Клоун история происхождения. Гаер - это кто? Чем отличается клоун от шута

Клоун 1.

Умственно неполноценный человек.

Клоунами также называют людей, которые делают поступки, приводящие к ухудшению ситуации.

Надо остерегаться этого клоуна!

Молодежный сленг

2.

1. Артист цирка, главная задача которого – смешить посетителей.

2. Неуверенный в себе и закомплексованный человек, который подсознательно боится осуждения и насмешек и поэтому делает вид что всегда хочет всех рассмешить и поднять всем настроение. Несерьёзный человек, который в компании ведёт себя как шут. Паяс. Выпендрёжник.

3. Клон. Человек, использующий на коммуникационны ресурсах (чат, форум и т.д.) чужое имя или регистриующий своё, внешне не отличимое от оригинала (например, вместо русской «а» – латинская «а») и общающийся таким образом с целью провокации, желая создать неверное впечатление о человеке или просто чтобы посмеяться.

1. Ой, Вань, гляди какие клоуны!

2. Ты клоун, я тебе сказал детям мороженое, бабе цветы!

3. Забаньте клоуна!

Молодежный сленг , Общеупотребительное


Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "клоун" в других словарях:

    клоун - См. шут... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. клоун актер, шут; артист, коверный, гаер, буффон, паяц, арлекин, фигляр, балясник, скоморох, эксцентрик, комик, фарсер … Словарь синонимов

    Клоун - Клоун. КЛОУН (английское clown, от латинского colonus деревенщина, грубиян), артист цирка, исполняющий юмористические номера, участвующий в сатирических сценках, в которых используются приемы эксцентрики, гротеска, пародии. Как правило, создает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КЛОУН - (англ. clown, от лат. colonus деревенский житель, мужик). Шут, паяц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛОУН шут, потешающий зрителей прибаутками и пантомимами. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    клоун - а, м. Англ. clown. Василий Александрович, клоун из цирка, или клон по бурковски: огоньки пускает и никого не боится, на летучем шаре летал! Ремизов Крестовые сестры 23. Клоунничать. Должно быть, устав клоуничать, Пуришкевич встает и направляется… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    клоун - КЛОУН, буффон, комик, шут, устар. гаер, устар. паяц, устар. фигляр КЛОУНСТВО, шутовство, устар. гаерство разг. КЛОУНСКИЙ, буфонный, шутовской, устар. гаерский, устар. фиглярский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    КЛОУН - (англ. clown) цирковой артист, комический персонаж, использующий приемы гротеска и буффонады. Существуют клоуны: коверный, комик и др … Большой Энциклопедический словарь

    КЛОУН - КЛОУН, клоуна, муж. (англ. clown). Цирковой комик, паяц. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КЛОУН - КЛОУН, а, муж. Цирковой артист, использующий приёмы гротеска и буффонады. К. ковёрный. К. комик. Строить из себя клоуна (перен.: вести себя шутовски, паясничать; разг. неод.). | жен. клоунесса [нэ ], ы. | прил. клоунский, ая, ое. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Клоун - (англ. clown) арлекин английской сцены, родственныйПолишинелю, немецкому Hanswursty и испанскому Грациозо, появляется сначала XVI века; первоначально импровизировал свои роли. К. неотсутствовал и в трагедии; Шекспир нередко вводит его в свои… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Клоун - ■ С детства развинчен … Лексикон прописных истин

    Клоун - У этого термина существуют и другие значения, см. Клоун (значения). Клоун … Википедия

Книги

  • Клоун Як , Яльмар Бергман. Яльмар Бергман - крупнейший шведский писатель XX века. Последняя из написанных Бергманом книг роман "Клоун Як" - творческий итог писателя, горькая исповедь, раскрывающая трагичность положения…

Приветствую всех!
В прошлых выпусках проекта мы уже рассмотрели множество наиболее известных крипипаст и коснулись целого направления стиля хоррор. Сегодня я собираюсь рассказать вам ещё об одном огромном пласте крипи культуры, причём это направление настолько обширное, что проникло практически во все другие отрасли искусства.

Речь сегодня пойдёт о клоунах, и не просто о клоунах, а о злобных колунах. Клоуны всюду, в кино, в играх, в музыке. Причём клоун это единственный персонаж крипи, который существует и отлично себя чувствует в других жанрах. В частности клоуны присутствуют в боевиках, в триллерах, в комедиях, само собой, ведь всё-таки они смешные ребята, и даже в лирических мелодрамах. Достаточно вспомнить Джокера из Бэтмэна. Хотя и Пугало присутствовало в Бэтмэне, но всё же массе никто не сравнится с клоунами по частоте использования...
Всё дело тут в уникальности образа, ведь клоун изначально тот, кто веселит, может быть и пугающим персонажем. Именно из-за столь широкого спектра применения, если так можно выразиться, клоуны снискали себе такую славу.
Давайте разберёмся для начала, откуда вообще пошли клоуны и зачем они красят свои лица.
Изначально клоуны - это уличные актёры, арлекины, которые устраивали весёлые и не очень весёлые представления на улицах средневековых городов. В те времена не было ни то что телевизора, но даже профессиональные театры являлись роскошью, которую простолюдины себе позволить не могли.
Единственным развлечением являлись уличные представления. Чтобы увеселить толпу актёры наряжались в яркие костюмы, надевали специальные головные уборы с бубенчиками, эдакие примитивные визуальные эффекты. Всё это выглядело необычно, контрастировало с привычными для обывателей, серыми нарядами и вызывало интерес, забавляло толпу. Толпа же кидала комедиантам гроши, на то они и жили.
Прародителей клоунов, шутов называли в частности паяцами, это итальянское слово дословно переводится как "мешок соломы", и происходит от соответствующего наряда шута. Тут мы чувствуем некоторую ассоциацию с пугалом из прошлой части проекта...
Так вот, уличные актёры, комедианты, паяцы, представители так называемого ярморочного театра, выступали без каких-либо вспомогательных технических средств. В их распоряжении были лишь нехитрая сцена в лучшем случае и собственная выдумка. Однако они являлись актёрами, и должны были создавать на сцене более-менее убедительные образы. Как же можно донести до зрителя эмоции персонажей, их характеры? Тут-то на помощь и пришёл грим. Во-первых, грим позволял нарисовать нужную эмоцию или отразить характер персонажа, во-вторых, такие яркие черты лица были видны всем даже с отдалённого расстояния и даже та публика, которая оказывалась далеко от сцены, могла понять, что происходит по сюжету.
Сейчас, к слову сказать, этим приёмом тоже пользуются и не только клоуны в цирках. Глаза и брови подводят, губы красят даже рок-музыканты, чтобы из дальнего конца зала зрителям было их лучше видно. Можно вспомнить, например, знаменитый грим Виктора Цоя, который он накладывал перед выступлениями на больших концертных площадках.
Но вернёмся к площадному театру древности. В Италии у уличных актёров были строго устоявшиеся персонажи, которые кочевали из пьесы в пьесу из сценки в сценку. В частности всем хорошо известны по "Приключениям Буратино" такие герои как Арлекин и Пьеро. Арлекин - энергичный и весёлый герой, Пьеро - наоборот, образ грустного персонажа. Типажи были удобны, их знали все и разыгрывать сценки с ними было проще, чем сочинять каких-то новых персонажей, и каждый раз заново объяснять зрителям их взаимодействия и так далее.
И здесь также грим помогал зрителю быстро идентифицировать, кто показался на сцене, весёлый персонаж или грустный, энергичный или подавленный.
Спустя годы, когда такие актёры стали работать на профессиональном уровне, в цирке, например, их стали называть клоунами.
Вроде бы страшного в них ничего нет, так почему же так любят эксплуатировать тему клоунов в фильмах ужасов и крипипасте?
Как полагают психологи коулрофобия - боязнь клоунов, одна из немногих фобий, созданная массовой культурой. С некоторых пор в книгах и кинофильмах авторы стали эксплуатировать злых и страшных клоунов. И это понятно, у клоуна как бы нет лица, он скрывает свои эмоции, никогда не знаешь, что у замаскированного паяца на самом деле на уме. Фальшивая улыбка, при этом чудовищно выкаченные глаза, словно вылезающие из орбит, что смотрится на самом деле довольно жутковато. Кроме того, как утверждал ещё Альфред Хичкок, людей больше всего пугают самые обычные вещи, те предметы, которые часто попадаются на глаза. Клоуны стали частыми персонажами фильмов ужасов. Сам жанр фильмов ужасов пришёл из США, где очень распространены цирки и, соответственно, колуны, поэтому дети, насмотревшись ужастиков, начинают бояться ряженых на праздничных карнавалах и ярмарках.
Не буду перечислять все произведения, которые содержат в себе клоунов, количество их как профессиональных так и фанатских просто немыслимо и для одного перечисления всех подобных крипи стори потребуется создавать отдельный проект в триста серий. Напомню лишь, что даже знаменитая группа Кисс в своё время выпустила альбом Psycho Circus, с пугающей рожей страшного клоуна на обложке.
А теперь займёмся тем, для чего мы здесь собрались, попробуем найти истоки не самой фобии, а именно страшных клоунов в произведениях искусства и массовой культуре.

ПРУВ:
Многие ошибочно полагают, что автором самого первого страшного колуна является писатель Стивен Кинг, а прародителем этого пугающего персонажа чудовище из книги "Оно", но это совершенно не так. Первым, кто написал произведение с прототипом страшного клоуна на самом деле был знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По. Кстати, если вы увлекаетесь крипи, но не знакомы с творчеством Эдгара По, то советую вам непременно с ним ознакомиться. Однако предупреждаю, чтиво это весьма пугающее и может подавляюще воздействовать на психику, трезво соотносите свои желания и возможности.
Итак, Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года, в городе Бостоне Соединённых Штатов Америки, а умер 7 октября 1849 года, в городе Балтиморе. Трудно переоценить значение того вклада в культуру в целом и в литературу в частности, который сделал Эдгар По. Можно утверждать, что он является родоначальником всего жанра современного детективного романа в том виде, в каком мы к нему уже привыкли. Также он фактически дал старт развитию жанра научной фантастики и вообще мистицизму в массовой культуре.
Кстати, если кто не знает, знаменитый фильм "Ворон" по не менее известной серии комиксов, в котором главную роль музыканта и рок-звезды Эрика Дрейвена сыграл сын Брюса Ли Брэндон Ли, является отсылкой к одноимённому печальному стихотворению Эдгара По.
По был известным и популярным писателем, ныне он зарабатывал бы миллионы, но в то время он жил крайне бедно. И даже в забегаловках расплачивался подчас расписками. Владельцы заведений знали о нужде По и требовали за грошовые заказы непременно писать долговые расписки, не веря По на слова. А когда писатель умер эти расписки ушли на аукционе с молотка за огромные деньги, вот такая невесёлая усмешка судьбы.
Но вернёмся к истокам коулрофобии. Настоящим прототипом злобного клоуна был персонаж романа Эдгара По "Прыг-Скок", в других переводах: "Лягушонок" или "Гоп-Фрог". В оригинале звучит как: Hop-Frog; Or, the Eight Chained Ourangoutangs - "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов". Это жуткое произведение было впервые опубликовано ещё аж 17 марта 1849 г. в бостонской газете "The Flag of Our Union".
В истории рассказывалось как в стародавние времена некий генерал подарил одному королю карлика-шута по прозвищу Лягушонок и подневольную девушку по имени Пушинка (или Трипетта).
Однажды король с вельможами задумали бал-маскарад и поручили шуту Лягушонку всё устроить. Шут справился на отлично, но зажравшимся вельможам хотелось чего-то особенного и особенно запоминающегося.
Чтобы удовлетворить желания развлечений король принялся насильно поить шута вином, зная при этом, что тому становится дурно от спиртного. Девушка попыталась заступиться за несчастного Лягушонка, но король ударил Пушинку (Трипетту), и выплеснул оставшееся вино ей в лицо.
Шут затаил обиду и вскоре разработал план мести. Он рассказал королю, что придумал замечательную забаву для карнавала. По задумке шута король с вельможами должны были нарядиться орангутангами, для чего вымазаться дёгтем и обваляться в пеньке (волокно, из которого плели бечёвку). После приготовлений шут связал короля и вельмож цепью и дал знак. "Восемь скованных орангутангов" ворвались в зал посреди пира и принялись пугать гостей. Когда они оказались в центре залы под люстрой, Лягушонок исполнил свою месть, он привязал цепь к люстре и факелом поджёг тирана и его вырядившуюся свиту. После этого он сказал: "Что до меня, я всего-навсего Прыг-Скок, шут — и это моя последняя шутка", а затем скрылся в люке в потолке...
Предполагают, что Пушинка (Трипетта), ожидавшая его на крыше, была сообщницей своего друга в его огненном мщении, и что им вместе удалось бежать к себе на родину, ибо их более не видели.
Именно Лягушонок, шут Прыг-Скок при дворе безымянного короля из рассказа Эдгара По и есть тот самый первый страшный клоун. Мало того, первый клоун убийца, убивший короля и его министров. Но, как и всегда у гениального Эдгара Аллана По, этот персонаж отомстил негодяям за несправедливость, ибо автор настолько точно расставлял акценты, что лучше, наверное, просто невозможно.
А вот теперь я открою вам ещё одну тайну: задолго до того, как По написал "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов" подобные события происходили на самом деле, они-то и легли в основу жуткого рассказа мастера...
Эта история называется "Бал объятых пламенем". 28 января 1393 года в Париже состоялся бал-маскарад, на котором по невнимательности едва не погиб король Карл VI и заживо сгорели несколько его придворных. Этот случай пошатнул и без того слабую психику короля и как утверждают летописцы, впоследствии король сошёл с ума. Именно поэтому его ещё называют Карл VI Безумный.
Бал давала королева Изабелла Баварская по поводу свадьбы своей фрейлины Катерины де Фатоврен. Согласно древнему обычаю, во время празднования свадьбы вдовы, повторно выходящей замуж, коей и являлась фрейлина Фатоврен, устраивали так называемый "Шаривари", бал с громким шумом, игрой на кастрюлях, фривольными танцами и прочим ребячеством. Сам король явился на бал в сопровождении вельмож в костюмах "диких людей", нарядах обмазанных воском и облепленных растрёпанной бечёвкой, изображающей шерсть. Не нужно пояснять, что всё это добро превосходно горит... Кроме того персонажи кроме самого короля были скованы цепью. Никто, даже родная тётка короля не смогли распознать, кто же скрывается под маскарадом.
Брат короля Людовик Орлеанский попытался рассмотреть "диких людей" тщательнее, поднёс факел к одному из вельмож слишком близко, и костюмы вспыхнули.
Король был спасён лишь благодаря находчивости юной герцогини Беррийской, которая сумела потушить огонь на костюме монарха длинным шлейфом своего платья.
Герцог Орлеанский винил во всём только себя и во искупление воздвиг подле Целестинской церкви Орлеанскую часовню, в которой впоследствии часто молился за души погибших.
Именно так и возник образ злобного клоуна, вернее будет сказать его прототипа - злого шута, пришедший в современность из тёмных глубин средневековья благодаря гению Эдгара По...

И в завершение я хочу рассказать вам ещё одну историю с мистическим оттенком...
В "Книге о Жизни" и заметке "Эдгар По" Константина Паустовского есть упоминание одной истории, связанной с Эдгаром По...
Несмотря на известность По был крайне беден, последние годы он доживал в крайней нищете в крохотном домике, где почти ничего не было. Его молодая жена и любовь всей жизни Вирджиния умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Дальше процитирую отрывок из Паустовского: "В январе 1847 года Виргиния умерла в пустом деревенском доме — все было продано. Она умерла на полу, на охапке чистой соломы, застланной белоснежной простыней, умерла, укрытая старым рваным пальто Эдгара По". При жизни Эдгар самозабвенно любил Вирджинию и ласково звал её именем цветка Троицын Цвет - Тринити.
Стих "Ворон" или "Никогда" "Nevermore" был написал По в память о его горячо любимой рано умершей жене, в нём выразилась вся безысходность будущего и тотальное отчаяние автора, навсегда потерявшего любимую Вирджинию...
Но... Когда писатель и сам умер, его родственники, религиозные люди придерживающиеся крайне строгих правил зачем-то положили на могилу По мощную каменную плиту, как верно заметил гениальный писатель Паустовский, словно пытаясь запечатать писателя, чтобы дух его не выбрался наружу. Впоследствии вместе с ним перезахоронили и его жену. А мощная каменная плита треснула, и скоро в трещине проросли цветы, те самые цветы, которые называются Троицын Цвет...
Удачи всем!

Шуты знакомы человечеству с глубокой древности. Первые упоминания об этой профессии были еще в рассказах Плиния, когда тот посещал дворец короля Птолемея I. В Средние века был настоящий "шуточный бум". Именно на это время, как говорят историки, пришелся самый расцвет и процветание шутовского ремесла.

Кто такой гаер

Прямая аналогия и современный перевод некоторых старорусских слов доступен сегодня не каждому. Например, мало кто знает, кто такой гаер. Заглянем в толковые словари.

Гаер - это человек, работающий на улице и веселящий людей на ярмарках и праздничных гуляньях. Сегодня такое слово забыто и совсем не употребляется. Но в старые времена это была довольно популярная профессия. Умение смешить людей своими несуразными кривляниями и шутками-прибаутками передавалось по наследству. Отцы учили детей смешить народ, забавлять его и зарабатывать этим на

Гаер - это потешник и балагур, который призван развлекать и смешить народ. С давних времен гаером называли уличного шута. Он работал как в одиночестве, так и в артистической труппе. К примеру, во Франции гаеры принимали активное участие в создании комических шоу и народных спектаклях.

В переводе с языка Наполеона Бонапарта гаер - это весельчак. В английском или немецком языках это слово означает «клоун, скоморох».

Шут или клоун

Многие думают, что шут и клоун, следовательно и гаер, это одни и те же слова, имеющие общий смысл. Но на самом деле клоун очень сильно отличается от шута. Даже великий Чарли Чаплин всегда обижался, когда его в прессе называли гаером. Он в свое время сильно полюбил Францию именно потому, что это была первая страна, где «икону комедии двадцатого века» не звали гаером, а признали именно актером комедии.

Кто такой гаер на самом деле: шут или клоун? Историки утверждают, что гаеры ближе к шутам, кривлякам и балагурам. С некоторых языков это слово и переводится как "кривляться" и "показывать рожи". Они всегда старались шутить неуместно и даже пошло, чтобы только привлечь внимание.

Собираясь и работая на праздничных гуляньях или ярмарках, гаеры получали чаще всего «заработную плату» продуктами питания. Особенно это было распространено в Средневековье. Спустя века гаер стал получать и какие-то деньги за свои кривляния. Клоуны же появились значительно позже. Это была уже профессия, за которую платил зарплату не народ на ярмарках, а работодатель. Профессиональные клоуны всегда обижаются, если их называют шутами или гаерами. Однако если верить истории, именно от гаера произошел шут, а от шута - современный клоун.

Немного истории

Традиционно гаер изображался на картинах в смешном колпаке, на котором весело позвякивали колокольчики. Этот наряд использовался не только для яркости костюма, но и для привлечения зрителей. В средневековой Англии были пуританские нравы, поэтому гаер и шут здесь поначалу никак не приживались. Значение слова "гаер" ассоциировалось с умственно отсталым человеком, слоняющимся по улице и просящим краюху хлеба за свои кривляния.

Однако не только бедные и больные становились шутами. Гаером человек мог стать по собственному желанию, а не по нужде. Рождались уже и в те времена талантливые люди, способные понимать тонкости комедии, трагедии и подавать людям свой талант достойно.

Из шута в клоуны

Уже во времена Шекспира гаер был не просто шутом, веселящим народ. В пьесах автора он частенько играет уже более продуманную, серьезную, лирическую роль. Шут уже не просто кривляется, а музицирует, жонглирует и рассказывает стихи.

В русских боярских домах также работали гаеры. Они веселили гостей, смешили их прибаутками. При этом профессиональный гаер, который почитался в профессии и неплохо зарабатывал, уже не строил рожицы, дабы насмешить публику. Опытный шут в то время был довольно образованным человеком: знал стихи, читал пьесы, мог артистично рассказать анекдот и т. д.

Все мы знаем, что клоуны работают в цирке, раскрашивают свое лицо красками и смешат людей. Согласитесь, эта информация довольно общая и не дает ответа на вопрос почему клоуны так популярны у детей и взрослых во всем мире?

Клоун — это артист использующий приемы гротеска, преувеличения. Огромные ботинки, красный нос, вызывающий улыбку реквизит. Задача клоуна вызывать улыбку и поднять настроение людям. Это удается засчет остроумных шуток, игр, необычного внешнего вида и, конечно же, таланта актера. Надо сказать, что клоунада — это один из самых сложных актерских навыков. Ведь многие могут раскрасить лицо и одеть экстравагантный костюм, но искусство делать людей счастливыми и радостными подвластно очень немногим.

Большинство людей ассоциируют клоунов с цирком. Это потому, что в советское время самым популярным, а возможно и единственным местом в России, где можно было увидеть клоунов был именно, цирк. Клоун работал со зрительным залом между выступлениями других артистов. В цирках и сейчас работают клоуны с различными репризами и номерами, но в современном мире явление «клоунада» вышло за пределы цирка и используется во многих других случаях и жанрах.

Сейчас даже существует такое понятие, как — клоунотерапия!
Научно доказано, что смех спасает от стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, нормализует давление, улучшает биохимический состав крови. Одна минута смеха и радости приравнивается по эффективности к суточной дозе витамина С.

Ниже мы расскажем о самых популярных и востребованных формах клоунской деятельности.

Первые клоуны

Первые клоуны были наездниками. Неожиданно, правда?
В 16 веке в Англии, да и во всей Европе, были очень популярны рыцарские турниры. На них собиралось поглазеть все население города и ближайших деревень. И вот между традиционными верховыми или пешими боями, когда рыцари перед выездом полировали доспехи и подтягивали подпруги, чтобы публика не скучала, перед ней появлялся наездник-неумеха. Он неуклюже старался справиться с лошадью, удержаться в седле, попасть ногами в стремена, и, в конце концов, таки падал на землю. Вся эта немудреная сценка была до того правдоподобной и смешной, что вызывала у зрителей дикое веселье. Как же не посмеяться над таким простаком и деревенщиной? Ведь только деревенщина, который на лошади не ездит, а пашет, не может справиться с уздой.

Кстати, и само название «клоун» происходит от английского слова «clown», а также от латинского слова «colonus» и означает: крестьянин, деревенщина, простофиля. Так в английских деревнях называли неловкого, недалекого грубоватого парня, над которым смеялась вся округа. Так могли обозвать и местного балагура, и хулигана, да и просто деревенского дурачка.

Как получилось, что простофиля, падающий с лошади, эволюционировал до артиста очень сложного жанра?
Чуть позже все в той же Англии клоун стал не только падать с лошади в перерывах между боями, но и отпускать разные «острые» шуточки на угоду публики. Так он превратился в одно из главных действующих лиц английского театра и шутил уже не только на турнирах, но и на рыночных площадях, и под шатрами бродячих цирков. Здесь от клоуна ждали не только воистину акробатических номеров и колких словечек в адрес высокомерных горожан. Артист разыгрывал целые сценки из жизни, где высмеивались и неуклюжесть, и недалекость персонажа.

Кто такие мимы

Клоуны появились еще до нашей эры в Древней Греции. Но были совсем не такие как сейчас. Тогда клоун называл себя «мим» (от др.-греческого mimos – подражание) и выступал перед зрителями на улицах, где разыгрывал сценки с пением и танцами, в которых пародировал и высмеивал людские пороки и известных личностей. За что, кстати, бывал неоднократно бит. Со временем из выступлений мима ушла песенная составляющая. Мим стал немым и общался со зрителем исключительно с помощью мимики лица и тела. Мимы путешествовали по городам и деревням, где и давали свои представления, иногда поодиночке, а иногда и вместе с бродячим цирком, становясь настоящими артистами.

Сейчас пантомима, а именно так называется искусство передавать чувства и мысли посредством языка тела, это отдельное направление в клоунаде. Проще говоря, мим – это клоун, который молчит. Даже грим и костюм мима разительно отличается от всех остальных клоунских нарядов. На нем чаще всего обтягивающая одежда черного или белого цвета, в зависимости от фона на выступлении, чтобы каждое движение было заметнее благодаря такому разительному контрасту. А на лице мима белый тон и ярко очерченные черным глаза и рот.

Самые известные в истории мимы – это Чарли Чаплин, мэтр французской пантомимы Марсель Марсо, знаменитые «Лицедеи» под руководством Вячеслава Полунина, создавшего свой неповторимый стиль на стыке клоунады, эстрады и трагифарса, радует новыми фееричными шоу и мастер-классами по всему миру.

Внешний вид клоунов

С появления первого клоуна его задачей было привлечь максимум внимания и рассмешить народ. Поэтому яркий парик, кстати, не только рыжий, но, зачастую и желтый, и зеленый, а то и вообще всех цветов радуги, пестрый костюм, изначально из сотен тряпочек разного цвета, и красный нос – неизменный атрибуты клоунского костюма.

Каждая из этих деталей отражает характер, темперамент и даже личную историю этого конкретного клоуна. Актер, прежде чем стать настоящим клоуном, придумывает не столько внешний вид, сколько его характер и историю, а уж потом отражает их в костюме и гриме.

Кто-то создает свой образ один раз на всю свою клоунскую карьеру, а у кого-то много разных образов и, соответственно, грим каждый раз разный. Но изготовление костюмов – это всегда основательный и творческий процесс. Так, например, знаменитые клоунские носы делаются по индивидуальному заказу, так сказать под каждый нос, из мягкой кожи, а потом раскрашиваются в нужный цвет. Конечно, многие используют и мягкие поролоновые, через которые неудобно дышать, но это, как правило, на пару раз.

Но самое главное в каждом клоуне не выбранный им образ и наряд, а искреннее веселье и способность дарить детям радость.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк!

В различных языковых диалектах слово «клоун» имеет абсолютно непохожие значения: например, мужик, деревенщина в латыни («колонус»); болван, дерзослов, шут в Англии; некультурный, болтливый парень в Исландии («клуни»); сорванец в Голландии; дубина, колода в Швеции («клун»); дурак в Дании («клунт»).


"Эволюцию" клоуна стоит начать с древнегреческих пиров. Именно в то время и появились деревенские шуты («комос»). Они веселили народ в деревнях, показывали пародии, смешили народ, шутили над прохожими, спорили (называлось это «агоном») и порой злобно язвили друг над другом.

Вскоре самые проворные стали называться «бомолохами» . Партнёром «бомолоха» был «бохвал». Первый был лидером, всё время выигрывал и часто обижал бохвала, а когда у него недоставало слов, он его бил. Весельчаки были деревенскими «колонус», а шутки бомолоха приобрели такую же форму и перекочевали Греции в Италию, и там продолжали называться колонус. Однако значение стало другим. Теперь это уже был человек с острым юмором, а не деревня.

Так как шуточки этих весельчаков были достаточно саркастические и высмеивали в людях плохие черты, а афинское правительство было очень демократично, оно нашло в шутках положительное влияние на моральный уровень людей. Вскоре оно решило популяризировать это начинание и стало приглашать шутников на выступления в театр. Тогда еще никто не мог подумать о том, что бы пригласить клоуна на дом .

Бомолохи привнесли в театр эстетику , карнавальный язык и выразительность средств. Комические приёмы их выступлений стали основой клоунады. Они использовали различный реквизит, ловкость рук, жонгляж, иллюзии, вместе со стилем народного спектакля. Но они противились общепринятым нормам, вели себя свободно, не ограничиваясь традиционными условностями, и вскоре это к появлению совсем другого героя - циркового персонажа. Он продолжил своё развитие параллельно с театральным. В то время представления назывались «мимейнами», что переводилось как подражание.

Артисты «флиаки» были очень акробатичны и динамичны, показывали различные комические падения. Ещё существовали «буффоно». Это были карикатурные типажи, которые носили гротесковую маску из грима на лице, пользовались несимметричными формами, широко раскрывали рты, брили голову наголо. Их одежды были яркими с разноцветными пятнами, различные шляпы-треуголки стали характерными признаками комедии масок в Италии. Сейчас их используют и современные комики.

«Гистрионы» стали предтечей циркового искусства. Они жонглировали подожженными палками, дышали огнём, придумывали иллюзионные механизмы для фокусов, тренировали голубей. Вскоре они разделились на жанры (трубадуры, акробаты, эквилибристы). В XIV веке они поделились на два больших класса: «аристократический» , в который входили танцоры и музыканты, и низший. Последний включал в себя акробатов, канатоходцев, иллюзионистов, клоунов. Все эти жанры и стали вскоре цирковым искусством.

В середине XVI года впервые появился «клоун» (мужик). Сценическим образом это название стало через двадцать лет. В своей одной и той же маске, он выглядел неуклюжим, смешным, наивным. Каждый его выход на сцену был не связан с сюжетом пьесы, режиссёры нарочно оставляли пробелы для остроумных шуток и трюков клоуна. Первые же цирки появились в Англии и Франции, как раз в это время.

Седьмое июля 1782 года ознаменовалось появлением первого стационарного цирка во Франции (пригороды Парижа). Он назывался « Английский амфитеатр предместья Тампль». Его строительством занимались англичане, хозяином цирка был Филип Астлей. Известно так же и имя первого комика. Его звали Билли Саундерс, он показывал представления с дрессированными собаками.