западные районы Европы и Африка, где население вымрет почти полностью. В целом в мире к 2050 году численность человечества уменьшится на 1,5 миллиарда человек.

Однако после 2050 года температура на планете начнет расти. Но это не принесет долгожданного процветания. Начавшиеся многолетние засухи приведут к массовому голоду. Площадь пустынь на планете увеличится более чем в четыре раза.

Сухой и жаркий период на Земле может затянуться более чем на полтора столетия, что также приведет к существенному сокращению численности людей. И только начиная с 2200 года изменившаяся внешне и внутренне человеческая раса вступит в долгий период благоденствия.

Впрочем, жить, готовясь к эпидемиям и катастрофам, не стоит. Известный исследователь шаманизма, профессор-культуролог Лидия Колодезникова пишет в своих статьях, что большинство современных шаманов не более чем рекламный трюк, уловка, чтобы привлечь туристов, ради которых и устраивается красочное шоу с бубнами, ритуальными танцами и жертвоприношениями.

Местные жители называют «ряжеными» тех, кто работает с туристами, участвует в телепрограммах, никогда к ним не обращаются и уж тем более не верят их пророчествам.

Известный американский разоблачитель паранормальных явлений и псевдонаучных теорий Джеймс Рэнд с 2012 по 2014 годы изучил предсказания 150 шаманов со всего мира (среди них — 20 из России) и получил неожиданную статистику: лишь 4% их пророчеств сбылись. Комментарии тут, как говорится, излишни...

Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада Стукалин Юрий Викторович

Обращение к шаману и шаманские церемонии

Шаман никогда лично не предлагал больному своих услуг, тот должен был сам пригласить его. Этот мудрый обычай, несомненно, служил сдерживающим фактором, не дававшим развиться у шамана жажде к наживе. Людей, требующих большой платы за свои услуги или призывающих своих пациентов проводить все новые и новые лечебные церемонии, могли обвинить в колдовстве и том, что они сами наслали болезнь. У западных апачей от услуг такого шамана вскоре отказывались, и он мог стать бедняком в течение нескольких месяцев. У мускогов шаманы получали небольшую плату за церемонию, а потом в случае выздоровления больного его усилия оплачивались сполна. Подобная практика существовала и среди оджибвеев. Шайенский шаман обычно не назначал размер оплаты за свои услуги. Когда он входил в жилище больного, ему говорили, что он получит за свою работу. А Марк Большая Дорога, шаман сиу из резервации Пайн-Ридж 1950-х годов, не брал плату за свои услуги. Он выполнял многочисленные табу, возложенные на него его духами-покровителями, одно из которых заключалось в запрете брать деньги за свои церемонии.

Поскольку большинство заболеваний можно было определить по соответствующим симптомам, больной часто заранее знал, какой именно шаман обладал Силой , необходимой для лечения его болезни, и приглашал именно его. Теоретически шаман не был обязан откликаться на любой призыв о помощи, но на практике отказывали редко. Предполагалось, что шаман никогда не откажется прийти на помощь. По словам индейцев: «Больной сам принимал решение и обращался к шаману, которого считал наиболее сильным. Ты обращался к шаману, и он сразу говорил тебе, сможет он помочь или нет. Почти любой хороший шаман мог по крайней мере сказать тебе, какое зло стало причиной болезни, хотя он мог послать тебя к другому шаману, который был способен помочь тебе». Шаманы, обладавшие огромной Силой , по словам индейцев, могли принести некоторое облегчение в любом случае. Иногда шаман пытался помочь, но не добивался никакого результата и даже не мог определить причину заболевания. У чирикауа апачей, в отличие от навахо, отдельного класса шаманов, которые только ставили диагнозы, не было. В результате многообразия источников Силы и различной степени взаимодействия между Силой и шаманом у чирикауа апачей не существовало двух совершенно одинаковых лечебных церемоний, хотя все ритуалы подчинялись определенной схеме.

Магическая связка была очень важным элементом духовной защиты для воина Равнин

Приходя к шаману, апачи (чирикауа и западные) всегда приносили кусочек бирюзы и орлиное перо. Поиск подходящего шамана иногда занимал много времени. Человек рассказывал о своих симптомах, тот проводил лечебные церемонии, но не мог помочь. Тогда человек шел к следующему. Так он мог сменить много шаманов. Если больной не мог сам прийти к шаману, к нему с просьбой о помощи шли его родственники. У навахо больной или попавший в беду человек никогда сам не шел к шаману. Это обычно делал ближайший член семьи, который шел к шаману, предлагал ему плату и назначал время.

Ближайший родственник больного ассинибойна посылал шаману ружье или лошадь, чтобы тот взялся за лечение. Иногда дар был маленьким, и шаман, считая, что он не достоин его усилий, отклонял предложение, пока его услуги не оплачивались в полной мере. Эдвин Дениг сообщал, что порой после нескольких визитов вся собственность родственников больного переходит в руки шамана и его помощников, которые также получают небольшую плату за музыкальное сопровождение процедуры. При этом, однако, размер оплаты, требуемый шаманом, зависел от того, насколько богатой была семья больного. Только получив достаточные дары, шаман приходил в палатку больного. Иногда шаман мог просто бессовестно обобрать больного. Чирикауа апачи вспоминали один из таких случаев: «Шаманка завладела всем имуществом той несчастной женщины. Она долго лечила ее и постоянно просила что-нибудь в уплату. В итоге она заявила, что для лечения больной следует перебраться в ее лагерь. Один человек предупреждал ее, что если она отправится туда, то уже никогда не вернется. И он оказался прав».

Шаманы акомов были обязаны оказывать помощь любому человеку, обратившемуся к ним. Больной мог воспользоваться услугами одного шамана или целого шаманского общества. Если болезнь была очень серьезной, звали все шаманское общество. Шаман, приходивший к больному, приносил с собой орлиные перья, трещотку из бутылочной тыквы, амулеты и травы. Он пел, молился и курил, после чего осматривал пациента, чтобы определить место попадания колдовской «стрелы », которую он «изымал », высасывая ее, или «прогонял » орлиными перьями. И в том и в другом случае перья использовались, чтобы «отогнать болезнь ». При необходимости шаман приходил к больному днем и вечером в течение четырех суток. Если к концу этого срока состояние больного не улучшалось, призывали другого шамана или целое шаманское общество.

У навахов и сегодня проведение церемоний остается весьма дорогостоящим делом. Например, шаман получает от 25 долларов за короткий вариант Ночного Пути и более 1000 долларов за полную церемонию, проводимую в течение девяти ночей. Обычно часть оплаты включает в себя корзины, одежду, ювелирные украшения, одеяла и т. п. Кроме того, шамана кормят на протяжении всей церемонии, а для собравшихся гостей устраивают пиршество. Раньше основную часть вознаграждения выплачивали домашним скотом, но во второй половине XX века такая форма стала менее популярной. Вся стоимость проведения полной церемонии Ночного Пути, включая оплату услуг шамана и его помощников, огромна и может обойтись семье больного в сумму от 3000 до 10 000 долларов. Некоторым семьям требуется более двух лет, чтобы даже с помощью различных родственников собрать необходимую сумму для организации Ночного Пути. Зачастую после церемонии некоторым семьям требуется время, чтобы привести в порядок свои финансовые дела. Но уже в 1990-е годы получаемых за проведение Ночного Пути денег было недостаточно для нормальной жизни, и большинство шаманов помимо этого участвуют в других церемониях, а также работают. Несмотря на это, шаманы Ночного Пути пользуются большим уважением среди соплеменников.

Хотя большинство болезней лечилось церемониально, при помощи опытных шаманов, некоторые недуги считались настолько банальными, что люди могли сами позаботиться о себе, либо лечение проводил любой опытный человек, не обязательно шаман. К ним могли относиться обморожения, ожоги, ревматизм, зубная боль и некоторые другие. Человек порой заболевал из-за неумеренности в чем-либо, мог ослабить себя перенапряжением или получить травму в результате неосторожности, несчастного случая или чрезмерной отваги. В старости здоровье людей также ослабевает. Можно было заразиться туберкулезом или венерическими заболеваниями «по собственной глупости», как говорили индейцы. Например, в случаях лунатизма апачи на ночь привязывали лунатика к другому человеку, чтобы он не мог уйти, не разбудив его. Они рассказывали, что один воин по ночам брал копье и бегал по скалам, а другой постоянно забирался на деревья, и применение таких простых мер принесло требуемый результат. Иногда приходилось приглашать шамана и для решения проблем, при которых церемониальное лечение не требовалось, но было необходимо знание специальных навыков. Например, у кроу, если кто-то давился пищей или случайно проглатывал кость, обращались к шаману, который лечил больных, «высасывая» из их тел инородные предметы. Но и в вышеперечисленных случаях причиной всему могли быть недоброжелатели (колдуны) и злые Силы , и если болезнь не проходила или была тяжелой, приглашали шамана, который пел, молился и исполнял различные церемонии, используя при этом необходимые лекарственные средства. Заболевший шаман также зачастую пользовался услугами другого шамана.

Здоровье, по мнению индейцев, является естественным состоянием человека, свидетельствующим о гармонии между ним и сверхъ естественным миром. В случае нарушения этой гармонии в тело человека проникали Силы зла, а потому основные методы были направлены на их изгнание из тела больного. Сиу, например, применяли три метода лечения больных – использование священных камней, заклинаний и растений. Первый метод применяли вакан-хан , как называли шаманов высшего разряда, которые могли контролировать Силу священных камней, вызывать хорошую погоду и принимать активное участие в общеплеменных церемониях. Заклинателей, изгоняющих злых духов, называли вапийя – «те, кто восстанавливает ». Шаманов, лечивших лекарственными растениями, называли пежута-вичаку – «доверяющий корням растений ». Нередко шаман использовал в лечении сразу несколько методов, но каждый из них (шаманов) получал широкую известность именно благодаря какому-нибудь одному, который у него был основным. Несмотря на некоторое различие шаманских практик у разных племен, их можно поделить на три универсальных метода, которые применялись самостоятельно или в комбинации друг с другом.

Ритуал с бизоньим черепом, сиу

1. Молитвенные церемонии . Наиболее важными считались песнопения и молитвы, в которых шаман призывал сверхъестественные Силы изгнать зло, вызвавшее болезнь. Несмотря на различные методы, в большинстве из них использовались бубны, трещотки и свистки, звук которых отгонял злых духов, а также песни и заклинания. Кроме того, у каждого шамана существовали определенные методы раскрашивания себя и больного. Во время ритуального лечения использовались амулеты и содержимое священных связок. Неотъемлемой частью процедуры у равнинных племен было окуривание дымом священной «душистой травы » (полынью), курительная трубка и табак.

2. Магическое лечение или «Магические представления» . Также использовалось психологическое воздействие на пациента при помощи всевозможных фокусов и трюков. Шаман «высасывал» из тела больного различные предметы – иглы, кусочки шерсти и т. п., объясняя, что именно они причиняли несчастному боль. Был случай, когда один из шаманов черноногих «изъял» из тела пострадавшего живую белую мышь – первого такого зверька, увиденного дикими индейцами. Неизвестно, где он раздобыл удивительное животное, но его «колдовские возможности», несомненно, помогали пациенту убедиться в силе лекарских способностей шамана. Эдвин Дениг оставил любопытное сообщение: «Мы должны отметить, с риском столкнуться с недоверием, что в двух разных случаях и при наличии свидетелей мы обследовали абсолютно обнаженного шамана-лекаря – его рот, руки и все тело в поисках спрятанных червей, змей и т. п. Эти осмотры проводились без предварительного уведомления шамана-лекаря, которого индейцы никогда прежде так не осматривали, а потому он не был готов к тому, но все же одобрительно согласился, после чего продолжил свои процедуры, и в нашем присутствии, не оставляя при этом видимых следов на теле пациента, высасывал (из тела пациента ) и выплевывал огромных червей, сгустки крови, пучки волос, кожу и прочие вещи, слишком крупные для того, чтобы их можно было легко припрятать. Трюк был проделан прекрасно и так и остался непонятным для нас». Кроме того, анализ шаманских методов показывает, что помимо всевозможных фокусов многие из них обладали сильными гипнотическими способностями.

Танцор племени хупа

3. Лекарственные средства и процедуры . Кроме молитвенного лечения, шаманы обладали знаниями лекарственных трав, кореньев и средств животного происхождения. Поскольку причиной болезней были злые духи, которые входили в тело человека, их можно было изгнать с помощью настоев или отваров из лекарственных растений. Но даже в этом случае, по словам оджибвеев, не каждый человек, знавший лекарственные снадобья, мог лечить болезни. Для этого он должен был обладать Силой , которую необходимо питать и взращивать. Именно соединение лекарственных свойств растений и этого дара свыше давало необходимый результат. Шаман сиу Без Плоти рассказывал: «Шаманы узнают свои методы лечения больных от духов в видении. Духи говорят им, что и как применять. Их лекарственными средствами почти всегда являются растения или их корни… Лекарства изгоняют болезнь из тела с потом, рвотой, калом, мочой и дыханием. Проще всего и быстрее изгнать болезнь с потом. Следующим по эффективности является дыхание. Затем идет дефекация. С мочой тоже получается хорошо. А вот с рвотой изгнать болезнь очень тяжело, но некоторые болезни по другому из тела никак не выгонишь». Для этих целей шаманы чаще всего использовали бани-потельни, клизмы и т. д. Джон Хантер, попавший к индейцам в плен и проведший среди них около двадцати лет, писал, что индейцы восточной части Великих равнин применяли в качестве рвотного внутреннюю часть коры черной акации, дикую горечавку при желудочных расстройствах. Вместо употребления рвотных средств шаман оджибвеев мог воспользоваться мягкой полоской внутренней части древесной коры, которая вставлялась в горло, чтобы вызвать рвоту.

Для примера можно рассмотреть лечебную церемонию, в которой хорошо прослеживается комбинация всех трех методов. О ней рассказал индеец, которого в годы его молодости вылечил шаман сиу: «Когда он (шаман ) вошел в мою палатку, то сел спиной к огню. Через некоторое время он поднялся, подошел ко мне и сел около моей головы, осматривая меня. Затем он взял прядь моих волос надо лбом и связал ее жгутом травы, оставив остальные волосы распущенными, после чего положил меня лицом на восток, а сам начал приготовления. Шаман достал свисток, небольшой бубен и трещотку, которой он бил в бубен. Он также достал черную материю, которой завязал свои глаза. Припав на одно колено, лицом ко мне, и ударяя трещоткой в бубен, который держал в правой руке, он сказал: «Юноша, постарайся запомнить мои слова. Ты узреешь Силу , от которой я получил право лечить болезни, и эта Сила сегодня будет использована для тебя». Затем он пересказал видение, в котором он получил свою шаманскую Силу . Когда он поднимался, я заметил лошадиный хвост, привязанный к его ремню на боку. Стоя шаман протягивал свой бубен к сторонам света, ударяя в него со всей силы иногда громче, иногда тише. Деревянная плошка, которую он принес с собой, была поставлена у моей головы. Затем двинулся ко мне, продолжая бить в бубен. Когда он приблизился, его дыхание было столь мощным, что мне показалось, оно может сдуть меня. Сильно выдыхая, он ударил себя по обоим бокам. Он все еще пересказывал свое видение и пел, но когда он на мгновение замолчал, я услышал крик красного ястреба, а присутствовавшие люди говорили, что даже видели голову ястреба, высовывавшуюся изо рта шамана. Он склонился надо мной, и я ожидал, что он начнет высасывать яд (болезнь ) из моего тела, но вместо этого почувствовал прикосновение птичьего клюва к тому месту, где была боль. Клюв вошел так глубоко, что я ощутил птичьи перья на своем теле. На некоторое время шаман замер, а затем так резко выпрямился, что сам попал в неприятное положение. Стало ясно, что он проглотил яд (болезнь ). Поблизости стоял мальчик, державший в руках набитую табаком трубку. Шаман четырежды затянулся и выпустил дым. Ему следовало избавиться от яда. Эта часть церемонии прошла с великой энергией и боем бубна. Временами он бил ногой по земле, стараясь избавиться от яда… В итоге шамана вырвало ядом в деревянную плошку. Он сказал людям, что изъял из моего тела весь яд, что в теле ничего не осталось и я поправлюсь. Открыв свою шаманскую сумку, он достал какие-то травы и положил их в чашку с холодной водой. Размешав содержимое, он велел мне выпить его, и еще такую же дозу на следующий день, и тогда я поправлюсь менее чем за десять дней. Я сделал, как он сказал, и приблизительно через десять дней был совершенно здоров».

Черноногие

Религиозные и шаманские практики американских индейцев ассоциировались с магическими числами. Обычно священным числом было «четыре», означавшее стороны света, и иногда «шесть» – в этом случае к сторонам света добавлялись «верх» и «низ». Именно по этой причине количество лекарственных средств, предписываемых шаманом больному, или количество дней, в течение которых он должен был их принимать, зачастую равнялось одному из священных чисел. Джон Хэйвуд писал в 1823 году, что шаманы чероков почитают числа «четыре» и «семь», потому что, по их словам, после того, как на земле появились первые люди, им было указано свыше, что болезни тела следует лечить в течение четырех или семи ночей.

Когда шаманское лечение не помогало и больной умирал, тому, по мнению индейцев, могло быть несколько причин, в числе которых: ошибка шамана, слабость Силы его духов-покровителей, слишком позднее обращение к шаману, когда болезнетворных духов уже было невозможно изгнать из несчастного. Иногда, если больной умирал, шаман подвергался большой опасности и мог быть убит родственниками умершего. В этом случае шаман бежал и укрывался в других лагерях. По этой причине даже белые люди порой опасались давать больным индейцам лекарства. Один из них отмечал по этому поводу: «Давать им (индейцам ) лекарства очень рискованно, поскольку, если больной умрет, белые люди будут обвинены в его отравлении, а если поправится – индейский доктор (шаман ) получит и плату, и почет».

После поселения в резервации американские власти запретили все шаманские методы лечения, но позволяли некоторым старикам использовать лекарственные растения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

5.2. Буддийские праздники и церемонии Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

VII ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ТОРЖЕСТВА

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Обычно в состав участников свадебной церемонии помимо свидетелей включают от двух до шести подружек невесты и шаферов. Даже если бывает трудно кому-то отказать, двух свидетельниц приглашать не принято. В том случае, когда невесте

Из книги Главные спортивные события – 2012 автора Яременко Николай Николаевич

ПЛАНИРОВАНИЕ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Когда, где и на сколько приглашенных?Как только жених и невеста приблизительно определят время свадьбы, им следует выяснить, в какой именно день будет свободен их священник, а также помещение для проведения церемонии в церкви или

Из книги Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада автора Стукалин Юрий Викторович

РЕПЕТИЦИЯ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ В репетиции свадебной церемонии участвуют жених и невеста, их спутники и родители невесты. Поскольку родители жениха в самой церемонии активного участия не принимают, то и на репетиции им присутствовать ни к чему. Если же они, тем не менее,

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

41. СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРИЕМЫ За час-два до начала церемонии невеста и подружки невесты начинают облачаться в свадебные наряды. Все подружки невесты одеваются в одной комнате обычно это происходит либо в доме невесты, либо в специально отведенном помещении церкви. В

Из книги автора

НАЧАЛО ЦЕРЕМОНИИ Звуки музыки, выбранной для шествия процессии, являются тем знаком, по которому священник в сопровождении жениха и его свидетеля выходит к алтарю. Он поднимается по ступеням и поворачивается лицом к собравшимся. Жених останавливается у ступеней, ведущих

Из книги автора

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЦЕРЕМОНИИ Когда церемония завершена, священник поздравляет молодоженов. Звучит органная музыка, сопровождающая шествие свадебной процессии к выходу из церкви. Невеста берет свой букет у свидетельницы, которая поднимает ее фату, если до этого момента

Из книги автора

СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Мы достаточно подробно рассмотрели обряд бракосочетания у представителей трех наиболее распространенных в Соединенных Штатах вероисповеданий протестантского, иудаистского и католического. Однако иногда

Из книги автора

Из книги автора

Церемонии открытия и закрытия Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр – самое рейтинговое телевизионное событие в мире. Наверное, даже финальный матч чемпионата мира по футболу собирает у экрана меньше зрителей. Ожидается, что 27 июля у телеэкранов во всем мире

Из книги автора

Глава 1 Шаманы, их Сила и церемонии Шаманы и различия между ними «У них в каждом лагере есть по несколько докторов – мужчин и женщин, называемых ими предсказателями, – писал Эдвин Дениг в 1854 году, – каждый из которых занимается как лечением, так и магией. Обычно это старые

Окончание интервью с известной сибирской шаманкой Аллой Громовой. Начало читайте .

— Самая распространённая болезнь современного мира – депрессия. От нее страдают миллионы людей по всему миру, и число их постоянно растет. Скажите, Алла, способен ли шаманизм справиться с этим недугом?

— Думаю, что только шаманизм и может помочь. Специалисты так и не нашли окончательного решения этой проблемы. Антидепрессанты – вот всё, что они могут предложить.

Основная же причина любой депрессии – это потеря связи с собственной душой. И чтобы её восстановить, шаману нужно отправиться в Мир духов, найти «потерянную душу» и вернуть владельцу. Этот сеанс, совершаемый на местах Силы , на тренингах, приносит сильное облегчение, человек успокаивается и снова обретает вкус к жизни. Да и есть чему радоваться — участие в тренинге и совершение сеанса чудесным образом меняем жизнь человека, налаживаются отношения, поправляется здоровье.

— Знаю, что вы помогли одному известному человеку, избавив его от долга в 22 млн. рублей. Неужели шаман может решить даже такие серьезные проблемы?

— Духи могут помочь во всём, если вселить «правильного» духа в так называемые предметы Силы. После того, как дух с помощью шамана обретает новое пристанище, он начинает оберегать, помогать и притягивать успех к обладателю предмета Силы. Я рекомендую каждому иметь личный предмет Силы, чтобы не оставаться беззащитным и всегда иметь помощника в тонком плане.
Например, дух богатства в шаманизме называется Дзаян Дзаячи. Если просто произнести его имя вслух — уже можно привлечь денежную удачу. А особый шаманский сеанс, призывающий Дзаян Дзаячи на помощь, может сделать человека очень богатым.

— Откуда же у шаманов такое могущество?

— Это могущество не шамана, а духов. Именно они наделяют своей силой шамана, который является посредником между ними и живыми людьми. Всё происходит сначала в Мире духов, где они помогают шаману менять существующую реальность.
Мы путешествуем в мире Духов на шаманском бубне, который заменяет там коня. В пути нам помогают духи, живущие в предметах Силы. А шаманская карта рассказывает, как устроен Мир духов и помогает не заблудиться. Об остальном я рассказать не могу.

— Вы проводите много занятий и мастер-классов, как в нашей стране, так и по всему миру. Я слышала, что практически все вырученные от этого средства идут на благотворительность. Это правда?

— Да. Шаман живёт не ради себя и своих прихотей, иначе духи отвернутся от него. Быть настоящим шаманом – значит жить, помогая людям. Наши способности — это большая ответственность перед богами, и мы должны их использовать только во благо.
Я имею все необходимое для жизни, и не стремлюсь к большему. Наш мир и без того несправедливо устроен: в то время как сотни тысяч людей гибнут от голода, другие сотни тысяч страдают от ожирения, вызванного перееданием. Я же стараюсь , кто нуждается в помощи: в том числе, беженцам, неимущим старикам, больным детям…

— Год назад вы провели , связанную с озеленением озера Байкал после сильных лесных пожаров. Почему вы решили это сделать?

— Наша природа – это наш Храм, и мы обязаны её беречь. Я всегда приветствовала и буду приветствовать подобные экологические акции.
Берегите то, что нас окружает — реки, озера, леса, парки, луга. Духи обязательно заметят вашу доброту и помогут в ваших начинаниях.
Дарите добро всем и каждому. Не откладывайте это на потом, не ожидайте подходящего момента. Может быть, именно ваша помощь спасёт чью-то жизнь, убережёт от беды. И не забывайте, что – для этого я и провожу тренинги, сеансы, туры на местах Силы, снимаю

(1)

Как шаманское исцеление может помочь вашему здоровью?

Люди обычно приходят к шаману с длинным списком проблем, над которыми они хотят работать, включая серьезные проблемы со здоровьем, эмоциональные и физические травмы. Некоторые медики направляют пациентов к шаману, чтобы помочь им лучше восстановить здоровье или высвободить .

Что настолько эффективно в исцелении шамана?

Шаман работает на том уровне, от которого мы обычно отдаляемся в нашей современной деловой жизни. Это помогает воссоединить энергетику человека. Шаман создает состояние релаксации и радикального присутствия, в котором целительные энергии могут быть приведены ко всему вашему существу, в обход самых обычных сопротивлений, способствуя , в которое вы, возможно, перестали верить.

Какую пользу вы можете ожидать от сеанса исцеления?

В конце сеанса вы получите бесценные сведения о различных исправлениях вашей ситуации. Вы почувствуете мир и надежду, в своем уме и теле. В большинстве случаев вы также почувствуете немедленные духовные, психические и физические сдвиги. Эффекты исцеления будут продолжаться в течении 1-2 месяцев.

Предлагается ли какое-либо последующее лечение?

Любому человеку достаточно 3 недели сеансов исцеления. Этого более чем достаточно, чтобы вытолкнуть из любого оврага. Эффект исцеления будет продолжаться ещё долгое время и организм будет набирать свою силу.

Как часто я должен посещать шаманское исцеление?

Большинство людей, считают полезным возвращаться к , один раз в год.

Связан ли шаманизм с какой-то религиозной практикой?

Шаманизм — это не религия и он не противоречит каким-либо религиям. Верования людей всегда полностью соблюдаются. Хотя шаманское исцеление работает на духовном уровне, для людей не требуется никакой веры, нет необходимости понимать всё, просто быть открытым к исцелению.

Этика шамана всегда уважает вашу свободную волю. Шаманское исцеление часто может измененить жизнь, но это право полностью принадлежит вам. Ничего не может произойти без вашего ведома. Многие люди приходят за сменой образа жизни и всегда уходят с тем, зачем пришли.