Взаимоотношения организмов одного и того же вида. Конспект урока биологии "взаимоотношения между организмами"

Тест для учащихся 11 класса

Тема: «Взаимоотношения между организмами. Экологическая сукцессия»

Тест состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом в виде одной цифры. Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом в виде слова, фразы или символа. Часть 3 содержит 10 суждений, из которых необходимо выбрать правильные.

Часть 1. Выберите один наиболее правильный ответ.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу конкуренция является совместное существование:

    вороны и лисицы;

    актинии и рака-отшельника;

    канадской и европейской норок;

    человека и человеческой аскариды.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу хищничества является совместное существование:

    Росянки и насекомых;

    Вороны и галки;

    Муравьев и тлей;

    Рыжего и черного тараканов.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу нейтрализма является совместное существование:

    Волка и зайца;

    Лисицы и волка;

    Человека и кишечной палочки;

    Божьей коровки и муравьев;

    Березы и гриба-трутовика;

    Окуня и карася;

    Клубеньковых бактерий и клевера.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу комменсализма (нахлебничество и квартирантство) является совместное существование:

    Акулы и рыбы-прилипало;

    Актинии и рака-отшельника;

    Березы и гриба-трутовика;

    Коровы и червя-сосальщика.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу симбиоза является совместное существование:

    Человека и дизентерийной амебы;

    Копытных млекопитающих в саваннах;

    Клубеньковых бактерий и клевера;

    Рыжего и черного тараканов.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу мутуализма (сотрудничество или протокооперация) является совместное существование:

    Актинии и рака-отшельника;

    Коровы и червя-сосальщика;

    Копытных млекопитающих в саваннах.

    Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу аменсализма является совместное существование:

    Канадской и европейской норок;

    Березы и гриба-трутовика;

    Жгутиковых простейших и термитов;

    Березы и ели в смешанном лесу.

    Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

    Уменьшается;

    Увеличивается;

    Не изменяется;

    В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.

    Правильно составленная первичная экологическая сукцессия:

    Пожарище – лишайники и водоросли – травы и кустарники – ельник – березняк – дубрава;

    Скалы – лишайники и водоросли – мхи и папоротники – травы и кустарники - березняк – смешанный лес – ельник;

    Вырубка - травы и кустарники - березняк – смешанный лес – ельник;

    Пустошь – мхи и папоротники; травы и кустарники– смешанный лес - березняк – дубрава.

Часть 2. Дайте краткий ответ в виде слова, фразы или символа.

    Организмы – автотрофы, производящие органические вещества из неорганических; являются первичным звеном в пищевых цепях экосистем - __________________________________________.

    Организмы-гетеротрофы, потребляющие готовые органические вещества, созданные организмами-автотрофами - ________________________________________________________________________.

    Организмы-гетеротрофы, превращающие в ходе своей жизнедеятельности органические остатки в неорганические вещества - _____________________________________________________________.

    Форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние - ____________________________________________________.

    Форма сожительства организмов, при которой организмы могут использовать другие виды не только как место обитания, но и как постоянный источник питания - __________________________.

    Если два вида не влияют друг на друга, то имеет место тип биотических взаимоотношений - _____________________________________________________________________________________.

    Если два и более вида обладают сходными экологическими требованиями и обитают совместно, между ними может возникнуть - _________________________________________________________.

    Графическое изображение соотношения между основными функциональными группами организмов в экосистеме, выраженное в единицах массы, числе особей или количестве энергии - _____________________________________________________________________________________.

    Последовательная смена экосистем, преемственно возникающих на определенном участке земной поверхности под влиянием внешних и внутренних процессов - _______________________________.

    Изменения, происходящие после раскорчёвки и запашки площадей, занятых лесом (если распаханный участок оставлен и в последствии не обрабатывается), или порубки леса, устройства пруда и т.д. являются примером - ________________________________________________________.

Часть 3. Выберите правильные суждения из предложенных.

    Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнера извлекают пользу от другого.

    Мутуализм – взаимовыгодное сожительство организмов, но необязательное.

    Комменсализм – это обязательное взаимовыгодное сожительство двух организмов.

    Взаимоотношения морской звезды и двустворчатых моллюсков – это пример хищничества.

    Одна из форм отрицательных взаимоотношений между видами – конкуренция.

    Смена одного биогеоценоза другим всегда бывает вызвана влиянием хозяйственной деятельности человека.

    Смена биогеоценозов в природе происходит в направлении от менее устойчивого к более устойчивому.

    Устойчивые биогеоценозы после нарушения, вызванного антропогенными воздействиями, способны к самовосстановлению через ряд этапов.

Ответы

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

1

Продуценты

2

Консументы

3

Редуценты

4

Антибиоз

5

6

Нейтрализм

7

Конкуренция

8

Экологическая пирамида

9

Экологическая сукцессия

10

Вторичная сукцессия

Живые организмы определенным образом связаны друг с другом. Различают следующие типы связей между видами:

  • трофические,
  • топические,
  • форические,
  • фабрические.

Наиболее важными являются трофические и топические связи, так как именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества.

Трофические связи возникают между видами, когда один вид питается другим: живыми особями, мертвыми остатками, продуктами жизнедеятельности. Трофическая связь может быть прямой и косвенной. Прямая связь проявляется при питании львов живыми антилопами, гиен трупами зебр, жуков-навозников пометом крупных копытных и т. д. Косвенная связь возникает при конкуренции разных видов за один пищевой ресурс.

Топические связи проявляются в изменении одним видом условий обитания другого вида. Например, под хвойным лесом, как правило, отсутствует травянистый покров.

Форические связи возникают, когда один вид участвует в распространении другого вида. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называется зоохория , а мелких особей — форезия .

Фабрические связи заключаются в том, что один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида. Например, птицы при постройке гнезд используют ветки деревьев, траву, пух и перья других птиц.

Типы отношений между организмами

Воздействие одного вида на другой может быть положительным, отрицательным и нейтральным. При этом возможны разные комбинации типов воздействия. Различают:

Нейтрализм — сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

Протокооперация — взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники. Например, раки-отшельники и актинии. На раковине рака может поселяться коралловый полип актиния, который имеет стрекательные клетки, выделяющие яд. Актиния защищает рака от хищных рыб, а рак-отшельник, перемещаясь, способствует распространению актиний и увеличению их кормового пространства.

Мутуализм (облигатный симбиоз ) — взаимовыгодное сожительство, когда либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя. Например, травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Они продуцируют ферменты, расщепляющие целлюлозу, поэтому обязательно нужны травоядным, у которых таких ферментов нет. Травоядные копытные со своей стороны предоставляют бактериям питательные вещества и среду обитания с оптимальной температурой, влажностью и т.д.

Комменсализм — взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Различают две формы комменсализма: синойкия (квартирантство) и трофобиоз (нахлебничество) . Примером синойкии являются взаимоотношения некоторых актиний и тропических рыбок. Тропические рыбки укрываются от нападения хищников среди щупалец актиний, которые имеют стрекательные клетки. Примером трофобиоза служат взаимоотношения крупных хищников и падальщиков. Падальщики, например гиены, грифы, шакалы, питаются останками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками — львами.

Хищничество — взаимоотношения, при которых один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи. Например, волки и зайцы. Состояние популяции хищника тесно связано с состоянием популяции жертв. Однако при сокращении численности популяции одного вида жертв хищник переключается на другой вид. Например, волки могут использовать в качестве пищи зайцев, мышей, кабанов, косуль, лягушек, насекомых и т.д.

Частным случаем хищничества является каннибализм — умерщвление и поедание себе подобных. Встречается, например, у крыс, бурых медведей, человека.

Конкуренция — взаимоотношения, при которых организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних. Организмы могут конкурировать за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и т.д. Различают прямую и косвенную, внутривидовую и межвидовую конкуренции. Косвенная (пассивная) конкуренция — потребление ресурсов среды, необходимых обоим видам. Прямая (активная) конкуренция — подавление одного вида другим. Внутривидовая конкуренция — соперничество между особями одного вида. Межвидовая конкуренция возникает между особями разных, но экологически близких видов. Ее результатом может быть либо взаимное приспособление двух видов, либо замещение популяцией одного вида популяции другого вида, который переселяется на другое место, переключается на другую пищу или вымирает.

Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.

Аменсализм — взаимоотношения, при которых один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, ель и растения нижнего яруса. Плотная крона ели препятствует проникновению солнечных лучей под полог леса и подавляет развитие растений нижнего яруса.

Частным случаем аменсализма является аллелопатия (антибиоз) — влияние одного организма на другой, при котором во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности одного организма, отравляя ее и делая непригодной для жизни другого. Аллелопатия распространена у растений, грибов, бактерий. Например, гриб-пеницилл продуцирует вещества, подавляющие жизнедеятельность бактерий. Пеницилл используют для получения пенициллина — первого открытого в медицине антибиотика. В последнее время в понятие «аллелопатия» включают и положительное воздействие.

В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к уменьшению роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий меньше, чем в молодых.

Характеристика типов взаимодействия между популяциями разных видов также приведена в таблице:

Примечания:

  1. (0) — существенное взаимодействие между популяциями отсутствует.
  2. (+) — благоприятное действие на рост, выживание или другие характеристики популяции.
  3. (-) — ингибирующее действие на рост или другие характеристики популяции.
  4. Типы 2-4 можно считать «отрицательными взаимодействиями», 7-9 — «положительными взаимодействиями», а типы 5 и 6 можно отнести к обеим группам.

Класс: 9

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Слайд №2, №3 (ответы на вопросы появляются по щелчку на вопрос).

III . Изучение нового материала.

После ответа на последний вопрос учитель сообщает тему урока «Биотические взаимодействия» и цель урока.

Слайд №4 - обозначения.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель предлагает назвать известные для них взаимодействия. В процессе изучения нового материала, учащиеся обращаются к изображениям, подтверждая, тот или иной тип взаимодействия.

Учитель должен сообщить ребятам о том, что, кроме 5 названных взаимодействий, существует еще один тип – нейтрализм(0;0 ) - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.

Учащиеся приводят примеры нейтральных отношений.

Учащиеся записывают обозначения в тетрадь:

  • 0 – отсутствие взаимодействий
  • «-» - отрицательное воздействие (угнетение)
  • «+» - положительное воздействие (процветание)

Слайд №5

Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Сообщение учащегося

Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю и «растениеводством» - создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» - строят гнезда - плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полг и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд №6 (Анимация – трюк птички Тари, которая чистит зубы крокодилу.)

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Сообщение учащегося

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №7

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Слайд №8

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Учитель

По степени зависимости от хозяина:

Учащиеся приводят примеры:

Слайд №9

Вреднонейтральные отношения – аменсализм.

Аменсализм - отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Остановить слайд №9 и провести физкультминутку (дети должны представить себя в лесу, под звуки пения птиц, выполнить упражнения), в это время звучит пение птиц в лесу (звуковой файл).

Слайд №10, 11

Взаимовредные отношения - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

Слайд №12

Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).

Учитель

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей. Квартиранство (синойкия ) - пространственное сожительство, полезное для одного и безразличное для другого. Поверхностное размещение мелких животных на крупных - эпиойкия , а размещение мелких организмов внутри крупных - эндойкия . При форезии мелкие слабоподвижные животные (комменсалы) используют крупных животных для расселения, прикрепляясь к их телу.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Перед просмотром ролика (слайд №13), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»

Учащиеся после просмотра должны назвать тип взаимодействия между бездомными собаками и крысами.

Слайд №13

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Типы биотических взаимодействий.

Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Нейтрализм

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

Стрекоза-муравей

Конкуренция:

а) межвидовая

б) внутривидовая

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида

а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений

Аменсализм

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

Светолюбивые травы-ели

Комменсализм:

а) нахлебничество

б) сотрапезничество

в) квартиранство

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища

а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник

Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела

Бычий цепень-человек

Хищничество

Хищник убивает жертву и съедает ее

Щука-карась

Протокооперация

Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций

Пчелы - луговые травы

Мутуализм

Выгодное и обязательное сотрудничество

Буйволовы птицы- носороги

Тесное обязательное взаимовыгодное сотрудничество

Микориза

IV . Закрепление

Слайд№14 (определить тип биотического взаимодействия – ответ за «шторкой»)

Слайд№15, 16 (работают по принципу триггеров).

Слайд№17 (триггеры – при нажатии на кнопку появляется ответ (кнопка №1,2)

Слайд№18 - подбери пары (при нажатии на тип биотического взаимодействия в левой колонке, появляется стрелка, ведущая к правильному ответу в правой колонке).

Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:

Тип взаимоотношений

Примеры растений и животных

1. Хищничество

А.Густой подрост ельника

2.Симбиоз

Б.Волк и олень

3. Аменсализм

В.Травы под елью

4. Конкуренция внутривидовая

Г.Лишайники

5.Конкуренция межвидовая

Д.Аскарида и человек

Е.Бабочка Адмирал и растение Телекия красивая

7.Протокооперация

Ж.Прусак и чёрный таракан

8.Мутуализм

З. Акула и рыба-прилипала

9.Комменсализм

И. Пчёлы и луговые цветы

10.Нейтрализм

К. Синица и лягушка

1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А; 5-Ж; 6-Д; 7-И; 8-Е; 9-З; 10-К.

V .Домашнее задание

§53; приготовить карточки с изображениями организмов, между которыми могут возникать различные взаимоотношения, можно в карикатурной форме.

Литература

  1. Жигарев И. А. Основы экологии.10-11 класс. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Черновой Н. М. Основы экологии. 10-11 класс. – М.: Дрофа,2002
  2. Криксунов Е. А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В.Экология. Рабочая тетрадь 9 класс. – М.: Дрофа, 1996
  3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. – М.: Устойчивый мир 2001.

Типы взаимоотношений между организмами

Животные и растения, грибы и бактерии существуют не изолированно друг от друга, а вступают в сложные взаимоотношения. Различают несколько форм взаимодействия популяций.

Нейтрализм

Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий.

При нейтрализме совместно обитающие популяции разных видов не влияют друг на друга. Например, можно сказать, что белка и медведь, волк и майский жук прямо не взаимодействуют, хотя обитают в одном лесу.

Антибиоз

Когда обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают вредное, подавляющее жизнедеятельность влияние.

Антагонистические взаимоотношения могут проявляться следующим образом:

1. Конкуренция.

Форма антибиотических отношений, при которой организмы соперничают друг с другом за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и др.

В конкуренции за пищу побеждает вид, особи которого быстрее размножаются. В естественных условиях конкуренция между близкородственными видами ослабевает, если один из них переходит на новый источник пищи (то есть занимают другую экологическую нишу). Например, зимой насекомоядные птицы избегают конкуренции за счет разных мест поиска пищи: на стволе деревьев, в кустарниках, на пнях, на крупных или мелких ветвях.

Вытеснение одной популяции другой: При смешанных посевах разных видов клевера они сосуществуют, но конкуренция за свет приводит к уменьшению плотности каждого из них. Таким образом, конкуренция возникающая между близкими видами может иметь два следствия: или вытеснения одного вида другим, или разная экологическая специализация видов, дающая возможность сосуществовать совместно.

Подавление одной популяции другой: Так, грибы, вырабатывающие антибиотики, подавляют рост микроорганизмов. Некоторые растения, способные расти на бедных азотом почвах, выделяют вещества, подавляющие деятельность свободноживущих азотфиксирующих бактерий, а также образование клубеньков у бобовых. Таким путем они предотвращают накопление в почве азота и заселение ее видами, нуждающимися в большом его количестве.

3. Аменсализм

Форма антибиотических отношений, при которой один организм взаимодействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого (например ель и растения нижнего яруса). Частным случаем является аллелопатия – влияние одного организма на другой, при котором во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности одного организма, отравляя ее и делая непригодной для жизни другого (распространено у растений).

5. Хищничество

Это форма взаимоотношений, при которой организм одного вида использует представителей другого вида в качестве источника пищи однократно (убивая их).

Каннибализм – частный случай хищничества – умерщвление и поедание себе подобных (встречается у крыс, бурых медведей, человека).

Симбиоз

Форма взаимоотношений, при которой участники извлекают из совместного сожительства пользу или хотя бы не вредят друг другу. Симбиотические взаимоотношения также представлены разнообразными формами.

1. Протокооперация– взаимовыгодное, но необязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники (например рак-отшельник и актиния).

2. Мутуализм– форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя (например травоядные копытные и целлюлозразрушающие микроорганизмы).

Лишайники – неразделимое сожительство гриба и водоросли, когда присутствие партнера становится условием жизни каждого из них. Гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, получают вещества, синтезируемые водорослями. Водоросли извлекают воду и минеральные вещества из гиф гриба.

Многие травы и деревья нормально развиваются только тогда, когда на их корнях поселяются почвенные грибы (микориза): корневые волоски не развиваются, а мицелий гриба проникает внутрь корня. Воду и минеральные соли растения получают от гриба, а он в свою очередь – органические вещества.

3. Комменсализм - форма симбиотических отношений, при которой один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Различают два вида сожительства:

Квартиранство (некоторые актинии и тропические рыбки). Рыба прилипала, присасываясь к крупным рыбам (акулам), использует их как средство передвижения и, кроме того, питается их отбросами.

Широко распространено использование построек и полостей тела других видов в качестве убежищ. В тропических водах некоторые рыбы прячутся в полости органов дыхания (водных легких) голотурий (или морских огурцов, отряд иглокожих). Мальки некоторых рыб находят убежище под зонтиком медуз и защищены их стрекательными нитями. В качестве защиты развивающегося потомства рыбы используют прочный панцирь крабов или двустворчатых моллюсков. Отложенные на жабрах краба икринки развиваются в условиях идеального снабжения чистой водой, пропускаемой через жабры хозяина. Растения также используют другие виды в качестве мест обитания. Это так называемые эпифиты – растения, поселяющиеся на деревьях. Это могут быть водоросли, лишайники, мхи, папоротники, цветковые растения. Древесные растения служат им местом прикрепления, но не источником питательных веществ.

Нахлебничество (крупные хищники и падальщики). Например, гиены следуют за львами, подбирая остатки недоеденной ими добычи. Между партнерами могут быть различные пространственные отношения. Если один партнер находится вне клеток другого, говорят об эктосимбиозе, а если внутри клеток – эндосимбиозе.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

Типы питания живых организмов.

Теории возникновения жизни.

Типы питания живых организмов :

Существует два типа питания живых организмов: автотроф-ное и гетеротрофное.

Автотрофы (автотрофные организмы) - организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических - углекислого газа, воды, минеральных солей.

Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) - организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах.

Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами. Миксотрофы - организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.)

Тема урока: Взаимоотношения между организмами.

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Задачи:

Продолжить формирование у обучаемых когнитивной, коммуникативной и здоровьеберегающей компетентностей через:

    систему общих экологических понятий о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах;

    иллюстрацию разнообразия биотических связей между организмами,

    умение выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.

    воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

частично-поисковый (выполнение самостоятельных заданий);

наглядный (заполнение таблицы и работа с иллюстрациями).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал (тесты, таблица «Биотические взаимодействия», карточки с задачами для работы в группах).

План урока:

I. Организационный момент.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, запись в журнале.

II. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Взаимоотношения между организмами» (слайд 1). Эта тема рассматривалась вами уже неоднократно, начиная с уроков окружающего мира и природоведения и заканчивая уроками общей биологии в 9 классе, поэтому, основная цель урока:закрепить и углубить знания о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов. (слайд 2)

Прежде чем мы начнем говорить об этом, давайте вспомним материал прошлых уроков, для чего я предлагаю вам выполнить небольшой тест: (слайд 3)

Тест «факторы среды»

1. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

A - Весенние разливы рек.
Б - Вырубка леса.

B - Внесение в почву удобрений,

2. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?

A - Биотический.
Б - Абиотический.

B - Антропогенный.

3. Под биотическим фактором понимают:

A - Сумму воздействия живых организмов.
Б - Воздействие человека на организмы.

B - Факторы неживой природы.

4. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор :

A - Свет.

Б - Взаимосвязи между особями в популяции.

B - Развитие промышленности.

5. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом
обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это
явление?

А - Антропогенные.

Б - Биотические.

В - Абиотические.

Г - Комплексное действие факторов.

Поменяйтесь листочками с выполненными тестами с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность ответов (без ошибок – «5»;

Одна ошибка – «4»;

Две ошибки – «3»;

Три и более ошибок – «2»).

Поднимите руки те, у кого тест выполнен без ошибок… с одной ошибкой… с двумя ошибками… с тремя и более… (делаем вывод об усвоении материала)

Переходим к изучению нового материала.

Жизнь любого живого организма невозможна без других организмов. (слайд 4). Его благополучие зависит от многих видов, которые на него воздействуют. Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живёт за счёт тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, животных – опылителей и распространителей семян, грибов помогающих питанию корней и других растений, создающих необходимый микроклимат.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся природа пронизана этими связями. Они разнообразны, могут быть прямыми (осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, например, хищника на жертву), или косвенными (через влияния на внешнюю среду или на другие виды). (Учащиеся по ходу объяснения учителя делают записи в тетради). Сегодня мы рассмотрим основные типы взаимодействия между организмами.

Существует несколько основных типов взаимодействий между организмами. Подобно большинству биологических категорий, они не являются понятиями с абсолютно четкими границами, поэтому не существует и общепринятой их единой классификации. В качестве примера рассмотрим классификацию «+,0,-» Данная классификация строится по принципу влияния, которое оказывают одни организмы на другие в процессе взаимных контактов. Эти взаимоотношения можно обозначить математическими значками «+», «–», «0» (положительно, отрицательно, нейтрально).

Перед вами лежат таблицы (приложение 1), которые необходимо заполнить в течение урока.

Составьте все возможные сочетания, которые могут использоваться в данной классификации и заполните первый столбец таблицы (слайд 5).

Как видите, в сообществах наземных и водных организмов могут складываться взаимоотношения, различных типов (слайд 6). Рассмотрим их более подробно.

Рассматриваем слайды и отвечаем на вопросы:

    Каков характер взаимоотношений между организмами, изображенными на слайде? Аргументируйте свой ответ.

    Как называется данный тип взаимоотношений? Дайте его определение.

Многие из типов уже известны учащимся из прежних курсов биологии, поэтому ребята называют их самостоятельно и дают определения. Если возникают затруднения или встречается неизвестное понятие, учитель дает определение и характеризует данный тип взаимоотношений.

В ходе работы заполняем таблицу, определения записываем в тетради.

В природе часто встречаются взаимовыгодные связи между видами организмов, при которых они получают обоюдную пользу, - это многообразные симбиотические взаимоотношения.
Обязательное условие симбиотических отношений - совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

Мутуализм (облигатный симбиоз). (слайд 7)

Классическим примером симбиоза являются лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Другой пример симбиоза - взаимоотношения термитов и их кишечных сожителей - жгутиковых. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клетчатку на сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые, в свою очередь, находят в кишечнике благоприятные условия, способствующие их выживанию. В свободном состоянии в природе они не встречаются.

Протокооперация (факультативный симбиоз). (слайд 8)

Широко известный пример симбиоза - сожительство зеленых растений (прежде всего деревьев) и грибов.
Одним из типов взаимополезных связей является протокооперация (буквально: первичное сотрудничество). В этом случае совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. е. не является непременным условием их выживания. Примером служит распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений.

Комменсализм – Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы. Основой для этого типа отношений могут быть общее пространство, субстрат, кров, передвижение или чаще всего пища. Используя особенности образа жизни или строения хозяина, комменсализм извлекает из этого одностороннюю пользу. Присутствие его для хозяина остается обычно безразличным (пример – обитание рыбы средиземноморского карапуса в полости тела некоторых видов голотурий, которых она использует как убежище), крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни ущерба, ни преимуществ.

    Квартирантство () - один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда. (слайд 9)

    Нахлебничество - один организм питается остатками пищи другого. (слайд 10)

    Сотрапезничество - оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи. (слайд 11)

Хищничество – такой тип взаимоотношений организмов, при котором представители одного вида убивают и поедают представителей другого. (слайд 12) Для типичного хищника (волка, рыси, норки) характерно охотничье поведение. Но кроме хищников – охотников существует большая группа хищников – собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях. Хищничество - широко распространённая форма биотических отношений.

Значение хищничества можно понять, лишь рассматривая это явление на уровне популяций. Длительная связь между популяциями хищника и жертвы порождает их взаимозависимость, которая действует подобно регулятору, предотвращая слишком резкие колебания численности или препятствуя накоплению в популяциях ослабленных или больных особей. В ряде случаев хищничество может существенно ослаблять отрицательные последствия межвидовой конкуренции, повышать устойчивость и разнообразие видов в сообществах.

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка, и так adinfinitum.

Растительноядность. (слайд 14). Часто хищничеством называют всякое выедание одних организмов другими. Следовательно, к одной из форм хищничества может быть отнесена и растительноядность.

Нейтрализм - обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга. (слайд 15). Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

Антибиоз.

Аменсализм (слайд 16) – отношение, при котором один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам при это не испытывает никак отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели. При аменсализме страдает один вид, а другой развивается нормально: например, плесневый гриб Penicillium выделяет пенициллин - вещество, подавляющее рост различных бактерий, но бактерии не оказывают влияния на плесневый гриб. При клинических испытаниях пенициллина было выявлено, что при его применении увеличилось число грибковых заболеваний, поскольку в естественных условиях развитие грибов сдерживается присутствием бактерий.

Аллелопатия (слайд 17) - форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается в основном у растений, мхов, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы.

Конкуренция (слайд 18)- форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. Таким образом, можно выделять межвидовую и внутривидовую конкуренцию. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот.

Итак, мы рассмотрели все возможные типы взаимоотношений между организмами в природе. Каждый биоценоз характеризуется одновременно множеством разнообразных взаимоотношений, что отображено на следующей схеме (слайд 19).

Подумайте и скажите: к каким результатам приводит все многообразие изученных нами типов взаимоотношений между организмами. Учащиеся предлагают свои варианты, выделяем главное, делаем запись в тетрадях. (слайд 20)

III. Закрепление изученного материала.

Работа в группах

Задание 1. Решение практических задач.

Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.

Задача 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

Задача 4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

Задание 2.Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях:

симбиотических (группа 3)______________________________

конкурентных (группа 2)________________________________

хищнических (группа 1)_________________________________

Комменсалитических (группа 4)___________________________

Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, жук-короед, человек, белка, ворона, дятел.

Заключение.

Все группы замечательно (или не очень, оценивает учитель совместно с обучаемыми) справились с предложенными заданиями. Полагаю, что все согласятся с моими следующими словами:

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям. Понимая это, человек обязан относиться к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

IV. Домашнее задание.

§17.4

V. Итог урока.

Отмечаем наиболее активных учащихся, выставляем оценки за работу на уроке.

Приложение 1

Биотические взаимодействия

Характеристика взаимоотношений

Тип взаимоотношений

Примеры взаимоотношений данного типа

+ ; +

Симбиоз

Мутуализм (облигатный)

Протокооперация (факультативный)

Гриб и водоросль (лишайники)

Термиты и жгутиковые

Тля и муравей

Микориза на корнях деревьев

+ ; 0

Комменсализм

Квартиранство

Нахлебничество

Сотрапезничество

Растения-эпифиты на стволах деревьев

Львы и гиены

Акула и рыба прилипала

Бабочка и гусеница на одном растении

+ ; -

Хищничество

Собственно хищничество

Растительноядность (фитофагия)

Волки и лоси

Божья коровка и тля

Чесоточный клещ и человек

Заяц и трава

0 ; 0

Нейтрализм

Белки и лоси в одном лесу

Комар и береза

0 ; -

Аменсализм

Бук и колокольчик широколиственный

Ель и сосна

- ; -

Антибиоз

Аллелопатия

Конкуренция межвидовая

Конкуренция внутривидовая

Выделение фитонцидов некоторыми кустарниками

Лисица и волк

Борьба за территорию, возможность размножения и т.д.