Тема: Кто такие звери? Звери – млекопитающие. Чем отличается зверь от животного

В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом, и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких зверей , которым не угрожало бы вымирание по вине людей.

Вмешательство человека в жизнь Природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, знать зверей, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

Вот список описаний зверей , имеющихся в интернет-энциклопедии "Гипермир":

Описание зверей

Алфавитный указатель

Архар - горный баран - очень красивое, стройное и крупное животное. Взрослый самец архара достигает в холке 125 сантиметров, а его вес порой превышает 200 килограммов. Рога у самцов очень мощные, крепкие и причудливо изогнуты в виде спирали. У самок рога очень тонкие, короткие и слабоизогнутые. Архары, как правило, окрашены в коричнево-бурый цвет на спине и на боках, а низ шеи и живот у них белоснежные.

Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу. Чаще всего это случается в сильные оттепели или во время большого дождя, когда вода попадает в нору и будит лежебоку. Весной, после пробуждения, барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи воды не располагают аккуратного зверя к дальним прогулкам.

Гиппопотам в переводе с греческого означает как "речная лошадь". Более распространённое название этого огромного животного бегемот. Вы, наверное, удивитесь, - что же общего между грациозной лошадкой и этим толстым неуклюжим обитателем африканских рек? Но не спешите судить по внешнему виду. Бегемот прекрасно передвигается в воде и по суше. Он быстро бегает, а в бою с ним вряд ли кто сравнится. Достаточно сказать, что у него практически нет врагов. Единственный, кто рискует нападать на грозного бегемота - человек.

Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый, непоседливый зверёк. В тёплую погоду летом белка постоянно в движении: она быстро спускается с ели на землю, тотчас быстро взлетает по стволу обратно, цепляясь за кору дерева длинными и острыми когтями, или перепрыгивает с ветки на ветку. Длинные задние лапки белки, как сильная пружина, дают такой толчок её телу, что зверёк перелетает расстояние до 10 метров. В это время её пушистый длинный хвост, как раскрытый парашют, помогает белке держаться в воздухе.

Род бизонов включает в себя два вида: европейского зубра и североамериканского бизона. Бизоны и зубры принадлежат к самым крупным стадным животным. Рост их достигает 2-4 метров, а вес - 1,5 тонны. Но, хотя величина и стадный образ жизни спасали их от хищников, эти великаны понесли тяжёлый ущерб от человека. Мало кто из диких животных так пострадал от человека, как бизон. Предки современного бизона - первобытные зубры.

Бобр уже давно пользуется всеобщим уважением, как искусный четвероногий инженер, лесоруб и создатель запруд. Он не только стал символом трудолюбия и упорства, но и многому научил людей. Некоторые приемы и инженерные решения в строительстве плотин люди позаимствовали у бобров.

Буйвол - это очень большой, массивный бык с огромными рогами. Эти быки бывают двух видов: индийские и африканские буйволы. Индийские, или водяные буйволы, одомашнены. Их разводят в Индии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, на Балканском полуострове и на Кавказе. Домашние буйволы - потомки дикого азиатского буйвола. В дикой природе эти животные ещё кое-где сохранились. Но их численность из года в год сокращается.

В таежных глухих лесах, на зелёных полянках, окружённых высокими деревьями, можно встретить маленьких зверьков, оживляющих лесную глушь и тишину. Эти зверьки - бурундуки. Бурундук - проворный и ловкий, похож на маленькую белку. Живёт он под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах он устраивает вместительные кладовые, где прячет зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна, семена трав. Но чаще всего зверёк для своих домиков выбирает дупла деревьев, как белки.

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Оборудование: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”. 1 класс; персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, интерактивная доска, учебное пособие, смайлики.

План урока:

I. Организационный момент – 1 минута.
II. Повторение ранее изученного материала
III. Знакомство с новым материалом – 15 минут
IV. Физическая минутка – 2 минуты.
V. Закрепление изученного материала – 9 минут.
VI. Итог урока – 3 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай – ка поскорей,
Что за птичка?

(Соловей)

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.

(Дятел)

4. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).

Молодцы! Итак, мы разгадали кроссворд и в выделенных квадратиках вы видите тему нашего урока. Какая тема нашего урока?
- Совершенно верно! Тема нашего урока “Звери”. Мы познакомимся с отличительными признаками зверей, то есть, чем они отличаются друг от друга, и разнообразием мира зверей.

III. Основная часть.

Приложение 1. Слайд 3. На слайде изображены животные (щука, аист, кузнечик, корова).

Расскажите, к какой группе относится каждое животное. Какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

(Кузнечик – насекомое, у которого есть крылья и шесть ног. Щука – рыба, тело покрыто чешуёй, живёт в воде. Аист – птица, тело покрыто перьями, есть крылья, летает).

Что можно сказать о корове? (Корова – животное).

Расскажите о строении коровы. (У коровы есть голова, шея, туловище, ноги, хвост, тело покрыто шерстью, есть вымя, она даёт молоко).

Вспомните тему нашего урока и назовите, к какой группе относится корова. (Корова относится к группе зверей).

Какой признак помогает определить, что животное относится к группе зверей? (Тело покрыто шерстью, животное даёт молоко).

Давайте проверим свои знания по учебнику. Откройте учебник на стр. 26, внизу страницы рассмотрите строение жирафа.

Учащиеся сравнивают строение жирафа, кота, коровы.

Сделайте вывод. (Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью).
- Что такое шерсть? (Шерсть – это волосяной покров животного, мех).

Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр.26 вверху страницы и назовите, какое животное – зверь? (Мышь – это зверь, потому что тело покрыто шерстью).

Мы с вами рассмотрели зверей: жирафа, корову, кота, мышь. По какому признаку можно разделить этих животных на две группы? (На домашних животных и на диких животных).

Сделайте вывод. (К группе зверей относятся как дикие животные, так и домашние животные).

Назовите диких зверей, домашних зверей.

Физическая минутка.

Приложение 1. Слайд 4. Ребятам предлагаются анимации животных, которые двигаются. Необходимо повторять движения за животными.

Приложение 1. Слайд 5. Найдите животных, спрятанных на этом рисунке, и вы узнаете задание.

Учащиеся называют животного, а учитель с помощью карандаша на интерактивной доске обводит ту часть тела, которая принадлежит этому животному.

Ответы: лось, медведь, заяц, белка.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание с изображением зверя.

1-я группа – определите, к какому виду относится животное заяц. По каким признакам определили?
2-я группа – определите, к какому виду относится животное лось. По каким признакам определили?
3-я группа – определите к какому виду относится животное медведь. По каким признакам определили?
4-я группа – определите, к какому виду относится животное белка. По каким признакам определили?

Заслушиваем выступление групп.

Внизу на стр.27 изображён чёрно-белый рисунок. Прочитайте задание к рисунку.

Найдите четырёх зверей, назовите их.

Чтобы правильно раскрасить рисунок, нужно знать, какое время года изображено.

Вспомните времена года.

Какое время года изображено? (Изображено лето).
Почему вы так считаете? (На деревьях изображены листья, медведь гуляет по лесу, зимой он спит).
Какого цвета шерсть у зайца летом? (Летом шерсть у зайца серая, а зимой белая)
Какого цвета шерсть у белки летом? (Летом шерсть у белки рыжая).

Учащиеся самостоятельно раскрашивают рисунок на стр. 27 учебника.

Приложение 1. Слайд 6,7,8. Ребята! Давайте посмотрим видеоролики и скажем, о ком идет речь. (олень, гепард, волк, лиса, тигр, слон, зебра, морж, обезьяна и т.д.)

Что объединяет всех этих животных?

(Эти животные – звери).

Приложение 1. Слайд 9. На слайде изображены летучая мышь, зебра, лев.

Чем питаются звери, представленные на слайде? (Летучая мышь – насекомыми, зебра – растениями, лев – животными.)

Какой вывод можно сделать? (Звери питаются животной и растительной пищей).

Приложение 1. Слайд 10. На слайде изображены ленивец, дельфин, тигр, крот.

Где обитают эти животные? (Ленивец – на деревьях, дельфин – в воде, тигр – на земле, крот – в земле).

Сделайте вывод о питании и обитании зверей. (Звери обитают там, где они приспособились к жизни и могут добывать себе пищу).

От чего зависит строение тела зверя? (Строение тела зверя зависит от места обитания).

Теперь рассмотрим рисунок вверху на стр. 27. Самостоятельно подготовьте ответы на вопросы.

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Был ли урок для вас интересен? Если да, то поднимите веселый смайлик и объясните чем? Если нет, то поднимите грустный смайлик и объясните почему?

Термины «звери» и «животные» многими обывателями, поэтами-песенниками и писателями используются практически, как слова-синонимы. И лишь те, кто не пропускал в школе уроки биологии, услышат диссонанс в использовании не к месту этих слов.

Звери – это один из подклассов Млекопитающих. В нем собраны представители всех ныне существующих на Земле млекопитающих, но из него исключены Однопроходные. Представители этого подкласса именуются еще Первозверями. К ним относятся ехидны и утконосы, имеющие один проход, откладывающие яйца, но выкармливающие своих детенышей молоком, выделяемым «первобытными», примитивными молочными железами.

Звери же своих наследников вынашивают в плаценте или в специальных сумках, яйца не откладывают, а детенышей выкармливают молоком, которое те высасывают из сформированных молочных желез. Интересной чертой зверей, кроме системы воспроизведения, является наличие внешних ушей, дифференцированных зубов, волосяного покрова и теплокровности.

Происхождением своим звери обязаны цинодонтам, небольшим организмам, которые появились в конце триаса. Массовое вымирание ящеров позволило пращурам современных зверей выжить и распространиться практически по всей земле, кроме внутренних районов Антарктиды.

Подотряд Звери насчитывает 28 отрядов, среди которых одними из самых выдающихся являются: Хищные и Китообразные, Копытные и Непарнокопытные, Приматы и Грызуны.

Животные – это одна из основных единиц живого мира. В старой классификации, которая использовалась в советской биологии, говорилось про существование Царства Животных, Растений и Грибов. Сегодня Животные — это царство, которое относится к домену Эукариот или организмов, чьи клетки имеют ядро. Животными занимается наука зоология, а сами организмы имеют ряд отличительных свойств, выделяющих их из прочих представителей живых организмов, населяющих Землю.

Царство животных удивляет количеством организмов и многообразием форм. К нему относятся одноклеточные и многоклеточные организмы. Целые таксоны отданы Губкам, Кишечнополостным, Первичноротым и Вторичноротым. В последней группе нашлось место для Типа Хордовых, в котором себя отлично чувствует множество известных обывателям организмов – от ланцетника до акулы, от змеи до Homo sapiens, от морской звезды до орла.

Выводы сайт

  1. Понятие животных намного шире, чем звери. Подкласс Звери лишь входит в Царство Животных.
  2. Представителей Царства Животных намного больше чем Зверей.
  3. Звери – это самый высокоорганизованный подкласс Царства Животных.

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

УРОК 36 Чем звери отличаются от других животных?

Тема. Чем звери отличаются от других животных? Цель: ознакомить учащихся с главными существенными признаками зверей; обогатить знания новыми сведениями о питании зверей; воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

Организационный момент

1.. Сообщение темы и цели урока

Каких животных вам приходилось наблюдать в природе, зоопарке, в парке?

Тема нашего урока - «Звери». Вы узнаете, как отличить зверей, животных и как звери выкармливают своих малышей.

II Восприятие и осознание нового материала

Беседа...

Рассмотрите рисунки (гепард, морж, кит, летучая мышь, дельфин, олень, олень, лошадь, корова, коза, носорог, жираф, еж, лиса, волк, хорек, лев. рысь, белка, медведь, кабан).

Кого вы видите на рисунках?

Кто «лишний»: гепард, морж, акула, кит?

Назовите среди них зверей, (Гепард, морж, кит)

Назовите признаки зверей. (Тело покрыто шерстью, 4 конечности)

Есть ли летающие звери? (Летучая мышь)

Чье плавающие звери? (Синий кит, дельфин)

Как зверей отличить от других животных?

Все звери выкармливают свое потомство молоком. Поэтому их еще называется савцями.

1. Работа по учебнику (с. 82-83)

Рассмотрите рисунки на стр. 82 вверху.

Каких животных вы узнали? Назовите их.

К каким группам относятся эти животные?

Подумайте: кто из этих животных - зверь?

Послушайте рассказ ежика Хитрячка.

Мы - звери - самые умные среди всех животных. Мы живем везде: на земле и под землей, у воды и в воде. Мир зверей разнообразен и богат . Хотя мы по-разному выглядим, но есть общие признаки.

Чем укрыто тело у зверей?

Чем они выкармливают своих малышей?

Рассмотрите фото на стр. 82 внизу.

Каких зверей вы знаете? Что вы о них знаете? Расскажите.

Запомните! Своих детей звери выкармливают молоком.

Работа в группах

Каких животных вы видите на фото (с. 83 вверху)? Докажите, что это звери.

Либо наземных, подземных, водных и летающих зверей вы увидеть? Назовите их.

Чем летучая мышь похож на других зверей, чем отличается? Докажите, что летучая мышь - зверь.

Летний вечер можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Летучие мыши - полезные животные. Они поедают вредных насекомых.

Работа в парах

Каких зверей вы видите на фото (с. 83 внизу)?

Найдите и покажите в разных зверей такие части тела: голову, шею, туловище, хвост и четыре конечности.

Задание для друга природы

Вспомните сказки и мультфильмы, где главные герои - звери. Какие у них привычки и повадки?

3. Физкультминутка

IV . Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Работа в парах

Расскажите соседу по парте любого зверя родного края так, чтобы он догадался, о ком идет речь.

2. Игра «Какой зверь?»

О каких зверях идет речь?

Косолапый. ..(медведь); косой... (заяц);

серый... (волк); сохатий... (олень).

V . Итог урока

Назовите признаки зверей.

Назовите домашних зверей нашего края.

Назовите диких зверей нашего края.

Приложение к уроку 36

Кроссворд «Звери»

1) Любит сладкое примат -

Это человека младший брат.

От бананов до безе Обожает... (шимпанзе),

2) По полю носится, овечек хватает. (Волк)

3) Лакомлюсь малиной

И медком пчелиным. (Медведь)

4) У кошки кисточки на ушах,

Чтобы звуки все внимательно слушать.

Ты не скажешь кошке: «Брысь!»

Осторожно, потому что это... (рысь).

5) Красноватой шубку имеет.

По ветвям она прыгает.

Хоть малая сама на рост,

И имеет большой хвост.

Как ожерелье, глазки...

Кто это? Попробуй отгадать! (Белка)