Казнь шарлотты корде. Шарлотта Корде

Сложно представить, что эта женщина в белоснежном чепце с атласными лентами и умиротворённым выражением лица (сама добродетель!) – на самом деле известная бунтарка, революционерка, прославившаяся отнюдь не своими речами и умозрительными трактатами, а прежде всего кровавым убийством Марата. Она бы идеально вписалась в пасторальный пейзаж в качестве какой-нибудь румяной пастушки, окружённой пушистыми овечками – этакое воплощение руссоистских идей. Но правнучке великого Корнеля было уготовано другое место в истории, которое и по сей день вызывает ожесточённые споры.

Одни говорят, что Шарлотта Корде – просто очередная дутая фигура из малочисленного кружка заговорщиков, другие – считают чуть ли не богиней мести и восхищаются смелостью её поступка. Образ Шарлотты покрыт коростой мифологем, поэтому разобраться, что из этого ложно, а что истинно – невозможно. Впрочем, так происходит с любой исторической персоной, которая для кого-то предстаёт исключительно в героическом свете, а для кого-то — обязательно становится врагом №1.

Но уникальность Корде заключается в том, что она из непримечательной небогатой дворянки буквально за долю секунды превратилась в одиозную фигуру. Её кровавый след в истории (в общем-то, незначительный по сравнению с «подвигами» её жертвы: Марат призывал рубить головы налево и направо) вдохновил писателей, драматургов, публицистов. Так что оставить такую персону на обочине внимания и сейчас не представляется возможным…

Становление характера

Шарлотта Корде родилась в семье безземельного нормандского дворянина д’Армона. Девочка рано потеряла мать и после её смерти была отдана в монастырь Богоматери в Кане. Там маленькая Шарлотта предавалась своему любимому занятию – чтению книг. Корде воспитывалась отнюдь не только на религиозных сочинениях, но и на идеалах античности и эпохи Просвещения. Очевидцы говорят, что она уже с детства была «беспощадна к самой себе» и нечувствительна к боли. Правда или очередной посмертный миф? Этого мы никогда не узнаем.

«В характере Шарлотты Корде нет ничего женского и, быть может, ничего человеческого. Это моральная геометрия, нам непонятная потому, что мы не привыкли подходить к людям с представлением о совершенных геометрических фигурах. Ей было 25 лет. Вся ее жизнь, кроме одной недели, никакого значения не имеет. <…> Эта девушка выследила и зарезала в ванне «друга народа» так же хладнокровно, как старый опытный охотник выслеживает и бьет в лесу опасного зверя», — писал о ней Марк Алданов.

Но время тогда было непростое: антиклерикальные тенденции одержали верх, монастырь был закрыт, и юная Шарлотта в 1791 году возвратилась к отцу. После скитаний они осели у её троюродной тётки мадам де Бетвиль. Говорят, уже тогда характер Шарлотты проявился в полной мере. Корде, в отличие от других девочек пубертатного возраста, не выказывала ни малейшего внимания представителям противоположного пола. Девочка по-прежнему была погружена в чтение, правда, теперь переключилась с романов на политические брошюры. А однажды Шарлотта даже отказалась выпить за короля, мотивировав это тем, что, конечно, не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». После казни Людовика XVI Шарлотта и вовсе потеряла покой, отчаянно оплакивая судьбу всей Франции.

Путь войны

В июне 1793 года в Кан прибыли оппозиционеры-жирондисты, к которым и примкнула Шарлотта с ходатайством за монастырскую подругу, лишившуюся пенсии. Выбор был сделан. Подруга стала прекрасным предлогом для поездки в Париж. Корде получила рекомендательное письмо для депутата Деперре и брошюры политического содержания. Эта юная барышня оставила родительский дом и пренебрегла счастьем замужества и материнства ради борьбы: дороги назад уже не было. Храбрая Шарлотта рисковала (жирондисты были объявлены изменниками Родине), но, если следовать её философии, игра стоила свеч.

Увидеть Париж и умереть

Корде прибыла в Париж 11 июля 1793 года, она остановилась в гостинице «Провиданс» и уже была непоколебима в своём решении: Марат, топивший Францию в крови, должен умереть. Нетрудно догадаться, что сама Шарлотта прекрасно понимала, что первый шаг на эшафот ею уже сделан.

«Чтобы обеспечить сохранение своей жизни, человек вправе покуситься на собственность, на свободу, даже на жизнь себе подобных. Чтобы избавить себя от угнетения, он вправе подавлять, порабощать, убивать. Чтобы обеспечить себе счастье, он вправе предпринимать всё, что только пожелает, и каков бы ни был ущерб, нанесенный им другим, он считается только с собственными интересами, уступая непреодолимой склонности, вложенной в его душу его творцом», - писал Марат, призывая к беззаконию и насилию. Низы общества были в восторге, жажда крови и мести ослепляла, не оставляя место для здравого смысла. Знакомый , не правда ли?

Шарлотта встретилась с Деперре, но ходатайство о подруге не увенчалось успехом; более того, положение опального депутата было крайне опасным, но он ни при каких условиях не хотел покидать Париж. В конце концов, и он был арестован.

Кровавая ванна

Корде купила в одной из лавок в Пале-Рояль кухонный нож: орудие убийства было выбрано. Оставалось самое главное – совершить возмездие. Шарлотта тщетно добивалась аудиенции Марата 2 дня: его гражданская жена тщательно оберегала покой своего обезображенного любимого (Марат, и без того непривлекательный внешне, мучился от кожной болезни). «Друг народа» жил на улице Кордельеров, 30 – это знали все. В конце концов, Шарлотта хитростью (она должна была сообщить о готовившемся заговоре) проникла в его жилище. Марат находился в своей ванне – в воде он находил хоть какое-то облегчение от физических мук. Там же он писал свои сочинения, призывая возбуждённую толпу наказывать обидчиков и рушить всё вокруг во имя справедливости. После того, как Марат в очередной раз сказал, что гильотинирует оставшихся жирондистов, Шарлотта хладнокровно воткнула ему нож в сердце.

Казнь канской девственницы

Её поймали сразу же. Разъярённая толпа неистовствовала и жаждала совершить самосуд прямо на месте. Но Корде поместили в камеру и судили по законам того времени. Её пылкие афористичные высказывания известны и по сей день.

- Кто внушил Вам столько ненависти?

-Мне не надо было чужой ненависти, мне достаточно было своей.

- Неужели вы думаете, что убили всех Маратов?

- Этот мёртв, а другие, может быть, устрашатся.

Корде была осуждена (единогласный вердикт присяжных: виновна) и казнена через 4 дня.

…Её поступок действительно сложно оценить с точки зрения нравственности. Ведь Корде отплатила палачу той же монетой, не противопоставив ничего взамен. Но возможен ли диалог с убийцей? Был ли у Корде другой выход? Эти вопросы будоражат нас и по сей день. Но убийство Марата, разумеется, не остановило : последовали другие пытки и казни, ведь истребить всех тиранов невозможно.

Но Корде вошла в историю так и никак иначе, став легендой за несколько дней. Хороша ли эта слава? Вряд ли кто-то сможет однозначно ответить на такой вопрос.

* Корде поместили в камере, где до этого находилась революционерка Жанна Манон Ролан. А после в ней содержался Жак-Пьер Бриссо.

* В ожидании казни Корде позировала художнику.

* От исповеди Шарлотта отказалась.

* Говорят, что палач Корде нанёс пощёчину её отрубленной голове, возмутив тем самым толпу.

* Поклонники Марата сравнивали Корде с Геростратом: они считали её ничтожной натурой, пожелавшей прославиться сходным разрушительным образом.

* Депутат из Майнца Адам Люкс, сравнивший Шарлотту с Брутом и Катоном, был казнён за «оскорбление суверенного народа».

* Стихотворение «Кинжал» А.С.Пушкина посвящено Шарлотте Корде.

* В 2007 году Анри Эльман снял фильм о Корде. Главную роль в нём сыграла бельгийская актриса Эмили Декьенн.

Валерия Мухоедова

Изучая фильмографию бельгийской киноактрисы Эмили Декьенн (Émilie Dequenne ), понравившейся мне по фильму «Братство волка », наткнулся на фильм с её участием «Шарлотта Корде » (Charlotte Corday , 2008). Фильм про одну из самых знаменитых женщин в истории, которая убила самого одиозного из вождей Великой Французской революции - Жан-Поль Марата.
Любопытно, что даже в комментариях на kinopoisk’е обсуждают не столько фильм, сколько реальные события (такое на kinopoisk’е редко бывает). Это показывает, что произошедшее во Франции 220 лет назад до сих пор принимается россиянами близко к сердцу. Конечно, параллели с революцией 1917 года напрашиваются. Якобинцы - большевики, жирондисты - эсеры, Робеспьер - Троцкий, Марат - Ленин. Но на женских образах начались расхождения. Шарлотта Корде д’Армон использовала небольшой ножик и убила Марата одним ударом, а в Ленина стреляли из пистолета, да так и не убили.

Удар ножом в отместку за революционный террор…
В таких случаях всегда есть две правды. С одной стороны, у санкюлотов, истреблявших королевских чиновников или аристократов, были свои веские причины их ненавидеть. С другой стороны, почти неконтролируемая ярость черни выглядит ужасно. Хотя, конечно, утверждения типа «Некоторых хватали на улицах и казнили порой за то, что они чересчур опрятно были одеты… » являются преувеличением (как мы увидим и в фильме, некоторые революционеры вполне прилично одевались). Чтобы составить некоторое представление о событиях, рекомендую прочитать про сентябрьские убийства . Как видим, всё происходило достаточно беспорядочно: в одних тюрьмах уголовники были выпущены и исполняли роль палачей, в других - истребляли уголовников и даже проституток (такое ощущение, что каждый отряд старался не отстать от других, и там, где не хватало «политических», под нож пустили уголовных), в одних местах пытались создать нечто вроде справедливого суда (как Майар), в других - истребляли без всяких церемоний.
До сих пор спорят, имел ли Жан-Поль Марат отношение к организации убийств. Во всяком случае, именно он больше всех говорил и писал про необходимость беспощадного истребления всех «контрреволюционеров», потому подозрение сразу пало на него.

Вести об этих событиях, в преувеличенной форме, доходили и до нормандского города Кана, где жила Шарлотта Корде. Только не надо думать, что Шарлотта была роялисткой и контрреволюционеркой. На самом деле Шарлотта была революционеркой ещё большей, чем Марат. Такие люди, как Марат, чаще всего заботятся только о личной власти. Революция для них лишь средство достижения этой власти, получив которую они сами становятся худшими тиранами. Корде же принадлежала к породе истинных, чистых революционеров, которые искренне мечтают о всеобщей справедливости. Своё отношение к королю Шарлотта выразила словами: «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа» . Тем более удивительно, когда в «образовательной» передаче без обиняков говорят, что Корде «была убежденной роялисткой, сторонницей королевского самодержавия »(sic!). В этот короткий 2-минутный ролик умудрились впихнуть рекордное количество несуразностей: «поехала в Париж для работы в штабе жирондистов » (доказать связь Корде с каким-то «штабом» не удалось даже трибуналу. Не освоили они тогда методы ОГПУ), «получила задание взять интервью у Марата » (на самом деле Марат, сам журналист, интервью не давал. А Корде пришла к нему, обещая рассказать о «контрреволюционном заговоре»), «дама ударила Марата кинжалом в шею » (удар был нанесен в подключичную артерию и не кинжалом, а небольшим кухонным ножом), «Шарлотта даже не пыталась бежать… она стояла около ванны и ждала прибытия полиции » (на самом деле, она успела выйти в прихожую, где её оглушили ударом табуретки. Впрочем, особых шансов убежать со второго этажа у неё не было, так как в прихожей у Марата всегда были люди). Короче, не смотрите российские «образовательные» передачи (никогда не смотрите!).

Теперь собственно о фильме.

Первое, что хочется сказать - прекрасный подбор актрисы на главную роль. Эмили Декьенн не только отлично отражает характер Шарлотты, но и идеально подошла по внешности. Пожалуй, теперь я буду представлять Шарлотту Корде только с лицом Эмили Декьенн.
Эмили красива неброской европейской красотой. Не «красотка» в соответствии с современными стандартами, она представляет именно тот тип, который красив какой-то внутренней красотой. Т.е. иногда смотришь на неё, и она кажется не очень красивой. Но временами её лицо озаряет словно какая-то вспышка, и ты думаешь: «И всё-таки она очень красивая».
По поводу внешности реальной Шарлотты Корде. В документах Революционного трибунала упоминается, что она не была красивой. Разумеется, её позднейшие почитатели (по иронии судьбы, всё больше роялисты) были уверены в противоположном. Существует множество её портретов. На всех она красивая, и на всех изображены разные женщины:) Аутентичным считается портрет, который сделал капитан охраны Жан-Жак Оэр (Jean Jacques Hauer . Большинство русскоязычных источников предпочитает называть его Гойер ). Он начал рисовать портрет во время суда, а закончил его в камере. На портрете изображена красивая девушка, но надо понимать, что это всё-таки не первоначальный рисунок, а позднейшая идеализированная переработка.

В фильме довольно неплохо и, я бы сказал, бережно показан образ Шарлотты. Но требуются некоторые пояснения. Шарлотта была, конечно, странной девушкой. В 25 лет она была ещё не замужем (и, как показало вскрытие, оставалась девственницей). Если бы она убила какого-нибудь королевского чиновника, то могу себе представить, какие развели бы теории наши «традиционалисты» и «борцы с большевизмом»:) Но, так получилось, что убила она вождя революции. А у революционеров «свободная и независимая женщина» никаких подозрений не вызывала.Сказалось также монастырское воспитание. Если бы монастырь, где она содержалась, не разогнали, то она вполне могла бы закончить жизнь настоятельницей монастыря (да, это странно, но мир таких людей амбивалентен). Ну и, конечно, роковую роль сыграло чтение книг. Оно сделало Шарлотту не просто начитанной, а потрясающе умной. На суде она потрясла всех своим красноречием и безупречными ответами.

Удивительное сочетание несочетаемого. Не по-женски умная особа, с огромным багажом знаний, с гениальной риторикой, с удивительным хладнокровием и жестокостью. Она совершила практически невозможное даже для крепкого мужчины - из сидячего положения безошибочно нанесла удар между первым и вторым ребром, перерезав подключичную артерию. Сделала это сидя лицом к оппоненту, после долгого разговора (что, само по себе, расслабляет убийцу и уменьшает решимость убить). Чёрт-ти что такое! Это даже не мужчина в юбке, а какой-то монстр в юбке!
Но она же казалась симпатичной девушкой и не вызывала не малейших подозрений. Даже Симона Эврар , «гражданская жена» Марата, которая пыталась не пустить Шарлотту, заподозрила в ней не убийцу-террористку, а какую-то новую «соблазнительницу», желающую порадовать любвеобильного Марата.

Очень интересна сцена во время суда, когда происходит диалог между Симоной Эврар и Шарлоттой Корде:

-Ты враг революции!
-Тирании, гражданка.

Столкновение двух противоположных натур. С одной стороны - обычная женщина, для которой Марат, в первую очередь, мужчина, которого она любила. Который, возможно, любил её. И ей безразлично, сколько тысяч жертв пострадало от революционного террора. «Катастрофа! Моего мужика убили!!» - вот её истинный мотив. Но, с лукавством, свойственным большинству женщин, она выдаёт свои личные проблемы за общественные. Она в ярости кричит, что убили Революцию. Чистейший образчик женской логики:
«Он обещал на мне жениться. Ты понимаешь, что ты сделала? Ты убила Революцию!»
В ответ Шарлотта, которую Господь по непонятным причинам обделил женской логикой, спокойно отвечает, что понимает и просит у Симоны лично прощения, но надо же и ей понимать: мы тут Тиранию убиваем, лес рубят - щепки летят, не надо ставить личные проблемы выше общественных. Чем окончательно приводит в исступление добрую женщину Симону.
Стоит жить, чтобы увидеть такие моменты:))

И только в конце у Шарлотты прорывается женское естество. Оказывается, она представляет эдакую сложную матрёшку: внутри миловидной девушки живёт мудрец и хладнокровный убийца, а внутри этих двоих - опять нормальная женщина. И как любая женщина она решает главный вопрос: «Как я выгляжу?» Потому вместо последнего слова она просит нарисовать её портрет.

Всё же надо заметить, что якобинцы не были как-то особенно жестоки. Шарлотту не пытали, не унижали, почти не затыкали рта на суде, позволяя блистать на публике красноречием (эх, не знали они сталинских троек). Разрешили Оэру сделать её портрет (а современный «демократический» суд отказал бы, ссылаясь на то, что «законодательство такого не предусматривает»).
Особой статьей были публичные казни, которые, зачастую, позволяли казнимому «политическому преступнику» показать своё достоинство и только укрепить сторонников. Впоследствии эту «недоработку» также учли, и в «демократических» странах казнить стали без публики. Наивысшего пилотажа достиг СССР с расстрелами в подвалах. Но якобинцы до этого не додумались.

И Шарлотта Корде встретила смерть героически. Когда Шарлотта в повозке подъезжала к месту казни, добрый палач встал и заслонил от неё вид на машину убийства - гильотину. Палач делал так, чтобы по возможности избежать истерик и обмороков казнимых аристократок и прочих «контрреволюционерок». Тогда Шарлотта попросила его не заслонять обзор удивительными словами:
«Я имею право быть любопытной, я же никогда не видела!»
(J’ai bien le droit d’être curieuse, je n’en avais jamais vu ! До самой последней минуты она боролась за права человека:))

Кто-то скажет, что это просто поза. Показушное презрение к смерти. Но я так не думаю. Просто есть такие люди, которые смотрят на мир как бы со стороны. Привычка постоянно читать книги и мало общаться с людьми приводит к тому, что человек смотрит на мир, как на увлекательный роман, зачастую даже не осознавая собственной смерти…

В конце концов остались от Шарлотты Корде шапочка её имени (что символично, одноразовая;))
и порядочное количество блестящих цитат:

«Можно умереть только один раз» (On ne meurt qu’une fois . Или, в русском варианте, «Двум смертям не бывать, а одной не миновать ". Вообще-то это часть цитаты из комедии Мольера, но так как там есть продолжение "...и так надолго! ", а Шарлотта сказала эти слова в совсем другом контексте, то получается самостоятельный афоризм)
«Если женщина может подняться на эшафот, то она должна иметь право подняться на трибуну»
«Мне не нужна чужая ненависть, мне достаточно своей»
«Один убит, надеюсь, остальные поостерегутся»
«Одежда смерти, в которой идут в бессмертие»

КОРДЕ ШАРЛОТТА

Полное имя – Мари-Эн Шарлотта де Корде д’Армон

(род. в 1768 г. – ум. в 1793 г.)

Французская дворянка, правнучка поэта и драматурга Пьера Корнеля. Убийца тирана Жана Поля Марата. Гильотинирована по приговору революционного трибунала.

Сцена убийства Марата в ванной комнате парижского дома по улице Кордельеров воссоздана в натуральную величину в подвальном этаже музея восковых фигур Гревена. Долгое время считалось, что здесь она изображена довольно точно. Однако это не так. Левая часть постановки и правда почти не оставляет желать лучшего в смысле точности, но правая – целиком выдумана. Ошибка руководителей музея заключалась в том, что они для усиления эффекта хотели в одной сцене изобразить и убийство Марата, и арест его убийцы. В действительности же Шарлотта Корде была схвачена не в ванной, а в передней, куда она выбежала после убийства. Для эффекта придуман и врывающийся в ванную солдат с пикой. На самом деле девушку задержал штатский комиссионер Лоран Ба, случайно находившийся в этот момент в квартире и не имевший, разумеется, никакой пики. Полиция явилась позднее.

История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомков. Для этого было много причин – от личности убитого и убийцы до необычного места преступления.

Шарлотта Корде родилась 27 июля 1768 г. в обедневшей дворянской семье. Она получила воспитание в монастыре, а вернувшись из него, мирно жила с отцом и сестрой в нормандском городке Канне. За свою короткую жизнь Шарлотта успела познать и нужду, и нелегкий сельский труд. Воспитанная на республиканских традициях античности и на идеалах Просвещения, она искренне сочувствовала Великой французской революции и с живым участием следила за происходившими в столице событиями.

Переворот 2 июня 1793 г. болью отозвался в ее благородном сердце. Рушилась, не успев утвердиться, просвещенная республика, а ей на смену шло кровавое господство разнузданной толпы под предводительством честолюбивых демагогов, главным из которых был Марат. С отчаянием взирала девушка на опасности, угрожавшие Родине и свободе, и в душе ее росла решимость во что бы то ни стало спасти Отчизну, пусть даже ценой собственной жизни.

Прибытие в Канн изгнанников – бывшего мэра Парижа Петиона, представителя марсельцев Барбару, других известных всей Франции депутатов и вождей жирондистов, а также выступление молодых волонтеров из Нормандии в поход против парижских узурпаторов еще больше укрепили Шарлотту в ее намерении сберечь жизни этих доблестных людей, убив того, кого она считала виновником разгоравшейся гражданской войны. Существует и другая версия мотивации поступка девушки: по приговору, подписанному Маратом, был расстрелян ее жених. И тогда она, не сказав никому ни слова о своих планах, отправилась в столицу. Так Шарлотта оказалась в доме № 30 на улице Кордельеров, в котором обитал «друг народа» Жан Поль Марат.

В поисках славы 16-летним юношей Марат покинул отчий дом и отправился странствовать по Европе. Чем только ни занимался он в предреволюционные годы, но, увы, золотая птица удачи никак не давалась ему в руки. Он безуспешно пробовал писать романы, антиправительственные памфлеты и философские трактаты, но добился только того, что Вольтер и Дидро его обидно высмеяли, обозвав «чудаком» и «арлекином». Тогда Жан Поль решил заняться естественными науками. Не жалея времени, он постигал премудрости медицины, биологии и физики. На что только не шел он ради признания: анонимно публиковал хвалебные отзывы о собственных «открытиях», клеветал на оппонентов и даже прибегал к откровенному жульничеству.

Ущемленное самолюбие, болезненная реакция на самую мягкую критику, крепнущая год от года убежденность в том, что он окружен «тайными врагами», завидующими его таланту, и вместе с тем непоколебимая вера в собственную гениальность, в свое высочайшее историческое призвание – всего этого было слишком много для простого смертного. Раздираемый неистовыми страстями, Марат едва не сошел в могилу от тяжелейшего нервного недуга, и только начавшаяся революция вернула ему надежду на жизнь.

С бешеной энергией бросился он разрушать старый порядок, при котором не сбылись его честолюбивые мечты. Уже с 1789 г. издававшаяся им газета «Друг народа» не имела себе равных в призывах к уничтожению «врагов свободы». Причем в число последних Жан Поль постепенно включил не только окружение короля, но и большинство крупнейших деятелей революции. Долой осторожные реформы, да здравствует народный бунт, жестокий, кровавый, беспощадный! – вот лейтмотив его брошюр и статей. В конце 1790 г. Марат писал: «Шесть месяцев тому назад 500, 600 голов было бы достаточно… Теперь… возможно, потребуется отрубить 5–6 тысяч голов; но если бы даже пришлось отрубить 20 тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты». Два года спустя ему уже этого мало: «Свобода не восторжествует, пока не отрубят преступные головы 200 тысяч этих злодеев». И слова его не остались пустым звуком. Люмпенизированная толпа, низменные инстинкты и устремления которой он изо дня в день будил своими произведениями, с готовностью откликалась на его призывы.

Ненавидимый и презираемый даже теми политическими союзниками, у кого еще сохранились представления о чести и порядочности, но боготворимый чернью, Жан Поль наконец-то был счастлив: он поймал-таки заветную птицу славы. Правда, она имела страшное обличье гарпии, с ног до головы забрызганной человеческой кровью, но все же это была настоящая, громкая слава, ибо имя Марата гремело теперь на всю Европу.

Помимо славы этот преждевременно постаревший, неизлечимо больной человек жаждал власти. И он ее получил, когда взбунтовавшийся плебс изгнал из Конвента правящую партию жирондистов. Блестящие ораторы и убежденные республиканцы, избранные большинством голосов в своих департаментах, эти представители просвещенной элиты не смогли найти общий язык с чернью столицы, властителем дум которой был Марат. Угроза расправы побудила их бежать в провинцию, чтобы там организовать отпор произволу парижан. Здесь, в нормандском Канне, они нашли своих горячих сторонников, среди которых была и девица Корде…

Когда вечером 13 июля 1793 г. Шарлотта вошла в сумрачную полупустую комнату, Марат сидел в ванне, покрытой грязной простыней. Перед ним на доске белел лист бумаги. «Вы прибыли из Канна? Кто из бежавших депутатов нашел там прибежище?» Корде, медленно приближаясь, назвала имена, Жан Поль записал. (Если бы только она знала, что эти строки приведут их на эшафот!) Тиран зло усмехнулся: «Прекрасно, скоро все они окажутся на гильотине!» Больше он ничего не успел сказать. Девушка выхватила кухонный нож, спрятанный под завязанной высоко на груди муслиновой косынкой и изо всех сил вонзила его в грудь Марата. Тот страшно закричал, но, когда в комнату вбежала его любовница Симон Эврар, «друг народа» был уже мертв…

Шарлотта Корде пережила его всего на четыре дня. Ее еще ожидали гнев разъяренной толпы, жестокие побои, врезавшиеся в кожу веревки, от которых руки покрылись черными кровоподтеками. Она мужественно перенесла многочасовые допросы и судебный процесс, спокойно и с достоинством отвечая следователям и прокурору, почему она совершила это убийство: «Я видела, что гражданская война готова вспыхнуть по всей Франции, и считала Марата главным виновником этой катастрофы… Я никому не говорила о своем замысле. Я считала, что убиваю не человека, а хищного зверя, пожирающего всех французов».

При обыске у девушки нашли написанное ею «Обращение к французам, друзьям законов и мира», где были и такие строки: «О моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце. Я могу отдать тебе только свою жизнь и благодарю Небо за то, что свободна располагать ею».

Жарким, душным вечером 17 июля 1793 г. Шарлотта Корде, облаченная в алое платье «отцеубийцы», взошла на эшафот. До самого конца, как свидетельствуют современники, она сохраняла полное самообладание и лишь на мгновение побледнела при виде гильотины. Когда казнь свершилась, помощник палача показал зрителям отрубленную голову и, желая им угодить, нанес ей пощечину. Но толпа ответила глухим рокотом возмущения…

Трагическая судьба девушки из Нормандии навсегда осталась в памяти людей как образец гражданского мужества и беззаветной любви к родине. Однако последствия ее самоотверженного поступка оказались совершенно иными, чем те, на которые она рассчитывала. Жирондисты, которых она хотела спасти, были обвинены в сообщничестве с нею и казнены, а смерть «друга народа» стала для его последователей предлогом сделать террор государственной политикой. Адское пламя гражданской войны поглотило принесенную ему в жертву жизнь, но не погасло, а взметнулось еще выше.

Шарлотта Корде не дожила до своего 25-летия всего несколько дней…

Из книги Когда любовь была «санкюлотом» автора Бретон Ги

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

Шарлотта Бадгер Были женщины-пираты и в истории Австралии. Самой первой считается Шарлотта Бадгер, которая родилась в английском Вустершире. Она вошла в историю еще и тем, что стала одной из первых двух белых женщин-поселенцев в Новой Зеландии. Появилась на свет

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Шарлотта и Максимилиан – сердечная привязанность В мае 1856 г. маленький двор короля Бельгии был взволнован: брат императора Австрии, эрцгерцог Максимилиан – Максл для близких друзей, совершая поездку по Европе, прибыл в Брюссель. Леопольд I нервничал, правда, внешне это

Из книги Французская революция, Гильотина автора Карлейль Томас

автора

КОРДЕ ШАРЛОТТА Полное имя – Мари-Эн Шарлотта де Корде д’Армон(род. в 1768 г. – ум. в 1793 г.) Французская дворянка, правнучка поэта и драматурга Пьера Корнеля. Убийца тирана Жана Поля Марата. Гильотинирована по приговору революционного трибунала. Сцена убийства Марата в

Из книги 100 знаменитых женщин автора Скляренко Валентина Марковна

БРОНТЕ ШАРЛОТТА (в замужестве Белл Николлс)(род. в 1816 г. – ум. в 1855 г.) Выдающаяся английская писательница, поэтесса, одна из знаменитых сестер Бронте, более известных в XIX в. под псевдонимом братья Белл. Случается, в творческом наследии писателя остается всего несколько

Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений Викторович

Кронпринцесса Шарлотта: из России без надежды Госпожа д’Обан скончалась в своем хорошеньком домике, что в Витри, близ Парижа. По-видимому, ей было более 80 лет от роду». Так начиналась статья во французской газете 1771 года, вызвавшая в России скандал и официальные

Из книги Французская революция: история и мифы автора Чудинов Александр

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Ливен, единственной в русской

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

КОРДЕ ШАРЛОТТА Полное имя – Мария Анна Шарлотта де Корде д’Армон (род. в 1768 г. – ум. в 1793 г.) Дворянка, совершившая убийство одного из вождей Французской революции – Жана Поля Марата.Сегодня слово «террорист» ассоциируется у нас с крепкими парнями в камуфляже, черных

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Дивен, единственной в русской

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

190. ШАРЛОТТА-ХРИСТИНА-СОФИЯ, кронпринцесса жена царевича Алексея Петровича, старшего сына царя Петра I Алексеевича.Родилась в 1694 г. в Бланкенбурге от брака Людвига-Рудольфа, принца брауншвейг-вольфенбютельского, с Христиной-Луизой, княжной аттингенской. Быв

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Иллюзия, любовь и смерть. Шарлотта Корде История Шарлотты Корде по праву может считаться одной из самых романтичных любовных историй времени Великой французской революции, ведь в ней слились воедино жизнь, смерть и страсть, причем платоническая и безнадежная. В эту

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

V. Крон-принцесса Шарлотта (Супруга царевича Алексея Петровича) Две женщины имели роковое значение в трагической судьбе царевича Алексея Петровича. Мало того, роковым отношением этих женщин к царевичу Россия обязана теми долгими смутами, которые привелось переживать ей

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

П.Ж.А. Бодри. Шарлотта Корде. 1868.

Новая и Новейшая история № 5 1993.

13 июля 1793 г., в половине восьмого вечера, когда солнце клонилось к закату и черные тени домов становились все длиннее, когда крыши Парижа еще горели расплавленным золотом угасающего дня, а узкие улочки наполнялись густеющими сумерками, возле дома № 30 на улице Кордельеров остановился фиакр. Из кареты вышла красивая, стройная девушка и медленно направилась к дверям. Скромное белое платье подчеркивало совершенство ее фигуры. Из-под круглой шляпы с зелеными лентами выбивались густые темно-русые волосы, отливавшие цветом ржаных колосьев, а розовая косынка на плечах оттеняла белизну благородного лица. Большие голубые глаза смотрели задумчиво и печально. Весь ее облик говорил о полной отрешенности от мирской суеты, как будто юное создание, еще ступая по земле, душой своей уже навсегда оставило земные заботы.

И это впечатление не было обманчивым. Девушка шла, чтобы убить и умереть. Она уже простилась с жизнью и в тот миг больше не принадлежала себе. Прекрасным ангелом смерти входила она в историю, и рок уже наделил ее губительной силой. С этого момента неминуемая гибель ожидает каждого, чье имя назовут ее уста. Вот она приблизилась к дверям и, громко, отчетливо произнося каждое слово, будто зачитала приговор, обратилась к привратнице: "Я хочу видеть гражданина Марата! "

Да, в этом доме жил сам Жан-Поль Марат, вождь и кумир парижской черни, одно из главных действующих лиц в великой драме Французской революции. Впрочем, правильнее сказать, не "жил", а "доживал" последние дни, медленно и мучительно сгорая от недуга, вызванного нервным перенапряжением. Целыми днями лежал он в ванне с теплой водой, работая над статьями для газеты или предаваясь размышлениям. В свои 50 лет Марат уже получил от судьбы то, к чему стремился всю жизнь и что считал высшим смыслом существования, ибо сильнее всего на свете он желал славы. Любовь к ней, как признавал он сам, была его главной страстью.

В поисках славы он 16-летним юношей покинул отчий дом в швейцарском городке Невшатель и отправился странствовать по Европе. Его воодушевляло то, как много безвестных прежде людей "низкого" происхождения стало в Век Разума знаменитыми благодаря успехам в философии, науке и литературе. Чем только не занимался Марат в предреволюционные годы, но, увы, золотая птица удачи никак не давалась ему в руки. Попробовал он было написать сентиментальный роман в духе Руссо, однако сочинение получилось настолько слабым, что сам автор не решился его опубликовать. Во время движения за парламентскую реформу в Англии Марат попытался приобрести популярность, издав антиправительственный памфлет, однако благоразумные англичане пренебрегли советом эксцентричного иностранца свергнуть монарха и назначить "добродетельного" диктатора. Тогда Марат решил испробовать свои силы на поприще философии и... опять потерпел крах. Хотя "гранды" Просвещения Вольтер и Дидро обратили внимание на его трехтомный опус, однако сочли сей труд философским курьезом и обидно высмеяли неофита, обозвав "чудаком" и "арлекином".

Но главные надежды на осуществление заветной мечты о славе Марат связывал с естественными науками. Не жалея времени, он постигал премудрости медицины, биологии и физики. Став придворным врачом брата французского короля, он дни и ночи напролет проводил в лаборатории, перебирая окровавленными руками пульсирующие внутренности заживо разрезанных животных или до боли в глазах вглядывался в темноту, чтобы увидеть "электрическую жидкость". Увы, результат оказался непропорционален затраченным усилиям. Теоретическое объяснение Маратом его опытов не выдерживало никакой критики, а потому претензии самоуверенного выскочки на "развенчание" научных авторитетов ("мои открытия о свете ниспровергают все труды за целое столетие! ") вежливо, но твердо отклонялись академической средой. На что только не шел он, добиваясь признания: анонимно публиковал хвалебные отзывы о собственных "открытиях", клеветал на оппонентов и даже прибегал к откровенному жульничеству! Однажды, когда он публично доказывал, что резина якобы проводит электричество, его уличили в том, что он спрятал в ней металлическую иголку. Ущемленное самолюбие, болезненная реакция на самую мягкую критику, крепнущая год от года убежденность в: том, что он окружен "тайными врагами", завидующими его таланту, и вместе с тем непоколебимая вера в собственную гениальность, в свое высочайшее историческое призвание - всего этого было слишком много для простого смертного. Раздираемый неистовыми страстями, Марат едва не сошел в могилу от тяжелейшего нервного недуга, и только начавшаяся революция вернула ему надежду на жизнь.

С бешеной энергией бросился он разрушать Старый порядок, при котором не сбылись его честолюбивые мечты. Уже с 1789 г. издававшаяся им газета "Друг народа" не имела себе равых в призывах к самым крутым мерам против "врагов свободы". Причем в число последних Марат постепенно включил не только окружение короля, но и большинство крупнейших деятелей революции. Долой осторожные реформы, да здравствует народный бунт, жестокий, кровавый, беспощадный! - вот лейтмотив его брошюр и статей. В конце 1790 г. Марат писал: "Шесть месяцев тому назад пятьсот, шестьсот голов было бы достаточно... Теперь... возможно, потребуется отрубить пять-шесть тысяч голов; но, если бы даже пришлось отрубить двадцать тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты ". Два года спустя ему уже мало этого: "Свобода не восторжествует, пока не отрубят преступные головы двухсот тысяч этих злодеев ". И слова его не остались пустым звуком. Люмпенизированная толпа, низменные инстинкты и устремления которой он изо дня в день будил своими произведениями, с готовностью откликалась на его призывы.

Ненавидимый и презираемый даже политическими союзниками, у кого еще сохранились представления о чести и порядочности, но боготворимый чернью всей Франции, Марат наконец-то был счастлив: он поймал-таки заветную птицу славы. Правда, она имела страшное обличье гарпии, с ног до головы забрызганной человеческой кровью, но все же это была настоящая, громкая слава, ибо имя Марата гремело теперь на всю Европу.

Слава эта надолго пережила самого Марата, В XIX и XX вв. "якобинская" историография создала крайне идеализированный образ Друга народа, постаравшись затушевать самые темные стороны его общественной и политической деятельности. В то же время однозначно негативная оценка его консервативными историками нередко носила излишне эмоциональный и несколько субъективный характер. Лишь немногие авторы сумели избежать обеих крайностей. См., например: Gottschalk L.R. Jean Paul Marat. A Study in Radicalism. New York, 1966.

А еще этот преждевременно постаревший, неизлечимо больной человек хотел власти. И он ее получил, когда взбунтовавшийся парижский плебс изгнал 2 июня 1793 г. из Конвента правящую "партию" жирондистов. Блестящие ораторы и горячие республиканцы, избранные большинством голосов в своих департаментах, эти представители просвещенной элиты не смогли найти общий язык с чернью столицы, властителем дум которой был Марат. Угроза расправы побудила их бежать в провинцию, чтобы там организовать отпор произволу парижан.

И как будто само Провидение привело жирондистов в нормандский городок Кан, где уединенно и скромно жила девушка по имени Мария Анна-Шарлотта де Корде д"Армон. Праправнучка великого поэта и драматурга Пьера Корнеля, она принадлежала к обедневшему дворянскому роду и в свои неполные 25 лет успела познать и нужду, и нелегкий сельский труд. Воспитанная на республиканских традициях античности и на идеалах Просвещения, она искренне сочувствовала революции и с живым участием следила за происходившим в столице. События 2 июня болью отозвались в ее благородном сердце. Рушилась, не успев утвердиться, просвещенная республика, а ей на смену шло кровавое господство разнузданной толпы под предводительством честолюбивых демагогов, главным из которых был Марат. С отчаянием взирала Шарлотта на опасности, угрожавшие Родине и свободе, и в душе ее росла решимость во что бы то ни стало спасти Отчизну, пусть даже ценой собственной жизни.

Прибытие в Кан вождей жирондистов - бвышего мэра Парижа Жерома Петиона, избранника марсельцев Шарля-Жана-Мари Барбару, других известных всей Франции депутатов - и выступление молодых волонтеров из Нормандии в поход против парижских узурпаторов еще больше укрепили Шарлотту в ее намерении сберечь жизни этих доблестных людей, убив того, кого она считала виновником разгоравшейся гражданской войны. И тогда, не сказав никому ни слова о своих планах, она отправилась в столицу. Так она оказалась в доме на улице Кордельеров.

Когда Шарлотта вошла в сумрачную и полупустую комнату, Марат сидел в ванне, покрытой грязной простыней. Перед ним на доске белел лист бумаги. "Вы прибыли из Кана? Кто из бежавших депутатов нашел там прибежище? " Шарлотта, медленно приближаясь, назвала имена, Марат записал. (Если бы только она знала, что эти строки приведут их на эшафот!) Марат зло усмехнулся: "Прекрасно, скоро все они окажутся на гильотине! " Больше он ничего не успел сказать. Девушка выхватила спрятанный под косынкой нож и изо всех сил вонзила его в грудь Марата. Тот страшно закричал, но, когда в комнату вбежали люди, "друг народа" был уже мертв...

Шарлотта Корде пережила его на четыре дня. Ее еще ожидали гнев разъяренной толпы, жестокие побои, врезавшиеся в кожу веревки, от которых руки покрылись черными кровоподтеками. Она мужественно перенесет многочасовые допросы и судебный процесс, спокойно и с достоинством отвечая следователям и прокурору.

- Почему вы совершили это убийство?

- Я видела, что гражданская война готова вспыхнуть по всей Франции, и считала Марата главным виновником этой катастрофы.

- Столь жестокий поступок не мог быть совершен женщиной вашего возраста без чьего-либо подстрекательства.

- Я никому не говорила о своем замысле. Я считала, что убиваю не человека, а хищного зверя, пожирающего всех французов.

- Неужели вы думаете, что убили всех Маратов?

- Этот мертв, а другие, может быть, устрашатся.

При обыске у девушки нашли написанное ею "Обращение к французам, друзьям законов и мира", где были и такие строки: "О моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце. Я могу отдать тебе только свою жизнь и благодарю Небо за то, что свободна располагать ею ".

Жарким, душным вечером 17 июля 1793 г. Шарлотта Корде, облаченная в алое платье "отцеубийцы", взошла на эшафот. До самого конца, как свидетельствуют современники, она сохраняла полное самообладание и лишь на мгновение побледнела при виде гильотины. Когда казнь свершилась, помощник палача показал зрителям отрубленную голову и, желая им угодить, нанес ей пощечину. Но толпа ответила глухим рокотом возмущения...

Трагическая судьба девушки из Нормандии навсегда осталась в памяти людей как образец гражданского мужества и беззаветной любви к родине. Однако последствия ее самоотверженного поступка оказались совершенно иными, чем те, на которые она рассчитывала. Жирондисты, те, кого она хотела спасти, были обвинены в сообщничестве с нею и казнены, а смерть Друга народа стала для других Маратов предлогом сделать террор государственной политикой. Адское пламя гражданской войны поглотило принесенную ему в жертву жизнь, но не погасло, а взметнулось еще выше:

"- Чья это могила? - я спросил, и мне ответил голос из земли:

- Это могила Шарлотты Корде.

- Я нарву цветов и осыплю ими твою могилу, потому что ты умерла за Родину!

- Нет, не рви ничего!

- Тогда я найду плакучую иву и посажу у твоей могилы, потому что ты умерла за Родину!

- Нет, не надо цветов, не надо ивы! Плачь! И пусть твои слезы будут кровавыми, потому что я напрасно умерла за Родину".

Дочь Жака Франсуа Алексиса де Корде д’Армон и Мари Жаклин, урождённой де Готье де Мениваль, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Корде были древней дворянской семьёй. Отец Мари Анны Шарлотты как третий сын не мог рассчитывать на наследство: в соответствии с майоратом оно перешло к старшему брату. Некоторое время Жак Франсуа Алексис служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Детство Мари Анна Шарлотта провела на родительской ферме Ронсере. Некоторое время она жила и училась у брата отца - кюре прихода Вик Шарля Амедея. Дядя дал ей начальное образование и познакомил с пьесами их знаменитого предка - Корнеля.

Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать. Отец пытался устроить Мари Анну Шарлотту и её младшую сестру Элеонору в пансион Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили в число дворянских семей, отличившихся на королевской службе. Девочек приняли пансионерками на казённое содержание в бенедиктинское аббатство Святой Троицы в Кане, где коадъютриссой была их дальняя родственница - мадам Пантекулан.

Революция

В соответствии с антиклерикальными декретами 1790 года монастырь был закрыт, и в начале 1791 года Шарлотта вернулась к отцу. Корде жили сначала в Мениль-Имбере, потом, из-за ссоры главы семьи с местным браконьером переехали в Аржантан. В июне 1791 года Шарлотта поселилась в Кане у своей троюродной тётки мадам де Бетвиль. По воспоминаниям её подруги по Кану Аманды Луайе (мадам Маромм): «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления; мысли её витали совсем в иных сферах …она менее всего думала о браке". С монастырских времён Шарлотта много читала (за исключением романов), позднее - многочисленные газеты и брошюры разных политических направлений. По словам мадам Маромм, на одном из званых обедов в доме тётки Шарлотта демонстративно отказалась выпить за короля, заявив, что не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». Вскоре Аманда Луайе вместе с семьёй переехала в более спокойный Руан, девушки переписывались и в письмах Шарлотты «звучали печаль, сожаления о бесполезности жизни и разочарование ходом революции». Почти все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата.

Казнь Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка, ставшая «республиканкой задолго до революции» оплакивала не только короля:

…Вы знаете ужасную новость, и Ваше сердце, как и моё трепещет от возмущения; вот она, наша добрая Франция, отданная во власть людям, причинившим нам столько зла! Я содрогаюсь от ужаса и негодования. Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить. Совершенно очевидно, что самое большое несчастье уже случилось. Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи.

В июне 1793 года в Кан прибыли мятежные депутаты-жирондисты. Особняк Интендантства на улице Карм, где они размещались, стал центром оппозиции в изгнании. Корде встретилась с одним из депутатов-жирондистов Барбару, ходатайствуя за лишившуюся пенсии подругу по монастырю - канониссу Александрин де Форбен, эмигрировавшую в Швейцарию. Это был предлог для её поездки в Париж, паспорт для которой она получила ещё в апреле. Шарлотта просила рекомендацию и предложила передать письма жирондистов друзьям в столицу. Вечером 8 июля Корде получила от Барбару рекомендательное письмо депутату Конвента Деперре и несколько брошюр, которые Деперре должен был передать сторонникам жирондистов. В ответной записке она обещала написать Барбару из Парижа. Взяв письмо от Барбару, Шарлотта рисковала быть арестованной по дороге в Париж: 8 июля Конвент принял декрет, объявляющий жирондистов в изгнании «изменниками отечества». В Кане об этом станет известно только через три дня. Перед отъездом Шарлотта сожгла все свои бумаги и написала прощальное письмо отцу, в котором, чтобы отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.

Париж

Корде приехала в Париж 11 июля и остановилась в гостинице «Провиданс» на улице Вьез-Огюстен. С Деперре она встретилась вечером того же дня. Изложив свою просьбу по делу Форбен и условившись с ним увидеться на следующий день утром, Шарлотта неожиданно сказала: «Гражданин депутат, ваше место в Кане! Бегите, уезжайте не позже завтрашнего вечера!». На следующий день Деперре проводил Корде к министру внутренних дел Гара, однако тот был занят и не принимал посетителей. В этот же день Деперре встретился с Шарлоттой ещё раз: его бумаги, как и бумаги других депутатов-сторонников жирондистов были опечатаны - он не мог ей ничем помочь, а знакомство с ним стало опасно. Корде ещё раз посоветовала ему бежать, но депутат не был намерен «покидать Конвент, куда его избрал народ».

Лучшие дня

Убийство Марата

Утром 13 июля 1793 года Корде отправилась в Пале-Рояль, называвшийся в то время садом Пале-Эгалите, и купила в одной из лавок кухонный нож. До дома Марата на улице Кордельеров, 30 она доехала в фиакре. Корде пыталась пройти к Марату, сообщив, что прибыла из Кана, чтобы рассказать о готовящемся там заговоре. Однако гражданская жена Марата Симона Эврар не пустила посетительницу. Вернувшись в гостиницу, Корде написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать свой обратный адрес.

Не дождавшись ответа, она написала третью записку и вечером снова поехала на улицу Кордельеров. На этот раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне, где он находил облегчение от кожной болезни (экзема). Корде сообщила ему о депутатах-жирондистах, бежавших в Нормандию, и ударила его ножом после того, как тот сказал, что в скором времени отправит их всех на гильотину.

Корде была схвачена на месте преступления. Из тюрьмы Шарлотта напишет Барбару: «Я думала, что умру сразу; люди мужественные и поистине достойные всяческих похвал оберегли меня от вполне понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира».

Следствие и суд

Первый раз Шарлотту допросили на квартире Марата, второй - в тюрьме Аббатства. Её поместили в камеру, где до того содержались мадам Ролан, а позднее - Бриссо. В камере круглосуточно находились два жандарма. Когда Корде узнала, что Лоз Деперре и епископ Фоше арестованы как её сообщники, она написала письмо с опровержением этих обвинений. 16 июля Шарлотту перевели в Консьержери. Этим же днём её допросили в уголовном революционном трибунале под председательством Монтане в присутствии общественного обвинителя Фукье-Тенвиля. Своим официальным защитником она выбрала депутата Конвента от Кана Гюстава Дульсе, тот был извещён письмом, но получил его уже после смерти Корде. На суде, состоявшемся утром 17 июля, её защищал Шово-Лагард, будущий защитник Марии Антуанетты, жирондистов, мадам Ролан. Корде держалась со спокойствием, поразившим всех присутствующих. Ещё раз она подтвердила, что у неё не было сообщников. После того, как были заслушаны свидетельские показания и допрошена Корде, Фукье-Тенвиль зачитал письма к Барбару и отцу, написанные ею в тюрьме. Общественный обвинитель потребовал для Корде смертной казни.

Во время речи Фукье-Тенвиля защитнику было передано приказание от присяжных хранить молчание, а от председателя суда - объявить Корде сумасшедшей:

…Они все хотели, чтобы я унизил её. Лицо же подсудимой за всё это время нисколько не изменилось. Только когда она посмотрела на меня, она словно сказала мне, что не хочет быть оправданной.

Присяжные единогласно признали Корде виновной и вынесли ей смертный приговор. Выходя из зала суда, Корде поблагодарила Шово-Лагарда за мужество, сказав, что он защищал её так, как хотелось ей.

Ожидая казни, Шарлотта позировала художнику Гойеру, начавшему её портрет ещё во время судебного заседания, и разговаривала с ним на разные темы. Прощаясь, она подарила Гойеру прядь своих волос.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась.

Надевая красную рубашку, в которой по постановлению суда (как отцеубийцу) её должны были казнить, Корде произнесла: «Одежда смерти, в которой идут в бессмертие».

Казнь

Подробно о последних часах жизни Шарлотты Корде в своих воспоминаниях рассказал палач Сансон. По его словам, он не встречал подобного мужества у приговорённых к смерти со времён казни де Ла Барра в 1766 году. Весь путь от Консьержери до места казни она стояла в телеге, отказавшись сесть. Когда Сансон, поднявшись, заслонил от Корде гильотину, она просила его отойти, так как никогда прежде не видела этого сооружения. Шарлотту Корде казнили в половине восьмого вечера 17 июля на площади Республики. Некоторые свидетели казни утверждали, что плотник, помогавший в тот день устанавливать гильотину, подхватил отсечённую голову Шарлотты и нанёс ей удар по лицу. В газете «Революсьон де Пари» (фр. Revolutions de Paris) появилась заметка, осуждающая этот поступок. Палач Сансон счёл необходимым опубликовать в газете сообщение, что «это сделал не он, и даже не его помощник, а некий плотник, охваченный небывалым энтузиазмом, плотник признал свою вину».

Чтобы убедиться, что Корде была девственна, её тело подвергли медицинской экспертизе.

Шарлотту Корде похоронили на кладбище Мадлен во рве №5. Во время Реставрации кладбище было ликвидировано.

Судьба родственников Корде

В июле 1793 года представители муниципалитета Аржантана обыскали дом отца Шарлотты Жака Корде и подвергли его допросу. В октябре 1793 года он был арестован вместе со своими престарелыми родителями. Бабку и деда Шарлотты освободили в августе 1794 года, отца - в феврале 1795 года. Он был вынужден эмигрировать: имя Жака Корде было внесено в список лиц, которые по закону Директории в двухнедельный срок должны были покинуть страну. Корде поселился в Испании, где жил его старший сын (Жак Франсуа Алексис), умер в Барселоне 27 июня 1798 года. Дядя Шарлотты Пьер Жак де Корде и её младший брат Шарль Жак Франсуа, также эмигрировавшие, участвовали в десанте роялистов на полуостров Киберон 27 июня 1795 года. Они были взяты в плен республиканцами и расстреляны.

Реакция на убийство Марата

Марат был объявлен жертвой жирондистов, вступивших в сговор с роялистами. Верньо, когда до него дошли вести из Парижа воскликнул: «Она [Корде] губит нас, но учит нас умирать!». Огюстен Робеспьер надеялся, что смерть Марата «благодаря обстоятельствам, сопровождавшим её», будет полезна республике. По некоторым мнениям, Корде дала повод превратить Марата из пророка в мученика, а сторонникам террора истреблять своих политических противников. Мадам Ролан в тюрьме Сент-Пелажи сожалела о том, что убит Марат, а не «тот, который гораздо более виновен» (Робеспьер). По словам Луи Блана, Шарлотта Корде, заявившая на суде, что «убила одного, чтобы спасти сто тысяч», была самой последовательной ученицей Марата: она довела до логического завершения его принцип - принести в жертву немногих ради благополучия всей нации.

Стихийно возник культ почитания Марата: по всей стране в церквях на алтарях, задрапированных трёхцветными полотнищами были выставлены его бюсты, его сравнивали с Иисусом, в его честь переименовывались улицы, площади, города. После пышной и длинной церемонии он был похоронен в саду Кордельеров, а через два дня его сердце торжественно перенесено в клуб Кордельеров.

Издателю «Бюллетеня Революционного трибунала», пожелавшему опубликовать предсмертные письма и «Обращение» Шарлотты Корде, Комитет общественной безопасности ответил отказом, посчитав излишним привлекать внимание к женщине, «которая и без того вызывает большой интерес у недоброжелателей». Поклонники Марата в своих пропагандистских сочинениях изображали Шарлотту Корде безнравственной особой, старой девой с головой «напичканной разного рода книгами», гордячкой, не имевшей принципов, пожелавшей прославиться на манер Герострата.

Депутат из Майнца, доктор философии, Адам Люкс, переживавший поражение жирондистов настолько, что решил обязательно умереть, протестуя против надвигавшийся диктатуры, вдохновился смертью Шарлотты Корде.

Один из присяжных Революционного трибунала, Леруа, сокрушался, что осуждённые, подражая Шарлотте Корде, демонстрируют на эшафоте своё мужество. «Я бы приказал перед казнью делать кровопускание каждому осуждённому, чтобы лишить их сил вести себя достойно», - писал он.

В культуре

Личность Корде превозносилась как противниками Французской революции, так и революционерами - врагами якобинцев (например, продолжавшими сопротивление жирондистами). Андре Шенье написал в честь Шарлотты Корде оду. В XIX веке пропаганда режимов, враждебных революции (Реставрация, Вторая империя) также представляла Корде национальной героиней.

Пушкин, как и часть декабристов, отрицательно относившийся к якобинскому террору, в стихотворении «Кинжал» назвал Шарлотту «девой-Эвменидой» (богиней мщения), настигшей «апостола гибели».

Анри Эльман в 2007 году снял фильм «Шарлотта Корде» с Эмили Декен в главной роли.