Просите, и будет вам дано. Почему я не могу просить у Бога ребёнка? Русский синодальный перевод Открытую вас не просил будьте

“Просите, и дано будет вам”

Согласно богословским представлениям православия эта заповедь Спасителя завершает собой пояснение того, как людям можно достигнуть Царства Небесного. Многие люди, выслушав поучения Спасителя о том, к что соблюдение всех заповедей Христовых является тяжелым для исполнения делом. Даже уч еники Спасителя, недоумевая, спрашивали: “Так кто же может спастись?” (Матф. 19:25). Иисус Христос дал ответ на этот вопрос, сказав, что спасется тот человек, который будет соблюдать Его заповеди. И считать исполнение Его заповедей тяжким бременем не надо. Так как “иго Мое благо, и бремя Мое легко”.

» Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » (Матф. 11:28-30).

И если человек будет жить с Богом, то сумеет достичь спасения, потому что в этом деле Ему поможет Сам Бог. “Бог Помощник мой” (Пс. 53:6). Если же человек будет жить без Бога, то место Господа в жизни человека займет злой дух, который будет мешать человеку в деле спасения.

Изложив заповеди для достижения спасения, Иисус Христос посоветовал Своим ученикам и последователям проявлять стойкость и настойчивость в достижении Царства Небесного, сказав: “ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”. При этом Спаситель указал на то, что без помощи Божьей, люди, одними своими усилиями не достигнут Царства Небесного. Поэтому людям нужно обращаться к Богу в молитвах и просить помощи в спасении души. “Просите, и дано будет вам”. Но одними молитвами и благими намерениями Царства Небесного не достичь. Для этого нужно ещё совершать и добрые поступки, исполняя заповеди Христовы в своей жизни.

На пути к спасению человека ожидают искушения и трудности. Но если человек делает добро, то обязательно найдет путь в Царство Небесное. О чём и сказано “ищите, и найдете”.

На пути достижения спасения темные силы зла человеку будут постоянно закрывать двери, ведущие в Царство Небесное, соблазнять человека разными искушениями, чтобы свернуть его с пути истинного. Но человек не должен отчаиваться, встречаясь с трудностями, а настойчиво стучать в закрытую дверь. В данном случае человек должен преодолевать преграды в виде закрытых дверей в Царство Небесное. И перед стучащим человеком (то есть перед человеком не пассивным, а добивающимся спасения) откроются двери, то есть исчезнут препятствия, о чем и сказано “стучите, и отворят вам”.

Таким образом для достижения спасения (что приобретается исполнением заповедей Спасителя) нужно проявлять настойчивость и решительность действий, нужно просить Господа в молитвах о помощи, и Господь исполнит эти просьбы.

Наряду с этим нужно искать в жизни, полной искушений и соблазнов, трудностей и препятствий, возможность делать добро. И каким бы трудным не показался поиск путей добра, ведущих к спасению, человек, ищущий спасения, найдет этот путь.

Таким образом, нужно упорно стучать в закрытые двери, символизирующие собой преграды и препятствия, проявлять настойчивость в преодолении трудностей. И тогда стучащему человеку непременно отворят двери в Царство Небесное. Иными словами, окончив изложение заповедей о достижении Царства Небесного, Спаситель в 7-м стихе призвал Своих учеников и последователей перейти от бездействия к активным действиям в достижении спасения, от слова к делу, и на пути достижения спасения проявлять настойчивость и энергичность, стойкость, упорство и терпение.

Интересен тот факт, что перевод 7-го стиха с греческого на русский, никаких разночтений не имеет и дословно точен. Причем слова Спасителя, в виде советов, в деле преодоления трудностей и совершения любых добрых дел, идут от действия, требующего при его осуществлении меньших усилий, к тому действию, которое нужно осуществить с приложением больших усилий.

Первоначально любое добродетельное дело (в том числе и дело спасения души) Спаситель рекомендует начинать с просьбы, то есть молитвы, обращенной к Богу “просите, и дано будет вам”. Затем Спаситель рекомендует предпринимать большие усилия чем просьба, и советует искать. Под словом “ищите” подразумевается поиск путей, ведущих к спасению, среди трудностей и препятствий жизни. И поиск того, как можно помочь ближнему в достижении Царства Небесного, и этим обеспечить не только свое, личное спасение, но и спасение других людей. И поиск путей, позволяющих избежать греха и противостоять искушениям. И если такой поиск будет сопровождаться настойчивостью и терпением, он увенчается непременным успехом, о чем и сказано: “ищите, и найдете”.

Поиски истинных путей для достижения спасения и счастья в жизни первоначально могут быть умственными, протекающими в сознании человека. Такие поиски связаны с философскими рассуждениями, с мысленным построением и анализом конкретной ситуации, и вырабатыванием плана действий для достижения поставленной цели. Затем человек осуществляет поиск путей для исполнения этого плана действий в жизни. После того, когда человек нашел цель в жизни и путь к её осуществлению, он должен её достигнуть.

Однако на пути к цели перед человеком возникают закрытые двери из неудач и преград. Для того чтобы стучать в эти двери нужно применить больше усилий, чем заниматься умственными поисками к достижению цели. Поэтому Спаситель рекомендует “стучите, и отворят вам”. Иными словами Спаситель советует проявлять настойчивость и терпение во время стука, то есть во время достижения целей. Действия, связанные с преодолением препятствий на пути достижения благочестивой цели, требуют от человека больших усилий, чем построение мысленных планов, что и показано в 7-м стихе.

С предыдущим (6-м) стихом разбираемые слова 7-го стиха имеют взаимосвязь. 6-й стих гласит “не давайте святыни псам”. По одному из преданий, после произнесения этих слов Спасителем, к Нему обратился юноша, который заявил, что он себя святым человеком не считает и святыни у себя не имеет, и не может дать её псам. Как же, в таком случае, к нему могут быть применимы слова Спасителя о святынях (6-й стих). И тогда Спаситель ответил этому юноше словами следующего 7-го стиха: “просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”. Иными словами Спаситель сказал о том, чтобы люди, подобные этому юноше, просили Бога о ниспослании им святыни знаний. И тогда Господь даст эту святыню просящим людям, которую не нужно давать псам и свиньям. Господь также сказал о том, чтобы люди искали пути к познанию Божественных истин, а Он поможет в этом деле. А также чтобы люди в поисках спасения совершением добрых дел стучали в двери Царства Небесного и Господь поможет чтобы эти двери отворились перед такими людьми.

Евангелист Лука дополняет разбираемые слова 7-го стиха, изложенные у Матфея. Говоря о хлебе насущном в молитве Господней, Евангелист Лука затем приводит рассказ о человеке, который дает взаймы своему другу хлеба, если и не по дружбе, то по настойчивости его просьбы. “Не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его” (Лук. 11:8). Далее Лука в 9-м стихе 11-й главы дословно повторяет слова 7-го стиха из Матфея (Матф. 7:7). Но эпизод с другом, который дает хлеб взаймы не по дружбе “то по неотступности” дополняет эти слова в том смысле, что человек может достигнуть в жизни исполнения своих благочестивых целей, применяя неотступность, то есть настойчивость и терпение.

Но неотступность, то есть целеустремленность, настойчивость в достижении поставленных благочестивых целей, должна иметь поддержку Бога. Услышав наши молитвы, Господь ответит на них. Об этом и говорит Лука: “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук. 11:13).

О том, что настойчивость человека в достижении благочестивых жизненных целей должна сопровождаться просьбами к Богу, а Господь будет помогать человеку и даст просимое, говорится и у Матфея. “Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф. 7:11).

Итак, выяснив то, что человек помимо своего терпения и трудолюбия, настойчивости, упорства и усердия, должен иметь поддержку Бога (что достигается через просьбы в молитве к Богу), мы должны выяснить и то, что же может человек просить у Господа Бога. Матфей отвечает на этот вопрос так: “Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф. 7:11). Но какие блага может просить у Бога человек? На этот вопрос Евангелист Лука отвечает так: “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук. 11:13). Лука советует просить Дар Святого Духа для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Эту же мысль высказывает и Святой Иоанн Златоуст: “не проси ничего мирского, но всего духовного” (Беседы на Матфея, гл. 23).

Человек, получивший Дары Святого Духа, приобретает целый ряд новых возможностей и способностей, благодаря которым может лучше служить Богу и более активно влиять на свое спасение и спасение ближних. Например, многие Святые, такие как Сергий Радонежский, Нил Сорский в качестве Даров Святого Духа имели способность ясновидения и исцеления. Благодаря способности ясновидения они наставляли на путь истинный ближних, удерживая их от грехов, которые те могли совершить в будущем, и исцеляли тех, кому не могли помочь врачи. Исцеление совершалось Божьей благодатью, проходившей через Святых. Таким образом Дары Святого Духа они ставили на службу Богу и деланья добра там, где обычный человек, стремящийся к совершению добра, ничего не мог поделать, так как не имел таких чудесных способностей.

Апостол Павел указывает на Дары Духа Святого. “Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1Кор. 12:7-10). Например, Дар мудрости от Бога получил царь Соломон. “И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе” (2Пар. 1:11-12).

Даром пророчества обладали многие ветхозаветные еврейские пророки от Моисея и до Иоанна Крестителя. Пророки Исаия, Захария и Даниил предсказывали приход Мессии, Иисуса Христа, задолго до Его появления и рассказывали о предстоящих Его крестных страданиях. “И показал Он мне Иисуса, великого иерея” (Зах. 3:1). “Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой” (Ис. 42:1). Пророк Даниил точно указал время прихода обещанного Богом Мессии, Иисуса Христа. “Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины … И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос” (Дан. 9:25-26).

Святые Апостолы имели на себе все Дары Святого Духа. Например, Апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения человека. “Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить” (Деян. 3:6-8). У всех Апостолов был Дар красноречия, и они произносили проповеди Святым Духом и при помощи Дара убеждения обращали людей в веру Христову. “И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч” (Деян. 2:40-41).

Все присутствовавшие на Пятидесятнице, получили Дар говорить на иных языках. “Ибо каждый слышал их говорящих его наречием” (Деян. 2:6). “Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих” (Деян. 2:11). Несмотря на то, что Апостолы были люди не книжные, они обладали Даром знания и цитировали на память отрывки из Ветхого Завета, приводя в удивление раввинов и книжников. “Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись” (Деян. 4:13).

Апостолы при помощи Дара Святого Духа могли совершать чудеса. “Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса” (Деян. 5:12). Апостолы могли не только лечить, но и видеть, различать и изгонять злых духов из людей. “Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь” (Матф. 10:1). И если некоторые люди имели отдельные Дары Святого Духа, то Апостолы обладали всеми Дарами Духа Святого во всей полноте их. Поэтому Апостолы, в отличие от других людей, могли совершать такие дела добротворения, которые не посильны обычным людям.

Поэтому, памятуя о великих делах и подвигах добротворения Апостолов, Евангелист Лука и советует людям просить в первую очередь Дары Духа Святого, чтобы с их помощью люди могли сделать больше добрых, и по истине великих дел для спасения своих ближних во славу Божью.

Вопрос о том, какие блага нужно просить помимо Даров Святого Духа, является одним из важнейших вопросов экзегетики (науки о толковании Библии). Поэтому для того чтобы дать на него правильный ответ, обратимся к примерам из Евангелия и к высказываниям Спасителя. Сам Спаситель в молитве Господней не запрещает людям прошения о хлебе насущном. “Хлеб наш насущный дай нам на сей день” (Матф. 6:11). Под хлебом насущным подразумевается не только пища, но и всё, необходимое для поддержания жизни человека, то есть одежда, жильё и духовные потребности. Примеры из жизни Спасителя нам говорят о том, что Его просили о даровании здоровья и излечении от болезней. И Спаситель, не отвергая эти просьбы, исцелял больных. Избавление от недугов и здоровье, которое даровал людям Спаситель, а также хлеб насущный, который разрешено просить в молитве Господней, представляют собой мирские земные блага, без которых невозможна счастливая жизнь человека.

Но наряду со здоровьем и хлебом насущным, у человека есть вещественные потребности, которые находятся в теснейшей связи с духовными. Так, например, верующему нужны духовные книги, иконы и свечи для удовлетворения своих религиозных потребностей. Сказав “просите”, Иисус Христос разрешил людям обращаться к Богу с богоугодными просьбами затем, чтобы Господь их удовлетворял, давал людям просимое.

Тем, что мы обращаемся с просьбами к Господу, мы демонстрируем, что верим в Него, стремимся привлечь Бога в нашу жизнь. Надеемся на то, что от Бога получим удовлетворение наших молитв и просьб. Просить Бога нужно в первую очередь о духовном. О том, что поможет нам соблюдать заповеди Божии и делать добрые дела. То есть просить надо о том, чтобы Господь помог улучшить нашу духовную природу, помог исправить наш характер, помогал нам идти по пути добродетели, помог нам очиститься от своих грехов, ранее совершенных, и помогал в дальнейшем избегать совершения грехов и преодоления соблазнов и искушений.

Просить Господа нужно об исполнении только добрых дел, потому что Господь есть воплощение Добра, Света и Разума, и исполнять злых просьб не будет. “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4:3). К Господу нужно обращаться с просьбами о том, чтобы Он также благословлял наши добрые дела и любое наше доброе начинание для успешного их выполнения. Сказав “ищите”, Господь благословляет на творение добра и дает благословение на поиск путей исполнения заповедей Божьих. Искать в окружающей нас жизни нужно, прежде всего, Бога. “Если будешь искать Его, то найдешь Его” (1Пар. 28:9). Иными словами человек должен видеть в окружающем мире не только зло, преграды, неприятности и препятствия. Но должен увидеть свет Божественного учения и присутствующее в мире добро, говорящее о бытии Божьем и о Его законах. Человек должен в жизни в первую очередь искать пути, позволяющие улучшить свою духовную природу, что приведет человека к духовному совершенству. А потом уже думать о поисках путей удовлетворения необходимых насущных мирских потребностей. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Матф. 6:33). Сказав “стучите”, Господь образно указал нам на то, что мы должны преодолевать возникающие на пути наших прошений и поисков преграды и трудности. Такое преодоление преград надлежит совершить искуплением наших грехов, деланьем добра, благотворением, добродетелью. А затем уже после того, как человек искуплением грехов и совершением добрых поступков (на основе закона воздаяния Божьего) подготовит благоприятную обстановку, он должен приложить собственные усилия, которые приведут к успеху, что образно и представлено в виде открывания двери. Также как человек, на пути которого возникла закрытая дверь, стучит в неё для того чтобы ему открыли эту дверь и он мог продолжать свой путь, точно также и мы, люди, должны не мириться с преградами и стуча в запертую дверь преодолевать препятствия и достигать исполнения добродетельной цели.

Иными словами дверь в словах Спасителя символизирует собой преграду на пути просящих и идущих людей к осуществлению своей благочестивой цели. Стук в дверь символически обозначает настойчивые действия людей, направленные на преодоление преград. И в первую очередь мы должны преодолевать именно те преграды, которые нам мешают постичь Бога и Его учение, мешают исполнять Божьи заповеди. К таким преградам можно отнести грехи, таящиеся внутри нас. Например, такие грехи как высокомерие, гордыня, зависть, стяжательство и т.д. Преграды могут возникнуть и во внешнем мире, в виде противодействующих обстоятельств, а также в виде порой не понимающих нас ближних, которых мы должны любить и добрым словом и делом наставлять на путь истинный.

Но любую преграду человек может одолеть только при помощи Божьей. Первые ученики, ища помощь Божью, стремились к общению со Спасителем. Они спросили Спасителя: “Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот” (Иоан. 1:38-39). Так и мы, люди, жаждущие Благословений Господних и общения с Богом, должны совершением добрых поступков постучать в двери Божьего дома. И Господь, всегда Ждущий нас и всегда Готовый к встрече с нами, обязательно подарит нам чудо Божественного общения и поможет в наших делах, сделав так, что “всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят”. Потому что “живущий под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоится” (Пс. 90:1). И Господь сумеет удовлетворить не только духовные, но и необходимые бытовые просьбы такого человека.

«Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам»

Чтобы избежать каких-либо недоразумений или неверного истолкования этих слов и уничтожить всякое основание для неверия, Господь дал тройное обетование. Он желает, чтобы ищущие Бога верили в Него, как в Того, Которому все возможно, и поэтому прибавил: «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют». Господь не ставит никаких условий кроме того, чтобы вы почувствовали духовный голод, последовали бы зову Его благодати и пожелали бы Его любви.

«Просите». Своей просьбой вы доказываете, что сознаете свою потребность, и получите, если будете просить с верой. Христос обещал и выполнит свое обещание. Подойдите к Нему с искренним раскаянием в сердце, и вам нечего бояться, что ваша просьба будет неуместной, ибо вы просите о том, что Он обещал дать. Если вы просите о благословении, необходимом вам для того, чтобы ваш характер совершенствовался, уподобляясь характеру Христа, то вы можете быть уверенными, что просите о том, что Господь по Своему обещанию даст вам. Сознание вашей греховности уже есть достаточное основание для того, чтобы просить о милости и благодати Божией. Вы можете прийти к Богу не потому, что вы святы, а потому, что желаете быть очищенными Им от всех грехов и пороков. Единственное, с чем мы можем постоянно приходить к Господу, - это наша нужда, наше крайне беспомощное состояние, делающие Бога и Его спасительную силу необходимыми для нас.

«Ищите» не только благословений Божьих, но и Его Самого. Познайте Бога и найдите покой в Нем. «Ищите и найдете». Господь ищет нас, и наше желание найти Его есть действие Его Духа. Следуйте же этому влечению. Христос ходатайствует за искушенных, заблудших и неверных; Он стремится привести их в общение с Собой. «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар. 28:9).

«Стучите». Мы приходим к Богу по особому приглашению, и Он ждет нас, чтобы встретить нас в Своей приемной. Первые ученики, последовавшие за Господом, не удовлетворились короткой беседой с Ним по дороге, но спросили: «Равви! где живешь?.. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него тот день» (1 Иоан. 1:38,39). Так и мы можем иметь с Ним тесную связь и общение… Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 91). Пусть все, жаждущие благословений Господних, стучат в дверь благодати и ждут с полной уверенностью, говоря: «Ты, Господи, обещал, что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Глядя на громадную толпу собравшихся, Иисус желал, чтобы это множество людей познало любовь и милосердие Божий. Чтобы проиллюстрировать их духовные потребности и Божию готовность удовлетворить их, Он представил им голодного ребенка, просящего хлеба у своего отца. «Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень?» Иисус обращает внимание на естественную, нежную любовь отца к сыну и говорит: «Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него». Ни один любящий отец не отвернется от своего голодного сына, просящего у него хлеба. Кто бы мог хладнокровно смотреть на мучения своего ребенка, возбудив в нем надежду только для того, чтобы разочаровать его? Кто бы мог обещать ему хорошую и сытную пищу, а предложить вместо этого камень? И кто может предположить о Боге, что Он не внемлет мольбе Своих детей?

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13). Дух Святой, заместитель Божий на земле, есть величайший из всех даров. В Нем скрыты все «даяния добрые», и Сам Творец не в состоянии дать нам ничего большего и лучшего. Если мы обратимся к Господу с просьбой сжалиться над нами, помочь нам в беде и руководить нами через Духа Святого, то Он никогда не откажет нам в нашей просьбе. Родители могут отказаться от своих голодающих детей, но Господь Бог никогда не оставит без внимания крик нуждающейся и томящейся души. Он сам описывает свою любовь в удивительно нежных выражениях. Он обращается ко всем тем, которые считают себя оставленными Богом в дни тяжелых переживаний и говорит через пророка Исаию: «А Сион говорил: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» (Ис. 49:14,16).

Каждое обещание, данное Богом в Его слове, может служить предметом наших молитв, и мы можем ссылаться на них. Каковы бы ни были наши духовные потребности, мы имеем преимущество просить о них через Иисуса. Мы можем с детской простотой сказать Господу все, в чем мы нуждаемся, будет ли это материальная нужда в пище и одежде, или духовная потребность в хлебе жизни и одежде праведности Христа. Отец Небесный знает, что вы в этом нуждаетесь, и ждет, чтобы вы попросили Его об этом. Только во имя Иисуса можно получить небесное благословение, и Отец чтит это имя, удовлетворяя благодаря обилию Своего милосердия все наши просьбы, возносимые во имя Иисуса.

Не забудьте, что, приходя к Богу, как к своему Отцу, вы тем самым признаете себя Его детьми; вы не только уповаете на Его милость, но и считаетесь с Его волей и подчиняетесь ей; вы знаете, что Его любовь вечна, неизменна; вы отдаетесь Ему, посвящая себя делу своего Отца. Всем тем, кому Иисус советует прежде искать Царства Божия и правды его, Он дает обетование: «Просите, и дано будет вам».

Детям Божьим предназначены все дары Того, Кому принадлежит всякая власть на небе и на земле; эти дары настолько драгоценны, что могли быть куплены для нас только кровью Спасителя; эти дары удовлетворяют самые большие духовные потребности; они пребывают вечно и могут быть получены теми, кто как дети приходит с просьбой к Богу. Примите же обетования Божий, как относящиеся лично к вам, напоминайте Господу о Его обещании, приходите к Нему в молитвах ваших, и вы почувствуете полное удовлетворение и радость.

Что означает выражение «Стучите - и вам откроется»?

В чём его смысл? О чём речь?

Ведь если за дверью никого нет, то хоть стучи, хоть звони, хоть под окнами кричи, никто тебе не откроет. Ибо некому! 🙂 Ясно только одно: эти слова не следует понимать буквально. Если всё в этой жизни воспринимать буквально, то мало что в ней поймёшь.

Смысл выражения зачастую невозможно понять в отрыве от контекста, от исходной ситуации в которой он возник, от некоторой первичной, исходной информации, которой мы не располагаем. В данном случае контекст содержится в библейских текстах. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». И т.д. Якобы, эти слова принадлежат самому Иисусу.

Мысль отшлифована «песками времени» до предельного лаконизма. Даже тире указывает на то, что вторая часть выражения является следствием из первой. Как и многие сентенции библейского происхождения, это выражение стало пословицей. Отличительной особенностью сентенций является их нравоучительный, назидательный характер. Они — как указание к действию. И указание в данном случае такое:
Как бы не было трудно достичь цели (может, изначально она кажется и вовсе недостижимой) - не опускай руки, не останавливайся, думай над проблемой, трудись над ней и двигайся вперёд, каждый день и без перерывов. А неудачи - это всего лишь вехи на пути к заветной цели.

Такое поведение называется настойчивостью и упорством. Думай, учись, работай, старайся и будь терпелив. Придёт время - и ты достигнешь результата.

Юноша, ставящий перед собой великие цели, 🙂 бери пример с Тома Эдисона, который поставил цель создать электрическую лампу накаливания. И создал! А другие не смогли! И быть может, только потому, что ни у кого не было столько терпения, чтобы провести для этого более 11 тысяч опытов!
И как в любом деле, главное - начать.

Начало - половина дела. (Аристотель)

Тяжело сдвинуть шкаф с места. Этому препятствует сила инерции. Но если он уже приведен в движение, то бывает, и остановить его уже нелегко. 🙂

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие. (Аристотель)

Именно приступить к решению задачи для многих и является главной трудностью. По большей части из-за «интуитивного понимания», что задача непосильна или на неё не хватит жизни. Тем не менее,

Вода камень точит.
Под лежачий (т. е., ничего не предпринимающий) камень вода не течёт.
(Только точит его сверху и по бокам! 🙂)

Однако, ничего не вечно под луной! То, что невозможно сегодня, может стать обыденным завтра. И таких примеров в мировой истории не счесть.

Если достаточно долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывает труп твоего врага. (Китайская посл.)

Не жди, когда он соберётся проплывать. Принимай меры по ускорению процесса! 🙂 Не у всех, правда, в достатке желания, сил и ресурсов для решения своих проблем или для осуществления своей мечты. Но это уже другая тема.

Домашнее задание

Изучить подборку афоризмов

А также прочесть и другие статьи Теткоракса на библейскую тематику:

Правила счастливой жизни Уайт Елена

«Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам»

«Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам»

Чтобы избежать каких-либо недоразумений или неверного истолкования этих слов и уничтожить всякое основание для неверия, Господь дал тройное обетование. Он желает, чтобы ищущие Бога верили в Него, как в Того, Которому все возможно, и поэтому прибавил: «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют». Господь не ставит никаких условий кроме того, чтобы вы почувствовали духовный голод, последовали бы зову Его благодати и пожелали бы Его любви.

«Просите». Своей просьбой вы доказываете, что сознаете свою потребность, и получите, если будете просить с верой. Христос обещал и выполнит свое обещание. Подойдите к Нему с искренним раскаянием в сердце, и вам нечего бояться, что ваша просьба будет неуместной, ибо вы просите о том, что Он обещал дать. Если вы просите о благословении, необходимом вам для того, чтобы ваш характер совершенствовался, уподобляясь характеру Христа, то вы можете быть уверенными, что просите о том, что Господь по Своему обещанию даст вам. Сознание вашей греховности уже есть достаточное основание для того, чтобы просить о милости и благодати Божией. Вы можете прийти к Богу не потому, что вы святы, а потому, что желаете быть очищенными Им от всех грехов и пороков. Единственное, с чем мы можем постоянно приходить к Господу, - это наша нужда, наше крайне беспомощное состояние, делающие Бога и Его спасительную силу необходимыми для нас.

«Ищите» не только благословений Божьих, но и Его Самого. Познайте Бога и найдите покой в Нем. «Ищите и найдете». Господь ищет нас, и наше желание найти Его есть действие Его Духа. Следуйте же этому влечению. Христос ходатайствует за искушенных, заблудших и неверных; Он стремится привести их в общение с Собой. «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар. 28:9).

«Стучите». Мы приходим к Богу по особому приглашению, и Он ждет нас, чтобы встретить нас в Своей приемной. Первые ученики, последовавшие за Господом, не удовлетворились короткой беседой с Ним по дороге, но спросили: «Равви! где живешь?.. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него тот день» (1 Иоан. 1:38,39). Так и мы можем иметь с Ним тесную связь и общение… Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 91). Пусть все, жаждущие благословений Господних, стучат в дверь благодати и ждут с полной уверенностью, говоря: «Ты, Господи, обещал, что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Глядя на громадную толпу собравшихся, Иисус желал, чтобы это множество людей познало любовь и милосердие Божий. Чтобы проиллюстрировать их духовные потребности и Божию готовность удовлетворить их, Он представил им голодного ребенка, просящего хлеба у своего отца. «Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень?» Иисус обращает внимание на естественную, нежную любовь отца к сыну и говорит: «Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него». Ни один любящий отец не отвернется от своего голодного сына, просящего у него хлеба. Кто бы мог хладнокровно смотреть на мучения своего ребенка, возбудив в нем надежду только для того, чтобы разочаровать его? Кто бы мог обещать ему хорошую и сытную пищу, а предложить вместо этого камень? И кто может предположить о Боге, что Он не внемлет мольбе Своих детей?

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13). Дух Святой, заместитель Божий на земле, есть величайший из всех даров. В Нем скрыты все «даяния добрые», и Сам Творец не в состоянии дать нам ничего большего и лучшего. Если мы обратимся к Господу с просьбой сжалиться над нами, помочь нам в беде и руководить нами через Духа Святого, то Он никогда не откажет нам в нашей просьбе. Родители могут отказаться от своих голодающих детей, но Господь Бог никогда не оставит без внимания крик нуждающейся и томящейся души. Он сам описывает свою любовь в удивительно нежных выражениях. Он обращается ко всем тем, которые считают себя оставленными Богом в дни тяжелых переживаний и говорит через пророка Исаию: «А Сион говорил: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» (Ис. 49:14,16).

Каждое обещание, данное Богом в Его слове, может служить предметом наших молитв, и мы можем ссылаться на них. Каковы бы ни были наши духовные потребности, мы имеем преимущество просить о них через Иисуса. Мы можем с детской простотой сказать Господу все, в чем мы нуждаемся, будет ли это материальная нужда в пище и одежде, или духовная потребность в хлебе жизни и одежде праведности Христа. Отец Небесный знает, что вы в этом нуждаетесь, и ждет, чтобы вы попросили Его об этом. Только во имя Иисуса можно получить небесное благословение, и Отец чтит это имя, удовлетворяя благодаря обилию Своего милосердия все наши просьбы, возносимые во имя Иисуса.

Не забудьте, что, приходя к Богу, как к своему Отцу, вы тем самым признаете себя Его детьми; вы не только уповаете на Его милость, но и считаетесь с Его волей и подчиняетесь ей; вы знаете, что Его любовь вечна, неизменна; вы отдаетесь Ему, посвящая себя делу своего Отца. Всем тем, кому Иисус советует прежде искать Царства Божия и правды его, Он дает обетование: «Просите, и дано будет вам».

Детям Божьим предназначены все дары Того, Кому принадлежит всякая власть на небе и на земле; эти дары настолько драгоценны, что могли быть куплены для нас только кровью Спасителя; эти дары удовлетворяют самые большие духовные потребности; они пребывают вечно и могут быть получены теми, кто как дети приходит с просьбой к Богу. Примите же обетования Божий, как относящиеся лично к вам, напоминайте Господу о Его обещании, приходите к Нему в молитвах ваших, и вы почувствуете полное удовлетворение и радость.

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете»? иеромонах Иов (Гумеров)Слово просите по смыслу евангельского текста, несомненно, означает молитвенное прошение. Выражение дано будет вам указывает на Божественное действие. Дальнейшие слова

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 211 Манойло Й.: “кто имеет, тому дано будет Тебя удивляют слова Спасителя: ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12). Разве справедливо, спрашиваешь ты, давать богатому, который уже имеет, и отнимать у бедного

Из книги Сочинения автора

8–11. Ереси не должны искать оправдания в словах «Ищите и найдете»; имеющему веру нет нужды искать чего–то другого 8. Итак, я приступаю к тому положению, которое и наши привлекают для подкрепления своей любознательности, и еретики твердят в оправдание своей мелочной

Из книги Притчи и истории, том 2 автора Баба Шри Сатья Саи

100. Просите – и дано будет вам В маленькой деревне, в глуши, жили мать с сыном. Мальчик лишился отца, когда ему было два года. Чтобы вырастить сына и дать ему образование, мать работала в поте лица. Мальчик рос смышлёным, послушным и очень любил и чтил свою мать. Он ходил в

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Замечательно, что в этом стихе не существует никаких "разночтений". Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, (Мк. 4:11; Лк. 8:10). Что слова эти были здесь ответом на вопрос 10 стиха, на это указывает "сказал им в ответ" (??????????). Слова Христа показывают, что учение Его, изложенное в притчах, было

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; Мысль эта уже была разъяснена при помощи притчи, и слова Христа в 43 ст. есть вывод, из нее сделанный. Они имели такое ясное отношение к иудейским начальникам, что последние

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. В ответ ученикам своим Креститель прежде всего говорит, что всякий успех, какой кто-либо имеет в своем деле, зависит всецело от воли Божией. Это - дар

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. Стих этот точнее перевести нужно так: Потому-то, т.е. так как некоторые из вас не веруют, и говорил Я вам... Христос, зная, что некоторые из Его последователей не

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Господь только что говорил о необходимости для апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, какую получат они от этого: их молитвы будут услышаны (ср. 14:13-14).

Из книги Искусство трудного разговора автора Таунсенд Джон

151 Просите, и будет дано вам "Просите, и будет дано вам", -Когда-то Спаситель учил.И, веруя в Божие Слово,Просите терпенья и сил.Просите с надеждой и верой:Господь обещает послатьВам Духа Святого без меры,Спасение и благодать.Ищите, друзья, и найдётеЖемчужину веры живой,В ней

Из книги Молитва автора Янси Филипп

Из книги автора

Просите и дано вам будет 7 Просите - и дано вам будет, ищите - и найдете, стучитесь - и отворят вам. 8 Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.9 Разве даст кто - нибудь из вас сыну своему камень, когда тот попросит хлеба, 10 даст ли змею

Из книги автора

Просите, ищите, стучите (Лк. 6:31; Лк. 11:9-13)7 Просите - и вам дадут, ищите - и найдете, стучите - и вам откроют. 8 Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, откроют.9 Есть ли среди вас такой человек, который даст своему сыну камень, когда тот

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 11. ПРОСИТЕ, ИЩИТЕ, СТУЧИТЕ Когда б я, неотвязчиво молясь, Надеялся веленья изменить Того, Кто может все, - я день и ночь Вопил бы… Джон Мильтон. «Потерянный Рай» Наверное, притча Иисуса о человеке, который ночью стучится в дверь к другу, чтобы попросить хлеба,

(Лк. 6:37-38, 41-42)

– Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. Что ты смотришь на соринку в глазу своего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна? Как ты можешь говорить своему брату: «Дай я выну соринку из твоего глаза», когда в твоем собственном глазу бревно? Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата.

Того, что свято, не давайте псам, а не то они, обернувшись, растерзают вас. И не разбрасывайте своих драгоценностей перед свиньями, не то они растопчут их.

Просите, ищите, стучите

(Лк. 6:31; Лк. 11:9-13)

Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, откроют.

Есть ли среди вас такой человек, который даст своему сыну камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну змею, когда тот попросит рыбы? Если вы, будучи злы, умеете давать своим детям благие дары, то тем более Небесный Отец даст благое тем, кто просит у Него! Поэтому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом суть всего, что написано в Законе и в Книгах Пророков!

Узкие ворота

(Лк. 13:24)

Входите через узкие ворота. Путь, ведущий к погибели, широк, ворота просторны, и многие идут по этому пути. Но тесны ворота и узок путь, ведущие к жизни, и лишь немногие находят их.

Дерево узнается по плодам

(Лк. 6:43-44)

Берегитесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьих шкурах, внутри же они – хищные волки. Их вы узнаете по их плодам. Собирают ли с терновника виноград или с чертополоха инжир? Хорошее дерево приносит хорошие плоды, а больное дерево – плохие плоды. На хорошем дереве не бывает плохих плодов, и на больном дереве не бывает хороших. Каждое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь. Итак, вы узнаете их по плодам.

Не всякий, кто говорит Мне: «Господи, Господи», войдет в Небесное Царство, но лишь тот, кто исполняет волю Моего Небесного Отца. Многие будут говорить Мне в тот День: «Господи, Господи, да разве мы не пророчествовали от Твоего имени, разве не изгоняли Твоим именем демонов и не совершали многих чудес?» Но тогда Я отвечу им: «Я никогда не знал вас, прочь от Меня, беззаконники!»

Два основания

(Лк. 6:47-49)

Того, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он устоял, потому что был построен на камне. А всякого, кто слушает Мои слова, но не исполняет их, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было великим.

Когда Иисус закончил говорить, народ изумлялся Его учению, потому что Он учил их как имеющий власть, а не как их учители Закона.

7:23: См. Пс. 6:9.