Правописание зависит от лексического значения. Правописание приставки зависит от ее значения

От правописания каких приставок зависит значение слова? и получил лучший ответ

Ответ от Катерина[эксперт]
при- , пре-,
Следует различать правописание приставок при- и пре-.
1. Приставка при- имеет следующие основные значения:
1) близости, например: приморье, прибрежный, приуральский;
2) приближения, прибавления, например: придвигать, приделать, приписать, пристроить;
3) неполного действия, например: приоткрыть, приподнять, присесть.
2. Приставка пре- имеет два основных значения:
1) значение высшей степени качества или действия, например: предобрый, премилый, пренеприятный, превозносить, преуспевать;
2) значение, сходное со значением приставки пере-, например: прервать, преломляться, преградить.
В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно, например: презирать, преподавать, преследовать, пригодный. О написании таких слов следует справляться в орфографическом словаре.

Ответ от Наталья Королева [новичек]
точно!!как я сразу не догадалась!! спасибо за помощь!!


Ответ от Ёюмбель Аминева [новичек]
От приставок при-, и пре-;
при- используется, когда значения близости, как 100%
+ неполнота действия
пре- используется, когда значение очень...


Ответ от Денис gabe [активный]
....


Ответ от эльмира ибрагимова [новичек]
пре и при


Ответ от ВероNika [гуру]
еще НЕ_ и НИ-
нЕкто - нИкто
нЕсколько - нИсколько
значение слова меняется


Ответ от Ђатьяна Числова [гуру]
приставка ПРИ означат приближение,
а ПРЕ -увеличение эквивалент ПЕРЕ


Ответ от Андрей Иванов [мастер]
всех

Сергей Федорович долго подкрадывался коленям, а они не чуяли и не слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и, наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и скрылась в кустах, где бежит горный ручей. (Пришвин М.)

Задание: выполните тестовую работу.

1. Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками:

Черёмуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца. (Е.Коковин)

2. Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (К.Паустовский)

3. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:

Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда – стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (Г.Скребицкий)

4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу. (К.Паустовский)

5. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение):

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... (К.Паустовский)

6. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения:

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. (К.Паустовский)

7. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:

Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью; там протекала когда-то небольшая речушка, ее закрыли дощатым настилом, поставили сверху штабные столы с картами, схемами, телефонами и управляли из этой трубы долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.(Е.Кригер)

8. Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками:

Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.(Е.Коковин)

9. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:

В один из таких знойных июньских дней, вернувшись с речки и без всякого аппетита пообедав, ребята по привычке забрались на чердак. Здесь тоже было жарко - за день железная крыша раскаляется так, что босой ногой на нее не ступишь - но зато никто не мешал. На чердаке разрабатывались планы налётов на чужие сады, поверялись друг другу мальчишечьи тайны. (В.Ф.Козлов)

10. Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от её лексического значения:

Поезд за ночь вышел из прифронтовой зоны и теперь, мерно постукивая, уходил все дальше на северо-восток. Сам еще не понимая, что его разбудило, полковник приподнялся, опираясь на локоть, и тревожно прислушался. Рассвет чуть брезжил за стеклом вагонного окна, обрызганного каплями дождя. (Ф.Кнорре)

Корень - это морфема , которая несет главное лексическое значение слова.

Правописание словарных слов.

Словарные слова - это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя - для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:

Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.

Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением.

Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне . Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:

Объед..нение - единство, насл..ждение - сладость.

Примечание . Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на -ивать / -ывать , так как в этих случаях гласные в корне чередуются :

Опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать.

Опоздать - поздно, раскроить - раскрой.

Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи :

Сплоченный - плоть,

Оснащение - снасть,

Святотатство - святость,

Покаяние - каяться,

Воздаяние - воздать,

Обнаженный - наг,

Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну - святость;

Посветить лампой, просвещение - свет;

Завивать локоны, события развиваются - вить, развитие;

Навевать грусть, знамя развевается - веять.

Чередование гласных в корне.

Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением ? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:

  1. Последующей гласной - в корнях -скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос- :

    ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли

    Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.

  2. Ударения - в корнях -плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин- . В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
  3. Наличия суффикса -а- - в корнях -тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а- :

    Счет - считали, блестел - блистательный, замереть - замирать и т.д.

    Также от суффикса -а- зависит правописание в корнях -кос- / -кас- :

    Коснуться - прикасаться.

  4. Лексического значения слова :

    Корень -равн- / -ровн- :

    Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется -ровн-: заровнять, подровнять . Исключения: равнина, равняйсь .

    Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.

    Корень -мак- / -мок- :

    Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень -мак-: макал, макнул .

    Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется -мок- (-моч-): намокнуть, замочить.

Правописание приставок

Теория

Правописание приставок

I. Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые . То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

Например:

О- : обежать, остановка, одуматься

у- : увести, убежал, успокоиться

до- : дожить, дойти, доставка

по- : побежать, подворье, посмотреть

про- : прокатить, пробел, просмотр

пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык

на- : нападки, накрыть, надавить

за- : закрыть, заключенный, запутать

над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться

под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать

от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть

об-(обо-): облететь, обтереть, обойти

в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь

вы- : вылавливать, выход, выстоять

пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь

пере-: перерыв, перелить, перекос

с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

дез- : дезинформировать

контр- : контраргумент

транс- : трансатлантический

пост- : постмодернизм

суб- : субкультура

супер- : супергерой

пан- : паневропейский

II. В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Что это значит?

Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:

без-/бес- безработный, бессмертный

раз-/рас- разрозненный, распуститить

воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход

из-/ис- избежать, испуг

низ-/нис- низвергать, нисходить

через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при- .

Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

Например : прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда. Значения приставки при:

1) «приближение»

Например: приходить, приезжать

2) «присоединение»

Например: пришить, приклеить,

3) «недодействие»

Например: прикрыть, присесть,

4) «завершенное действие»

Например: придумать, приготовить

5) «близость к чему-либо»

Например: прибрежный, придорожный

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:

рас-/рос (раз-/роз-)

Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с .

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква о.

Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

Задачи с решениями

Задача 1

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

без…языкий, с…ёмка, без…облачный

бе…дорожье, в…бираться, ра…думывать

роз…ск, за…грывать, с…митировать

пр...открыть, пр…образование, пр…восходство

Решение

Согласно орфографическому словарю предложенные слова пишутся следующим образом:

безЪязыкий, сЪёмка, безОблачный

беЗдорожье, вЗбираться, раЗдумывать

розЫск, заИгрывать, сЫмитировать

прИоткрыть, прЕобразование, прЕвосходство

Как видим, одна и та же буква пропущена в ряду слов 2. Выбираем вариант 2.

Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

Чередование: что это такое

Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

  • о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
  • о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
  • о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
  • о - а: рост - растить.

Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.

Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

Правописание зависит от ударения

Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .

Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .

Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".

Правописание зависит от последующего согласного

От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:

1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

Правописание зависит от последующего гласного

Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).

Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

  • -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
  • -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
  • -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
  • -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
  • -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
  • -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
  • -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
  • -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
  • -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.

Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .

Правописание зависит от лексического значения

Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

Чередование согласных

Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

  • к - ч: рука - ручной;
  • х - ш: грех - грешный;
  • г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
  • д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
  • б - бл: любовь - влюбленный;
  • п - пл: ослеп - ослепла;
  • в - вл: ловит - улавливает;
  • м - мл: кормить - кормлю.