Познавательное занятие «Дикие животные. Конспект НОД на тему «Дикие животные» в подготовительной группе

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Образовательная область - Познавательное развитие

Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить названия диких животных и их детенышей.

Расширять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года.

Развивающие:

Вызвать интерес к жизни животных.

Формировать навыки экологически безопасного поведения.

Расширять словарный запас
Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к животным.

Формирование взаимопонимания и сотрудничества.

Предварительная работа: Дидактические игры: «Кто где живет?», «Дикие животные» . Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка». Чтение русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Заяц хваста»

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила синичку, и она мне напела, что в лесу где она живет, была сильная метель и все жители леса разбежались кто куда, синичка попросила ей помочь и отыскать всех обитателей.Вы согласны помочь синичке?

Все, что я знаю о лесных жителях, вам сейчас загадаю:

1.Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

Молодцы ребята. Весной и летом зайцы питаются зеленой травкой, молодыми побегами. Поздней осенью и зимой едят кору молодых деревьев, а также их почки. У зайцев много врагов: волки, лисы, хищные птицы, охотники. От своих врагов они спасаются бегством, но при этом используют возможность затаиваться.

2.Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

Правильно это лиса. Лисица среднего размера с изящным туловищем на невысоких, тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний — более густой и пышный. Лисицы роют норы сами, или (что случается часто) занимают пустующие других роющих животных, приспосабливая их для себя.

3.Кто зимой холодной, в лесу бродит злой, голодный (волк)

Ну конечно же это волк. Волк хищное животное, охотится на крупнорогатых животных. Логова волка устраиваются для выведения потомства.

4.Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь)

Правильно ребята. Медведи имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные нюх и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Не боятся пчелиных укусов.

5.Сама мала, шубка пышна. В дупле живет, орешки грызет (белка)

Белка - грызун отлично лазает, она проворна и ловка. Помогают ей в передвижении острые когти на гибких пальцах. Чем питается белка известно из русских сказок. Но орехи, а точнее семена, не единственная пища, ест она семена и ветви, почки, ягоды, зерна, грибы и кору.

6.Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу: он хозяин, а не гость -

хмурый и сердитый (лось)

Лоси являются самыми крупными животными. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Несмотря на медленные движения и добродушный нрав, лоси иногда могут становиться весьма агрессивными и двигаться на удивление быстро, если их разозлить или напугать.

7.. В густом лесу под елкой, осыпанный листвой лежит мешок с иголками, колючий и живой (еж)

Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах, любят кучи хвороста. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей и вредных насекомых.

Ребята какие же вы молодцы, а скажите мне пожалуйста о ком все эти загадки (о животных)

А как мы называем этих животных? Почему?(ответы детей)

Ну, раз вы такие умные и находчивые тогда помогите мне еще и в этом. Когда все животные разбежались, они оставили свои жилища, теперь нужно расселить каждого в свой домик:

Где живет медведь? (в берлоге)

Где живет еж (в сухой траве и листве)

Где живет лиса (в норе)

Где живет белка (в дупле)

Где живет волк (в логове)

Где живет заяц (под кустом)

Гимнастика для глаз «снежинки»:

Мы снежинку увидали, со снежинкою играли

Снежинки вправо полетели. Дети вправо посмотрели

Вот снежинки полетели. Дети влево посмотрели.

Ветер вверх снежок поднял, и на землю опускал. Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Физкультминутка:

Молодцы, все потрудились, вы наверно утомились, а теперь все по порядку на звериную зарядку.

Раз присядка, два присядка

Зайцы делают зарядку

А лисята как проснутся, любят долго потянуться

Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть

Ну а мишка косолапый, разминает свои лапы

А кому зарядки мало - начинаем все сначала… 2 раза

А теперь садимся тише, и затихнем словно мыши.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас попрошу назвать признаки животных:

Лиса: хитрая, рыжая, пушистая

Заяц: трусливый, длинноухий, маленький, беленький

Волк: серый, злой, страшный, зубастый

Медведь: бурый, косолапый, неуклюжий, большой

Белка: проворная, рыжая, быстрая, маленькая

Еж: колючий, маленький…

У меня есть ком волшебный, белый, белый, снежный, снежный.

Предлагаю поиграть, и детенышей назвать.

Игра с мячом назови детеныша животного

У лисы - лисенок

У зайчихи - зайчонок

У волчицы - волчонок

У медведицы - медвежонок

У ежихи - ежонок

У белки - бельчонок Игра продолжается

Один, два,пять

Лиса - лисы- лисиц

Волк - волка- волков

Белка - белки- белок

Заяц -зайца- зайцев

Еж -ежа - ежей

Медведь - медведя - медведей

Лось - лося - лосей

Молодцы ребята. Думаю вам сегодня понравилось помогать лесным жителям. И на последок я предлагаю поиграть в игру…. «Нелепицы». Которая и покажет, что вы узнали сегодня из нашей беседы. Правильно - хлопаем, не правильно - топаем.

Волк в пушистой белой шубке, под кустом сидит, боится

А за зайцем по следам ходит рыжая лисица

Белочка в берлоге спит

Зайчик под кустом сидит

Серый волк голодный бродит

И медведь по лесу ходит

Может, мирно спит медведь у себя в берлоге

Рыжий и пушистый еж ходит по дороге.

Белка щелкает орешки у себя в дупле

Ежик спит в листве и ветках у себя в норе.

Молодцы все правильно ответили, я думаю наша с вами встреча не прошла просто так и все очень хорошо постарались.

К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я

Тема: «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа), развитие диалогической речи, мышления.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие просодической стороны речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе. Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.

Оборудование. Игра «Угости животных», предметные картинки с изображениями диких животных, мягкие игрушки-лиса, заяц медведь еж, цветные карандаши, маски животных

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин, поход в цирк, чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики «Мишка», составление и заучивание словосочетаний «серый волк», «рыжая лиса», «бурый медведь», «белый заяц».

Ход занятия

1. Отгадывание загадок о диких животных. [Развитие диалогической речи, мышления.]

Логопед. Сейчас я буду загадывать вам загадки о диких животных. А вам надо отгадать загадки и найти такое животное. Слушайте первую загадку.

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пышный хвост-краса. Кто это?

Дети. Лиса.

В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой.

Дети. Это еж.

Логопед. Слушайте следующую загадку.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его? …

Дети… Медведь.

Л о г о п е д. И последняя загадка.

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орешки мелко. Ну конечно, это...

Дети. ...Белка.

Логопед. Молодцы! Отгадали все мои загадки. Нашли всех животных.

2. Беседа о диких животных. [Рассматривание картинок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.)

Логопед расставляет на столе фигурки диких животных.

Заяц, лиса, еж, медведь – это какие животные?

Дети. Дикие.

Логопед. Каких еще диких животных вы знаете?

Дети. (Перечисляют).

Логопед. Почему их называют дикими?

Дети. Потому что они живут в лесу и добывают себе пищу сами.

Логопед. Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.

Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.

Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.

1 -й р е б е н о к. Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.

2-й ребенок. Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост.

3-й ребенок. Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.

4-й ребенок. Это белка. Она маленькая, серая. У нее кисточки на ушках.

Логопед. Отличные рассказы!

3. Игра «Угости животных» . [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения диких животных, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для них.

Логопед. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свой ответ словами «я угощу...»

1-йребенок. Я угощу медведя медом.

2-й ребенок. Я угощу белку орешками.

3-йребенок. Я угощу медведя малиной.

4-й ребенок. Я угощу белку грибами.

Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.

4. Инсценировка стихотворения В.Орлова «Почему медведь спит зимой» .

5. Пальчиковая гимнастика «Мишка». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Логопед выполняет пальчиковую гимнастику вместе с детьми.

Мишка косолапый по лесу гулял,

Для своей берлоги место выбирал.

Под сосной высокой землю стал копать.

Выкопал берлогу – и улегся спать.

6.Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка», «Мостик качается», «Заборчик», которые они научились делать на прошлых занятиях.

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.

7 . Подвижная игра «Заяц Егорка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.]

Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.

Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись эа руки.

Свалился в озерко. В центре на корточках сидит один ребенок.

Бегите под горку! Спасайте Егорку! Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.

8. Самомассаж цветными карандашам. [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]

Логопед раздает детям цветные карандаши и предлагает им выполнить знакомые упражнения для массажа ладоней и пальцев

9. Игра «Скажи наоборот» [Развитие слухового внимания ].

Логопед. Медведь большой, а белка…

Дети. Маленькая.

Логопед. Лиса хищная, а заяц…

Дети. Травоядный.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.

Программное содержание:

  • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются.
  • Учить детей различать и выделять в словосочетаниях прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Учить детей составлять небольшое описание рассказов о диких животных по предложенному плану.

Словарь: берлога, дупло, нора, логово, пушистый, золотистый, зубастый, ловкая, проворная, косолапый, мохнатый.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, сюжетные картинки с изображением жилищ диких животных.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
1. «Название диких животных».
2. Прослушать рассказ «Кто где спит».
Воспитатель: Собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик
(Выставляю картинки)

Хитрая, рыжая лиса (в нору).
Серый, злой волк (в логово).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).
Пушистый, белый зайчик (под кустик).
Ловкая, проворная белка (в дупло).
(Дети помогают заканчивать предложения)

И все крепко уснули,
А утром их всех сорока разбудила.

2. Изучение нового:
а) словарная работа, нахождение слов – признаков в загадках.
А утром звери снова стали собираться на полянке.
Вот вы, ребята, и угадайте, кто куда пришел.
(Дети загадывают загадки)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет – (Лиса).
Как вы узнали, догадались, что это лиса?
Что в загадке сказано о хвосте? О мехе?
А еще что можно сказать о лисе, какая она?
(Дети подбирают слова – признаки рыжая, хитрая, осторожная)

Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет – (Волк).
Какой волк? Какие у него зубы?
Что еще можно сказать о волке? Какой он?
(Сильный, быстрый. Зубастый, страшный)

Ловкая, проворная,
По деревьям скок – скок,
Да орешки щелк – щелк – (Белка).
Что сказано о белке в загадке?
Какая она? Как еще можно назвать белку?
(Дети – маленькая, быстрая, пушистая)

Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает – (Медведь).
Как вы догадались. Что это медведь? Какой он?
(Дети – неуклюжий, мохнатый, сильный)

Зимой белый, летом серый.
Ни кого не обижает,
А всех сам боится – (Заяц).
Какой он? Что говорится о нем в загадке?
(Дети – быстрый, трусливый, ушастый)

б) развитие мыслительной деятельности.
Воспитатель:
У каждого животного теплая шкурка и в своих жилищах им тепло и уютно. А знаете ли вы чем дикие животные питаются зимой.
Ответы детей, показывают картинки.

Медведь зимой спит, сосет лапу,
А летом он ел грибы, ягоды, мед.
Волк охотится на телят и ягнят.
Заяц ест кору деревьев и молодые ветки кустарников.
Лиса охотится на мышей, достает их из под снега, ловит зайцев.
Воспитатель: А кто из диких животных готовит на зиму запасы?
(Белка) – Что она запасает? (орехи, грибы, ягоды)

3. Физкультминутка (имитация движений).
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать
Скок – скок, скок – скок,
Надо зайке поскакать.

4. Составление детьми описание рассказов о диких животных по предложенному плану.
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он совсем ничего не знает и животных наших лесов (Незнайка ошибается в показе животных) Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о диких животных. Я вам раздам картинки с изображением диких животных, а вы о них расскажите Незнайке.

Кто это? Какой он? Какой у него хвост? Уши?
Где живет? Чем питается?
(Дети отвечают)

5. Повторение и подведение итогов.
Молодцы ребята! Вам всем Незнайка говорит «Спасибо».
Теперь он не будет ошибаться.

Дикие животные

Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, об особенностях их повадок. Закрепить названия детенышей. Уточнить название жилища.
Закрепить знания об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) и оттенка - серого.

Развивающие:
Развивать связную диалогическую речь, умение согласовывать разные части речи.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать творческие способности детей; умение аккуратно, чисто работать с красками.

Воспитательные:
Воспитывать любовь к окружающему миру;
Чувство сострадания, желания помочь;
Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

Оборудование:
Декорация «лес», запасы белки- грибы.
Слайд-шоу на проекторе «Жители леса»
Каждому ребенку альбомный лист с изображением белого зайца, гуашевые краски серого цвета, ватные палочки, салфетки.

Ход занятия

В.: Какой сегодня хороший день, к нам гости пришли, давайте поздороваемся, улыбнемся им.

В:Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Почта:
«Срочно приходите, срочно помогите!
Происходят чудеса, не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите и нас срочно помирите!»

Жители леса.

В.: как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
В.: каких диких животных вы знаете?
В.: почему их называют дикими?
В.: какой-то волшебник всех животных заколдовал, теперь они не знают кто они такие, что им кушать, где жить, а главное, не узнают своих детенышей. Они просят нас о помощи, поможем?
В.: Но на чем можно отправиться в лес? Давайте вспомним, какие виды транспорта мы знаем.
В.: на самолете отправляются на дальние расстояния, поезд едет по рельсам, на корабле плывут по морю, в машине вмещается мало людей.
В.: Нас много или мало?

Звучит песня «Новогодний паровозик»
В.: кажется, мы доехали. Здесь очень красиво, но я не вижу ни одного лесного жителя. Звери, наверно, очень растеряны, ведь они забыли, кто они такие.

В.: Ой, смотрите, под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом.
Как вы думаете, кто это? ,

1 слайд Лиса.

В.: Рассмотрите лису и расскажите, какая она.
Лиса рыжая, красивая, хитрая. У нее пушистый, длинный хвост. Ее часто называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет шубку, она и летом и зимой рыжая.
-как называется детеныш?

2 слайд. Нора.

Под кусточком лисий дом. Как называется дом лисички?
В.: вход в нору узкий, длинный, а внутри нора просторная, удобная.
В.: кто знает, зачем лисе такой пушистый хвост? (следы заметать)

3 слайд. Медведь.

Кто это?
-расскажите, дети, медведь какой? (большой, бурый, добрый, у него мощные лапы, маленькие уши)
-как называется детеныш?
-что любит кушать?
- но зимой нет меда и ягод, что же медведь делает?
-где спит?

4 слайд. Медведь в берлоге.

Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок - малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

В.: Посмотрите, что я на елочке нашла? Грибы? разве на елочке растут грибы?
В.: что растет на елке? (шишки да иголки)Где растут грибы? (на земле)
В.: тогда чьи же это грибы? (запасы белки) Где же сама белочка?
5 слайд. Белка

В.: вот она смотрит на нас и просит помощи, ведь она забыла, кто она такая. Давайте, ребятки, мы расскажем про нее.
Какая у белки шубка? (рыжая, пушистая)
Ушки, хвост?
Как называется детеныш белки? (бельчонок)
Как называется ее домик? (дупло)
6 слайд. Белка в дупле.

В.: белки устраивают себе домик высоко на дереве. Давайте, вместе покажем, как высоко. (Встаем на носочки)
В.: как вы думаете, почему домик белки находится так высоко? (чтоб другие звери не могли достать ни ее, ни ее запасы)
В.: у всех животных есть свои домики: у медведя – берлога, у лисы – нора, у белки – дупло, а где же живет заяц? Какой у него домик?
В.: у зайки нет домика, под кусточком поспал и убежал, поэтому он быстро и бегает, потому что укрыться негде.
7 слайд. Заяц серый.

В.: Вот и зайка, давайте вместе рассмотрим.
Какие у него уши, хвост, шубка?
В.: заяц настоящий модник: зимой он носит беленькую шубку, а летом – серенькую. Как вы думаете, почему? (чтоб легче было спрятаться)
Ой, беда! Сейчас уже зима, а наш заяц до сих пор не поменял шубку, надо помочь.
Разукрашивание серого зайца в белый цвет (методом «тычка» ватными палочками)

8 слайд . Заяц белый.

В.: смотрите, заяц уже белый, мы ему помогли. Отличная работа, ребята, молодцы! Ой, он уже ускакал.

9 слайд. Волк

В.: У нас еще один житель показался.
Серый страшный и зубастый
Произвел переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех …

В.: расскажите какой он?

Пальчиковая гимнастика про волка
11 слайд Логово.

В.: у волка тоже есть дом, рассмотрите какой он. Его дом называется логовом.
Звучит грустная музыка, появляется волшебник.
В.: волшебник, что случилось, почему ты такой грустный?
Волшебник: я вчера нечаянно заколдовал всех животных в лесу. Расколдовать обратно не могу – слова забыл.
В.: не волнуйся, волшебник, всем животным мы уже помогли. Мы напомнили, кто они такие, где живут и что любят кушать.
В.: ребята, давайте расскажем волшебнику, каким животным мы помогли?А это какие животные?(дикие),а почему они- дикие?
Волшебник: Спасибо большое, вы меня так выручили.
А вы кто такие и откуда появились? (из садика)
Волшебник: что вы там делаете?
Волшебник: пришла моя пора вас радовать. Закрывайте глазки.
Волшебник произносит специальные слова и появляется огромная конфета.
В.: Как же мы поделим одну конфету на всех?
Волшебник еще раз просит закрыть глаза, колдует и из большой конфеты появляется много маленьких.
Волшебник благодарит за помощь и уходит.
В.: ой, ребята, уже очень поздно, пора возвращаться. На поезде будет долго, поэтому в группу вернемся на самолетах. Руки в стороны: завели моторчики, расправили крылья и полетели. В полёт отправляем самолёт.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Ребята, расскажите про диких животных, чтобы злой волшебник не смог их больше заколдовать. Вспомните, чем питаются, где живут, какие части тела есть у них, как называются их детёныши.