Лексическая тема "деревья и кустарники".

анастасия елфимова
Проект «Деревья и кустарники» (старшая группа)

паспорт проекта

Цель :

Расширять знания детей о растительном мире. Формировать интерес к красоте окружающего мира. Воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.

Задачи :

Образовательные : Расширять представления детей о деревьях родного края , их жизнедеятельности, значении для всего живого. Уточнить представления детей о знакомых деревьях : берёза, ель, сосна, тополь, рябина, клён. Познакомить с такими деревьями как : кедр, пихта, лиственница, осина. Продолжать учить детей классифицировать деревья по их видам : хвойные и лиственные.

Развивающие : Развивать связную речь детей через составление описательных рассказов о деревьях . Развивать умственные операции сравнения и обобщения. Развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, любознательность. Развивать мелкую моторику через изобразительную деятельность : рисование, лепку;через конструктивно-модельную деятельность.

Воспитательные : Воспитывать любовь к природе родного края, желание оберегать её, охранять.

Вид проекта :

информационно-творческий. Время реализации проекта : краткосрочный 5 дней

Участники проекта :

дети старшей группы , родители воспитанников, воспитатели.

Проблема :

Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями весной , почему появляются листочки; что будет, если веточку поставить в воду.

Предполагаемые результаты :

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках , повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников. Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ, проведения досугов.

Презентация проекта : Выставка творческих работ «Веточка вербы»

Этапы проекта :

Подготовительный : разработка плана по реализации проекта , подбор литературы, иллюстраций, материала. Основной : реализация проекта Методы и средства реализации проекта : наблюдения на прогулке, в группе ; дидактические игры; рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев , кустарников , леса, составление описательных рассказов, сказок; непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «познание» , «художественное творчество» ; чтение художественной литературы; работа в творческой мастерской; экскурсия в весенний лес. Завершающий : -Выставка творческих работ «Веточка вербы»

Образовательная область Образовательные задачи (из ООП)

Здоровье Понимание необходимости больше высаживать деревьев , содержать в чистоте природу.

Познание Название деревьев , его частей

Коммуникация Формировать умение составлять описательный рассказ о деревьях

Чтение художественной литературы Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, развивать артистические способности, воспитывать любовь к природе.

Труд Предложить детям понаблюдать за трудом взрослых. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников

Социализация Игра-драматизация «Как красив весенний лес!» , дид. игры : «Чей листок?» , «Что лишнее?» и т. д

Безопасность Закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Музыка Развивать чувство ритма, используя записи шуршание листьев на ветру, под ногами и т. д.

Художественное творчество Поощрять желание отражать средствами изодеятельности разные виды деревьев , веток

материально-техническое и методическое обеспечение

Иллюстрационный материал по теме : «деревья ранней весной »

Дидактические игры

Игровые материалы для игра-драматизация «Как красив весенний лес!»

Подборка художественной литературы

Образовательная

Художественное творчество Рисование «Ветка тополя»

Цели : Формировать умение детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку тополя с натуры. Воспитывать интерес к природе и желание отражать представления о ней доступными изобразительно-выразительными средствами

Рисование «Веточка вербы»

Цели : Формировать умение детей создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы (ветка и цветы на ней) . Познакомить со способом изображения. Развивать глазомер. Воспитывать интерес к отражению впечатлений от явлений природы в рисунке, умение любоваться красотой цветения растений. Аппликация «Березовая роща»

Цели : Формировать умение детей создавать композицию, создавать из бумаги деревья ; самостоятельно комбинируя освоенные приемы аппликации. Использовать разные приемы интеграции рисования и аппликации. Развивать композиционные умения. Воспитывать интерес к отражению впечатлений от явлений природы, умение любоваться красотой родного края.

Рассматривание веток тополя, ивы, березы, ели, вербы

Цель : Формировать умение узнавать деревья по их веткам , различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Предложить поставить их в воду, отмечать на ветках каких деревьев почки распустятся раньше. Помочь сделать вывод о том, что для растений необходимы тепло, свет, вода. Дидактические игры «Что лишнее?» (береза, дуб, малина и др.) , «Чей лист?» и т. д.

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать» .

Чтение : С. Николаева «Экскурсия в лес» , С. Прокофьева «Сказка про маленький дубок» .

Образовательная

область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого с ребенком

Познание Наблюдение «Верба в марте»

Цель : Рассмотреть с детьми ветви вербы, обратить внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на ветвях , которые стоят в группе . Подвести к выводу о значении вербы для роста и развития растений. Формировать представление о том, что почка – домик для листочка. Наблюдение «Деревья и кустарники в марте »

Цель : Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять , видны проталины. Объяснить, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий воздух.

Беседа «Как вести себя на природе»

Цель : Формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны. Закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Домашнее задание «Сочини сказку о дереве , кустарнике »

Цель : Упражнять в умении придумывать сказки, развивать творческое воображение. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного речевого творчестваЧтение стихотворений, рассказов, сказок о деревьях , кустарниках

Труд Наблюдение за трудом взрослых.

Цель : Предложить детям понаблюдать за трудом взрослых. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников , охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.

Образовательная

область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого с ребенком

Чтение худож. литературы Конкурс чтецов «Чудесное деревце »

Цель : Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, развивать артистические способности, воспитывать любовь к природе.

Игра-драматизация «Как красив весенний лес!»

Цель : Формировать умение детей инсценировать художественное произведение с использованием музыки, формировать умение передавать характеры героев сказки, воспитывать эмоциональный отклик на музыку, интонационную выразительность речи, развивать артистические способности.

Речь, Коммуникация Составление описательного рассказа

Цель : формировать умение составлять рассказ по схеме

Рисование «Веточка вербы»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

















Наталья Миронова
Календарно-тематический план недели «Деревья и кустарники»

Тема недели : «Деревья и кустарники »

Цель : Совершенствовать знания детей о деревьях и кустарниках (названия, строение) . Продолжать учить различать деревья и кустарники по форме листа , ягод и т. д. Активизировать речь

Дни недели

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

гимнастика : смотри комплекс № 3

С подгруппой детей -закреплять артикуляцию звука «С» в слогах, словах. Предложить подгруппе детей пластилин для свободнойдеятельности – продолжать учить детей лепить предметы округлой формы

Провести беседу на тему : «Деревья » - вспомнить названия и внешний вид известных детям деревьев . КГН – продолжать учить правильно держать ложку (Тимур, Нияз, Слава)

и/с «Чего не стало?» - тренировать память детей. (Арслан, Вика) С рано пришедшими детьми полить комнатные растения – закреплять знания детей о комнатных растениях (их названия и как ухаживать)

Продолжать разучивать с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. упражнение «Лезгинка» (см. программу Кинезиология) «Лего»

п/и «Кто ушел?» - расширять игровые замыслы и умения детей, формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров

Познавательное развитие

Социально-личностное развитие Развитие речи : см стр. 37 занятие № 3 В. В. Гербова тема : ЗКР. Работа над предложением

Цель : Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

плану преподавателя

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие Познание (конструирование) тема : «Будущие летательные аппараты» игра «Поиграем в компьютеры» стр. 26 Куцакова «Конструирование из строительного материала»

Цель : Учить детей построению графических моделей летательных аппаратов. Развивать фантазию. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Прогулка

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Наблюдение за рябиной – продолжать знакомить детей с рябиной.

Использования художественного слова : см. картотеку прогулок (октябрь 6)

Предложить детям собрать крупный мусор и листву – приучать детей к труду и учить аккуратно собирать листву. С Тимур, Эльвиной и Эльвина В – учить прыжкам на одной ноге. КГН – Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ухаживать за обовью п/и «Коршун и наседка» «Уголки»

Помочь детям в организации совместных игр на улице (объединение, выбор ведущего)

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Гимнастика пробуждения см. комплекс № 7

Закаливающие процедуры : обширное умывание

Предложить подгруппе детей конструктор «Лего» - развивать мелкую моторику пальцев рук.

С другой подгруппой продолжать учить ориентироваться на плоскости (написание фигур в тетрадях в клетку)

КГН – закреплять навыки аккуратного и быстрого приема пищи.

С Азалией, Эльвиной, Ниязом – продолжать учить составлять описательный рассказ об игрушке

и/с «Отгадай и назови» - закрепить с детьми понятия «один» , «много» . УМК – продолжать с детьми закреплять говорить словосочетания на татарском языке

Чтение художественной литературы см. хрестоматию – учить детей отвечать на вопросы по тексту.

Вечерняя прогулка :

Наблюдение за долготой дня сравнение погоды в первой половине дня – учить находить отличия и сходства в природе Предложить д/и игру «Лото» учить детей объединять для совместных игр и выбирать ведущего (можно по считалке)

с/р игры по желанию детей под наблюдением педагога Советы родителям по формированию речевых навыков у детей.

Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3 – Предложить вниманию детей иллюстрации с изображением деревьев - совершенствовать знания детей, учить распознавать по внешнему виду.

Предложить детям точилки и цветные карандаши – развивать мелкую моторику рук, точив карандаши. С Азалией и Софьей -продолжать учить обводить квадратики в тетрадях в клетку С Амиром -закреплять артикуляцию звука «С» в слогах, словах.

Прием детей беседа о том, что они видели по дороге в детский сад. Цель : активизировать речь детей, продолжать учить говорить полными предложениями.

«Лизгинка» (см. программу Кинезиология) Организовать с/р. Игру «парикмахер на конкурсе» - развивать чувство соревнования.

д/и «Мозайка» - развивать мелкую моторику рук и фантазию детей

Социально-личностное развитие

Познавательное развитие

Познание (ФЭМП) см. стр. 51И. А. Помораева, В. А. Позина занятие № 3 (ноябрь)

Цель : Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с изображением чисел второго десятка в пределах 15. Познакомить с измерением величин с помощью меры. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Моя любимая сказка» » см. занятие № 24 стр. 51Комарова Т. С. «Изодеятельность в д/с»

Цель : Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке) . Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу.

Социально-личностное развитие

Познавательное развитие

Физкультура/татарский язык : занятие № 28 см. стр. 42 Л. И. Пензулаеву

Цель : Упражнять в ходьбе между предметами; повторять прыжки попеременно на правой и левой ноге с продвижением в перед; упражнять в ползании по гимнастической скамейке и ведения мяча между предметами.

Татарский язык по плану преподавателя .

Прогулка

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Наблюдение за осиной – познакомить с деревом – осиной , ее строением и листьями.

Предложить детям подмести дорожки и веранду – приучать детей к труду. Ходьба по доске – развивать чувство равновесия и умение спрыгивать с возвышенности п/и «Не упади» - закреплять умение передавать мяч назад и вперед прями руками.

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Закаливающие процедуры : обширное умывание

Предложить детям ножницы – продолжать учить детей вырезать предметы округлой формы, складывая листок гармошкой.

Предложить листочки в клетку – учить ориентироваться на плоскости и правильно держать карандаш.

Вечерняя прогулка :

с/р «Лучший парикмахер» продолжать развивать в детях дух соревнования.

п/и «Ловишки» - развивать быстроту реакции

Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога – учить объединяться для совместных игр по симпатиям.

Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3

Предложить вниманию детей картинки с изображением кустарников – вспомнить названия известных детям кустарников и рассмотреть новые виды. УМК – продолжать с детьми закреплять названия овощей на татарском языке Продолжать учить выговаривать изолированный звук «С» (Амир, Софья, Арслан)

КГН – продолжать учить детей аккуратному приему пищи. Расспросить детей, чем они занимались вечером прошлого дня – вспомнить названия дней недели , активизировать память и речь детей.

Продолжать учить с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, упражнение «Лизгинка» (см. программу Кинезиология)

ПДД – м/п. игра «Веселый трамвай» - совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении, действовать в паре.

д/и «Пазлы» - развивать логическое мышление

Познавательное развитие

Развитие речи : см стр. 39 занятие № 4 В. В. Гербова тема : Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель : Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа .

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие Лепка «Вылепи свою любимую игрушку» см. занятие №32 стр. 51Комарова Т. С. «Изодеятельность в д/с»

Цель : Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

Познавательное развитие

Физическое развитие Физкультура на воздухе/ татарский язык : занятие № 29 см. стр. 43 Л. И. Пензулаеву

Цель : Повторять прыжки попеременно на правой и левой ноге с продвижением в перед; упражнять в ползании и ведения мяча при ходьбе.

Татарский язык по плану преподавателя .

Прогулка

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Наблюдение за калиной– познакомить с кустом –калина , рассмотреть ее внешний вид.

Предложить детям собрать крупный мусор, подмести веранду – приучать детей к труду. Учить детей прыгать на скакалке (Слава, Арслан, Эльвина В) КГН. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ухаживать за обовью п/и «Коршун и наседка» - учить бегать, держась друг за друга, слушать сигналы воспитателя. п/и «Уголки» - закреплять ловкость и быстроту бега.

Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога.

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие Гимнастика пробуждения см. комплекс № 7

Закаливающие процедуры : обширное умывание

Предложить детям простые карандаши и листочки в клетку – продолжать учить ориентировать на плоскости (закончи рисунок) Игра

Чтение художественной литературы см. хрестоматию – учить детей отвечать полными предложениями.

Вечерняя прогулка :

Наблюдение за природными изменениями - учить видеть изменения С/р игра «Мама с дочкой идут в магазин» - совершенствовать умения детей распределять роли между собой и развивать сюжет игры.

д/и «Мир чисел» - развивать логическое мышление, закреплять числа. Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога – учить объединяться для совместных игр по симпатиям.

Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3

Предложить подгруппе детей строительный материал – совершенствовать умения строить устойчивые сооружения.

Провести беседу на тему «Кустарники » - продолжать учить детей отличать кустарники от деревьев по внешнему виду ствола КГН – закреплять навыки завязывания шнурков (Амир, Эльвина В.)

д/и «Пазлы» развивать логическое мышление Провести беседу : «С кем пришел в детский сад – активизировать речь детей, продолжать учить детей свой домашний адрес.

Продолжать учить с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия упражнение «Лизгинка» (см. программу Кинезиология) Организовать с/р игру «Дружная семейка» - совершенствовать и расширять игровые замыслы детей

Познавательное развитие

Познание : на тему : «Осенины» см стр. 45О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду

Цель : Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Знакомить с традиционным календарем . Развивать познавательную активность, творчество.

Познавательное развитие

Физическое развитие Познание (ФЭМП с детьми подготовительной подгруппы) : см. стр. 44 И. А. Помараева, В. А. Позина

Цель : Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Художественно-эстетическое развитие Музыка по плану преподавателя .

Прогулка

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Наблюдение за елью – продолжать знакомство с елью, выделяя ее характерные признаки. Предложить детям собрать крупный мусор, подмести веранду – приучать детей к труду. «Удочка» , «С кочки на кочку» - упражнять в прыжках, воспитывать уверенность в своих силах. и/с «Я сам» - продолжать учить детей аккуратно складывать свои вещи в шкафчике п/и «Мы веселые ребята» , «Затейники» - учить соблюдать правила, действовать быстро и ловко.

Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога.

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие Гимнастика пробуждения см. комплекс № 7 Закаливающие процедуры : обширное умывание

Предложить цветные карандаши и трафареты – учить наносить контур рисунка и закрашивать, не выходя за края.

Продолжать учить Арслана, Эльвину Т. Измерять длину и ширину полоски с помощью меры. Чтение художественной литературы см. хрестоматию - воспитывать усидчивость и внимание детей.

Вечерняя прогулка :

Наблюдение за природными изменениями - учить видеть изменения (похолодало- потеплело, потемнело, появился ветер) и/с «Помогаем, воспитателю, наводить порядок» - приучать детей убирать за собой игрушки на место. Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога – учить объединяться для совместных игр по симпатиям.

Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3

Предложить подгруппе детей пластелин – совершенствовать приемы лепки

Загадать детям загадки по теме; «Деревья и кустарники » - развивать логическое мышление и память Игра «Назови предмет на заданный звук» -учить распознавать звук в словах. (Амир, Слава, Алия)

Расспросить детей о том, как они помогают родителям – активизировать речь, учить ясно выражать свои мысли

Продолжать учить с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия упражнение «Лизгинка» (см. программу Кинезиология) с/р. игра «Дочки – матери) и д/и «Лего» – наблюдение за взаимодействием во время игры, налаживания контактов.

Познавательное развитие

Физическое развитие Физкультура/ татарский язык : занятие № 30 см. стр. 43 Л. И. Пензулаева

Цель : Повторить бег с перешагиванием через предметы, развивая координацию движений; развивать ловкость в игровом задании с мячом, упражнять в беге

Татарский язык по плану преподавателя .

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие Рисование : см. стр. 66Лыкова И. А., тема : «Золотая хохлома»

Цель : Продолжать знакомство детей с хохломой. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Прогулка

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Наблюдение за тополем – знакомить с тополем осенью. Предложить детям собрать крупный мусор, подмести веранду – приучать детей к труду. Бег, прыжки – упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве Продолжать разучивать игру «Холодно-горячо» - учить ориентироваться в пространстве по голосовому направлению педагога. п/и «Краски» , «Коршун и наседка» - учить бегать цепочкой держась друг за друга и слушать сигнал светофора. Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога.

Конспект
НОД
для детей средне-старшей группы.
Тема: «Деревья и кустарники».

Тема: «Деревья и кустарники».

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи: учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); учить схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».

1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)
Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

2. Чтение схем.
Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Почему?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?

У меня иголки
Длиннее, чем у елки.Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

Дети соглашаются помочь Буратино.

Эта схема подходит дереву.
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Эта схема подходит кустарнику.
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.
У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.

Под схему «дерево».

Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.