Поход против трои. История троянской войны

Яблоко раздора
Однажды на горе Пелион справлялась свадьба героя Пелея, внука Зевса и воспитанника кентавра Хирона, и его могучей возлюбленной, морской царицы Фетиды - будущих родителей Ахилла. Все божественные покровители молодых людей собрались на брачный пир, не была приглашена только вспыльчивая богиня раздора Эрида. И она-то придумала, как отомстить за обиду. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, на котором было написано только одно слово – «Прекраснейшей», она бросила его на пиршественный стол. Но кто же из богинь имеет право на титул «Прекраснейшая»? Гера, Афина и Афродита одновременно схватили яблоко и вступили в спор. Видя, какой раздор начался среди богинь, Зевс приказал Гермесу лететь на гору Иду, найти там юношу Париса, сына царя восточного города Трои Приама, который, по предсказанию Оракула, должен разрешить этот спор.

Богини принялись искушать Париса: Гера – властью, Афина – воинскими победами и почестями, но золотое яблоко получила богиня любви Афродита, которая пообещала ему в жены самую красивую женщину мира – Елену Прекрасную, дочь Леды и Зевса. С ее помощью Парис коварно похитил Елену из собственного дома, где был гостеприимно принят царем Спарты Менелаем. Под покровом ночи на своем корабле Парис отвез ее в Трою, потому что легкомысленная Елена дала согласие на новый брак с полюбившимся ей красивым юношей. Менелай не стерпел обиды и поднял греков на войну с Троей.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Жертвоприношение Агамемнона
Микенский царь Менелай попросил своего брата Агамемнона возглавить греческое войско, которое должно было отплыть в Малую Азию для осады Трои. Накануне отплытия Агамемнон, как полагалось в те времена, захотел умилостивить небесных царей: принести им богатые дары и совершить жертвоприношение. Он решил положить на жертвенник свою юную дочь Ифигению. Ее несчастная мать царица Клитемнестра, жрица богини Артемиды, со слезами бросилась к небесной покровительнице. Артемида не позволила свершиться детоубийству. Она заменила девушку на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в далекую Тавриду – Крым. После долгих лет жизни на чужбине ее нашел там брат Орест. А в Крыму в местечке Кастрополь, расположенном у самого моря, есть скала, напоминающая фигурку стоящей у воды и вглядывающейся вдаль девушки, которую называют Ифигения. Так появилось на небе созвездие Жертвенник.

Осада Трои
Итак, город в Малой Азии Троя стал яблоком раздора между его жителями и приплывшими сюда греками за женой царя Менелая прекрасной Еленой, похищенной по наущению богини любви Афродиты юным Парисом. Яблоко раздора изначально разъединило богинь, и вот в этой войне сама Афродита приняла сторону троянцев, а Афина стала всячески помогать данайцам, то есть грекам. Впрочем, все боги разбились на два лагеря, стараясь помочь своим любимцам. Началась мучительная для обеих сторон война, так как боги были одинаково сильны. Она длилась многие годы. Все ее участники сражались мужественно и совершили множество подвигов.

Трою в древности называли Илион, отсюда название «Илиада» эпической поэмы Гомера, описывающей затяжную осаду города и его гибель, а также взаимоотношения богов, которые участвовали в этой войне наравне с людьми. Как греки победили троянцев, рассказано в мифе, который связан с созвездием Змееносец, посвященным троянскому врачевателю, ученику бога медицины Асклепия, Лаокоону.

Хитроумный план Одиссея
Одиссей, принимавший участие в осаде Трои, желая скорее покончить с войной, предложил грекам прибегнуть к военной хитрости. Его план был таков: нужно построить гигантского коня, в котором спрячется отряд самых храбрых воинов. Затем греки снимут лагерь, чтобы троянцы поверили: греки ушли на кораблях в открытое море. Троянцы на радостях не заметят подвоха: коня в качестве трофея введут в город, посчитав, что опасность миновала.

Однажды утром троянские стражи на крепостных стенах не обнаружили врагов, так долго осаждавших их хорошо укрепленный город. Лагерь был пуст, а вдалеке в море виднелись мачты отплывавших кораблей. Радости троянцев не было предела: все ворота Трои были открыты, и измученные долгой осадой люди высыпали за город. В греческом стане еще дымились угли ночных костров, а посредине красовался огромный деревянный конь, который из-за гигантских размеров, как подумали троянцы, не поместился на галере и был оставлен. Пастухи привели только что пойманного грека Синона, и тот заверил троянцев, что конь предназначен в дар богине Афине и может стать троянцам хорошей защитой, если они окажут ей почести. Коня ввели в город.

Но тут вперед выступил троянский врач, жрец бога Аполлона Лаокоон. «Не верьте данайцам, дары приносящим!» – пророчески воскликнул он и стал убеждать сограждан, что греки коварны и вряд ли они уплыли совсем, а конь – ловушка. Чтобы доказать свою правоту, он метнул в коня копье. Удар был так силен, что конь содрогнулся, и в его глубине отчетливо звякнуло оружие. Но Афина была начеку; она помутила рассудок троянцев, и те не услышали подозрительного бряцания и не поверили своему жрецу. Конь был введен в город и поставлен в центре у Акрополя. А из моря вдруг появились две огромные змеи, которые набросились на малолетних детей Лаокоона, резвившихся на берегу. Несчастный отец поспешил на помощь детям и мощными руками обхватил извивающихся чудовищ. Завязалась страшная борьба. Это была месть Афины: змеи душили Лаокоона и медленно убивали своим ядом.

Между тем коня на форуме увидела вещая Кассандра, дочь царя Трои Приама. Она пришла в ужас при виде этого чудища и стала убеждать троянцев немедленно увезти его в поле, потому что ей предвиделось: он принесет гибель городу. Но по велению богов люди не верили предсказаниям Кассандры, считая ее не провидицей, а сумасшедшей. Ночью же Синон открыл потайную дверцу в чреве коня и выпустил греческих воинов наружу. В городе мгновенно начались пожары. Их огонь с мачты корабля увидел Одиссей и приказал всем галерам срочно плыть к берегу. Греки не знали пощады: были перебиты все жители Трои, погиб и сам царь Приам, и все его сыновья, включая Париса. Троя была сожжена дотла.

Благодаря поэме Гомера осталась память об этом богатом городе. В настоящее время археологи раскопали Трою в Турции. Кстати, коварная красотка Елена вместе с мужем уплыла в Грецию. А на небе горят два созвездия – Змееносец и Змея.

Гибель первого грека. Плавание было спокойным: все время дул попутный ветер, быстро рассекали морские волны корабли. Вот показались вдалеке берега Азии, где была расположена Троя. Но дошли слухи о походе до троянцев, и были они готовы встретить пришельцев с оружием в руках. Грозное войско выстроилось на берегу. Плотными рядами, плечом к плечу стояли троянцы, сомкнув щиты; блестели на солнце смертоносные острия их копий. Командовал войском Гектор, сын троянского царя Приама; пятьдесят сыновей и дочерей было у царя. Всех сыновей превосходил силой и мужеством благородный Гектор.

Знали греки предсказание: погибнет тот, кто первым коснется ногой троянской земли. Столпились они у бортов кораблей, но не решались их покинуть. Тогда Одиссей взял свой щит, бросил его на берег и спрыгнул с корабля, но встал он двумя ногами на щит. Следом за ним бросился вперед юный герой Протесилай, жаждавший славных подвигов: не заметил он хитрости Одиссея; устремились на берег и другие греки.

Кровавая битва разгорелась на берегу, но не увидел ее Протесилай — поразил его своим тяжелым копьем Гектор, и отлетела в Аид тень первого героя, обагрившего своей кровью троянскую землю. А скольким еще воинам не суждено было вернуться домой из-под Трои!

Первый бой. Но сам бой был для греков удачным: бежали троянцы под защиту крепких городских стен, а греки вытащили на берег корабли и построили под стенами города военный лагерь. Защитили они его со стороны Трои высоким валом и глубоким рвом; на двух противоположных концах лагеря разбили свои шатры могучие Ахиллес и Аякс Теламонид, — на случай неожиданного нападения троянцев. В центре возвышался шатер Агамемнона, а рядом — площадь для народных собраний. Все огромное войско собиралось там для решения общих дел.

Кассандра и ее страшные предсказания. Так началась знаменитая Троянская война. Жестокие бои шли под стенами Трои; трижды пытались греки штурмом взять священный город — и всякий раз отражали троянцы их натиск. Пытались греки мирно уговорить троянцев вернуть прекрасную Елену, но отказались троянцы, несмотря на слова вещей Кассандры. Была Кассандра дочерью царя Приама и отличалась редкой красотой, такой, что полюбил ее сам Аполлон. Отвергла гордая девушка любовь бессмертного бога, и страшно наказал он Кассандру за это. Стала Кассандра предсказательницей: ясно видела она будущее, судьбы людей и героев, опасности, которые их подстерегают, но никто и никогда не верил ее предсказаниям, все считали ее сумасшедшей. Как только впервые увидела Кассандра Елену, поняла она, что не на радость привез брат в Трою красавицу-жену; с тех пор неустанно уговаривала она троянцев вернуть Елену мужу и тем положить конец губительной войне, но слышала в ответ лишь смех.

Хрисеида. Прошло в сражениях девять лет; наступил десятый год осады Трои. Много окрестных городов разорили за это время ахейцы, много захватили богатств и рабов. Во время одного из походов увели они в рабство Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Досталась она Агамемнону. Когда Хрис пришел в ахейский лагерь, принеся богатый выкуп за дочь, с позором его прогнал оттуда возгордившийся своим величием царь. Взмолился тогда Хрис Аполлону: “О, сребролукий бог! Если угодил я тебе моим служением, отомсти жестокому Агамемнону!”

Аполлон насылает чуму. Услышал Аполлон жалобу Хриса и быстро помчался с Олимпа в греческий лагерь; грозно гремели в его колчане золотые стрелы, мрачнее ночи было лицо. И вот уже полетели смертоносные стрелы в ахейцев; невидимы они были, но вызывали страшную болезнь — чуму. Стали умирать греки один за другим, запылали погребальные костры по всему лагерю. Казалось, настал для греков час гибели.

Ссора Агамемнона и Ахиллеса. Девять дней свирепствовал мор, а на десятый день собрал Ахиллес греков на собрание, чтобы решить, как умилостивить богов. Открыли прорицатели, за что гневается стреловержец Аполлон, но не образумило это Агамемнона. Не хотел он отдавать Хрисеиду, даже если погибнет все войско. Когда же увидел царь, что все ахейцы настроены против него и придется уступить, страшный гнев охватил Агамемнона и обрушил царь его на Ахиллеса: “Ты затеваешь у нас все распри! — воскликнул он. — От тебя все зло! Хорошо, я верну Хрисеиду отцу, но чтобы ты не осмеливался равняться со мной и понял, сколь велика у меня власть, отниму я у тебя твою пленницу Брисеиду!”

Обида Ахиллеса. Все сделал Агамемнон так, как говорил на собрании. Принял он от Хриса богатый выкуп и вернул жрецу дочь; а Хрис принес жертвы Аполлону, и прекратился косивший греков мор. Но и своей угрозы Ахиллесу не забыл Агамемнон, отправил он к Ахиллесу посланцев, и забрали те у него Брисеиду. Опечаленный вышел на берег моря Ахиллес и громко стал взывать: “О, моя мать! Родила ты меня, обреченным на самую краткую жизнь среди ахейцев, но зачем же и славы лишает меня громовержец Зевс? Зачем он допускает, чтобы бесчестил меня Агамемнон?” Услышала Фетида жалобы сына, вышла к нему из пенящихся морских волн, и все рассказал ей Ахиллес о своей обиде. Поклялась Фетида: покается Агамемнон, да будет поздно.

Обещание Зевса. Дождалась она, когда Зевс остался один, припала к его ногам и умоляла отомстить за Ахиллеса. Знал Зевс, что не по душе будет его поступок Гере, помогавшей грекам, но не раз выручала его Фетида в самые трудные моменты. Пообещал громовержец, что выполнит просьбу.

Ничего не ведая, крепко спал горделивый Агамемнон. Явился ему во сне мудрый старец Нестор, которого очень чтил Агамемнон, и сказал: “Пробудись от сна, повелитель мужей! Строй скорее свои войска, сегодня вы овладеете великой Троей; Гера уговорила всех богов отвернуться от Трои: носится гибель над этим городом”.

Агамемнон верит сну. Обрадовался Агамемнон знамению, не догадывался он, что обрушатся страшные бедствия на его войско. Принес жертву тучегонителю Зевсу и вывел в поле своих воинов. Застонала под топотом воинов и коней земля. Невидимая носилась среди них Афина Паллада, вдохновляя героев на бой и внушая им непоколебимое мужество. Грозно возвышались впереди воинов вожди. Ряд за рядом шли войска к стенам Трои.

Навстречу им из ворот Трои вышли дружины троянцев и их союзников, с громкими криками двинулись они навстречу приближавшимся в грозном молчании ахейцам. Не сразу начали войска бой, сначала сразились между собой Менелай и Парис. Наблюдали за их поединком войска, смотрели со стен троянские старцы, женщины и дети, даже сама Елена пришла туда, и, видя ее, так говорили друг другу старейшие троянцы: “Нет, невозможно осуждать ни греков, ни троянцев, что они ведут кровопролитную борьбу за такую прекрасную женщину! Воистину равна она красотой бессмертным богам!”

Битва. Подвиги Диомеда. Победил бы грек Менелай в поединке Париса, по обычаю закончилась бы война. Но не так решили бессмертные боги. Уже занес он копье, чтобы поразить поверженного на землю троянского царевича, но окутала Париса темным облаком Афродита и унесла в город.

Началась жестокая битва между троянцами и греками. Сами боги вели в бой противников: греков возглавляла Афина Паллада, троянцев — неукротимый Арес. Смешались победные крики и стоны умирающих. Плохо было грекам без Ахиллеса, поняла это Афина и дала несокрушимую силу славному герою Диомеду. Словно смерч, носился он по полю, сокрушая всех на своем пути. Сделала Афина так, что мог он воочию видеть даже бессмертных богов, и сказала: “Если заметишь на поле Афродиту, смело бросайся вперед и рази ее острым копьем. Но с другими богами в бой не вступай”. Многих троянцев сокрушил Диомед; сразился он и с Энеем, сыном Афродиты. Ранил его Диомед, но прикрыла Афродита сына плащом и хотела унести с поля битвы. Бросился на нее Диомед и ранил копьем руку. С громким плачем возвращалась богиня на Олимп, но насмешками встретили ее там Афина и Гера, а Зевс сказал: “Милая дочь! Не твое дело шумные битвы. Ведай ты браком и любовью, а битвы оставь другим богам!”

А на земле тем временем все ожесточеннее становилось сражение. Воодушевил бог Арес троянца Гектора на славные подвиги: гибли греки, сраженные рукой этого героя и бессмертного бога. Жалко стало Афине и Гере гибнущих ахейцев, попросили они у Зевса позволения укротить свирепого Ареса. Направилась Афина к Диомеду и сказала ему: “Не бойся теперь ни Ареса, ни других богов! Я сама буду твоей помощницей”. Села она на место возничего и погнала колесницу туда, где свирепствовал Арес; удесятерила она силы Диомеда, поразил он Ареса копьем. Страшно закричал раненый бог, будто десять тысяч воинов вскрикнули разом, окутанный черной тучей вознесся он на Олимп и не смог больше помогать троянцам. Снова стали греки теснить их; тогда отправился Гектор в Трою, чтобы дарами и жертвами умилостивить богиню Афину.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию пле-мён к более высокому уровню культуры, связан-ному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-за-падной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

Что же рассказывают старинные предания о Тро-янской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня реши-ла отомстить и подбросила пирующим богам золо-тое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, за-спорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троян-ского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, пре-краснейшей из смертных женщин, и вручил золо-тое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Еле-ну покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского до-ма. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призра-ком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Троянский царевич совершил тяжкое преступ-ление - нарушил закон гостеприимства и тем на-влёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могу-щественного царя Микен Агамемнона, собрал боль-шое войско, чтобы вернуть неверную жену и похи-щенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста-рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хит-рый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он по-гибнет под стенами Трои. Предводителем всего вой-ска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораб-лей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к бере-гам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву бо-гине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокро-вища мирным путём. Посланцами в Трою отправи-лись испытанный дипломат Одиссей и оскорблён-ный супруг Менелай. Троянцы им отказали, и на-чалась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помо-гали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они по-строили на берегу моря возле своих кораблей ук-реплённый лагерь, стали разорять окрестности го-рода и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, по-влёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сра-жениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Ни-какие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользова-лись бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляе-мые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух вои-нов, притворно предложил прекратить войну и вер-нуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И толь-ко решительные действия Одиссея остановили вои-нов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому вой-ску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушев-ляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят ама-зонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предска-зано, от стрелы Париса, направленной богом Апол-лоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась един-ственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесо-ва пята».

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обла-дание его доспехами. Они доста-ются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в ла-герь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Ос-тавшись без предводителей, тро-янцы больше не решаются выхо-дить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный де-ревянный конь, внутри которого спрятался отбор-ный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убе-дить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские ко-рабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чуди-щем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вер-нувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афроди-ты, получившего от богов повеление бе-жать из захваченного города и возро-дить его славу в другом месте (см. ст. «Древний Рим»). Женщин Трои ждала не менее горест-ная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бу-рю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла про-тивиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутни-ками своей женой Клитемнест-рой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Как уже сказано, древние гре-ки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Да-же такой критически мыслящий и ничего не принимающий на ве-ру древнегреческий историк, как Фукидид, был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукра-шенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало сказочной фантастики. Если из неё вычленить сце-ны с участием богов, что и делает Фукидид, то рас-сказ будет выглядеть вполне достоверным. Отдель-ные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Европейская историческая наука Нового време-ни иначе отнеслась к греческим мифам. Она видела в них лишь легенды и сказки, не заключающие в себе реальной информации. Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода гре-ков на Трою не было и что герои поэмы - мифиче-ские, а не исторические фигуры. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Он не был учёным-профессионалом, и для него Ахилл, Агамемнон, Одиссей и прекрасная Еле-на были живыми людьми, а драму, разыгравшуюся под стенами Трои, он переживал как события соб-ственной жизни. Шлиман долгие годы мечтал най-ти легендарный город.

Став очень богатым человеком, в 1871 г. он при-ступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-за-падной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. При этом Шлиман ориентировался на описания города Приама, данные в поэме. Его ждала удача: холм скрывал развалины, причём не одного, а целых девяти городских поселений, сме-нявших друг друга на протяжении по меньшей мере двадцати веков - двух-трёх тысячелетий.

Описанную в поэме Трою Шлиман признал в по-селении, расположенном во втором слое снизу. Здесь он нашёл, по его мнению, Скейские ворота, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражений, дворец Приама и даже сокровища - «клад Приама»: великолепные золотые и серебряные украшения.

Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в «злато-обильных» Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились - для Шлимана в этом не было никакого сомнения - останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшения-ми; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Среди многочисленных и богатых погребальных приношений было обнаружено великолепное ору-жие, достойное могучих героев.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях. Мифы не лгут, в них есть правда о далёком прош-лом. Успех Шлимана воодушевил многих археоло-гов. Англичанин Артур Эванс отправился на остров Крит искать резиденцию мифического царя Миноса и нашёл там прекрасный дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген отк-рыл «песчаный» Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопонне-са. Вновь восторжествовала правильность геогра-фических указаний поэмы. Но странное дело: коли-чество открытий увеличивалось, а ситуация с Тро-янской войной и самой Троей становилась всё не-понятнее. Уже Шлиман во время раскопок начал испытывать некоторое беспокойство. Когда же на Гиссарлыкский холм и в Микены пришли археоло-ги-профессионалы, они установили, что город, при-нятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за ты-сячу лет до Троянской войны. Могилы же в Мике-нах хранили останки людей, живших на несколько столетий раньше героев поэмы. После первых вос-торгов и возбуждения пришла очередь нового, ещё большего потрясения. Оказалось, что Шлиман от-крыл новый мир, неизвестную ранее цивилизацию, о которой ничего не знали даже древние греки. Этот мир был совершенно не похож на то, о чём расска-зывали мифы и героический эпос.

Отказавшись от безусловного доверия к мифоло-гической основе, некоторые историки тем не менее продолжают считать, что из неё всё-таки можно из-влечь зёрна истины. Ведь автору поэмы действи-тельно было известно местоположение важнейших политических центров Ахейской Греции II тыс. до н. э. Многие из описанных в поэме бытовых и военных реалий в деталях совпадают с археологическими находками. Например, найденный Шлиманом в Микенах «кубок Нестора»; «шлем из клыков вепря», принадлежавший, как говорится в «Илиа-де», критскому герою Мериону; башнеподобный щит, прикрывавший всё тело героя; наконец, бое-вые колесницы, которых не знала классическая Греция. Значит, в устной традиции народа сохра-нилась память о давно прошедших временах и со-бытиях, и поэмы зафиксировали её. Очевидно, до-стигшие процветания на рубеже XIII-XII вв. до н. э. государства греков-ахейцев стремились объ-единёнными силами совершать большие военные экспедиции в район Малой Азии. Одной из них и была осада Трои. Прочно закрепить своё влияние в районе Троады ахейцы не смогли, даже разрушив Трою. Их собственный мир оказался под угрозой нашествия варваров, и приходилось думать уже о безопасности, а не о завоеваниях.

Но скептики утверждают, что эти примеры ни-чего не доказывают. Реалии микенской культуры, являвшейся частью культуры Ахейской Греции, присутствуют в поэмах как отголоски далёкой и совершенно незнакомой поэту эпохи. Он не пред-ставляет, как действовали боевые колесницы, глав-ная ударная сила в сражениях времён Микенской Греции. Для автора это просто транспортное сред-ство: герой подъезжает на колеснице к месту схват-ки, а затем сражается пешим. Описание царских дворцов в поэме «Одиссея» показывает, что автор ничего не знает ни о водопроводе, ни о фресках, украшавших стены микенских дворцов, ни о пись-менности, исчезнувшей с гибелью ахейской куль-туры. Создание эпических поэм отделено от реаль-ных событий четырьмя-пятью столетиями. До этого времени сказания о Троянской войне передавались певцами-аэдами из поколения в поколение изустно. Каждый сказитель и каждое новое поколение вно-сили в них своё понимание событий и поступков героев. Таким образом, накапливались ошибки, по-являлись новые сюжетные детали, значительно ис-кажающие первоначальный смысл. Одно событие, вбирая в себя другие и обрастая поэтическими «под-робностями», постепенно могло превратиться в грандиозный поход греков-ахейцев против Трои, которого могло не быть никогда. Более того, архео-логические находки, сделанные на холме Гиссарлык, не доказывают, что найденное поселение яв-ляется именно Троей.

Правда, вообще отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте «Труиса» и «Вилуса»), но, судя по всему, как два разных, распо-ложенных по соседству города, а не один под двой-ным названием, как в поэме. Хетты знали также страну Аххиява, могущественное государство, с ко-торым они соперничали за господство над этими городами. Учёные считают, что Аххиява - это страна ахейцев, однако пока не ясно, где она находилась. Может быть, это западная часть Малой Азии, или ближайшие к ней ост-рова, или вся Балканская Греция. Между Хеттской державой и Аххиявой был конф-ликт из-за города Илион, но его уладили мирным путём. Ни о каком крупномасштабном военном столкновении между ахейцами и Троей хеттские до-кументы не рассказывают.

Какой же вывод можно сделать, сопоставляя данные из архива хеттских царей и поэтическое по-вествование о походе против Трои? Какая-то связь между ними прослеживается, но очень неясная, по-скольку точных совпадений нет. Видимо, в устном народном творчестве, лежащем в основе поэмы, спрессовались воедино события разных времён: не-удавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить себе район Троады (это прослеживается через трагиче-ские судьбы героев-ахейцев после взятия Трои) и гибель городов Илион и Троя в результате нашест-вия так называемых «народов моря», которое по-трясло весь древний мир Средиземноморья в конце XII в. до н. э.

  1. Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. (11)

    Реферат >> Астрономия

    Э.) (см. ст. «Троян­ская война» ). Троянская война оказалась последним событием общеахейского масштаба... н. э. династией Птолемеев. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА Троянская война , по мнению древних греков... увеличивалось, а ситуация с Тро­янской войной и самой Троей становилась...

  2. М.Монтень Опыты

    Реферат >> Педагогика

    Царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне , и Клитемнестры. По преданию, ... царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне , и Клитемнестры. По преданию, ... на спор трех богинь, приведший к Троянской войне . 49. Плутарх говорит… - О...

  3. О граде божьем. ок. 426 н.э. (Августин Блаженный)

    Книга >> Религия и мифология

    Объяснят ту странность, что боги троянские клятвопреступления наказывали, а римские - любили... смогли надолго сохранить ни царства Троянского , ни Лавинийского, основанного самим... троянских богов был разрушен дочерним ему городом. А чтобы после войны

Троянская война – это одна из самых известных войн древности. Ведь в ней столкнулись интересы крупных государств, а также участвовало множество известных героев того времени. Троянская война преподносится нам в виде мифов и легенд, что требует от историков кропотливого анализа для создания картины тех событий.

Современные историки считают, что Троянская война произошла в период с 1240 по 1230 гг. до н.э. Хотя эта дата очень приблизительная. Мифы гласят, что причиной войны послужило похищение Парисом Елены, которая была замужем за царём Спарты Менелаем. Также Парис, кроме Елены, прихватил часть богатств у спартанского царя. Этот факт сподвигло Менелая идти войной на Трою. Остальные греки присоединились к нему, ведь при замужестве Елены был составлен договор, что все претенденты на ее руку будут защищать Елену и ее избранника, а претендовали на ее руку почти все цари Греции.

Другая версия начала войны звучит более правдоподобно. Троя мешала торговать греческим народам с остальным миром. Брала с их кораблей значительный налог, а недовольных просто топила. Грекам пришлось объединиться для защиты своих экономических интересов и пойти войной на Трою.

Было много разногласий между греками, не все хотели воевать. Начало войны было весьма неудачным. По ошибке вместо берегов Трои греки высадились в районе Мизии, где правил Телеф, дружественный им царь. Но не поняв этого, они напали на его владения. И лишь после кровопролитной битвы была понятна ошибка, и войско отправилось дальше к цели. Но на пути их ждали новые проблемы. Шторм раскидал по морю их корабли, что значительно затянуло время их прибытия к цели.

К берегам Трои добралось 1,186 кораблей и около 100 тысяч людей. Троянцы отважно защищали свою землю. В этом им помогали союзники и наемники, которых было великое множество. Про первые девять лет войны к нам дошла очень скудная информация. Ведь эти события были описаны в поэме «Киприада», которая, к сожалению, была потеряна. Но из мифов и легенд, которые до нас дошли, известно, что в этот период часто случались конфликты между греками, ведь некоторые командиры хотели покинуть эту войну и уехать. Другие желали продолжения. Также часто вспоминались давние конфликты. В этот период ведущую роль занимал Ахилл. Он совершал набеги на близкие города, разграбляя их. Ахиллом было уничтожено около двадцати городов возле берега и близко одиннадцати поселков вдали от берега.

В этот отрезок времени был проведен поединок между Парисом и Менелаем, в котором Менелай одержал победу. Побежденный Парис должен был отдать Елену и уплатить дань. Война должна быть окончена. Но остальных греков это не устраивало. Они хотели продолжения войны и уничтожения Трои.

Продолжение войны было весьма неудачным. Греков часто оттесняли к своим укреплениям. Их корабли сжигали. И лишь благодаря большому количеству солдат, они удерживали свои позиции. В боях погибли многие известные герои тех времен, такие как Ахилл, Патрокл и многие другие.

Все эти неудачи заставили греков пойти на хитрость. Мастером Эпеем был построен гигантский деревянный конь. Он был оставлен неподалеку возле стен, а в нем спрятались лучшие греческие воины. В это время основные греческие силы спалили свой лагерь и отплыли в море, давая понять, что война окончена. Троянцы, обнаружив деревянного коня, подумали, что это дары богов за их победу над греками и втянули его в город. В честь победы они устроили пир, охрана потеряла бдительность. В полночь греки вылезли из своего убежища, дали сигнал своим кораблям и отворили ворота.

Армия греков лавиной хлынула на спящий город, защитники ничего не смогли сделать, чтобы спасти город. Около двух дней греки грабили Трою. Жители были убиты или угнаны в рабство, а сам город был сожжен дотла.

В древнегреческой Троянского цикла занимают особое место. Современный мир знает об этих сюжетах в основном благодаря эпосу Гомера "Илиада". Однако еще до него в фольклоре этой античной культуры бытовали сюжеты, рассказывающие о Троянской войне. Как и полагается мифу, эта история получила большое число персонажей, связанных с религией и богами.

Источники

События археологи и историки относят к XII веку до нашей эры. До того как древний город был обнаружен немецкой экспедицией Генриха Шлимана, он также считался легендой. Исследователи в своих поисках опирались не только на "Илиаду", но и на "Киприи". Этот сборник повествовал не только о Трое, но и о непосредственном поводе к войне.

Яблоко раздора

На свадьбу Пелея и Фетиды собрались обитатели Олимпа. Позвали всех, кроме Эриды. Это была богиня хаоса и раздора. Она не смогла вынести такой обиды и подбросила на праздничный стол которое росло в лесу нимф Гесперид.

На плоде была отчетливая надпись «Самой прекрасной». Мифы Троянского цикла утверждают, что из-за него начался спор между тремя богинями - Афродитой, Герой и Афиной. Именно из-за этого сюжета во многих языках мира закрепился фразеологизм «яблоко раздора».

Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Однако тот не решился назвать имя, потому что ему хотелось сказать, что это Афродита, в то время как Афина была его дочкой, а Гера - женой. Поэтому Зевс предложил сделать выбор Парису. Это был сын правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, потому что та пообещала ему любовь женщины, которую он пожелает.

Вероломство Париса

Наделенный чарами Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Он покорил Елену - жену царя Менелая, который в этот момент отбыл на Крит. Парис бежал вместе с девушкой к себе домой, одновременно забрав золото из местной казны. Мифы Троянского цикла повествуют, что такое вероломство объединило греков, которые решили объявить Трое войну.

В войске эллинов было множество легендарных воинов. Главой армии признали Агамемнона. Там же был сам Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед и т. д. Многие из них были героями - то есть детьми богов и смертных. Например, таким являлся Ахилл. Он был идеальным воином без недостатков. Единственным его слабым местом оказалась пята. Причина этого была в том, что его мать - Фетида - держала младенца за ногу, когда опускала его в печь чтобы наделить ребенка нечеловеческой силой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», означающее единственное уязвимое место.

Многолетняя осада

Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Они отправились по морю из Беотии. После удачной высадки эллины предложили троянцам мирные переговоры. Их условием была выдача Елены Прекрасной. Однако жители Трои отказались от такого предложения.

Их главнокомандующим считался Гектор - сын Приама и брат Париса. Он руководил войском в два раза меньшим, чем у ахейцев. Зато на его стороне были мощные крепостные стены, которые еще никому не удавалось взять или разрушить. Поэтому грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска ограбил соседние азиатские города. Однако Троя не сдавалась, и ровно девять лет прошло в безрезультативной осаде и блокаде. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие на чужбине. Они превращали землю в злаки, масло и вино, если верить тому, что рассказывают мифы Древней Греции. Троянский цикл мало повествует о многолетней осаде. Например, Гомер посвящает свою Илиаду последнему, 41-му дню войны.

Проклятие Аполлона

Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так, в неволю попала дочь Хриса - одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку. В ответ он получил грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести к изуверам. Бог послал на войско моровую язву, которая начала косить одного солдата за другим.

Троянцы, узнав об этом несчастии неприятеля, вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. В последний момент дипломаты с двух сторон договариваются, что конфликт должен решиться очным поединком между Менелаем и Парисом, чей поступок и стал причиной войны. Троянский царевич потерпел поражение, после чего договор должен был быть наконец исполнен.

Однако в самый решающий момент один из осажденных солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Об этом событии подробно повествуют легенды и мифы Древней Греции. Троянский цикл включает смерть многих героев. Например, Агенор (сын старейшины Трои) убил Элефенора (царя Евбии).

Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны предали земле своих погибших. Сражение продолжилось в следующие дни, о чем рассказывает Троянский цикл мифов. Краткое содержание таково: осажденным под руководством Гектора удается разрушить ворота греческого лагеря, в то время как часть греков вместе с Одиссеем уходит на разведку. Скоро напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.

Гибель Патрокла

Все это время Ахилл не участвовал в сражениях из-за того, что поругался с Агамемноном. Он оставался на корабле вместе со своим любимцем Патроклом. Когда троянцы начали жечь суда, юноша уговорил Ахиллеса отпустить его сражаться с неприятелем. Патрокл даже получил оружие и доспехи легендарного воина. Троянцы, приняв его за Ахилла, в ужасе начале убегать обратно в город. Многие из них пали от меча в руках спутника греческого героя. Но Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь он сразил Патрокла и отобрал у него меч Ахилла. Герои Троянского цикла мифов часто поворачивали развитие сюжета в противоположную сторону.

Возвращение Ахилла

Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он раскаялся в том, что все это время был в стороне от битвы, и помирился с Агамемноном. Герой решил мстить троянцам за гибель лучшего друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его. Труп врага Ахилл привязал к своей колеснице и трижды провез вокруг Трои. Убитый горем Приам выпросил останки сына за огромный выкуп. Ахилл отдал тело в обмен на золото, равное его весу. О такой цене рассказывает Троянский цикл мифов. Основные сюжеты всегда повествуются в античных произведениях с помощью метафор.

Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пятку, отчего тот вскоре скончался. Сам троянский наследник также погиб, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба. Мифы Троянского цикла подробно рассказывают об этих драматических событиях.

Троянский конь

Обе стороны понесли большие потери. Тогда греки, видя безрезультатность своих попыток овладеть городом, решили воспользоваться хитростью. Они построили огромного деревянного коня. Эта фигура была полой внутри. Там укрылись самые храбрые воины Греции, которыми теперь руководил Одиссей. В то же время основная численность греческого войска покинула лагерь и на кораблях отплыла от берегов.

Удивленные троянцы вышли за пределы города. Их встретил Синон, который объявил, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади. Так и было сделано. Ночью Синон выпустил спрятавшихся греков, которые перебили стражу и открыли ворота. Город был разрушен до самого основания, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой. Обратное путешествие Одиссея стало основой для сюжета поэмы Гомера «Одиссея».