Природа появления дождей. Как образуется дождь и снег
Что известно о дожде? Можно сказать: все и ничего. Из ниже представленной статьи можно почерпнуть некоторую информацию, касающуюся этого, казалось бы, обычного природного явления.
В статье постараемся более подробно представить следующую информацию: что такое дождь и интересное о дожде (как он возникает, какие виды бывают, какой вред и пользу он может принести и мн. др.).
Общая информация об атмосферных осадках
В более высоких широтах и в пустыне ежегодно осадков выпадает примерно 250 миллиметров. А по всей земле ежегодно выпадает в среднем 1000 мм осадков.
Из атмосферы могут выпадать разные виды осадков: град, снег, дождь, крупа и морось. Также из воздуха могут осаждаться изморозь, роса, иней и гололед.
Различается два вида осадков - обложные и ливневые. Первые связаны с теплыми фронтами, а ливневые - с холодными.
Одним из звеньев, участвующих в круговороте влаги на поверхности Земли, являются осадки. А важнейшие элементы данного процесса в природе - образование конденсата и испарение.
Что такое дождь, каким он бывает, и как измеряют его объемы и количество других осадков? В этих целях на метеорологических станциях используется специальные оборудования: осадкомеры, дождемеры и плювиографы. С помощью радиолокации определяются большие площади осадков. Они измеряются толщиной выпавшего слоя воды в миллиметрах.
Основные определяющие характеристики климата: количество осадков (годовое, сезонное, среднемесячное, многолетнее), интенсивность, повторяемость и распределение осадков по земле. Эти характеристики имеют большое значение для всего народного хозяйства и сельскохозяйственной отрасли. Прежде чем более подробно остановимся на том, что такое дождь, рассмотрим все виды осадков.
Виды осадков
Вкратце представим некоторые из многочисленных видов осадков.
Дождь: описание, определение
Диаметр капель дождя обычно составляет примерно 0,5-6 миллиметров, а если они мельче 0,5 мм - это морось. Размером более 6 миллиметров капли при падении сильно деформируются, затем разбиваются о землю.
По интенсивности различают умеренные, слабые и сильные дожди.
Проще говоря, дождь - это явление, при котором вода, образующаяся в атмосфере при конденсации водяного пара, выпадает из облаков и достигает поверхности земли в виде жидких капель.
В итоге, самое простое определение для явления дождь - осадки, выпадающие в виде капель, в диаметре достигающие до 10 миллиметров (в зависимости от интенсивности).
Виды дождя, происхождение
Природное явление дождь тоже имеет свои виды. В зависимости от размеров капель и интенсивности, бывают разными: дождь с градом (некоторые кристаллы льда не успевают превратиться в жидкость при прохождении через теплые атмосферные слои), грибной, грозовой (сопровождается ударами молнии), затяжной, обложной, морось, ливень, полосовой и ситный.
А что такое дождь переохлажденный? Это жидкие осадки, капли которых имеют диаметр 0,5-5 миллиметров. Выпадают они при отрицательных температурах (до -15°). Капли, попадающие на твердую поверхность, между собой смерзаются и образуют гололед.
Дождь ледяной - осадки твердые, обычно выпадающие при отрицательных температурах (до -15°). Похожи они внешне на ледяные твердые шарики (диаметр 1-3 мм), с незамерзшей водой. И при таком дожде образуется гололед - шарики при падении разбиваются на части, из которых вытекает вода.
Образование дождя объясняется очень просто. Как правило, он идет из теплых облаков, когда самые мелкие капли, несущие в себе заряды с противоположными значениями, притягиваются и, сливаясь, создают крупные капли. А те, в свою очередь, увеличиваются настолько, что становясь тяжелыми, не удерживаются в облаке и проливаются дождем.
Состав дождя
Что такое дождь, и какие виды он имеет, выяснили. А каков его состав?
Выпадающие на землю осадки с собой приносят разнообразные примеси: вулканический пепел, пыль, различные бактерии, пыльцу растений, грибковые споры, различные частицы промышленных выбросов (оксид серы и азота, органические растворители). Если же дождевое облако над океаном зародилось, в составе осадков могут быть и ионы натрия, калия и магния. В связи с этим и возникло одно из названий - «грибной» дождик.
Выходит, что дождевая вода может включать в себя практически все химические элементы таблицы Менделеева.
Кислотность
Что такое дождь кислотный? Нормальная кислотность дождя соответствует уровню рН 5,6. Дожди кислотные имеют более низкие значения этого уровня. К примеру, в воде с кислотностью рН 5,5 в водоемах погибают все полезные бактерии, а при кислотности рН 4,5 может погибнуть вся рыба, насекомые и земноводные. Поэтому после прохождения подобного дождя, листья растений приобретают ожоги, значит и человеку попадать под него не следует.
Кислотные осадки отрицательно влияют на окружающую среду, а в водоемах могут появиться высокотоксичные ионы кадмия и свинца. В связи с этим следует воздерживаться от купания в водоемах с повышенной и пониженной кислотностью.
Вред
Не желательно гулять в дождливую погоду без зонта, потому что примеси, которые содержатся в дождевой воде, способствуют возникновению массы проблем.
При достижении определенных уровней концентрации в организме, большая часть вредных элементов начинает оказывать губительное действие. Они вызывают отравления и даже возможны мутации. К примеру, ионы тяжелых металлов вредят почкам и печени (засоряют каналы), а при накоплении токсинов происходит интоксикация организма.
К тяжелым последствиям приводят и отравления марганцем, содержащимся в больших количествах в дождевой воде. Причем, симптомы отравления присущи другим заболеваниям, то есть человек не сразу может обратить внимание на это. Марганец засоряет у нервных клеток канальцы, а это может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости и к сонливости. Алюминий, с годами постепенно накапливаясь в организме, способствует возникновению разнообразных неврологических заболеваний.
Не менее опасны и многие другие примеси, поэтому при дожде кислотном следует воздержаться от прогулок и, тем более, не применять в бытовых нуждах дождевую воду.
Ливневый дождь и легенда о дожде
С самыми сильными ливнями связаны знаменитые легенды о Всемирном потопе. Согласно преданиям библейским воды в те исторические времена вылилось так много, что Ноев ковчег причалил аж к вершине горы Арарат, потому что остальную территорию затопила вода.
Метеорологи подсчитали и сделали вывод, что для того, чтобы за 40 дней слой воды достиг толщины в 5 тысяч 165 метров (это высота горы Арарат), нужно, чтобы интенсивность ливневого дождя составляла примерно 100 миллиметров в минуту. Однако за всю историю наблюдений метеорологов не было зафиксировано подобных сильных дождей.
Заключение
Сегодня сложно представить, что всего лишь каких-то сотню лет назад, люди дождевой водой не только умывались, но и собирали ее для приготовления пищи, и даже пили ее.
Раньше считалось, что мытье волос такой водой или талой снеговой придавало им здоровье, шелковистость и силу. На сегодня, судя по всему, такая процедура может не только навредить, но и даже привести к выпадению волос.
Однако дождь все же является самым важным компонентом для роста всех растений и главным участником круговорота воды в природе, что играет важную роль для всех водоемов на Земле.
Татьяна Панкова
Конспект НОД «Откуда берётся дождь?»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 38 «Семицветик»
г. Балаково Саратовской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему :
«Откуда дождь пришёл !»
Воспитатель :
первой квалификационной категории
Т. В. Панкова
Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация» ,
«Музыка» , «Чтение художественной литературы»
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Задачи :
Развивать поисковую деятельность детей : способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде , видах дождя .
Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры
Предварительная работа :
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ » и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.
Чтение сказки Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Рисование на тему «Путешествие Капельки»
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?» , «Хорошо или плохо» .
Презентация на тему : «Какие бывают облака» , «Какие бывают дожди »
Планируемые результаты :
Имеет представления о возникновении облаков и дождя , знает виды дождя , знает о пользе дождя для всего живого , выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.
Оборудование и материалы :
Видеосюжет «Почему идёт дождь » , презентация : «Какие бывают дожди » ,
Глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.
Для опытов : вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….
Ход НОД
(звучит мелодия «Дорогою добра» )
Организационный момент.
Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.
Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю) . Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!
Дорогие ребята!
Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа» . Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь ?»
Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь ? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку :
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны.
(глобус)
Работа с глобусом
Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый) . Что обозначают эти цвета на глобусе? (Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).
Какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
Иллюстрации с изображением природных явлений : В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь , туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)
В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь )
Воспитатель : Дети, а что такое дождь ?
Дети : Это капельки, которые падают с неба.
Воспитатель. А откуда он идет ?
Дети. Из облачка или тучки.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе .
1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя .
Как рождается дождь ? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)
Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.
А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты) . Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)
Что нельзя делать? (толкаться)
Почему? (чтобы не испортить оборудование)
А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
(пояснение опыта : - Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. То же самое происходит в природе. Идёт дождь . Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь ) .
Физминутка «Дождик »
Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками? Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.
Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их, обведите карандашом и назовите.
(пока выполняется задание звучит мелодия облака)
Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь »
Дождь … Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.
А какое настроение у вас вызывает дождь ? (ответы детей)
Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь , очень уж разный у них характер и внешний вид. Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди ?
Показ презентации
Беседа после показа
В какое время года идёт тот или иной дождь (грибной дождь идёт летом , полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь , ливень идут летом; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь , дождь с градом зимой или в холодное время года
Почему вы так решили?
Похож ли летний дождь на осенний ? (летом идут грибные, слепые, озорные дожди . Осенью дождь моросящий , затяжной, холодный). А зимой дождь превращается в снег .
ИЛЛЮСТРАЦИИ :
Так чем же полезен дождь ? (растениям он нужен для роста) ;
Человеку облегчает труд поливает огороды
Летом дождь спасает от жары и людей и животных
Форма дождевых капель при приземлении.
Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод : все капли разной формы.
Какой бывает дождь ? Обогащаем словарь детей.
Цель игры : обогащать словарь детей новыми словами.
Стихи к игре :
Дождик крапал , моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной ,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот так много есть дождей
Для растений и людей (О. Григорьев)
Как играть : Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал ? Собираем все слова из стихотворения.
Можно провести игру со словами в игровой форме - нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения - это одна капелька дождя , которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку) . Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения .
Рефлексия :
На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано «Маленький учёный» . Это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты. (вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
Оказывается всё очень просто. Под действием солнечного тепла с поверхности Земли испаряются мельчайшие капельки воды. Эти капельки очень маленькие, почти невидимые глазу, такие маленькие капельки называются водяной пар.
Вода испаряется с листьев деревьев, с поверхности земли и даже с поверхности нашего тела . Больше всего воды, конечно, испаряется в виде пара с водной поверхности рек, озер, морей и океанов.
Испарения над водой можно увидеть ранним утром, когда пар начинает собираться в капельки прямо над водой. А ещё такой пар можно увидеть, когда кипит чайник.
Поднимаясь всё выше и выше пар попадает в холодные слои атмосферы и собирается в капельки воды и крошечные льдинки. Ведь температура наверху, где собираются облака, около нуля градусов. Ветер собирает капельки в огромные причудливые облака. Можно увидеть перед дождем, как белые облака собираются в тучу на глазах темнеют. Это потому, что в небе собирается такое большое количество воды, что она не пропускает солнечный свет.
Случается, что капельки из-за низкой температуры замерзают и вмести с каплями дождя падают на землю. Идет град.
Капельки в туче соединяются друг с другом, становятся все тяжелее и начинают падать на землю. Так начинает идти дождь.
Почему осенью дожди идут чаще?
Дожди в России осенью идут даже реже, чем летом. По наблюдениям синоптиков наибольшее количество осадков выпадает в июне. А осенью из-за большого количества пасмурных дней нам кажется, что осень дождливая.
Зимой испаряющийся водяной пар даже не успевают собраться в капельки, а сразу из пара превращается в пушистые снежинки . Да-да, снежинки образуются именно из пара. И тогда вместо дождя зимой идет снег .
Теперь вы знаете как вода попадает в атмосферу и отчего идет дождь. Попав на почву в виде дождя или снега, вода уходит в подземные воды, в моря, океаны, речки, озера, и другие водоемы, и все начинается снова и снова. Этот природное явление назвали круговорот воды в природе.
Без такого круговорота воды наша планета превратилась бы в безжизненную пустыню.
Маленький круговорот воды вы можете устроить даже дома. Для это прозрачной крышкой и поставить на огонь. Вы увидите, как пар будет подниматься, оседать на крышке, в виде капелек. И капли будут падать вниз, чтобы снова, превратившись в пар, подняться вверх. Такой замечательный дождик в кастрюле.
Называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу. Человек всегда стремился понять, как образуется дождь.
Наиболее популярной была теория божественного происхождения. Как же все происходит на самом деле?
Как образуется дождь в природе
Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.
С поверхности водоемов, почвы и растений вода испаряется, попадает в атмосферу, где впоследствии и происходит образование дождевых туч, которые перемещаются воздушными потоками в разных направлениях и выпадают совсем не там, где образуются первичные облака.
В процессе круговорота воды в природе происходит циклическое перемещение воды в земной атмосфере. В это цикл входит испарение, конденсация и осадки. К последним относятся , снег, иней и т.д.
Интенсивность испарения зависит от температурного фактора, влажности и скорости перемещения воздушных потоков – ветра. Атмосферный водяной пар по большей части поставляется из теплых областей – океанических тропиков и субтропиков.
В среднем обновление водяного пара в атмосфере происходит раз в 10 дней. По мере продвижения насыщенного влагой воздуха в верхние слои атмосферы он охлаждается и расширяется за счет понижения давления. Далее происходит конденсация, образуются мельчайшие капельки, слагающие облака.
Внутри облаков капли постоянно перемещаются, движутся вниз, увеличиваются в размерах и, в конце концов, могут выпасть на землю в виде дождя.
При этом капли, находящиеся в верхней капли облака могут оставаться жидкими даже при температуре ниже 0° С, они пребывают в переохлажденном состоянии. Такие капли при определенных обстоятельствах могут преобразовываться в снежинки и выпадает снег, но если достаточно тепло, то до земли эти снежинки долетают уже в виде дождевых капель. И это еще один ответ на вопрос: как образуется дождь?
Таким образом, дождь является составляющей частью вечного движения воды в природе. И если по каким-либо причинам вода перестанет испаряться с земной поверхности, мы лишимся дождей, их живительной силы.
Видео, популярно объясняющее процесс образования дождя:
В природе все взаимосвязано и если что-то вмешивается в происходящие в ней процессы, может произойти все что угодно, вплоть до экологической катастрофы. Сегодня первые звоночки проявляются в виде . Атмосферный водяной пар соединяется с газообразными выбросами промышленных предприятий и на землю выпадает уже не чистая живая вода, а кислота, воздействие которой может быть самым неблагоприятным как для живых организмов, так и для созданных человеком сооружений.
Объясняем ребенку как образуется дождь
Маленькие дети задают тысячи вопросов. Среди них непременно встречается и такой – ? Как объяснить дошколенку, откуда берется дождь. Не станете же вы забивать голову ребенку такими понятиями как круговорот, конденсация и прочее.
Лучше всего объяснить все наглядно. Вот облака. Они похожи на вату. Но на самом деле они не мягкие и пушистые, а состоят из множества мельчайших капелек воды.
Возьмите холодный предмет и поднесите его к носику кипящего чайника. Капли пара сконденсируются на его поверхности. Покажите эти капельки ребенку. Объясните, что таких капелек в облаках много.
Когда они увеличиваются в размерах и становятся тяжелыми, облака превращаются в дождевые тучи и идет дождь. Вы все объясните правильно, не углубляясь в предмет.
И некоторое время ребенок будет удовлетворен этим объяснением, а потом он пойдет в школу и там получит развернутый ответ на вопрос: как образуется дождь.
Можно посмотреть с ребенком мультик, который рассказывает как образуется дождь: