Phorum состояние творчества. Мифы о творчестве, которые оказались неправдой, но до сих пор отравляют нам жизнь

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Муки творчества «Секрет фирмы»N8 (143), ФЕВРАЛЬ 2006компания: «Ликор»сфера: продажа канцтоваровпроблема: как мотивировать менеджеров по работе с клиентами мыслить нестандартноКомпания «Ликор» поставила себе цель увеличить прибыль. От сотрудников это потребовало

Из книги «О текущем моменте» № 1(85), 2009 г. автора СССР Внутренний Предиктор

3. Методология познания и творчества: как таковая; иллюзия её освоения и освоение 3.1. Методология познания и творчества как таковая Психика человека организована так, что познание и творчество это - разрешение разного рода неопределённостей в системах взаимосвязей

Из книги Том 10. Публицистика автора Толстой Алексей Николаевич

О свободе творчества Моему поколению приходится иногда пересматривать некоторые понятия, которыми нас пеленали в колыбели, - восстанавливать их для новой жизни.Увлекаемые в перспективы - все более отчетливые и вещественные - новой жизни, мы иногда оборачиваемся на

Из книги Статьи, эссе автора Цветаева Марина

Из книги Литературная Газета 6348 (№ 47 2011) автора Литературная Газета

Перформанс творчества Перформанс творчества ФОРУМ В Вологде прошёл фестиваль "Плюсовая поэзия". Организаторам его удалось небывалое - без финансовых средств, почти "на общественных началах" создать мероприятие высокого эстетического уровня. Провинциализм здесь

Из книги Литературная Газета 6382 (№ 35 2012) автора Литературная Газета

ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА РАССКАЗИК На днях мой Пегас заартачился. Оторвался я от не начатых строк своей будущей фундаментальной поэмы, подтянул крылатого коня за узду и говорю ему с укоризной: - Что же ты столько времени брыкаешься? Мне нужно создать

Из книги Современная русская литература: знаковые имена автора Горюнова Ирина Стояновна

2. Акт творчества Художник - это определенный психологический тип человека, со своей судьбой, странностями, эмоциональными надрывами. Несколько лет назад вышедшая книга Григория Чхартишвили «Писатель и самоубийство» еще раз показывает нам, какой сложной структурой

Из книги Эссе автора По Эдгар Аллан

Философия творчества (переводчик - Владимир Рогов) В письме, которое сейчас лежит передо мной, Чарльз Диккенс, говоря о некогда произведенном мною исследовании механизма "Барнеби Раджа", замечает: "Между прочим, обратили ли вы внимание, что Годвин писал "Калеба

Из книги Литературная Газета 6443 (№ 50 2013) автора Литературная Газета

Муки творчества??На стихотворении виден чёткий след Пушкина. ?Стихотворение резкое, пульсирующее, лаконичное как пожар[?] ??Пытаясь "зачесать" Чацкого «под одну гре­бёнку» со всеми, Софья не учла пылкости и страстности души Чацкого. ?Фамусов в конце первого действия думает

Из книги Литературная Газета 6446 (№ 3 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества?Фамусов прогнил насквозь. Но всё-таки прогрессивное начало он в себе несёт. ?Он надеялся быть выше толпы, хотя понимал, что он - толпа. Ещё мне нравится читать его повести и рассказы, иногда прозу. Ионыч превратился в тупую биомассу. ?Пушкин – это глыба не

Из книги Литературная Газета 6449 (№ 6 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества???Он (Чацкий) вихрем налетает и треплет нравы, устои и обычаи общества. Он ещё не посягает на родственников Фамусова. Он ещё не пытается пронзить дядю Максима Петровича острой шпагой своего языка. ???Пьер зашёл в гостиную с пронзительным, умным взглядом.

Из книги Литературная Газета 6453 (№ 10 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества???Тема любви с драматичным концом идёт за Буниным всю его жизнь. ???Насколько Обломов, валяющийся на диване между Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам неприятным, настолько тот же герой, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над

Из книги Литературная Газета 6457 (№ 14 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества У Обломова угасающая душа, так как у него есть свой идеал. Дикой - купец старшего возраста. Тихон сам по себе любил жену. Автору из его же слов видно, что Манилов для него скучный человек. Чичиков очень упорен и целеустремлён: он не дёргался на уроке у

Из книги Око тайфуна автора Переслегин Сергей Борисович

Феномен творчества Приходится подвергнуть сомнению творческий характер науки. «Гений - это 99 % трудолюбия и 1 % таланта». А, собственно, для чего нужен этот процент?Все задачи, которые возникают на практике, и абсолютное большинство теоретических проблем конкретны.

Из книги Литературная Газета 6491 (№ 50 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества Гипербола - художественный приём при самолюбовании. Возможно, я недостаточно талантливый, но, слава богу, очень одарённый. В поэтическом плане её язык подвешен не очень. Чем больше воды, тем глубже произведение. От пронзительности её стихов аудиторию

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

Минутка творчества Иногда хочется отвлечься от ноучной деятельности. А ничто так не помогает в этом смысле, как творчество. Сочинение легких, воздушных строчек, отвлекает от тяжести рационального в голове.Многие ватники меня называют русофобом (самые одаренные абоненты

ТВОРЧЕСТВО — СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ.

Творчество – это очень парадоксальное состояние сознания и существа. Это действие через не-действие. Это значит, позволить чему-то случиться через тебя. Это не делание, это позволение.

Поэт гораздо ближе к Богу, чем теолог, танцор гораздо ближе. Философ дальше всех, потому что чем больше ты думаешь, тем толще стена, отделяющая тебя от целого. Чем больше ты думаешь, тем больше тебя. Это есть не что иное, как все мысли, собранные из прошлого. Когда тебя нет, есть Бог. Это творчество.

Творчество просто означает, что ты в тотальном расслаблении. Это не значит бездействие, это значит расслабление – потому что из расслабления рождается великое действие. Но это не будет твоим делом, ты будешь просто проводником.

И человек, которые не творческий, только умирает, вот и всё. В его жизни нет глубины. Его жизнь ещё не жизнь, а только предисловие; книга его жизни ещё не начата. Он родился, это правда, но он ещё не жив.

Ты создаёшь ребёнка – это не творчество. Ты умрёшь, ребёнок останется, жизнь продолжится. Но продолжить недостаточно, если ты не начинаешь превосходить себя – а превосхождение случается, лишь когда с тобой происходит в соприкосновение нечто от запредельного.

Квинтэссенция мудрости – действовать в гармонии с природой. В этом послание всех великих мистиков: Лао-цзы, Будды, Бахауддина, Сосана, Санаи – действовать в гармонии с природой. Животные действуют бессознательно в гармонии с природой. Человеку приходится действовать сознательно в гармонии с природой, потому что у человека есть сознание. Человек может выбрать не действовать в гармонии с природой, отсюда его великая ответственность.

У человека есть ответственность. Только у человека есть ответственность, и в этом его слава. Ни одно другое животное не ответственно – оно просто действует в гармонии, заблудиться невозможно. Животное не может заблудиться; оно ещё не способно заблуждаться. У него ещё нет сознания. Оно действует, как действуешь ты в глубоком сне.

В глубоком сне ты тоже впадаешь в гармонию с природой. Именно поэтому глубокий сон так обновляет, расслабляет. Лишь несколько минут глубокого сна, и ты снова так свеж и молод, и вся собравшаяся на тебе пыль, вся усталость и скука исчезают. Ты соприкоснулся с источником.

Пока человек не почувствует себя совершено свободным, он не выскажет своего бессознательного.

Как только ты прекращаешь чувствовать ответственность, ты становишься естественным. И психиатрия оказывает огромную помощь; она расслабляет тебя. Всё, что ты подавил, всплывает на поверхность и с поверхности испаряется. Пройдя психоанализ, ты становишься менее обременённым, более естественным, более в гармони с природой и с самим собой. В этом смысл того, чтобы быть здоровым.

Но это шаг назад, регрессия. Это спуск в подвал. Есть другой способ превзойти, и это подъём на чердак. Ты можешь превзойти себя, оставаясь сознательно в контакте с природой.

И в этом суть мудрости – быть в гармонии с природой, с естественным ритмом вселенной. И когда ты в гармонии с естественным ритмом вселенной, ты поэт, ты художник, ты музыкант, ты танцор.

Попробуй это. Выбери время посидеть у дерева и сознательно сонастройся с ним. Стань одним с природой; позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром – и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше. Твои глаза становятся психоделическими: деревья зеленее, чем были когда-либо раньше, розы розовее, и всё кажется сияющим…

Это состояние творчества. Это можно назвать его основным качеством – быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, с вселенной.

Ты можешь назвать это «творческой тишиной» – процессом, сочетающим в себе две по видимости противоположные вещи: предельную активность и предельное расслабление.

Стань единым с природой, позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром - и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше. И внезапно тебе хочется спеть песню, и ты сам не знаешь, откуда она приходит. Твои ноги готовы танцевать, ты чувствуешь, как танец трепещет в твоих жилах, ты слышишь звуки музыки снаружи и изнутри. Это состояние творчества. Это можно назвать его основным качеством - быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, с Вселенной.

Величайшие художники были просто флейтами, но песня была не их. Она протекала по ним, но исходила из какого-то неизвестного источника. Они не препятствовали - вот и все, что они сделали - но они не создали этого.

Настоящий творец ничего не создает, существование работает через него. Оно овладевает его руками, его существом и создает нечто через него. Он становится инструментом. Это настоящее искусство, в котором исчезает художник.

Когда художник абсолютно отсутствует, творчество абсолютно совершенно.

Поэтому настоящий художник никогда не думает о совершенстве. У него нет ни малейшего понятия о совершенстве, он просто позволяет себе сдаться, войти в позволение, и происходит все, что бы ни происходило. Он хочет быть в этом тотально, вот и все. Когда он танцует, он хочет исчезнуть в танце. Он не хочет быть в нем, потому что присутствие танцора будет беспокойством для танца.

Именно в этом состоит творчество: пульсировать в абсолютной гармонии с целым. Все начнет случаться само. Твое сердце начнет изливать песни радости, твои руки начнут совершать превращения. Ты коснешься грязи, и она станет лотосом. Ты сможешь стать алхимиком. Но это возможно лишь в великом пробуждении сердца.

Что бы ты ни делал, делай это радостно, делай это с любовью. Если что-то растет изнутри тебя, если это дает тебе рост, это духовность, это творчество, это Божественно.

Будь празднующим, празднуй! Уже есть слишком много - птицы поют, солнце в небе — празднуй это! Ты дышишь, ты жив, у тебя есть сознание - празднуй это! Тогда ты внезапно расслабляешься, тогда нет ни напряжения, ни неудовлетворенности. Все твое сердце дышит в глубокой благодарности - это молитва. В этом вся молитва — сердце, дышащее глубокой благодарностью.

Творчество означает любовь к тому, что ты делаешь. Что бы это ни было - наслаждайся. Празднуй это! Если слава случается - хорошо. Если ее не случается - хорошо. Это не должно быть критерием. Критерием должно быть - наслаждаешься ли ты тем, что делаешь. Это твой любовный роман.

Ты танцуешь потому, что тебе нравится танцевать; ты танцуешь потому, что ты наслаждаешься этим. Если кто-то этим восхищается - хорошо. Если никто не восхищается — не твоя забота об этом беспокоиться. Ты танцевал, ты наслаждался - ты уже осуществлен.

Ты становишься тем более божественным, чем более ты творческий. Все религии мира называли Бога творцом. Чем более творческим ты становишься. Тем более ты подобен Богу. Когда вся твоя жизнь становится творческой, ты живешь в Боге.

Все, что может тебе дать творчество - глубоко внутри ты будешь богатейшим из людей. Глубоко внутри ты будешь состоявшимся. Глубоко внутри ты будешь полон радости и празднования. Ты будешь постоянно получать все больше и больше благословений. Твоя жизнь будет жизнью благословения.

Когда ты видишь розу, раскрывающуюся на утреннем солнце - видь ее. Впусти ее в себя глубоко. Пусть ее розовость овладеет тобой, ошеломит тебя. Ничего не говори, обожди. Будь терпелив, открыт. Впитывай. Позволь розе достичь тебя и достигни розы. Пусть будет проникновение, взаимное проникновение.

И помни, чем глубже роза входит в тебя, тем глубже ты сможешь войти в розу. Приходит мгновение и ты уже не знаешь, кто роза, а кто зритель. Приходит мгновение, когда ты становишься розой, а роза становится тобой. В это мгновение ты узнаешь реальность розы. Тогда поймай свой язык, поймай свое искусство. Возьми кисть, краски, холст и нарисуй ее.

Творческий человек это тот, кто вносит нечто от неизвестного в мир известного, кто вносит нечто от Бога в этот мир, кто помогает Богу что-то произнести - кто становится проводником и позволяет Богу течь сквозь себя.

Творческий человек - беременный человек. Беременный Богом.

И когда ты освобождаешься от бремени, когда книга окончена и ребенок родился - будь счастлива, наслаждайся этим пространством, потому что рано или поздно возникнет новая книга. Как листья падают с дерева - точно так же стихи выходят из поэта, романы из писателя, картины из художника. Ничего нельзя сделать - они естественны.

Чем глубже творчество, тем глубже будет следующая за ним пустота. Чем сильнее буря, тем глубже молчание, которое приходит за ней следом. Буря хороша. Наслаждайся ею, и молчание тоже хорошо. День прекрасен, полон деятельности, ночь тоже очень красива, полна бездействия, пассивности, пустоты. Человек спит. Утром ты снова в мире, полный энергии, чтобы работать, действовать.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Талантливые люди вызывают у окружающих восторг. Именно поэтому они да и сам творческий процесс окутаны множеством мифов и легенд. Людям, которые хотели бы творить, но не уверены в своих способностях, часто кажется, будто талант - это что-то врожденное. И нужно сначала понять, есть ли он у тебя, прежде чем что-то создавать. Однако Дэниел Койл в своей книге «Код таланта» приводит научные исследования, доказывающие, что талант - этот тот же навык, который человек отработал десятки тысяч раз и в конце концов овладел им виртуозно.

Мы в сайт разобрали основные стереотипы о творческих людях. На примере всем известных писателей, художников и музыкантов мы покажем, как на самом деле создаются шедевры.

Миф 1. Лишения способствуют творчеству

Мы можем посмотреть, что действительно происходит с человеком искусства в критической ситуации, в фильме «Пианист». Он показывает, как выживал в оккупированной фашистами Польше Владислав Шпильман - один из самых талантливых пианистов ХХ века.

Если вкратце: человек потерял всю семью, дом и даже право на жизнь. И эти события отнюдь не способствовали его творческим успехам.

Группа австрийских ученых провела исследования , доказывающие, что небольшие дозы алкоголя делают человека более сообразительным и оригинальным. Для этого нужно выпить около 300 мл пива или 100 мл вина.

Но увеличение дозы затормаживает работу мозга и ухудшает мыслительные функции . А при постоянном употреблении исчезнет эффект и от 300 мл. Ведь человеку понадобится для опьянения уже бо́льшая доза, и положительного влияния на креативность не будет.

Что насчет творческих гениев? Многие из них восхваляли выпивку и в жизни, и в работе. Однако творить предпочитали трезвыми. Стивен Кинг писал свою норму слов днем, а вечером переходил к выпивке.

Хемингуэй, хоть и любил раздавать советы в стиле «Пиши пьяным - редактируй трезвым» , прилежно садился писать каждый день до обеда трезвым. Возможно, они были бы и рады работать в опьянении, но мозг человека не позволяет этого делать даже великим творцам.

Миф 3. Наркотики стимулируют фантазию

Наркотики известные творческие личности любили не меньше алкоголя. Но, как и с выпивкой, их пристрастие окутано ореолом романтизации, а неприглядные факты затерты.

Гении в творчестве были в то же время обычными зависимыми людьми и употребляли запрещенные вещества по той же причине, что и все наркоманы: чтобы облегчить свое состояние. Некоторые из них, как Хантер Томпсон, художественно описали свой опыт приема наркотиков. Но это были не фантазии автора, а реальные галлюцинации, которые испытывают все наркоманы, независимо от таланта.

Проще говоря, сами по себе наркотики не сделали гениальным творцом ни одного человека . Зато убили немало талантливых людей.

Миф 4. Творческому гению не нужна обычная работа

«Гениями» большинство известных нам людей стали в довольном зрелом возрасте. Кому-то было за 30, другим за 40 и даже больше. Все эти годы они (за редким исключением) работали, чтобы себя обеспечить, а творчеством занимались на досуге. Для многих работа служила еще и источником вдохновения.

Некоторые думают, что гениальный творец должен быть как Ван Гог, который жил в нищете и не мог продать ни одной работы. Однако в мире искусства гораздо больше противоположных примеров, доказывающих, что талант может проявить себя в любых условиях.

Сальвадор Дали на заказ создал логотип Chupa Chups , по которому эту конфету до сих пор узнают во всем мире. Джек Керуак после успеха романа «На дороге» зарабатывал писательством и имел заказы на книги от нескольких издательств. Гонорары не помешали ему создать еще несколько крупных произведений.

Творческая профессия в некоторых аспектах такая же, как и любая другая: у нее есть свой покупатель и автор получает за нее деньги. Невостребованное творчество, оцененное много позже, - это скорее исключение.

Миф 6. Гении творят по вдохновению

Для каждого гения творчество - это постоянный систематичный труд. Например, Джоан Роулинг разрабатывала структуру книг о Гарри Поттере, прописывала характеры и действия героев почти 10 лет и знала, чем все закончится, уже к моменту выхода 1-й книги.

Почему сложно создать шедевр по вдохновению? Все дело в биологии . Когда мы учимся чему-то новому, в мозге создается нейронная сеть. Если мы регулярно тренируемся - пишем, играем на гитаре или в футбол, - нейроны покрываются миелиновой оболочкой. И чем больше миелина вокруг нашей цепи из нейронов, тем проще и лучше нам дается новая деятельность.

Но оболочка утолщается только путем постоянной практики. Поэтому постоянные тренировки делают нас более креативными, свободными и оригинальными - дают возможность творить. Если же нейронная сеть плохо натренирована, мы делаем все медленно и некачественно и остаемся на уровне любителей и дилетантов.

Миф 7. Талант - это врожденное

Выше мы уже писали, что нейронные сети создаются и укрепляются только путем постоянных тренировок. Но все не так просто. Недавнее исследование психологов из Принстона доказывает, что одних тренировок для успеха недостаточно.

В конечном итоге более успешным становится тот, кто меняет сложившийся подход и традиции. Примеров множество: Сальвадор Дали , который стал проповедником сюрреализма, или Битлз , которые взорвали мир рок-н-ролла. Все эти люди настолько отличались от всего, что было до них, что моментально вошли в историю.

Но здесь есть большое «но»: для креативного подхода нужна база. К тому моменту, как создать свои шедевры и хиты, Дали уже умел рисовать, а «Битлз» - играть. Никто из них не придумал ничего стоящего в детстве, хоть и имел творческие задатки. Чтобы менять традиции, нужно в них разбираться, а на это требуется время .

Миф 8. Творчество доступно только людям искусства

Некоторые люди чувствуют в себе творческие задатки, но не могут их реализовать, потому что работают на «скучной» работе. Но на самом деле творческий подход доступен в совершенно любых профессиях . Учителям нужно мыслить оригинально, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом. Даже для грамотного распределения бюджета требуется определенный креатив, если бюджет ограничен.

Оригинальное мышление нужно не только в искусстве. Мы используем его и в работе, и в жизни, чтобы находить неочевидные решения сложных ситуаций или просто самовыражаться.

Часть людей волнует не творчество как таковое, а бонусы, которые они от него получат: слава, награды, деньги. Мы знаем множество людей, которые действительно получили это все благодаря таланту. Но какой процент они составляют от всех талантливых и даже гениальных? На самом деле очень небольшой.

Когда мы представляем себя на месте тех, кто уже добился успеха, то делаем одну из распространенных ошибок систематического отбора - «ошибку выжившего» . Обращаем внимание на победителей, но игнорируем тех, кто проиграл - остался неизвестен при жизни или не смог прокормить себя творчеством.

Если хотите отрезвить себя, почитайте биографию Кафки : нынешний гений литературы в свое время был заурядным писателем, всю жизнь проработал клерком, прожил на одном месте и скончался в возрасте 40 лет. И он далеко не единственный гений со скучной биографией. Талант - это не гарантия яркой жизни, не стоит на это надеяться.

Сжег около 60 картин.

Мифов о талантливых людях много, но большинство из них далеки от истины, когда дело доходит до фактов. Известные нам гении совершенно по-разному выражали свои способности, имели разные склонности, характер и образ жизни. Все, что их объединяет, - настоящая страсть к своему делу. А какие мифы о таланте мешают вам заниматься творчеством?

Ниже изложены признаки, непосредственно предшествующие творческому озарению:

«Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известный художник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение, май 2006 г.), уточнённые автором этой статьи.

1. Главное условие, обеспечивающее вхождение в творческое состояние, - одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить в условиях социальной депривации. Однако отделяться от людей надо лишь как от раздражителя, отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялся тонизирующий творца социальный фон его окружения как лёгкий раздражитель, напоминающий ему о теме и нужности его творчества. Именно таким был парижский период творчества Э. Хемингуэя . Он работал - писал - в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудь подходил к нему с навязчивым вниманием - его творческий процесс ломался. Также А.П. Чехов в Ялте оберегал себя от излишнего общения, сохраняя лишь тонизирующие его творчество социальные контакты. Можно вспомнить А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского на одинокой подмосковной даче и многих других.

2. Предтворческому состоянию может быть полезен несильный конфронтационный фон, т.е. лёгкая сердитость творца на окружающих близких ему людей. Л.Н. Толстой перед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую его рукопись. Переводчик древне-французских стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализа с ним, сердился на жену, «сам не зная за что и почему», и чем острее бывало его раздражение, тем лиричнее получались переведенные стихи.

3. Из работ 3. Фрейда известно, что сексуальный стресс может стать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, привносит наряду с воодушевлением, одухотворённостью, вожделением ещё и агрессию эгоизма.

4. Предтворческим состоянием и побудителем к творчеству может стать эйфория автора благодаря его оптимальному телесному состоянию. Тренированное тело (но не чрезмерно, не для рекордов) и общее здоровье создают ощущение лёгкого восторга у автора. Однако перерасход физических сил блокирует стресс творчества. И.П. Павлов сообщал, что его творческому настрою способствовала игра в городки, в которой есть визуальная цель, физическое напряжение, реализующееся в ловкости и точности движений, удовлетворение победой. А. Миллер находил предтворческий стресс в профессиональной физической работе - он делал массивную мебель для своей виллы. В.В. Маяковский отмечал объединенную сублимацию в творчестве сексуальной силы и физической силы. Происходит это «играючи», т.е. без максимального расходования сил. В стихах отражено и творческое одиночество, куда требуется «вбежать», надо полагать, активно прорываясь и порывая с чем-то. Творческий процесс сопряжен с трансцендентностью ночной тьмы - «до ночи грачьей» - и с особым звучанием пространства, и с победной, сокрушающей агрессивностью поэта.

5. Отличной настройкой на творчество может быть эустресс человека в природной среде с красотой её ландшафтов, парков, девственных лесов, со сложнейшим разнообразием облаков, струй воды рек, ручьев и водопадов, с ревом и видом морского прибоя. Так, И.П. Павлов , основываясь на представлении о двух сигнальных системах у людей, разработал для себя способ настройки на научное творчество. Вечером, после суеты рабочего дня, долго рассматривая художественные шедевры на стенах своей квартиры (медитируя?), он, во-первых, «стирал» в сознании дневные впечатления, во-вторых, напрягая первую сигнальную систему (образно-художественную), давал отдых второй сигнальной системе - вербальной, дискурсивно-логической. После этого он приступал к научному творчеству, напрягая преимущественно свою вторую сигнальную систему.

6. Тонизировать творческое состояние могут умеренные экстремальные внешние воздействия (слабые стрессоры): холод, шум и даже такие, как не всегда удобная поза: Э. Хемингуэй писал, стоя за конторкой (но редактировал написанное, сидя в мягком кресле). Даже лёгкий голод способствует творчеству. Эти умеренные стрессоры «подкачивают» творчество как квазиборьбу с неким противником.

8. Известны случаи, когда интенсивному творчеству предшествовало, казалось бы, беспричинно хорошее настроение, ощущение радости, бодрости. Такой эустресс поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для включения процесса творения.

9. Преддверием к пароксизму, взрыву творчества могут стать внезапно возникшее у автора ощущение, что нет никаких толковых идей в голове, мучительное представление о себе как о бездарности и желание бросить всё». Этот творческий дистресс следует расценивать как «квазиуход» от решения стрессогенной проблемы. В действительности это - невольная релаксация. В таких случаях требуется упорство в труде, раньше или позже оно может вновь пробудить вдохновение.

10. Пробуждающая креативность релаксация может быть преднамеренной, например, при трансцендентальной медитации.

11. Наконец, известно множество авторских причуд, магических действий, настраивающих на творчество. В. Гюго всю жизнь работал за маленьким столиком, за которым написал своё первое получившее признание произведение. Писал он только вороньими перьями, так как гусиными талантливо творить ему не удавалось. М. Шагинян , когда ей не писалось, надевала на голову черный чулок, как колпак, и писала, примостившись на уголке кухонного стола среди ароматов готовящейся армянской пищи».

Китаев-Смык Л.А., Факторы напряжённости творческого процесса, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 3, с. 70-71.