Царь-пушка: история создание, описание, легенды. Царь-пушка

Задали тут дочке в школе реферат написать. «Царь-пушка: история кратко для детей». Тема интересная, но непростая. Много противоречивой информации, гипотез, мнений, фактов. Стал читать и даже сам увлекся. Решил помочь ребенку выполнить задание. И вот что у меня получилось. Держите! Может, еще кому для учебы пригодится. Да, и просто – надо же знать историю своих родных достопримечательностей! И гостям столицы будет о чем, если что, рассказать.

Итак, Царь-пушка. Кто из москвичей не видел ее? Это гигантское сооружение не может остаться незамеченным. Благодаря своим габаритам оно даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как пушка самого большого калибра. Хотя пушкой её называть, оказывается и нельзя… Но обо всем по порядку.

История создания Царь-пушки

Знаменитой достопримечательности Кремля уже более четырехсот лет. История создания Царь-пушки связана с набегами крымских татар на русские земли, регулярно совершаемыми в 16 веке. Вот и в тот раз, пришли в Москву вести о том, что идет на нас вероломный хан со своим грозным войском. Было это в 1586-м году.

В то время правил страной государь Федор Иванович. Он нашел умельца-литейщика по имени Андрей Чохов и приказал ему изготовить огромное артиллерийское оружие, чтобы было чем встречать врага. Стрелять оно должно было каменной картечью.

Литейщик задание выполнил, и пушку установили на холме над Москвой-рекой. Это прямо на Красной площади рядом со Спасской башней и местом, которое называется Лобным. Пушка была готова к обороне Кремля.

Но крымский хан со своими татарами до Москвы так и не дошел. Причины этого не известны, но факт остается фактом. И Царь-пушка не пригодилась.

Дальнейшая судьба достопримечательности

При Петре Первом орудие перекочевало на территорию Кремля. Изначально его разместили во дворе Арсенала, который на тот момент только строился. А затем пушку перетащили к главным воротам, подготовив для нее специальный лафет из дерева.

Во время пожара 1812 года этот «пьедестал» сгорел. И только спустя 23 года для пушки изготовили новый лафет, но теперь уже из чугуна. Проектировали его, по разным данным, военный инженер Витте либо архитектор Брюлов.

В 1843-м Царь-пушка снова изменила свое местоположение. Теперь она оказалась рядышком с Оружейной палатой (ее старым зданием). И только в 1960-м орудие разместили там, где оно находится и сегодня, - на Ивановской площади.

Следует понимать, что перетаскивать такую громадину с места на места было совсем не просто. А если еще учесть и чугунный лафет, вообще сложно себе все это представить. Согласно данным историков, для решения задачи приходилось использовать двести лошадей, которые запрягались одновременно.

Описание Царь-пушки

Ну, а теперь самое время перейти к описанию Царь-пушки. Длина орудия превышает пять метров. Диаметр ствола с внешней стороны – 134 см. Калибр достигает 890 мм. Масса же гигантского изделия – сорок тонн!

Пушка отлита из бронзы. Рядом с ней лежат огромные ядра, сделанные, как и лафет, из чугуна. Они удачно дополняют декор и придают Царь-пушке еще более устрашающий вид.

Справа на орудии изображен царь Федор. Он восседает на боевом коне, на голове у него корона, а в руке – скипетр. Рядышком с изображением отлита надпись, из которой понятно, кто перед нами. Согласно одной из гипотез, свое название орудие получило именно благодаря этому рисунку. Иными словами – это пушка с царем на «боку». Хотя есть и другая версия. Она объясняет название достопримечательности ее огромными размерами и внушительным внешним видом. То есть, эта пушка - над всеми пушками царь.

Но вернемся к описанию орудия. На левой его стороне найдем еще одну надпись. Она увековечивает имя творца громадины. Читаем: Ондрей Чохов.

Ствол украшен интересным орнаментом. А на лафете изображен лев. И это тоже можно связать с названием пушки. Ведь лев, как известно, - царь зверей. Он на рисунке показан в момент битвы с мифическим змеем. И все это искусно вплетено в сложный растительный орнамент.

А стреляла ли Царь-пушка?

Глядя на такую громадину, так и хочется представить, что будет, если орудие выстрелит. И, конечно же, возникает вопрос: «Пришлось ли москвичам испытать свою пушку в деле?». Ответ на него многих удивит.

Начать следует с того, что ядра, лежащие рядом с пушкой – всего лишь «обманки». Внутри они пустые. А если бы были полностью чугунными, то вес каждого из них составлял бы около двух тонн. Учитывая массу самого орудия, можно легко понять, что стрелять такими тяжелыми снарядами оно бы не могло физически. Его просто разорвало бы. Таким образом, назвать орудие пушкой нельзя. Данное имя «приклеилось» к нему, скорее всего уже в 20 веке при советской власти. И это было делом рук либо идеологов, заботящихся о грозном имидже страны, либо экскурсоводов, желающих посильнее впечатлить туристов.

Есть и еще один фактор, не позволяющий считать громадину пушкой. Длина ствола ее составляет всего четыре калибра, что в десять раз меньше положенного. Такие параметры подходят скорее для дробовика, как, собственно, и величали орудие москвичи до революции. Оно предназначалось для стрельбы картечью, роль которой вполне могли выполнять обычные подробленные камни.

Данный тип снарядов, а также характеристики самого орудия (диаметр канала ствола – 900 мм в начале и 820 мм в конце; глубина конуса – 320 мм; глубина плоского дна зарядной камеры – 1730 мм и глубина этой камеры – 447–467 мм) делают более уместным название «бомбарда». И именно к нему склоняются большинство современных историков и специалистов по оружию.

Но вопрос остается открытым. Пусть не пушка, пусть бомбарда. Стреляла ли она? Получить более-менее внятный ответ на него удалось лишь в 80-х годах прошлого века, когда орудием занялись реставраторы. Работы проходили на военном заводе Серпухова, и в ходе них специалисты нашли в каналах Царь-пушки порох.

Это могло бы говорить о том, что махина использовалась в боевых действиях, если бы не одно «но». А именно: характерных царапин на внутренних стенках ствола экспертами обнаружено не было. Если бы бомбарда стреляла боевыми, они бы обязательно остались. Данные наблюдения позволили ученым прийти к выводу, что в военных кампаниях Царь-пушка не участвовала, но один или пару раз из нее пальнули. Скорее всего, это были испытания, и в их ходе использовались не ядра, не картечь и даже не камни.

Легенда о царе Лжедмитрии

Впрочем, существует легенда, которая рассказывает о единственном выстреле, произведенном из гигантского орудия. Согласно ей, снарядом послужил… прах Лжедмитрия, выдававшего себя за русского царя.

А дело было так. Обманщика разоблачили и убили при попытке побега, проявив при этом невиданную жестокость. Тело Лжедмитрия предали земле, но вскоре оно каким-то таинственным образом оказалось у богадельни. Тогда труп закопали снова. И опять он «всплыл». На этот раз – на погосте.

Православный русский люд посчитал, что земля отказывается принимать грешника, и было решено псевдо царя кремировать. А прах развеять по ветру при помощи самого большого орудия страны – Царь-пушки. Скорее всего, данная история – всего лишь миф. Но и она имеет право на жизнь.

Зачем создавали махину?

Даже если вдруг легенда о Лжедмитрии и основана на реальных событиях, все равно не понятно, зачем создавали Царь-пушку? Не для того же, в самом деле, чтобы развеивать по ветру прах царей! Многие склонны считать, что орудие изначально планировали использовать в роли «пугала». Якобы, создатели рассчитывали вызывать страх у врага, увидевшего такую грозную махину. Данная версия выглядит очень неубедительно, если учесть, сколько сил нужно было потратить в те времена на создание такого громадного орудия. Это же не на заводе собирать – ручной труд! Вряд ли только лишь ради декораций на это пошел бы даже самый большой авантюрист, каким Федор Иванович вовсе не был.

Но что задумывал он, размещая бомбарду у стен Кремля? Орудие данного типа предназначено для штурма городских стен, так каким образом Федор собирался использовать его в борьбе с татарами? Не планировал ведь он стрелять по своей же крепости?

Существует версия, согласно которой громадину, называемую сегодня Царь-пушкой, задумал вовсе не Федор, а его предшественник Иван Грозный. Он постоянно с кем-то воевал: то с восточными, то с западными соседями. И орудия, подобные тому, что сегодня стоит в Кремле, по его заказу создавались не раз. Просто габариты их были не такими впечатляющими.

Свою последнюю задумку Грозный попросту не успел воплотить в жизнь. Ее внедрил уже после смерти отца Федор Иванович. Но он столь воинственным нравом не отличался, крупных кампаний не развязывал, поэтому пушка так и осталась невостребованной.

Данная версия выглядит весьма правдоподобно. Тем более, если учесть, что уже даже в те времена люди умели перемещать столь громоздкие махины на большие расстояния при помощи специальных приспособлений. Об этом свидетельствуют достоверные исторические факты. Так что, вполне вероятно, что Иван Грозный, смог бы успешно использовать огромную бомбарду для штурма вражеских крепостей, если бы покинул этот мир хоть на пару лет позже. Но этого не случилось…

Теперь вы знаете, какие секреты скрывает Царь-пушка: история, кратко рассказанная о ней, проливает свет на многие темные пятна. Конечно, ученым над этой темой еще работать и работать, но в целом мотивы создания и причины бездействия орудия понятны. И, как бы там ни было, как бы ни называли махину: пушкой, дробовиком или бомбардой, - она была и остается одной из самых главных достопримечательностей Москвы!

История: Знаменитая Царь-пушка, являющаяся неотъемлемой частью выставочной экспозиции Московского Кремля, была создана в 1586 году. Ее отливал на Пушечном дворе знаменитый мастер Андрей Чохов по приказу Федора Ивановича - царя Государства Российского. Имя создателя необычной пушки гигантских размеров история сохранила, поскольку оно было выгравировано на массивном стволе, как и год ее отливки. Появление столь необычного литейного произведения стало итогом многовекового совершенствования технологии отливки надежных и мощных пушек.

За четырехлетнюю историю Царь-пушка не раз меняла свое месторасположение. Сначала она находилась на территории Пушечного двора, и только в XVIII столетии ее с большим трудом удалось переместить в Московский Кремль. И даже тут шедевр литейного производства в первое время находился во дворике у здания Запаса, а потом данную достопримечательность переставили к основным воротам и установили на лафет.

У подножия массивного орудия разместили четыре больших ядра, а каждое из них весило почти тонну. Ядра для данного шедевра специально отливались в Петербурге в 1834 году на известном литейном заводике Берда. В последний раз шедевр литейного производства поменял свое месторасположение в 1960 году, когда строился Орудие аккуратно перенесли на Ивановскую площадь и установили рядом с храмом где оно красуется и сейчас.

Массивная Царь-пушка никогда не использовалась в качестве мощного оружия, поскольку стрелять с огромного чугунного лафета просто невозможно. Если попробовать выстрелить из большого ствола бомбой или может просто разнести на части, а находящие рядом канониры погибнут. А документы, касающиеся испытаний пушки, до наших дней не дошли, поэтому ученые до сих пор спорят о ее основном предназначении. До ХХ столетия многие военные историки считали, что орудие могло стрелять дробью, состоящей из небольших камней.

Но большинство исследователей убеждены, что шедевр литейного производства создавался с единственной целью - напугать послов иноземных государств, а в особенности - посланцев Крымского хана. Тайну орудия удалось раскрыть в 1980 году в момент проведения планового ремонта, когда мастера исследовали внутренние каналы. Оказалось, что данное изделие не является ни пушкой, ни дробовиком, а создавалось в качестве бомбарды, поэтому для ее ствола не требовалось никакого уклона.

Особенности: Грандиозная Царь-пушка в Москве - это огромное орудие длиной 5,34 метра, диаметр ее ствола составляет 120 сантиметров снаружи, а калибр - 890 миллиметров. Для отливки массивного орудия применялась только высококачественная бронза, а поверхность ствола красиво декорирована всевозможными фигурными фризами, необычными надписями и орнаментальными поясами. Казенный и дульный обрезы ствола немного выступают над поверхностью декоративного пояса, для оформления которого создателем пушки были использованы уникальные фигурные навески.

Центральная часть огромного ствола грандиозного орудия разделена на отдельные части плоскими и орнаментальными рельефными фризами. Сбоку можно увидеть литые скобы, предназначенные для полноценного укрепления канатов в момент перемещения пушки. Над передней правой скобой красуется надпись, возвеличивающая государя Федора Ивановича. А затравочное отверстие расположено непосредственно в стволе, около большого заднего пояса. Огромная Царь-пушка весит почти сорок тонн, поэтому сдвинуть ее с места - непосильная задача даже для русских богатырей.

Сейчас Царь-пушка и Царь-колокол являются самыми необычными достопримечательностями Москвы, привлекающими внимание посетителей Московского Кремля.

О Царь-пушке, думаю, слышал каждый из нас, ведь это самое известное и удивительное артиллерийское орудие в мире!

Царь-пушка была отлита ещё во времена правления царя Фёдора Ивановича - в 1586 году. Происходило это на Пушечном дворе, а отливал её лучший русский мастер-литейщик Андрей Чохов. Из-под его рук на свет появилось настоящее чудо артиллерии, длиной 5,34 метра и калибром 890 миллиметров. Только представьте себе, наружный диаметр ствола Царь-пушки составляет 1,2 метра, диаметр узорного пояса у дула - 1,34 метра, а весит это гигантское орудие 39,31 тонны! Пушка буквально испещрена рельефами, а на правом боку дула изображён сам царь Фёдор Иванович на коне


На каждом боку ствола находится по 4 скобы для крепления канатов, а над передней правой скобой, прямо над изображением царя, красуется надпись "Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия"


Сверху на стволе есть ещё две надписи: справа - "Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине", а слева - "Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов"


Существует много версий появления такого величественного названия, некоторые например считают, что названа она была в честь изображённого на ней царя, другие же уверены, что такое название пушка получила за свои размеры (как Царь-колокол), а в самом начале пушка вообще носила название "Дробовик Российский", так как была предназначена для стрельбы картечью


В 1834 году для демонстрации истинного калибра орудия в Петербурге были изготовлены специальные декоративные ядра, украшенные орнаментами. Весят такие ядра почти по две тонны каждое, но стрелять ими пушка не может


Царь-пушка была призвана стать главным защитным орудием Кремля, в связи с чем она была установлена на специальном бревенчатом настиле неподалёку от Лобного места , но в настоящем бою ей так и не суждено было поучаствовать…


Пушка была перемещена в Кремль в XVIII столетии. Первоначально она стояла во дворе Арсенала, а затем была переведена к его воротам. В 1960х годах, когда был построен кремлёвский Дворец Съездов, орудие поместили на Ивановской площади, у подножия собора Двенадцати Апостолов


Царь-пушка является самой большой гаубицей в мире по калибру, чему свидетельствует соответствующая запись в Книге рекордов Гиннеса. Самым же крупным артиллерийским орудием из когда-либо созданных является немецкая "Дора" калибром 800 мм и весом в боевом положении 1350 тонн

Царь-пушку тщательно исследовали в 1980 году с целью ремонта. Во время этого обследования оказалось, что орудие было предназначено для стрельбы каменными ядрами весом около 800 килограмм и что из неё стреляли минимум один раз


Весной 2001 года по заказу правительства Москвы была изготовлена копия Царь-пушки весом 42 тонны


В мае 2001 года правительство Москвы подарило эту копию Донецку - с тех пор перед зданием местной мэрии красуется "призрак" легендарного орудия


Царь-пушка в Московском кремле

Как только ни называют Царь-пушку: первой среди орудий по калибру, шедевром литейного искусства, гордостью артиллерийской коллекции, символом российского могущества. Достаточно даже одного из этих эпитетов, чтобы привлечь к ней внимание туристов. Калибр чудо-пушки составляет 890 миллиметров, и этот показатель действительно самый большой из всех известных мировых аналогов.

Царь-пушка - и как орудие, и как музейный экспонат под открытым небом, и как визитная карточка Белокаменной в ряду других исторических памятников – весьма оригинальна. С одной стороны, она представляет собой образец крупнейшего средневекового орудия, а с другой - ярчайший пример «гигантизма» XIX века. Интригует и происхождение названия самобытной достопримечательности, не разгаданное учеными до сих пор. Одни предполагают, будто оно связано с тем, что на пушке изображен один из русских самодержцев. Другие же считают, что название обусловлено исключительно внушительными размерами этого орудия.

Как бы там ни было, мало найдется иностранных туристов, которые, приехав в Москву, не захотели бы взглянуть на это чудо бутафории. Кроме того, что Царь-пушка является самым крупнокалиберным орудием в мире, она имеет в длину 5,34 метра и весит порядка 40 тонн. Этих показателей оказалось достаточно, чтобы включить величественную московскую красавицу в Книгу рекордов Гиннесса. И как после этого можно пройти мимо такой уникальной достопримечательности, не потрогать ее своими руками и не сфотографироваться на ее фоне?

История Царь-пушки

В 1586 году по Москве распространилось тревожное известие о том, что в город движется со своей ордой крымский хан Ислям II Герай, поэтому необходимо было создать орудие для обороны Кремля, и эту задачу поручили русскому мастеру Андрею Чохову. В том же году громадная пушка была отлита на пушечном дворе. Ее установили прямо на Красной площади, около так называемого Лобного места. В качестве основания использовали бревенчатый раскат (настил). Перед этим пришлось задействовать 200 лошадей, которые тащили орудие по бревнам, с каждой стороны было предусмотрено по 4 скобы для крепления канатов. Через некоторое время бревенчатый настил заменили каменным.

Польский гусар Самуил Мацкевич вспоминал по этому поводу, что «в русской столице лежит огромное орудие настолько большое», что солдаты Речи Посполитой во время дождя могут прятаться «внутри его».


Между тем, крымский хан до Москвы не дошел, поэтому никому так и не довелось увидеть, как стреляет уникальное орудие. В XVIII веке пушку переместили в столичный Кремль, и с тех пор она находится там, в самом сердце первопрестольной. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, построенном Петром I в качестве Цейхгауза – хранилища для старинных и трофейных образцов оружия. Впоследствии Царь-пушка «охраняла» главные ворота Арсенала.

В 1835 году ее, равно как и другие вековые орудия, разместили вдоль Оружейной палаты. Она была воздвигнута на новый чугунный лафет, изготовленный по эскизам академика А. П. Брюллова. В 60-е годы прошлого столетия Царь-пушка справила очередное «новоселье»: ее поместили на то место, где она находится и поныне.

Несмотря на сохранившееся свидетельство, что государь Федор I Иоаннович отдал приказ изготовить такое большое орудие к встрече войск крымского хана, многие исследователи считают, что на самом деле Царь-пушка должна была всего лишь производить на иностранцев «пугающее» впечатление своим внушительным видом. Писатель Альберт Валентинов, например, утверждал, что сам мастер, Андрей Чохов, изначально знал, что его огромное неповоротливое детище стрелять не будет. Даже если допустить, рассуждал дальше писатель, что огромное количество пороха, которое необходимо для выталкивания двухтонного ядра, не разнесет ствол вдребезги, представить себе Царь-пушку в бою просто невозможно. Ведь ее из-за такого большого веса перетащить с одной позиции на другую оказалось бы практически неразрешимой проблемой. Валентинов также утверждал, что литейщик ставил перед собой, прежде всего, цель показать возможности русской оружейной промышленности, а сама пушка должна была стать символом могущества России перед лицом возможных врагов. Логика Чохова, по его мнению, была проста и должна была убедить всех иностранцев: если русские мастера смогли создать такую большую пушку, орудия меньших размеров им уж тем более под силу.

С мнением писателя перекликаются оценки и многих узкопрофильных специалистов-оружейников. Так, один из них, Александр Широкорад, в своем труде «Чудо-оружие Российской империи» утверждает, что по стоимости затрат вместо этой пушки можно было бы изготовить с два десятка небольшого размера дробовиков, на заряжание которых ушло бы всего 1-2 минуты. В то время как на заряжание нашей могучей красавицы пришлось бы потратить целые сутки. Широкорад в связи с этим задается риторическим вопросом, цитата: «Каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..»

Казалось бы, оценки специалистов, подкрепленные простой логикой и железными аргументами, должны были поставить точку в дискуссии о том, являлась ли миссия этого орудия военной или, наоборот, только пропагандистской? Однако последующие исследования не подтвердили версию, что Царь-пушку отлили только для того, чтобы она пугала иностранцев своим устрашающим видом. Как оказалось, она действительно по типу относится к бомбардам – осадным орудиям большого калибра с небольшим удлинением ствола, предназначенным для стрельбы 800-килограммовыми каменными ядрами.

Когда в 1941 году немцы наступали под Москвой, Царь-пушку всерьез планировали использовать для защиты столицы от неприятеля.

В 1980 году пушку отправили на ремонт в Серпухов. Одновременно ее обследовали специалисты Артиллерийской академии имени Дзержинского. Они подтвердили, что строение ствола четко указывает на то, что это классическая бомбарда, предназначенная для стрельбы именно каменными ядрами, то есть «дробом». Они классифицировали ее как орудие навесного огня, в перевозке которого с места на место не было никакой нужды - такие орудия просто вкапывали в землю.

Другие исследователи не сомневаются в том, что из Царь-пушки, как минимум один раз, но все же стреляли. Другие возражают: в камере ствола остались приливы бронзы, которых после стрельбы там не должно было оказаться. Свою позицию последние подкрепляют тем, что орудие запального отверстия не имеет, и это обстоятельство стрельбу из нее делает невозможным априори.

Как выглядит Царь-пушка?

Независимо от того, могла ли Царь-пушка быть использованной для обороны Кремля или у нее стопроцентно «декоративное» предназначение, она имела и имеет парадный и величественный вид. Отлитая из бронзы, красавица-пушка торжественно, даже несколько гордо возвышается на чугунном лафете, которому уже почти два столетия. Рядом с ней находятся отлитые еще в 1834 году ядра из того же материала, каждое из которых весит 1,97 тонны. Стрелять такими ядрами, понятное дело, орудие не может.

Оказавшись с правой стороны Царь-пушки, вы увидите изображение государя-самодержца Федора I Иоанновича, известного также по имени Феодор Блаженный, восседающего на коне. На голове у него – корона, в руках - скипетр. Кто не очень знаком с историей, сможет прочитать рядом, кто именно здесь изображен.

Царь-пушка на фото

Считается, и об этом мы сказали в самом начале, что свое название - Царь-пушка - орудие получило благодаря этому изображению. Ведь Федор Иванович был не только Великим князем Московским, но и царем всея Руси. Впрочем, на этот счет, как и относительно других моментов, связанных с историей достопримечательности, есть альтернативное мнение: название орудие получило благодаря габаритам, которые действительно делают его «царем» среди всех обычных пушек.

Теперь переместился на противоположную сторону ствола, которая обращена к другой знаменитой достопримечательности - Царь-колоколу. На ней мы можем увидеть надпись о том, что пушка была отлита в «преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его», и что отливал пушку «пушечный литец Ондрей Чохов». Но почему указан такой год, вызывающий ассоциации с византийским летоисчислением, восходящим, в свою очередь, к ветхозаветному? Дело в том, что в XVI веке летоисчисление в России, как и в Византии, велось с «сотворения мира». Считать годы от Рождества Христова, как мы сегодня привыкли, на Руси стали в конце XVII века, по указанию Петра Великого.

И, конечно, не обойдем вниманием ствол орудия, декорированный красивейшим орнаментом. О лафете же, который отливали по чертежам Питера Яна де Вите, скажем отдельно. Литейщики покрыли это 15-тонное сооружение весьма оригинальным переплетением растений, среди которых находится изображение борющегося со змеей льва, что имеет символическое значение. По общему мнению, царя зверей поместили сюда не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть особый статус Царь-пушки. «Растительная» тема продолжена на спицах больших колес, которые исполнены в виде переплетающихся между собой листьев.

До наших дней дошло предание, согласно которому Царь-пушка все-таки выстрелила. И случилось это всего один раз, при Лжедмитрии I. Когда этого самозваного правителя разоблачили, он пытался спешно покинуть столицу. По дороге его настиг вооруженный отряд. Солдаты жестоко убили самозванца, но после того, как тело было погребено, его на следующий день… обнаружили около богадельни. Удивлению москвичей не было предела, однако не оставлять же труп не погребенным. Вторично его закопали в другом месте, на еще большую глубину. А вот когда тело Лжедмитрия явилось взору вновь, люди всерьез забеспокоились. Пошла молва, что самозванца даже земля не принимает. И было принято решение сжечь тело, после чего в пепел намешали порох и выстрелили из Царь-пушки в направлении Речи Посполитой, откуда, собственно, и пришел Лжедмитрий. Конечно, это только легенда, однако кто знает - вдруг что-то подобное все же произошло? Ведь не зря говорят в народе, что дыма без огня не бывает.

И еще интересный факт. Оказывается, на том месте, где величественно «позирует» перед посетителями Царь-пушка, ранее находился обыкновенный кабак, в котором любил пропускать рюмку-другую самый разнообразный люд.

Царь-пушка и ее копии

Одна из самых известных копий легендарного орудия находится в Донецке. Для столицы Донбасса ее отливали специально по заказу правительства Москвы на предприятии ОАО «Ижсталь» (Удмуртия). По массе «клон» даже превосходит оригинал, он весит 42 тонны, из которых в общей сложности 3 тонны приходится на оба колеса. Вес ядра – 1,2 тонны, а диаметр ствола составляет 89 см.


Донецкая Царь-пушка, отлитая, в отличие от московской, из чугуна, была установлена перед зданием мэрии в мае 2001 года. Для того чтобы приблизить внешний облик к оригиналу, ствол покрыли специальной краской, имитирующей средневековую бронзу. Изготовление дубликата заняло почти три месяца, будучи разделенным на два этапа. Сначала изготовили форму для отливки, а затем она была залита чугуном. Все художественные элементы, а их 24 (голова льва, узоры на стволе, изображение царя Федора и многие другие) изготовлены донецкими краснодеревщиками Виталием Антоненко и Михаилом Березовским.

Еще одна известная копия Царь-пушки находится в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. Она установлена у входа в Национальную художественную галерею, что на площади Оболенского-Ноготкова. Марийскую копию специально отливали на судостроительно-судоремонтном заводе имени С. Н. Бутякова.

Не менее знаменита пермская модель Царь-пушки. Она же самая молодая из всех, ее изготовили в Мотовилихинском чугунопушечном заводе еще в 1868 году, причем в натуральную величину. В отличие от «старшей сестры» в Москве, пермская 20-дюймовая модель успешно прошла, что называется, испытание боем. Из нее при испытаниях было произведено 314 выстрелов, и не только обычными ядрами, но и бомбами разных систем.

Во время Всемирной выставки 1873 года в Вене пермская пушка была установлена перед павильоном России. После выставки ее должны были транспортировать в Кронштадт, для нее даже изготовили специальный лафет. Планировалось, что орудие будет служить для обороны Санкт-Петербурга со стороны моря. Однако этого гиганта вернули обратно в Пермь. Дело в том, что к тому моменту он технически устарел. На смену ему пришли более легкие орудия из высокопрочной пушечной стали, технология получения которой была разработана златоустовским инженером-изобретателем Павлом Матвеевичем Обуховым, открывшим завод в городе на Неве. Пермскую же Царь-пушку, как и московскую, сохранили в роли памятника.

Как добраться

Царь-пушка относится к самым известным достопримечательностям Москвы, расположенным в сердце города, поэтому найти ее очень просто.

Воспользовавшись метрополитеном, доезжаете до станции «Александровский сад» и выходите непосредственно в этот парк, расположенный с северо-западной стороны от стен Кремля. Здесь же, у станции подземки, находятся билетные кассы в Кремль. Купив билет, поднимайтесь в Кутафью башню и, пройдя по мосту и минуя Троицкую башню, окажетесь непосредственно на территории Кремля.

Далее идете в направлении Сенатской площади и поворачиваете направо, после чего доходите до колокольни Ивана Великого, рядом с которой и находится уникальное, безмолвное в своем величии старинное орудие – ее величество Царь-пушка.

Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.

Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!

Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).

Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.

Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.

Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.