Сколько цветов в радуге и какие. Сколько цветов в радуге? Какие цвета в радуге

Ваш малыш растёт, активно изучает мир и ежедневно удивляет новыми достижениями. Вы много читали и слышали про ранее развитие детей и уделяете этой теме пристальное внимание. Все люди рождаются с примерно одинаковыми способностями, утверждает японский ученый Синити Сузуки, разными их делает воспитание.

Любой ребенок способен вырасти умным и способным, если ему для развития дать то, что требуется и, самое главное, в определенное время. Уроки танцев, скрипки и английского языка в раннем детстве вовсе не для того, чтобы вырастить из чада гениального скрипача, лингвиста или танцора, а для того, чтобы дать толчок развития его безграничным потенциальным возможностям. Мозг малыша фактически чистый лист бумаги, и оттого, что будет изначально начертано на этом листе, зависит как широко раскроется потенциал ребенка. Ниже пойдет речь о том, как начать с малого — запомнить с ребёнком цвета радуги по порядку.

Когда начинать обучение?

Чтобы определиться с ответом на этот вопрос, обратимся к физиологии. Мозг человека насчитывает около полутора миллиардов клеток, но у младенцев больше половины из них не задействовано. Большинство связей между мозговыми клетками выстраивается в течение первых трех лет жизни ребенка. Мышление, способность к творчеству, чувства, получают развитие уже после трёх лет, но основа для этого должна создаваться с рождения.

Коротко резюмируя — если вовремя не заложить фундамент будущих способностей, то и развивать будет нечего. Таким образом, начиная с трехлетнего возраста целесообразно обучать ребёнка простым и полезным базовым знаниям об окружающем мире.

Так как помочь ребёнку запомнить цвета радуги?

Для перехода к запоминанию радужного спектра, цвета, как таковые, ребёнком уже должны быть освоены. Цвета радуги в спектре имеют такую очередность: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Один из самых распространенных способов для запоминания ряда слов или чисел — связать их по смыслу в текст, пропеть или зарифмовать. Стишков и считалок на тему радужного спектра существует очень много. Про охотника, который желает знать, и про звонаря, который фонарь сшиб – это всем известные способы запоминания расположения цветов радуги. Вы можете выбрать с ребенком, что нравится, и начать разучивание. Предлагаем наш вариант зарифмованной последовательности:

Что за диво, погляди,
Радуга там впереди!
Красный цвет напоминает
Галстук на груди.
Цвет оранжевый, как листья
В парке за прудом,
Желтый, он как Солнце
И горит огнем,
В центре радуги — зеленый,
В сердцевине самой,
Как ребенок несмышленый
На руках у мамы.
Голубое небо сменит
Синих туч накат,
Ночь наступит, надевая
Фиолетовый наряд.

Практика запоминания цветов по принципу фотографирования

Возьмите фломастеры (или карандаши) и соберите из них радужный спектр. Повторяйте вместе с ребенком стих или любую другую считалочку про цвета радуги, которая вам нравится больше всего, указывая на каждый из цветов последовательности. Глядя на фломастеры ребёнок визуально запоминает последовательность, подкрепленную ассоциативным аудио-рядом.

Предложите ребенку запомнить порядок разложенных перед ним фломастеров. Когда ребёнок будет готов, пускай закроет глаза, а вы убираете один из цветов. Перед ребенком ставится задача вспомнить, какого цвета не хватает. При этом он начинает пользоваться своей памятью, проигрывая только что повторенный с вами урок и определяет (или нет) недостающий цвет.

Чтобы закрепить результаты, можно усложнить задачу: убираем один из цветов и перемешиваем фломастеры. Предлагаем собрать радугу на столе и определить, какого цвета не хватает. Но не требуйте от ребёнка всего и сразу. Не забывайте, что главное, чтобы процесс обучения приносил удовольствие вам обоим.

Практика запоминания по принципу циклов повторений

Дети очень быстро впитывают информацию, но так же быстро забывают. Продлить срок действия памяти можно периодическим повторением информации, при чем с возрастающими промежутками времени. Больше циклов повторения, лучше закрепление в памяти. Помните песенку из детства «Ладушки-ладушки. Где были? У бабушки!». Так же и с радугой — снова и снова возвращайтесь к этой теме вместе с ребенком в различных игровых формах. Возьмите, например, акварельные или пальчиковые краски, вспомните вместе последовательность и нарисуйте радугу на листе бумаги. Поместите рисунок в рамку на стену и этот визуальный образ будет автоматически работать, как повторение ранее выученного «урока» про радугу.

На физическом уровне это работает так: после циклов повторения и применения на практике мозг определяет информацию, как важную и перемещает из ячейки с в ячейку долговременного хранения.

Зеваем, жуем, танцуем и запоминаем

Да, да. Зевание активизирует снабжение клеток мозга кислородом. Жевание кратковременно повышает способность к восприятию. Этот эффект также связан с тем, что при жевании вырабатывается инсулин, который усиливает всасывание глюкозы, а значит питание мозга. Танцы, или любая другая физическая активность, усиливает метаболизм в клетках, и мозга, в том числе. Так что смело устраивайте активные перерывы в обучении и запоминании чего бы то ни было, а после активных игр повторите заученный материал еще раз.

Не забывайте самого главного — положительные эмоции и позитивный настрой! В стрессе, под принуждением, память маленького ребенка блокируется — это защитная реакция детской психики от внешних угроз. Выбирайте подходящее время для занятий, убедитесь, что ребёнку комфортно и он в хорошем настроении. Детский мозг любознателен — это главное правило от которого надо отталкиваться приступая к обучению ребёнка. Будьте терпеливы, креативны, делитесь с друг с другом радостью совместного обучения. Результатами такого подхода вы, несомненно, будете довольны.

Автор статьи: Лапинская Людмила

После дождя и взрослые, и дети вглядываются в небо: а вдруг появится радуга? Люди любых возрастов с трепетом и радостью любуются этим необычным явлением – яркими полосами 7 цветов, растянувшимися на все небо по всему горизонту. В стародавние времена люди считали, что радуга появляется по Божьей воле, как доказательство его существования. Дети думают, что полосы на небе возникают ниоткуда, будто в сказке. Но взрослые читатели портала точно знают, что появление радуги объясняется физическими законами природы и это всего-навсего оптическая иллюзия.

Как появляется радуга?

Физики, наблюдая за преломлением света в каплях воды, с математической точностью вывели уравнения, раскрывающие механизм образования этого природного явления. Знание оптических законов позволило доказать, что для возникновения радуги важно не только наличие капель дождевой воды и появление затем солнца, стоящего низко над горизонтом, но и расположение наблюдателя спиной к светилу.

Цвета радуги в правильном порядке. Рисунок Василисы Батмановой, 8 лет, специально для

Поток солнечного света, достигая поверхности воды, преломляется и расщепляет белые солнечные лучи в цветовой спектр, а он состоит из 7 главных цветов. Красный, оранжевый, желтый составляют теплые оттенки, зеленый является пограничным, а голубой, синий, фиолетовый – холодными. Именно в таком порядке расположены радужные цвета.

Красный цвет при этом - внешний, а фиолетовый - внутренний. Зачастую изображают радугу в обратном порядке, но это неверно. Хотя, возможен и обратный порядок цветов - в радуге-дублере, о которой чуть ниже.

Во время дождя луч солнца освещает дождевую каплю и проникает внутрь ее, преломляясь на цвета спектра. Стенка капли воды имеет плотную структуру, достигая которой поток света отражается в обратном направлении. Это вызывает еще большее преломление. Из места проникновения солнечного луча вырывается поток радужного спектра. Так как наблюдатель стоит спиной к светящему Солнцу, а лицом к дождю, то он видит преломленный солнечный свет, отраженный миллиардами капель дождевой воды.


Цвета радуги в обратном порядке, характерные для "второй" радуги. Рисунок Маргоши Батмановой, 6 лет, специально для

Иногда на небе можно наблюдать одновременно не одну, а две радуги. Причем вторая не такая яркая или едва различима на небосклоне. Ее цвета тоже состоят из 7 оттенков, но расположены в перевернутом состоянии: от фиолетового к красному. Появление «двойника» легко объясняется с точки зрения оптики: световые лучи отражаются в капле воды повторно – вот и возникает радуга-дублер.

Человека всегда интересуют природные явления, которые видны, но их нельзя потрогать: туман, испарение влаги, радуга. Они кажутся проявлением чуда, чем-то необычным, имеющим божественное происхождение, а на самом деле их возникновение доказывается наукой.

Часто, когда склонившееся над горизонтом солнце освещает уходящий дождь, в небе появляется радуга. Это очень красивое природное явление. Сколько цветов в радуге и какие?

С. Маршак написал об этом стишок:

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Природа явления

Этот огромный семицветный серп в небе кажется необыкновенным чудом. Правда, люди уже сумели найти ему естественное объяснение. Белый цвет солнца состоит из лучей разных цветов, а точнее из световых волн разной длины. Более длинные волны имеют красный цвет, более короткие — фиолетовый. Солнечные лучи, проникая из воздуха в капли дождя, преломляются, распадаются на их составляющие световые волны и выходят уже в виде спектра, многоцветной полосы.

Как известно, в природе цветов вообще не существует, они лишь плод нашего воображения. Поэтому действительное количество цветов радуги можно выразить парадоксом: «Нисколько или бесконечность». Спектр непрерывен, в нем имеется бесчисленное количество оттенков; вопрос лишь в том, сколько из них мы можем различить и кодировать (назвать).

Сказка «Разговор карандашей»

Болгарский писатель М. Стоян посвятил цветам радуги сказочный рассказ, который он назвал «Разговор карандашей». Вот он.

Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, слушаешь, и тебе кажется, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои карандаши, правда?

Слышишь, говорит красный: «Я - мак». Вслед за ним подает голос оранжевый: «Я - апельсин». Желтый тоже не молчит: «Я - солнце». И зеленый шелестит: «Я - лес». Голубой тихо напевает: «Я - небо, небо, небо». Синий звенит: «Я - колокольчик». А фиолетовый шепчет: «Я - фиалка».

Дождь кончается. Над землей изгибается семицветная радуга.

«Смотрите! - восклицает красный карандаш. - Радуга - это я». - «И я!» - добавляет оранжевый. «И я!» - улыбается желтый. «И я!» - смеется зеленый. «И я!» - веселится голубой. «И я!» - ликует синий. «И я!» - радуется фиолетовый.

И все рады: в радуге над горизонтом - и мак, и апельсин, и солнце, и лес, и небо, и колокольчик, и фиалка. В ней - все!

В каком возрасте ребёнок должен знать цвета?

В полтора-два года ребенок уже хорошо различает цвета визуально. В промежутке от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, имеет смысл начать разучивать названия цветов.

Как научить ребенка различать цвета?

Простой и эффективный способ — делать акцент на цветах в повседневной жизни. Во время прогулки, игры, чтения — обращайте внимание на цвета. Начинайте с самых основных, избегая оттенков. Во время игры с ребёнком отметьте, что машинка синяя, кубик жёлтый, мячик красного цвета. Попросите его подать вам тот или иной предмет, определенного цвета. В игровой форме можно начать искать в комнате все предметы зелёного цвета.

А что поможет выучить цвета?

Разноцветные кубики, воздушные шары, мелки, цветная бумага или картон, карандаши, развивающие книжки. С детьми постарше (около 4-х лет и старше) можно разрисовывать раскраски фломастерами.

Еще что-нибудь?

Занимайтесь с ребёнком регулярно. Ласково поправляйте его ошибки, похвалой отмечайте успехи. Будьте терпеливы и успех не заставит себя долго ждать.

Цвета радуги для детей

Радуга — невероятно красивое природное явление. Она выглядит как разноцветная дуга, составленная из цветов (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре. Ниже представлены наглядные картинки для обучения ребенка основным цветам.

Порядок расположения цветов легко запомнить с помощью мнемонической фразы: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Есть и другие варианты: «К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (К ак О днажды Ж ан З вонарь Г оловою С нес Ф онарь)» и «К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки.» В этих предложениях каждая первая буква в слове обозначает начальную букву цвета.

Карточки цветов радуги

Стишок про цвета

Я у бабушки в саду
Много красного найду:
Это красная малина,
Рядом — красная калина,
И созрели у забора
Два красавца помидора.

Оранжевый абрикос
На дереве рос.
Вырос, созрел,
И я его съел.

Это жёлтые цыплята.
Посмотри, бегут куда-то.
Видно, мама во дворе
Червячка нашла в траве.

Вот зелёные лягушки
И зелёная трава.
На болотце у опушки
Слышно дружное «ква-ква!».

Летом небо над тобою
Голубое-голубое!
Колокольчики под ним
Нарисуем голубым.

Синий шарик над дорожкой
Улетает в облака.
Помаши ему ладошкой:
— До свидания! Пока!

Баклажан лежит на грядке —
Фиолетовый бочок.
А внутри у сливы сладкой
Поселился червячок.

Всем нам с детства известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», существует также менее популярный вариант «Как однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь». По начальным буквам этих поговорок мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга - это дорога, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. У древних славян считалось, что радуга пьет из озер, рек и морей воду, которая затем проливается на землю дождем. А в Библии радуга появляется после всемирного потопа, как символ союза Бога и человечества. Радуга вдохновляла и будет вдохновлять многих поэтов, художников и фотографов на создание ярчайших произведений искусства. Она также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая плохую.


Принято считать, что радуга состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Считается, что семь цветов радуги впервые выделил Исаак Ньютон, изначально он обозначил только пять (красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый), но затем увеличил количество цветов до семи, что соответствует количеству нот в гамме.

Итак, как же образуется радуга? После дождя пока маленькие капельки воды еще удерживаются потоками воздуха, лучи солнца проходят сквозь них, преломляются, отражаются и возвращаются к нам под углом 42 градуса. Когда солнечные лучи проходят сквозь капли, свет разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Иногда мы видим на небе не одну, а две радуги, причина возникновения второй, так же как и первой, заключается в преломлении и отражении света в капельках воды. Лучи солнечного света успевают два раза отразиться от внутренней поверхности каждой капельки.

Чем больше капли воды, тем ярче и насыщеннее цвета радуги. Два человека, стоящих рядом, не могут увидеть абсолютно одинаковую радугу, т.к. размер и плотность капель в различных местах могут быть разными.

Еще в 1073 году киевский летописец замечал: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное» . То есть радуга, на его взгляд, включает всего четыре цвета. Тем более, что разницу между «червленым» и «багряным» нам сегодня трудно уловить. И то, и другое означает достаточно насыщенный красный. Четыре цвета символизировали четыре стихии: зеленый цвет - цвет воды, синий цвет - цвет воздуха, красный - цвет огня, черный, или багряный, - цвет земли. Это разделение древнерусские богословы почерпнули в сочинениях античных философов.

В середине ХVIII века российский поэт Антиох Кантемир, бывший в то время послом России в Англии, познакомился с исследованиями в области изучения света и сделал попытку перевести на русский язык «спектр Ньютона». Вот что у него получилось: фиалковый - пурпурный - голубой - зеленый - желтый - рудо-желтый - красный. Не совсем привычно, да еще и в обратном порядке.
Привычные нам названия «синий», «фиолетовый», «оранжевый» отсутствуют. Слов «фиолетовый» и «оранжевый» в русском языке еще не было, они заимствованы позже из европейских языков. Надо полагать, что раз не было таких слов, то и как отдельный цвет тогда фиолетовый и оранжевый не воспринимали.

Jim Warren "Little Helper"

С зеленым и синим тоже не все так просто - в древнем Египте их считали одним цветом. Потом синий цвет отделился от зеленого, но не было голубого, а в некоторых языках и по сей час нет отдельного слова для голубого цвета. Зато в каком-то японском романе мне встретилось выражение "все тридцать цветов радуги" - о как! И описания одеяний героев там всегда очень красивые - кимоно цвета глициний, шаровары цвета молодой зелени, крыла куропатки и т.д. и т.п.

В одной из своих книг Борис Неменский рассказывал: требование различать до 250 цветов предъявляют к рабочим при приеме на работу японские предприниматели, считая это умение необходимым условием качественности производства.
Поэтому упражнения в цветоразличении являются обязательным элементом образовательной программы в японских школах.

Возможно, японцы правы, и такое тонкое различение цветов позволяет открыть для себя новые аспекты вещи и мира в целом.

Однако и у нас существует множество обозначений и описаний разных цветов и оттенков, так что и японцы могут позавидовать. Вот, например, по материалам литературных описаний и исторических документов XIX века была сделана такая интересная выборка: (приводится в сокращении)

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").

Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.Чаще всего - о цвете неба.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".

Бисмарк-фуриозо (цвет разъяренного Бисмарка?) - коричневый с красный отливом.

«Борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.

Куропаткины глаза - светло-красный.

Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.

Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике », по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось ». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма » - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".

Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.

Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и - врут, наверное, - цвет "блохи в родильной горячке").

Резвая пастушка - оттенок розового.

Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного сына, который перед ними "оскандалился".

Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

И т.д. В интернете можно много интересного найти.

А.И.Куинджи "Радуга"

Физиологи утверждают, что современный человек способен различить до 250 основных цветовых тонов и 5-10 млн. оттенков.
В ХХ веке цветовое восприятие и эмоциональное отношение к цвету стали предметом исследования не только историков культуры, но и физиологов и психологов.
Психофизиологические эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Опираясь на это положение, психолог М.Люшер разработал цветовой тест для определения психологического состояния человека.
В зависимости от того, какие цвета и в каком порядке предпочитает человек в данный момент, можно судить о его внутренних проблемах.

Федор Иванович Тютчев:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.