Когда праздник троица. Праздник троица имеет интересную историю и несет огромное значение в жизни православных христиан

Екатерина Шумило суббота, 26 мая 2018, 13:46

В воскресенье, 27 мая, православные и греко-католики празднуют День Святой Троицы . Протоиерей АНДРЕЙ ДУДЧЕНКО рассказал "Апострофу", что значит этот праздник, какие традиции принято соблюдать на него и что нужно делать в этот день.

Поздравляю всех читателей "Апострофа" с великим праздником Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа и днем Святой Троицы! Этот праздник имеет несколько названий в нашей традиции. Большинство людей знают день Святой Троицы - это вторичное название. Первоначальное название праздника - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

Почему Пятидесятница?

Это пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы берет свое начало еще из Ветхого Завета. У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя.

И вот через 10 дней после Вознесения приходит праздник Пятидесятницы, когда много людей, исполняя закон Ветхого Завета, приходили в Иерусалим на праздник. Потому что каждый верующий иудей имел обязанность прийти в Иерусалим на такие большие праздники, как Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей (который празднуют осенью).

И часть еврейской диаспоры, которая была очень большой во всей Римской империи, не каждый год, но хотя бы раз в какое-то время совершала паломничество на праздник в Иерусалим.

И вот в этот день в Иерусалиме на Пятидесятницу апостолы приняли Святого Духа. Что это значит? Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме.

На Пятидесятницу апостол Петр выходит перед большой толпой людей и проповедует. И уже смело, безбоязненно говорит о том, что Иисус воскрес, что Иисус и есть тот обещанный Мессия, тот Царь, которого послал Господь, он воскрес и воцарился над миром. И призывает людей к обращению. И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви.

Фото: lavra.ua

Почему день Святой Троицы?

В библейской истории мы видим взаимоотношения Бога и человечества. До этого момента мы видели действие Бога Отца, который открывался через пророков, через Моисея, который вывел народ израильский, и так далее, заповеди давал через Моисея, через пророков давал определенные наставления. Затем он прислал своего Сына Иисуса Христа, который проповедовал, который умер и воскрес за нас. И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа.

Традиции на Святую Троицу

Пятидесятница заканчивает собой большой праздничный период. Собственно главный праздничный период года: 50 дней от Воскресения Христова до Пятидесятницы - это сплошной праздник. До Пасхи был период поста, Великого поста. Это были 7 недель особой подготовки. Перед Пятидесятницей, перед Троицей нет поста, но, во-первых, есть особый день - это суббота перед Троицей, родительская поминальная суббота Троицкая, когда люди поминают усопших, когда проходят особые заупокойные богослужения, где вспоминаются все, кто умер. Иногда люди именно в день Троицкой поминальной субботы приходят помянуть и тех, кого в церкви не поминают. То есть бывает приходят и спрашивают, можно ли самоубийц в этот день поминать, или возникают другие вопросы.

Фото: lavra.ua

Кстати, нет у церкви какого-то особенного дня, когда можно поминать самоубийц. И если человек, будучи в сознании, действительно отверг дар жизни по своей собственной воле, собственному выбору, то таким людям отказывается в церковном погребении, в особом молитвенном сопровождении. Собственно, думаю, больше с педагогической целью. Для того, чтобы это была определенная преграда для других. Не потому, что человек лишен милости Божией, потому что ни один человек не лишен милости Божией. Вопрос в том, готов ли человек сам принять этот Божий дар искупления и прощения. Нуждается ли он в этом? Просит ли он этого? И это такая тайна дальнейшей судьбы человека, куда мы не можем проникнуть своим разумом, понять это. Поэтому отдаем это уже как бы в руки Божьи.

Но есть поминальная суббота - вот такой особый день. И когда люди готовятся к Пасхе, то известно, что многие во время Великого поста приходят на исповедь, причастие. Некоторые идут причаститься раз в год именно в эти дни. И было бы очень хорошо, чтобы мы не забывали, что Пятидесятница - это также большой праздник. Конечно, Пасха, Воскресение - это самое главное событие. Но и Пятидесятница - это тоже один из величайших праздников в церковном календаре. Потому что празднуется очень серьезное, уникальное событие - Сошествие Духа Святого. И очень хорошо было бы, чтобы и в эти дни люди также готовились к исповеди и святому причастию. Исповедоваться можно не обязательно в этот день. Можно исповедоваться в субботу или за несколько дней до этого. А уже в этот день прийти для того, чтобы причаститься Святых Тайн.

Центром каждого церковного празднования является Божественная литургия. Служба, которая воспроизводит то, что сделал Господь на тайной вечере, центром которой является причастие Тела и Крови Господних. Это и есть кульминация любого празднования церковного. Например, не освящение пасок на Пасху, не освящение верб в Вербное воскресенье, а именно совместная трапеза Тела и Крови Господних - это кульминация. А остальное - это уже дополнение, это определенные черты, которые характерны именно для того ли иного праздника. Но главный момент, вершина или сердцевина всего - это когда выносится чаша с Телом и Кровью Господними, и каждый верующий призван прийти к этой трапезе. Господь приглашает нас всех. Поэтому самым лучшим празднованием было бы, если бы мы все шли в эти дни к причастию Святых Тайн. Так было бы по-христиански.

Фото: lavra.ua

Что можно и нельзя делать на Троицу

Можно делать добро. Знаете, в Евангелии мы встречаем много примеров, когда Иисус Христос в субботу исцеляет людей. А по еврейскому закону, который является Божьим законом, нельзя работать в субботу, потому что это особый день, когда нельзя ничего делать. И Иисусу этим упрекают. Потому что он делает это как бы нарочно, демонстративно. Иногда он не просто исцеляет словом, а берет, например, слюну и смешивает ее с землей. И такой смесью помажет глаза слепому, например. И это было провокацией для тех, кто соблюдал закон.

Почему именно этот поступок был? До исхода иудеев из Египта они были в рабстве. Их работой было замешивать глину и готовить кирпич. Они видели в том, что Иисус сделал эту смесь земли со слюной, подобное смешиванию глины, потому что это рабский труд. Как будто нарочно он делал то, что нельзя делать в субботу. Но Господь это делает, чтобы исцелить человека. Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому в этот день можно делать добро.

Есть люди, которые работают на таких работах, где им нельзя отказаться от работы. Некоторые работают по графику, и рабочий день приходится на субботу. Что им, не работать? Или они грешат, когда работают? Они не грешат. Потому что это их обязанность. В этот день, например, кто-то должен водить транспорт, следить за безопасностью, обеспечивать свет, воду и так далее.

Конечно, есть такие вещи, которые нельзя отложить, а домашнюю работу, например, можно сделать в другой день. Смысл празднования состоит не в том, чтобы что-то не делать, а чтобы посвятить этот день Богу. И каждый человек может посвятить этот день Богу определенным образом. Это же не значит, что нужно весь день проводить в молитвах, в чтении Слова Божия, сосредоточении и созерцании каких-то духовных вещей. Еще очень важен момент помощи ближнему. Дела милосердия по отношению к другим - это тоже Божье дело, даже больше, чем какое-то жертвоприношение, пожертвования на церковь или количество молитв, которые человек читает.

Ведь именно через отношение к ближнему проверяется любовь к Богу. Поэтому можно делать добро другим людям. Можно, скажем, быть волонтером, помогать в больнице, что-то делать для бедных.

Когда человек, например, в селе, он работает на земле шесть дней в неделю. А этот день он должен посвятить Богу, отдохнуть от работы. Оторваться от обыденности и сделать это праздником. Провести этот день с семьей, детьми. Уделить внимание родителям, у кого они живы. Это будет хорошим празднованием. И не делать всего того, что можно отложить. Если что-то нельзя отложить - это не будет грехом, если эта работа направлена на добро!

Екатерина Шумило

Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter


Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в

Праздник Святой Троицы – это одно из интереснейших и, пожалуй, самых необычных церковных торжеств. Он, как и Пасха, тоже всегда отмечается в воскресенье – а именно спустя 50 дней после этого дня (Пресвятая Троица еще именуется Пятидесятница).

При этом в большинстве своем мы гораздо больше знаем о Светлом Воскресении или о Рождестве, чем о дне Пресвятой Троицы. Вот почему интересно будет разобраться, что это за праздник, почему он имеет несколько названий, и каков священный смысл этой даты. А самое главное – как же правильно отмечать Великую Троицу?

Праздник Троица в православии: значение и названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 27 мая 2018 года, 16 июня 2019 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.

Все эти названия праздника Троицы можно встретить в различных источниках – например, в Википедии, православных журналах и других. К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье. Но при этом что означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.

Святая Троица: что за праздник

Итак, в чем же смысл этого интересного праздника? Почему он считается одним из великих христианских торжеств наряду с Пасхой, Рождеством, Крещением и другими знаменательными датами? Ответы на эти вопросы можно получить, если кое-что узнать о тех событиях двухтысячелетней давности, которые и положили добрую традицию отмечать эту дату.

История праздника Троицы восходит ко временам последних дней жизни Иисуса на земле. Незадолго до своей кончины он пообещал, что ровно через 50 дней после этого Бог пошлет Утешителя, который будет незримо помогать всем его последователям.

И действительно, по прошествии 40 дней Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду ученики Христа собрались вместе в одном из домов Иерусалима. И в этот момент в небе послышался очень сильный шум, как будто ураганный ветер пронесся над городом.

Оказалось, что это были не потоки воздуха, а чудесное событие: в тот же момент над головами учеников-апостолов зажглись язычки пламени. Люди начали говорить на всех языках и наречиях, которые использовались в те времена местными народами. Затем святые апостолы-последователи Христа стали учить людей, проповедуя им спасение и Божью любовь.


Однако что значит праздник Троицы для нас – людей, живущих в новое время, 2000 лет спустя? Оказывается, что актуальность тех событий сохранилась в первозданном виде, потому что сошествие Святого Духа имеет прямое отношение ко всем жителям планеты.

Его приход на землю означает наступление благодатного времени, когда мы имеем прямую связь с небесными силами. Каждый человек сегодня может просто помолиться, попросить прощения и получить его.

А в былые времена для этого совершались сложные обряды, приносились жертвоприношения, разжигались костры. Словом, прощение приобреталось весьма дорогой ценой. Теперь же связь со Всевышним налажена так, что к нему может обратиться любой из нас.

Получается, что Дух Святой – это своеобразный канал связи между человеком и Богом. Более того – он и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому православный праздник Троицы символизирует Триединого Господа, который раскрылся во всей своей полноте.


ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ – УТЕШИТЕЛЬ?

Отмотаем события на 20 веков назад и представим такую картину. Господь умер, но воскрес. Радости верующих нет предела – ведь даже сегодня отголоски этого события отдаются радостной волной в сердцах миллиардов верующих, когда они произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» А что случилось после?

Спаситель ушел на небо, как и полагается, на 40 день. Наверное, у многих людей на сердце появилось такое чувство, что они будто осиротели или потеряли правое крыло. Но вот – прошло всего 10 суток, и на землю сошел Святой Дух.

Получается, что с тех пор и до сегодняшнего дня сам Бог незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться за его помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель на нашу планету.

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.


Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы — считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых , настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Троица - один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. В 2019 году Троица приходится на 16 июня. Официальное церковное название праздника - День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

История праздника

Праздник приурочен к событиям, которые произошли на 50-й день после Пасхи - сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию. В это время ученики Иисуса Христа и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В три часа дня они услышали сильный шум, и на них сошел благодатный огонь. После этого апостолы получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира. Это событие описано в Деяниях святых апостолов.

Традиции и обряды праздника

Троица имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В Православной Церкви она отмечается на протяжении трех дней. Духовенство облачается в одежды зеленого цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы украшаются ветками деревьев, а пол устилается свежей травой.

Накануне в субботу служится всенощное бдение. В день праздника читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия. Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год - они оберегают дом от болезней и бед.

В праздничные дни люди посещают службы в храмах. Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов.

По народным традициям в канун торжества хозяйки проводят генеральную уборку в домах и дворах. Они готовят праздничные угощения, пекут хлеб или каравай, который символизирует плодородие и благополучие. Украшают дома, иконы ветвями деревьев и травами. В день Святой Троицы после службы принято посещать или приглашать в гости близких родственников и друзей, дарить подарки. После праздничного обеда устраиваются народные гуляния. Люди отправляются на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры.

Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Гадания на Троицу

В день Святой Троицы молодые девушки гадают на события будущего, замужество, любовь. При совершении обрядов они используют растения, воду.

Гадание на венке. Вечером в праздник необходимо смастерить венок из березовых ветвей и четырех видов травы: чабрец, иван-да-марья, лопух и медвежье ухо и оставить его на ночь во дворе. Если наутро он завянет, то в ближайшем будущем стоит ожидать мелких трудностей. Свежий венок предвещает удачный год.

Гадание у реки. Девушка должна сплести венок, вставить в него зажженную свечу и запустить по реке. Если он утонет недалеко от берега, то отношения с парнем будут короткими и неудачными. Если венок уплывет далеко по реке с зажженной свечей, то его обладательницу ожидает судьбоносная встреча. Прибившийся к берегу венок знаменует свадьбу в этом году.

Гадание на зверобое. Для того чтобы узнать, испытывает ли молодой человек чувства к девушке, она должна взять пучок зверобоя и перекрутить его с такой силой, чтобы из него полился сок. Если сок прозрачный, то любовь безответная, а если красный, то чувства крепкие и взаимные.

Что можно есть на Троицу

В этот день поста нет, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты.

Как украсить дом на Троицу

Для украшения домов люди используют молодые ветви деревьев, луговых трав и цветов. Главным символом является береза. Молодая зеленая листва символизирует круговорот жизни и молодость. Белый цвет веток олицетворяет чистые помыслы верующих. Ветки дуба, липы, клена и рябины призваны оберегать дом от злых духов.

Из луговых трав люди используют васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух. Они плетут из них венки и вешают их на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон. Незамужние девушки кладут травы под подушку.

Что нельзя делать на Троицу

Троица - великий православный праздник. В этот день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. Следует посвящать время молитвам и близким людям. Нельзя ссориться и злиться на окружающих. По народным поверьям, в этот день запрещается купаться в природных водоемах. Люди верят, что на Троицу нечистая сила обретает облик мистических персонажей (русалок, водяных) и способна нанести вред.

Приметы и поверья на Троицу

  • Дождливый день - к хорошему урожаю грибов осенью.
  • В этот праздник не стоит играть свадьбу, иначе брак будет неудачным.
  • Устраивать сватовство на Троицу - хорошая примета. Будущий брак будет крепким и счастливым.
  • Пятидисятница - удачная пора для поиска кладов. В этот день земля способна щедро одарить человека богатством.
  • Хорошей приметой считается во время службы проливать слезы. Оплакивание травы символизирует богатый урожай и богатство.

Поздравления

    С праздником Троицы тебя поздравляю,
    Достатка, любви, благ земных я желаю.
    В праздник возвышенный, праздник святой
    Радость большую почувствуй душой!

    Мира в семье, пониманья, заботы,
    Новых побед, достижений в работе.
    Благословенья и жизни прекрасной,
    Вместе с семьей встретить Троицы праздник!

    Тебя хочу поздравить я с Троицей Святою,
    На небо ты душою сегодня посмотри.
    Наполнит праздник сердце твое пусть теплотою,
    И засияет солнце пусть у тебя внутри.

    Еще тебе желаю я крепкого здоровья,
    И в травах ароматных покой души найти.
    Пускай витает ангел всегда у изголовья,
    И пусть оберегает он все твои пути.

Какого числа Троица в 2020, 2021, 2022 году

2020 2021 2022
7 июня Вс 20 июня Вс 12 июня Вс

За несколько веков до того, как на земле был распят его сын Иисус Христос, Господь через пророков возвестил людям о том, что им в помощь будет послан Дух Святой:

«Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииля, 36:27).

Иисус Христос также обещал своим ученикам:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Поэтому апостолы вместе с Пресвятой Девой Марией после и Христа не разошлись по домам, а остались в Иерусалиме, ожидая исполнения обещанного.
Они были в Сионской горнице, где все вместе молились Господу. В этой горнице, после Своего Воскресения, Спаситель уже дважды являлся к Своим ученикам.
Когда прошло пятьдесят дней после Воскресения Христа, на десятый день после Его Вознесения, слова Учителя были исполнены. В этот день был большой иудейский праздник — дарование Богом пророку Моисею Десяти Заповедей, которые он получил на горе Синай, поэтому в Иерусалиме было много народа. Паломники приехали не только из самой Иудеи, но и из других стран.
Утром

«Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян.2,2).

Вслед за этим в воздухе появились огненные языки пламени, которые замерли над каждым из апостолов. Огонь этих языков светил, но не обжигал. Сбылось пророчество святого Иоанна Крестителя об огненном крещении апостолов:

«Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3,11).

Это чудесное свойство происходит каждый год и в настоящее время — на Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. В Великую Субботу, в канун православной Пасхи – в течение первых нескольких минут огонь действительно светит, но не обжигает.
Каждый из апостолов ощутил необыкновенный прилив духовных сил – это Бог, через огненные языки пламени передал силу апостолам для того, чтобы они могли проповедовать и прославлять учение Христа.
Услышав сильный шум, у Сионской горницы начали собираться паломники, а апостолы вышли к народу и

«начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,4)

Чудо было в том, что каждый из людей слышал речь на своем языке, поэтому народ очень удивился такому явлению.
Многие знали апостолов, как обычных бедных людей, которые были не обучены наукам и, соответственно, были не обучены ораторскому искусству.

Собравшийся народ, попробовал объяснить случившееся тем, что апостолы «напились сладкого вина » и в ответ на это обвинение, самый горячий по характеру апостол Пётр, неожиданно для всех и, прежде всего для себя, начал первую в своей жизни проповедь.
Сейчас, устами простого бедняка Петра, с людьми говорил Сам Святой Дух. Апостол проповедовал им о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти. Собравшимся глубоко в души запали слова апостола Петра.

«Что нам делать?» — спрашивали его. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38).

После его проповеди около трех тысяч человек уверовали и стали христианами.
Таким образом, Господь передал Своим ученикам 9 особых даров:
дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

Апостолы буквально переродились – стали людьми крепкой веры, необычной силы духа. От своего Учителя они знали, что их жизнь будет нелегкой, впереди их каждого ожидает своя чаша страданий, жизнь их будет полна насмешек, издевательств, побоев и заключений в темницы. И действительно — они почти все погибли или были казнены.
Для преодоления этих страданий вознесшийся Иисус Христос послал Своим вестникам Святого Духа Утешителя. И теперь ни распятие на крестах, ни сожжение на кострах, ни гибель под градом камней уже не могло заставить остановиться Божиих апостолов-вестников в проповедовании Божественного учения по всему миру.
Сионская горница , после схождения Святого Духа на находившихся в ней апостолов и Матери Божией, начала считаться первым христианским храмом. А этот день стал называться праздник Святой Троицы, в честь того, что Господь явил себя людям в трех ипостасях — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ТРОИЦА

День Святой Троицы – один из Великих православных праздников. В этот день на землю сошел Святой Дух и людям был показан Триединый образ Бога: Бога Отца – создателя, Бога Сына – Иисуса Христа, который явился к людям для искупления грехов и Бога Святого Духа. Этот день Троицы считается праздником рождения земной Церкви.
Троица празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христа, из-за этого ее еще называют Святой Пятидесятницей. Сам праздник состоит из двух частей. Воскресенье (первый день) — это День Пресвятой Троицы, а второй день (понедельник) – днем Святого Духа.
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу » — любой христианин неоднократно произносил эти торжественные слова, при этом совершая , сложенные вместе три первых пальца которого выражают нашу веру в Отца, Сына и Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу.

А что может быть надежнее для человека, чем вера в Бога, в его защиту и покровительство:
«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».


Праздник Троицы – светлый праздник, который пронизан солнечным светом, зарождением жизни в природе после зимы, когда нам кажется, что Божья благодать распространяется везде и всюду, в каждом луче солнца и в каждом зелёном листике, когда все кругом зацветает, распускается, оживает и начинает новый виток жизни!
В этот день храмы украшаются цветами, зеленью – это символ зарождения жизни весной, как символ рождения Церкви.

Особое почитание связано в этот день, прежде всего с березой, расцвет зелени которой приходится на праздник Троицы. В народе она ассоциируется с добром, с защитой от нечистой силы и с деревом, изгоняющим болезни (березовый сок, березовые почки и, конечно же, веники для бани).
Ее ветками, а также молодыми деревцами издревле украшались храмы и церкви на Руси.

Люди, которые приходят на праздничную службу приносят с собой и держат в руках березовые веточки, цветы, которые освящаются во время богослужения.
В честь этого Великого праздника священники обычно облачаются в фелони зеленого цвета, а церковная утварь часто украшается светло-зелеными тканями и лентами.
В День Святой Троицы, во время особенных молитв всем находящимся в храме положено (по мере возможности) вставать на колени. Троицу считают первым разрешительным днем после Пасхи для коленопреклоненных молитв в храме. Это коленопреклонение является богослужебной особенностью, изюминкой этого праздника.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

ВИДЕОФИЛЬМ