Региональный центр по энергосбережению. Особенности разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Скачать инвестиционную программу в сфере теплоснабжения


Вопрос: Служба по тарифам отказала в согласовании инвестиционной программы по теплоснабжению без указания причин и без предложения ее доработать. Правомерен ли безмотивированный отказ и как я могу обжаловать эти действия? Спасибо

Ответ:

Здравствуйте! Согласование инвестиционных программ в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №410 от 05 мая 2014 года (далее - Правила согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения).

Ваши действия в случае безмотивированного отказа в согласовании инвестиционной программы в сфере теплоснабжения должны быть следующими:

1. Прежде чем обжаловать действия, по Вашему мнению «безмотивированного» отказа органа исполнительной власти субъекта РФ в согласовании инвестиционной программы в сфере теплоснабжения, настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с Правилами согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения и убедиться в том, что с Вашей стороны как регулируемой организации соблюдены все условия и сроки разработки и подачи на согласование проекта инвестиционной программы. В частности, должны быть соблюдены требования:

- о соответствии мероприятий инвестиционной программы действующей в муниципальном образовании схеме теплоснабжения ;

О соблюдении формы подачи инвестиционной программы в сфере теплоснабжения в соответствии с Приказом Минстроя России от 13.08.2014 N 459/пр «Об утверждении рекомендуемой формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методических рекомендаций по ее заполнению»;

О направлении в составе обосновывающих документов к в сфере теплоснабжения - сметных расчетов как обоснование стоимости мероприятий, программы энергосбережения и повышений энергетической эффективности теплоснабжающей организации, отчета об исполнении инвестиционной программы за предыдущий период (при наличии таковой).

2. В случае отсутствия каких-либо нарушений с Вашей стороны, при наличии отказа в согласовании проекта инвестиционной программы без указания причин, в соответствии с п. 22 раздела III Правил согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения Ваша сторона вправе потребовать от органа исполнительной власти субъекта РФ официальное заключение о возврате инвестиционной программы на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.

При этом отказ в согласовании проекта инвестиционной программы в сфере теплоснабжения должен быть обоснован, указываются мероприятия по развитию систем теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности, которые не могут быть достигнуты.

Помимо этого основанием для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы в сфере теплоснабжения и направления ее на доработку являются:

а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);

б) превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

в) превышение суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов, осуществленных на реализацию мероприятий, включенных в инвестиционные программы регулируемой организации, утвержденные с момента заключения концессионного соглашения, над предельным размером расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять концессионером и концедентом в соответствии с концессионным соглашением.

1. Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:

1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

3) схемы водоснабжения и водоотведения;

4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.

3. Инвестиционная программа должна содержать:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;

4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;

5) расчет эффективности инвестирования средств;

6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) иные сведения.

4. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования тарифов. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.

7. Объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если горячее водоснабжение осуществляется с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), программы финансирования мероприятий по их развитию (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения) включаются в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, при использовании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей которых осуществляется горячее водоснабжение. Затраты на финансирование данных программ учитываются в составе тарифов в сфере теплоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае заключения организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, концессионного соглашения, объектом которого является система коммунальной инфраструктуры, источники финансирования инвестиционной программы определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При прекращении действия концессионного соглашения концедент обеспечивает в установленные концессионным соглашением сроки возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

10. Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

13. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, должны содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ, за исключением расходов, финансируемых за счет платы за подключение (технологическое присоединение), не должен превышать наименьшую из следующих величин:

1) величина, определяемая исходя из указанных в части 7 настоящей статьи укрупненных нормативов цены создания различных видов объектов непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры и на основании основных мероприятий, включенных в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;

2) предусмотренный концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером, а также концедентом, если условием концессионного соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Инвестиционная программа разрабатывается регулируемой организацией на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» .

Согласование и утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:
1. Регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство) до 15 марта года, предшествующего периоду начала её реализации.
2. В случае соответствия инвестиционной программы Правилам постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения. В случае если инвестиционная программа не соответствует требованиям Правил, министерство в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку. Регулируемая организация представляет доработанную инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний министерства.
3. Орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от министерства и уведомляет его о согласовании (отказе от согласования) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения. В случае если орган местного самоуправления в указанный срок не уведомил министерство о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.
4. Министерство в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки.
5. Инвестиционная программа должна быть утверждена в срок не позднее 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы.
6. Контроль за исполнением инвестиционных программ осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области совместно с агентством по тарифам и ценам Архангельской области.


В комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры входят проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (ОКК). И можно отметить то, что сегодня в законах, регламентирующих предоставление коммунальных услуг и развитие систем коммунальной инфраструктуры, нет единообразного подхода. Так, в федеральных законах «О водоснабжении и водоотведении», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (как уже отмечалось, сегодня этот закон регулирует утилизацию ТБО) речь идет о формировании инвестиционных программ на основе технических заданий, формируемых органами местного самоуправления.

В Федеральном законе «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации - это программа финансирования мероприятий в сфере теплоснабжения, утверждаемая субъектом Российской Федерации на основе схемы теплоснабжения. Но при этом использование технических заданий законом не прописывается. Разработка схем теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, также разработчиком схем теплоснабжения могут выступать теплоснабжающие и теплосетевые организации.

Срок, на который разрабатывается схема теплоснабжения - не менее 15 лет. Проект схемы теплоснабжения подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Таким образом, можно констатировать, что единообразный подход к планированию развития систем коммунальной инфраструктуры пока не сложился, и количество документов, регламентирующих разные аспекты развития объектов коммунального комплекса, значительно.

Инвестиционная программа организации коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение и утилизация ТБО) разрабатывается ОКК на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации муниципального образования. Проект инвестиционной программы в водоснабжении и водоотведении утверждается уполномоченным органом исполнительной власти региона, а в сфере утилизации ТБО - органами местного самоуправления.

Поскольку в общем случае техническое задание на разработку инвестиционной программы разрабатывается на базе принятых документов территориального планирования, то на момент разработки технического задания для каждой ОКК органы местного самоуправления уже точно знают, где и в какие сроки необходимо построить основные объекты данной инфраструктуры. Следовательно, степень детализации данной задачи в техническом задании должна быть достаточно высокой.

Другими словами, в техническом задании органы местного самоуправления должны представить перечень задач по строительству инфраструктурных объектов, который будет обязательным для выполнения ОКК. Таким образом, в техническом задании в сфере водоснабжения и водоотведения отражается перечень мероприятий, направленных на:

  • повышение качества питьевой и горячей воды, качества очистки сточных вод;
  • повышение надежности водоснабжения и водоотведение (в том числе реконструкция, модернизация и строительство объектов);
  • повышение качества обслуживания абонентов;
  • энергосбережение объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
  • снижение удельных расходов энергетических ресурсов;
  • подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения новых абонентов с указанием мест расположения, нагрузок, сроков подключения, с выделением объектов, строительство которых финансируется за счет утвержденной платы за подключение;
  • защиту централизованных систем водоснабжения и водоотведения от различных угроз.

Ожидаемые сроки реализации этих задач определяются в техническом задании органами местного самоуправления. Организации коммунального комплекса необходимо перевести эти задачи в формат предполагаемых решений - инвестиционных проектов на стадии технико-экономического обоснования и рассчитать стоимость их реализации. Задача по подключению новых потребителей должна иметь высокую степень детализации.

Так, органами местного самоуправления перед ОКК может быть поставлена цель добиться 100%-й очистки всех стоков на территории муниципального образования или повысить качество стоков до определенных экологических норм. В подобных случаях задачи по достижению поставленной цели могут не содержать способов ее достижения. И различные варианты достижения поставленной цели с указанием их итоговой стоимости должна предложить ОКК. Если техническое задание не содержит перечня необходимых задач по достижению целей, то оно должно предусматривать необходимость формирования такого перечня самой ОКК с указанием стоимости, сроков и содержательного значения каждой задачи.

Наконец, в техническом задании органы местного самоуправления могут указать требование к ОКК по оценке необходимости привлечения инвестиций и способов их возврата. В этом случае ОКК обязана будет представить развернутый анализ привлечения инвестиций с указанием источников и стоимости инвестиций, сроков их возврата и источников компенсации. Если реализация программы предполагается за счет концессионных соглашений, то источники финансирования определяются в соответствии с условиями этого соглашения. Утвержденная программа не может содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.

В соответствии с законодательством, подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся ОКК.

Для подготовки инвестиционной программы ОКК использует следующую информацию (в том числе из программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры):

  • планируемые участки застройки в течение периода реализации инвестиционной программы;
  • планируемые виды застройки на этих участках (типы объектов, этажность и т. д.);
  • планируемый объем ввода жилья (кв. м);
  • планируемый объем ввода нежилых помещений (кв. м);
  • планируемые уровни нагрузки на системы коммунальной инфраструктуры, возникающие в результате нового строительства;
  • нормативы обеспеченности коммунальными услугами 1 кв. м жилого помещения;
  • удельная стоимость строительства 1 км магистральной
  • удельная стоимость строительства 1 км распределительной сети;
  • объем технических условий (ТУ), выданных в предыдущие периоды (работы, запланированные в данных ТУ);
  • статистика по реализованным и нереализованным ТУ в течение последних нескольких лет (как минимум, за последние три года).

Расчет финансовых потребностей должен основываться на принципе минимальных издержек при сохранении параметров качества строительства и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры. Рассчитанные на основе минимальных издержек финансовые потребности являются основанием для установления и расчета источников финансирования затрат по организации коммунального комплекса и реализации его инвестиционной программы.

Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются ОКК в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту представленной инвестиционной программы или проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей ОКК для устранения выявленных несоответствий.

После устранения всех несоответствий и выполнения ряда процедур, относящихся к тарифному регулированию, представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу ОКК для ТБО, субъект Российской Федерации - для программ водоснабжения и водоотведения (можно эти полномочия передать муниципалитету). Инвестиционные программы водоснабжения и водоотведения не могут быть утверждены в отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения.

Регулирование инвестиционных программ в сфере электроэнергетики основано на Постановлении Правительства «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». Разработкой программ занимаются субъекты электроэнергетики. Инвестиционные программы электроэнергетики утверждаются либо федеральным центром, либо субъектами Российской Федерации в зависимости от типа субъекта электроэнергетики и включают в себя:

  1. перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы, в том числе инвестиционных проектов, предусматривающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
  2. краткое описание инвестиционной программы по основным направлениям инвестиционных проектов, в том числе с указанием неооходимости и целей их реализации, вводимом мощности, вида используемого топлива и места расположения объекта, срока ввода и вывода мощности, полной и остаточной стоимости инвестиционных проектов, показателей энергетической эффективности оборудования;
  3. графики строительства объектов электросетевого хозяйства и генерирующих объектов, включая их наименования, планируемые сроки и объемы выполнения работ по инвестиционным проектам, а также планируемые объемы финансирования по кварталам;
  4. финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы, а также степени обеспеченности инвестиционной программы источниками финансирования;
  5. отчет об исполнении финансового плана субъекта электроэнергетики за предыдущий и текущий годы;
  6. финансовую (бухгалтерскую) отчетность субъекта электроэнергетики на последнюю отчетную дату, а также аудиторское заключение;
  7. программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (при наличии таковой);
  8. план финансирования инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы;
  9. отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий и текущий годы с указанием введенной мощности, объемов финансирования и их источников (при реализации инвестиционной программы в предыдущем и текущем годах).

Таким образом, проекты инвестиционных программ ОКК разрабатываются на основе документов территориального планирования и затем включаются в комплексную программу развития систем коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой органами власти муниципальных образований.

Развитие коммунальной инфраструктуры может осуществляться и в рамках прямых договорных отношений с каждым из застройщиков. Но это может ее привести (и, как показывает практика, приводит) к злоупотреблению своим монопольным положением, поскольку эта деятельность монополиста остается нерегулируемой. Поэтому органы местного самоуправления и органы власти субъектов Российской Федерации, выполняя свои функции, должны реализовывать законные права по регулированию этого вида деятельности коммунальных монополистов.

Утверждение инвестиционной программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и выполнение необходимых процедур тарифного регулирования являются основанием для заключения органами власти с ОКК договора в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющего условия реализации утвержденной инвестиционной программы этой организации. Данными договорами могут являться сервисные контракты, договоры аренды, договоры, основанные на показателях деятельности ОКК, договоры доверительного управления муниципальным имуществом, образующим систему коммунальной инфраструктуры, концессионные соглашения и иные аналогичные договоры и соглашения.

В указанном договоре стороны определяют:

  • сроки выполнения инвестиционной программы;
  • перечень работ (основная часть инвестиционной программы);
  • основные индикаторы реализации инвестиционной программы и сроки их достижения;
  • обязательства бюджетного финансирования (при его наличии);
  • инвестиционные обязательства и обязательства по их компенсации.

В договоре также определяются права и обязанности сторон, ответственность каждой из сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, порядок разрешения споров. Помимо указанного договора, ОКК обязана заключать договоры о подключении с обратившимися к ней лицами, осуществляющими реконструкции или строительство зданий, в случае если реконструкция повлечет увеличение потребляемой нагрузки (Постановление Правительства «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры»).

Прежде чем ОКК будет обязана заключить с застройщиком публичный договор на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, на застройщика налагается обязанность, согласно Градостроительному кодексу, в течение года с момента получения технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку и сроки подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также срок их действия и информацию о плате за подключение, определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий. Основаниями для отказа от заключения договора о подключении являются:

  • отсутствие у заказчика ТУ (если в соответствии с законодательством требуется получение таких условий);
  • срок действия ТУ истек или истекает в течение 30 дней с даты получения исполнителем оферты;
  • заявленная в оферте нагрузка превышает максимальную нагрузку, указанную в ТУ, выданных заказчику, и заказчик отказывается уменьшить эту нагрузку до величины, установленной ТУ.

При необоснованном уклонении или отказе исполнителя от заключения договора о подключении заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора о подключении, а также о взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом.