Демоны. Кто такие демоны


Демоны – все возможные духи-посредники между потусторонним и земными мирами. Демоны у людей ассоциируются со злом. Но в до и нехристианской культуре демоны были (и остаются) не только злыми и добрыми. Существуют плохие и хорошие демоны, а также те, которые творят и добро и зло. Науку о демонах называют демонологией.

«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Добрых демонов называют зудемонами, а злых – какодемонами. Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Добрый даймон мог быть духом-хранителем. Человек считался удачиливым, если имел рядом демона, помогающего ему. Духи-хранители нашептывали советы и верные решения своим подопечным. Злые демоны, наобород, вводили людей в заблуждение.

На протяжении всей истории маги и чародеи имели власть над демонами. Демоны часто признавались виновниками болезней, несчастий и одержимости. В древнем Египте существовало поверье, что если чародей изгнал какого-то демона, то он автоматически получал над ним власть.

Иудейская демонология -делит всех демонов на классы. Согласно КАББАЛЕ, власть тьмы исходит из левого ствола Древа Жизни и особенно из Гебура – сферы божественного гнева. По другой версии демоны родились из ночных кошмаров. Некоторые источники считают, что демоны заполняют пространство между Землей и Луной.

Существуют демоны, которые, подобно ангелам, действую в ночные часы, или злые духи, являющиеся причиной болезней. Некоторые демоны имеют печать, которая может быть использована человеком, взывающим к темным силам.

В старославянских языческих религиозно-мифологических представления злые духи, демоны назывались бесами.

С развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными лицами дьявола. По христианскоу учению светлые духи – это ангелы. Согласно Библии демоны – падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского периода все демоны стали отождествляться с падшими ангелами. Их верховным правителем был Сатана. Единственное предназначение демонов – подбивать людей на безнравственные поступки и становиться между людьми и Богом.

В средние века и в период Ренесанса демоны, как посредники дьявола стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.

Систематизация и классификация демонов появилась по крайней мере в 100-400 годах н. э. Христианские специалисты по демонологии XVI и XVII веков давали перечни демонов по их иерархии в аду, приписывая им различные обязанности и атрибуты. Так, например, каждый демон представлял определенную народность мира. Йоганн Вейер, составитель наиболее полной иерархии, подсчитал, что общее количество демонов составляет 7405926 рядовых духов, состоящих под командование семидесяти двух князей тьмы. Книги церимониальной магии также дают свою собственную иерархию. Среди самых могущественных демонов:

Асмодей – демон разврата, ревности, злобы и мстительности. Он стремится внести раздор между мужьями и женами, разрушает молодые семьи, сколняет мужчин к супружеской неверности. Он входит в число демонов, наиболее часто овладевающих людьми. Его считают одним из самых зловредных демонов сатаны. По описаниям он имеет три головы: великана-людоеда, барана и быка. Эти создания имеют нибольшую сексуальную распущенность. У него петушиные лапы и крылья (петух считается самой агрессивной птицей). Он ездит верхом на огнедышещем драконе.

Его образ уходит корнями в древнюю Персию. Он ассоциировалсяс демоном Айшма. Древние евреии считали, что родители асмодея – Наама и Шамдон. Асмодей был одним из серафимов, ангелов, наиболее приближенных к престолу Бога, но попал в немилость. По другим источникам, он был мужем Лилит, демона похоти. Легенда об Асмодее говорит о нем, как об отпрыске Лилит и Адама.

В средние века считали, что ведьмы подчинялись именно асмодею, а маги призывали его на помощь, стараясь обратить его мощь против своих врагов. Чернокнижники советовали обращаться к нему с непокрытой головой из уважения к его могуществу. Вейер утверждал, что Асмодей управляет игорными домами.

Астарот (или Аштарот) – демон, обладающий мужскими свойствами, но эволюционировавший из богини плодородия Астарты. В новом воплощении, он однако слабо проявляет свою мужскую природу. Он покровительствует ученым, обладает секретами прошлого, настоящего и будущего. К Астароту взывают во время некромантических ритуалов предсказания будущего. Он появляется в ивде ангела с человеческим обликом. Исходя из одних источников, он уродлив, по другим – наоборот, прекрасен. Тем не менее, от него исходит жуткое зловоение. Вейер говорит, что астарот – великий князь ада, и под его началом находятся 40 легионов демонов. По другим источникам, Астарот – один из трех верховных демонов ада.

Ваал – такое имя носили мелкие божества в древней Сирии и Персии. Однако великий Ваал был божеством плодородия и сельского хозяйства. Он был сыном Эла, верховного божества Ханаана, и властителем жизни. Он управлял циклом смерти и возрождения. Жители Ханаана покланялись Ваалу и приносили ему в жертву детей, бросая их в огонь. Христианский демон Ваал также был трехголовым: в центре у него была человеческая голова, а по бокам – кошачья и голова жабы. Ваал мог наделять мудростью и проницательностью.

Вельзевул – «повелитель мух». Он был князем демонов в древнееврейских верованиях и в христианском учении. В средние века ему преписывали огромную власть. Чародеи, взывавшие к нему, рисковали умереть от апоплексии или удушья. Призвав Вельзевула, было очень трудно прогнать его. Он появлялся в виде гиганстской уродливой мухи.

Он управлял шабашами ведьм. Они воспевали его во время ритуальных плясок.

Велиал (Белиал, Белиаль, Велиар) – «суета», «ничто», «небог», один из самых сильных и злых демонов Сатаны. Велиал предстает перед людьми в обманчиво прекрасном облике. Его речь приятна на слух, но он лжив и вероломен. Велиал подбивает людей на греховные поступки, особенно на сексуальные извращения, похоть и прелюбодеяние.

Древние иудеи считали, что Велиал был создан сразу после Люцифера и имел злую сущность от рождения. Он один из первых поднялся против Бога. После того, как он был изгнан с небес, он стал воплощением зла.

Вейер полагал, что Велиал командовал 88 легионами демонов (по 6666 демонов в каждом) и был представителем дьявольских войск в Турции. При его вызове необходимо было принести жертву. Велиал часто нарушал обещания, но если кто-то добивался его расположения, тот был щедро вознагражден.

Люцифер – «несущий свет», изначально ассоциировался с утренней звездой. В иерархии демонов Люцифер – император ада и стоит над Сатаной, одним из его наместников. Люцифер, призываемый заклинаниями, появляется в виде прекрасного ребенка. Он правит европейцами и азиатами.

Де́мон - в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или Духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о павших Ангелах, утративших благосклонность (милость) Господа.

Христианская теология, являясь наследницей раннего гностицизма и иудаизма , восприняла дуалистическое видение мира и Бога, согласно которому человеческие души и всё сущее есть поле битвы сил благого Бога и его противника,Сатаны, виновника всех зол. Пытаясь разрешить проблему появления зла в мире, созданном исключительно благим Богом, христиане последовали примеру гностиков и вывели причину зла из трагедиигрехопадения ангелов.

Согласно общераспространённому мифу, один из самых могущественных ангелов, стоявших перед лицом Бога (Денница, Люцифер) поддался одному из семи грехов - гордыне, и вознамерился захватить власть на небесах. Подстрекая прочих ангелов к мятежу, Люцифер собрал огромное войско, с которым выступил против сил света, возглавляемых архангелом Михаилом, но проиграл и был низвергнут на землю, где, подталкиваемый жаждой мести, стремился отвернуть верующих христиан от Бога, ввергая их в грех или насылая невзгоды, чтобы пошатнуть веру христиан и уничтожить источник этого «заблуждения». Падших ангелов христианская демонология так же видела в образах иноземных языческих богов, заставлявших поклоняться целые народы своим идолам как истинному и единому богу.

С момента падения мятежных ангелов с неба те утратили право носить звание посланников божьих и стали именоваться демонами, злобными духами. Таким образом, в христианстве, в отличие от многих древних верований, слово "демон" означает не сверхъестественного духа вообще, независимо от его природы, а исключительного духа злого, падшего ангела.

Однако, как отмечает А. Амфитеатров в своей книге «Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков», в самом священном писании для мифа о падении ангелов нет никаких решительных оснований кроме «толкования одного стиха у Исайи и нескольких тёмных мест в Новом Завете», а потому источник этого мифа, по мнению автора, следует искать в неканонических писаниях гностиков или мифологиях других народов с такой же ярко очерченной дуальной мировоззренческой позицией.

После того как ранние авторы (до 1550 г.) определили черты основной колдовской ереси, их положения дошли до авторов, боровшихся с колдовством и ведьмами на местах. В работах этих демонологов теория колдовства и демонологии продолжала совершенствоваться, обрастая всё большими изощрёнными деталями и подробностями. Поскольку авторы таких трактатов чаще всего были юристами, теологами или судьями на ведьмовских процессах, свои теории средневековые демонологи подкрепляли случаями из собственной практики, часто сильно преувеличивая и перетолковывая галлюцинации и поведение людей под пытками в соответствии со своим видением ситуации. В результате этого, образы демонов, персонифицировавших несправедливость мира, неизбежность лишений и страданий, а также ложных богов, деградировали до уровня существ с животными повадками, предающихся греху вместе с колдунами и ведьмами наоргиях во время шабашей .

Будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов .

Даймоны (демоны, гении) в древнегреческой литературе


Основные сведения о даймонах («гениях») в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа» и др.

В диалоге «Послезаконие» (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них - через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни - и они были, и ещё

Темные силы представлены разными демонами, причем у каждой сущности есть свои функции, так один отвечает за страх, а другой за пьянство. Чтобы защититься от них, люди испокон веков использовали разные амулеты. Есть перечень основных «злодеев», которые отличились в истории.

Что такое демонология?

Паранормальная наука, которая занимается изучением демонов, называется демонологией. С ее помощью можно не только узнать, историю существования того или другого представителя темных сил, но и понять, как можно выйти с ними на связь при помощи ритуала и контролировать. Христианская демонология не является сказкой и к ее изучению необходимо подходить максимально ответственно. Не рекомендовано контактировать с темными силами людям, у которых проблемы с психикой.

Кто такие демоны?

Есть разные определения демонов, например, считают их духами-посредниками между землей и потусторонним миром. Славяне называют их еще бесами, а христианская демонология – падшими ангелами, которые являются преградой между людьми и Богом. Многих удивит тот факт, что они могут быть, как хорошими (зудемоны), так и плохими (какодемоны). Слово «демон» – это «преисполненный мудрости». В иудейской демонологии темные силы делятся на определенные классы. Приверженцы вызывают демонов, чтобы те оказали им поддержку и помогли осуществить желание.


Демонология - все о демонах

Еще в древние времена люди не поленились и создали некую классификацию. Христианские специалисты в распределении ориентировались на существующую иерархию в аду, что позволило дополнительно делать акцент на их обязанностях. Самый главный падший демон – Сатана, который является главой демонической армии. Стоит сказать о том, что изучением темных сил занимается демонолог – оккультист, который знает все о бесах и злых духах.

Демон чревоугодия

Неумеренность и жадность в еде, которая уничтожает человека, принято называть чревоугодием. Ответственным за этот порок является демон Бегемот.

  1. Есть упоминания о нем в Библии, где его вместе с Левиафаном Бог демонстрирует праведнику Иову, чтобы доказать свое могущество.
  2. Перевод имени этого демона означает «животные», что непосредственно указывается на величину этого беса.
  3. В иудейских преданиях Бегемота называют царем зверей.
  4. Демонология считает, что этот демон может принимать форму любых крупных животных.
  5. Бегемот считает своей обязанностью вызывать у человека звериные наклонности, побуждая желание богохульствовать и сквернословить.
  6. Изображают его с головой слона и огромным животом. Еще его представляют с дополнительным лицом на груди. Это объясняется легендой, что произошел Бегемот от индийских существ.

Демон Бегемот

Демон пьянства

Демоническая сущность низшего плана, которая присоединяется к человеку, когда его собственные желания (пороки), начинают уничтожать энергетику, является лярвой. Через какое-то время она крепнет, а человек слабеет и тогда она с легкостью может им управлять.

  1. Многие считают, что лярва – демон пьянства, но она может управлять и другими зависимостями людей, усугубляя ситуацию.
  2. Прикрепившись к человеку сущность, начинает подталкивать человека к порочной зависимости. При этом он будет ощущать эйфорию от употребления алкоголя и других пороков.
  3. Со временем лярва проникает в физическое тело своей жертвы, что становится причиной возникновения многих заболеваний.
  4. Есть специальные обряды, позволяющие изгнать сущность, но без огромного желания человека справиться с ней нельзя.

Демон Лярва

Демон страха

Одним из самых сильных бесов, который олицетворяет собой силу разрушения и ужаса, является Абаддон. Некоторые современные иудейские источники, считают его ангелом, а демонические характеристики его приписываются только из-за жесткой сущности.

  1. Имя этого беса с еврейского языка переводится, как погибель.
  2. Большинство ученых уверяют, что Абаддон – демон, который изначально выполнял функции губителя, находясь на Божественной службе. Любовь к убийствам стала причиной изгнания его с небес в Ад, где он является главным военачальником.
  3. В Откровении Иоанна описано, как Абаддон ведет против человечества полчище саранчи, под которыми понимаются особые демоны.

Демон Аббадон

Демон зависти

Одним из смертельных пороков человечества управляет чудовище Левиафан. Упоминания о нем можно найти в Ветхом Завете и других религиозных источниках. Описание демонов у разных демонологов отличается, так и покровителя зависти считают бесом, адским принцем и даже верховным божеством.

  1. Левиафан является морским зверем, который обладает огромной силой и величиной.
  2. В книге Иова подробно объясняется замысел Бога по созданию этого существа.
  3. Представляют его огромным зверем, которое имеет две челюсти, покрыто чешуей и дышит огнем, благодаря чему он испаряет моря.
  4. Ученые считают, что в средние века часто ассоциировался с крупными морскими зверями, например, китом или кашалотом.

Демон Левиафан

Демон лжи

Самым главным среди бесов является Сатана, который управляет всеми пороками человека, заставляя его обманывать, совершать греховные действия и гневить Господа. Считается, что он изначально был главным помощником Бога, а затем, за свои греховные дела, Бог сбросил его в Ад.

  1. Демон Сатана традиционно представлен черным человеком огромного роста. В некоторых источниках описана его способность оборотничества и любимым обликом является змий, который и заставил Еву согрешить.
  2. Христиане считают, что Сатана является главой Ада, который принимает грешников, придумывая для них наказания.
  3. В христианских книгах ему приписывают многие негативные события, например, из-за него согрешили первые люди, он подговорил Каина на убийство своего брата, а еще предпринял попытки испортить ковчег, запустив в него мышь, которая грызла дно судна. Еще он создал все болезни.
  4. В демонологии дьявольским наваждением считают и самоубийства.

Демон Сатана

Демон жадности

В современном мире все чаще богатство и роскошь заставляют человека совершать греховные поступки. Считается, что покровительствует этому демон Мамона. На самом деле представления о нем не всегда правильные.

  1. Если человек главным в своей жизни считает финансовое благополучие, то говорят, что он одержим духом Мамоны. При этом некоторые служители уверяют, что сущность может помочь справиться с нищетой.
  2. Согласно легенде Дьявол был тем, кто подсунул людям в качестве бога материального счастья демона, поэтому можно найти упоминания, что предки приносили ему в жертву своих детей, чтобы тот подарил им богатство.

Демон Мамона

Демон блуда

В адской иерархии одной из первых позиций занимает демон Асмодей. Считается, что он входит в четверку самых приближенных к Люциферу бесов.

  1. Демон Асмодей имеет три лика: бычий, человеческий и ослиный. На ногах у него гусиные перепонки, а передвигается он на драконе.
  2. Его главным предназначением является разрушение семей, для чего он толкает мужчин и женщин на измены.
  3. Он считается покровителем воинов, поскольку он управляет стихией разрушения.
  4. Приписывают Асмодею власть над азартными играми, поэтому он является распорядителем игорных заведений Ада.
  5. Мир демонов наполнен разными противоречивыми утверждениями, так, например, есть версия, что Асмодей никогда не был падшим ангелом и он является потомком отношений Адама и Лилит.

Демон Асмодей

Демон отчаяния

Одним из самых часто упоминаемых властителей Преисподней является демон Астарот. Особое внимание ему уделяет Каббала, где он входит в перечень десяти архидьяволов.

  1. Демон Астарот имеет огромные силы, так ему открыты тайные секреты всех людей на земле. Его знания безмерны, например, ему известны истинные причины того, почему каждый из падших ангелов предал Бога. Это непосредственно отражается на его изображениях, где демон представлен с книгой в руках.
  2. Его считают одним из самых лояльных бесов. Представляют его покровителем людей, которые занимаются поиском истины.
  3. В некоторых источниках Астарота описывают членом Рыцарского Ордена Мухи.
  4. Изгнание Астарота было вынужденной мерой и протестом к социальной несправедливости.
  5. Главным противником со стороны добрых сил демона является Святой Варфоломей.
  6. Есть несколько версий, касающихся описания его внешнего вида. Есть вариант, что он передвигается на драконе и его облик безобразный. Дыхание демона имеет невероятное зловоние. Другой демонолог считается, что Астарота был прекрасным юношей, у которого за спиной были крылья ангела.
  7. Чтобы защититься от беса, необходимо использовать специальный магический перстень, который следует держать возле лица.

Демон Астарот

Демон уныния

Многие люди знакомы с состоянием подавленности и апатии, которое может привести к серьезным проблемам. Управляет унынием могущественный демон Бельфегор. Еще называют его Ваал-Фегором, Вельфегором и Ваалфегором.


Четкого понятия, что собой представляют демоны, не существует. Хотя с древних времен считалось, что демоны являются неким сгустком энергии, единственная цель которых – выжить, а так же являются нитью, соединяющей земной мир с потусторонним.

Трактовка понятия «демоны» и их предназначение

В христианстве, исламе и других религиях демоны – зло и являются приспешниками дьявола. По поверьям, демоны – это падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда того низвергли с небес Богом за его непослушание.

Предназначение демонов – заставлять людей совершать безнравственные поступки, отдаляющие человека от Бога и расшатывающие веру в Него. В средние века уличенных в связи с демонами причисляли к ведьмам и колдунам и сразу же казнили.

Демонология – учение о демонах. Здесь записано все об этих существах – их классификация, иерархия, поведение. Существует множество древних книг, позволяющих использовать заклинания для вызова, борьбы, подчинения и контроля этих существ.

Иерархия демонов по Йоханну Вейеру

Демонологи – специалисты в этой сфере, создали некую иерархию которой придерживаются демоны. Йоханн Вейер считал, что общее количество демонов 7405926. Главенствуют над ними 72 Князя Тьмы.

Приближенные к Люциферу демоны считаются самыми сильными. Наиболее могущественными из них считаются Асмодей, Астарот, Ваал, Вельзевул и Велиал.

Астарот – демон, являющийся в виде ангела в облике человека. Но при всем при этом от него исходит ужасная вонь. Под его подчинением находится 40 легионов демонов. Так же считалось, что некогда этот демон был богиней из Астарты. Но затем он изменился и приобрел мужские свойства, хотя не проявляет их. Астарот ведает обо всем – настоящем, прошлом, будущем.

Асмодей – демон мести и зла. Этот же демон (так же, как и его подчиненные) часто овладевает людьми. Является в виде человека с тремя головами – барана, быка и великана с крыльями и лапами петуха. Родом из Персии. Асмодей являлся ангелом, попавшим в немилость из – за своего поведения. По другим сведениям, он являлся чадом Лилит и Адама. Покровительствовал Асмодей ведьмам.

Ваал – сын Эла и Ханаана, управляющий жизнью и смертью. Родился в Персии. Кровавые жертвы, приносящиеся Ваалу, заключались в сожжении детей. Христиане изображали его трехголовым – с головой жабы, кота и человека. Жаба и кот считались мудрыми животными, и по поверьям, Ваал мог наделить человека проницательностью и мудростью.

Вельзевул является князем демонов. Безгранично могущественен и зол. Единожды вызвав его, избавится очень трудно, т.к. зачастую призвавшие его погибали. Появлялся в виде огромной страшной мухи. Вельзевул являлся покровителем ритуалов.

Велиал (Белиал, Велиар) – переводится его имя как «ничто», «суета», «небог». Самый сильный и злой демон. Имя оправдывает его характер. Считается, что по силе и могуществу он не уступает самому Люциферу. Является его правой рукой. Предстает перед человеком в прекрасном облике, с речью, способной заманить любого.

Однако, все это обман – Велиал вероломен и лжив. Часто подбивает на грехи и преступления. Но самое любимое его занятие -заставлять людей заниматься сексуальными извращениями и прелюбодеяниями. Похоть – главный козырь темного лорда. В подчинении Велиала находится 88 легионов, в каждом по 6666 демонов.

Представитель войск, находящихся в Турции. Для вызова этого демона приносилась жертва. Велиал часто отказывался от своих обещаний и нарушал их. Добившихся же его расположения, Велиал вознаграждал очень щедро.

Роль демонов в жизни человека

Демон – значит «преисполненный мудрости». Именно поэтому те, кто вызывал их, обращались за помощью в тех или иных вопросах, или же просили дать им знания. В некоторых источниках говорится, что есть добрые и злые демоны.

Человек, имеющий поблизости доброго помощника – демона был весьма удачлив. Злые наоборот, пытались навредить. Считалось так же, что человек, изгнавший демона из одержимого, получал над ним контроль.

Что такое демон? Этот вопрос, пожалуй, задает себе каждый, кто увлекается мистицизмом или эзотерической литературой. В широком понимании это сверхъестественные духи или существа, которые занимают низшее место относительно богов. Интересно, что в мировой религии и культуре можно встретить как добрых, так и злых демонов.

Определение демона

Отвечая на вопрос «Что такое демон?», следует обратиться к древнегреческой философии. В ней рассказывается, что в незапамятные времена, еще до нашей эры, существовало такое понятие, как Даймоний. Многие видные философы, среди которых Сократ, Платон, а также стоики и большинство их последователей, сравнивали Даймония с внутренним миром или голосом человека. По сути, так они обозначали нашу совесть.

А вот в римской мифологии, например, к демонам относились несколько иначе: так называли гениев. А в христианстве Даймониями величали ангелов-хранителей.

Существовало слово «демон» и у древних славян. Оно было синонимичным понятию «бес». С XI века на Руси так стали называть всех языческих богов вскоре после того, как по настоянию князя Владимира Красное Солнышко была крещена Русь.

При переводе Библии с греческого на церковнославянский язык слово «демон» так незаметно и трансформировалось в понятие «бес». При этом смысл остался прежним.

Демоническая природа

Ответ на вопрос «Кто такой демон?» искали многие народы в самых разных религиях. Широко эти мистические существа были распространены в Древней Греции. Расскажем поподробнее о том как их представляли в народе.

В античные времена связь между такими понятиями, как «бог» и «даймон» практически никогда не прослеживалась. В то же время и самих «даймонов» в этот исторический период не ассоциировали только с силами добра или зла. Философы тогда считали, что они изначально могут иметь любую природу, даже смешанную. Поэтому имели возможность творить не только зло, но и добро. Причем приблизительно в равных пропорциях.

Много сведений о даймонах содержится в знаменитом произведении Платона под названием «Диалоги», а также трудах Сократа. Он, в частности, утверждал, что все, что им делается, угодно его «доброму демону», который всячески отвращает автора от зла и наставляет на истинный путь.

Позже этот даймон Сократа у многих ассоциировался с Богом у Платона. Римский последователь этого философа Апулей подробно описал, кто такой демон, в своей книге «О боге Сократа». В нем он пространно рассуждает о наличии промежуточных существ между людьми и самим богом.

Подробно эта тема описана и у Платона в трактате «Послезаконие». Философ называет даймонов одной из разновидностей воздушных существ, которые входят в иерархию духов, занимая определенное место после богов и звезд. Они являются чем-то средним между людьми и богами, поэтому их желательно особенно почитать в различных молитвах. Платон был убежден, что даймон приставлен к человеку с самого его появления на свет и сопровождает его до самой смерти. При этом некоторые даймоны могли теоретически выступать в роли божеств в различных культах.

Стоики, которые считают себя последователями Платона, проводили параллель между даймонами и душами человека, считая, что они возвращаются в свою стихию после смерти.

Демоны в иудаизме

Что такое демоны, обсуждалось и в иудаизме. Хотя им не отводили самостоятельной роли, но упоминания об их существовании встречаются еще в эпоху таннаев. Согласно Талмуду, демонов создал сам Бог. Случилось это в сумерки, накануне первой субботы. Интересно, что прежде чем он успел их доделать, настала ночь, поэтому демоны остались без тел.

Иудаизм на вопрос «Что такое демон?» отвечает: эти существа занимают промежуточное положение между людьми и ангелами, проводят время в пространстве между луной и землей. При этом преимущественно предпочитают пустынные и нечистые места.

Христианское представление

Определение «Что такое демон?» в христианском представлении стало звучать так же, как сегодня, только в XI века. Именно тогда на Руси произошла масштабная эволюция термина. Уже после нее демонами стали называть не только практически всех сверхъестественных существ, но и богов, которым поклонялись во времена язычества. К этой же категории древние славяне относили всяческих зловредных духов и всевозможных мифических существ.

Христианство утверждает, что те духи, которые не стали отрицать бога, позже превратились в ангелов.

Спустя время появилось представление о падших ангелах, которое получило наибольшее распространение в католичестве. Это были ангелы, которые со временем утратили благосклонность бога и покинули небо.

Слуги Сатаны

Христианские священники, отвечая на вопрос «Что значит демон?», утверждают, что это слуги Сатаны, который живет в аду. Но при этом они способны бродить по свету в поиске душ, готовых к падению.

Интересно что и демоны, и ангелы играют важную роль в магической традиции, особенно в католицизме. Всевозможные культы тоже часто проникнуты демонологией, и бо́льшая часть из них восходят к каббале и гностицизму. В магической литературе можно встретить печати, имена и подписи духов. А также способы их вызывания, возможности и даже обязанности, которые они должны исполнять.

Значение слова

Значение и толкование слова demon происходит от древнегреческого слова, которое в первом варианте обозначает «дух» или «божество», а во втором - «распределяю» (в смысле судьбу).

Морфологически существует три значения этого понятия. Первое - религиозное. В этом смысле под демоном понимается падший ангел или дьявол.

Второе значение этого слова - мифологическое. В данном случае разговор идет о сверхъестественных существах или полубогах, которые занимают промежуточные состояния между богами и людьми, а также имеют возможность влиять на жизнь людей, народов и даже судьбы отдельных личностей.

Есть и книжное значение этого слова. Демоном обозначают что-то мрачное или тягостное, обычно бесконтрольно овладевающее человеком. Например, часто можно слышать о демоне алкоголизма.

Иерархия

Иерархия демонов подробно описана в специализированной литературе. Так, в средневековой Европе и среди оккультистов демонов делили на девять чинов. Первым это описал голландский врач и последователь учения по имени Иоганн Вейер в своей оккультной книге, которая была издана в 1588 году. В ней он привел подробную и скрупулезную классификацию демонов, а также дал всем желающим инструкции по вызову их в наш мир.

В эзотерической литературе можно встретить и другие описания иерархий демонов. По большому счету, их можно разделить на несколько групп.

Одна из них - демоны-гении. Они считаются хранителями, которые приставлены к каждому человеку, а также местности или предмету. Сюда же причисляют персонажей фольклора. Например, если говорить о славянской традиции, то это водяные, лешие и домовые. У других народов нимфы, дриады, шеду (хранители дворцов древних культур).

Отдельное место в этой иерархии отводится духам, не привязанным к какому-то конкретному месту. Это гномы, эльфы, русалки, черти, сатиры и суккубы.

Важная роль и у архонтов, которые занимают место персонифицированных природных сил. Они обязаны содержать в порядке естественный строй вещей, а также служить бессмертными прототипами всем живущим существам. Это роднит их с понятиями архетипа и различными идеями в философии. Яркий пример таких существ - деканы.

Демоны в культуре

В культуре образ демона используется достаточно часто. Один из последних примеров - фильм 2016 года «Демон внутри», снятый Андре Овредалом.

Картина начинается с обнаружения неопознанного трупа женщины в подвале дома. Ее убили, причем очень жестоко. На место происшествия прибывает офицер полиции, который выясняет, что преступник не оставил практически никаких следов. Вывод напрашивается сам собой: очевидно, это вторжение. К тому же полицейский начинает подозревать, что жертва пыталась покинуть дом.

Тогда он обращается к опытному патологоанатому по имени Томми Тилден, чтобы тот определил точную причину смерти. Сын доктора решает остаться, чтобы помочь отцу со вскрытием. Так как личность жертвы так и не удается установить, они называют ее между собой Джейн Доу. Это вышедший из употребления юридический термин, который обозначал женскую сторону в судебном процессе. В результате такая завязка приводит к увлекательному, не укладывающемуся в традиционное понимание, сюжету.