Как и из чего делают фарфор. Фарфор, история, разновидности, технология, маркировка

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый . Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый , глинозёмный , литиевый , борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

  • Мягкий фарфор

    Роспись фарфора

    Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

    При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.

    Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

    При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

    Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота , платиновая и серебряная краска (или аргентин).

    Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10-12 %) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый - «настоящий» - фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.)

    Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.

    Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар - и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи - чуть пожиже.

    Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

    История

    Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае . Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор (мейсен).

    Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

    Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

    Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии , ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя (англ.) русск. , содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.

    Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

    У каждого из нас наверняка дома есть фарфоровая или керамическая посуда. так чем же фарфор отличается от остальной керамики? Как известно керамическую посуду производят из глины. Вот в использовании особого сорта глины -каолина и состоит отличие от обычной керамики.

    История происхождения фарфора

    Виды фарфора

    В зависимости от состава и технологии производства различают следующие виды фарфора:

    1. Твёрдый фарфор
    2. Мягкий фарфор
    3. Костяной фарфор

    Твёрдый фарфор

    Твёрдый фарфор ещё называют высокотемпературным, так как при его изготовлении применяется обжиг при температуре 1400-1600 градусов С. В состав данного вида фарфора входят каолин(причем чем его больше, тем прочнее изделие) и фарфорового камня. обычно этот фарфор имеет серый или голубоватый оттенок. К его приимуществам можно отнести небольшую себестоимость и доступность. Недостатками являются невысокое качество и хрупкость изделий.

    Мягкий фарфор

    Мягкий фарфор или искусственный фарфор.История его возникновения связана с желанием европейских мастеров сделать изделия аналогичные китайским. Производится из глины тонкого помола, смешанной со стекловидным веществом. Для обжига этого вида фарфора используется более низкая температура, чем для твёрдого. Мягкий фарфор имеет кремовый цвет.К плюсам данного вида можно отнести более простую технологию изготовления, а также на данный вид фарфора более удобно наносить роспись.

    Костяной фарфор

    Костяной фарфор является одним из подвидов твёрдого фарфора, в который кроме основных ингредиентов добавляют пережженную кость.Такой фарфор отличается повышенной прочностью. Он как правило очень тонкий, в связи с чем приобрёл особую популярность. Впервые был изобретён в Англии.Имеет молочно-белый оттенок, отличается особой легкостью и прозрачностью. Является самым востребованным на рынке фарфора.

    Related Posts

    Различают художественно-декоративные, хозяйственно-бытовые, санитарно-строит. и техн. фарфоровые изделия.

    Ф арфор характеризуется относительно высокой плотн. (2,4-2,5 г/см 3), сравнительно высокой ( 350-700 МПа, 60-140 МПа, 15-60 МПа), отсутствием открытых пор, газо- и водонепроницаемостью, термич. стойкостью, хорошими электроизоляц. св-вами. Температурный коэф. линейного расширения (3,8-6,7)·10 -6 К -1 ; уд. 0,2-0,3 Дж/(кг·К); коэф. 2,5-4,5 Вт/(м·К); уд. объемное электрич. сопротивление 10 12 -10 13 Ом·см; электрич. при частоте 50 Гц более 30 кВ/мм, e 5,5-7,0. Состоит из стекловидной (55-80%) и кристаллич. фаз (муллит, кристобалит); в тонком слое (2,0-2,5 мм) просвечивает, при ударе издает звонкий, долго не затухающий звук.

    Сырьем для произ-ва фарфора служат беложгущиеся пластичные , пегматит, дробленый фарфор; для нек-рых видов фарфора, кроме того,- , циркон, костяная зола.

    По составу сырья и связанному с ним режимом различают т. наз. твердый и мягкий фарфор, каждый из к-рых, в свою очередь, подразделяется по назначению и св-вам. В твердом фарфоре содержание глинистого компонента, и составляет соотв. 34-65, 12-40 и 16-30% (хозяйственный фарфор), 45-50, 22-27 и 9-20% (санитарно-техн.), 60-68, 10-15 и 17-30% (жаростойкий), 34-40, 33-40 и 20-26% (электротехн., кварцевый), 40-45, 8-10 и 10-22% (электротехн., высокоглиноземистый, к-рый содержит также 25-40% ).

    Мягкий фарфор разделяют на хозяйственный и художествен-но-декоративный. Содержит (за исключением т. наз. костяного фарфора) до 50% глинистого компонента, 10-45% , 30-55% ; состав костяного фарфора: 45% костяной золы, 32% глинистого компонента, 15% , 8% . Наличие последнего способствует улучшению декоративных св-в фарфора, напр, просвечиваемости, и смягчению режимов термич. обработки.

    Произ-во фарфора состоит из предварит, подготовки сырья, приготовления формовочных масс, формования полуфабриката, глазурования, художеств, росписи. На первом этапе сырье тонко измельчают в условиях, предотвращающих его загрязнение соед. Fe. Формовочные массы в зависимости от м. б. порошкообразными, тестообразными или жидкотекучими. Формование осуществляют полусухим или влажным прессованием, лепкой руками или на гончарном круге, с помощью шаблонов, раскаткой вращающимися роликами, выдавливанием через мундштук, литьем в гипсовые формы под или без него с послед, и . Пов-сть фарфора обычно покрывают белой или цветной , создающей гладкую блестящую пов-сть и повышающую мех. . Не покрытый фарфор наз. бисквитным, или бисквитом.

    Массивные изделия санитарно-строит. и электротехн. назначения покрывают тугоплавкими глазурными составами и подвергают однократному в пламенных туннельного типа при 1320-1400 0 C. Художественный и хозяйственный фарфор украшают под- или надглазурными росписями, к-рые наносят на пов-сть изделий методами живописи, аэрографии, шелкографии, декалькомании и др. Для ручной росписи используют спец. керамич. , содержащие, как правило, неорг. , флюсы (напр., легкоплавкое стекло) и разбавители (напр.,

    Слово «фарфор» как термин включает в себя всю керамическую посуду, как белую, так и полупрозрачную. С фарфоровой посудой мир познакомили китайцы. Кстати, из фарфора они делали не только посуду, но и скамьи, беседки, музыкальные инструменты и др.

    Виды фарфора и особенности его изготовления

    Весь существующий на сегодняшний день фарфор можно разделить на три группы: твердый европейский фарфор; мягкий фарфор, или полуфарфор, и восточный фарфор. Восточную и европейскую керамику делают на основе каолина, в состав которого входит глина и полевой шпат. Для производства европейского фарфора требуется большее количество каолина, чем для производства восточного, к тому же и процедура обжига его проводится при более высокой температуре. Это придает конечному изделию большую прозрачность, но есть и недостаток – отсутствие всех красок, кроме синей. Именно поэтому европейский фарфор расписывают поверх глазури, а восточный предусматривает подглазурную роспись.

    По своей структуре фарфор может быть твердым и мягким. Твердый больше чем наполовину состоит из каолина и на четверть из кварца. Оставшуюся часть в нем занимает полевой шпат. Костяной фарфор является разновидностью твердого фарфора и на 50% состоит из костяной золы. Его отличает особая белизна, тонкостенность и просвечиваемость. Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу и требует более щадящей термической обработки. Легкоплавкая глазурь, делающая его похожим фарфор, допускает более густое письмо и гораздо более нежные тона.

    Технология производства

    Подготовленную смесь, состоящую из глины, кварца, каолина и других материалов заливают в специальные гипсовые формы, полые внутри. По мере накапливания в гипсе воды, содержащейся в растворе, внешний слой заготовки твердеет. Чем больше она стоит, тем большую толщину стенок получает. Ненужный раствор сливают, а заготовку готовят под роспись или для дальнейшего обжига – шлифуют, убирают заусенцы и т.д. Сложные вещи собирают из нескольких деталей.

    Если краски наносят на фарфор, покрывают прозрачной глазурью и убирают в печь для обжига при температуре в 1350°С, такой способ росписи называют подглазурным. При обжиге краска вплавляется в глазурь и позволяет получить блестящее изделие с улучшенными свойствами, а также показателями прочности и устойчивости к механическим и химическим повреждениям. Надглазурная роспись отличается более богатой палитрой красок. Для обжига таких изделий достаточно температуры в 780–850°С.

    Костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твердый. Для надглазурной росписи используются составы на основе живичного скипидара и скипидарного масла. Подглазурную краску разводят на воде и

    Фарфор– материал (или керамические изделия из этого материала), который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из глины, белой глины – каолина, кварца, полевого шпата и других природных субстанций. Изделий из фарфора изначально белые, блестящие, в тонком слое просвечивающие, непористые, водонепроницаемые и термостойкие, обладают хорошими изоляционными свойствами.

    Материал получают при очень высоких температурах, более 1300–1400˚ С, в несколько этапов с разным температурным режимом, при этом материал меняет свойства прозрачности, твердости, упругости и пористости. В связи со сложностью процесса производства в настоящее время около четверти получаемых изделий выбраковываются (раньше таких изделий было более половины).

    Из фарфора изготавливают бытовую посуду ( , тарелки, блюдца, супницы, кофейники и т.д.; комплект их образует сервиз, гарнитур или набор) и художественно-декоративные изделия (статуэтки, вазы и т.п.).

    В зависимости от состава и процесса изготовления различаютмягкий, твердый и костяной фарфор, а по наличию глазури на поверхности изделий – глазурованный фарфор и бисквит (неглазурованный фарфор). Фарфор разных производителей отличается цветом, составом и технологией производства. Дорогие коллекционные сорта называют по месту производства или по имени владельцев фарфоровых заводов.

    По одним данным, фарфор впервые появился в Китае в IV–VI вв., по другим, –только к XIII веку. Причину его возникновения связывают с китайской чайной церемонией (для божественного напитка до фарфора использовались дорогие нефритовые чаши). Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана(ит. рorcellana - морские раковины), это слово и вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» – «сын неба». Есть и альтернативная точка зрения, согласно которой появление фарфора в Китае – миф, фарфор появился в Европе, в частности, в Италии, а в Китай был завезен позже.

    Китайский фарфор первого поколения имел зеленоватый или голубой оттенок. Сохранившиеся вазы и кувшины напоминают античные сосуды, имеют ручки в форме драконов и горлышки в виде животных. Позже китайский фарфор стал молочно-белым, глазурованным, с характерной кобальтовой росписью. Очень популярны в Китае уже XV–XVII вв. стали фарфоровые . В связи в развитием торговли со странами Европы, к XVIII в. налаживается производство китайского фарфора на экспорт и он теряет свою простоту и изысканность.

    Возникновение фарфора в Японии и Корее относят к X в. В Европе же он появился гораздо позднее. Известно, например, что во Флоренции в XVIвеке был изобретен мягкий фарфор, без каолина. Такой же мягкий фарфор изготавливался первоначально во Франции и Германии. В начале XVIIIв. немецким алхимиком Иоганном Фрифрихом Биттгером был открыт секрет изготовления настоящего твердого фарфора. Вскоре в Саксонии появляется мануфактура, выпускавшая знаменитый мейсенский фарфор. Знаменит он был не только из-за качественного материала, но и благодаря росписям в стиле шинуазри, рококо и декору в виде кажущихся живыми цветов («немецкие цветы»). В этом же XVIIIв. открываются фабрики по производству фарфоровых изделий во Франции (сервский фарфор), Англии (здесь с XIXв.налаживается выпуск фарфорас приместью костяной золы, из костяного фарфора изготавливается керамика в стиле английского ампира; фабрики в Челси, Дерби, Боу, керамическая фабрика Вустер).

    В России первая Порцелиновая мануфактурабыла основана в 1744 г. В Санкт-Петербурге. Для разработки состава фарфора дочь Петра Елизавета приглашала иностранных специалистов, но способ получения твердого фарфораиз отечественных материалов, который практикуется до сих пор, был открыт Дмитрием Ивановичем Виноградовым. В 1765 году Порцеллиновая мануфактура получила название Императорского фарфорового завода, а сейчас известна как фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Фарфоровые мануфактуры, основанные в Подмосковье Ф.Я. Гарднером (фарфор Вербилок), А.Г.Поповым (горбуновский фарфор) и др., скупил крупный предприниматель того времени М.С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и изысканным декором.