Новейшие танки россии. Танки, стоящие на вооружении армии россии

Создание танков Т-64 и в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четвертого члена экипажа (заряжающего) за счет установки МЗ (A3) на танке с классической компоновкой на зарубежных танках была реализована лишь в конце 80-х годов (на французском танке третьего поколения «Леклерк»). Со времени принятия на вооружение (1973) по настоящее время танк неоднократно модернизировался и совершенствовался по всем основным направлениям (огневая мощь, защищенность, подвижность).

Совершенствования имели целью обеспечить Т-72 возможность противостоять танкам зарубежных стран, более поздней, чем Т-72 разработки, а также противотанковым средствам (ПТС). Так, например, совершенствование защиты танка производилось в пять этапов и в сравнении с оригинальной у танка возросла в три раза. К постоянно совершенствуемой комбинированной многослойной броне добавилась сначала навесная, а потом и встроенная динамическая защита и комплекс оптико-электронного подавления полуавтоматических (Hot, Milan, Dragon, TOW) и лазерных (Maveric, Hellfire, Copperhead) головок самонаведения за счёт создания активных помех их работе. Применение нетрадиционных способов защиты обеспечило незначительный прирост массы танка , что в комплексе с увелечинием мощности двигателя с 740 до 840 л.с. позволило сохранить приемлимый уровень подвижности. За время своего существования танки семейства Т-72 закупались для армий многих стран, а также стали лицензионно производиться за рубежом (например, в Югославии). Танк зарекомендовал себя с положительной стороны при эксплуатации в различных климатических условиях - от сурового Заполярья до азиатских пустынь и субтропиков. О машине положительно отзываются подавляющее большинство отечественных танкистов, послуживших и на других отечественных танках (семейства Т-64 и Т-80), а также иностранные специалисты и танкисты, которым довелось воевать на этих машинах. А что касается нареканий в адрес танков семейства Т-72, которые появлялись с подачи СМИ в ходе американо-иракского конфликта и во время военных конфликтов в Закавказье, то анализ причин, вызывающих такие нарекания, вскрывает в основном недостатки системы эксплуатации танков в войсках.


Действительно, анализ характера боевых повреждений танков вскрывает недостаточный уровень обеспечения их боевого применения, а в некоторых случаях и неверную тактику применения танков (например, большинство поражений танков во время городских боев происходило в результате попаданий ПТС при стрельбе сверху в недостаточно защищенную верхнюю полусферу танка), а анализируя претензии к танкам, поступающие из войск, можно сделать вывод, что подавляющее число отказов и неисправностей происходит по причине недостаточного знания материальной части и слабого уровня технического обслуживания. Без сомнения можно сказать, что танки семейства Т-72 обладают солидным уровнем живучести. Так, во время демонстрационного обстрела танка Т-90 другим танком с расстояния в 200 метров (что соответствует боевой обстановке) было произведено 6 выстрелов, после чего танк прибыл своим ходом на показную площадку, напоминая снаружи искорёженную груду металлолома. В немалой степени причины такой живучести и надежности кроются в кропотливом учете в КБ «Уралвагонзавода», Генеральным конструктором которого длительное время был талантливый инженер и руководитель В. Поткин, опыта отечественного и зарубежного танкостроения, правильно поставленной в КБ системе контроля и сбора информации за эксплуатацией танков в войсках, а также проводимым испытаниям, особенно на стадии приема танка на вооружение армии. на выставке «Russia expo arms-2002» демонстрировались три машины: одна стреляла, другая «летала» — преодолевала специальную трассу с препятствиями, третья показывала подводный ход на вододроме. Представляет собой усовершенстованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году.


Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. Основными отличиями от Т-72Б являются введение комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора», комплекса управления огнем 1А45, заимствованного у танка Т-80У, аппаратуры дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда со специальным взрывателем в заданной точке траектории полета, зенитно-пулеметной установки с дистанционным управлением (по типу установленной на Т-64А), бортовых экранов со встроенной динамической защитой. Комплекс ТШУ-1 обеспечивает дополнительную защиту танка путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места. В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Устройство встроенного контроля выверки смонтировано в головке прицела 1Г46 наводчика. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях. Баллистический вычислитель электронный, цифровой, в нем впервые применен емкостной датчик ветра. В боекомплект пушки введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Встроенная динамическая защита включает восемь секций на верхнем лобовом листе корпуса, семь блоков и один контейнер на лобовой части башни и двадцать контейнеров на крыше башни. Вдоль бортов корпуса устанавливается по три съемных экрана со встроенной динамической защитой. На танке установлен двигатель В-84МС, отличающийся конструкцией выпускных коллекторов. В трансмиссию и ходовую часть существенных изменений не вносилось.


В начале 1980-х годов основной танк Советской Армии Т-72 стал постепенно отставать от отечественных и зарубежных аналогов, в частности - омского Т-80У и харьковского Т-80УД. Чтобы сохранить Т-72 на уровне современных требований, было необходимо в первую очередь оснастить его более совершенной СУО. Для сокращения времени, снижения стоимости работ и обеспечения унификации вооружения в КБ «Уралвагонзавода» было решено установить на модернизированной машине («Объект 188») СУО 1А45 «Иртыш».


Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа, руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82 годах, корреспондент журнала «Шпигель» спросил: «Хотел бы бывший водитель танка Глас иметь немецкий «Леопард 2″, который так жаждут получить в Саудовской Аравии?», министр ответил: «…. Не стремлюсь иметь его любой ценой. Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард»2. Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире». Т-80 — первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой — начал разрабатываться в ленинградском СКБ-2 Кировского завода в 1968 году


Как и другие российские танки 1960-70-х гг. — Т-64 и Т-72, Т-80 имеет классическую компоновку и экипаж из трех человек. Вместо одного смотрового прибора у механика-водителя установлено три, что позволило значительно улучшить обзор. Конструкторы предусмотрели и обогрев рабочего места механика-водителя воздухом, отбираемым от компрессора ГТД. Корпус машины — сварной, его лобовая деталь имеет угол наклона 68°, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони с большим дифференцированием толщин и углов наклона. Имеется комплекс защиты от оружия массового поражения (подбой, надбой, система герметизации и очистки воздуха). Компоновка боевого отделения Т-80 в целом аналогична компоновке, принятой на Т-64Б. Мотоблок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64.


В настоящее время Т-80 является одним из наиболее массовых основных танков четвертого поколения, уступая лишь Т-72 и американскому М1 «Абрамс». По состоянию на начало 1996 г. российская армия располагала приблизительно 5000 T-80, 9000 Т-72 и 4000 Т-64. Для сравнения, в составе американских вооруженных сил насчитывается 79 IS танков Mi. Ml А и М1А2, в Бундесвере — 1700 «Леопардов», а французская армия планирует закупить, в общей сложности, лишь 650 танков «Леклерк». Кроме России, машинами Т-80 располагает, также, Белоруссия, Украина, Казахстан, Сирия. В печати сообщалось о заинтересованности в приобретении «восьмидесяток» Индии, Китая и других стран. Совершенствование машины продолжается.


Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.


Танк сохранил классическую компоновку «семьдесятдвойки». Основное вооружение, а также рабочие места командира и наводчика расположены во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, механик-водитель - в отделении управления в передней части танка. По габаритам и массе Т-90С практически не отличается от танков типа Т-72 и Т-80.
Корпус танка - сварной. Днище выполнено штампованным. Верхняя лобовая панель имеет многослойную конструкцию со встроенной динамической защитой.
Танк получил комплекс динамической защиты третьего поколения, обеспечивающий стойкость при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами М829А2 и DM43A1, входящими в боекомплект танков М1 «Абрамс» и «Леопард-2». Помимо увеличенной стойкости при обстреле моноблочными кумулятивными боевыми частями комплект обладает противотандемными свойствами, защищая Т-90С от новейших ПТУР типа TOW-2A и HOT-2. Обеспечивается и защита танка от кумулятивных боеприпасов, атакующих танк сверху (например, авиационных и артиллерийских противотанковых суббоеприпасов). Элементы динамической защиты установлены также на бортовых резинотканевых экранах (по три, а в дальнейшем - по четыре блока с каждого борта).


Башня танка Т-90С, конструкционно являющаяся развитием башни Т-72Б, выполнена литой. Ее лобовая часть имеет комбинированную броневую защиту. В кормовой части расположен небольшой круглый люк для выброса поддонов. В передней части башни смонтировано семь блоков и один контейнер ДЗ. Еще 20 блоков ДЗ размещены на крыше башни.
Место механика-водителя имеет усиленную (по сравнению с Т-72Б) защиту. Оно прикрыто надбоем из водородсодержащего полимера с добавлением бора, лития и свинца.
Т-90С оснащен 125-миллиметровым гладкоствольным орудием - пусковой установкой 2А46М-2 (51 калибр). Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 400 м, осколочно-фугасными снарядами - до 1000 м. Максимальная дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 2120 м.
Карусельный автомат заряжения пушки (аналогичный используемому на Т-72Б) обеспечивает практическую скорострельность 8 выстр./мин (при ручном заряжении - 2 выстр./мин). Суммарный боекомплект машины составляет 43 выстрела. Он включает бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном 3БМ42 (начальная скорость 1715 м/с, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М (начальная скорость 905 м/с), осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем (начальная скорость 850 м/с, использующиеся совместно с системой дистанционного подрыва «Айнет», значительно повышающей эффективность борьбы с незащищенными целями, в первую очередь - легкими противотанковыми средствами противника), а также ПТУР 9М119.


ПТУР, имеющая систему наведения по лазерному лучу и обладающая трансзвуковой скоростью (340 м/с), обеспечивает поражение неподвижных и подвижных целей (в том числе и низколетящих вертолетов) на дальности 100..5000 м при скорости движения танка до 30 км/ч (в отличии от Т-72Б, который может вести стрельбу ракетами лишь с места или с коротких остановок).
По сравнению с вооружением танков типа Т-72 на Т-90С обеспечена возможность быстрой смены ствола без демонтажа всей пушки. Симметричное расположение тормозов отката орудия позволило несколько увеличить точность стрельбы.
Пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Следует добавить, что научиться хорошо стрелять из этого танка гораздо проще, на наш взгляд, чем его хорошо водить. В принципе те несложные операции, которые выполняет наводчик, можно освоить за несколько тренировок, а практически все, что относят к искусству наводчика, взяла на себя установленная на танке система управления огнем (СУО), которая автоматически учитывает все необходимые данные для стрельбы, в том числе поправки, вызываемые отклонениями условий стрельбы от нормальных (таких, как направление и скорость ветра, барометрическое давление и температуру воздуха, температуру заряда, износ канала ствола пушки, боковой крен танка и др.) Вся задача наводчика сводится к тому, чтобы с помощью пульта наведения (в шутку называемого солдатами «джойстиком») вывести точку прицеливания на цель, да нажать кнопку электроспуска для производства выстрела. доработанный под автомат заряжения, сохранившийся от танка Т-72Б, комплекс, от танка Т-80У Комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» включает СУО 1А42 и систему управления ракетным вооружением 9К119 «Рефлекс».


СУО обеспечивает автоматический ввод поправок в параметры стрельбы. При этом учитываются скорость танка, дальность до цели и ее угловая скорость, температура воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра (для чего используется емкостный датчик ДВЕ-БС), температура заряда, угол наклона цапф орудия, а также степень износа канала ствола. СУО включает дневной прицел-дальномер 1Г46, поле зрения которого стабилизировано в двух плоскостях, цифровой баллистический вычислитель 1В528-1, а также двухплоскостной стабилизатор орудия 2Э4204 «Жасмин».
В башне танка установлен ночной активно-пассивный прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» (вместо которого может монтироваться тепловизионный прицел Т01-ПО2Т «Агава-2»), а также прицельно-наблюдательный комплекс командира танка ПНК-4С с прицелом круглосуточного действия «Агат-С». Замена активно-пассивного прицела на тепловизор позволяет увеличить дальность обнаружения целей на поле боя с 1500 м до 2500 м (что приближается к лучшим зарубежным стандартам). Однако высокая стоимость отечественного тепловизионного оборудования и недостаточная мощность производственной базы не позволяют укомплектовать прицелами Т01-ПО2Т все танки.
Вспомогательное вооружение Т-90С, предназначенное для борьбы с открытыми и легкобронированными целями, включает пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (12,7 мм, боекомплект - 300 патронов), размещенный в закрытой установке, позволяющей командиру вести огонь, наводя оружие посредством приводов дистанционного управления, не открывая люка танка. Пулемет обеспечивает поражение воздушных и наземных целей (в последнем случае он может работать в стабилизированном режиме). Имеется традиционный для отечественных танков спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект - 2000 патронов). Внутри танка в специальной укладке размещены автомат АКМС-74, сигнальный пистолет и десять ручных гранат типа Ф-1.
Танк имеет развитый комплекс обеспечения боевой живучести, включающий броню, систему встроенной ДЗ, быстродействующую систему автоматического пожаротушения 3ЭЦ13 «Иней», новейший комплекс ПАЗ и другое оборудование.


Боевая живучесть машины значительно возрастает и за счет оснащения ее комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора», который защищает машину от противотанковых ракет с командными полуавтоматическими системами наведения (TOW, HOT, «Милан», «Дракон») или ПТУР с лазерным полуактивным самонаведением AGM-65 «Мейврик», «Хеллфайр» и т.п.).
В состав комплекса вошла станция СОЭП ОТШУ-1 и система постановки аэрозольной завесы (СПЗ). СОЭП является источником модулированного ИК-излучения с параметрами, близкими к параметрам тепловых трассеров ПТРК типа TOW, HOT, «Милан», «Дракон» и т.п. Воздействуя на ИК-приемник полуавтоматической системы наведения ПТРК, она срывает наведение ракет. СОЭП обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в секторе ±20°. От оси канала ствола по горизонту и на 4,5° - по вертикали. Кроме того, ОТШУ-1, два модуля которой размещены в передней части башни танка, обеспечивает ИК подсветку в темное время суток, ведение прицельной стрельбы при помощи приборов ночного видения, а также может использоваться для ослепления любых (в том числе и малогабаритных) объектов.
СПЗ, предназначенная для срыва атаки таких ракет, как «Мейврик», «Хеллфайр» и артиллерийского корректируемого 155-мм снаряда «Копперхед», реагирует на лазерное излучение в пределах 360° по азимуту и -5/+25 - в вертикальной плоскости. В ее состав входят два оптических блока приема лазерного излучения точного целеуказания ТШУ-1-11, два сдвоенных оптических блока грубого целеуказания ТШУ-1-1 и аэрозольные гранаты 3Д17, выстреливаемые из стандартных 81-мм пусковых установок системы дистанционной постановки дымовой завесы «Туча» (12 мортирок укреплены по бортам корпуса с углом наклона 12° к горизонту).


Топливо размещается в баках общей емкостью 1600 л (в том числе в корпусе, защищенном броней - 705 л). Кроме того, на кронштейнах в кормовой части корпуса машины могут размещаться две сбрасываемые бочки с топливом емкостью по 200 или 275 л.
Танк заправляли «под завязку», включая две бочки на корме машины, которые включены в систему питания двигателя топливом (всего 1700 л).
На Т-90С практически без изменений сохранилась механическая планетарная трансмиссия, применяемая на Т-72Б, а также ходовая часть этого танка. Опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава, на 10 мм шире, чем на Т-72Б, что несколько улучшило баланс нагрузок на ходовой части машины. Могут использоваться гусеницы как с резино-металлическим, так и с открытым шарниром.
Танк может комплектоваться колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7. Чтобы исключить поражение механика-водителя при подрыве на мине (под днищем или гусеницами), его сиденье выполнено подвешенным к крыше корпуса, а в днище танка сформированы специальные выштамповки, повышающие жесткость конструкции.
Т-90С оснащен встроенным оборудованием самоокапывания, а также ОПВТ (обеспечивается преодоление водоемов глубиной до 5 м и шириной до 1000 м).
Связное оборудование включает УКВ-радиостанцию Р-163-50У и УКВ-приемник Р-163У. На командирском танке Т-90СК монтируется дополнительная радиостанция Р-163-50К, навигационная аппаратура ТНА-4-3, а также автономный агрегат питания АБ-1-П28. Оборудование, установленное на командирском танке, обеспечивает поддержание одновременной связи по трем каналам (дальность связи в движении - 50-250 км, на стоянке - 250 км), а также непрерывную автоматическую выработку и индикацию координат.


Государственные испытания «Объекта 188» были начаты в 1989 году и продолжались около полутора лет. В них в числе прочих принимал участие опытный испытатель, механик-водитель А. Шопов. Два образца прошли все этапы испытаний. В Сибири, в разгар лютой зимы, «Объект 188» уверенно преодолевал протяженные снежные участки с глубиной снега от 1,1 до 1,3 м. В пустыне Средней Азии за день танки преодолевали от 350 до 480 км. На борту транспортных самолетов Ил-76МД и Ан-124 «Руслан» танки дважды поднимались в воздух на высоту 8000 м.
«Чего стоит восьмичасовой безостановочный пробеге включенной системой управления огнем? Обязательно выбирается сложный маршрут с бесконечными ямами и ухабами, на которых стабилизированное орудие танка от перегрузок то и дело становится на гидростопор, слышен нагруженный визг гидравлики стабилизатора пушки, масса которой достигает несколько тонн. Кроме этого, наводчик обязан каждые 2-3 мин производить горизонтальный разворот башни танка в режиме «перебросочной скорости» на 360°».
Сложными были испытания под водой. Танк заходил в водоем на глубину 5 м, выключался двигатель и в течение 1 ч экипаж через воздухопитающую трубу слушал в полной тишине, что происходило наверху за толщей воды. Такое длительное время пребывания под водой было необходимо для проверки качества герметизации элементов комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1», которые находятся на броне танка. На случай аварийного покидания танка экипаж был оснащен изолирующими противогазами ИП-5.


Как обычно, в завершении всей программы испытаний, были проведены испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения. После этого этапа один из образцов танка дальнейшему использованию не подлежал, а второй, пройдя за время испытаний без сколько-нибудь серьезных поломок и отказов 14000 км и сменив за это время два ствола к танковой пушке, был отправлен на место своего рождения - город Нижний Тагил, где на него были установлены новые узлы и агрегаты для дальнейших исследований и испытаний.
Первоначально предполагалось, что после принятия на вооружение новая машина получит обозначение Т-72БУ, однако уже весной 1991 года, еще до распада Советского Союза, танк получил индекс Т-90. После смерти Генерального конструктора В.И. Поткина танк Т-90 получил имя «Владимир».
Серийное производство Т-90 было развернуто на «Уралвагонзаводе» осенью 1992 года. Однако постоянно сокращающийся оборонный заказ не позволил переоснастить российскую армию новой бронетанковой техникой в ощутимых масштабах. По сообщению средств массовой информации, к 2000 году промышленность поставила сухопутным войскам, в общей сложности менее 200 Т-90. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также подразделение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (дислоцированной в Бурятии).


В то же время ориентация российского оборонного комплекса на экспорт отразилась и на судьбе Т-90. Машина, сочетающая наиболее современные технологии танкостроения с проверенными временем и боями конструкционными решениями Т-72, не могла не быть востребованной мировым рынком вооружения. Этому способствовало и некоторое замедление прогресса в области развития бронетанковой техники, наметившееся в 1990-е годы: появление танков нового поколения, ожидавшееся в развитых странах на рубеже XXI века, так и не состоялось. Такие государства, как США, Великобритания и Франция, ограничились производством и экспортом модернизированных боевых машин, созданных еще в 1980-х годах. А на фоне М1А2 или «Леклерка» Т-90 выглядит вполне современным танком, ни в чем не уступающим западным аналогам.
Первой заинтересовалась новым российским танком Индия. С 1980-х годов в этой стране были развернуты работы по созданию собственного основного боевого танка нового поколения - «Арджун». Однако по ряду технических причин в 1998 году производство первой серийной партии этих машин (120 танков) было приостановлено. В то же время вопрос совершенствования бронетанкового парка индийской армии приобрел еще большую актуальность после того, как во второй половине 1990-х годов главный геополитический противник Индии - Пакистан - начал закупки на Украине 300 танков Т-84.
Индия, располагающая 1700 танками Т-72 и Т-72М1 (ими оснащено в общей сложности 37 бронетанковых полков), остановила свой выбор на Т-90 - глубокой модернизации «семьдесятдвойки». Для испытаний в Индию было направлено несколько танков, отличавшихся от машин, выпускающихся для Российской Армии новыми, более мощными дизелями В-92С2. Индийские танки получили оснащение гусеничными лентами, позволяющими устанавливать новые асфальтоходные башмаки, более современный тепловизионный комплекс управления огнем, а также комплекс радиоэлектронного подавления «Штора-1». Сегодня танк Т-90С рассматривается как перспективная боевая машина индийской армии.
Осенью 2000 года достигнуто соглашение о продаже Индии лицензии на серийное производство 300 этих машин. Предполагается, что Т-90С заменят около 300 устаревших танков Т-55 советского производства, а также сохранившиеся на вооружении танки «Виджаянта», разработанные и строившиеся в Индии (выпущено 1200 этих машин, большинство из которых в настоящее время находится на консервации).
Т-90С - результат тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии использования танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта эксплуатации танков Т-72 в различных странах мира.
Реализация в Т-90С ряда конструкционных разработок и мероприятий с применением перспективных технологий придала танку новые боевые и эксплуатационные качества. По сравнению с предшественником - Т-72С - боевые и эксплуатационные характеристики новой машины возросли в 1,5 раза.
Характерными особенностями машины являются предельно высокая техническая надежность всех узлов и агрегатов, а также всего танка в целом; высокая подвижность и маневренность; максимальная преемственность с танками семейства Т-72, что позволяет значительно упростить и удешевить подготовку экипажей.
Танк Т-90С имеет потенциал дальнейшего развития. В ближайшее время серийные машины должны получить новый дизель В-92С2. Можно предположить, что будет внедрен ряд усовершенствований в СУО (созданную еще в 1980-х годах), а также в комплекс связного оборудования. Неизбежным является и внедрение приемника спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, обеспечивающей высокую точность и надежность навигации.
В настоящее время в России ведутся работы по созданию нового оригинального дизельного двигателя с Х-образной схемой расположения цилиндров, обладающего мощностью 1400 л.с. В печати сообщалось и о работах по повышению мощности двигателя типа В-92 до 1200 л.с. Внедрение новых двигателей должно значительно повысить скоростные и разгонные характеристики танка, обеспечив превосходство Т-90 по этим важнейшим параметрам над лучшими зарубежными аналогами.


Предусматривается установка на танки комплекса ЭМЗ, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) мин с магнитометрическими взрывателями.
Ведутся работы по повышению эффективности вооружения танка. В частности, разрабатывается выстрел с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом, имеющим новую схему ведения. Удлиненный корпус снаряда, выполненный из вольфрамового сплава, и метательный заряд из высокоэнергетических порохов увеличивают бронепробиваемость по сравнению со снарядом 3БМ42 на 20%.
Новый выстрел 3ВБК25 с кумулятивным снарядом также обладает повышенной эффективностью действия. Он способен поражать танки противника, оснащенные сложной композиционной броней и усиленной ДЗ.
Введение в боекомплект танка осколочно-шрапнельных снарядов с электронным дистанционно-контактным взрывателем позволит повысить эффективность борьбы с малоразмерными танкоопасными целями, а также боевыми вертолетами. Такой снаряд обладает большей эффективностью по сравнению с осколочно-фугасным снарядом традиционного типа. К тому же при установке взрывателя на контактное срабатывание он обладает проникающим действием по различным типам преград.
Помимо совершенствования силовой установки, вооружения и повышения защищенности, важнейшим направлением совершенствования танка должно стать расширение возможностей его информационного комплекса. Во ВНИИ «Сигнал» как для новых, так и модернизируемых машин создан комплекс аппаратуры, обеспечивающий решение навигационных, информационных и командных задач. В состав комплекса входят система топопривязки и навигации четвертого поколения «Гамма» и аппаратура телекодовой передачи данных с высоконадежной системой связи.
На базе комплексной АСУ «Капустник», созданной для артиллерии, разработаны (и прошли испытания на танках типа Т-72) средства автоматизации управления танковым батальоном, командная часть которых размещается на командирском танке. Автоматизированная СУО и маневром танкового подразделения, по оценкам специалистов, позволит повысить суммарную боевую эффективность танков в 2-4 раза.


Т-90С разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.
В этом заслуга уже третьего поколения конструкторов «Уралвагонзавода» - учеников В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина - Ю.Н. Нейгебауэра, Н.А. Молоднякова, Ю.В. Тэна, Г.С. Горсевана, А.Д. Будилова, В.И. Гриба, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова и многих других.
Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой комплекса управляемого вооружения для обеспечения уверенного превосходства над всеми существующими зарубежными танками по дальности поражения целей. Сильно бронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает с ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4-5 км и все они попали в цель. На показе танка Т-90 одной из иностранных делегаций довольно опытный наводчик, выполняя упражнение стрельб, сначала с места поразил цель управляемой ракетой на расстоянии 4 км, а затем за 54 с движения со скоростью 25 км/ч поразил 7 реальных бронированных целей, расположенных на дальностях 1500-2500 м, а возвращаясь в исходное положение, передал управление огнем командиру танка, который в дублированном режиме стрельбой «с кормы» танка расстрелял еще 4 цели.
Для танков Т-90С характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Российский ракетно-пушечный танк Т-90С, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90С выпускаются инженерные машины разграждения ИМР-3 и ИМР-3М, бронированная машина разминирования БМР-3М.


Почему неудачи преследуют российских ракетчиков? На орбиту из рогатки На исходе прошлого года провалом завершилось испытание нашей новой стратегической морской ракеты «Булава&r...

Более ста лет назад танки впервые появились на поле боя. И весь двадцатый век эти боевые машины определяли исход основных военных конфликтов. Сильнейшим считался тот, у кого танки имели лучшую броневую защиту, более мощное орудие и у кого их было больше. Несмотря на большое количество противотанковых средств, существующих в наши дни, танки все еще остаются основной ударной силой сухопутных войск . Большинство военных экспертов считает, что подобная ситуация сохранится и в ближайшее десятилетие.

Одной из самых обсуждаемых тем, связанных с военной техникой и оружием, является вопрос, какой самый лучший танк в мире. Государства ежегодно вкладывают десятки миллионов долларов на разработку новых боевых машин и модернизацию старых моделей. Наиболее «продвинутыми» танкостроительными странами являются США, Великобритания, Германия, Россия, Китай, Израиль и Украина. Они могут производить танки серийно, имеют серьезные танкостроительные школы с многолетними традициями. В последние десятилетия к этому «клубу избранных» стремятся присоединиться Индия, Пакистан, Турция, Польша, обе Кореи и Япония.

Вопрос о том, какой самый лучший танк, не слишком корректен: очень тяжело сравнивать между собой машины, ни разу не встречавшиеся между собой в реальном бою. Да и один поединок не сможет расставить все точки над i в этом вопросе. Исход схватки зависит не только от тактико-технических характеристик боевых машин, но и от выучки экипажа, конкретного театра боевых действий и от бесчисленного количества других факторов (от удачи, в конце концов). Не следует забывать, что танки не воюют в одиночку – это часть сложного армейского механизма, работающая в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией, авиацией . Так что простое сравнение ТТХ машин не дает возможности всерьез говорить о преимуществах того или иного танка.

Мы попытаемся провести сравнительный анализ наиболее известных и современных танков, и представить вам топ-10 сильнейших бронированных машин в мире. Некоторые из танков, стоящие на вооружении сильнейших армий мира , были разработаны несколько десятилетий назад (американский «Абрамс», израильская «Меркава», немецкий «Леопард»), после чего прошли несколько этапов модернизаций. В нашем рейтинге мы будем рассматривать только самые последние (наиболее совершенные) модификации машин. Основными критериями для присуждения того или иного места будут служить три показателя: защищенность боевой машины, ее огневая мощь и подвижность танка. Итак, наш топ: 10 лучших танков современности.

10. «Арджун» Mk.I (Индия)

Открывает наш топ-10 индийская боевая машина, которая была принята на вооружение в 2011 году. Этот танк можно назвать первой самостоятельной разработкой индийских танкостроителей, хотя чтобы создать его индийским технологам и инженерам понадобилось более тридцати пяти лет. «Арджун» имеет массу 58,5 т, его экипаж состоит из четырех человек, на танке установлена 120-мм нарезная пушка, из которой можно производить пуски управляемых ракет. Скорострельность орудия составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Танк оснащен двигателем с мощностью 1400 л. с. (удельная мощность – 23,9), который позволяет машине развивать на шоссе скорость 75 км/ч.

«Арджун» Mk.I попал в наш топ, однако он находится на самой нижней его строке. Разработка этой боевой машины началась более 35 лет назад. Возможно, технические решения, использованные в его конструкции, когда-то и были современными, но теперь они несколько устарели.

9. Тип 99А2 (Китай)

Тип 99А2 – это последняя модификация китайской боевой машины, но назвать этот танк полностью самостоятельной разработкой можно с большой натяжкой. Машина создана на базе советского танка Т-72 , хотя и имеет от него большое количество отличий. Эту боевую машину приняли на вооружение в 2011 году, она имеет массу 58 т, экипаж состоит из трех человек, танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой со скорострельностью 7 выстрелов в минуту. 1500-сильный двигатель (удельная мощность 25,9) позволяет этой боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч.
В отличие от Т-72, Тип 99А2 получил новую сварную башню и более совершенную защиту, которая состоит и из более «продвинутой» брони, и из динамической защиты последнего поколения. Кроме того, Тип 99А2 имеет лазерный комплекс, способный буквально ослеплять противника.

8. AMX-56 Leclerk

На восьмом месте топ-10 французский танк, принятый на вооружение в 1992 году. На момент своего создания эта боевая машина считалась самой современной и высокотехнологичной, однако с того момента прошло уже более двадцати лет. AMX-56 Leclerk снят с серийного производства. Еще можно добавить, что этот французский танк является одним из самых дорогих в мире (около 6 млн евро).

Последние серии этой боевой машины имели массу 57,4 т, танк вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, его двигатель имеет мощность 1500 л. с. Leclerk имеет автомат заряжания, что не является типичным для западной школы танкостроения. Этот элемент позволил сократить экипаж до трех человек и усилить бронирование без увеличения массы машины. Конструкция автомата заряжания отличается от аналогов, используемых в советских (российских и украинских) танках. Он находится в кормовой изолированной части башни, которая снабжена вышибными панелями. Такое инженерное решение можно смело отнести к одному из основных достоинств танка.

7. «Челленджер 2» (Великобритания)

Производство этого танка началось в 1994 году, он относится ко второму поколению британских «Челленжеров». Боевая масса машины составляет 62,5 тонны, она вооружена нарезной 120-мм пушкой, экипаж танка составляет четыре человека.

Эксперты считают главным преимуществом Challenger 2 его броневую защиту, которая обеспечивает высокую безопасность для экипажа. Также на машине установлена динамическая защита. Двигатель (мощность 1200 л. с.) обеспечивает максимальную скорость 56 км/ч.

«Челленджер 2» имеет реальный боевой опыт, он довольно успешно применялся англичанами на Балканах и во время второй иракской кампании. Правда, в этих конфликтах этому танку противостояли устаревшие модели советских боевых машин. В 2008 году с учетом полученного реального боевого опыта была проведена глубокая модернизация танка: машины получили новую пушку, двигатель и трансмиссию. Также была заменена система управления огнем.

6. K2 «Черная пантера»

Это южнокорейский танк, который был принят на вооружение в 2018 году. Он считается первым танком, который самостоятельно разработали южнокорейские инженеры. Машина получилась весьма продвинутой, но очень дорогой: стоимость одной «Черной пантеры» оценивается в 8,5 млн долларов.

Масса танка составляет 55 тонн, экипаж состоит из трех человек. К2 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, разработанной на основе немецкого танкового орудия Rh-120, - одного из лучших в мире на сегодняшний день. Но это еще не все: танк оснащен автоматом заряжания, по конструкции сходным с тем, что стоит на французском «Леклере». Автомат заряжания позволяет танку вести огонь со скоростью 15 выстрелов в минуту. Кроме того, ОБТ К2 оснащен комплексом активной защиты, способной сбивать вражеские снаряды и управляемые ракеты.

Весьма совершенной является и электронная начинка К2: все электронные системы танка собраны в одну сеть (ТИУС), а боевая информационно-управляющая система позволяет управлять тактическим танковым соединением в автоматизированном режиме, обмениваться информацией в режиме реального времени между танками и другими видами боевой техники, а также пунктами управления.

5. БМ «Оплот»

4. Т-90АМ (Россия)

3. «Абрамс» M1A2 SEP

1. Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата» . Данная боевая машина возглавила наш топ-10, можно сказать, авансом. Машина до сих пор является экспериментальной, то есть она пока не стоит на вооружении российской армии. Информация о ней неполна и довольно противоречива. Впервые широкой общественности он был продемонстрирован в 2018 году.
Создатели позиционируют его, как танк нового поколения. Масса танка составляет 55 тонн, экипаж три человека, на нем будет установлена 125-мм пушка.

Эта боевая машина имеет несколько отличий в своей компоновке: башня танка необитаема, а экипаж находится в его передней части, в специальной бронированной капсуле. На танке будет установлен радар с фазированной решеткой (как на последних истребителях) и большое количество видеокамер, которые обеспечат круговой обзор экипажу.

Из защиты «Арматы» следует упомянуть КАЗ «Афганит», который, по словам разработчиков, сможет сбивать даже современные БОПСы. К нему еще стоит добавить новейший комплекс динамической защиты «Малахит» и систему противоминной защиты.

Среди минусов машины эксперты уже называют автомат заряжания с частью боекомплекта, который находится в боевом отделении. Это типично советская компоновка, которая приводит к детонации боекомплекта при попадании в боевое отделение кумулятивного или подкалиберного снаряда.

Разработчики называют «Армату» первым в мире танком для «сетецентрической войны ». Проблема в том, что на сегодняшний день в российской армии этот танк является единственным элементом для ведения подобных боевых действий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Маневренные, мощные и эффективные танки - надежная основа Вооруженных сил любой страны. Постоянная гонка вооружений, негласно ведущаяся между передовыми странами мира, обязывает конструкторов создавать усовершенствованные модели боевых машин. Лучшие танки современности - это машины, каждая из которых обладает уникальными функциями и возможностями.

Challenger 2, Великобритания

Challenger 2 в отличие от остальных современных боевых машин укомплектован нарезным орудием диаметром 120 мм. Внутренняя нарезка позволяет эффективно поражать объекты на расстоянии свыше 5 километров. Challenger 2 - рекордсмен по дальности ведения танковых боев.

Этот танк является самым защищенным в мире. Особое бронирование, в основе которого - засекреченная броня Dorchester, состоящая из сплава стали, кевлара, керамики. Подобное соединение снижает мощность ударов от попадающих снарядов. Он способен эффективно противостоять оружию прямого наведения. Однако надежная броня значительно утяжелила. Challenger. В сочетании с двигателем относительно небольшой мощности это сделало танк медленным и неповоротливым.

Встроенная информационная система ведения боя и компьютерное управление огнем помогают в сложных условиях.

Эти танки отлично проявили себя в Иракской войне (2003 год). В битве за Басру бронетанковая бригада участвовала в наступлении на город. Позднее боевые машины вступили в бой с иракскими танками. Это было крупнейшее танковое сражение со времен Второй мировой войны - англичане смогли уничтожить 15 вражеских машин, не лишившись при это ни одного своего танка.

За все время существования Challenger 2 его броня была поражена лишь однажды - в результате ошибочного попаданию по нему точно такого же танка.

Т-90 («Владимир»), Россия


Основной боевой танк России. В начале XXI века он был самым продаваемым, имея лучшие показатели по соотношению цены и качества.

Уникальная черта российской боевой машины - система управления огнем «Калина», по многим показателям превосходящая аналоги. Она позволяет с первого выстрела поражать объекты противника, находящиеся в движении даже при неблагоприятных погодных условиях.

Автомат на 22 снаряда способен делать в минуту до 9 выстрелов. При этом он может стрелять противотанковыми управляемыми ракетами.

Особая конструкция позволяет Т-90 преодолевать водные преграды до 5 метров глубиной. По результатам множества испытаний, включающих в себя такие показатели, как точность стрельбы, маневренность, устойчивость к износу, этот танк занимает лидирующие позиции, оставив позади знаменитые танки других держав.

Существуют предположения, что в 1995 году несколько боевых единиц Т-90 принимали участие в Чеченской войне, однако документально это не подтверждено. Российские танки участвовали в боевых действиях на Украине, выступая на стороне ополченцев, были использованы в ликвидации Иловайского котла, в штурме силовиков под Луганском. Т-90 в составе сирийской армии принимали участие в недавних военных операциях в Сирии.

Type 10, Япония

Новейшая боевая машина Японии. Ее уникальность заключается в оснащении инновационными механизмами электронных и компьютерных боевых систем - автоматической системой зарядки и панорамным обзором.

Автоматическая бесступенчатая трансмиссия позволяет развивать максимальную скорость при движении в обе стороны. Type 10 имеет гидропневматическую подвеску, позволяющую изменять клиренс и градус наклона корпуса. Это улучшает проходимость, увеличивает диапазон вертикального наведения пушки. Уменьшенный клиренс дает возможность опустить танк на днище, сделав его менее заметным.

Экипаж размещается в специальном отсеке, покрытым более прочной нанокристаллической сталью.

M1 Abrams, США

Один из немногих танков, имеющих систему защиты от оружия массового поражения. В случае ядерной или химической атаки система подает экипажу чистый воздух и блокирует попадание ядов и пыли в боевое отделение.

Abrams укомплектован приборами химической и радиационной разведки, оснащен инновационной системой управления огнем. Машина усилена урановой броней, имеет орудия новейшей разработки. За 35-летнюю историю существования этого танка не зафиксированы случаи полного уничтожения экипажа, что говорит о его отличной защищенности.

M1 Abrams оснащен передовыми тепловыми датчиками и системами навигационного наблюдения. Газотурбинный двигатель имеет отличную производительность, но прихотлив в обслуживании и требует много топлива.

Одно из основных преимуществ этой боевой машины - возможность дистанционного управления вооружением.

Первый опыт сражения Abrams получили в 1991 году во время военных действий в Персидском заливе. Благодаря техническому превосходству американские танки успешно уничтожали иракские машины.

Участвовали M1 Abrams и в семилетней войне в Ираке. В сражениях американцы понесли значительные потери - из 1200 боевых машин 800 получили повреждения разной степени тяжести.

Merkava, Израиль

Отличительная черта этого танка - переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, что обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Еще одна особенность боевой машины - задний отсек для транспортировки раненых или десанта. Это добавляет танку универсальность и способность вариативности действий в соответствии с боевой обстановкой.

Merkava первым использовал комплекс активной защиты, эффективно сбивающий ракеты и снаряды, приближающиеся к танку.

Он отлично защищен - модульная броня может быть оперативно заменена. Особое внимание уделено и маскировке - чтобы танк был не заметен на поле боя, конструкторы изменили оттенок выхлопных газов. Защитная система способна информировать об угрозах и обезвреживать ракеты.

Новая система наведения снарядов особенно эффективна против низко летающих вертолетов.

Leopard 2, Германия

Имеет передовую систему управления огнем, позволяющую эффективно поражать движущиеся цели, находясь при этом в непрерывном движении.
Накладная броня защищает от мин, фугасов, ракет, кассетных боеприпасов.

Leopard имеет специальную установку, которая обеспечивает функционирование всех электронных систем без включения основного двигателя. Танк укомплектован одной из лучших модификаций пушек и двумя пулеметами, которые благодаря лазерной дальномерной системе могут поражать цели на расстоянии до 5 километров.

Преимущества Leopard 2 дают система информационного взаимодействия, улучшенные дневные и тепловизионные прицелы, динамическая защита, система информирования об атаке. Прекрасные показатели в режиме ведения боя.

Отличной эффективностью и маневренностью также обладают еще несколько моделей боевых машин.

K2 Black Panther, Южная Корея:

имеет инновационные системы слежения, выполняет порядка 10 выстрелов в минуту. Защищен композитной и реактивной броней, имеет активную и пассивную защиту. Системы наведения автоматически определяют объект поражения и производят запуск снарядов.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Каждому из нас известна фраза римского историка Корнелия Непота (94-24 гг. до н. э.): «Хочешь мира - готовься к войне». В связи с тем что в последнее время набирает все большую активность (например, вмешательство в конфликт между США и Сирией, возврат Крыма и т. д.), у многих здравомыслящих людей возникает масса вопросов о боеспособности нашего государства. Ведь рано или поздно может и решить вопрос политическим путем вряд ли получится, тогда останется только силовое вмешательство. И это понимают многие, поэтому все чаще на различных форумах можно встретить вопросы подобного характера: «Сколько у России танков?», «Сколько подводных лодок?» и т. д. Подобный интерес отражает беспокойство людей за будущее страны: сможет ли она противостоять вооруженному нападению со стороны, скажем, Китая или сил НАТО. В данной статье мы ответим на вопрос о том, сколько у России танков, рассмотрим, что это за бронетехника, каковы ее характеристики и какой самый современный танк стоит на вооружении в нашей армии.

Что это за род войск?

Танковые войска России являются главной ударной силой Преимущественно они применяются совместно с мотострелковыми подразделениями на главных направлениях. Этот род войск предназначен для выполнения следующих основных задач:

1. В обороне - непосредственная поддержка мотострелков при отражении наступления противника, нанесении контратак и контрударов.

2. В наступлении - нанесение мощных, рассекающих фронт ударов на большую глубину, развитие успеха, разгром противника во встречных сражениях и боях.

Танковые войска России делятся на бригады и батальоны, они обладают большой огневой мощью, устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, высокой маневренностью и подвижностью. Они способны максимально использовать результаты ядерного или огневого поражения противника, в короткие сроки достигать конечной цели операции или боя.

Боевые возможности

Танковые дивизии России, их соединения и подразделения позволяют вести активные боевые действия как днем, так и ночью, в существенном отрыве от главных сил, проводить рейды по тылам противника, уничтожать вражескую технику и живую силу во встречных сражениях и боях, с ходу преодолевать зоны радиоактивного заражения, а также форсировать водные объекты. Кроме того, они способны быстро создавать весьма прочную оборону, а также успешно противостоять наступлениям значительно превосходящих сил противника.

Развитие боевых возможностей данного рода войск осуществляется за счет оснащения его более совершенными типами бронетехники, в которой оптимально сочетаются следующие важнейшие боевые качества: высокая огневая мощь, надежная защита и маневренность. В совершенствовании необходимых организационных форм немаловажную роль играют танковые подразделения общевойскового характера. Это в первую очередь отвечает содержанию тактики ведения современных боевых операций.

Российские танковые войска: возрождение после упадка?

Кризис, обрушившийся на российскую армию в 90-х годах прошлого века, разумеется, не обошел стороной и танковые войска. И беспокойство обывателей, задающихся вопросом "сколько у России танков", вполне обосновано. Ведь девяностые годы стали буквально черной страницей в истории нашей армии. Взять хотя бы стремительный вывод войск из Монголии и Восточной Европы, когда множество суперсовременной на тот момент техники было оставлено на сопредельных территориях, а та, которую удалось вернуть, была, по сути, брошена в грязь, с соответствующими для техники последствиями. В результате дорогостоящие машины были доведены до состояния металлолома. Кроме того, существенный урон понес и кадровый состав: огромное количество весьма перспективных офицеров с внушительным боевым опытом вынуждены были покинуть ряды вооруженных сил.

Первым «звоночком» для руководства страны стал конфликт в Чечне, когда наспех собранные части, часто на неисправной и разукомплектованной технике, стали нести серьезные потери. Однако эта трагедия не остановила дальнейшую деградацию танковых войск России. Качество подготовки личного состава оставляло желать лучшего, а приобретение техники нового поколения было полностью прекращено. Разработка новых образцов держалась на энтузиазме конструкторов и инженеров, а также отдельных военачальников. Оборонный комплекс, выпускающий бронетехнику, или становился банкротом, или переориентировался на экспорт.

Начало возрождения

Новый век боевые танки России встречали, воюя в Чечне. Печальный опыт первой кампании был учтен, теперь потери среди бронетехники были существенно меньше. В 2000 г. было впервые объявлено, что создается новый современный танк, известный как Т-95, или «Объект 195». Предполагалось, что он поступит в войска уже к 2005 г. Однако этого не случилось. Первые закупки произошли в 2004 г., но на вооружение поступили не долгожданные Т-95, а модернизированные Т-90А, да и то в количестве 15 единиц. В 2005 г. было приобретено еще 17 машин. Эти России были лучшими на тот момент серийными моделями, однако новый век требовал и новой техники, да и количество поставок явно не отвечало требованиям огромной страны. Только с 2006-го закупки стали осуществляться в приемлемых количествах, кроме того, активно проводилась модернизация «старой» техники. Однако лучший танк России (Т-95) так и оставался мечтой: его поставки все время откладывались.

Горе-реформаторы

В принятой МО программе перевооружения было детально расписано, сколько бронетехники необходимо модернизировать, сколько новых танков следует изготовить. Правда, так и не ясно было, какие модели нужно выпускать: Т-90А или Т-95? В результате на решение грузинского конфликта отправили прошедшие через две чеченские войны потрепанные Т-72Б, а также прозванные "музейными" Т-62. Танковые войска в этой операции показали себя с наилучшей стороны, вследствие чего южная группировка получила на вооружение основной танк России - Т-90А. Наверное, для того, чтобы остудить воинствующего Саакашвили.

После описанных выше событий в стране начинается очередная реформа армии. В результате танковые войска России были низведены до уровня батальонов и немногочисленных бригад. Горе-реформаторы отказались от приобретения Т-90А, были полностью прекращены разработки нового боевого модуля «Бурлак». И, что самое главное, перспективный самый современный танк России - Т-95, - так и не сойдя с конвейера, был отправлен в утиль. Однако руководство страны вовремя одумалось, был снят с должности министр обороны и назначен новый. Результатом таких перемен стал новый серьезный проект в танкостроении - разработка новой платформы «Армата» на базе Т-95 и «Объекта 640» («Черный Орел»). «Армата» будет универсальной платформой для бронетехники нового поколения: САУ, танков, машин пехоты и поддержки, а также ремонтно-эвакуационной техники. Эта установка не имеет аналогов в мире, здесь собраны все инновационные разработки российских КБ.

Все еще впереди

2013 г. стал этапным в жизни танковых войск России: как показали многочисленные внезапные проверки, многие реформы так и не сказались на качестве проводимой боевой подготовки. Поэтому принято волевое решение резко увеличить нормы выделяемых боеприпасов. Кроме того, многое сделано и для повышения престижа этого рода войск. Как только не ругали «Танковый биатлон», зато благодаря данным состязаниям граждане нашей страны впервые за долгие годы вспомнили, что у нас, оказывается, еще есть танковые войска. Была воссоздана Кантемировская дивизия. А в настоящее время идет активное перевооружение и модернизация боевых машин. Уже сегодня, пускай и опытные, но уже изготовлены первые образцы семейства «Армата».

Однако, к сожалению, пока еще рано говорить о результатах. Можно только отметить положительную динамику. Отвечая на вопрос читателей о том, какие танки на вооружении России имеются сегодня, остается только констатировать факт, что до сих пор основой наших ВС является парк старой техники Т-72Б и Т-80БВ. Предстоит еще многое сделать для того, чтобы наша армия стала по-настоящему современной.

Танки на вооружении России: Т-64

Данная модель была спроектирована еще в 1960 г., ее серийное производство началось с 1963-го, а на вооружение она была принята в 1967-м. В конструкции этой машины использовалась улучшенная версия традиционной компоновочной схемы башенной техники с задним расположением моторного отсека и раздельным размещением членов экипажа. На эти танки устанавливалась нарезная 100-миллиметровая пушка с боекомплектом из 50 снарядов. Примялись монолитная дифференцированная броня, двухтактный дизельный силовой агрегат, механическая трансмиссия. Лобовые элементы башни и кузова способны выдержать прямое попадание 100-миллиметрового бронебойного снаряда с дистанции в один километр. Как видите, данные танки на вооружении России находятся 47 лет, а это уже срок. В свое время Т-60 был отличным представителем танкового семейства и мог составить конкуренцию машинам, стоящим на вооружении блока НАТО, однако время идет, и технический парк требует модернизации, причем неотложной.

Боевой танк Т-72

Серийное производство Т-72А продолжалось с 1979 по 1985 годы на заводе в Нижнем Тагиле. Позже на его базе начали выпускать экспортный вариант - танк Т-72М, а затем и его дальнейшую модификацию - Т-72М1. После 1985 г. в серийное производство попал модернизированный Т-72Б и его экспортный вариант Т-72С. Последний танк и по сей день надежно несет службу в нашей армии. Кроме того, он массово экспортировался в страны Восточной Европы, Индию, Финляндию, Югославию, Сирию, Ирак, Кувейт и Алжир. Как видите, география распространения весьма обширна. Он показал прекрасные результаты в различных климатических условиях, и, несмотря на свой солидный век, продолжает нести службу в различных уголках нашей планеты. На него устанавливались дизельные силовые агрегаты, способные развивать скорость до 65 км/ч, и весьма надежные 125-миллиметровые пушки. Вес машины составил 41 тонну. На базе этого танка были разработаны БРЭМ-1, инженерная машина ИМР-2, мостоукладчик МТУ-72.

Боевой танк Т-80

Эту машину приняли на вооружение еще в 1976 году. Она стала первой в мире серийной моделью с основным силовым агрегатом на основе газотурбинного двигателя. Разработка системы началась еще в 1955 г. Окончательно ГТД был принят на вооружение в 1968-м. Это был силовой агрегат, мощность которого составляла 1000 л. с. В конструкции боевой машины использованы элементы, отработанные и испытанные на Т-64А: автомат заряжания, пушка, боеприпасы, отдельные узлы и механизмы системы управления броневой защитой и огнем. Новый агрегат привел к увеличению массы танка, а следовательно, и к изменению динамических характеристик. В результате конструкторам пришлось проектировать новую ходовую часть: гусеницы с беговыми дорожками, покрытыми резиной, гидроамортизаторы и торсионные валы с улучшенными характеристиками, опорные и поддерживающие катки, ведущие направляющие колес.

Боевой танк Т-90

Этот лучший танк России представляет собой усовершенствованный Т-72Б. Принят на вооружение в 1993 г. Появление машины было вызвано необходимостью модернизации (с учетом войны в Персидском заливе) существующих образцов техники, а также переориентацией производства на исключительно российские комплектующие, ведь после часть оборонного комплекса осталась за рубежом. Эти современные танки России отличаются очень низким профилем. Лобовая броня круглой плоской башни укреплена плиточной типа второго поколения. Рубка механика-водителя располагается в передней части кузова. Над ним размещаются люк и наблюдательная система с широкоугольной оптикой. Носовая часть оборудована специальным остроугольным овалом. На танке установлена 125-миллиметровая пушка, оснащенная термоизоляционным кожухом.

Сколько у России танков?

Теперь перестанем томить читателя и перейдем к основному вопросу данной статьи. Рассмотрим, каково же количество танков в России, и приведем топ-10 стран по этому параметру. Оказывается, наша страна является здесь абсолютным лидером: на балансе Министерства обороны значится ни много ни мало, аж 18 177 единиц упомянутой боевой техники. Из них основу составляют танки Т-72Б (7144 шт.), Т-80 (4744 шт.) и Т-64 (4000 шт.). Кроме того, на вооружении находятся Т-62 (689 машин) и Т-55 (1200 танков). Меньше всего в танковых войсках насчитывается бронетехники нового поколения - Т-90, их всего 400 единиц. Согласитесь, что это ничтожно малая цифра для такой большой армии. Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация продолжит меняться, и через несколько лет статистика изменится в лучшую сторону.

А теперь посмотрим, какая страна занимает второе место в нашем рейтинге. Это США - главный конкурент России на политической арене. Армия Штатов насчитывает 9125 танков, из них 8725 единиц М1 «Амбрамс». Как видите, американские военные являются консерваторами - основу их танковых войск составляет всего одна модель. Третье место в рейтинге занимает наш восточный сосед и стратегический партнер - Китай, на вооружении которого находятся 8500 единиц бронетехники, из них 500 танков «Тип-99». Тройка лидеров далеко оторвалась от преследователей. Так, четвертое место занимает, как это ни странно, Сирия со своими 4750 машинами, причем большая часть из них имеет гордую надпись: "Made in Russia". Далее в списке следуют: Турция - 3763, Индия - 3569, Египет - 3380, КНДР - 3300, Израиль - 3283, а замыкает десятку лидеров Южная Корея - 2823 единицы.

А зачем все это?

Из приведенных данных видно, что количество танков в России значительно превышает число боевых единиц у ближайшего конкурента (почти в два раза). Пацифистски-либерально настроенный читатель может разразиться гневной тирадой по поводу зря потраченных денег (на создание и содержание такой уймы «железа»). Однако в ответ ему можно напомнить древнюю мудрость, с которой мы начинали эту статью: «Хочешь мира - готовься к войне!» Ведь слабым в современном мире быть опасно. Если периодически не давать соседям «по зубам», то можно лишиться если не всего, то многого. Так, наш стратегический партнер, Китай, спит и видит, как бы урвать себе Сибирь аж до Урала, а блок НАТО уже стучится с Запада к нам в двери.

Кстати, в связи с последними событиями в Украине можно немного расширить наш обзор. Оказывается, на балансе Министерства обороны Киева находится 2522 танка, а это одиннадцатая позиция в нашем рейтинге. Правда, эти статистические данные взяты еще до начала конфликта у наших соседей, так что после потери Крыма и начала боевых действий в Донецкой и Луганской областях эта цифра может снизиться. Ведь даже в официальных, подконтрольных Киеву источниках сообщалось о боевых потерях среди бронетехники и даже о переходе некоторых военных на сторону мятежников. Ну да ладно, хватит о грустном, вернемся к матушке-России.

Будущее танкостроения

Как уже сообщалось ранее, российская армия разрабатывает новейшую систему «Армата», которая станет основой для создания новых видов бронетехники. В связи с этим с 2015 года планируется начало серьезнейшей модернизации механизированных и бронетанковых войск, а со следующего года - внедрение новой серии машин во все рода войск нашей страны. Одной из таких моделей является новейший танк России Т-99. Этот экземпляр будет оснащаться улучшенной версией 125-миллиметрового орудия. Одна из основных задач, поставленных перед конструкторами, - это снижение веса машины с целью повышения маневренности и мобильности. По сути, на этих параметрах и «погорели» Т-95 и «Объект 195». Ведь основная задача наших танков - это защита длинных сухопутных границ. Бронетехника играет ключевую роль в поддержании военного паритета против любой угрозы. Следует понимать, что наша страна отличается не только огромной территорией, но и весьма разнообразными климатическими условиями. Перед конструкторами ставится серьезнейшая задача: создание такой техники, которая сможет надежно функционировать как в условиях Заполярья, так и в южных регионах нашей необъятной Родины. Вот всем этим условиям и должен отвечать Т-99. Танк (Россия всегда отличалась «кулибиными», способными решить любую невыполнимую, казалось бы, задачу) нового поколения уже практически готов для серийного производства. Как заявлялось Министерством обороны, первые экземпляры будет продемонстрированы общественности на параде 9 мая 2015 года. Так что остается ждать и надеяться, что страну не накроет очередной политический кризис, способный уничтожить любые начинания.