Ширвиндт Александр — последние новости в жизни артиста. Александр Ширвиндт: биография, семья, личная жизнь, книги и фильмы Александр ширвиндт биография личная жизнь

Биография и личная жизнь Александра Ширвиндта поистине интересна и наполнена разными яркими событиями. На свет будущий артист появился в 1934 в городе Москве. Отец Александра Ширвиндта – Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) – был человеком чрезвычайно одаренным и творческим. Он был скрипачом, был музыкантом Большого , а также занимался преподавательской деятельностью. Мать Александра – Раиса Самойловна – работала в Московской филармонии.

Семья, детство, начало деятельности

Пока родители пропадали на гастролях, маленький Саша находился под контролем бабушки, которая играла большую роль в воспитании внука. Творческая среда оказывала свое влияние на мальчика. Он занимался музыкой, но потом забросил это занятие. Также пробовал себя в бальных танцах. Саша посещал школу, в которой обучались дети аристократов.

В доме Ширвиндтов нередко собирались многие деятели искусств. Окруженный этой атмосферой, мальчик уже тогда связать свою жизнь с театром.

В 1956 году Александр успешно заканчивает учебу в Щукинском училище и попадает на службу в Театр-студию киноактера. В этом же году состоялся дебют актера в фильме «Она вас любит». В 1957 году Ширвиндт переходит работать в театр Ленинского комсомола, а в 1970 году становится ведущим актером Московского академического театра сатиры. А с 2000 года является художественным руководителем данного театра.

Александр является обладателем многочисленных наград. Он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством», различных театральных премий. Также в его копилке Чеховская медаль, Почетный знак «Общественное признание», Орден Дружбы народов.

Личная жизнь Александра Ширвиндта, семья, дети

Свободное время Александр Анатольевич старается провести с пользой и хорошо отдохнуть. Он увлекается игрой на скрипке. Также одним из увлечений актера является рыбалка. Он часто отправлялся порыбачить со своим покойным другом Михаилом Державиным, которого знал с детства.

Курительная трубка, подарок Виталия Горемыкина, является любимым атрибутом Ширвиндта, с которым он практически не расстается. Любит Александр также посмотреть спортивные соревнования – он является ярым болельщиком московского футбольного клуба «Торпедо». Сейчас свою жизненную позицию артист объясняет так: «Пытаюсь воспринимать ее иронично — философски, понимая всю бренность нашего существования».

Со своей супругой, архитектором Натальей Николаевной Белоусовой, актер живет с 1957 года. Познакомились они в подмосковном дачном поселке. Тогда у Александра вызвало восторг, что у девушки в хозяйстве имеется корова, ведь он очень любит молоко. Через некоторое время влюбленные официально оформили свои отношения, а корову из хозяйства пришлось продать.

Вскоре молодожены стали жить на Котельнической набережной. В знаменитой высотке жили Лидия Смирнова, Клара Лучко, Людмила Зыкина, Фаина Раневская и другие известные личности.

Через год у счастливой семьи случилось пополнение – у них родился сын. Михаил Александрович Ширвиндт рос очень хулиганистым ребенком, которого часто выгоняли из школ за плохие выходки. В конце концов, он решился взяться за ум и поступил в театральное училище, решив идти по стопам папы. Некоторое время он был театральным актером. В настоящее время сын Михаил нашел свое призвание в качестве телеведущего.

Своим родителям Миша подарил внука и внучку. На совместных фото с женой, детьми, внуками Александр Анатольевич выглядит по-настоящему счастливым человеком, ведь у него большая дружная семья. Внук актера Андрей является преподавателем, работает в МГУ, а внучка Александра стала искусствоведом. Также у Народного артиста есть две правнучки – Анастасия и Элла.

Творческие достижения Александра Ширвиндта

Новости на 2019-2019 год гласят, что Александр Анатольевич пребывает в подавленном состоянии, так как недавно . Последние новости об Александре Ширвиндте сообщают, что он воспринял весть о смерти как свою личную трагедию. Свою дружбу с Державиным Народный артист пронес через всю жизнь.

Александр Анатольевич Ширвиндт. Родился 19 июля 1934 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1989).

Отец - Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) Ширвиндт (1896, Одесса - 1961, Москва), скрипач, музыкальный педагог.

Мать - Раиса Самойловна Ширвиндт (урождённая Кобыливкер; 1896, Одесса - 1985, Москва), редактор Московской филармонии. В молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену.

Дед - Густав (Гдаль) Моисеевич Ширвиндт - выпускник Виленской 1-й гимназии, был врачом.

Дядя (родной брат отца) - Евсей Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1891-1958), первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор.

Дядя (брат-близнец отца) - Борис Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1896-1966), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского.

Детство Александра прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке у Никитских ворот.

Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей).

Александр Ширвиндт в детстве

1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился сын будущего советского лидера Сергей Хрущев.

Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. В музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отчислили с выводом «К музыке не пригоден».

В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, .

Уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой). С первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.

В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера.

В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». Дебют в кино состоялся в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» . Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль, смог приобрести автомобиль «Победа».

В том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная».

Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу.

Но основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» А.П. Чехова, Людовик в «Мольере» М. А. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.

Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А. А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей .

В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.

В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры , куда его давно звали и . В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей , поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

Первой ролью Александра Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970).

Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, - «Гурий Львович Синичкин» (Он, Родион, 1970), «Обыкновенное чудо» (Министр-администратор, 1971), «Ревизор»(Добчинский, 1972), «Таблетку под язык» (Ломтев, 1972), «Маленькие комедии большого дома» (Отец, 1973), «Клоп» (Президент репортажа, 1973), «Дом, где разбиваются сердца» (Гектор, 1975), «Горе от ума» (Молчалин, 1976), «Чудак» (Ахмет Рыза, 1980), «Трехгрошовая опера» (Роберт Пила, 1982),«Бремя решения» (Пьер Селинджер, 1985), «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Негриш, 1986), «Счастливцев - Несчастливцев» (Несчастливцев, 1997), «Орнифль» (Орнифль, 2001), «Андрюша». А. Арканова и А. Ширвиндта (2001) и др.

С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой . В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам - 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная) (1992). Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей.

В 2000-м Ширвиндт был назначен худруком Театра Сатиры, продолжая и режиссёрскую работу, и игру на подмостках этого театра.

Александр Ширвиндт в кино

Александр Ширвиндт много снимался в кино. Первым успехом можно считать фильм «Приходите завтра» Евгения Ташкова, в котором он играл лже-Станиславского.

Затем были многочисленные работы в других фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Крах» (1968), «Какая у вас улыбка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Мнимый больной» (1980).

Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт - Андрей Миронов - Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).

Принесла славу Ширвиндту и роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром».

Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» - чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» - референта министра.

Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Он сыграл обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Среди других заметных работ Ширвиндта - Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе».

Много работал на озвучке мультипликационных фильмов. Начав с чтения закадрового текста в мультфильме для взрослых под названием «Машинка времени», снятом в 1967 году, актёр, например, дважды озвучивал Чеширского Кота в мультфильмах по классической сказке Льюиса Кэрролла. «Алису...» первый раз сняли на студии «Киевнаучфильм» в 1981-м, а когда потребовалось в 2010-м сделать русский дубляж голливудской версии, на роль Кота вновь пригласили его.

Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимался преподавательской деятельностью.

С 1958 года преподавал в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года - профессор). Среди его выпускников: Андрей Миронов, Алла Демидова, Наталья Гундарева, Светлана Рябова, Александр Пороховщиков, Леонид Трушкин, Леонид Ярмольник и многие другие актеры.

Александр Ширвиндт на протяжении многих лет был постоянным участником целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи».

Полюбились зрителям и выступления тандема Александр Ширвиндт - Михаил Державин.

Дуэт с Михаилом Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин - Самый неснимаемый актёр Закадр Внекадрович Нетронутый

Александр Ширвиндт - Наедине со всеми

Рост Александра Ширвиндта: 183 сантиметра

Личная жизнь Александра Ширвиндта:

Со своей будущей женой Наташей Белоусовой Александр Ширвиндт познакомился еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы.

Согласно семейной легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась корова. Александр очень любил молоко и вначале полюбил корову. А затем увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться.

По профессии Наталья Николаевна - архитектор, по корням - столбовая дворянка (ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу - старое московское купечество).

В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехали в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. В этой элитной высотке жили или до сих пор живут Людмила Зыкина, Лидия Смирнова, Клара Лучко и другие знаменитости.

В 1958 году у них родился сын, которого назвали Михаилом.

Закончил Театральное училище им. Щукина, несколько сезонов отработал в театре «Сатирикон». В 1993 году он ушел на телевидение, бросив театр. Вел «Лотто Миллион». В 1994 году создал студию «Весы», которая трансформировалась затем в телекомпанию «Живые новости».

У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей (1981 г.р.), который, окончив юрфак РГГУ, стал преподавать право в МГУ, и дочь Саша (1986 г.р.), ставшая искусствоведом.

Добавим, что Александр Анатольевич увлекается рыбалкой. Ранее любил баскетбол, игру на скрипке.

Почти 50 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом.

Фильмография Александра Ширвиндта:

1956 - Она вас любит! - Вадим Степанович Ухов, эстрадный певец
1958 - Атаман Кодр - Василий Богдескул
1963 - Приходите завтра - Вадим
1967 - Майор Вихрь - Юзеф
1967 - Спасите утопающего - экскурсовод
1968 - Ещё раз про любовь - Феликс Топтыгин
1968 - Крах - Сидней Рейли
1968 - Шестое июля - Лев Карахан
1969 - В тринадцатом часу ночи - помреж на студии
1969 - Сюжет для небольшого рассказа
1971 - Старики-разбойники - референт министра
1971 - Ты и я - приятель
1971 - Умеете ли вы жить? - Борис Есипович, преподаватель консерватории
1973 - Всего несколько слов в честь господина де Мольера - Дон Жуан
1973 - Ни слова о футболе - закадровый текст от автора
1974 - Какая у вас улыбка - Илья
1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром! - Павлик и закадровый текст от автора
1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - Хиггинс
1976 - Двенадцать стульев - одноглазый шахматист
1976 - Небесные ласточки - майор Альфред Шато-Жибюс
1977 - Инкогнито из Петербурга - Христиан Иванович Гибнер, лекарь
1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - лирический баритон: Третий встречный паренек / Наполеон / Дон Хуан / Жених / Аббат / Адвокат
1979 - Трое в лодке, не считая собаки - сэр Самуэль Харрис
1980 - Мнимый больной - господин де Бонфуа, нотариус
1980 - Альманах сатиры и юмора
1980 - За спичками - закадровый текст от автора
1981 - Отпуск за свой счёт - Юрий Николаевич
1981 - Восточный дантист - Топарникос
1981 - Факты минувшего дня - Юрий Николаевич Шаганский
1982 - Принцесса цирка - Фирелли
1982 - Серебряное ревю - худрук
1982 - Вокзал для двоих - Шурик, пианист
1982 - Нежданно-негаданно / Год Золотой рыбки - антиквар
1982 - Просто ужас! - главврач
1983 - Нежданно-негаданно - антиквар, сосед
1984 - Аплодисменты, аплодисменты... - Игорь Макаров, бывший муж Валерии
1984 - Герой её романа
1985 - Зимний вечер в Гаграх - телеведущий
1985 - Самая обаятельная и привлекательная - Аркадий, муж Сусанны
1985 - Миллион в брачной корзине - Леонидо Папагатто
1986 - Семь криков в океане - Сантьяго Сабала
1987 - Забытая мелодия для флейты - Мясоедов
1987 - Шантажист - Валерий Юрьевич
1989 - Искусство жить в Одессе - Тартаковский
1990 - Бабник - Аркадий
1991 - Чокнутые - Стефенсон
1991 - Осада Венеции - инквизитор
1993 - Русский регтайм - отец Кости
1994 - Простодушный - де Сен-Планж
1995 - Привет, дуралеи! - лидер социал-социалистической партии
1996 - Роковые яйца - редактор газеты
2004 - Привет от Цюрупы! - думающий о России
2007 - Ирония судьбы. Продолжение - дядя Паша
2008 - Сокровища кардинала Мазарини или Возвращение мушкетёров - Кольбер
2009 - Пёстрые сумерки - Александр Белых, джазовый пианист
2009 - Марковна. Перезагрузка - камео
2013 - Мольер (Кабала святош) (фильм-спектакль) - Жан Батист Поклен де Мольер

Озвучивание мультфильмов:

1967 - Машинка времени - Рассказчик
1977 - Как грибы с горохом воевали - царь Горох
1979 - Новый Аладдин - Аладдин
1981 - Алиса в Стране Чудес - Чеширский Кот
1981 - Пёс в сапогах - Красавчик
1981 - Самый маленький гном (3-й выпуск) - Козлик
1981 - Жил-был Саушкин - дядя Капа, житель Страны Добряков
2002 - Мои бабушки и я - внук Боря
2010 - Алиса в Стране чудес - Чеширский Кот.

Библиография Александра Ширвиндта:

На бенефисе Александра Ширвиндта, праздновавшемся во вторник в Театре Вахтангова, гости говорили первым делом о «нечеловеческом чувстве юмора» артиста. Марк Захаров, например, сравнил Ширвиндта с Фаиной Раневской: мол, такие люди могут блестяще работать артистами, но их главное качество – «мощный поток целебного и живительного юмора, который подпитывает нашу культуру, оплодотворяет страну».

Бенефис Александра Ширвиндта был приурочен к 20-летию первой театральной премии «Хрустальная Турандот» (негосударственная творческая награда), в рамках которой ежегодно отмечается все самое интересное и самобытное, что создано за последний сезон в столичном театре. За два десятилетия лауреатами премии становились Абдулов, Горин, Гундарева, Ульянов, Табаков, Чурикова, Этуш, Неелова, Кваша, Захаров, Фоменко и многие другие. У каждого из них, как говорили в советском театроведении, – особый путь в искусстве. И если использовать такую терминологию, то путь Ширвиндта состоит из юмора, обаяния, гротеска и, конечно, экспромта. Об этом говорил на вечере Марк Захаров: «Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей. Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

В этот вечер со сцены звучало так много признаний в любви, что в какой-то момент ловишь себя на мысли: хорошо, что виновник торжества не сидит на сцене, а занял самую выгодную в таких случаях позицию. Его место было среди зрителей в зале, да и большую часть вечера он предпочел молчать, а только лишь изредка (словно не сдержавшись) комментировал в микрофон происходящее. Например, когда Алексей Кортнев перед песней «Снежинка» извинился, что прозвучит слово «жиды», – Ширвиндт сказал: «Мой бенефис без этого слова не обходится». А после того как Антон и Виктория Макарские передали привет от родственников из Белоруссии и исполнили «Хаву Нагилу», – Александр Анатольевич, как всегда без тени улыбки на лице, подытожил: «Какой мелодичный народ белорусы». И в зале, конечно, раздался хохот.

Парадокс: в голосе артиста есть металл. Иногда он звучит в подкрепление безапелляционному суждению, властно и неоспоримо. Иногда снисходительно. Но по каким-то неписаным законам эффект всегда один – публика смеется. Наверное, поэтому у артиста нет особой тяги к представительству. Он мыслит, и зрители идут за движением его мысли. Они видят, как рождается этот юмор. Но в то же время Александр Ширвиндт умеет быть эмоциональным, не привлекая для этого все наличные сценические средства. Он пользуется их минимумом: в его игре не найдешь излишеств, он не ставит жирной точки, а оставляет залу простор для додумывания.

В спектакле по пьесе Горина «Счастливцев–Несчастливцев» артист играл Несчастливцева российским Дон Кихотом. У него привычно непроницаемое выражение лица и напряженный голос, выдающий неравнодушную натуру столичного артиста. Не только сцены из высоких трагедий, но и слова «от себя» Несчастливцев тоже подавал как театральный монолог, нарочито торжественно, напыщенно, наслаждаясь оторопью, в которую ввергает провинциальных зрителей. И в этом Несчастливцев был похож на Ширвиндта, который тоже любит держать зрителей в напряжении, приобщая их к моменту выбора. Так происходит и в спектакле «Кабала святош», когда наблюдаешь, что творится с душой повергнутого Мольера. Ширвиндт дотошен в поиске глубинных причин того состояния, в котором оказался его персонаж. Не бичует, не пригвождает, а старается понять. И эта сторона жизни тоже известна друзьям и коллегам Ширвиндта.

Поздравить артиста пришли Михаил Державин, Ольга Аросева, Аркадий Арканов, Василий Лановой, Александр Олешко, Юлий Ким, Федор Добронравов, Пелагея и многие другие. Ольга Аросева вышла на сцену в образе суматошной дамы, которая повсюду ищет талант. «Худруков нет, худруки исчезают буквально на глазах. Хорошо, что у нас есть литовские друзья – помогают, – сказала она, имея в виду Туминаса, Карбаускиса, Някрошюса, Гинкаса, Коршуноваса. – Мы тоже идем в ногу со временем. Наш Ширвиндт мне тоже признался: он ведь не Ширвиндт, а Ширвиндтас. Я была в Литве там есть речка Ширвиндт, правда, в свои литовские воды Александр Анатольевич немножко намешал воды с одесского причала. Но вы же понимаете: Литва – явление временное, а Одесса – это навеки».

Под занавес виновник торжества появился, наконец, на сцене: «Сегодня я нарочно посмотрел в словаре: бенефис в российском театре – это представление, которое давалось раз или два раза в год для актера или актрисы с тем, чтобы весь гонорар от выручки давался бенефецианту, а также на год оплачивалась квартира и выдавались дрова. Пока что дров не подвезли». А после аплодисментов продолжил: «Мы живем в век мимикрирования. Ощущение, что у нас гражданское общество мимикрировало. Наша профессия все больше мимикрируется. Любовь тоже часто мимикрируется. Но когда я вижу сегодня ваш зал – ощущение, что мы друг дружке нужны. Это единственное, что остается».

Биография и личная жизнь Александра Ширвиндта является ярким примером того, как человек открывается перед зрителями. Полностью раскрыть свои мысли, желания и перевоплотиться в какую-то роль очень сложно, но Александр это делал каждый день.

Александр Анатольевич Ширвиндт — живая легенда советской и российской культуры, непревзойдённый мастер актёрской игры, а также успешный театральный режиссёр. Это человек, который внёс невероятный вклад в развитие всего отечественного искусства, за что стал обладателем множества вполне заслуженных наград.

Александр Ширвиндт : биография

Детство было для Александра Ширвиндта не только счастливым, но и, если можно так выразиться, эффективным, ведь родился он в совершенно выверенной среде, в которой отец — музыкальный педагог, а мама — редактор Московской филармонии. Находясь в окружении музыки и искусства, он очень проникся этим миром и не собирался сопротивляться течению, которое в 1956 году привело его к успешному завершению Театрального училища имени Щукина.

Курс Веры Львовой был тогда одним из самых сильных в театре, что довольно скоро дало свои плоды, ведь Александр смог занять более чем достойное место в Театре-студии киноактёра.

Подтверждением его перспективности стали не пустые слова, а реальная роль в фильме «Она вас любит!», в которой он играет эстрадного певца — эта роль очень подошла Александру, который умел исполнять что-то размашистое.

На тот момент биография и личная жизнь Александра Ширвиндта интересовала не многих. Он был тем актером, на которого смотрели миллионы и наслаждались его игрой. Конечно же, было немалое количество сложных этапов в карьере актера.

В 1957 году Александр перебирается на повышение в театр имени Ленинского комсомола и задерживается здесь на целых десять лет, в течение которых играет множество ролей и чувствует себя очень уверенно — это был актёр, который не подвергался гонениям и давлению. Далее следуют два года работы в театре на Малой Бронной и переход в марте 1970 года в его любимый театр, в который он вливается как во что-то родное и которому отдаётся всей душой на протяжении 46 лет и продолжает работать по сей день — это Московский театр сатиры. Сейчас, кстати говоря, Александр добрался до должности художественного руководителя даже не отделения, а всего театра.

Семья

Семья Александра Ширвиндта — что-то совершенно удивительное. Сам Александр, с присущим ему чувством юмора, даже как-то сказал в интервью, что «выиграл генную лотерею». Действительно, дед Александра — врач, отец — скрипач, брат его отца — начальник конвойной стражи и доктор наук, другой брат отца — доктор медицинских наук, мама — редактор Московской филармонии.

Можно представить, в какой среде рос этот человек, с кого брал пример и к чему стремился. Конечно же, Александр всегда с тёплой благодарностью вспоминает этих людей и то удивительное время, которое сделало его именно таким.

Отношения с Натальей Белоусовой начались еще в 1957 году, у них есть ребенок Михаил, у которого уже двое своих детей.

Конечно же, биография и личная жизнь Александра Ширвиндта интересует читателей меньше всего, нежели отношения с детьми и совместные фото. Актер отличный семьянин, который находит общий язык с любым человеком, приятный собеседник.

В жизни Александра, конечно же, было много интересного и необычного. К примеру, на пике его популярности в каком-то городе люди, которые занимаются подготовкой к встрече звёзд из столицы, вывесили афиши, в которых Ширвиндт и его друг Державин были обозначены не своими именами, а псевдонимами — «Дарвин и Равенглот».

К тому же, его часто продолжают спрашивать по поводу трубки, с которой Александр просто не расстаётся. Получил он её в 1960-м году от своего друга — Вилия Горемыкина, который тогда привёз эту экзотику из зарубежной поездки. Ширвиндту стоило попробовать её только один раз и он уже не планировал с ней расставаться.

Друзья отмечают, что Александр Ширвиндт действительно умеет отдыхать, хотя в течение уже многих лет выбирает лишь один вариант отдыха — поездку на рыбалку. По словам его друзей, здесь он вроде бы и самый активный, но при этом видно, что усталость покидает его с каждым движением. Всего пары дней в поездке на рыбалку достаточно для того, чтобы Александр изменился до неузнаваемости и смог вновь взяться за тяжёлые трудовые будни.

Актёр, режиссёр, постановщик

Александр неоднократно в интервью говорил о том, что благодарен судьбе за людей, с которыми ему довелось работать. Это была не просто совместная работа, а настоящая дружба. Сколько лет он работал с , а сколько лет с легендарным Андреем Мироновым. Они учились друг у друга и учили чему-то новому нас. Таких людей нельзя назвать актёрами, ведь они — часть поколения, часть времени, своеобразный вектор, который хотел направить нас в как можно более правильном направлении.

Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов в фильме «Трое в лодке»

Талант Александра Ширвиндта как режиссёра-постановщика стал набирать обороты. Постепенно к нему перестали относиться как к актёру, у которого начали переваливать за край амбиции, а начали смотреть на его идеи и пытаться облачить их в реальную форму.

Карьера Ширвиндта-режиссёра тоже была вполне себе полноценной. Он не получал ограничения на постановки и очень тщательно доводил их до впечатляющего уровня. И без создания собственного стиля, присущего гениальным режиссёрам, он и на этом поприще внёс свой вклад в развитие культуры.

Театральные работы и фильмография

Где только Александр не снимался, но ни о какой погоне за большим количеством ролей никогда не шло и речи — он всегда проникается в образ. Несмотря на величайшее мастерство, и сам Александр, и режиссёры отмечают, что универсальным актёром он никогда не был и в этом плане можно назвать его достаточно зажатым. Ширвиндт умеет играть начальников, офицеров, умеет играть тех, кто идёт по жизни с высоко поднятой головой, кто способен отвечать не только за свои действия, но и за других людей.

В Википедии о личной жизни и биографии Александра Ширвиндта написано очень мало. Это связано с его скрытностью. Конечно же, его дети уже выросли, поэтому сегодня многие уделяют внимание именно карьере и заслугам Александра.

Александр Ширвиндт в фильме «Она вас любит»

Он квалифицированный мастер своего дела, который с легкостью может сыграть роль, поработать режиссером или продюсером. Сочетание талантов дает невероятно большой толчок для развития совершенно новых ролей в фильмах.

Кадр из фильма «Приходите завтра»

Перечислять все театральные работы можно долго, но стоит отметить, что в его послужном списке образы режиссёров, офицеров, начальников стражи, руководителей или предводителей, министров, заводского руководства и многое другое.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Сам Александр отмечает, что для него это даже не игра, а скорее воображение о том, каким бы он сам мог или хотел быть. Он не скрывает, что ему командовать гораздо проще и приятнее, чем слушать и уступать.

Среди самых ярких ролей «Мольер» Булгакова, «Что тот солдат, что этот» Бехтера и многое другое.

Александр Ширвиндт в фильме «Ирония судьбы или с легким паром!»

В фильмах размах актёра Александра Ширвиндта только подкрепляется. Здесь он лекарь, майор, инквизитор, лидер социалистов, редактор газеты, главврач, преподаватель и только человек, который берёт на себя ответственность и действует. Яркие роли мы знаем и помним, ведь это «Приходите завтра», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Инкогнито из Петербурга» и многое другое.

Признание и награды

Признание к актеру пришло практически моментально. В настоящее время о нем говорят многие издания, причисляя его к лучшим талантам Советского Союза. Многих поклонников интересует личная жизнь Александра Ширвиндта, отношения с женой, детьми их совместные фото и многое другое. В общем, эту информацию можно найти в этой биографии. Конечно же, его заслуги не остались без внимания. Он настолько талантливый и харизматичный, что стоит пересмотреть фильмы с его участием.

Вот уж с чем, а с признанием у Александра Ширвиндта никогда не было проблем. Здесь вам хотя бы орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, который он получил на самой границе 2015 года от самого президента. Помимо этого, у него многократные звания Заслуженный артист, почётные знаки, медали, грамоты.

Это человек, который вложил в культуру больше, чем за всю жизнь вложил в себя — так любят говорить друзья Александра и ведь это чистая правда. Часть ли в честь актёров, кстати говоря, называют астероиды? А теперь такой есть и название ему — Shirvindt.

Когда-то его сыну актер Олег Даль подарил фото с надписью на обороте: «Твой папа - тоже очень хороший актер».

Секрет его актерского обаяния пытались постичь многие режиссеры. Ближе всего, очевидно, подошел к пониманию Марк Захаров. Он выразился гениально и предельно образно, что Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт - это, по сути своей, не актер, Ширвиндт - это тонкая и филигранная профессия в театре, доступная лишь одному в мире человеку.

Как сказал о нем Юлий Гусман: «То, что делает с аудиторией Ширвиндт Александр, не поддается никакому описанию! Пожалуй, в мире больше нет такого человека, который, выйдя перед публикой, скажет ей гадость, а та будет радоваться и хлопать в ладоши. Он владеет магией импровизации».

Детство

Коренной москвич, семья которого вместе с еще шестью семьями проживала на Скатертном переулке в девятикомнатной коммунальной квартире, в детстве он прошел через невзгоды эвакуации. С тех пор он ненавидит запах чеснока, который черной меткой въелся в его детскую память.

В те далекие 50-е по воле родителей Шуру пытались обучить бальным танцам и игре на скрипке. Танцы ему нравились, но из музыкальной школы его после 5-го класса выгнали, объяснив отцу: «Анатолий Густафович, учить больше не можем!» Младший Ширвиндт на экзамене не смог назвать два музыкальных ключа.

Биография Александра Ширвиндта с детских лет богата общением с замечательными людьми. Мама его была редактором филармонии, ее уважали, она курировала и вырастила многих известных артистов. В дом родителей Шуры были вхожи такие знаменитости, как Флиер, Качалов, Плятт, Утесов, Р. Зеленая.

Школа

Будущий актер получил образование в элитной московской 110-й школе, где учились дети «вождей». Председателем родительского комитета учебного заведения была жена С. М. Буденного.

Смешливый парень по прозвищу Ширва был легендой этой школы, он слыл записным юмористом. Учебой юноша не отягощался, главной его заботой было - держать реноме первого шутника. Даже если проделка, вызывающая смех, была наказуема, Шура шел на это. Например, однажды, когда весьма строгий учитель физкультуры вынудил класс явиться на занятие в трусах и майках, Ширва предстал в панталонах и ночнушке своей бабушки. Он просто не мог поступить иначе, потеряв свое лицо.

Выгнать его не могли из-за мамы, Раисы Самойловны. Поясним почему. Во всех школах в то время были вечера: новогодние, в день Парижской коммуны, в день рождения Ленина и т. д. Мама Шуры привлекала на них таких артистов, что концерты в 110-й школе получались уровня правительственных в Колонном зале. Перед детьми выступали настоящие звезды: Обухова, И. Андроников.

Характеризуя свои школьные знания, актер говорит об «уровне недообразования». С его слов, только на экзамене на аттестат зрелости он узнал, что, как оказалось, существуют две химии: органическая и неорганическая.

Выпускник Щукинского училища

Попадая в театральный вуз, молодые люди погружаются в новый для себя мир, у которого есть свои особенные ценности, традиции. Если жаждущий приобщиться к искусству человек приходит учиться с должным трепетом и рвением, его личность непременно изменится, он «заболеет театром».

Биография Александра Ширвиндта в период студенчества разительно отличается от школьных лет. В 1952 г. он поступил в Щукинское училище на курс В. К. Львовой. Здесь в полной мере проявился его талант. Он постигал актерское искусство жадно, глубоко, заинтересованно, не жалея времени. Преподаватели ставили его в пример. «Щуку» Ширвиндт окончил с красным дипломом.

Работа в театрах и кино

В 1956 г. Ширвиндт был принят в Театр киноактера. В 1957-м он снялся в фильме «Она вас любит». За средства от полученного гонорара молодой артист приобрел себе автомобиль «Победа».

С 1957 г. по 1968 г. Александр Анатольевич работал в театре «Ленком», где сыграл около 30 ролей. Зрители тепло встретили его роли в спектаклях, поставленных Софьей Гиацинтовой и Серафимой Бирман: «Первая Конная», «Чемодан с наклейками», «Товарищи романтики», «Вам 22, старики», «Колесо счастья», «До свидания, мальчики!», «Святая Иоанна».

Впрочем, актерский талант Ширвиндта приобрел черты зрелости в «Ленкоме», руководимым А. Эфросом: роли Тригорина в чеховской «Чайке», Людовика в Булгаковском «Мольере», роли в спектаклях «Снимается кино», «Каждому свое», «104 страницы про любовь».

С 1968 по 1970 г. Александр Анатольевич сыграл в Театре на Малой Бронной в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастливого человека».

С 1970 г. и по настоящее время А. Ширвиндт работает в Театре сатиры, где играли Андрей Миронов и Михаил Державин. Он сыграл в спектаклях: «Ревизор», «Гурий Львович Синичкин», «Обыкновенное чудо», «Клоп», «Таблетка под язык», «Счастливцев - Несчастливцев», «Андрюша», «Трехгрошовая опера».

Режиссурой Александр Анатольевич начал заниматься сразу же по приходе в Театр сатиры. Первой его работой, созданной совместно с Марком Захаровым, стал спектакль «Проснись и пой!». Всего же Ширвиндт поставил на сцене 10 спектаклей.

Мастер капустников

В советское время, когда существовал железный занавес, в Москве были своеобразные профессиональные заведения для творческой интеллигенции: Дом писателей, Дом литераторов, Дом актеров. Заведовал ими замечательный актер Михаил Жаров. В них периодически организовывались капустники - юмористические вечера, на которых актерская молодежь могла «выпустить пар» и позволить себе шутки, запрещенные цензурой. На это власть смотрела сквозь пальцы. Молодая шпана, как называл своих сверстников-актеров Ширвиндт, позволяла себе все, что угодно. На эти вечера с удовольствием приходили Плятт, Раневская, Яншин, придавая им статусность.

Душой этих представлений и их организатором был Ширвиндт. Когда на следующий после капустника день Жарова вызывали в надзорные органы, то он, гениальный актер, разыгрывал полное отчаяние, восклицая: «Вы даже не представляете, как я Вам благодарен! Помогите же мне справиться с этой шпаной!» На этой реплике все и заканчивалось, и Жарова обвинители начинали жалеть.

Художественный руководитель

Просто играл в театре, дружил с актерами, игрой которых восхищался, а вовсе не пытался делать театральную карьеру Александр Ширвиндт. Фото его с бывшим художественным руководителем Плучеком, снятое в дружеской обстановке, объясняет многое. Валентин Николаевич, как очевидно, увидел в талантливом актере, абсолютно и органично воспринимающем традиции Московского театра сатиры, своего преемника. Как вспоминает Ширвиндт, Плучек проявил весь свой талант убеждения, чтобы уговорить его, изначально не желавшего этой должности, таки ее занять.

В результате получился руководитель-лидер, которого актеры уважают и любят. Народная артистка СССР Вера Васильева, играющая там, отзывается, что подчиненные никогда не слышали от Александра Анатольевича начальственного тона. При этом его рекомендациям, сказанным тихим голосом, обязательно следуют.

Неизменны традиции и друзья

Абсолютно закономерно, что своим глубоко любимым театром стал руководить именно Александр Ширвиндт. Личная жизнь его и театральная органично связаны и неразделимы. Следует особо отметить, что Ширвиндт, лишь только поступив в «Щуку», стал своим в театральном мире. Коллеги его уважали и любили.

Об умении Александра Анатольевича дружить ходят легенды. Их дружба с Михаилом Державиным, оборвавшаяся смертью последнего, продлилась 72 года! Десятилетний Шура и восьмилетний Миша пошли по жизни одной актерской тропой, доверяя и поддерживая друг друга. В отличие от первой, дружба Ширвиндта с Аркадием Аркановым однажды имела тайм-аут: Аркан с Ширвой более года не разговаривал. Случилось это в 70-е, когда герой нашего повествования вдруг сменил их общую ставку в 26 тысяч рублей на лошадь в бегах на ипподроме. В результате оказалось, что их первоначальная ставка была счастливой. Конечно же, друзья потом помирились и далее со смехом вспоминали эту историю.

Биография Александра Ширвиндта как театрального педагога началась более 60 лет назад. Он начал преподавать актерское искусство в Щукинском училище еще с 1957 года. Примечательно, что все, прошедшие его школу, видели в нем Мастера. Его авторитет признавали даже самые талантливые. Среди его более двух с половиной тысяч учеников были и Наталья Гундарева, и Андрей Миронов, им лично Александр Анатольевич ставил спектакли на выпускной экзамен. Леонид Ярмольник, его ученик, говорит о нем как об учителе, задавшем многим отношение к жизни, к профессии. Обучаемые им люди говорят о точности видения им сложнейших образов, о феноменальном терпении, с которым Ширвиндт добивается от своих студентов требуемого качества игры.

Роли Ширвиндта

Александр Анатольевич как актер имеет редкий дар - захватывать своей энергетикой весь зал. Среди множества его ярких актерских работ выделим лишь одну. Он и доныне считается непревзойденным исполнителем роли графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро». Зритель зачастую идет не на спектакль, а «на Ширвиндта», и это дорогого стоит.

Яркими, характерными, хотя и небольшими кинематографическими ролями запомнился зрителям Ширвиндт Александр. Фильмы «Ирония судьбы», где он сыграл Павлика, друга главного героя, «Самая обаятельная и привлекательная», в котором Ширвиндт представил образ Аркадия, неизменно любимы народом. Неподражаемо актер также вошел в роль ведущего из картины «Зимняя вишня».

Книги

Талантливо, как и все, что он делает, предстал он и в роли писателя. Книги Александра Ширвиндта: «В промежутках между», «Склероз, рассеянный по жизни», «Проходные дворы биографии», «Schirwindt, стертый с лица земли», «Былое без дум» ярки, образны и пользуются спросом у читателей. Они написаны легко и доверительно. Читать сочинения Александра Анатольевича действительно смешно. Автор нескучно и со свойственным ему обаянием рассказывает о богатой яркими событиями жизни московского интеллигента и актера.

Вызывает уважение его преданность искусству, театру и, конечно же, непревзойденное чувство юмора. Биография Александра Ширвиндта благодаря его непреходящему чувству юмора окрашивается в яркие краски даже в неприятные моменты. Достаточно лишь вспомнить эпизод, когда на вопрос жены: «Или я, или театр?» - Александр Анатольевич ответил неподражаемо: «Вообще-то, вы обе мне надоели!»

Следует также добавить, что благодаря перу Ширвиндта мы имеем возможность не только насладиться театральными байками, но и лишний раз вспомнить замечательных личностей: А. Эфроса, А. Миронова, В. Плучека, М. Державина.

Семья

В своих личных привязанностях он необычайно устойчив. Семья Александра Ширвиндта - это свято.

Так получилось, что молодой красивый актер, на которого заглядывались девушки, женился рано и навсегда. Это была настоящая любовь - дачные посиделки, компании у костров, романтика 50-х. Этому браку вот уже 68 лет.

Жена Ширвиндта Александра Наталья Николаевна Белоусова по образованию архитектор. Она во время работы была известна и ценима среди специалистов. Проекты ее зданий, украшающих городскую среду, с успехом воплощены. Она родом из русской старинной дворянской благородной семьи. Так в семье Ширвиндтов сложилось, что оба супруга сосуществовали в разном, близком именно для себя творчестве. Александр Анатольевич считает такой расклад замечательным, гораздо лучшим, нежели когда жена теряет свою индивидуальность и растворяется в личности мужа.

Дети, внуки, правнуки

Дети Александра Ширвиндта - это его сын Михаил. В школьные годы он превзошел отца по нежеланию учиться. Александр Анатольевич вспоминает о «трех средних образованиях сына», того дважды выгоняли со школы. Но в результате «ширвиндтовская генетика» таки взяла верх, и сын состоялся как шоумен и как ресторатор. Семейность Ширвиндтов - это тоже наследственное чувство. Приятно видеть, как нынче Михаил проявляет заботу об отце. Это и просто приход в гости, и, в конце-концов, убеждение - перестать курить трубку.

Несмотря на то, что Александр Ширвиндт дочь хотел больше, чем сына, это не помешало ему стать любящим и заботливым отцом и дедом. Его обожают внуки Андрей и Александра, названная в честь дедушки.

Несыгранный Остап

Весь театральный мир уже не один десяток лет обсуждает парадокс: Бендера в картине Марка Захарова сыграл Андрей Миронов, в то время когда настоящим Остапом, как говорится, по жизни был Ширвиндт, которому досталась в картине лишь роль одноглазого шахматиста-любителя.

Захаров так и говорил исполнителю главной роли: «Ничего не надо придумывать. Отобрази взгляд Ширвиндта!» И Андрей Миронов действительно играл роль с тусклым блеском глаз Александра Анатольевича и с его трубкой.

Ширвиндт о традиционном театре

Творческая биография Александра Ширвиндта начиналась в тесном кругу старшего поколения великих актеров, искренно и непреложно преданных своей профессии: Жарова, Грибова, Яншина, Ангелины Степановой. Тогда в Москве было всего 19 театров. Мастер настаивает на том, что классический русский репертуарный театр является основой мирового театра. Ведь если взять, к примеру, современный классический американский театр, то там ссылаются на Станиславского, Мейерхольда, Таирова.

Заключение

Сейчас в Москве 200 театров. Александр Анатольевич сетует, что нынче нередки абсурдные заявления, дескать, репертуарный театр отжил свое. «Вкусовщина, - считает Ширвиндт, - это самое страшное. Нет такого понятия - коллективный разум. Мы это уже проходили. Разум - это понятие индивидуальное. Его нельзя свалить в кучу, получится куча пустых звенящих черепов».

Мэтр считает, что современное лицо театрального искусства нынче самобытно и талантливо представляют Иван Ургант, Максим Галкин, Юрий Гальцев.

К счастью, как говорит Ширвиндт, есть и «вторая волна» - молодые актеры по типу Чулпан Хаматовой, Александра Олешко, Амалии Мордвиновой, которые «зажмурившись, убегают из сериалов, чтобы делать настоящее искусство».

И такое искусство нужно делать, поскольку, по убеждению актера, именно русский театр способен заставить нынче в сущности своей обособленных, одиноких наших современников, уткнувшихся лицом в айфоны и айпады, пробудить свою душу, прочувствовать через настоящее искусство свою общность с другими людьми.

Ширвиндт Александр Анатольевич нынче является одной из самых заметных фигур в театральном мире. Он любим народом. Непреходящи его ум, человечность, талант, юмор. Такие люди востребованы не только Театром, но и всем обществом.