История любви: жорж санд и фредерик шопен. История любви: Жорж Санд и Фредерик Шопен Отношения жорж санд и шопена

Шопен и Жорж Санд - Великие мелодии любви

XIX век… Особая историческая эпоха, которая подарила миру огромное число открытий и научных достижений. Это время расцвета литературы, музыки, живописи, культуры. А самое главное - это время восхитительных, завораживающих любовных историй.
XIX век… Век красивой музыки, литературных гостиных и светских салонов. Век очаровательных, романтических женщин и благородных, решительных мужчин.
роскошный дым
из золотого века
два человека



История любви Жорж Санд и Фредерика Шопена считается едва ли не самой романтичной из всех, известных веку девятнадцатому. И вдвойне притягательной оттого, что действующие лица, словно насмехаясь над стандартами эпохи, словно опережая время на полтораста с лишним лет, так зеркально поменялись ролями. Мужественная и решительная Жорж Санд и нежно-романтический Шопен. Так, во всяком случае, многим тогда казалось…
россыпи чувства
парижского дуэта
молоточками

Аврора-Люсиль Дюпен, баронесса Дюдеван, более известная как Жорж Санд, родилась 1 июля 1804 года.
К моменту их встречи с Шопеном Жорж Санд уже исполнилось 33 года. Писательница была старше его на 6 лет. Она успела пережить неудачное замужество и обзавестись двумя детьми. Возможно, именно неудачный брак сделал из Авроры Дюпен (таково было настоящее имя писательницы) Жорж Санд. В восемнадцать лет Аврора вышла замуж за молодого артиллерийского поручика Казимира Дюдевана, который отнюдь не отличался тонкостью натуры. О молодой супруге он вспоминал, лишь когда отправлялся в спальню. Впрочем, место в его постели Аврора делила с многочисленными горничными и служанками. «Сначала нас воспитывают в святости, а потом отдают мужьям, как молодых кобылиц», - писала она в своем дневнике. Подобные супружеские отношения все чаще заставляли Аврору задумываться о несправедливости «мужского мира» и в результате, по ее собственному выражению, превратили ее в «Спартака среди рабынь». Постоянные ссоры между супругами делали свое дело. Их брак разваливался на глазах, и спустя 12 лет после свадьбы 30-летняя Аврора Дюдеван уехала вместе с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению и дал согласие на развод.
тонкие пальцы
тонкий духов аромат
тонкие чувства

В столице Аврора решила заняться сочинительством. В 1832 году под псевдонимом Жорж Санд вышел ее роман «Индиана», который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора произведения. Приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Несмотря на мужской костюм, который вовсе не красил писательницу, у Жорж Санд не было недостатка в поклонниках. Мужчины в ее спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывают у нее материнские чувства.
музыка...слово...
сердце одно на двоих
бьется искусством

Уже начавший завоёвывать европейскую известность 26-летний польский музыкант Фредерик Франтишек Шопен появился в Париже в 1836 году и сразу же стал желанным гостем самых изысканных аристократических парижских салонов. Экзальтированные светские дамы бурно восхищались полонезами, мазурками и вальсами молодого гения.
если б искусством
можно сердца удержать
вечно б любили...



Сын матери-польки и отца-француза, Шопен по праву рождения не принадлежал к аристократии и всегда преклонялся перед людьми с титулами. Он не любил большие аудитории, предпочитая играть в салонах - для избранных.
Его голубые глаза были скорее одухотворёнными, нежели мечтательными, улыбка тонкой и мягкой, но никогда горькой. Цвет лица нежен и прозрачен, светлые волосы шелковисты, нос выразительно изогнут. Он был среднего роста и хрупкого телосложения, а его движения отличались грациозностью. Держался же Шопен с таким благородством, что с ним непроизвольно обращались как с князем. Это был символ врождённого изящества и мужского целомудрия.
Настоящий расцвет дарования придётся на 1838-1847 годы, именно тогда он создаст лучшие свои произведения, а в его жизнь войдёт одна из самых известных и скандальных женщин своего времени, писательница Жорж Санд.
строчки романа
экспромты аккордами
прикосновений

Одни считали её бессовестной и распутной женщиной, другие восхищались её талантом, умом, смелостью поведения. Мужское имя в качестве псевдонима и мужские наряды, сигары и свободные взгляды шокировали многих. Но, как бы там ни было, они встретились…
па в ритме вальса...
витиеватый сюжет
жизнесплетенья

Осень одолела Париж проливными дождями. Надо было куда-то пойти, бороться с хандрой в одиночку становилось всё тяжелее. Шопен вспомнил, что у графини К. в этот день журфикс, и так как на часах было начало одиннадцатого, он, не раздумывая, отправился туда. Что-то необычное окутало его, когда он поднимался по лестнице. Это был тончайший запах фиалок. Войдя в салон, сев в углу, неподалёку от камина, стал рассматривать гостей хозяйки. Постепенно часть из них разошлись, остались только самые близкие друзья дома. Шопен согрелся, развеселился и, сев к фортепиано, начал импровизировать.
Светлые прозрачные, как хрусталь, звуки музыки наполнили зал. Окончив свою музыкальную сказку, он поднял глаза от клавиатуры. Перед ним, опершись белоснежной красивой рукой об инструмент, стояла просто одетая дама и внимательными тёмными глазами смотрела на него. От неё пахло фиалками, и она смотрела так, будто пыталась проникнуть Шопену прямо в душу.
ноты-клавиши
музыка любви парит
пламенем свечи

Через некоторое время, собираясь уходить, она подошла к нему вместе с Листом и наговорила ему комплиментов.
Шопен был польщён, но она совсем ему не понравилась: «Какая несимпатичная женщина эта Санд! Да и женщина ли она? Я сильно склонен считать, что нет!» Вскоре после этой встречи он даже написал родителям: «Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но её лицо мне несимпатично и вовсе мне не понравилось. В нём даже есть нечто такое, что меня отталкивает».
...Перед самым уходом из дома графини д"Агу Шопен вновь столкнулся с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. При этом Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором. Вскоре их встречи стали частыми - писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.

Но не красотой одной побеждает женщина! В характере Жорж Санд, в её умении держаться с мужчинами было, вероятно, нечто настолько притягательное, против чего не могли устоять даже те, кто явно не симпатизировал ей и не любил её. Лучшего доказательства, чем любовь Шопена нельзя и сыскать.
запах объятий
на елисейских полях
польской полыни

Они были очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм - в обществе Фредерика Жорж Санд старалась носить платья. Он был единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравилась его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным - его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Иногда его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.
лунная полночь
вальсом пшеничных волос
с левой педалью

В 1838 году, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию - целительный климат Майорки полезен для легких. Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Вскоре о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом было необходимо заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен - по испанским законам вещи, которыми пользовался заразный больной, требовалось немедленно сжечь. Найти новое жилье было практически невозможно - весть о болезни композитора распространилась по всему городу и жители шарахались от Фредерика, как от зачумленного.












Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре. При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Монастырская жизнь не добавила Шопену здоровья. Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Решено было вернуться во Францию. Однако ни один корабль не хотел принимать на борт больного пассажира. Жорж металась по портовому городу, умоляя капитанов сжалиться над несчастным композитором. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую отвратительную каюту с ужасной мебелью - сжигать хорошие вещи накладно. Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.
В лице Жорж Санд Шопен обрёл верного понимающего друга, человека, тонко чувствующего его творчество. Как-то она сказала по поводу двух его вальсов: « Они стоят всех моих романов». И она не льстила и не лукавила - она действительно так думала и чувствовала.
музыка любви
о, "Фантазия - экспромт"!
вечная тема...

Они проводили чудесные вечера вдвоём и творили, творили, творили. Творчество Авроры Дюдеван приобретало всё большую глубину, вальсы и мазурки Шопена поражали силой своих чувств. Поистине эта близость была им обоим на пользу.
Тулуз де Лотрек
да шансонетки его,
вам и не снилось!

Именно здесь композитор написал один из своих шедевров - опус 28-й, здесь же написаны 24 прелюдии. Жорж Санд готовила переиздание «Лелии», работала над новым романом «Спиридон» и писала очерк «Зима на острове Майорка». Хотя ей было куда сложнее сосредоточиться на творчестве: больной Шопен (в ту пору он уже болел туберкулёзом) капризничал, не мог привыкнуть к местной кухне, она готовила для всей семьи, ходила по лавкам, воспитывала детей. Женщине, «обёрнутой в слова», как её называли, на романтический сплин просто не оставалось времени.
краски Монмартра
вымазал Делакруа
крышку рояля

В начале февраля 1839 года путешественники решили вернуться на родину. В это время Шопен уже был серьёзно болен туберкулёзом. Зиму и осень он будет проводить в Париже, а весну и лето в имении Жорж Санд в Ноане. И Жорж станет для Фредерика заботливой медсестрой, подругой, поклонницей его таланта, но теперь это уже не любовная связь, которая прекратилась после прибытия с Майорки, а дружеская.
По возвращении в Францию в феврале 1839 года влюбленные поселились в поместье Жорж Санд. Здоровье Фредерика постепенно пошло на поправку. Но вскоре после неудачного путешествия в Испанию Жорж Санд почти отказала композитору в плотской любви. Обязанности сиделки не способствовали пылким чувствам, к тому же Жорж убедила сама себя в том, что телесные наслаждения вредны Шопену. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице - она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина. Но так или иначе, влюбленные продолжали быть вместе. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми - третьим ребенком она называла Шопена. Их часто видели на прогулках - Жорж бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый, как на званый обед. Они прожили вместе еще 8 лет.
мельница чувства
шум жерновов Мулен Руж
в такт краковяку

Шопен высоко ценил музыкальный вкус Жорж Санд и, исполняя перед ней свои новые произведения, внимательно прислушивался к её замечаниям. Со своей стороны он тоже помогал Жорж советами. Когда она работала над романом «Консуэло», главная героиня которого была певицей, именно Фредерик выступал музыкальным консультантом
Их дом словно магнитом притягивал многих выдающихся людей. Частыми гостями были Бальзак, Гейне, Делакруа, Лист. По вечерам виртуозной игрой Фридерика восхищались самые блестящие дамы парижского света. Именно им, герцогине Вюртенбергской, графиням Эстергази и Потоцкой, баронессе Ротшильд, польщённый Шопен посвящал свои произведения. Ей же ни одной вещи он так и не посвятил. Возможно, сказывались его болезненная застенчивость и нежелание афишировать их связь. Впрочем, кто знает?
полька льняная
в даль уплывает зимой
скорбной сонатой

Здоровье Шопена продолжает ухудшаться. Малейшая физическая нагрузка вызывает одышку, и зимой 1843-1844 года его приходилось вносить на лестницу собственного дома. 1844 год как будто приносит облегчение, и друзья надеются, что его здоровье улучшится. Но это всего лишь надежды.
9 лет Жорж самоотверженно ухаживала за Шопеном. А он был из числа трудных пациентов. Нуждался в тщательном уходе, но устраивал сцены, когда забота становилась слишком явной. В ещё большей степени не выносил пренебрежения к своим нуждам. Когда он бывал чем-то раздражён, то мог дуться целыми днями. Порой проявлял чисто детское упрямство и обидчивость, но мог быть и резким, язвительным, даже грубым.
Жорж научилась не только терпеть его выходки, но и достаточно быстро гасить их. Вообще Санд с самого начала относилась к Шопену скорее как мать, нежели возлюбленная. Она всегда рядом с ним, но в августе 1847 года Жорж Санд разорвёт отношения с композитором
страсти баллада
вздох с Нотр-Дам де Пари
в Речь Посполиту

Они расстались в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи. Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать повзрослевшего юношу. Морис злился, Жорж Санд всегда вставала на его сторону. При этом к дочери Жорж Соланж Шопен относился совершенно иначе - во время споров с матерью Шопен неизменно поддерживал Соланж. Жорж одно время даже подозревала, что Фредерик тайно влюблен в ее дочь. Начались ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва
звук растворился
пальцы на клавишах сникли
"Где ты, Богиня?"

«Прощайте, мой друг,- писала она.- Скорее поправляйтесь от всех ваших недугов. У меня есть все основания полагать, что так оно и будет. В этом случае я могу только благодарить Бога за такую странную развязку дружбы, которая в течение девяти лет поглощала нас обоих без остатка».
Их последняя случайная встреча состоялась в начале марта 1848 года в доме одного их общего друга. Встреча поразила обоих. Жорж Санд, полная раскаяния, желая помириться с ним, подошла и протянула руку. Он побледнел, отшатнулся и вышел из зала, не промолвив ни слова.
В его записной книжке всегда хранился локон её волос, который он перекладывал из старой книжки в новую. Этот локон он положит и в записную книжку 1849 года, последнего года своей жизни.
А болезнь вытягивает из Шопена последние силы. Происходит полное обрушение организма, и ни музыка, ни мужество композитора уже не в состоянии помочь ему. Шопен уничтожает всё, созданное им за последний период, признаваясь, что уже не может написать ни единой ноты. Сохранились лишь две мазурки.
стынет дыханье
роза на гроб упадёт
звуком последним

Жорж Санд никто не сообщил о последней болезни и смерти Фредерика. В его спальне, заваленной цветами, не было его букета. Впрочем, так, наверное, и должно быть. Те, кто скрывали от него, что она готова была на крыльях лететь к нему, были правы. Она не простила бы себе, если б волнение от их встречи укоротило его жизнь на день или даже на час.
В 1849 году, за год до своего 40-летия, Фредерик Шопен скончался. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».
Сердце Фредерика Шопена перестанет биться в третьем часу утра 17 ноября …

В истории этой любви есть своя тайна, невероятная вуаль домыслов и недоговорок. Слияние божественной мужской красоты и женского плотского несовершенства. Единство романтического начала и феминистского вызова классическим ценностям, рождавшее фантасмагорию ЕГО нежных вальсов, фортепьянных импровизаций, оставшихся неповторенными, и откровенных ЕЁ романов о любви, заставляющих при чтении смахнуть слезу даже в сегодняшнее прагматичное время.

Итак, 1847 год, Париж. Эпоха наполеоновских войн в прошлом, Европа три десятилетия обходится без конфликтов и помалу привыкает к жизни без тиранов. В заполонивших город светских салонах в один голос обсуждают новый роман известной писательницы Жорж Санд «Лукреция Флориани». Неужели эта скандалистка дошла до того, что начала досаждать читателям подробностями из собственной спальни?! Говорят, мнительный и капризный принц Кароль - не кто иной, как великий Шопен, брошенный этой фурией? А Лукреция, которая беспрестанно меняет любовников и при этом относится к своим мужчинам, как к маленьким детям, и есть сама Санд? Что ж, удивляться не приходится. Если начать составлять список её возлюбленных, выйдет внушительный манускрипт. Да и мужчин она выбирает, как правило, намного младше себя. Неудивительно, что все они представляются ей невинными младенцами - с её-то богатым опытом! Но Шопен… Неужели всё, что пишет о нем эта женщина, есть правда?

ЗНАКОМСТВО

Они узнали друг друга в 1836 году на светском вечере в особняке графини д’Агу. 26-летний Фредерик Шопен уже был известен всему Парижу. Его гениальное исполнение собственных музыкальных произведений сделали пианиста, рожденного под Варшавой и воспитанного немецкими учителями музыки, желанным гостем в лучших французских домах. А внешняя привлекательность молодого музыканта влекла к нему женские сердца. Тонкие черты вечно задумчивого лица, голубые, подёрнутые задумчивостью глаза, пепельно-русые волосы, нежный голос. Кажется, что это грустный принц, который никак не может найти свою принцессу. «Наверняка причина этой меланхолии есть любовная драма», - шептались парижские сплетницы.
После того как композитор сыграл для гостей вечера несколько своих этюдов, к нему подошла хозяйка дома и представила ему странную по виду женщину, одетую в черный мужской костюм, который дополняли высокие ботфорты и сигара во рту. Странной особой с выкрашенными рыжей хной волосами, резко пахнущей колонской водой оказалась известная салонному Парижу писательница Жорж Санд: «Один ваш вальс стоит всех моих романов!» - произнесла она низким голосом, обратившись к Шопену.
После короткого разговора, прояснившего некоторые детали любви к табаку и мужскому «о де колону», Шопен заметил хозяйке: «Какая несимпатичная женщина эта Дюпен. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!»
Впрочем, Шопен был далеко не единственным, кто нашел внешность Жорж Санд крайне, даже предельно непривлекательной. Сама она открыто причисляла себя к антиподам женской красоты, доказывая, что у нее нет грации, которая, как известно, заменяет эту самую красоту. Современники описывали её женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным выражением лица, большими глазами навыкате и пергаментным от курения цветом кожи.
Однако, при всем этом довольно многие считали Аврору Дюпен красавицей. Один из её поклонников описывал писательницу так: «Когда я увидел ее в первый раз, она была в женском кринолине, а не в мужском смокинге, которым так часто себя безобразила». И вела она себя также с истинно женским изяществом, унаследованным ею от своей знатной бабушки-дворянки.
«Я познакомился с большой знаменитостью, - пишет Шопен родным, - госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; на её лицо малосимпатично и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее».

НЕМЕЦКИЙ УЧИТЕЛЬ И НЕМЕЦКИЕ ДРУЗЬЯ

Уже в детстве Шопен проявлял необыкновенные музыкальные способности. Будучи окружённым особым вниманием и заботой, ребенок подобно вундеркинду Моцарту поражал музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
Одним из первых выступлений семилетнего Фредерика стал домашний концерт в резиденции великого князя Константина Романова, польского наместника русского императора Александра I. Музыканта представвил публике его первый учитель по фортепьяно Войцех Живный. Опытный воспитатель, выписанный из Богемии, привил своему ученику любовь к музыке немецких классиков и особенно к великому Бетховену. На том же концерте среди гостей присутствовал композитор Йозеф Эльснер, который станет спустя время главным проводником Шопена в мир музыкального сочинительства. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен, благодаря Эльснеру, стал один из главных представителей этого направления в музыке Сохранилась краткая характеристика на ученика: «Изумительные способности. Музыкальный гений».
Штудии у Эльснера и его рекомендательные письма превратили Шопена в лучшего пианиста своего времени. Его принимали как виртуоза первого ранга, ставили рядом с Мошелесом, Герцем, Калькбреннером - наиболее популярными пианистами первых десятилетий XIX века. На глазах он превращался в признанного композитора-романтика.
Больше он никогда не увидит Варшаву.Вену сменил Мюнхен, затем Париж и первые годы там для Шопена - время знакомства и усвоения многосторонних явлений европейской музыкальной культуры. Здесь итальянская опера и выдающееся вокальное искусство, достижения импровизационного пианизма. Большое духовное влияние оказывало общение с выдающимися людьми эпохи - представителями искусства, литературы. Под воздействием ярких встреч крепнет интеллект Шопена, зреет его мастерство, возрастает глубина и разнообразие музыкальных идей.
В первое время творческая работа заключалась в отделке сочинений, написанных до Парижа, над завершением начатых или воплощением ранних задумок. Середина 30-х годов знаменательна рядом творчески интересных и радостных встреч, сильных, но горестных, в конечном счете, переживаний. Весной 1834 года Шопен принял приглашение своего друга, немецкого пианиста и композитора Фердинанда Гиллера и прибыл на музыкальный фестиваль в Аахен. Там он встретился с Феликсом Мендельсоном, а затем они совершили совместное путешествие по Рейну, посетили Дюссельдорф. В Карлсбад Шопен прибыл поправить здоровье и чтобы увидеться с родителями. Эта первая и единственная встреча на чужбине принесла обоюдную, трудно описуемую радость.
Тогда же на обратном пути в Париж Шопен в Лейпциге впервые лично встретился с Робертом Шуманом, а в следующем 1836 году осенью вторично посетил Шумана в Лейпциге, много ему играл, знакомил с новыми сочинениями. Об этом памятном дне Шуман сообщил в «Новой музыкальной газете»: «Шопен был один день в Лейпциге. Он привез с собой божественные этюды, ноктюрны, мазурки, новую балладу и др. Он играл много и незабываемо».

ДРЕЗДЕНСКИЙ РОМАН С МАРИЕЙ

В Дрездене, где Шопен останавливался на пути в Париж, он встретил графиню Водзиньскую и её дочь. Со времени варшавского знакомства Мария Водзиньская, некогда «гадкий утенок», превратилась в привлекательную кокетливую панночку, кружившую головы поклонникам. Она не была лишена ума и способностей и в рамках светского любительства занималась живописью, пела и играла, сочиняя небольшие фортепианные сюжеты.
Вспыхнувшее чувство глубоко захватило Шопена. По-видимому, его любовь не оставалась безответной, и их увлеченность вскоре перестала быть тайной для родных. Летом 1836 года Шопен специально приехал в Дрезден, чтобы свидеться с Марией и сделать ей предложение. Но, когда Шопен вернулся в Париж, тон писем от Водзиньских заметно изменился. Затем письма стали приходить все реже и реже, а к концу 1837 года Шопен сам прекратил эту переписку.
Среди причин, расстроивших желанный Шопену брак, наиболее вероятной исследователи считают сословные предрассудки польской знати: шляхтичи отказались выдать дочь за сына учителя французского, у которого ничего польского в роду, какие-то крестьяне из Лотарингии... К тому же румянец на щеках молодого красавца вызывал подозрение на чахотку - одну из самых страшных и неизлечимых болезней XIX века.
В эпистолярном наследии Шопена нет данных, по которым можно было судить о его отношении к этому событию. Лишь найденный после смерти композитора сверток с письмами Водзиньских и сделанная на нем рукой Шопена надпись «мое горе» говорит о глубине переживаний.

АВРОРА С САКСОНСКИМИ КОРНЯМИ

К моменту встречи с Шопеном потомственной дворянке Амандине Авроре Люсиль Дюпен уже исполнилось 32 года. Имея в семейном древе родство с курфюрстом саксонским Августом Сильным, она и сама хотела быть сильной и независимой. Воспитанница августинской монастырской школы до того успела пережить замужество и обзавестись двумя детьми - дочерью Соланж и сыном Морисом. Возможно, именно этот не во всем удачный брак превратил Аврору Дюпен в писательницу Жорж Санд.
В 18 лет Аврора вышла замуж за артиллерийского поручика Казимира Дюдевана. Молодые поселились в имении Авроры под Парижем. Казимир Дюдеван отнюдь не отличался тонкостью натуры. На молодую жену он обращал внимания не больше, чем на кресло в гостиной, и вспоминал о супруге, лишь когда отправлялся в спальню. Впрочем, место в его постели Аврора делила с многочисленными горничными и служанками. Подобные супружеские отношения все чаще заставляли задумываться о несправедливости «мужского мира».
Постоянные ссоры между супругами тоже делали свое дело даже несмотря на наличие двоих детей, Брак разваливался и спустя 9 лет после свадьбы Аврора Дюдеван уехала с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению, поскольку брак формально сохранялся.
Чтобы зарабатывать на жизнь (как замужняя женщина, она потеряла право распоряжаться своим наследством - хозяином поместья в Ноане остался её муж), Аврора решила заняться сочинительством. Придумывая псевдоним для публикации своего первого романа «Роз и Бланш», мадам Дюдеван выбирает популярное мужское имя и сокращает фамилию одного из своих любовников.
В 1832 году под псевдонимом Жорж Санд вышел роман «Индиана», который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора: приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Мужчины в её спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывает у нее материнские чувства. Историю ее любовных похождений очень быстро донесли до ушей Шопена.

ЗИМА НА МАЙОРКЕ

В ходе альнейших встреч с мадам Дюдеван Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором, старалась бывать во всех тех салонах, где играл Шопен. На понимание того, что он не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года. Ему, потерявшему родину «гражданину мира», нужны были её колкости, глубокий и критичный взгляд на потерявшее нравственне ориентиры и деградирующее общество. И заставляющая дрожать чувственность, которой проникнуты все её движения.
Кроме разницы в возрасте, они и впрямь были совершенно разными. Интеллигентный, где-то даже робкий, застенчивый Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил её мужской костюм - но в обществе своего Фредерика Жоржетта «спускалась с феминистских небес» и встискивалась в казавшиейся её уродливыми платья.
Она, дама парижского полусвета, пыталась восставать против его провинциальной консервативности и нерешительности. Позволяла даже мелкие ссоры. Шопен и в самом деле порой был невыносимо капризным - его здоровье оставляло желать лучшего и улучшения не намечалось. Но порой немужская мнительность переходила всякие границы. Он мог днями напролет лежать на кровати в теплом ночном женском чепце и с жуткми пиявками на шее.
Впрочем, несмотря ни на что, влюбленные были счастливы друг с другом. И проскочившую некогда между ними искру любви гасить не собирались.
Осенью 1838 года Жорж Санд и её новая семья - дочь Соланж, сын Морис и возлюбленный Фредерик Шопен - уплывают пароходом из Марселя на Майорку и поселяются на окраине Пальмы, чтобы отдохнуть от парижской суеты и светских сплетен. Врачи целительный климат Майорки определяли полезным для легких. Поначалу жизнь этой необычной семьи на испанском острове напоминает идиллию - муза по имени Жорж Санд ходит за сырой рыбой в деревню, готовит обед, занимается детьми, заботится о Шопене, при этом не забывая убористым почерком заполнять страницы текстами будущих романов. На Майорке ею написаны роман «Спиридон», очерк «Зима на юге Европы». Здесь же появляются и одни из самых знаменитых сонат, скерцо, прелюдий и опусов Шопена.
Однако же зимняя Майорка встретила увлеченных друг другом героев салонного Парижа проливными дождями. Шопен почувствовал себя из рук вон плохо, а его возлюбленная Жорж Санд превратилась в сиделку. Ночи напролет она у постели больного, сама готовит целебные отвары и травяные микстуры. Едва о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. он потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом требовалось заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен - закон предписывал все вещи, которыми пользовался заразный больной, немедленно сжечь.
Найти новое жилье было практически невозможно - весть о болезни композитора распространилась по городу и местные жители шарахались от чужестранцев. Лишь в отдаленном картезианском монастыре им дали приют. При этом Шопен не в силах расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Монастырская жизнь не добавила здоровья.
Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Болезнь прогрессировала и было решено вернуться. Нагрянула новая беда: ни один корабль на материк не хотел принимать на борт больного пассажира. Жорж металась по порту, умоляя капитанов сжалиться над несчастным и предлагала любые деньги. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую отвратительную каюту с ужасной мебелью - сжигать хорошие вещи накладно. Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.
В штормящем открытом море Шопена настигла «морская болезнь».

ЕГО ПРОВОЖАЛ МОЦАРТ

С осени 1830 года Жорж Санд и Фредерик Шопен снова в Париже. Чаще других их дом на улице Пигаль навещает Генрих Гейне, бывают Бальзак, Делакруа, Лист, Берлиоз, Мейербер. Шопен упивается изысканном обществом, а Санд гордится своим Шопетте или Шопинским, как она шутливо его называет. Их чувство, кажется, вспыхивает с новой силой. Зимой влюбленные живут в Париже, на лето уезжают в деревушку Ноан. Жорж Санд пишет роман «Консуэло» с главной героиней певицей, а Шопен помогает любимой как музыкальный консультант. За время их романа Шопен написал свои лучшие произведения.
Они устраивают домашние представления, пародируя манеры и речь своих знаменитых гостей. Однажды Шопен пишет шутливую пьесу - музыкальное переложение проделок любимой собачки Жорж Санд. И мелодия - «Собачий вальс» - становится любимым произведением всех начинающих музыкантов. В родовом поместье Жорж Санд Шопен много сочиняет и выгодно продает свои произведения. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми - третьим ребенком она называла Шопена. Их часто видели на прогулках - писательница бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый как на званый обед.
Но все чаще напоминает о себе чахотка. Малейшая физическая нагрузка, волнение - и композитор просто задыхается. Весной 1844 года его приходится на руках вносить на лестницу дома. Фредерик очень капризный пациент, а Жорж Санд - не святая и даже не сестра милосердия. Она искренне заботится о Шопене, но всему есть предел. В конце концов, она не готова пожертвовать собой и своим творчеством, даже ради любви. И без того хрупкий мир в этом странном семействе окончательно рушится.
Шопен уходит тихо, без скандалов. Он просто замолкает и отдаляется от музы с сигарой, которая посвятила ему почти 10 лет жизни. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице - она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина.
Спустя год после разлуки они встретились в одном из салонов. Готовая произнести слова раскаяния, Жорж Санд подошла к бывшему возлюбленному и протянула ему руку. Но Шопен не принял жест ко вниманию и вышел из зала, не промолвив ни слова...
Вернувшись домой, он сел к инструменту и с первого прикосновения к клавишам сочинил свой знаменитый на весь мир похоронный марш...
Осенью 1847 года Фредерика Шопена принимают в лондонских музыкальных салонах. На Альбион его привозит новая поклонница и покровительница, богатая шотландская баронесса Джейн Стерлинг. Желая занять в сердце уже смертельно больного Шопена место Жорж Санд, энергичная аристократка перехватывает письма Санд, адресованные Шопену, как и его письма во Францию.
Страшная болезнь Шопена обостряется в сыром английском климате, гастроли отменяются и друзья едва успевают перевезти его в Париж. В третьем часу утра 17 ноября 1849 года сердце гениального композитора перестает биться. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятиях». Жорж Санд даже не прислала венок на его могилу. Она узнала о смерти Шопена из газет. На похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других.
Мадам Санд переживет Шопена на 27 лет и скончается в 1876 году в 72-летнем возрасте. Она оставалась верна себе даже на склоне лет: в свои 60 дала Парижу повод обсуждать её связь с 39-летним художником Шарлем Маршалем, которого называла не иначе как «мой толстый поздний ребенок». Она была неизменно жизнерадостна и общительна. Единственная вещь, которая могла заставить эту женщину плакать, - звуки вальсов Шопена.
Фредерик Щопен - единственный из великих людей, чьи останки находятся в разных местах По завещанию сердце Шопена было в растворе крепчайшего французского коньяка доставлено в Варшаву и заключено в склеп костела Святого Креста.

Любовные истории одной из самых странных женщин литературного мира, которую многие считали грубой и бессердечной, которой приписывали многочисленные связи с мужчинами и даже женщинами, которую упрекали в инцесте (намекали на физическую близость с собственным сыном), — все её любовные истории, по мнению подавляющего числа исследователей жизни Жорж Санд (1804 - 1876), на деле являлись проявлениями скрытого материнского инстинкта, который знаменитая на весь мир писательница пыталась воплотить в отношениях с каждым встречавшимся на её жизненном пути мужчиной. А мужчин было слишком много — столько, что, вспоминая в преклонном возрасте прожитую жизнь, Жорж Санд признавалась: «У меня есть опыт в любви, увы, очень полный! Если бы я могла начать жизнь сначала, я была бы целомудренной!»


Август Шарпантье

Знавшие её современники описывают писательницу как женщину невысокого роста, плотного и коренастого телосложения, с огромными карими глазами на фоне достаточно грубых черт лица. Одни считали Санд оригинальной и даже красивой. Другие уверяли, что она была слишком мужеподобна, чтобы быть привлекательной. Её манеры двигаться и говорить отличались резкостью, её слишком откровенные разговоры вводили в смятение скромных дам, а мужские костюмы, которые Санд предпочитала женским, и вовсе скрывали в ней что-либо женственное и грациозное. Неизменными в её облике оставались также мужские шляпы и сигарета в руке. Тем не менее мужчин влекло к ней. Женщина, обладавшая интеллектом, необычным юмором, разбиравшаяся во многих проблемах лучше мужчин, остроумная собеседница, она не раз заставляла поклонников бросать всё ради жизни с ней и страдать, будучи брошенными ею.

Амандина Аврора Люсиль Дюпен — настоящее имя Жорж Санд — родилась 1 июля 1804 года в Париже. Её бабка — Аврора Саксонская — дочь знаменитого маршала и авантюриста Морица Саксонского, была высокообразованной и благовоспитанной дамой. После смерти первого мужа она вышла замуж за пожилого небогатого служащего Дюпена, с которым была счастлива весь остаток жизни. Её сын Мориц, служивший в наполеоновской армии, встретил актрису бродячего театра и, влюбившись в неё, тайно обвенчался с ветреной возлюбленной, которую никак не хотела признать его семья, особенно мать. Вскоре после венчания у молодых родилась девочка, названная в честь бабки Авророй. Однако старшая Аврора и после этого не пожелала признавать ни свою невестку, ни законнорождённую внучку. Приняла ребёнка мадам Дюпен лишь тогда, когда однажды ей насильно дали на руки четырёхлетнюю девочку. Увидев огромные тёмные глаза, бабка узнала в чертах крошечной девочки своего сына и смягчилась.

Тем не менее раздоры с невесткой продолжались. Аврора-старшая упрекала бывшую актрису в легкомысленном поведении и распутстве. Невестка защищалась, а однажды, собрав вещи, заявила, что не вернётся в дом, пока будет жива её свекровь, и уехала в Париж.


Софи-Виктуар Делаборд - мать Жорж Санд

Маленькая Аврора тяжело переживала разлуку с матерью, но её заменила бабка, которая привила внучке любовь к музыке и литературе, научила её хорошим манерам и умению вести себя в светском обществе. Вместе с тем пожилая аристократка посчитала, что этого недостаточно, и отдала девочку на воспитание в пансион при женском августинском монастыре, где воспитывались девушки из самых знатных и богатых семей Франции. В монастыре будущая писательница получила великолепное образование и уверенность в себе. Бабушка умерла, когда Авроре было шестнадцать лет. По завещанию имение в Ноане перешло к внучке.

Сразу же после кончины бабки вернулась мать. По совету настоятельницы монастыря она забрала Аврору домой. Дело в том, что монахини стали часто замечать девушку за разглядыванием на иконах ликов святых — мужчин — и усмотрели в этом буйство плотской страсти. Позже оказалось, что они были правы — Аврора действительно влюбилась в святого Августина.

Бывшая актриса, едва вернувшись в Ноан, сразу же вознамерилась выдать дочь замуж за человека, который был Авроре настолько неприятен, что потрясённая девочка перестала есть и, не вставая, лежала в кровати, спрятавшись в своей комнатке. Чтобы избавиться от нелюбимого человека, она дала согласие на брак с другим мужчиной — Казимиром Дюдеваном, казавшимся ей поначалу понимающим и добрым другом. К тому же Дюдеван не ограничивал её свободу: Аврора могла ездить на охоту, встречаться и общаться с друзьями и подругами, интересоваться совсем не женскими вещами.

Восемнадцатилетняя Аврора окунулась в семейную жизнь, вела домашнее хозяйство, а в 1823 году родила первенца — Морица. Через пять лет на свет появилась дочь Соланж. Дети стали для молодой женщины радостью и утешением от начавшегося разлада в семье и непонимания между супругами. Денег постоянно не хватало, и Аврора занялась переводами и написанием своего первого романа, а через какое-то время решила уехать в Париж. Муж не противился отъезду супруги и отпустил Аврору вместе с дочкой.

В столице мадам Дюдеван поселилась на чердаке и занялась литературной работой. Ежедневно она исписывала плотным аккуратным почерком несколько страниц и эту привычку сохранила до конца жизни. Тогда же начинающая писательница решила одеваться в мужской костюм; и с тех пор её неизменным нарядом стали тёмное длинное пальто, фетровая шляпа и тяжёлые мужские сапоги.


Розмари Харрис в роли Жорж Санд

Романы свои Аврора стала подписывать мужским именем — Жорж Санд, а говорить о себе — только в мужском роде. Через некоторое время Санд подала на развод, решив разорвать все отношения с мужем. «Женщина не может отдаваться, как вещь! — говорила она после развода. — Даже сама мысль о сближении без любви гнусна!»

Роман Жорж Санд «Индиана» неожиданно для многих оказался успешным, прошло немного времени — и произведения Санд стали популярными во всей Франции.

На экстравагантную и оригинальную писательницу обратила внимание творческая элита Европы. У неё появилось множество поклонников и поклонниц. Число её любовников перевалило за триста, причём многие из них были знаменитыми писателями, музыкантами, деятелями искусства. Особенно выделяются среди них Проспер Мериме и Ференц Лист.

Franz Liszt playing in a Parisian salon a grand piano by Conrad Graf , who commissioned the painting; on the piano is a bust of Ludwig van Beethoven by Anton Dietrich; the imagined gathering shows seated Alexandre Dumas (père) , George Sand , Franz Liszt , Marie d"Agoult ; standing Hector Berlioz or Victor Hugo , Niccolò Paganini , Gioachino Rossini ; a portrait of Byron on the wall and a statue of Joan of Arc on the far left.
Josef Danhauser

Повторимся, ко всем своим любовникам Санд испытывала материнские чувства. Не стал исключением и великий польский композитор Фредерик Шопен (1810 - 1849). Он был младше Санд на шесть лет и болел туберкулёзом, отчего выглядел бледным и слабым. Современники описывают Шопена как человека с рыцарскими манерами, красивой, стройной фигурой, аристократическими чертами лица. Хрупкий и нежный юноша понравился Санд, и она решила во что бы то ни стало завоевать его сердце.


Фредерик Шопен и Жорж Санд
Эжен Делакруа

Когда они впервые увидели друг друга в доме общих знакомых, Шопен не обратил на писательницу никакого внимания. А через пару дней он спросил у своего приятеля: «Что за отвратительная женщина эта Санд? Да и женщина ли она вообще?» К тому же Шопен был уже помолвлен, но его невеста, красавица Мария Водзинская, вскоре расторгла помолвку, заявив, что жених не является тем мужчиной, который может сделать её жизнь спокойной и счастливой. Впечатлительный композитор сильно переживал разрыв с невестой, но быстро нашёл утешение в объятиях другой женщины: искушённая в любовных делах Санд знала, как найти путь к сердцу композитора. «Она так проникновенно смотрела мне в глаза!.. — вспоминал Шопен. — Я был побеждён!» Эта связь продолжалась целых девять лет.

Первоначально Шопен поселился в соседнем от Санд доме. Их встречи были тайными, и если же им приходилось сталкиваться у общих знакомых, любовники прекрасно играли роль едва знакомых людей. Через несколько месяцев было решено снять квартиру на двоих в тихом парижском районе. Поначалу об их совместной жизни никто не догадывался, и, даже собирая гостей, Шопен держался в их общем с Жорж Санд доме как простой гость, был любезен и внимателен к писательнице.


Anthony Kolberg

Человек с очень сложным характером, композитор был со всеми сдержан и холоден, но всё равно помимо воли каждый раз оказывался в центре общего внимания. Его обязательно просили что-нибудь сыграть, импровизации пианиста пользовались наибольшим успехом, а умение шаржированно подражать окружающим приводило гостей в восторг.

Теофил Квятковский

Осенью 1838 года Санд отправилась отдыхать на Майорку в обществе, как она выразилась, «двух детей» — с сыном Морицем и с «малышом Шопеном». Спокойствие и благоприятный климат помогли больному композитору подлечить здоровье. После возвращения с Майорки, влюблённые переехали в Ноан. Санд, относившаяся к Шопену как к больному мальчику, требовала от всех бережного отношения к нему. К тому же она была убеждена, что для полного выздоровления Шопену необходимо воздержание. Очень быстро их отношения переросли в платонические, и Санд жаловалась: «…многие люди обвиняют меня, что я его измучила необузданностью своих чувств. А он жалуется мне, что я его убиваю своими отказами…»

Всегда восхищавшаяся гениальностью композитора, Санд постоянно поощряла его желание работать и создавала для этого все условия. Именно годы, проведённые с Жорж Санд, биографы Шопена считают самыми плодотворными в его творчестве.


Ambroise Richebourg

Болезнь столь ослабляла Шопена, что все семейные хлопоты в Ноане лежали на плечах одной Жорж Санд. При этом родные дети писательницы были категорически против этой связи. Сын постоянно ревновал мать к её любовнику; капризная и эгоистичная дочь провоцировала всё новые и новые ссоры в доме. Часто она даже кокетничала с Шопеном, настраивая его против своей матери.


Соланж - дочь Жорж Санд

Композитор, будучи человеком крайне впечатлительным, не смог долго выносить тяжёлой атмосферы, сложившейся в поместье. Он устал от постоянных ссор, злых выходок капризной Соланж, нездоровой ревности Морица. И однажды, сообщив возлюбленной, что хочет побывать на родине, Шопен навсегда покинул Ноан. Жорж Санд не стала уговаривать и останавливать его.

Феликс Надар

Какое-то время любовники переписывались, но постоянно встречаясь с Шопеном в Париже, злобная Соланж продолжала рассказывать композитору пикантные и порой просто выдуманные истории о якобы многочисленных любовных романах своей матери. В результате Шопен возненавидел бывшую любовницу и прекратил какие-либо отношения с ней. Он не отвечал на её письма, избегал случайных встреч… Заботливую же Жорж Санд интересовало лишь одно — здоровье её «третьего ребёнка».

Последний раз они увиделись в 1848 году. Санд хотела поговорить с Шопеном, тот отвернулся и вышел прочь. Через год композитора не стало.

После смерти любимого стареющая Санд успокоилась. Время её многочисленных романов завершилось. До своей смерти, целых пятнадцать лет, она жила с последним любовником Александром Мансо. Её жизнь была полностью посвящена заботе о сыне, ведению хозяйства в доме и работе, которой Жорж Санд никогда не изменяла.

Феликс Надар

François-Léon Sicard

Текст Анны Сардарян

Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.


Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.


Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.


Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.


История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.


Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.


Памятник на могиле Фредерика Шопена

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.


Фасад варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром - (1829-1830)
  • Мазурки - (1830-1849)
  • Полонезы - (1829-1846)
  • Ноктюрны - (1829-1846)
  • Вальсы - (1831-1847)
  • Сонаты - (1828-1844)
  • Прелюдии - (1836-1841)
  • Этюды - (1828-1839)
  • Скерцо - (1831-1842)
  • Баллады - (1831-1842)

Они так и не стали мужем и женой.

Их отношения продолжались чуть более десяти лет и принесли обоим много страданий.

К моменту встречи Фредерика Шопена и Жорж Санд у каждого за плечами была целая жизнь.

У нее - замужество, двое детей, развод, головокружительная карьера писательницы и скандальная репутация феминистки.

У него - европейская слава пианиста-виртуоза, известность начинающего композитора, вынужденная эмиграция в Париж, неразделенная первая любовь и только что состоявшееся обручение.

Они познакомились в октябре 1836 г. После того, как композитор сыграл на вечере для гостей несколько своих этюдов, к нему подошла хозяйка дома и представила его довольно странной особе - женщине, одетой в мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. Это была Жорж Санд.

Скандальная писательница и эмансипированная особа не произвела на молодого музыканта должного впечатления. Более того, мужеподобная женщина оставила негативный осадок в тонкой душе музыканта.

Он даже написал родителям: "Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но ее лицо мне несимпатично и вовсе мне не понравилось. В нем даже есть нечто такое, что меня отталкивает".

Перед самым уходом из дома хозяйки салона Шопен вновь столкнулся с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. Она была буквально очарована молодым композитором.

Вскоре их встречи стали частыми, писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизни без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.

Они были очень разными.

Интеллигентный, робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм. Ей же не нравились его консервативность и нерешительность. К тому же Фредерик порой был невыносимо капризным - его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Но порой его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.

Влюбленные были счастливы друг с другом. В 1838 г, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию - на Майорку.

Майорка встретила их проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Ночи напролет она просиживала у постели больного, сама готовила целебные отвары и микстуры.

Все это не мешало влюбленным заниматься творчеством. Произведения Жорж Санд приобретали все большую глубину, вальсы и мазурки Шопена - поражали силой своих чувств. Поистине, эта близость была им обоим на пользу. Именно здесь композитор написал один из своих шедевров - опус 28-й; Жорж Санд же готовила переиздание "Лелии", работала над новым романом "Спиридон" и писала очерк "Зима на острове Майорка".

Вскоре о болезни Фредерика Шопена узнал хозяин дома и потребовал немедленно съехать. Найти новое жилье было практически невозможно - весть о болезни композитора распространилась по всему городу, и жители шарахались от Фредерика как от зачумленного. Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре. При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Но монастырская жизнь не добавила Шопену здоровья. Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Решено было вернуться во Францию.

В это время Фредерик уже был серьезно болен. Зиму и осень он будет проводить в Париже, а весну и лето - в имении Жорж Санд в Ноане. И Жорж станет для Фредерика заботливой медсестрой, подругой и поклонницей его таланта. Он высоко ценил музыкальный вкус Жорж Санд и, исполняя перед ней свои новые произведения, внимательно прислушивался к ее замечаниям. Со своей стороны, он тоже помогал Жорж советами. Когда она работала над романом "Консуэло", главная героиня которого была певицей, именно Фредерик выступал музыкальным консультантом.

Его здоровье продолжало ухудшаться. 1844 год как будто приносит облегчение, друзья надеются, что здоровье Фредерика улучшится.

Девять лет Жорж самоотверженно ухаживала за любимым. А он был из числа трудных пациентов: устраивал сцены, когда забота становилась слишком явной, проявлял чисто детское упрямство и обидчивость, мог быть резким, язвительным и даже грубым. Жорж научилась не только терпеть его выходки, но и достаточно быстро гасить их.

Они расстались в 1847 г. Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать повзрослевшего юношу, навязывать 23-летнему молодому человеку свои взгляды. Санд всегда вставала на его сторону. Начались ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва.

Но без нее Шопен чувствовал себя несчастным - казалось, что вместе с ней его оставили последние жизненные силы. Его здоровье начало быстро ухудшаться. За несколько месяцев до своего 40-летия, Фредерик Шопен скончался.

Жорж Санд пережила Шопена на 27 лет и умерла в 1876 г. в 72-летнем возрасте. После расставания с Шопеном она осталась верна себе. Когда ей было 60, Париж увлеченно обсуждал ее связь с 39-летним художником Шарлем Маршалем. Она была неизменно жизнерадостна и общительна.