Солнце реже смеется нет в цветах благовонья. План-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему: Заучивание стихотворения "Осень" К

«Осень» Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей , тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику . В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта . Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.


«Речевое развитие »:

· Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.

· Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.

· Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

· Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности
в средней группе

Воспитатель: Сакулина Н.С.

Тема: «Осень» К. Бальмонт
Заучивание стихотворения


Образовательные области: приоритетная – речевое развитие;
в интеграции – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие »:

  • Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.
  • Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
  • Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей

«Познавательное развитие»:

  • Формировать представления о сезонных изменениях в природе.

«Художественно – эстетическое развитие»:

  • Развивать у детей творческие способности.

«Физическое развитие»:

  • Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Планируемые результаты НОД:
Интегративные качества: эмоционально – отзывчивый; любознательный, активный; имеющий первичные представления о природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Оборудование для педагога:
Мольберт, иллюстрация осеннего пейзажа, магнитофон, фонограмма с музыкой, альбомные листы, цветные карандаши.


Индивидуальная работа:
с Ваней – учить отвечать на вопросы по содержанию.

Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, чтение рассказов об осени.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и проходят на свои места.
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, садитесь красиво и послушайте стихотворение:
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.
А.С. Пушкин

Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года эти стихи? (Об осени).
- Назовите месяцы осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Скажите, к какому месяцу относится эта иллюстрация? (К октябрю). Правильно, ребята, так как именно в октябре осень раскрашивает деревья разноцветными красками. Сейчас как раз и идет этот месяц – октябрь.

Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы хотите послушать еще одно стихотворение про осень? (Да). Тогда слушайте внимательно. Стихотворение называется «Осень», а написал его Константин Бальмонт.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение? (Да). Кто автор? (Константин Бальмонт). Какое оно веселое или грустное? (Грустное). Правильно, грустное: стали дни холоднее, улетели птички, солнышко реже появляется, часто идут дожди. Давайте все вместе повторим строчку из стихотворения: «И от птичьего крика в сердце только грустнее» .
Воспитатель: - Ребята, почему осень заплачет, как вы это понимаете? (Часто идут дожди). Правильно, идут дожди, будто осень плачет. Какими словами автор говорит об этом? Кто помнит? «Скоро осень проснется и заплачет спросонья» (Дети читают по одному).
Воспитатель: - А почему плачет она спросонья? (Потому что осень спала). Почему осень спала? (Потому что было лето, а за летом осень пришла – проснулась). Правильно, молодцы.
Воспитатель: - Слово «благовонье» интересное. Приятные запахи называют этим словом. Цветы приятно пахнут, а осенние цветы уже не пахнут, нет в них благовонья. Давайте хором повторим это слово (Благовонье). Дети повторяют слово хором и индивидуально. А теперь давайте повторим всю строчку целиком: «Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья».
Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение еще раз. Будьте внимательны, запоминайте, будем учить его наизусть.
Читает выразительно. Дает время припомнить. Затем дети читают по одному четверостишию – эстафетно. Воспитатель активно помогает: начинает строчку, проговаривает вместе с ребенком, подсказывает тихо слово-не допускает длинных пауз. Поощряет и оценивает положительно. Первая тройка детей – дети, которые быстро запоминают стихи. Вторая тройка детей – дети, которые запоминают медленнее. За ними воспитатель читает стихотворение еще раз.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я вас приглашаю на прогулку в осенний лес.
Проводится физминутка под музыку.
- Листья осенние тихо кружатся, (
кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками вправо – влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
По окончании физминутки воспитатель предлагает произнести звуки «ш-ш-ш», как будто листья шуршат под ногами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь поиграем в игру «Кто больше скажет слов».
- Что можно назвать словом – «осенний»? (День, дождь, ветер, погода, листья, лес, грибы, туча, небо, солнце).
Все слова дети говорят в сочетании со словом «осенний». – Молодцы! Много слов назвали.
-А сейчас я загадаю вам осенние загадки. Слушайте внимательно.
Дни стали короче, длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (
Осенью)

Без рук, без ног, а деревья гнет.
(Ветер)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
- Ребята, а сейчас проходите и присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам нарисовать осеннюю картинку. Можно нарисовать дерево с разноцветными листьями или дождик.
Дети рисуют по впечатлениям от занятия под музыку.

Заключительная часть.
- Ребята, чем сегодня занимались на занятии? (разучивали стихотворение).
- Кто запомнил название стихотворения? (ответы детей).
- Что еще делали? (отгадывали загадки, играли в игру, рисовали).
- Сегодня хорошо отвечал … , были активны… .
Занятие окончено.

Одно из самых трогательных и лиричных произведений русской пейзажной лирики стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано в 1899 году. Это тяжелый период в истории нашей страны; смена века и неспокойная обстановка в обществе навевали печальные мысли, которые ассоциировались с печальной осенней погодой.

Текст стихотворения Бальмонта «Осень» ребята читают уже в 5 классе, нередко его задают учить наизусть. И это вполне объяснимо: чистый, хрустальный стиль этого маленького шедевра очень нравится детям. Говоря о нем на уроках литературы, пятиклассники отмечают грустное настроение поэта, которое он выражает в своем произведении. Образы так просты и трогательны, что очень легко представить себе печальную красавицу осень, плачущую слезами дождя. Юным читателям видится в этом стихотворении элегический пейзаж, украшенный и оживленный олицетворениям: «Осень проснется и заплачет», «солнце смеется». Обращаясь к этому произведению вновь, уже в старших классах, школьники обращают внимание на то, что стихотворение написано в последнюю осень XIX века. Поэт с тоской оглядывается в прошлое и смотрит в будущее без оптимизма. Не приход зимы он видит там, а слезы осени. Что оплакивает она? Об этом мы можем лишь гадать.

Поэт Константин Бальмонт - признанный поэт-романтик, первый русский символист, считал, что с помощью символов полно и красиво, а, главное, доступно можно выразить свои мысли и чувства.

Стихотворение «Осень» он написал в 1899 году, уже будучи хорошо известным поэтом. Поначалу стихотворение можно отнести к простому лиричному произведению, ведь начинается оно достачно буднично и рассказывает об обычном явлении природы - наступлении осени: вот и брусника поспела, и дни становятся короче, и слышны крики птиц, улетающих в жаркие страны. Грусть, тоска, почти явная хандра в душе романтиков, людей, остро реагирующих на окружающий их мир, на настроение природы, потому что они живут в этом мире и наслаждаются каждым его проявлением.

Но это только начало произведения, которое настраивает нас на дальнейшее восприятие, быть может, чего-то более серьезного и важного, чем простое наступление очередной осенней поры.

Стихотворение несет в себе политическое значение, ведь оно написано в последний год уходящего девятнадцатого века, на пороге века двадцатого. Внимательный читатель поймет, что автор как бы прощается с птицами, улетающими далеко-далеко, он как будто чувствует, что в скором будущем он будет вынужден, словно подражая этим улетающим птицам, покинуть свою родную сторонушку, оставить свою Родину, которую ждут такие же перемены как в осенней природе: все старое умирает в предчувствии нового рождения, рождения новой эпохи.

Вчитываясь в стихотворение, понимаешь, что осень для автора это дождь, а дождь - это слёзы. К. Бальмонт будто чувствует беду, которая придет обязательно, придет как смена времен года, и фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» нужно понимать именно так.

Конечно, если говорить только о самом стихотворении, а не о его переносном значении, то можно сказать, что автор просто мастерски описывает унылую пору, используя эпитеты и сравнения, не столь, правда, яркие и сочные, как у других великих русских писателей и поэтов, но тем не менее. В его обычных словах кроется какой-то потаенный смысл: грусть, тоска, он как бы оплакивает судьбу России, в которой грядут произойти огромные перемены.

Стихотворение очень "тихое", грустное, мне кажется, оно учит просто, "тихо и спокойно" любить свой край, свой уголок, свою осень, свою Родину, помнить о том, что Россия - самая прекрасная страна на Земле, с самыми красивыми рассветами и закатами, птицами и деревьями, знать, что краше Родины любимой нет ничего, любить ее и гордиться ею.