Последствия распада руси. Распад Древнерусского государства: причины и последствия

Исторический путь от образования до распада Древнерусское государство восточных славян прошло за три века. Объединение разрозненных славянских племен князем Рюриком в 862 году дало мощный толчок для развития страны, которая достигла своего расцвета к середине XI века. Но уже через сто лет вместо могущественного государства образовались десятки самостоятельных, некрупных княжеств. Период XII - XVI веков породил определение «Удельная Русь».

Начало распада единого государства

Расцвет русского государства пришелся на период власти Великого князя Ярослава Мудрого. Он, как и его предшественники рода Рюриковичей, сделал многое для укрепления внешних связей, увеличения границ и государственной мощи.

Киевская Русь активно вела торговые дела, развивала ремесленное и сельскохозяйственное производства. Историк Н. М. Карамзин писал: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, эта дата считается началом распада Древнерусского государства .

Любеческий съезд князей. Попытка остановить распад

С этого момента разгорелись усобицы за власть между наследниками княжеского престола. В спор вступили три его сына, но от них не отставали и младшие Ярославичи, внуки князя. Это происходило в то время, когда на Русь из степей впервые совершили набег половцы. Князья, враждующие друг с другом, стремились добиться власти и богатства любой ценой. Некоторые из них в расчете получить богатые уделы вступали в соглашение с врагами и приводили их орды на Русь.

Гибельность распри для страны видели некоторые князья, одним из которых был внук Ярослава Владимир Мономах. Он в 1097 году убедил князей-родственников встретиться в городе Любече, что на Днепре, и договориться о правлении страной. Им удалось поделить между собой земли. Поцеловав крест в верности соглашению, они постановили: «Да будет земля русская общим отечеством, а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем». Но договора хватило ненадолго: один из братьев ослепил другого, и в семье вспыхнули злоба и недоверие с новой силой. Съезд князей в Любече на самом деле открыл широкую дорогу распаду Древнерусского государства , придав ему законную силу соглашения.

Призванный народом в 1113 году на княжеский престол в городе Киеве, Владимир Мономах остановил разъединение государства, но только на время. Он многое успел сделать для укрепления страны, но княжил он недолго. Его сын Мстислав пытался продолжить дело отца, но после его кончины в 1132 году закончился и временный период единения Руси.

Дальнейшее дробление государства

Больше ничто не сдерживало распада Древнерусского государства, на века уходившего в эпоху политической разобщенности. Ученые называют ее периодом удельной, или феодальной, раздробленности.

Дробление, как считают историки, являлось закономерным этапом в развитии российского государства. В Европе этого не смогла избежать в период раннего феодализма ни одна страна. Власть князя в то время была слаба, функции государства незначительны, и желание богатеющих землевладельцев укрепить свою удельную власть, выйти из повиновения централизованному правлению было понятным.

События, сопровождающие распад Древнерусского государства

Русские разрозненные земли, мало связанные между собой, вели натуральное хозяйство, достаточное для собственного потребления, но не способное обеспечить единство государства. По времени совпало и снижение мирового влияния Византийской империи, которая слабела и вскоре перестала быть крупным центром. Таким образом, утратил свое значение и торговый путь «из варяг в греки», который позволял Киеву долгие века осуществлять международные связи.

Киевская Русь объединяла несколько десятков племен со сложными отношениями внутри рода. Кроме этого, набеги кочевников также усложняли их жизнь. Спасаясь, люди уходили из обжитых мест в малонаселенные земли, устраивали там свое жилище. Так заселялась далекая северо-восточная часть Руси, что вело к увеличению территории государства и утрате влияния на них киевского князя.

Принцип наследования власти, принцип майората, существовавший во многих европейских государствах, предусматривал, что все земли отца-феодала наследовал его старший сын. Земельные владения русского князя делились между всеми наследниками, что дробило земли и власть.

Появление частного феодального землевладения также способствовало порождению феодальной раздробленности и распаду Древнерусского государства на самостоятельные земли . Дружинники, часто получавшие от князя плату за службу в виде земельных наделов или попросту отбиравшие их у более слабого, начали обживаться на земле. Появляются крупные феодальные вотчины - боярские села, растет могущество и влияние их владельцев. Наличие большого числа таких владений становится несовместимым с государством, имеющим большую территорию и слабый управленческий аппарат.

Причины распада Древнерусского государства кратко

Историки называют дробление Руси на мелкие удельные княжества процессом, естественным в тех условиях.

Они перечисляют множество объективных причин, поспособствовавших ему:

    Наличие разобщенности между славянскими племенами и превосходство натурального хозяйства, достаточного для проживания общины.

    Появление новых, богатых и влиятельных феодалов, увеличение княжеско-боярского землевладения, не желающего делить власть и доходы с Киевом.

    Усиливающаяся борьба между многочисленными наследниками за власть и земли.

    Миграция племенных общин в новые отдаленные земли из-за грабежей кочевников, удаление от Киева, потеря связи с ним.

    Утрата Византией мирового господства, снижение товарооборота торгового пути к ней, ослабление международных связей Киева.

    Появление новых городов как центров удельных княжеств, рост их значения на фоне ослабления власти Киева.

Последствия распада Руси

Последствия распада Древнерусского государства носят как положительный, так и отрицательный характер. К позитивным последствиям можно отнести:

    появление и расцвет городов в многочисленных княжествах;

    поиски торговых путей взамен византийского, потерявшего былое значение;

    сохранение единой духовности, вероисповедания, а также культурных традиций русским народом.

не разрушил саму народность. Ученые отмечают, что духовная и культурная жизнь отдельных княжеств сохранила общие черты и единство стиля, хотя они и отличались многообразием. Строились города - центры новых уделов. Развивались новые торговые пути.

Отрицательными последствиями этого события являются:

    непрекращающиеся княжеские войны между собой;

    деление земель на мелкие наделы в пользу всех наследников;

    снижение способности защищаться, отсутствие единства в стране.

Значительные негативные последствия сказались самым серьезным образом на жизни Древнерусского государства периода распада . Но ученые не считают его отступлением назад в развитии Руси.

Некоторые удельные центры

В этот исторический период власть Киева и его значение как первого города государства, постепенно снижаясь, сходит на нет. Теперь он всего лишь один из крупных русских городов. Одновременно вырастает значимость других земель и их центров.

Владимиро-Суздальская земля играла важную роль в политической жизни Руси, князьями здесь были потомки Владимира Мономаха. Андрей Боголюбский, выбравший для постоянного проживания город Владимир, не оставил его даже для правления Киевом и Новгородом, которые временно подчинил себе в 1169 году. Объявив себя Великим князем всея Руси, он сделал Владимир на некоторое время столицей государства.

Новгородская земля первая вышла из-под власти Великого князя. Структура управления уделом, сложившаяся там, называется историками феодальной республикой. Сами местные жители называли свое государство «Господин Великий Новгород». Высшую власть здесь представляло народное собрание - вече, которое смещало неугодных князей, приглашая на правление других.

Монгольское нашествие

Кочевые монгольские племена, объединенные в начале XII века Чингисханом, вторглись на территорию Руси. Распад Древнерусского государства ослабил его, сделав желанной добычей для захватчиков.

Русские бились отчаянно, но каждый из князей считал себя главнокомандующим, действия их были не согласованы, чаще всего они вставали на защиту только своих земель.

На многие века на Руси установилось монголо-татарское владычество.

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, при его правлении начинают разгораться княжеские распри, пик которых приходится на 1015-1024 гг., когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. В. О. Ключевский определял начало «удельного периода», т. е. период самостоятельности русских княжеств, с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми. Началом периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать 1132 г., когда князья перестали считаться с великим князем Киевским как с главой Руси.

Политическая раздробленность — новая форма организации русской государственности.

Причины феодальной раздробленности

1) Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей.

2) Совершенствование техники земледелия и орудий труда, что способствовало развитию хозяйства отдельных княжеств и городов.

3) Рост и усиление городов как новых политических, экономических и культурных центров. На города опирались местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Часто вече использовалось как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждая его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

4) Необходимость сильной княжеской власти на местах для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма. Местные бояре поэтому вынуждены были приглашать в свои земли князя с дружиной, князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, устойчивую ренту‑налог. В то же время князь стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

5) Рост боярских вотчин и числа зависимых смердов в них. В XII — начале XIII в. многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вели к усилению стремления первых к политической самостоятельности.

6) Ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом. Это позволяло направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.

7) Ослабление торгового пути «из варяг в греки», перемещение торговых путей из Европы на Восток. Все это привело к потере Киевом исторической роли, упадку власти великого киевского князя, земельная вотчина которого в XII веке значительно уменьшилась.

8) Отсутствие единого правила княжеского престолонаследия. Выделяются следующие способы: наследственное правопреемство (по завещанию и лествичное право); узурпация, или силовой захват власти; переход власти к наиболее влиятельному лицу и избрание.

Раздробленность — закономерный этап развития Древней Руси. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи, хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, внешнее вторжение. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Существование единой религии и церковной организации, единого языка, единых законов «Русской Правды» служило сплачивающим началом всех восточнославянских земель.

Образование новых государственных центров

Княжества и земли Руси удельного периода были вполне сложившимися государствами, сопоставимыми по территории с европейскими. Наиболее важное значение на рубеже XII-XIII вв. приобретают Владимиро‑Суздальское и Галицко‑Волынское княжества, а также Новгородская земля, ставшие политическими центрами, соответственно, Северо‑Восточной, Юго‑Западной и Северо‑Западной Руси. В каждом из них складывается своеобразный политический строй: княжеская монархия во Владимиро‑Суздальской земле, княжеско‑боярская монархия в Галицко‑Волынской и боярская (аристократическая) республика в Новгородской.

Владимиро(Ростово) — Суздальская земля

Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества: удаленность от степных кочевников на юге; ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера; обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития; значительная эмиграция с юга (приток населения); развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.); весьма энергичные и честолюбивые князья, возглавлявшие княжество.

Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, — в качестве его слуг. Вассально‑дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско‑подданническими. В результате в Северо‑Восточной Руси сложилась вотчинная система власти.

Со становлением и развитием Владимиро‑Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев. Он захватил Киев и стал великим князем киевским, активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1125 г. перенес столицу из Ростова в Суздаль, вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества, боролся за киевский престол и занимал его с 1149 по 1151 г. и с 1155 по 1157 г.; он считается основателем Москвы (1147).

Сын и преемник Юрия — Андрей Боголюбский (1157-1174) развивал идею богоизбранности Владимиро‑Суздальского княжества, стремился к церковной независимости от Киева, боролся за подчинение Новгорода, воевал с волжскими булгарами. Во Владимире‑на‑Клязьме были сооружены неприступные белокаменные ворота, возведен Успенский собор. Политика Андрея Боголюбского, его желание править единолично вошли в противоречие с вечевыми и боярскими традициями, и в 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр.

Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея — Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), прозванный так за свое большое семейство. При нем Владимиро‑Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород; успешно воевал с Волжской Булгарией и половцами; при нем утвердился титул великого князя Владимирского. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Экономический подъем Владимиро‑Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо‑Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.

Галицко‑Волынское княжество

Особенности и условия развития: плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности; значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны; удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю; относительная безопасность от нападения кочевников; наличие влиятельного местного боярства, ведшего борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.

Галицкое княжество значительно усилилось в правление Ярослава Осмомысла (1153-1187). Его преемнику (волынскому князю Роману Мстиславовичу ) в 1199 г. удалось объединить Волынское и Галицкое княжества. После гибели в 1205 г. Романа Мстиславовича в княжестве вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков. Сын Романа, Даниил Галицкий (1221-1264), сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго‑западную и Киевскую земли. Однако в том же году Галицко‑Волынское княжество было разорено монголо‑татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская земля

В конце XI — начале XII в. здесь сложилось своеобразное политическое образование — феодальная аристократическая (боярская) республика. Сами новгородцы именовали свое государство «Господин Великий Новгород».

Особенности развития Новгородской земли: ведущие отрасли хозяйства — торговля и ремесло; слабое развитие земледелия вследствие малого плодородия земли и суровых климатических условий; широкое развитие промыслов (солеварение, рыболовство, охота, производство железа, бортничество); исключительно выгодное географическое положение (на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией); не подвергалась сильному монголо‑татарскому разграблению, хотя и платила дань.

Новгородская республика была близка к европейскому типу развития (аналогично городам‑республикам Ганзейского союза) и городам‑республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать Великий путь и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть, Новгород стал боярской республикой. Фактически власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству. Все высшие исполнительные органы — посадники (главы правительства), тысяцкие (главы городского ополчения и судьи по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешнюю политику Великого Новгорода) и др. — пополнялись из боярской знати. Высшие должностные лица были выборными. Во второй половине XII в. новгородцы стали избирать себе духовного пастыря — владыку (архиепископа новгородского).

Князь не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций. Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием (за 200 с небольшим лет побывало 58 князей).

Высшим органом власти являлось народное собрание — вече, обладавшее широкими полномочиями: рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики; приглашение князя и заключение с ним договора; избрание важной для Новгорода торговой политики, а также посадника, судьи по торговым делам и др. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода — к XV в. они фактически узурпировали права народного вече.

Киевское княжество

Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением важности пути «из варяг в греки». Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко‑волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир‑на‑Клязьме, утверждая тем самым новое соотношение сил на Руси.

Последствия политической раздробленности

Позитивные: расцвет городов в удельных землях, складывание новых торговых путей, развитие хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель.

Негативные: дробление княжеств между наследниками; постоянные княжеские усобицы, которые истощали силы русских земель; ослабление обороноспособности страны перед лицом внешней опасности. К 1132 г. существовало около 15 обособившихся территорий, в начале XIII в. самостоятельных княжеств и уделов было уже 50, а в конце XIII в. — 250.

Процесс наступления феодальной раздробленности дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой позиции можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории в рамках развития экономики и культуры. Кроме того, данный период явился важной предпосылкой для становления единого и целостного государства.

|
распад древнерусского государства
Новгородская республика (1136-1478)

Владимирское княжество (1157-1389)

Княжество Литовское и Русское (1236-1795)

Московское княжество (1263-1547)

Русское царство (1547-1721) Российская республика (1917) РСФСР (1917-1922) СССР (1922-1991) Российская Федерация (с 1991) Наименования | Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия»
История Украины
Доисторический период

Трипольская культура

Ямная культура

Киммерийцы

Зарубинецкая культура

Черняховская культура

Восточные славяне, Древнерусское государство (IX-XIII века)

Киевское княжество

Галицко-Волынское княжество

Монгольское нашествие на Русь

Великое княжество Литовское

Казацкая эпоха

Запорожская Сечь

Речь Посполитая

Восстание Хмельницкого

Гетманщина

Переяславская рада

Правобережье

Левобережье

Российская империя (1721-1917)

Малая Русь

Слобожанщина

Новороссия

Политические организации

Габсбургская монархия

Восточная Галиция

Буковина

Карпатская Русь

Политические организации

Украинская Народная Республика

Революция и Гражданская война

Украинская революция

Украинская держава

Советские республики

Махновщина

УССР (1919-1922)
СССР (1922-1991)

Голодомор

Авария на Чернобыльской АЭС

Украина (с 1991)

Независимость

Ядерное разоружение

Принятие конституции

Оранжевая революция

Политический кризис на Украине (2013-2014)

Наименования | Правители Портал «Украина»

Процесс политического дробления Древнерусского государства (Киевской Руси), которое в середине XII века разделилось на независимые княжества. Формально оно просуществовало вплоть до монголо-татарского нашествия (1237-1240), и Киев продолжал считаться главным городом Руси.

Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или (с подачи советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель и они утратили династическое единство, впервые оказавшись в составе разных государств.

Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

  • 1 Причины распада
    • 1.1 Назревание кризиса
  • 2 Упадок Киева
  • 3 Факторы единства
  • 4 Последствия распада
  • 5 Тенденции к объединению
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Причины распада

Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. современной историографии господствует мнение, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования государства.

Назревание кризиса

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира - Изяслава.

Киевская Русь в XI - нач. XII веках

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу - Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду - Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю - Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093-1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132-1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава - Всеволода в обход младших Мономашичей - ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».

Киевская Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия

К середине XII века Древнерусское государство фактически разделилось на 13 (по др. оценкам от 15 до 18) княжеств (по летописной терминологии «земель»). Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха - Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.

Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века - XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.

Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева - так называемая «Русская земля» в узком смысле слова - продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181-1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).

После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями, победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.

Упадок Киева

Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).

В 1169 году в результате похода коалиции 11 князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника. Андрей был признан старейшим и носил титул великого князя, но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза становившегося киевским князем.

Летом 1212 года Киев был занят войсками коалиции Мономаховичей, после чего борьба вокруг него утихла на два десятилетия. Основными руководителями похода выступили Мстислав Романович Старый Смоленский, Мстислав Мстиславич Удатный Новгородский и Ингварь Ярославич Луцкий.

Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в западные и северные области. Во 2-й пол. XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками, а позже - ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны. 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут - резиденцию митрополита. 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. 1362 году город был окончательно присоединён к Литве.

Факторы единства

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства Русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего . Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части - «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью.. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси» . Что касается титула «великий князь» , то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Однако в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
  • Княжеский род . До завоевания южнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
  • Церковь . Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой митрополии (в 1303-1347, с перерывами и др.). 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 - в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке.
  • Единая историческая память . Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности . Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими (в ед. числе русин), а свой язык русским. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)

Последствия распада

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. 1237 - 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Тенденции к объединению

В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV - XV веков консолидировались вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.

См. также

  • Объединение Руси
  • Феодальная раздробленность

Примечания

  1. Назаренко А. В. Древняя Русь // ПЭ. Т. 16. - С. 248.
  2. 1 2 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.
  3. Котляр Н. Ф. Мстислав Тмутороканский и Ярослав Мудрый // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. - М.: «Восточная литература» РАН, 2000. С.134-142.
  4. Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели - реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. - М.,2009.
  5. Повесть временных лет, статья 6605.
  6. Новгородская первая летопись, статья 6642.
  7. Кучкин В. А. Формирование и развитие государственно территории восточных славян в IX-XIII веках // Отечественная история. - 2003. - № 3.
  8. Горский А. А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. - С.6-7.
  9. Там же.
  10. Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в. // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. - М.: «Восточная литература» РАН, 2000. - С.169-188.
  11. Горский А. А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. - С.13-23.
  12. Пятнов А. П. Киев и Киевская земля в 1167-1173 гг.
  13. Назван один раз в статье 6683. Постоянное употребление эпитета «великий» применительно к владимирским князьям начинается с Всеволода Большое гнездо.
  14. Пятнов А. П. БОРЬБА ЗА КИЕВСКИЙ СТОЛ 1210-х ГОДАХ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 1(7). С. 83-89.
  15. 40-х гг. XIII в. в Киеве сидел боярин Ярослава Всеволодовича - Дмитр Ейкович. (Ипатьевская летопись). Последнее упоминание Киева в качестве центра «Русской земли» и символа старшинства в княжеском роде относится к 1249 году, когда после смерти Ярослава стол был передан его сыну - Александру Невскому. Согласно поздней Густынской летописи Киевом владел и преемник Александра Ярослав Ярославич Тверской
  16. Горский А. А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. - С.29-30.
  17. Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.
  18. См. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.411-419. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. - С.6.
  19. Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.105-107.
  20. Горский А. А. Князь «всея Руси» до XIV века // Восточная Европа в древности и средневековье: политические институты и верховная власть. М., 2007. - С.57.
  21. Несмотря на смену резиденции, митрополиты продолжали именоваться «киевскими» и посещали все части Руси. То, что они обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православной церковью. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (1416, (окончательно с 1459). Положение ещё более осложнилось после Флорентийской унии (1439), которую в Литве приняли, а в Москве отвергли. С 1448 года московская митрополия стала автокефальной, а киевская продолжала оставаться в ведении Константинополя.
  22. Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья - раннего нового времени.

распад древнерусского государства

Распад Древнерусского государства Информацию О

Древнерусское государство Киевской Руси существовало в районе IX-XII в. нашей эры. Основные причины распада Киевской Руси, как и у всех средневековых держав, были исторически закономерными.

1. Государственная власть Киевской Руси.
В древнем государстве Киевской Руси существовало два противоборствующего полюса государственной власти – это вече и князь . Вече, как коллективный метод правления, а Князь – авторитарный.

В функции вече входили вопросы войны, мира, согласования военных сражений, но главным решением был выбор князя. Изгнание неугодных князей было не таким уж редким явлением.

Власть вече на тот период считалась очень весомой, хотя не имела ни постоянного состава, ни места созыва. Подсчета голосов в то время тоже не было. В состав вече входили бояре, купцы, духовенство, ремесленники. Например, Нижегородское вече насчитывало до 500 человек, членов собрания. Но решающим значением имело слово бояр и купцов.

В функции древнерусского князя входили защита Руси от нападений, суд и сборы налогов. При князе была Боярская дума, состоящая из дружинников, которая участвовала в заседаниях городских старейшин.

В период с конца X и к началу XI века княжеское правление приобретает другую форму. В этот период русским государством управлял род Рюриковичей. В Киеве правил глава семьи – отец Владимир, а городами и областями управляли его сыновья, считавшиеся наместниками князя.

После кончины отца, по правилам родового наследования княжеский престол должен перейти к брату по старшинству, а далее если погаснет последний из братьев, то старшему племяннику. Этот порядок наследования назывался очередным или лествичным. В сознании Рюрика такой порядок наследования должен был сохранить единство родства, а значит, и единство Киевского государства.
Первое время этот порядок выполнялся, и на Руси установилась относительная стабилизация.
Но с разрастанием генеалогического древа проблемы наследования усложнялись, создавая предпосылки для конфликтов между членами рода.

Междоусобицы между князьями.

Первый конфликт случился между сыновьями князя Владимира, в частности, Святополком – одна сторона, и Борисом с Глебом – вторая сторона, который имел историческое значение. Святополк нарушил единство рода – высшую ценность, убив братьев, чтобы встать на престол. В народе он был прозван «окаянный». Другой его брат Ярослав, возглавлявший город Новгород, пришел в Киев со своей дружиной и выгнал его с престола.

Установленный Ярославом порядок наследования престола сохранялся на протяжении 19 лет.

После Ярослава государством русским правил его старший сын Изяслав, другой его сын Святослав управлял Черниговом, Всеволод – Переяславлем. Более младшие сыновья были наместниками в дальних городах русского государства.

Вскоре до братьев Святослава и Всеволода доходят слухи, что Изяслав хочет быть самовластцем, как их отец. Встревоженные таким развитием событий они, посылают в Киев свои дружины и изгоняют Изяслава с престола. В результате кровавых битв Великокняжеский престол возглавляет Святослав, а Всеволод возглавил второй по значимости город Чернигов.
В 1076 году после кончины великого князя Святослава, Всеволод добровольно отдает престол изгнанному Изяславу, дабы избежать повторного кровопролития. Изяслав и Всеволод разделили между собой владения государства русского, обделив при этом сыновей покойного Святослава.

Это было началом очередной затяжной смуты на Руси. Между отдельными ветвями рода Ярославичей началась битва за великокняжеское правление, которое наделяло правом распределения земель.

Княжеские междоусобные войны ослабляли Русь перед внешними врагами, которым на руку были эти распри.

Осознав слабость государства, русские князья пришли к выводу прекратить междоусобицы и сплотиться в борьбе с половцами.
С этой целью в 1097 году в город Любече прибыли князья с разных волостей, где решили прекратить братоубийственные войны и провозгласили новый порядок отношений между собой, гласивший: «Путь каждый да держит вотчину свою». Это обозначало отказ князей от лествичной формы наследования престола, что привело к формированию региональных династий. Родовая неделимость русской земли постепенно разрушалась.

Историки считают, что принятие нового порядка наследования престола в Любече, стало причиной начала распада Киевской Руси на отдельные княжества.

Экономическое усиление отдельных княжеств.

Итогом Любеческого съезда стало формирование отдельных самостоятельных княжеств с независимой политикой. К середине XII века их насчитывалось около 13, а уже в начале XIII столетия их количество достигало 50. Князья старались не только закрепить за собой территории, но и увеличить их протяженность.

С развитием земледелия разрабатывались все новые и новые пахотные поля, земля приобретала ценность. Развивалось ремесло, и расцветала торговля. В этот период каждое княжество отличалось своей самобытностью и культурой. Население увеличивалось, росли и богатели города и вотчины, строились храмы и укреплялись города.

Экономическая и военная мощь отдельных княжеств была настолько велика, что порой превосходила Киев.

Самые крупные княжества того периода:
 Новгородское, центр в Новгороде;
 Владимиро-Суздальское, центр во Владимире;
 Киевское, центр в Киеве;
 Черниговское и Северское, центр в Чернигове;
 Галицко-Волынское, центр Галич;
 Ростовское, центр в Ростове.

Экономически сильные княжества уже не нуждались в защите центральной власти как прежде. У них были свои бояре, купечество, духовенство, храмы, монастыри, хорошие ремесленники и своя дружина, которые поддерживали стремление к самостоятельности своих князей.

К тому же в это время Киевскую Русь возглавлял Святополк II, проявивший себя слабым правителем. Некоторые князья не почитали его за Великого князя.

Экономическая и политическая независимость отдельных княжеств, стала еще одной причиной распада Киевской Руси.

Большая территориальная протяженность древнерусского государства и различие природных и хозяйственных условий.

Еще одной из причин распада русского государства сыграл и фактор огромного территориального пространства. Территории расположения княжеств различались между собой индивидуальными природными и климатическими особенностями, а в связи с этим имели место различия в ведении сельского и промыслового хозяйства, развитии ремесленного и промышленного производства. Эти различия обуславливали разную степень экономического состояния княжеств.

Местные условия территорий сказывались на политическом устройстве княжеств.

Например, Великий Новгород являлся членом торгового союза балтийских городов. Городские купцы имели весомое значение в органе самоуправления этого союза.

Галицко-Волынское княжество находилось в поле недосягаемости киевских врагов – половцев, в то же время на своих границах сдерживали постоянные нападки со стороны поляков, мадьяр и литовцев. Разбогатевшие на производстве соли бояре имели большой политический вес в решении государственных вопросов и первые изъявили желание отделиться от Киева.

А Владимиро-Суздальское княжество от Волынского располагалось на расстояние не одной тысячи километров. Это были совершенно разные миры.

Многонациональность древнерусского государства.

Состав населения Древней Руси включал в себя более 20 национальностей и народностей. Ни одно европейское государство не имело в своем составе столько разных народов. Языковой барьер не самым лучшим образом сказывался на экономических и политических связях между отдельными княжествами и Киевом.

В конце XII столетия Киевская Русь превратилась в федерацию своеобразных государственных образований с бурлящей общественной жизнью. Теоретически во главе государства стоял киевский князь, но фактически новая Русь уже не нуждалась в нем, как в централизованной государственной власти.

Все эти причины в совокупности послужили толчком к началу процесса распада Киевской Руси. Этот процесс был больше прогрессивным и не являлся русской особенностью, а наоборот, стал ступенью будущего экономического и политического развития государства на новой основе.

Первым крупным государственным объединением на Руси стала Киевская Русь, сложившаяся из 15 племенных союзов. После сметри Киевского князя Мстислава Великого единое государство распалось. Явления будущей раздробленности появлялись еще в правление Ярославичей, нарастали княжеские междуусобицы, особенно всвязи с несовершенством системы «лествичного восхождения» на киевский престол.

В 1097 году прошел съезд князей в Любече. По предложению В.Мономаха была установлена новая политическая система. Было решено создать федерацию отдельных княжеских владений: «каждый да держит отчину свою». Русская земля не считалась больше единым владением всего княжеского дома, а стала наследственным уделом Рюриковичей. Так юридически оформилось деление Руси на отдельные княжества, и хотя впоследствие В.Мономах и его сын Мстислав сумели восстановить единство государства, Русь всё-же распалась на 14 княжеств и Новгородскую Феодальную Республику.

Феодальная раздробленность стала новой формой государственно-политической организации общества. Зависимость княжеств и земель от Киева носила формальный характер. Однако политический распад России никогда не был полным, т.к. сохранилось влияние РПЦ, деятельностью которой руководил киевский митрополит.

Причины распада носили политический и социально-экономический характер. С конца 11 века на Руси начасля бурный экономический подъем, связанный с развитием сеьского хозяйства, ремесла и торговли. Это способствовало росту доходов всех феодалов и усилению власти местных княжеских династий, которые начали создание региональных военных сил и аппаратов управления. Интересы удельных князей поддерживало и местное боярство, стремившееся освободиться от великокняжеской власти, прекратить выплату полюдья в Киев. Стоит отметить, что в это время значительную роль в экономической и политической жизни Руси стали играть города, число которых превалило за 300. Они стали административными и воекнными центрами для окрестных земель, имели собственный аппарат управления и уже не нуждались во власти из Киева.

Колыбелью русского народа является северо-восток Руси . Северо-Восточные земли первоначально назывались Ростово-Суздальской землей. Эта территория отделилась от Киева в первой половине XII в. Общественная организация была аналогичной другим землям: вече, традиции общинной демократии, значительная роль бояр, символизировавших автономию общества от власти князей. Князья Северо-Восточной Руси стремились расширить свое влияние. Неоднократно предпринимались походы на Новгород, Киев, в Волжскую Болгарию. Особенно активной политикой прославились Юрий Долгорукий (1155-1157 гг.) и Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Юрию Долгорукому приписывают закладку крепости (Кремля) в Москве в 1152 г. Именно при нем были оборваны последние нити зависимости от Киева: отменена традиционная дань Залесской (то есть Ростово-Суздальской) земли киевскому великому князю.


В1157 г. столицей княжества стал г. Владимир. С середины XII в. здесь сложилась традиция местного летописания с включением известий из других земель (Владимирские летописные своды). Северо-Восточная Русь стремилась стать базой для объединения раздробленной Руси. Владимирские князья считались великими, то есть главными на северо-востоке, как "старшие в роду" среди местных князей были склонны к авторитаризму и стремились подчинить другие земли, ограничив их вольности. Особенно этим отличался Андрей Боголюбский. Стремясь стать "само-властцем" всей Суздальской земли в церковных делах и светских, он боролся с сепаратизмом бояр, хотел учредить во Владимире особую митрополию и тем самым поднять значение Владимирской земли (ставка митрополита в условиях раздробленности по-прежнему находилась в Киеве, и речь шла о том, чтобы выйти из юрисдикции киевского митрополита). За это стремление Андрей Боголюбский заплатил жизнью. В1174 г. он был убит.

Пришедший ему на смену после длительных усобиц брат Всеволод Большое Гнездо (1176 1212 г.), опасаясь новой вспышки внутренней борьбы, сохранял традиции значительной автономии бояр и общин от власти, но тенденцию к централизации власти продолжал. Он расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанском и др.). Благодаря умной политике Всеволод имел большой авторитет (его деятельность воспета в "Слове о полку Игоревом") и был признан старейшиной Мономаховичей (потомков Владимира Мономаха). Однако в конце жизни Всеволод разделил княжество на уделы между шестью своими сыновьями (это соответствовало древнерусской традиции), что после его смерти привело к ослаблению княжества, к новым длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств.

Тенденции по усилению Владимирского княжества и укреплению его влияния были продолжены Александром Невским (великий князь Владимирский в 1252-1263 гг.). При нем в Новгород приглашались только владимирские князья. Как видно, у истоков истории русского народа проявились существенные особенности в общественной организации и политической культуре.

Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе экономической, культурной, политической. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, сформироваться единый народ. Однако этого не произошло. Развитие Руси пошло иначе. Переломным в ее истории, как и в Европе, стал XIII в., но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, а также шведы, немцы и ливонские рыцари, наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как сохраниться, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, причем с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись.

Крупный центр русских славян – Новгород , возникший в IX в., существовал относительно независимо и особенно ярко демонстрировал близость к средневековому европейскому типу цивилизации в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). Он развивался в одном темпе с Западной Европой того времени и являлся аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуе, Флоренции. Новгород уже в XII в. был огромным торговым городом, известным всей Европе, постоянная ярмарка здесь по своему международному значению не имела соперников не только в русских землях, но и во многих западно-европейских странах. Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Город чеканил свои монеты, издавал свои законы, вел войны и заключал мир.

Новгород испытал мощное давление со стороны переживавшей кризис средневековой европейской цивилизации, но сумел отстоять свою независимость. Шведы, немцы, рыцари Ливонского и Тевтонского орденов объединили силы для похода против Новгорода. Они завершились поражением рыцарей (Невская битва в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г.). Зато судьба уберегла от опасности с востока: Новгород не подвергся монголо-татарскому нашествию. В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика стремилась сохранить независимость, отстоять свой тип развития. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с запада.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской демократии. Принципы новгородской демократии давали преимущества собственникам: знати, владельцам вотчин, городских дворов и усадеб, - но имел возможность участвовать в жизни республики и городской плебс (черные люди). Высшим органом власти являлось народное собрание (вече). Вече обладало широкими правами. К выборным высшим должностным лицам относились: посадник, ведавший управлением и судом; тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение для Новгорода суд по торговым делам. Оно же являлось верховным судом республики. Административные части Новгорода имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели власти, приглашались в Новгород для исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать Новгород от врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять представительские функции - князья представляли Новгород в отношениях с другими землями. На имя князя шла дань. Смена княжеской власти за 200 лет с 1095 до 1304 происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы обособились и в церковных делах. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря – архиепископа.

Никогда - ни до Новгородской республики, ни после - православная церковь не знала такого демократического порядка, при котором сами верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был близок к протестантской традиции. Духовенство пользовалось большим влиянием, монастыри имели огромные земельные владения. Архиепископ и игумены крупных монастырей содержали свои дружины, которые выходили на войну под своими знаменами ("стягами").

В Новгородской земле активно шел процесс формирования класса собственников. В правовом кодексе республики - Новгородской судной грамоте - была законодательно закреплена частная собственность. Основное население города - ремесленники самых разных специальностей: кузнецы, гончары, золотых и серебряных дел мастера, щитники, лучники и т.д. Ремесленники в значительной мере были привязаны к рынку. Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл посредническую роль в торговле. В военном отношении Новгородская республика была слаба. Военные дружины имели князь, бояре, крупные монастыри, но постоянного войска в республике не было. Главная военная сила - ополчение из крестьян и ремесленников. Однако Новгородская республика просуществовала почти до конца XV в.

В соответствии с распространенной среди русских историков точкой зрения с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами в условиях монголо-татарского нашествия история здесь как бы замерла и переместилась на северо-восток, где возникали новые центры исторического развития. Это промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она развивалась по своему направлению. Главнейшая задача этих территорий - обезопасить население от монголо-татарской угрозы в любой форме, обеспечить условия для самосохранения.

Земли по-разному решали эту проблему. Галицкий князь Даниил, искал помощи у Европы, которая приветствовала возможность продвижения католичества в восточно-европейские земли. В1253 г. он принял титул короля и был коронован послом папы римского. Однако этим планам не суждено было сбыться. Галич в конечном итоге оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев, другие города для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития втягивались под власть языческой Литвы.

В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем сохранилось мало сведений, но известно,что уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря (устье Днепра и устье Днестра), от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). Древние русские земли составляли 9/10 территории Литвы. Во многих случаях присоединение этих земель происходило на основе договора - "ряда", в котором оговаривались условия вхождения в состав Литвы. Русское население Литвы считало ее наследницей Древнерусского государства и называло свою державу "Русью". В рамках Литвы русские княжества развивались в соответствии со своими традициями (вечевой идеал здесь прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Интересно, что жители пограничных территорий, проживавшие в зоне "риска" под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, получали дополнительные привилегии (например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет). Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. В большей или меньшей степени, но землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества.

Таким образом, на Западе под эгидой сначала языческой, а затем с конца XIV в. католической Литвы развитие русских земель продолжалось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского народов.