Александр ширвиндт биография личная жизнь. Биография александра ширвиндта


Наталья Белоусова и Александр Ширвиндт.

В жизнь этой удивительной пары поместилась целая эпоха. Эпоха любви, взаимного уважения, бесконечной жизненной мудрости. Они такие разные - Александр и Наталья, Кис и Татка. Они такие одинаковые: влюбленные в жизнь, в творчество, друг в друга. Их жизни невозможно разделить на две части. Возможно потому, что история их любви началась настолько давно, что представить их друг без друга просто невозможно.

Александр


Александр Ширвиндт

Будущий звездный актер родился и вырос в потрясающей творческой среде. Мама, Раиса Самойловна, в молодости была актрисой МХАТа, а затем редактором в Московской филармонии. Анатолий Густавович, скрипач Большого театра, позже – преподаватель музыки.

Саша, вопреки ожиданиям, в музыкальной школе не блистал. После пяти лет обучения эго практически выгнали, решив, что никаких музыкальных наклонностей у него нет. Занятия в школе бальных танцев при Доме ученых доставляли младшему Ширвиндту настоящее удовольствие. Особенно полонез и падеграс.

В семье царила неповторимая атмосфера. Семья дружила со многими знаменитыми актерами, которые бывали в доме Ширвиндтов. Неудивительно, что мальчик избрал для своего будущего именно театр. И для начала стал выступать в самодеятельном театре, постепенно приближаясь к своей заветной мечте стать актером.

Наталья


Наталья Белоусова в юности.

Наталья оказалась настоящей столбовой дворянкой, как любит говорит о ней сам Ширвиндр. Корни ее генеалогического дерева ведут далеко в глубь веков, еще к Семенову-Тяньшаньскому. Дедушка Натальи был главным архитектором столицы. И Наталья мечтала когда-нибудь проектировать красивые и удобные здания, точно так же, как ее дед, дядя, брат.

На лето вся семья выезжала на дачу, в поселок НИЛ. Именно здесь больше всего любила бывать Наташа, с удовольствием проводя время в компании своих сверстников. Поселок был спроектирован и построен под руководством ее деда и предназначен для творческой интеллигенции: писателей, композиторов, архитекторов. Здесь в 1951 году она познакомилась с Сашей.


Класс, в котором училась Наташа Белоусова.

Первая любовь

Снимок 50-х годов: Александр и Наталья.

Ширвиндт влюбился один раз. Один, но сразу на всю жизнь. Они познакомились в дачном поселке под Москвой. Александр сразу заметил симпатичную соседку по даче. Наталья, очаровательная девчонка из семьи потомственных архитекторов, всегда была окружена вниманием мальчишек. Веселая, добрая, открытая, она просто не могла не нравиться. Но разве могла она устоять перед напором красавца, который постоянно стремился быть рядом, помочь, поддержать, удивить. Им было лет по 15 и в те целомудренные времена они просто дружили. Но день за днем становились все ближе друг другу.

Пролетело лето, казалось бы, детская симпатия быстро забудется, отступит. Но Саша и Наташа продолжили встречаться уже в Москве. Юность, любовь, романтика узнавания и понимания. Понимания, что вот это и есть то самое чувство, которое нужно сберечь.
Ширвиндт однажды не мог придумать ничего лучшего, чем встать перед возлюбленной на голову, чтобы удивить ее.

Любовь и жизнь в письмах


Письма./ Фото: из книги "Проходные дворы биографии"

Александр, как и хотел, поступил в Щукинское училище, Наталья - в архитектурный институт. Они волновались друг за друга во время сессий, а удачное их окончание праздновали непременно вместе. Им не всегда хватало времени на встречи, они стали писать друг другу письма. Милые, трогательные, наполненные нежной заботой. В них открывается огромный мир чувств и большой любви. Сдержанный экранный образ Ширвиндта-актера рушится. Глубокий, тонко чувствующий, любящий, романтичный.

Он описывает Наталье все свои переживания, творческие метания. И скучает. Каждый день, каждый час, каждую минуту. Он волнуется, если на почте не получает письма. Он должен получать письма от Татки каждый день. Без них он чувствует себя одиноким. Он любит, он задыхается без ее глаз, слов, рук. Он пишет ей на лекциях, в поездах, в гостиницах.


Письмо Натальи./ Фото из книги "Проходные дворы биографии"

Казалось бы, в этих письмах двух влюбленных нет ничего особенного. Обычные признания, обычное описание событий вокруг. Но какая в них открывается бездна житейской мудрости, потрясающей ясности в видении их совместного будущего. Даже простое описание матраса или кровати из мебельного магазина становится своеобразной одой любви и счастью.

Счастье на двоих

Они были знакомы уже семь лет, когда Александр решил, что так жить больше нельзя. В январский морозный день он ввалился к Наталье со словами: «Пошли в загс». Кратко и очень ёмко. И с размаху поставил на стол невообразимо огромный бумажный сверток. Наталье пришлось снимать слой за слоем, чтобы увидеть его содержимое. Большой куст цветущей белоснежной сирени. В январе 1957 года, в Москве! Это было настоящее чудо. Оказывается, актер сумел очаровать служительниц Ботанического сада, что они прочувствовали особенность момента и необходимость в сиреневом волшебстве для любимой.

В коммуналке в Скатертном жила семья Ширвиндтов.

Жили молодожены поначалу в огромной коммунальной квартире, где обитала семья Ширвиндтов. Наташа, привыкшая к просторной квартире, спроектированной ее дедом, абсолютно спокойно перенесла переезд в куда более скромные условия, искренне считая, что самое главное это быть рядом с любимым, а потом они смогут всего добиться сами.

Так и случилось. Через несколько лет, совершив несколько невероятных обменов, молодая семья Натальи и Александра уже окажется в элитном доме на Котельнической набережной в центре Москвы.

«Жить мы будем с тобой с большой буквы и с большими чувствами, без спекуляции и главное - без жертв!»

На даче у Ширвиндтов, 1970-е.

Гастроли, репетиции, съемки у него, интересные проекты. Открытие новых объектов у нее. Между ними тысячи километров и тоненькие ниточки писем и телеграмм.

Наталья Белоусова с сыном.

В 1958 году у них родился сын Миша. Гордость и надежда. Александр приехал в Москву с очередных гастролей и едва не сошел с ума, разыскивая жену во всех роддомах Москвы. Он злился на санитарку, которая не могла сказать, как себя чувствует его любимая Татка.

Записка в роддом./ Фото: из книги "Проходные дворы биографии"

Он переживал, что после перенесенной боли она перестанет его любить, он хотел видеть ее и сына. Наташа же, бесконечно счастливая, пыталась разглядеть на маленьком личике знакомые черты возлюбленного. Он снова писал ей, требовал появиться в окошечке хотя бы на секундочку.

Они росли вместе, достигая тех вершин, о которых в юности только мечтали. И ставили себе все новые и новые цели.

Секрет счастья


Большая счастливая семья

Дни пролетали, как одно мгновение. За плечами Александра Анатольевича и Натальи Николаевны почти шестьдесят лет счастливого брака. Их миновали слухи и сплетни. Но не потому, что их не было. Просто потому, что они безмерно доверяли друг другу. Их любовь оказалась сильнее.
Сегодня они по-прежнему вместе и все так же счастливы, радуются жизни, успехам внуков и правнуков.

Секрет их оказался довольно прост. Они никогда не растворялись друг в друге. Им всегда было интересно вдвоем, потому что каждый – цельная личность, со своим характером, своими увлечениями. Они не мешали друг другу, а поддерживали в нужный момент. Александр Ширвиндт с удовольствием говорит о том, что он, к сожалению, оказался однолюбом. Наталья Николаевна подхватывает, что это – к её счастью.


На презентации книги.

В 2013 году увидела свет книга Александра Ширвиндта «Проходные дворы биографии». В ней опубликована часть переписки Натальи Николаевны и Александра Анатольевича. Трогательное свидетельство их бесконечной любви.

На бенефисе Александра Ширвиндта, праздновавшемся во вторник в Театре Вахтангова, гости говорили первым делом о «нечеловеческом чувстве юмора» артиста. Марк Захаров, например, сравнил Ширвиндта с Фаиной Раневской: мол, такие люди могут блестяще работать артистами, но их главное качество – «мощный поток целебного и живительного юмора, который подпитывает нашу культуру, оплодотворяет страну».

Бенефис Александра Ширвиндта был приурочен к 20-летию первой театральной премии «Хрустальная Турандот» (негосударственная творческая награда), в рамках которой ежегодно отмечается все самое интересное и самобытное, что создано за последний сезон в столичном театре. За два десятилетия лауреатами премии становились Абдулов, Горин, Гундарева, Ульянов, Табаков, Чурикова, Этуш, Неелова, Кваша, Захаров, Фоменко и многие другие. У каждого из них, как говорили в советском театроведении, – особый путь в искусстве. И если использовать такую терминологию, то путь Ширвиндта состоит из юмора, обаяния, гротеска и, конечно, экспромта. Об этом говорил на вечере Марк Захаров: «Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей. Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

В этот вечер со сцены звучало так много признаний в любви, что в какой-то момент ловишь себя на мысли: хорошо, что виновник торжества не сидит на сцене, а занял самую выгодную в таких случаях позицию. Его место было среди зрителей в зале, да и большую часть вечера он предпочел молчать, а только лишь изредка (словно не сдержавшись) комментировал в микрофон происходящее. Например, когда Алексей Кортнев перед песней «Снежинка» извинился, что прозвучит слово «жиды», – Ширвиндт сказал: «Мой бенефис без этого слова не обходится». А после того как Антон и Виктория Макарские передали привет от родственников из Белоруссии и исполнили «Хаву Нагилу», – Александр Анатольевич, как всегда без тени улыбки на лице, подытожил: «Какой мелодичный народ белорусы». И в зале, конечно, раздался хохот.

Парадокс: в голосе артиста есть металл. Иногда он звучит в подкрепление безапелляционному суждению, властно и неоспоримо. Иногда снисходительно. Но по каким-то неписаным законам эффект всегда один – публика смеется. Наверное, поэтому у артиста нет особой тяги к представительству. Он мыслит, и зрители идут за движением его мысли. Они видят, как рождается этот юмор. Но в то же время Александр Ширвиндт умеет быть эмоциональным, не привлекая для этого все наличные сценические средства. Он пользуется их минимумом: в его игре не найдешь излишеств, он не ставит жирной точки, а оставляет залу простор для додумывания.

В спектакле по пьесе Горина «Счастливцев–Несчастливцев» артист играл Несчастливцева российским Дон Кихотом. У него привычно непроницаемое выражение лица и напряженный голос, выдающий неравнодушную натуру столичного артиста. Не только сцены из высоких трагедий, но и слова «от себя» Несчастливцев тоже подавал как театральный монолог, нарочито торжественно, напыщенно, наслаждаясь оторопью, в которую ввергает провинциальных зрителей. И в этом Несчастливцев был похож на Ширвиндта, который тоже любит держать зрителей в напряжении, приобщая их к моменту выбора. Так происходит и в спектакле «Кабала святош», когда наблюдаешь, что творится с душой повергнутого Мольера. Ширвиндт дотошен в поиске глубинных причин того состояния, в котором оказался его персонаж. Не бичует, не пригвождает, а старается понять. И эта сторона жизни тоже известна друзьям и коллегам Ширвиндта.

Поздравить артиста пришли Михаил Державин, Ольга Аросева, Аркадий Арканов, Василий Лановой, Александр Олешко, Юлий Ким, Федор Добронравов, Пелагея и многие другие. Ольга Аросева вышла на сцену в образе суматошной дамы, которая повсюду ищет талант. «Худруков нет, худруки исчезают буквально на глазах. Хорошо, что у нас есть литовские друзья – помогают, – сказала она, имея в виду Туминаса, Карбаускиса, Някрошюса, Гинкаса, Коршуноваса. – Мы тоже идем в ногу со временем. Наш Ширвиндт мне тоже признался: он ведь не Ширвиндт, а Ширвиндтас. Я была в Литве там есть речка Ширвиндт, правда, в свои литовские воды Александр Анатольевич немножко намешал воды с одесского причала. Но вы же понимаете: Литва – явление временное, а Одесса – это навеки».

Под занавес виновник торжества появился, наконец, на сцене: «Сегодня я нарочно посмотрел в словаре: бенефис в российском театре – это представление, которое давалось раз или два раза в год для актера или актрисы с тем, чтобы весь гонорар от выручки давался бенефецианту, а также на год оплачивалась квартира и выдавались дрова. Пока что дров не подвезли». А после аплодисментов продолжил: «Мы живем в век мимикрирования. Ощущение, что у нас гражданское общество мимикрировало. Наша профессия все больше мимикрируется. Любовь тоже часто мимикрируется. Но когда я вижу сегодня ваш зал – ощущение, что мы друг дружке нужны. Это единственное, что остается».

Биография и личная жизнь Александра Ширвиндта поистине интересна и наполнена разными яркими событиями. На свет будущий артист появился в 1934 в городе Москве. Отец Александра Ширвиндта – Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) – был человеком чрезвычайно одаренным и творческим. Он был скрипачом, был музыкантом Большого , а также занимался преподавательской деятельностью. Мать Александра – Раиса Самойловна – работала в Московской филармонии.

Семья, детство, начало деятельности

Пока родители пропадали на гастролях, маленький Саша находился под контролем бабушки, которая играла большую роль в воспитании внука. Творческая среда оказывала свое влияние на мальчика. Он занимался музыкой, но потом забросил это занятие. Также пробовал себя в бальных танцах. Саша посещал школу, в которой обучались дети аристократов.

В доме Ширвиндтов нередко собирались многие деятели искусств. Окруженный этой атмосферой, мальчик уже тогда связать свою жизнь с театром.

В 1956 году Александр успешно заканчивает учебу в Щукинском училище и попадает на службу в Театр-студию киноактера. В этом же году состоялся дебют актера в фильме «Она вас любит». В 1957 году Ширвиндт переходит работать в театр Ленинского комсомола, а в 1970 году становится ведущим актером Московского академического театра сатиры. А с 2000 года является художественным руководителем данного театра.

Александр является обладателем многочисленных наград. Он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством», различных театральных премий. Также в его копилке Чеховская медаль, Почетный знак «Общественное признание», Орден Дружбы народов.

Личная жизнь Александра Ширвиндта, семья, дети

Свободное время Александр Анатольевич старается провести с пользой и хорошо отдохнуть. Он увлекается игрой на скрипке. Также одним из увлечений актера является рыбалка. Он часто отправлялся порыбачить со своим покойным другом Михаилом Державиным, которого знал с детства.

Курительная трубка, подарок Виталия Горемыкина, является любимым атрибутом Ширвиндта, с которым он практически не расстается. Любит Александр также посмотреть спортивные соревнования – он является ярым болельщиком московского футбольного клуба «Торпедо». Сейчас свою жизненную позицию артист объясняет так: «Пытаюсь воспринимать ее иронично — философски, понимая всю бренность нашего существования».

Со своей супругой, архитектором Натальей Николаевной Белоусовой, актер живет с 1957 года. Познакомились они в подмосковном дачном поселке. Тогда у Александра вызвало восторг, что у девушки в хозяйстве имеется корова, ведь он очень любит молоко. Через некоторое время влюбленные официально оформили свои отношения, а корову из хозяйства пришлось продать.

Вскоре молодожены стали жить на Котельнической набережной. В знаменитой высотке жили Лидия Смирнова, Клара Лучко, Людмила Зыкина, Фаина Раневская и другие известные личности.

Через год у счастливой семьи случилось пополнение – у них родился сын. Михаил Александрович Ширвиндт рос очень хулиганистым ребенком, которого часто выгоняли из школ за плохие выходки. В конце концов, он решился взяться за ум и поступил в театральное училище, решив идти по стопам папы. Некоторое время он был театральным актером. В настоящее время сын Михаил нашел свое призвание в качестве телеведущего.

Своим родителям Миша подарил внука и внучку. На совместных фото с женой, детьми, внуками Александр Анатольевич выглядит по-настоящему счастливым человеком, ведь у него большая дружная семья. Внук актера Андрей является преподавателем, работает в МГУ, а внучка Александра стала искусствоведом. Также у Народного артиста есть две правнучки – Анастасия и Элла.

Творческие достижения Александра Ширвиндта

Новости на 2019-2019 год гласят, что Александр Анатольевич пребывает в подавленном состоянии, так как недавно . Последние новости об Александре Ширвиндте сообщают, что он воспринял весть о смерти как свою личную трагедию. Свою дружбу с Державиным Народный артист пронес через всю жизнь.

Биография

Александр Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 года в семье скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича (Теодора Гдальевича) Ширвиндта (1896, Одесса - 1961, Москва) и редактора Московской филармонии Раисы Самойловны Ширвиндт (урождённой Кобыливкер; 1896, Одесса - 1985, Москва). Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского; дед, Густав (Гдалья) Моисеевич Ширвиндт (выпускник Виленской 1-й гимназии 1881 года), был врачом.

В 1956 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой) и был принят в труппу Театра-студии киноактёра. В том же году сыграл свою первую роль в кино - эстрадного певца Вадима Степановича Ухова в фильме «Она вас любит!» (реж. Семён Деревянский и Рафаил Суслович).

В 1957 году принят в труппу театра им. Ленинского комсомола и зачислен в штат киностудии «Мосфильм».

В 1968-1970 годах - артист Московского драматического театра на Малой Бронной.

С марта 1970 года - актёр Московского академического театра сатиры.

С 2000 года - художественный руководитель Московского академического театра сатиры.

С 1957 года - преподаёт в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина (с 1995 года - профессор).

Общественная деятельность

· Член Союза театральных деятелей (1961)

· Член Союза кинематографистов (1978)

· Действительный член Академии кинематографических искусств «Ника»

· Действительный член Американской пушкинской академии искусств

· Член правления и сопредседатель Московского английского клуба

· Президент и действительный член Академии юмористических авторитетов

· Член Общественного совета ГУВД города Москвы

Семья

· Дед - Густав (Гедаль, Гедалья) Моисеевич Ширвиндт (1861-?), врач. Дед (со стороны матери) - Ицхок-Шмуэль Аронович Кобыливкер.

· Отец - Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) Ширвиндт (1896-1961), скрипач, музыкальный педагог.

· Дядя (родной брат отца) - Евсей Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1891-1958), первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор.

· Дядя (брат-близнец отца) - Борис Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1896-1966), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

· Мать - Раиса Самойловна Ширвиндт (урожд. Кобыливкер; 1896-1985), редактор Московской филармонии.

· Жена (с 1957 года) - Наталья Николаевна Белоусова (род. 1935), архитектор, племянница химика Б. П. Белоусова, внучка архитектора В. Н. Семёнова.

· Сын - Михаил Ширвиндт, телеведущий

· Внук - Андрей Ширвиндт (род. 1981), преподаватель права в МГУ

· Правнучки - Анастасия Андреевна Ширвиндт (род. 2002), Элла Ширвиндт (род. 2011)

· Внучка - Александра Ширвиндт (род. 1986), искусствовед

Театральные работы

Театральный институт имени Бориса Щукина

· 1952 - «Трудовой хлеб» А. Островского - дипломный спектакль

· 1952 - «Ночь ошибок» О. Голдсмита - дипломный спектакль

Театр им. Ленинского комсомола

· «Семья» И. Попова; постановка С. Гиацинтовой - массовка (спектакль 1949 года, ввод)

· «Чудесная встреча» Лидии Черкашиной; режиссёр А. А. Муатов (???) - Глашатай

· 1957 - «Первая Конная» Вс. Вишневского; постановка Бенедикта Норда - белый офицер (ввод)

· 1957 - «Первая симфония» А. Гладкова; постановка А. Рубба (ввод)

· 1957 - «Колесо счастья» Братьев Тур; постановка С. Штейна - Фазан (ввод)

· 1957 - «Хлеб и розы» А. Салынского; постановка С. А. Майорова, А. А. Рубба, В. Р. Соловьёва - парень

· 1957 - «Когда цветёт акация» Николая Винникова; режиссёр С. Штейн - Костя Хоменко (ввод)

· 1957 - «Первое свидание» (ввод)

· 1957 - «Друзья-сочинители» Н. Венкстерн; режиссёр С. Штейн (ввод)

· 1957 - «Наш общий друг» Ч. Диккенса; режиссёр Иван Берсенев - мистер Лэммль (ввод)

· 1957 - «Фабричная девчонка» А. Володина; режиссёр Владимир Эуфер (ввод)

· 1958 - «Товарищи-романтики» М. Соболя; постановка С. Майорова и С. Штейна - Юрий Лещёв

· «Огонь твоей души» Александра Араксманяна; постановка Р. Капланяна - Рубен (ввод)

· 1958 - «Святая Иоанна» Б. Шоу, Бертран де Пулянжи, начальник стражи , Реж. В. С. Канцель

· 1959 - «С завязанными глазами» Иштвана Фейера; режиссёр С. Штейн (ввод)

· 1960 - «Цветы живые» Н. Погодина; постановка Б. Толмазова - Безликий, диктор

· 1960 - «Опасный возраст» Семён Нариньяни; режиссёр С. Штейн - Костя

· 1961 - «Центр нападения умрёт на заре» А. Куссани; постановка Б. Толмазова - Гамлет

· 1962 - «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова; постановка С. Штейна - Размышляев, человек с 5-го этажа

· 1962 - «Вам 22, старики!» Э. Радзинского; постановка С. Штейна - Милый друг, режиссёр

· 1963 - «О Лермонтове»; постановка О.Ремеза и Т. Чеботаревской - Мартынов

· 1963 - «До свидания, мальчики!» Б. Балтера; режиссёр С. Штейн

· 1964 - «В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфрос, Л. Дуров - гость на свадьбе (массовка)

· 1964 - «104 страницы про любовь» Э. Радзинского; режиссёр А. Эфрос - Феликс

· 1965 - «Каждому своё» С. Алёшина; режиссёр А. Эфрос - Гудериан

· 1965 - «Снимается кино» Э. Радзинского; Постановка: А. В. Эфрос, Лев Дуров - Нечаев Федор Федорович (премьера - 9 ноября 1965)

· 1965 - «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта; режиссёр М. Туманишвили - Джесси Махони

· 1966 - «Чайка» А. Чехов; режиссёр А. Эфрос - Тригорин

· 1966 - «Мольер» М. Булгакова; режиссёр А. Эфрос - Людовик

Московский драматический театр на Малой Бронной

· 1968 - «Как вам это понравится» У. Шекспира - Жак-меланхолик, Режиссер: Пётр Фоменко

· 1969 - «Счастливые дни несчастливого человека» А.Н. Арбузова - Крестовников, Режиссер: Анатолий Эфрос

· 1970 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Постановка: А.В. Эфрос, Режиссёр: Л. К. Дуров

Московский академический театр сатиры

Спектакль «Орнифль»

Спектакль «Орнифль»

· 1970 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше; реж. Валентин Плучек - граф Альмавива

· 1970 - «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного - Родион

· 1971 - «Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Министр-администратор

· 1972 - «Таблетку под язык» А. Макаенка - Ломтев, представитель министерства

· 1973 - «Маленькие комедии большого дома»; реж. Александр Ширвиндт и Андрей Миронов - Отец

· 1973 - «Чудак-человек» В. Азерникова - Заводское руководство

· 1973 - «Клоп» В. Маяковского - Президент репортажа

· 1974 - «Нам - 50»; реж. Александр Ширвиндт

· 1975 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Гектор

· 1976 - «Клеменс» К. Сая - Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник, Реж. М. А. Микаэлян

· 1976 - «Горе от ума» А. Грибоедова - Молчалин

· 1979 - «Её превосходительство» С. Алёшина

· 1980 - «Чудак» Н. Хикмета - Ахмет Рыза

· 1982 - «Ревизор» Н. Гоголя - Добчинский

· 1982 - «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Роберт Пила

· 1982 - «Концерт для театра с оркестром…»

· 1983 - «Крамнэгел» Л. Устинова - Мервин Шпиндельман

· 1985 - «Бремя решения» Ф. Бурлацкого - Пьер Селинджер

· 1985 - «Молчи, грусть, молчи…» А. Ширвиндта

· 1986 - «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ - Негриш

· 1988 - «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера - Зенон Айба, писатель

· 1995 - «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» (28 февраля 1995 - премьера) Э. Радзинского - Михалёв

· 1997 - «Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Несчастливцев

· 1999 - «Привет от Цюрупы» (11 ноября 1999 - премьера) театральная фантазия по одноимённому рассказу Ф. Искандера; реж. Сергей Коковкин - Думающий о России

· 2001 - «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта

· 2001 - «Орнифль» Ж. Ануя (14 сентября 2001 - премьера); реж. Сергей Арцибашев - Орнифль

· 2010 - «Между светом и тенью» Теннесси Уильямса (5 ноября 2010 - премьера), Дэвид Катрир; реж. Юрий Ерёмин

· 2009 - «Мольер» («Кабала святош») М. Булгакова (23 января 2009 - премьера); реж. Юрий Ерёмин - Жан Батист Поклен де Мольер

· 2014 - «Грустно, но смешно» С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт (1 октября 2014 - премьера); реж.: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

· 2018 - «Где мы?∞!...» Родиона Овчинникова, Реж.: Родион Овчинников (7 февраля 2018 - премьера) - Петр Павлович Зарайский

Режиссёрские и сценарные работы

· 1970 - постановка спектакля «Проснись и пой!» (совместно с Марком Захаровым)

· 1973 - «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым)

· 1974 - «Нам - 50»

· 1977 - «Чао!» (фильм-спектакль)

· 1978 - «Недоросль»

· 1979 - «Её превосходительство»

· 1982 - «Концерт для театра с оркестром»

· 1985 - «Молчи, грусть, молчи…»

· 1988 - «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера

· 1992 - «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная)

· 2001 - спектакль «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым

· 2004 - «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку

· 2007 - «Женщины без границ» Ю. Полякова

· 2010 - «Кошмар на улице Лурсин» (PERDU Монокль) Эжена Лабиша

· 2011 - «Здравствуйте! Это Я! Андрюше-70!»

· 2014, 1 октября - «Грустно, но смешно» С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт, Постановка: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

Фильмография

Актёрские работы

· 1956 - Она вас любит! - Вадим Степанович Ухов, эстрадный певец (дебют в кино)

· 1958 - Атаман Кодр - Василий Богдескул

· 1963 - Приходите завтра - Вадим

· 1967 - Спасите утопающего - экскурсовод

· 1968 - Ещё раз про любовь - Феликс Топтыгин

· 1968 - Крах - Сидней Рейли

· 1968 - Шестое июля - Лев Карахан

· 1969 - В тринадцатом часу ночи - помреж на студии

· 1969 - Сюжет для небольшого рассказа

· 1971 - Старики-разбойники - референт министра

· 1971 - Ты и я - приятель

· 1971 - Умеете ли вы жить? - Борис Есипович, преподаватель консерватории

· 1973 - Всего несколько слов в честь господина де Мольера - Дон Жуан

· 1973 - Ни слова о футболе - закадровый текст от автора

· 1974 - Какая у вас улыбка - Илья

· 1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром! - Павлик / закадровый текст от автора

· 1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - Хиггинс

· 1976 - Двенадцать стульев - одноглазый шахматист

· 1976 - Небесные ласточки - майор Альфред Шато-Жибюс

· 1977 - Инкогнито из Петербурга - Христиан Иванович Гибнер, лекарь

· 1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - лирический баритон: Третий встречный паренёк / Наполеон / Дон Хуан / Жених / Аббат / Адвокат

· 1979 - Трое в лодке, не считая собаки - сэр Самуэль Харрис

· 1980 - Мнимый больной - господин де Бонфуа, нотариус

· 1980 - Альманах сатиры и юмора

· 1980 - За спичками - закадровый текст от автора

· 1981 - Отпуск за свой счёт - Юрий Николаевич

· 1981 - Восточный дантист - Топарникос

· 1981 - Факты минувшего дня - Юрий Николаевич Шаганский

· 1982 - Принцесса цирка - Фирелли

· 1982 - Серебряное ревю - худрук

· 1982 - Вокзал для двоих - Шурик, пианист в ресторане ж.д вокзала

· 1982 - Просто ужас! - главврач

· 1983 - Нежданно-негаданно (Год Золотой рыбки) - антиквар, сосед

· 1984 - Аплодисменты, аплодисменты… - Игорь Макаров, бывший муж Валерии

· 1984 - Герой её романа

· 1985 - Зимний вечер в Гаграх - телеведущий

· 1985 - Миллион в брачной корзине - Леонидо Папагатто

· 1986 - Семь криков в океане - Сантьяго Сабала

· 1987 - Забытая мелодия для флейты - Мясоедов

· 1987 - Шантажист - Валерий Юрьевич

· 1989 - Искусство жить в Одессе - Тартаковский

· 1990 - Бабник - Аркадий

· 1991 - Чокнутые - Стефенсон

· 1991 - Осада Венеции - инквизитор

· 1993 - Русский регтайм - отец Кости

· 1994 - Простодушный - де Сен-Планж

· 1995 - Привет, дуралеи! - лидер социал-социалистической партии

· 1996 - Роковые яйца - редактор газеты

· 2004 - Привет от Цюрупы! (телеверсия спектакля) - думающий о России

· 2007 - Ирония судьбы. Продолжение - дядя Паша

· 2008 - Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров - Кольбер

· 2009 - Пёстрые сумерки - Александр Белых, джазовый пианист

· 2013 - Мольер (Кабала святош) (телеспектакль) - Жан Батист Поклен де Мольер

Озвучивание

мультфильмов

· 1967 - Машинка времени - Рассказчик

· 1977 - Как грибы с горохом воевали - Царь Горох

· 1979 - Новый Аладдин - Аладдин

· 1979 - Вовка-тренер - читает текст

· 1981 - Алиса в Стране Чудес - Чеширский Кот

· 1981 - Пёс в сапогах - Красавчик

· 1981 - Самый маленький гном (3-й выпуск) - Козлик

· 1981 - Жил-был Саушкин - дядя Капа, житель Страны Добряков

· 2002 - Мои бабушки и я - внук Боря

фильмов

· 2010 - Алиса в Стране чудес - Чеширский Кот

Аудиоспектакли и аудиокниги

· 1973 - Баядера - Сказочник

· 1987 - «Дон Кихот» (радиоспектакль) Н. Александровича

Телевизионная карьера

· «Утренняя почта», ведущий

· «Терем-теремок», ведущий

· «Семь нас и джаз», ведущий

· «Театральная гостиная», ведущий

· «Браво, артист!», ведущий

· «Хочу знать», соведущий

Библиография

· Александр Ширвиндт, Борис Поюровский. «Былое без дум». - М.: Центрполиграф, 1994. - 320 с. - ISBN 5-7001-0148-3.

· Александр Ширвиндт. «Schirwindt, стёртый с лица земли». Книга воспоминаний. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с. - ISBN 5-699-15458-2.

· Александр Ширвиндт. «Проходные дворы биографии». - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2013. - 312 с. - ISBN 978-5-389-05590-2.

· Александр Ширвиндт . «Склероз, рассеянный по жизни». - М.: КоЛибри, 2014. - 312 с. - ISBN 978-5-389-08033-1;

· Александр Ширвиндт. «В промежутках между». - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2017. - 192 с. - ISBN 978-5-389-13616-8.

Признание и награды

· Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74»

· Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (16 октября 1974 года) - за заслуги в области советского театрального искусства

· Почётное звание «Народный артист РСФСР» (1 июня 1989 года) - за большие заслуги в области советского театрального искусства

· Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»)

· Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года) - за заслуги в развитии театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

· Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004 года) - за большой вклад в развитие театрального искусства

· Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2005 год)

· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю педагогическую деятельность

· Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая импровизация» (2009)

· Чеховская медаль (2010)

· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 июля 2014 года) - за большие заслуги в развитие отечественнй культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

· Орден «Ключ дружбы» (9 октября 2014, Кемеровская область) - за выдающийся личный вклад в развитие культуры России, сохранение лучших традиций театрального искусства, уникальный талант, высочайший творческий потенциал, преданность своему профессиональному долгу, бескорыстное служение Отечеству

· Лауреат национальной актерской премии «Фигаро» им. Андрея Миронова (2015)

· Неоднократно приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

· В честь А. А. Ширвиндта назван астероид (6767) Shirvindt, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 6 января 1983 г.

Совет 2: Михаил Ширвиндт: биография и личная жизнь

Долгое время семья жила в коммуналке, состоящей из 9-ти комнат. В 1965г. Миша пошёл в школу и прослыл настоящим непоседой. Он не любил учёбу, доводил учителей своими выходками. Мальчик сменил немало школ, учился на двойки.

После окончания учёбы он поступил в училище им.Щукина. Но Ширвиндт там не задержался, его отчислили в 1975г. за то, что он с некоторыми сокурсниками сорвал красный флаг с крыши института.

Пришлось Михаилу идти работать, он поступил декоратором в театр «Современник», но и там работал не слишком долго: нечаянно сломал дорогостоящие декорации.

Затем М.Ширвиндт устроился грузчиком в ВИА «Самоцветы», там он по большей части смотрел за маленькими В.Пресняковым и Д.Маликовым. Позднее Михаил продолжил учёбу в институте, начал трудиться в театре «Сатирикон» под руководством А.Райкина.

Михаил трудился в «Сатириконе» примерно 8 л., и однажды быть артистом ему наскучило. Ширвиндт решил начать карьеру телеведущего. Первая передача, которую он стал вести в 1992 г., называлась «Лотто-Миллион». В том же году он и А.Коняшов создали студию «Весы». С 1995 г. стал вести популярную т/п «Дог-шоу. Я и моя собака», которая получила высокие рейтинги. Передачу закрыли в 2005г. из-за изменений концепции вещания, хотя зрителям она очень нравилась.

В программе выступали породистые псы и дворняги, в состав жюри входили звёзды. Идея шоу появилась у Ширвиндта не просто так: в детстве он хотел завести собаку, но условия проживания этого не позволяли. Когда Михаил стал самостоятельным, у него появился пёс породы лабрадор.

М.Ширвиндт также был продюсером некоторых передач («Путешествия натуралиста», «Растительная жизнь», «Хоббиты» и др.). С 2007 по 2017 гг. М. Ширвиндт был автором и ведущим проекта «Хочу знать», в передачах рассказывалось об удивительных вещах и открытиях. На вопросы зрителей отвечали многие шоумены: А.Гордон, Л.Якубович, Д.Дибров и др.

Личная жизнь

Михаил Ширвиндт был женат 2 раза. От 1-го брака у него сын, которого назвали Андрей. Он стал юристом. Во 2-ой раз М.Ширвиндт женился на Т.Морозовой, актрисе, танцовщице. Затем она стала заниматься журналистикой.

Татьяна родила Михаилу дочку Александру, которая впоследствии стала искусствоведом. Несколько лет назад в прессе появился слух о романе Ширвиндта с Юлией Бордовских.

Михаил имеет опыт ресторанного бизнеса. В частности, он вложил средства в рестораны «Штольц», Bronco, кафе кошерной еврейской еды «Семь сорок».

Александр Ширвиндт – ярчайшая звезда кинематографа, талантливый актер, искрометный юморист, родился 19.07.1934 года, коренной москвич.

Детство

Маленькому Саше повезло появиться на свет в очень обеспеченной и уважаемой семье. Его отец, успешный музыкант, скрипач, солист Большого театра не только играл сам, но и давал частные уроки музыки за очень приличное вознаграждение. Мать занимала солидную должность при филармонии и составляла концертные программы.

Поскольку родители были постоянно занятыми творческими натурами, раннее детство Саши прошло у бабушки. Дедушка, в прошлом влиятельный медработник, пытался воспитывать его в строгости, но у него это не слишком хорошо получалось, так как любящая бабуля прощала внуку все шалости. Один его дядя был юристом, другой – врачом-инфекционистом.

В детстве

Когда Саше исполнилось 10, родители забрали его в Москву. Там он пошел в элитную школу, где среди его соучеников был Сергей Хрущев и другие дети первых лиц страны. Жили же они в актерском доме, на улице Вахтангова, прямо во дворе которого расположилась знаменитая Щука – один из лучших театральных вузов страны.

В этом дворе Саша пристрастился к лицедейству. Вместе с другими ребятами они организовали самодеятельный театр и постоянно давали какие-то импровизированные концерты.

Там же он подружился с Михаилом Державиным, творческий тандем с которым сделал его суперпопулярным и любимым всей страной. Но мальчиков в те годы связывала тесная личная дружба, которую они сумели пронести через всю жизнь.

Впрочем, на дворовой театр у Саши оставалось не слишком много времени. Стараясь дать сыну всестороннее образование, родители отдали его в музыкальную школу и записали в студию бальных танцев. Если с танцами Саша еще как-то смирился, то многочасовые сидения за музыкальным инструментом совершенно его не прельщали, и музыкальная школа вскоре была заброшена.

На его окончательное решение стать актером повлияло знакомство с такими звездами как Рина Зеленая и Леонид Утесов. Они нередко навещали родителей и просто очаровали парня своим талантом. Поэтому сразу же после получения аттестата Ширвиндт относит его в Щуку и легко становится ее студентом.

Карьера

Это удивительно, но никогда не проявлявший особого интереса к учебе Александр театральное училище заканчивает с красным дипломом. Причем, звание одного из лучших студентов закрепилось за ним с самого первого дня пребывания в стенах Щуки – настолько увлекся он лицедейством.

Сразу же после сдачи дипломного спектакля Ширвиндта приглашают на «Ленфильм», где он дебютирует на большом экране. Ему достается роль второго плана в простенькой, но очаровательной комедии «Она вас любит», где главную роль сыграл непревзойденный комик Георгий Вицин. Свой первый солидный гонорар Ширвиндт потратил на приобретение подержанной «Победы».

После возвращения в Москву он устраивается работать в театр Ленинского Комсомола, где вскоре к нему присоединяется успевший тоже закончить обучение в Щуке давний друг, Михаил Державин. Дальше их творческий путь часто шел параллельно.

Недолгое время вместе они проработали в театре на Малой Бронной. И если в этот период Михаил исключительно играл на сцене, то Ширвиндта еще время от времени приглашали в кино. Он становился все более популярным и востребованным киноартистом.

А после роли в комедии «Трое в лодке не считая собаки», где его партнерами стали Державин и Андрей Миронов, он перешел в разряд звезд первой величины.

И вот уже в кино и театре ему достаются в основном только главные роли. Причем очень разноплановые, хотя изначально за Ширвиндтом закрепился образ этакого ловеласа. На экране он появлялся в образах гусара, чиновника, лекаря, нотариуса, пианиста и даже средневекового инквизитора, и все они удавались ему блестяще.

Впрочем, если спросить самого Ширвиндта, что ему ближе, театр или кино – он не сможет ответить на этот вопрос однозначно. Это один из немногих актеров, которые успевают все – играть на сцене, сниматься, ставить спектакли и еще писать сценарии к ним. На протяжении нескольких лет Ширвиндт с Михаилом Державиным вел суперпопулярную юмористическую программу «Кабачок 13 стульев».

Всего же он сыграл более сотни кино и театральных ролей. С 1957 года преподает в ставшей уже родной Щуке (в 1995 стал там профессором). А в 2000 был утвержден на должность руководителя Театра Сатиры, который и сделал его настоящей звездой, и которому Александр отдал практически всю жизнь.

Там же он и десятки тысяч поклонников прощались с лучшим другом Ширвиндта – Михаилом Державиным, ушедшим из жизни в январе 2018.

Личная жизнь

Экранный бабник и ловелас, Александр Ширвиндт на поверку оказался примерным семьянином. Всю свою жизнь он провел с единственной супругой – Натальей, брак в которой был зарегистрирован в далеком 1957 году. Тогда он, начинающий еще актер страстно влюбился с стройную и обаятельную девушку – будущего архитектора.

С женой Натальей

Ему было всего 23, а ей – на целый год меньше. И поначалу никто не ожидал, что обыкновенный дачный роман продлится более полусотни лет. Ширвиндт шутит, что его подкупило наличие у невесты в хозяйстве коровы.

Как только молодые объявили о решении пожениться корову продали, чтобы сыграть достойную свадьбу. Так что парным молочком, которое Александр очень любит, лакомился он недолго.

Через год, как и было принято в те времена, у пары уже родился сын – единственный их ребенок, который тоже пошел по стопам отца и стал актером. Сегодня у счастливой семьи есть уже внук, внучка и даже правнучка, которых они просто обожают и стараются хоть несколько раз в год собираться все вместе.

Когда Александра спрашивают, в чем секрет такого крепкого брака, он отвечает – в женской мудрости. Действительно, за долгие годы Наталья успела привыкнуть к тому, что экранный образ ее мужа – бабника и ловеласа проецируют на реальный мир. А возможно, и научилась вовремя закрывать глаза на мимолетные шалости, которые в творческом мире были скорее нормой.

Сам же Александр всегда стремился домой, потому что там его ждали комфорт, уют и любящая жена, которая старалась не досаждать ему упреками, а, как и положено женщине, делила с ним радости и печали. Он относится к Наталье с глубоким уважением и, даже если и позволял себе небольшие грешки, никогда не выставлял их напоказ, оберегая семейную репутацию.