Нормативы качества среды. Нормирование качества окружающей природной среды

Чтобы получить объективную оценку, соответствующую уровню и качеству окружающей среды, необходимо проведение дифференцированного анализа одновременно по нескольким направлениям. Среди факторов, которые влияют на итоги оценивания, основополагающие составляющие экологической обстановки: воздух, вода, почва, продукты питания и многое другое.

Значение нормирования в природоохранной деятельности

Нормативы качества предназначены для специального ограничения воздействия вредных веществ. Как правило, вероятность появления множества токсинов и пагубно отражающихся на состоянии экологии микроэлементов крайне высока в процессе промышленного, аграрного и прочего производства, а также на протяжении всей жизнедеятельности общества.

Решение проблем в экологической сфере государства является принципиально важным моментом для нормального существования его населения.

Активно воздействующие на человеческий организм вредные вещества нередко приводят к развитию патологических процессов, включающих в себя различные осложнения и болезненные синдромы, в т. ч. токсического, мутагенного, анафилактического, злокачественного, эмбриотропного и гонадотропного характера.

Какие существуют нормативы качества природной среды?

Основная классификация данных показателей позволяет подразделить их на такие виды нормативов качества окружающей среды:

  • стандарты санитарно-гигиенической сферы;
  • комплекс экологических норм;
  • показатели в производственно-хозяйственной отрасли;
  • временные стандарты.

Каждый из указанных видов нормативов нуждается в более подробном рассмотрении, поскольку имеет весомое значение при составлении итоговой картины полученных результатов.

Блок санитарно-гигиенических нормативов

К нормативам качества окружающей среды относятся, в первую очередь, санитарно-защитные и гигиенические критерии. Например, последние подразумевают целый комплекс важных градаций, определяющих уровень в естественном природном фоне негативных компонентов.

Это вредных отравляющих веществ в воздухе, реках, озерах и грунтах; показатели допускаемого физического влияния (шум, радиация, вибрация, электромагнитное излучение), которые ни в настоящее время, ни в последующие годы не смогут отразиться на здоровье жителей и их потомков.

К примеру, если действующее вещество пагубно отражается на состоянии природного объекта в меньших концентрациях (в сравнении с воздействием на человеческий организм), то нормативы качества окружающей среды устанавливаются, исходя из интенсивности влияния данного компонента именно на элементы биосферы. Более высокие пороги показателей, обеспечивающие безопасность только человеку, во внимание не берутся.

Принципы разработки гигиенических стандартов окружающей среды

Если же снова говорить о гигиенических показателях, то здесь речь идет в первую очередь о токсикометрических критериях. Соответствующие дозировки, концентрации опасных веществ или последствия воздействия физических факторов вызывают схожие фиксированные реакции организма.

Неудивительно, что на сегодняшний день такие нормативы качества окружающей среды находят свое применение на территории постсоветских государств. В отдельных регионах, при более тяжелых условиях природной среды, могут быть установлены дополнительные нормы.

Санитарно-защитные нормативы

Санитарно-защитные показатели нормативов качества окружающей среды имеют иное предназначение. Их целью является полноценная защита здоровья населения конкретного региона или географического района.

К мероприятиям по приведению в соответствие с установленными нормами следует отнести:

  • обеспечение необходимой чистоты пунктов водопользования;
  • предупреждение неблагоприятного воздействия загрязняющих источников.

Стандартизация и нормы в экологической сфере

Экологические нормативы качества окружающей среды служат для определения предела антропогенного влияния на природную среду. В случае их превышения возникает угроза препятствия сохранению максимально подходящих условий жизнедеятельности человека и его природного окружения. Здесь также нельзя рассматривать указанные критерии в одностороннем порядке, поскольку они могут быть эколого-гигиеническими и эколого-защитными. Кроме того, огромное значение имеют и предельно допустимые нагрузки на природное окружение.

Экологические стандарты - нормативы качества окружающей среды, при утверждении которых в части гигиенических показателей важно подразумевать, что среди множества биоактивных организмов существуют виды более чувствительные к загрязнениям, по сравнению с человеком.

И если для людей установленные нормы могут быть на порядок выше тех, в которых нуждаются другие живые организмы, то рациональным решением будет введение пониженных нормативов с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности иным формам жизни.

Разновидности экологических нормативов

Незаменимыми являются эколого-защитные нормативные показатели, главным направлением которых является сбережение генофонда планеты, пополнение экосистем, сохранение объектов, имеющих историческую, культурную и природную ценность. Ярким примером использования подобных положений можно назвать организацию биосферных заповедных зон, природных национальных парков и т. д.

К нормативам качества окружающей среды относятся также и другие Предельно допустимые значения нагрузки на природную среду ставят перед собой задачу недопущения аномального истощения природных ресурсов и повреждения естественных экологических связей. Крайне важно добиться целесообразного планирования в использовании и воспроизводстве полезных ископаемых. Такие нормативы качества окружающей среды обычно получают путем длительных научных расчетов. В процессе определения точных пороговых значений особо важно обоснование допустимости степени промышленного воздействия на ту или иную естественную природную зону.

Производственно-хозяйственные положения в нормировании качества окружающей среды

В следующий блок включены положения, призванные обозначить низшие пороги показателей, возникновение которых допускается в производственно-хозяйственных отраслях. Изменить параметры реализации деятельности в данной сфере можно в основном посредством ограничения функций конкретного предприятия, вызывающего опасность с точки зрения специалистов в области санитарного и экологического нормирования. Самыми распространенными производственно-хозяйственными нормативами являются:

  • технологические стандарты;
  • положения, рассчитанные для рекреационных зон;
  • нормы, берущиеся в расчет при строительстве.

К первой подгруппе относят ПДВ, ПДС и ПДТ. Предельно допускаемые выбросы и сбросы вредных веществ в атмосферу, водоемы, а также объемы сжигаемого топлива устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнений в окружающей среде. Такие стандарты взаимосвязаны с профильной направленностью предприятия, количеством и характером вредного воздействия.

К вопросу ознакомления с градостроительными нормативами приходится обращаться при разработке обеспечения и гарантирования безопасности окружающей среды. Только в том случае может иметь место планировка и застройка населенного пункта.

В третьей группе сосредоточены другие стандарты. Нормативы качества окружающей среды в позволяют правильно пользоваться природными комплексами, оставляя условия для развития туристического и курортного бизнеса.

Что такое временные нормативы?

Временные нормативы устанавливают зачастую в тех случаях, когда по каким-либо причинам не имеется возможности рассчитать одни из вышеописанных показателей. Там, где нельзя разработать технологические, санитарные или гигиенические нормативы, прибегают к созданию временных положений.

Однако стоит отметить и тот факт, что с течением времени, учитывая научный прогресс, постоянно модернизируются технологии, оборудование, а значит, появляется возможность ужесточения нормативов с целью сокращения воздействия на окружающую среду.

Как проверить состояние воздушной среды?

Оценить качество отдельных элементов биосферы можно также с помощью многочисленных вариаций перечисленных норм. В частности, проанализировать состояние воздушной оболочки региона можно на основе нескольких инструментов:

  1. Предельно допустимое концентрирование вредных веществ в воздухе промышленной зоны. Данное нормирование подразумевает замеры концентрации вредных веществ в воздушной среде при восьмичасовом рабочем дне или 40-часовой рабочей неделе. Позволительным считается скопление веществ, не способное вызвать заболевания. Причем обнаружить профзаболевание можно не только в процессе трудовой деятельности, но и в будущем.
  2. Предельно допустимое концентрирование загрязнений в воздушной среде населенных пунктов. Субсенсорные (рефлекторные) реакции человеческого организма не должны возникать при получасовом вдыхании воздуха с позволительной концентрацией.
  3. Допустимое концентрирование загрязняющих веществ в воздушном пространстве рабочей полосы как временный норматив, действующий не более 2 лет.
  4. вредных и загрязняющих веществ в окружающую среду. Данный критерий необходим для максимального обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических положений в воздухе населенных пунктов с учетом сложных метеорологических условий. Такие нормативы качества окружающей природной среды действуют до 5 лет.
  5. Предельно допустимое число сжигаемого топлива. Указанный показатель гарантирует соблюдение всех требований санитарных служб, касаемых продуктов сгорания топлива в атмосфере населенных пунктов.

Значение нормативов качества водного бассейна

Огромное значение в системе санитарно-экологических показателей играет анализ состояния и загрязненности водного бассейна. Установленные нормативы качества окружающей среды, в частности водоемов, позволяют контролировать количество вредных и токсичных веществ, поступающих в воду. Предельно допустимые концентрации ни в коем случае не должны оказывать прямого или косвенного влияния на здоровье людей нынешнего, а также последующих поколений.

Гигиенические условия водопользования, в свою очередь, позволят сохранить качество водоемов, используемых для рыболовецких хозяйственных промыслов. Причем показатели допустимого концентрирования в таком водном бассейне всегда будут строже и жестче, чем аналоги, установленные для практически безрыбных рек, озер и ставков. Объяснить данный факт можно тем, что токсические и неорганические соединения имеют свойство аккумулироваться в организмах водных обитателей в существенных количествах.

Стандарты, необходимые для нормирования почвенных, шумовых и радиационных показателей

Оценивание почвенного слоя также происходит по нормативам, установленным согласно предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в пахотном слое. Отрицательное воздействие, которое способна оказать насыщенная токсинами и химическими компонентами почва при контакте с водой, воздухом, растениями, может косвенно сказаться и на здоровье человека. Расчеты нормативов действуют на протяжении трех лет.

Стандарты и нормативы качества окружающей среды включают в себя и другие показатели. К ним относят шумовые и радиационные критерии. Первая группа разработанных норм подразумевает фиксированные предельно согласно которым ежедневное и систематическое воздействие на здоровье человека не отразится негативным образом на его работоспособности.

Радиационное загрязнение биосферы должно постоянно находиться под контролем санитарных органов. Последствия чрезмерного или продолжительного накопления радиоактивных веществ в организме человека могут быть крайне тяжелыми. Известно, что ионизирующее излучение способно вызывать рак. Поэтому показатели данных нормативов должны подразумевать невозможность необоснованного облучения.

Нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий -- вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования от вредного воздействия источников загрязнения. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранения оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т. п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т. п.

Применение системы показателей предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс.

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного горного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного горного предприятия (объединения). Область регламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормативов лимитируют отходы и выбросы, в результате осуществления горных работ, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в биосферу в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем чтобы воздействие на природу было минимальным.

При оценке качества компонентов биосферы применяются различные модификации рассмотренных нормативов.

Оценка качества воздушной среды осуществляется на основе следующих нормативов.

  • 1. Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны - ПДКр.з, мг/м3. При ежедневной восьмичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в неделю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.
  • 2. Предельно допустимая максимальная разовая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест ПДКм.р, мг/м3. При вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.
  • 3. Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест ПДКс.с, мг/м3, которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.
  • 4. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны ВДКр. з, мг/м3. Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным уутем и действуют в течение 2 лет.
  • 5. Временно допустимая концентрация (ориентировочный / безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере ВДКв.в, мг/м3, размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.
  • 6. Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу ПДВ, кг/сут (или г/ч). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.
  • 7. Временно согласованный выброс ВСВ, кг/сут (или г/ч). Срок действия этого норматива не более 5 лет. Он устанавливается в том случае, если по объективным причинам нельзя определить ПДВ для источника выброса в данном населенном пункте.
  • 8. Предельно допустимое количество сжигаемого топлива ПДТ, т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоема ПДКв, мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования.
  • 2. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, ПДКв.р, мг/л. Величина последней для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКв. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.
  • 3. Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов ВДКв, мг/л. Нормативы, определяемые этим показателем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.
  • 4. Предельно допустимый сброс ПДС, г/ч (кг/сут), регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов. Величина ПДС определяется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекращения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии со следующими основными показателями.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы ПДКп, мг/кг. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
  • 2. Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы ВДКп, мг/кг. Устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

При оценке шумового загрязнения биосферы используются следующие показатели.

  • 1. Предельно допустимый уровень шума ПДУШ, дБ(а). Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоянии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой деятельности.
  • 2. Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) ДУШ, дБ(А), при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 3. Допустимый уровень ультразвука ДУУ, дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 4. Предельно допустимый уровень инфразвука ПДУИ, дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклонениям в состоянии здоровья, обнаруживаемым современными методами исследований, и нарушать нормальную трудовую деятельность.
  • 5. Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов ПДШХ. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.
  • 6. Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов ТДШХ, применяемая в тех случаях, когда по объективным причинам невозможно установить уровень ПДШХ. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срока действия стандарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды проводится с использованием показателей трех видов: основного дозового предела, допустимого уровня и контрольного уровня.

К показателям основного дозового предела относятся:

  • - предельно допустимая доза радиации за год для работающих с источниками радиоактивного излучения ПДД, Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, обнаруживаемые современными методами исследований, в настоящее время и последующие годы;
  • - предел дозы радиации за год для населения ПД, Дж/кг, который на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облучения людей.

Показатели допустимого уровня:

  • - предельно допустимое годовое поступление радиоактивных веществ в организм работающих ПДП, кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;
  • - предел годового поступления радиоактивных веществ в организм человека ПГП, кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;
  • - допустимое среднегодовое содержание радиоактивных веществ в организме (критическом органе) ДС, при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;
  • - допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т. д.) ДЗ, частица/(см2- мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирования мероприятий по защите и для оперативного контроля за радиационной обстановкой в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся:

  • - контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;
  • - контрольное содержание радиоактивных веществ в организме человека КС, кБк;
  • - контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека КК, кБк/м3.
  • - контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами КЗ, частица /(см2-мин).

Регламентирование содержания вредных веществ в атмосфере . Один из важнейших вопросов проблемы охраны окружающей среды -- необходимость постоянного обеспечения строгого контроля содержания вредных веществ и регламентирование их поступления в биосферу. С этой целью разрабатываются нормативы качества окружающей среды. К настоящему времени установлено значительное число нормативов по показателям ПДК для всех компонентов биосферы. Так, для воды водоемов их установлено свыше 1000, для атмосферного воздуха--более 800, для радиоактивных изотопов -- 700, а для почвы несколько десятков.

Регламентирование содержания загрязнений в атмосферном воздухе осуществляется на основе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (предельно допустимая максимальная разовая концентрация--ПДКм. р ) и предельно допустимой среднесуточной концентрации ПДКс.с . Для вредных веществ, влияние которых на организм человека не до конца изучено, установлены временно допустимые концентрации вредных веществ ВДКа.в, регламентирующие их содержание в атмосферном воздухе.

Основная физическая характеристика содержания вредных веществ в атмосфере -- концентрация, т. е. количество вещества, содержащегося в единице объема воздуха при нормальных условиях. Как правило, ее измеряют в мг/м3. Этот показатель характеризует физическое, химическое и другие виды воздействия на окружающую среду и относится к основным параметрам при регламентировании допустимых концентраций примеси в атмосфере. Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений в воздухе населенных мест устанавливают на основе лимитирующего показателя, т. е. такой концентрации, которая оказывается наименьшей при проведении исследований на запах, раздражающие действия и специфические проявления реакций организма.

Среди нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере особое место занимают среднесуточные концентрации, превышение которых указывает на возможность неблагоприятных токсических действий вредных веществ на организм человека. Максимальные разовые концентрации устанавливают для тех веществ, которые обладают в большей степени раздражающим и рефлекторным действием. Их устанавливают с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменения биоэлектрической активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных примесей. В том случае, если токсические реакции организма проявляются при меньшей концентрации вредных веществ, чем.рефлекторные или раздражающие реакции, то среднесуточные и максимальные разовые ПДК совпадают.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере населенных пунктов, установленные эмпирическим путем, регламентированы списком Министерства здравоохранения СССР от 1 августа 1978 г. с добавлениями от 11 октября 1979 г. и от 7 мая Г981 г., в соответствии с которыми установлены класс опасности вещества, допустимые максимальная разовая и среднесуточная концентрация примесей. Эти концентрации обосновываются клиническими и санитарно-гигиеническими исследованиями и носят законодательный характер.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в атмосферу, мг/м3

Максимальная Средняя

Разовая суточная

Диоксид азота.............……………0,085 0,04

Аммиак................…………………0,20 0,04

Сажа (копоть) .............…………….0,15 0,05

Сернистый ангидрид...........……...0,03 0,005

Оксид углерода...........…………….3 1

Фосфорный ангидрид..........……...0,15 0,05

Хлор…………………………………0,1 0,03

Пыль ………………………………..0,15-0,5 0,05-0,15

При совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих эффектом суммации (совмещенного действия), их суммарная концентрация не должна превышать единицы при расчете по формуле

С1 + С2 +… + Сn 1

ПДК1 ПДК2 ПДК n

где C1, С2, ..., Сn-- фактические концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе; ПДК1, ПДК2, … ПДКn-- предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

Эффектом однонаправленного действия (суммации) обладают, например, следующие сочетания вредных веществ: ацетон и ацетофенол; ацетон и фталевый ангидрид; ацетон и фенол; ацетон, фурфурол, формальдегид, фенол, ацетальдегид, винилацетат; бензол, ацетофенол, азон, диоксид азота; диоксид серы - и сероводород; формальдегид и оксид углерода; диоксид азота, формальдегид, гексан и т. д.

Регламентирование содержания примесей в воде. Регламентирование уровня содержания примесей в воде водоемов зависит от отнесения их к различным категориям водопользования. Различают две категории водопользования. К первой относятся объекты двух видов: 1) для централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения, водоснабжения предприятий пищевой промышленности; 2) для купания, спорта и отдыха населения, а также водоемы в черте населенных мест. Ко второй категории относятся объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к кислороду; для всех других рыбохозяйственных целей.

Тип водопользования, а также ближайшие к месту выпуска сточных вод участки устанавливаются органами и учреждениями Государственного санитарного надзора с учетом перспектив использования водного объекта.

При сбросе сточных вод в водоемы в обязательном порядке должны соблюдаться нормативы состава и свойства воды водных объектов соответствующих категорий водопользования.

Наряду с ограничениями допустимого роста содержания взвеси в воде водоемов лимитируется крупность взвешенных частиц, которые могут содержаться в сточных водах. Запрещается сбрасывать в проточные водоемы сточные воды, содержащие взвеси со скоростью осаждения более 0,4 мм/с, а в водохранилища -- сточные воды с взвесями, скорость осаждения которых превышает 0,2 мм/с.

Кроме требований по фракционному и массовому составу взвешенных веществ регламентируются также состав и свойства воды водоемов по следующим параметрам: наличие плавающих примесей, запах, привкус, окраска, температура воды, значение рН, состав минеральных примесей, биохимическая потребность воды в кислороде, количество растворенного в воде кислорода, наличие возбудителей заболеваний и ядовитых веществ. На поверхности водоемов не должно быть плавающих пленок, пятен минеральных масел и скоплений других примесей.

При сбросе сточных вод в пункте водопользования вода не должна приобретать запахи и привкусы интенсивностью более 3 баллов для морей и 2 баллов применительно к водоемам, обнаруживаемые непосредственно или при последующем хлорировании, а также сообщать посторонние запахи и привкусы мясу рыб.

Окраска воды должна обнаруживаться в столбике высотой не выше 20 и 10 см для водоемов соответственно первого и второго вида и морей.

В результате спуска сточных вод температура воды летом в водоемах первой категории не должна превышать более чем на 3° С среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет, а температура воды в рыбохозяйственных водоемах не должна быть выше естественной температуры этих водоемов более чем на 5° С.

Реакция воды водоемов по рН не должна выходить за пре-1делы 6,5<рН<8,5 после ее смешивания со сточными водами.

Полная биохимическая потребность в кислороде при температуре 20° С не должна превышать 3 мг/л для водоемов первого вида, в том числе и для рыбохозяйственных водоемов обоих видов, а для водоемов второго вида первой категории водопользования -- 6 мг/л.

Количество растворенного кислорода в воде водоемов после смешивания со сточными водами должно быть не менее 4 мг/л в любой период года в пробе, отобранной до полудня для водных объектов первой категории, и не меньше 6 и 4 мг/л в зимний период для рыбохозяйственных водоемов соответственно первого и второго видов, а также 6 мг/л в летний период.

При наличии в сточных водах возбудителей заболеваний вода должна подвергаться обеззараживанию после соответствующей очистки. При этом коли-индекс очищенных и обеззараженных сточных вод и вод водоемов не должен превышать 1000 палочек в 1 л воды при остаточном хлоре не менее 1,5 мг/л.

Основные требования к охране вод, а также комплекс требований к составу и свойствам воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, регламентируются Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в водоемах санитарно-бытового назначения -- максимальная концентрация, которая не оказывает на состояние здоровья человека сейчас и в будущем прямого или опосредствованного влияния, выявляемого современными методами исследований, при воздействии вредного вещества на организм человека в течение всей его жизни и не ухудшает гигиенические условия водопользования населения.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в воды водоемов, мг/л

Акриламид..………...... 0,01 Железо ………. 0,5

Барий …....…………….. 0,1 Кальций........... 180

Бензин топливный...….. 0,1 Кремний.......... 10

Бор..........……………… 0,5 Медь..........…... 1

Ванадий.......………….. 0,1 Сероуглерод....... 1

Вольфрам........……….. 0,05 Нефть.........…… 0,1

При наличии в воде водоемов вредных веществ, обладающих эффектом однонаправленного действия (суммации), санитарное состояние водоема должно определяться аналогично тому, как устанавливается суммарная концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе.

На горных предприятиях имеется множество разнообразных источников шума, влияющих на окружающую среду. В большинстве случаев уровни шума превышают нормативные. Человек по-разному реагирует на шум в зависимости от субъективных особенностей организма и привычного шумового фона. Считается, что шум с уровнем ниже 60 дБ вызывает психическое раздражение.

Раздражающее действие шума зависит от его уровня, спектральных и временных характеристик. Раздражающий эффект тональных, высокочастотных и импульсных шумов выше эффекта воздействия широкополосных, низкочастотных и постоянных во времени шумов одинакового уровня.

Нормируемыми параметрами постоянного шума являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц или уровни звука.

Непостоянный во времени шум нормируется эквивалентными уровнями звука постоянного широкополосного шума, оказывающего такое же воздействие на человека как и непостоянный шум. Значение этого уровня звука рассчитывается по результатам измерения уровней звука в дБ(А) в течение наиболее шумных 30 мин.

Стандартизация в области охраны природы . Особое место в системе мер по обеспечению охраны окружающей среды занимает стандартизация. Применительно к охране окружающей природной среды стандартизация -- это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к природе.

Стандарты качества окружающей среды представляют собой установленные компетентными органами государства научно обоснованные предельно допустимые нормативы состояния природы, превышение которых создает угрозу для человека и окружающей его природной среды.

Стандарты деятельности промышленных предприятий, учреждений и организаций, поведения граждан, стандарты нормативно-правовых форм разрабатывают с целью развития и конкретизации законодательства об охране природы. В стандартах закрепляют требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу.

Обеспечение качества окружающей среды требует выработки двух категорий взаимно дополняющих друг друга стандартов: природоохранительных и производственно-хозяйственных. Первые призваны характеризовать качественное состояние окружающей среды, ее объектов, регионов, комплексов, т. е. ПДК вредных веществ в компонентах биосферы. Вторые устанавливаются с целью соответствующего воздействия на реальный или потенциальный источник нарушения качества окружающей среды.

Принятая в СССР система государственных общесоюзных стандартов (ГОСТ) в области охраны природы включала стандарты: качества окружающей среды; деятельности предприятий, организаций, учреждений и поведения граждан; соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы. Эта система состоит из комплекса стандартов в области охраны и рационального использования вод (кодовое название "Гидросфера"), защиты атмосферы ("Атмосфера"), рационального использования биологических ресурсов ("Биологические ресурсы"), охраны и рационального использования почв ("Почвы"), улучшения использования земель ("Земля"), охраны флоры ("Флора"), охраны фауны ("Фауна"), охраны и преобразования ландшафтов ("Ландшафты"), рационального использования и охраны недр ("Недра").

К настоящему времени разработана система государственных стандартов, определяющих основные положения по стандартизации в области охраны природы, установления предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, правил по охране вод при бурении морских скважин для добычи нефти и газа, показателей качества вод различных видов водопользования, мер по охране недр и рационального использования минеральных ресурсов, по защите атмосферы от загрязнений, охраны флоры и фауны, рационального использования восстанавливающихся ресурсов и т. д.

В рамках этой системы разработано свыше 30 государственных общесоюзных стандартов. К их числу относятся: ГОСТ 17.5.1.01--83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения"; ГОСТ 17.2.1.04--77 "Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения"; ГОСТ 17.2.4.02--81 "Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ", ГОСТ 17.1.1.01--77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения"; ГОСТ 17.1.4.01--80 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах", и т. д.

В то же время работу по разработке системы стандартов нельзя считать законченной. Последующие этапы работы по стандартизации в области охраны окружающей среды должны быть направлены на дальнейшее решение вопросов, связанных с сохранением и повышением ресурсного потенциала страны, охраной ландшафтов, флоры, фауны, почв и использованием земель и т. д.

Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцированно по следующим направлениям: качество воздушного бассейна, водного бассейна, почвенного слоя, продуктов питания и др. Для оценки используют нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип: естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем предболезнь и в дальнейшем при сохранении той же интенсивности воздействия развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсические, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызывать болезни и даже приводить к летальному исходу.

Нормативы качества окружающей среды подразделяются на санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни допустимых физических воздействий -- вибрации, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также не влияющие на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма.

Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории бывшего СССР. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы допустимых воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья населения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования при неблагоприятном вредном воздействии источников загрязнения. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду. При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.

Применение системы показателей предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс. консумент экосистема норматив кислотный

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного горного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного горного предприятия (объединения). Область регламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормативов лимитируют отходы и выбросы в результате осуществления горных работ, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в биосферу в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем чтобы воздействие на природу было минимальным.

При оценке качества компонентов биосферы применяются различные модификации рассмотренных нормативов.

Оценка качества воздушной среды осуществляется на основе следующих нормативов.

  • 1. Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з), мг/м 3 . При ежедневной восьмичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч. в неделю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.
  • 2. Предельно допустимая максимальная разовая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест (ПДКр.з), мг/м 3 . При вдыхании в течение 30 мин. эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорньгх) реакций в организме человека.
  • 3. Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест (ПДКс.в), мг/м 3 которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.
  • 4. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны (ВДКр.з), мг/м 3 . Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным путем и действуют в течение 2 лет.
  • 5. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере (ВДКв.в), мг/м 3 , размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.
  • 6. Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), кг/сут (или г/ч). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.
  • 7. Временно согласованный выброс (ВСВ), кг/сут (или г/ч). Срок действия этого норматива не более 5 лет. Он устанавливается в том случае, если по объективным причинам нельзя определить ПДВ для источника выброса в данном населенном пункте.
  • 8. Предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ), т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоема (ПДКв), мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования.
  • 2. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, (ПДКв.р), мг/л. Величина последней для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКв. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.
  • 3. Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов (ВДКв), мг/л. Нормативы, определяемые этим показателем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.
  • 4. Предельно допустимый сброс (ПДС), г/ч (кг/сут), регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов. Величина ПДС определяется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она

подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекращения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии со следующими основными показателями.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы (ПДКп), мг/кг. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
  • 2. Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы (ВДКп), мг/кг. Устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

При оценке шумового загрязнения биосферы используются следующие показатели.

  • 1. Предельно допустимый уровень шума, (ПДУШ), дБ(А). Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоянии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой деятельности.
  • 2. Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) (ДУШ), дБ(А), при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 3. Допустимый уровень ультразвука (ДУУ), дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 4. Предельно допустимый уровень инфразвука (ПДУИ), дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклонениям в состоянии здоровья, обнаруживаемым современными методами исследований, и нарушать нормальную трудовую деятельность.
  • 5. Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов (ПДШХ). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.
  • 6. Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов (ТДШХ), применяемая в тех случаях, когда по объективным причинам невозможно установить уровень ПДШХ. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срока действия стандарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды проводится с использованием показателей трех видов: основного дозового предела, допустимого уровня и контрольного уровня.

К показателям основного дозового предела относятся: предельно допустимая доза радиации за год для работающих с источниками радиоактивного излучения (ПДД), Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, обнаруживаемые современными методами исследований, в настоящее время и последующие годы; предел дозы радиации за год для населения (ПД), Дж/кг, который на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облучения людей.

Показатели допустимого уровня:

  • - предельно допустимое годовое поступление радиоактивных веществ в организм работающих (ПДД), кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;
  • -- предел годового поступления радиоактивных веществ в организм человека (ПГП), кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;
  • - допустимое среднегодовое содержание радиоактивных веществ в организме (критическом органе) (ДС), при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;
  • - допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т.д.) (ДЗ), частица/(см/мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирования мероприятий по защите и для оперативного контроля за радиационной обстановкой в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся".

  • - контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;
  • - контрольное содержание радиоактивных веществ в организме человека (КС), кБк;
  • - контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека, (КК), кБк/м 3 .
  • - контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами (КЗ), частица/(см-мин). 1

Несовершенство рыночных механизмов России, как и других членов СНГ, обусловленное осуществляемыми структурными изменениями в экономике, привело к тому, что эти страны лишились могущества хозяина-монополиста в лице государства, которое могло бы решать экономические проблемы, но не развили понимания важности этих проблем у частного сектора. В результате региональные эколого-экономические проблемы России и других стран СНГ приобретают катастрофические размеры.

Данные нормативы условно подразделяются на три группы:

Санитарно-гигиенические;

Производственно-хозяйственные;

Комплексные.

Они обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными организациями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

а) санитарно-гигиенические нормативы качества

Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды – это нормы содержания загрязняющих веществ в окружающей среде, не оказывающие вредного влияния на здоровье человека и обеспечивающие здоровую эпидемиологическую обстановку. Они не связаны с конкретными источниками вредного воздействия и не регулируют их поведение. К ним относятся: предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ (ПДК – предельно допустимое содержание загрязняющего вещества в единице объема), предельно допустимые уровни воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. В настоящее время разработаны и утверждены многочисленные нормы ПДК вредных веществ для водных объектов, атмосферного воздуха, почвы.

По атмосферному воздуху установлены ПДК для 479 загрязнителей. Причем по каждому вредному веществу действуют два норматива – максимально разовая ПДК, направленная на предупреждение рефлекторных реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии, и среднесуточная ПДК – на предупреждение влияния, возникающего при длительном поступлении вредного вещества в организм. Нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах установлены для 192 загрязнителей, в почве – для 109.

Кроме санитарно бытовых норм ПДК для объектов окружающей среды действуют специальные нормы ПДК для рыбохозяйственных водоемов, нормы по чистоте атмосферного воздуха для лесной растительности, нормы для поверхностных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Указанные нормативы устанавливают ПДУ шума, вибрации, неионизирующих излучений, обеспечивающем сохранение здоровья, трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающих природную среду.

Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. Они устанавливают предельно допустимые безопасные для здоровья и генетического фонда человека уровни содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Данная группа нормативов устанавливается путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии;

б) производственно-хозяйственные нормативы качества

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают ограничения к источникам, оказывающим вредное воздействие на окружающую природную среду. К этой группе могут быть отнесены: технологические, строительные, градостроительные нормы и правила. Основными из них являются: предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ, а также нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ. Устанавливаются, согласно ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды», с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта, иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения.

ПДВ (ПДС) рассчитываются по каждому источнику выбросов (сбросов) вредных веществ с учетом ПДК и ассимиляционной емкости экосистемы, в которой расположен объект, производящий выбросы (сбросы). Они отражают предельные количественные величины загрязняющих веществ, которые разрешается выбрасывать в единицу времени из конкретного источника, а также лимиты – временно согласованные выбросы (сбросы) – для тех источников загрязнения, которые без совершенствования технологии не смогут выполнить нормативы ПДВ (ПДС).

Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

Нормы расхода ядохимикатов приведены в списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, разрешенными для применения в сельском хозяйстве;

в) комплексные нормативы качества

Комплексные нормативы качества устанавливают ограничения экологических нагрузок на экосистемы. К ним относятся предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон.

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов с учетом потенциальных возможностей экосистем к самовосстановлению, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экосистем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Различают отраслевые и региональные ПДН. Отраслевые ПДН регламентируют предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным видам природных ресурсов, например оптимальное число посетителей соснового бора в единицу времени, предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий. Региональные ПДН ограничивают воздействие антропогенных факторов на экосистему в целом, например, разработаны нормы допустимых воздействий на экосистему оз. Байкал, которые включают ограничения по использованию водных ресурсов, окружающих лесов, рыбных запасов и т. д.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий.

Санитарные и защитные зоны – это часть земельного и водного пространства, поделенного, как правило, на три пояса, в пределах которых устанавливаются особые режимы их использования. В первом поясе находится источник водоснабжения. В нем запрещается проживание, строительство и нахождение лиц, не связанных с работой на водопроводных сооружениях. Во втором поясе, охватывающем территорию, непосредственно окружающую источник водоснабжения и его притоки, запрещается такое ее использование, которое может вызвать качественное и количественное ухудшение источника водоснабжения. Ограниченная хозяйственная деятельность в этом поясе регламентируется органами санитарно-эпидемиологического надзора. Третий пояс включает территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот. Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками - предприятиями, транспортными средствами и т.п. При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона "Об охране окружающей природной среды", согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило. загрязнение качество природоохранный

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г. В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов - в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом "Об охране атмосферного воздуха" они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

В научной и учебной литературе по охране окружающей среды можно встретить суждение о том, что нормативы ПДК вредных веществ являются санитарно-гигиеническими. Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г. Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха".

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК. Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха - ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения - ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв - более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.