Малодушие. Малодушие, сокровищница духовной мудрости

Пояснения:
Малодушие выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.

Почву для развития в людях Малодушия обычно создают социальная несправедливость, господство эгоистических интересов, угнетенное и бесправное положение человека, подавление инициативы в массах. Все эти явления неотъемлемо присущи классово-эксплуататорскому обществу, где люди постоянно сталкиваются с тем, что грубая сила одерживает верх над правотой, преступления против нравственности остаются безнаказанными, борьба со злом, принципиальность и честность обращаются против самого человека. В такой обстановке, естественно, создаются условия для процветания беспринципности, попустительства злу; люди утрачивают чувство ответственности за свои поступки, веру в силу нравственных принципов и в собственную способность проводить эти принципы в жизнь.
Поэтому при оценке проявлений Малодушия надо исходить из социальных условий жизнедеятельности людей.

Малодушие проявляется прежде всего в зависимости личности от мнений и действий других людей.
Сочтите малодушного человека глупым - и более абсурдных поступков, чем те, которые последуют от него, вы не увидите. Скажите ему, что он зауряден, бездарен, труслив - и точно: все его проявления станут невыносимо скучны, примитивны и отвратительно робки.
Не малодушный человек виновен в своих недостатках; не сам по себе его душевный изъян приводит к постоянной уступчивости, слабости духа и унижающим достоинство поступкам. В неприглядных проявлениях малодушного характера виновны, прежде всего, окружающие, использующие во зло природную податливость и мягкость его душевного склада.

Малодушие означает, что человек в себе самом не имеет опоры и потому непрестанно нуждается в поддержке других. Только от чужого мнения и внушения обретает он веру в собственные силы. Но уж если малодушный получил столь необходимую ему поддержку, более вдохновенного человека тогда трудно сыскать. Мысли его становятся гибки и остроумны, действия - дерзки и отважны, а характер - стойким и сильным. Если вы отнесетесь к малодушному человеку уважительно, он продемонстрирует редкие образцы ума, самоотверженности, мужества. Внушите ему, что он смел, и перед вами явится герой, изумляющий своей доблестью и отвагой. Глядя на него, вы не сможете поверить, что сами, собственным влиянием вызвали на свет столь яркие проявления человеческого характера.

«Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит». (Старец Паисий Святогорец)

- Отец Алексий, что такое малодушие?

Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие - это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли - одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление - всегда слабость. Преступник - это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания - мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, - мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании - для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой - для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

- Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество - по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям - смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым - так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно - от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница - решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы - в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное - чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

О МАЛОДУШИИ

Наверно, малодушие - это та самая черта характера, которая объединяет в себе целую группу других негативных черт, которые в свою очередь можно объединить словом «дурной нрав». Но в основе этой группы, конечно, лежит единый источник, служащий причиной остальных пороков.

С одной стороны, значение слова очевидно - союз слова «малый (или в смысле «немощный») со словом «душа». С другой стороны, нелишним будет определить, что же подразумевается под «малой» или «немощной» душой.

Толковый словарь Ушакова Д. Н. определяет малодушие как «нерешительность, безволие, упадок духа».

Словарь Ожегова: «Отсутствие твердости духа, решительности, мужества».

То есть определенно малодушие связано с отсутствием воли, силы духа. Но какие именно черты олицетворяют собой именно малодушие?

Родословная малодушия

Это, в первую очередь, страх перед людьми, а не перед Всевышним. Это неуверенность в себе, проявляющаяся в подверженности чужому мнению, влиянию. Иными словами, это форма зависимости от окружающих, когда отношение человека детерминировано людским мнением, одобрением или неприятием, но никак не чувством ответственности перед Всевышним или преданности Ему. Порлеев С. В. в «Энциклопедии пороков» пишет:

«Сочтите малодушного человека глупым - и более абсурдных поступков, чем те, которые последуют от него, вы не увидите. Скажите ему, что он зауряден, бездарен, труслив - и точно: все его проявления станут невыносимо скучны, примитивны и отвратительно робки. Однако по этой же причине, если Вы отнесетесь к малодушному человеку уважительно, он продемонстрирует редкие образцы ума, самоотверженности, мужества. Внушите ему, что он смел, и перед Вами явится герой, изумляющий своей доблестью и отвагой. Глядя на него, Вы не сможете поверить, что сами, собственным влиянием вызвали на свет столь яркие проявления человеческого характера. Малодушие означает, что человек в себе самом не имеет опоры и потому непрестанно нуждается в поддержке других. Только от чужого мнения и внушения обретает он веру в собственные силы. Но уж если малодушный получил столь необходимую ему поддержку, откуда только в нем все берется! Более вдохновенного человека тогда трудно сыскать. Мысли его становятся гибки и остроумны, действия - дерзки и отважны, а характер - стойким и сильным. Оттого мы вправе сделать вывод, что не малодушный человек виновен в своих недостатках; не сам по себе его душевный изъян приводит к постоянной уступчивости, слабости духа и унижающим достоинство поступкам. В неприглядных проявлениях малодушного характера виновны прежде всего окружающие, использующие во зло природную податливость и мягкость его душевного склада. Окружите малодушного человека людьми храбрыми, умными и достойными; поверьте в то, что ему, малодушному, присущи лучшие нравственные качества - и тогда вы станете свидетелем чуда. Силой вашего убеждения гадкий утенок превратится в сильную, прекрасную птицу, которая умчится в свободном полете!».

Если учитывать значимость искренности намерений человека даже в самых внешне высоких делах, то успехи и подвиги малодушного человека становятся не такими уж и ценными - потому что они совершены в угоду окружающему, в них нет глубины, нет искренности. В таких случаях понимаешь, что стоит этому человеку оказаться в другой компании, и он в угоду им может совершить совершенно другие поступки. Потому что в разных группах различные системные ценности: что для одной дикость, для другой может быть проявлением творческой натуры. Итак, следующее качество малодушия - лицемерие, заискивание, конформизм. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, определил лицемера как овцу, которая мечется от одного стада к другому. Таков и малодушный человек: его убеждения меняются вместе с ситуацией, группой людей или обстоятельствами, в которых он оказывается. Из этого следует, что его собственная «карта мира» лишена четких контуров.

Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси, что «самое лучшее, что приходит в сердце - это глубокое убеждение». У малодушного человека нет твердых, глубоких убеждений. А его поведением управляет инстинкт самосохранения.

Я бы определила сутью равнодушия такое свойство как трусость. Трусость иметь свою точку зрения, отстаивать ее, защищать свои интересы или интересы дела, которому он предан. Скупость - черта малодушных. Но скупость - это та же трусость. Это страх, что милостыня обеднит его. Или что долг не будет ему возвращен. Или что доброе слово и искренность сделают его уязвимым.

В религиозно-духовном контексте малодушие - это отсутствие решительности в служении Аллаху, следованию пути Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который включает в себя множество признаков, как психологического, так и поведенческого плана. Иными словами, малодушие - это дитя слабой веры.

Теплицы малодушия

Как человек становится малодушным. В первую очередь, влияет воспитание. Воспитание, в котором ребенка подавляют, не позволяют развиваться, быть искренним, открытым. Когда его ставят в такие условия, что он может получить желаемое только путем обмана, притворства или хитрости. Такие дети вырастают умными, пронырливыми, «дипломатичными». Но эти качества в свете малодушия отнюдь не делают ему чести.

Второе - социальное воспитание. Особенно в традиционных обществах. Когда, например, осуждают поведение или убеждения, которые расходятся с традиционными представлениями о морали и нравственности. Даже если поступки человека - совершенно правильны.

Третье - личностная пассивность, отсутствие самовоспитания. Каждый человек в той или иной мере сталкивается с неприятием, с опасностью, со страхом. Малодушные люди в таких ситуациях сдаются без боя, не прилагают усилий для защиты себя, своего дела. Постепенно они привыкают жить в страхе и подчиняться из желания избежать опасности. Таким образом, они только усиливают это качество в себе.

Примечательно, что, несмотря на страх, присущий им, они все же малобезопасны для окружающих. Потому что когда исчезает ситуация страха они могут стать самыми подлыми, жестокими и бесчеловечными. Это только еще раз подчеркивает их лицемерную сущность.

Молитва и борьба

Человек - раб Всевышнего, чьи нужды, молитвы и дела зависят от Его воли. Если кто-либо признает в себе малодушие, и Аллах одарит его желанием избавиться от этого качества, то он может обратиться к Всевышнему с молитвой, которую читал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл ее следующий: «О, Аллах, я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали, от проявлений слабости и лени, от трусости и малодушия , от скупости и бремени долгов, и от притеснения со стороны окружающих».

Приводится также другая молитва Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах:

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от бессилия, лени, трусости, жадности, дряхлости, жестокости, отвлеченности (рассеянности), зависящим от кого-либо, от отклонения и того, чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Тебе за защитой от нищеты, неверия, нечестия, несчастья, лицемерия, показухи. И прибегаю к Тебе от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней»

Человек не всегда обладает всеми качествами малодушия. Иногда его малодушие проявляется в скупости. Иногда - в нерешительности. Иногда - в притворстве. Чтобы победить малодушие, нужно развивать в себе качества, противоположные ему. Например, если человек скуп, то раздавать милостыню ради Аллаха; если он лжив - то стать правдивым; если лицемерен - то стать искренним и честным.

Наряду с этим, человек должен углублять знания, увеличивать поклонение, практику размышлений, потому что по причине взаимосвязанности улучшение одной части души проливает свет и на другие. Это работа, требующая терпеливости, стойкости, искренности, а также упования на Аллаха. Но как прекрасно воздаяние Аллаха за труды ради Него!

Сегодня часто можно встретить понятие «малодушный» по отношению к тому или иному человеку. Иногда так говорят о людях, которые не умеют сопереживать, обладают низким уровнем эмпатии. На самом деле речь идет о черте характера, проявляющейся в нестабильности, подверженности чужому влиянию, трусости. Малодушный человек боится брать ответственность за свои поступки, находится в постоянном сомнении.

Корни и формирование

Эта черта характера начинает формироваться в период детства. Поэтому на ее прогресс влияют родители, чуть позже - одноклассники, учителя. Обычно в процессе воспитания в таких семьях не учат детей быть сильными, а показывают, как можно подстроиться под желания ребенка в ущерб себе. При этом пропадает истинное «Я», если чадо и не имеет право голоса в семье. Например, если его лишают возможность выбрать любимое занятие или круг друзей.

Черта характера развивается и в семьях, где царит безнаказанность, насилие. В таких условиях происходит потеря жизненных ориентиров, приобретается опыт собственного бессилия против внешнего мира. Ребенок усваивает только модель подстраивания, которая позволяет ему выжить во враждебной обстановке.

Иногда малодушие активно развивается в средней школе, когда происходит выяснение и определение лидеров. Если человек слабый, он быстро понимает - любой конфликт небезопасен. Это приводит к тому, что внешне проявляется покорность, а при возможности действовать скрыто возможны противоположные действия.

Малодушие в жизни

Оно не является временным, поскольку становится чертой психики. Поэтому можно говорить о малодушии человека только в том случае, если безволие и неуверенность постоянны. Если же такие свойства личности появились внезапно, возможно развитие депрессии или сильного эмоционального потрясения, которые угнетают силу воли в качестве защитного механизма.

Ярко признаки проявляются у подростков. В возрасте от 12 до 16 лет дети очень подвержены влиянию окружающих. Поэтому от компании друзей зависит дальнейшее будущее. Из-за малодушия подростки начинают курить, «баловаться» алкоголем и наркотиками. Им не хочется потерять уважение сверстников.

Во взрослой жизни заметить человека с такой чертой характера просто:

  • Малодушный никогда не будет спорить, даже если имеет весомые аргументы.
  • У таких людей всегда есть злоба, зависть или ненависть, то есть первопричины развития особенности характера.
  • От человека сложно услышать его личное мнение. Это может быть связано и с трусостью.

Малодушие в реальной жизни не говорит о дезадаптации. Среди таких людей встречаются великолепные исполнители, приспособленцы. Однако без корректировки и психологической помощи иногда развивается хитрость и патологическое вранье такого уровня, что даже самые близкие не могут распознать их.

Малодушие и безволие

Малодушие является характеристикой безвольного поведение. К этим двум свойствам некоторые люди относят внушаемость и негативизм. К. Н. Корнилов к последнему относит необоснованную склонность действовать наперекор другим людям. Внушаемость же является недостатком воли, поскольку субъект не может критически отнестись к тому, что ему предлагают сделать.

Взаимосвязь между этими двумя понятиями нашли и К.К. Платонов и Г. Г. Голубев. Они говорили о том, что свойства личности возникают в том случае, если у субъекта преобладают мотивы, которые не соответствуют общей цели деятельности. По их мнению, безволие проявляется всегда, когда при оценке ситуации отдается предпочтение мотиву «хочется». Как и при безволии, убеждения малодушного человека меняются вместе с ситуацией или обстоятельствами. У таких личностей нет глубоких убеждений.

В чем заключается грех малодушия?

Понятие освещается и с точки зрения православной церкви. В том случае речь идет о «немощности души», связанной с гордыней. В религии малодушие связано и с человекоугодием. Под последним понимается простейшее действие, вызванное попыткой получить выгоду. Это внутреннее рабство.

По мнению отдельных священнослужителей, национальной проблемой является малодетность. Родители стараются оберегать своих детей, они их кутают, оберегают от общения со сверстниками, всегда защищают. В такой среде человек вырастает малодушным. От него не приходится в будущем ждать подвига, ответственности за свои поступки. Такие люди не могут стать великодушными или защитными слабых.

Описываемое свойство мешает:

  • создавать семьи;
  • самореализоваться;
  • выбрать увлечение по душе;
  • создать круг друзей с общими интересами.

Как работать над собой?

Если человек осознал проблему, понял необходимость ее решения, начинается работа над собой. Поскольку подверженность чужому влиянию и ориентировка на желания других людей становится основным препятствием, необходимо развивать чувство собственного достоинства и повышать самооценку.

Сделать это можно разными способами:

  1. Сменить окружение. Если рядом находятся люди, которые пользуются вашей слабостью, откажитесь от общения с ними. Постарайтесь включить в круг своего общения личностей, которые относятся к вам положительно, многого достигли в жизни.
  2. Отказаться от самобичевания. Малодушные люди часто недооценивают свои способности и положительные стороны. Начать работу над собой следует с избегания отрицательных оценок в отношении своей личности, карьеры.
  3. Избегать сравнений. Помните - каждый человек уникален, при этом в каждом есть свои достоинства и недостатки. Постарайтесь не сравнивать себя с другими людьми, возможный вариант - провести анализ себя самого до начала работы и после.
  4. Слушать аффирмации. Под ними понимаются вербальные формулы, создающие позитивную установку. Формируется аффирмация в настоящем времени, например, «Я сильный и волевой человек», «Я владею собственной жизни». Подобные фразы следует повторять утром и перед сном.

Если малодушие пришло к вам из детства, то можно пойти двумя путями. Первый предполагает посещение тренингов и консультаций психолога. Пока наиболее подходящий вариант находится в поиске, начните с прощения самого себя. Сделать это будет проще, используя листок бумаги. На одном напишите о собственных эмоциях, страхах, неудачах. На втором пропишите за что и как вы себя прощаете. Повторять такой эксперимент следует регулярно.

Для борьбы с малодушием можно использовать следующие техники:

  • Старайтесь как можно чаще в слух проговаривать свои желания;
  • Выдерживайте паузу, если получаете в свой адрес просьбу, это позволит прислушаться к себе и принять правильное решение;
  • Составляйте список дел на сутки, постепенно включайте в него решение проблем, до которых руки не доходили раньше.

Новые навыки будут формироваться долго, работа же над своим характером - всегда сложный процесс. Поэтому для получения положительного опыта подмечайте даже небольшие победы. Для наглядности их записывают на листок бумаги.

В заключение отметим: с малодушием обязательно стоит бороться. Если этого не делать, то последствия могут быть непредсказуемыми. Например, если такой человек занимает высокую должность, последствия принятого решения могут стать причиной трагедии. Мешает такое свойство и повседневной жизни. Из-за своих страхов люди с трудом обзаводятся настоящими друзьями и семьями, часто терпят неудачи при решении рабочих вопросов. Не бойтесь отстаивать свои права и делать вещи, которые вызывают страх.

Доброго времени суток, уважаемые читатели ! В сегодняшней статье мне хотелось бы обсудить с Вами одну очень интересную тему (напрямую связанную с предыдущей статьей о ) – это малодушие. Кто-то слышит это слово впервые, а кто-то знаком с таким качеством характера на практике – в любом случае данная статья окажется для Вас как никогда полезной и сможет открыть глаза на некоторые вещи. Что ж, приступим?

Определение

Пойдем мы с Вами, уважаемые читатели, по уже проверенной схеме: сначала определение, а дальше будет больше. Итак, на этот раз я решил воспользоваться вариантом из Википедии , так как он полностью соответствует моим взглядам на данный вопрос (которые, к слову, могут быть очень далеки от истины и являются очередной концепцией ума:)). Итак, малодушие это :

… слабость характера, выражаемая в трусости, мелкой зависти и непроизвольной агрессии.

И продолжение:

Оно часто проистекает из-за недостатка силы воли и уверенности в себе.

Вот так прямо в точку! Давайте попробуем разобраться с каждым словом, почему оно здесь употреблено, и нужно ли оно вообще? Первое, с чем мы сталкиваемся – это слабость характера . Как написано выше, она выражается в зависти , трусости и агрессии .

Что же такое слабость характера? В предыдущей статье мы говорили, что смирение – это сильная черта характера (прямо влияющая на ), и она проявляется в способности правильно слушать , просить прощения и не требовать почестей для себя (все это настоящее проявление ). Ну а сегодняшнее понятие является как бы «недосмирением». То есть малодушный человек это тот, кто под видом смирения прячет ту же трусость, зависть и агрессию.

Порой это происходит непроизвольно, на подсознательном плане, так что такой малодушный бедолага может быть во всю уверен, что он проявляет смирение. Давайте-ка объясню на примере.

Я сейчас опишу ситуацию, и приведу две ее альтернативные концовки, а Вы напишете в комментариях: где проявляется смирение, а где «недосмирение». Хорошо?

Так вот, ситуация : Вы идете по улице со знакомым человеком (не столько хорошим близким другом, сколько просто знакомым) – встретились где-то, идти в одну сторону: почему бы и не пройтись? У Вас свои планы, у него свои, случайная встреча и ничего больше. Подходите к месту, где ему нужно сворачивать налево а Вам направо. Начинаете прощаться, мол до-свидания, то да се, и тут он говорит: «а пойдем по пивку? (в бильярд, в кино, куда угодно)». У Вас уже есть свои планы, пускай и не грандиозные, но все же планы (допустим, написать статью на блог вечером, а затем побегать на стадионе:)). Вы говорите: «извини, но я не хочу, у меня планы», а он прямо начинает умолять, мол: «ну пожалуйста, мне совсем делать нечего, я так устал, экзамен вчера сдал, парился так, стресс такой …». Итак, два варианта решения проблемы:

  1. Пролетят мысли типа: «жаль человека, видно устал; плевать мне на свои планы, пойду лучше в кино схожу, ведь я там все равно давно не был! Да и уважать он меня после этого будет – помог же!». В итоге Вы, после минуты-другой уговоров идете с другом. А на душе такое знакомое чувство, которое эгоизм скрывает и выдает за «помощь» человеку 🙂
  2. Второй вариант, пролетят мысли типа: «и правда жаль человека, устал он, может пойти с ним в кино сходить? Хотя свои дела есть. Да и вообще, как я ему помогу, сходив с ним в кино? Это далеко не лучшая помощь, а скорее пустая трата не только его, но и моего времени. Нет уж, извини.» Вы говорите: «это все, конечно хорошо, но что то мне живот болит (у меня дела, последний автобус и т.п.), нужно идти. Извини. Как-нибудь в другой раз».

Пишите в комментариях , какой вариант, по-вашему, является проявлением малодушия, а какой смирения. Рад буду услышать Ваши мнения, обсудим их вместе.

Подводя итог темы

Мне, признаюсь честно, свойственно малодушие, как и большинству. Не раз я попадал в подобные ситуации и решал их «не в лучшую сторону». Посему данная статья даже не претендует на полное раскрытие темы, так как я сам только-только разбираюсь в этом и стараюсь побороть в себе данное качество. Надеюсь, Вы так же научитесь хотя бы отличать проявления этого качества , ведь вычислить врага – это уже половина дела! Каждый раз замечая его за собой и думая, что Вы поступаете неправильно, Вы приближаете свою победу!