Космонавтика по-голливудски: как Илон Маск вернул в космос дух авантюризма.

Американский предприниматель Илон Маск вновь заставил весь мир затаив дыхание следить за космическим запуском. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, созданная его компанией SpaceX, отправила на гелиоцентрическую орбиту вишневый автомобиль. В сравнении с другими космическими разработками SpaceX, у этой ракеты, вероятно, меньше коммерческий потенциал, ее запуск неспроста был окружен романтически-фантастическим антуражем: Falcon Heavy – реальный шаг к пилотируемым полетам к другим планетам, о которых мечтает визионер Маск. Пожалуй, именно в этом – в мечтах и смелых планах – он обогнал российскую космонавтику особенно сильно.

Тяжелая ракета Falcon Heavy стартовала около полуночи по московскому времени 6 февраля с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Спустя две с половиной минуты два ее боковых ускорителя отделились и начали собственный маневр – им предстояло еще через пять минут совершить мягкую посадку на площадках неподалеку от места старта. Через три минуты семь секунд после пуска вторая ступень ракеты отделилась от центрального ускорителя, который тоже начал маневр для возвращения на Землю: он должен был приземлиться на плавучую посадочную платформу под названием Of Course I Still Love You – “Конечно я все еще люблю тебя” – в Атлантическом океане. Примерно через шесть часов очередным включением двигателей вторая ступень ракеты вывела на гелиоцентрическую орбиту полезную нагрузку – личный электрокабриолет Илона Маска цвета “полуночная вишня” модели Tesla Roadster. Теперь машина, за руль которой посадили манекен, одетый в новый скафандр производства SpaceX, начала свой полет по очень длинной орбите вокруг Солнца – и пройдет он под знаменитый хит Дэвида Боуи Space Oddity.

Этот космический запуск – большое достижение не только в космонавтике, но и в области маркетинга и PR – в практической плоскости преследовал две цели: во-первых, продемонстрировать работоспособность новой тяжелой ракеты, в два раза более мощной, чем все, что находится сегодня в эксплуатации на рынке космических запусков. Во-вторых, проверить, что новую ракету можно использовать для доставки груза на Марс: предполагалось, что автомобиль окажется на такой орбите вокруг Солнца, с которой в какой-то момент можно удобно и без больших затрат топлива “перепрыгнуть” на марсианскую орбиту.

Обе задачи выполнены не до конца. Ракета Falcon Heavy продолжает идеологию космических аппаратов компании SpaceX: для удешевления пусков их стартовые ступени способны возвращаться на Землю и использоваться повторно (правда, при этом сокращается полезная нагрузка – место занимает топливо, необходимое для возвращения). На этот раз из трех разгонных блоков успешно приземлились только два боковых, кстати, оба уже побывавшие в космосе в 2016 году, а вот у центральной ступени сработали не все тормозные двигатели, и она разбилась в воду в сотне метров от посадочной платформы. Что касается перспективного полета на Марс, тут все тоже не совсем гладко: последний, слишком долгий запуск двигателей второй ступени отправил автомобиль не к красной планете, а по протяженной траектории в сторону Пояса астероидов.

В то же время по-настоящему волновавшие специалистов этапы пуска прошли гладко – это и отделение двух разгонных блоков, и многочасовая работа второй ступени, крайне важная для будущих полетов к Луне и Марсу. А главное – теперь у Маска есть действующая сверхтяжелая ракета, способная выводить на низкую околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки. Для сравнения, российская базовая ракета-носитель "Союз-2" выводит на такую же орбиту от 2,8 до 9,2 тонны, тяжелый "Протон-М" – 23 тонны, перспективная "Ангара-А5В" до 35 тонн. Самая мощная из эксплуатируемых на сегодняшний день ракет-носителей, американская Delta 4 Heavy может доставить на низкую орбиту около 29 тонн полезной нагрузки, но стоить такой пуск будет порядка 400 миллионов долларов. Маск утверждает, что в перспективе старт Falcon Heavy обойдется меньше чем в 90 миллионов и за эти деньги на орбиту можно доставить груз, эквивалентный по массе пассажирскому авиалайнеру с пассажирами и топливом. Кстати, в истории были и более мощные ракеты – американская лунная ракета Saturn V, 13 раз запускавшаяся в 1960–70-е годы, могла доставить на низкую орбиту 140 тонн, а советская "Энергия", прославившаяся стартом с "Бураном" на боку, – 100 тонн.

Доля SpaceX на международном рынке космических запусков составила в 2017 году 45 процентов, доля России – 15 процентов (в четыре раза меньше, чем в 2013 году). В 2018 году Маск планирует захватить уже больше 60 процентов рынка, российская доля сократится до 10 или даже меньше. Впрочем, это происходит в первую очередь за счет более легкой ракеты Falcon 9 (из трех таких, грубо говоря, и состоит Falcon Heavy), новый сверхтяжелый носитель может пригодиться для не таких уж частых запусков тяжелых аппаратов, например спутников-шпионов, но создавалась эта ракета все-таки для более далеких путешествий. SpaceX разрабатывает программу туристических полетов к Луне (впрочем, пока не решено, будет ли для этого использована Falcon Heavy или ракета нового поколения BFR), но голубая мечта – исследование, а со временем и колонизация Марса.

Непилотируемая миссия к Марсу с посадкой на поверхность концептуально была предложена NASA еще в 2011 году, но на протяжении нескольких лет не могла получить финансирование. В 2016 году к перспективной программе подключилась SpaceX – было решено, что ракетой-носителем станет Falcon Heavy, а космический корабль будет создан на основе другой разработки SpaceX – аппарата Dragon 2, кроме того, Маск брал на себя большую часть финансирования проекта, тогда как NASA должно осуществлять техническую поддержку. Полет планировался уже на 2018 год, но прошлым летом Илон Маск заявил, что конструкция корабля несовершенна и он не сможет совершить успешную посадку на поверхность Марса. Старт программы отложен до 2020 года, а пока компания приступила к разработке нового космического корабля. Действующая ракета-носитель для него уже готова.

А что же в России? Недавно Роскосмос решил заморозить проект пилотируемых запусков нового космического корабля “Федерация” посредством тяжелой ракеты-носителя "Ангара" с космодрома Восточный. Он должен был стать частью перспективной Лунной программы, старт которой постоянно переносится на все более неопределенные сроки. Одновременно объявлено о разработке новой ракеты сверхтяжелого класса – КРК СТК, которая в перспективе сможет вывести на низкую околоземную орбиту до 90 тонн груза. Летные испытания ракеты-носителя, разработка и строительство которой обойдутся в 1,5 триллиона рублей, пройдут не ранее 2028 года. Проект запущен по указу Владимира Путина, вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что у ряда специалистов были сомнения в целесообразности создания такой ракеты, но "было принято волевое решение начать работу над этим проектом". Кстати, опыт запуска Falcon Heavy может помочь российским специалистам: если американская тяжелая ракета скомпонована как связанные вместе три ракеты Falcon 9, то российская будет связкой целых пяти ракет "Союз-5", если, конечно, до ее практического строительства когда-нибудь дойдет дело.

Реакция российских соцсетей на успешный запуск Falcon Heavy – смесь восхищения, конспирологических теорий и шуток над Дмитрием Рогозиным лично и российской космической отраслью вообще. Но все же преобладающий фон – досада. Ее причины лучше всего объяснил Виталий Егоров, ведущий популярный блог о космонавтике: Маск обогнал Россию не столько в технологиях и науке, сколько в мечтах и смыслах, а это, конечно, самое обидное.

Илона Маска произвел глобальный оглушительный эффект своей зрелищностью. Манекен в родстере, трек Боуи, синхронно приземлившиеся блоки первой ступени - все это произвело впечатление фантастического шоу. Голливудский масштаб постановки доставил огромное удовольствие всем фанатам Маска, однако (и это в каком-то смысле тоже было целью) заслонил истинные бизнес-масштабы произошедшего.

Начнем с того, что Илон Маск воспринимается широкой публикой как дерзкий мечтатель, мечтающий переселить человечество на Марс. Умело подогревая образ в меру чокнутого, в меру прагматичного предпринимателя, Маск фокусирует на себе глобальное внимание и чрезвычайно эффективно его капитализирует. Однако внимательно , в какую же, собственно, задумку он положил свои собственные первые $100 млн в далеком 2006 году? Звучало ли там слово Марс? Да, но скорее как курьез. С первого дня целью компании была обозначена великая и крайне прагматичная цель - космический интернет, раздаваемый глобально всему человечеству.

В предпоследнем раунде на $1 млрд инвестором стала компания Google, которая на данный момент внесла наибольший вклад в проект низкоорбитального интернета. И проект развивается полным ходом! Планируется, что он начнет приносить доход в $5 млрд уже в 2020 году, а к 2025-му вырастет до $35 млрд! Это, к слову, означает, что многотысячная группировка спутников (называются разные цифры, от 2200 до 4000 спутников) должна быть массово выведена в период до 2020 года. И как мы видим , сроки в целом выполняются. С возможным сдвигом в один-два года.

Вслед за SpaceX о проектах такого масштаба заявил британский проект OneWeb, за которым стоят Ричард Брэнсон и калифорнийский гигант Qualcomm, с такими же инициативами выступили Samsung и китайские космические компании. Количество выводимых спутников в этих констелляциях поражает воображение - по последним данным, OneWeb планирует запуск 640 спутников, которые будут развернуты буквально за несколько лет (планы постоянно плывут, но ожидается, что это произойдет не позднее 2020 года). Кстати, долгое время основной «рабочей лошадкой» для вывода этой констелляции планировались российские «Союзы». На данный момент OneWeb привлек $1,7 млрд в трех раундах инвестиций, крупнейшим инвестором стал знаменитый SoftBank, вложивший $1,2 млрд в 2016 году.

В свое время Samsung заявил проект по выводу 4600 спутников к 2028 году, что также станет массовым космическим проектом. Параметры китайской группировки не озвучиваются, но они также будут весьма масштабны.

Небесный Wi-Fi

Что же мы видим? Из всех заявленных проектов только проект Илона Маска подразумевает, что он будет использовать собственные носители для выведения спутниковой группировки. Потому, кстати, мы имеем меньше информации о его проекте - ему не нужно заранее контрактовать пуски (хотя в утекших в WSJ документах мы видим планы по запуску по 50 Falcon 9 в год, то есть практически еженедельные запуски в течение трех лет!). Иными словами, космическая интернет-инфраструктура требует на порядок больше пусков, чем вся текущая космическая индустрия.

Заявленный вес спутников OneWeb составляет порядка 200 кг, что означает, что суммарный вес группировки, которую надо вывести на орбиту, составляет 130 т. Группировка Маска будет в несколько раз «тяжелее». Китайцам и корейцам тоже понадобится выводить сотни тонн грузов, причем делать это практически ежегодно. Вот вам и ответ, откуда появился запрос на тяжелую и сверхтяжелую ракету, для которой раньше запросов и задач (кроме научно-престижных, таких как полет на Луну или Марс) не существовало.

Как становится понятно, Falcon Heavy - это промежуточная ракета для долгосрочной стратегии SpaceX, именно потому она и не подавалась на сертификации NASA для доставок грузов на МКС и других задач. Для этого есть «космический извозчик» Falcon 9, из которого, собственно, как из кубиков, и собрана тяжелая ракета. Судя по всему, задача «тяжеловоза» - обеспечить скорый и надежный транспорт на орбиту спутниковой группировки Маска и развернуть космический интернет в заявленные сроки (и видимо, первыми в этой новой космической гонке). И с ракетой, которая может вывести 63 т на низкую орбиту, - это существенная заявка на победу!

Итак, что же получается: Марс ни при чем, а красный родстер запулили в черный космос как в копеечку? И да, и нет.

Прагматичный инвестплан SpaceX, выполняемый пока весьма точно, никакого Марса не предполагает. Это все прекрасное шоу для энтузиастов. Однако уже в середине проекта стал понятен могучий синергетический эффект, который оказывает этот тренд на мировую космонавтику.

Космические инвестиции

Как только информация о планируемых массированных запусках спутниковых группировок просочилась в долину, там начался бум инвестиций в космос. В 2014 и 2015 годах наблюдался такой ажиотаж, что Space был самым быстрорастущим сегментом венчурных инвестиций. Были заявлены десятки проектов по малым спутниковым группировкам, которые предназначаются для дистанционного зондирования земли, поддержки навигации и других прагматичных задач. Прогнозное удешевление стоимости вывода сделали коммерчески привлекательными множество проектов, и начался бум создания микро- и наноспутников. Космическая индустрия получила второе дыхание и тут уже принялась за совершенно амбициозные проекты.

К ним следует отнести такие сверхамбициозные проекты, как и Deep Space Industries . Как следует из названия, компании предполагают добычу космических ресурсов на астероидах. Но с какой целью? Недавно это стало окончательно понятно. К слову, автор этих строк высказал почти год назад предположение об истинных планах этих компаний на заседании Экспертной коллегии Военно-промышленной комиссии, обсуждавшей стратегию Роскосмоса. И да, вскоре после этого в блогах компаний эта гипотеза была подтверждена. В чем она?

Суть в том, что на повестку дня поставлена задача создания в космосе - крупных орбитальных станций, способных к производству значительного количества различных изделий. Именно для решения этой задачи в космосе необходимо обеспечить добычу воды, кислорода, водорода (как топлива), а также материала для крупногабаритных конструкций. Откуда же их брать? Вариантов немного: сборка и утилизация космического мусора (заброшенных и отработавших ресурсы спутников), Луна и околоземные астероиды (орбиты которых проходят недалеко от Земли и которых в настоящее время обнаружено уже несколько тысяч).

Какая из моделей развития орбитальной промышленности победит, пока непонятно, однако к этой, следующей вслед за «космическим интернетом» гонке уже начали готовиться. Прорабатывать технологические аспекты, формировать проекты, готовить носители. К слову, в России также есть кое-какие перспективные наработки, а автор этих строк совместно с Сергеем Жуковым, руководителем AeroNet НТИ, ведет их активный поиск, но все же России эта гонка, будем честны, еще не коснулась.

Орбитальные производства пока не имеют своего «наполнения»: что именно производить в космосе будет выгоднее, чем на Земле, еще непонятно. Но тут сформировалась «обратная связь». Сама по себе возможность космического производства делает возможными (и счетным в инвестиционном плане) проекты по их разработке. К примеру, в России компания 3D Bioprinting Solutions при поддержке Роскосмоса планирует проведение тестовой печати органов человека в условиях невесомости. А ведь напечатать полый орган (например, сердце) из мягких тканей возможно только в невесомости. И если это удастся, то у огромного числа людей, ждущих пересадки, появится шанс получить напечатанное из клеток их собственного тела сердце, которое не будет отторгаться организмом!

Поделить бизнес в космосе

Проект «космического интернета» породил прорыв в удешевлении доставки грузов на орбиту. Снижение цены и появление «рынка доставки» сделало возможным планирование космического производства. Запуск десятков проектов по орбитальной добыче ресурсов и производству потянуло за собой амбициозные планы космического строительства. И у космоса появилось будущее как у гигантской инфраструктуры и индустриальной площадки. Об это недавно заявил и Джефф Безос, еще один миллиардер, вкладывающий ежегодно по $1 млрд личных денег (он аккуратно продает на эти цели небольшой пакет своих акций Amazon).

И все же при чем тут Марс?! Во-первых, это красиво! Во-вторых, это массово понятный бренд и цель. И в-третьих, до него земляне когда-нибудь долетят. Когда построят космические производства, способные собрать космический корабль на орбите. Когда удешевят доставку грузов на орбиту еще в 10-100 раз. Когда космос станет крупнейшей индустриальной площадкой. И когда в этом появится реальный практический смысл.

Пока же под красивые презентации о Марсе ведущие инвесторы и предприниматели мира делят ставший доступным пирог ближнего космоса. И планируют на этом сказочно обогатиться. Мы же, увы, в этом пока лишь зрители. И как показали последние дни, мы зрители, восторгающиеся мегашоу, но не понимающие, а что оно, собственно, означает.

Аэрокосмическая компания SpaceX Илона Маска запустила ракету-носитель сверхтяжелого класса Falcon Heavy из Космического центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди (мыс Канаверал, Флорида, США). В качестве полезной нагрузки использован груз в форме капсулы, внутри которого находится спортивный электромобиль Маска Tesla Roadster вишневого цвета, оснащенный несколькими камерами видеонаблюдения. Из электромобиля ведется прямая трансляция. Внутри Tesla Roadster должна непрерывно играть песня Space Oddity Дэвида Боуи. За рулем электрокара находится манекен в скафандре SpaceX.

Terry Renna / Associated Press

«Место назначения — орбита Марса. Она (Tesla Roadster. — прим.) будет находиться в далеком космосе миллиарды лет или примерно столько, если не взорвется во время взлета», — написал ранее Маск.

Ожидается, что Tesla Roadster выйдет на эллиптическую орбиту, которая протягивается от Солнца к Марсу. При этом на самом Марсе электрокар не окажется. Ранее Маск рассказал, что Tesla должен улететь на расстояние примерно 400 миллионов километров от Земли. При этом его скорость должна составить 11 километров в секунду.

— SpaceX (@SpaceX) 6 февраля 2018 г.

В разговоре с CNN Маск рассказал , что система возвращения из космоса боковых ускорителей ранее никогда не тестировалась. «Это действительно сумасшедшее количество энергии, и это действительно чудо, что ракета держится (скреплением трех. — прим.) вместе», — сказал он.

Решение использовать в качестве полезной нагрузки электромобиль было связано с тем, что первый запуск новой ракеты зачастую может оказаться неудачным. Представляя Tesla Roadster как полезную нагрузку, Маск писал , что для испытательных полетов новых ракет в этом качестве часто используют бетонные и стальные блоки. Он назвал это «ужасно скучным» и добавил, что решение отправить электрокар связано с желанием отправить к Марсу «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать».

При этом электрокар не выйдет непосредственно на Марс. Иногда Tesla сможет оказываться достаточно близко к планете. Ранее Маск говорил, что есть чрезвычайно небольшой шанс, что электромобиль попадет на Марс.

Для Falcon Heavy этот полет стал первым демонстрационным. О разработке ракеты-носителя Falcon Heavy Маск рассказал в апреле 2011 года. Сначала ее планировали запустить в 2013 году, однако позже дату неоднократно переносили.

CNN отмечает, что в случае выполнения плана, Falcon Heavy станет самой мощной в мире ракетой, совершившей подобный полет. По словам Маска, сегодня она уже является самой большой в мире ракетой. Falcon Heavy способна поднимать большую нагрузку, чем любая другая американская ракета — начиная с ракеты-носителя «Сатурн-5», которая использовалась для пилотируемой посадки на Луну — задач программы «Аполлон».

Это первый случай, когда частная коммерческая компания разработала такую ​​масштабную ракету полностью без государственного финансирования, отмечает The New York Times. Издание пишет, что для SpaceX запуск Falcon Heavy по сути означает демонстрацию того, что компания может намного больше, чем выводить спутники связи на орбиту и доставлять грузы NASA на Международную космическую станцию.

Прогнозируя запуск, Маск отмечал, что это именно тестовая миссия. Есть большая вероятность, что что-то пойдет не так, добавлял он. Маск также рассказывал, что обычно за день до запуска чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительным и счастливо», — сказал он накануне запуска, добавив, что это может быть и плохим знаком.

Из Космического центра Кеннеди были произведены многие известные пуски NASA, в том числе «Аполлон-11» в 1969 году — миссия, которая доставила на Луну астронавтов Эдвина Олдрина, Майкла Коллинза с командиром экипажа Нилом Армстронгом.

Маск рассказывал, что запуск Falcon Heavy поможет в будущем учесть детали для отправления людей на Луну и Марс. Ранее он анонсировал решение SpaceX организовать полет к Луне двух человек — не профессиональных астронавтов, а именно частных лиц, космических туристов — во второй половине 2018 года. Они должны облететь Луну, не совершая при этом посадки. Известно, что люди для этой миссии уже выбраны, однако пока Маск отказывается называть их имена. Он лишь говорил, что они знакомы друг с другом, не связаны с Голливудом и принесли компании значительные финансовые вложения для организации транспортировки. В ближайшее время они пройдут медицинский осмотр, после чего их начнут готовить к отправлению. Полет будет осуществлен на космическом корабле Dragon 2. SpaceX разрабатывает его совместно с NASA.

Надпись на одной из частей электрокара: «Сделано на Земле людьми»

Самая мощная на данный момент ракета Falcon Heavy стартовала 6 февраля (23:45 мск) с космодрома на мысе Канаверал. Компания SpaceX вела прямую трансляцию запуска. Какие достижения удалось перекрыть этим запуском, и какие проблемы ждут новую ракету.

Запуск прошел в целом успешно, однако не все цели были достигнуты. Например, полезная нагрузка - красный кабриолет Tesla Илона Маска - был успешно выведен на полетную траекторию и отправился в дальний космос под песню Space Oddity Дэвида Боуи. Первоначально планировалось, что она достигнет орбиты Марса, но позднее Илон Маск сообщил в своем твиттере, что траектория полета уводит Falcon Heavy в сторону пояса астероидов между Красной планетой и Юпитером.

Планировалось, что все три первые ступени будут посажены на Землю, что позволит их использовать в дальнейшем, однако центральный разгонный блок (работавший дольше боковых) не смог удачно сесть на морскую платформу «Of Course I Still Love You» в Атлантическом океане. В целом все эти мелочи незначительны, так как это первый в истории старт сверхтяжелой ракеты SpaceX. При этом Илон Маск имел наглость уже в первом испытательном пуске использовать три ранее использованные первые ступени.

Достижения

Глава космической компании ранее высказывал опасения, что ракета может взорваться на старте, однако успешный старт показал, что человечество научилось даже новые проекты запускать с первого раза. Справедливости ради отметим, что первые запуски «Сатурна-5» и «Энергии» также прошли успешно. Из сверхтяжелых ракет неудачным стал первый пуск только для советской лунной ракеты «Н-1», но ее и в дальнейшем инженеры не смогли заставить летать.

Falcon Heavy - самая грузоподъемная ракета на данный момент - она может вывести на низкую околоземную орбиту 64 т груза, а к Марсу - 17 т. До ее запуска самой мощной ракетой была американская же Delta IV Heavy, выводящая 28 т на околоземную орбиту. В XX веке летали более грузоподъемные сверхтяжелые ракеты-носители: американская «Сатурн-5» и российская «Энергия», однако их выпуск был прекращен.

Новая ракета обладает низкой стоимостью килограмма груза, выводимого на орбиту. Ее запуск оценивается в $90 млн, что дает стоимость килограмма выводимого на околоземную орбиту груза в $1500, теоретически это вдвое меньше текущих расценок. Также она может доставлять объекты на окололунную и марсианскую орбиты в разы дешевле сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System), которую альянс ULA разрабатывает для марсианской программы NASA: старт ракеты, выводящей 70 т на околоземную орбиту по оценкам экспертов обойдется примерно в $1 млрд, а первый старт запланирован только на конец 2019 года.

Ранее Илон Маск обещал первый старт Falcon Heavy в 2017 году, а уже в 2018 планировал отправить первых космических туристов вокруг Луны. Хотя планы немного сдвинулись, Falcon Heavy уже в ближайшее время дает возможность отправить людей на окололунную орбиту.

И проблемы

При всех достоинствах Falcon Heavy (FH), для нее практически нет целей. В отличии от SLS, которая имеет более мощные модификации, FH - это венец эволюции линейки ракет Falcon. Или тупик, как удобнее называть. Следующее повышение грузоподъемности и снижение стоимости перевозки грузов Илон Маск обещал в другой модели ракеты-носителя - BFR.

Текущая же версия Falcon Heavy действительно самая мощная, только целей для нее... практически нет. Delta IV Heavy, у которой FH перехватила звание самой мощной из действующих, совершала в год 2-4 запуска, так как большинство спутников и зондов можно вывести менее мощными, зато гораздо более дешевыми «Протон-М», Falcon 9 и другими носителями. Вероятность появления более тяжелых спутников пока мала.

Falcon Heavy способна выводить грузы на окололунную орбиту, но ее грузоподъемности недостаточно, чтобы доставить людей на Луну (и тем более Марс). А аппараты можно доставить менее мощными ракетами. Правда тут есть первая надежда для FH. США и Россия планируют построить орбитальную лунную станцию DSG. Хотя модули к ней потенциально способны доставлять и ранее существовавшие ракеты, но FH сможет доставить их больше за раз.

Наконец, возможность выводить на орбиту спутники тяжелее 30 т потенциально дает возможность создать такие аппараты, поэкспериментировать с массовыми запусками спутников, а если люди высадятся на Луне и Марсе, то Falcon Heavy может послужить дешевой рабочей лошадкой для доставки им воздуха, продовольствия и прочих жизненно необходимых грузов.

Правообладатель иллюстрации Elon Musk/Instagram Image caption Именно этот автомобиль должен улететь на орбиту вокруг Марса

Американский основатель SpaceX и Tesla Илон Маск во вторник попытается запустить в космос сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди.

Грузоподъемность Falcon Heavy как минимум вдвое превышает те же показатели любой другой ракеты.

Так как при первом запуске новых ракет частота неполадок и неудач довольно высока, настоящего груза на ней на этот раз не будет.

Вместо этого Илон Маск решил отправить в космос свой старый спортивный автомобиль Tesla вишневого цвета.

Автомобиль будет запущен на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса. Аудиосистема автомобиля, как сообщается, будет непрерывно играть хит Дэвида Боуи Space Oddity.

"[Автомобиль] удалится от Земли примерно на 400 миллионов километров и будет лететь со скоростью в 11 километров в секунду", - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник. "По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть, даже больше миллиарда лет", - добавил Маск.

Автомобиль оснащен тремя камерами наблюдения, съемки которых, как надеется Илон Маск, будут "эпическими".

  • Илон Маск объявил о планах по колонизации Марса
  • Какие прорывы в науке и технике ждут нас в 2018 году?
  • Новая космическая гонка: Россия взялась за сверхтяжелую ракету
Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy отправится в космос из Космического центра Кеннеди во Флориде

Ожидается, что тысячи людей соберутся близ мыса Канаверал, чтобы своими глазами увидеть запуск ракеты, который должен состояться в 13:30 по местному времени (21:30 по Москве).

Компания Маска SpaceX намерена установить ракету на пусковой станции за три часа до запуска. Если произойдут технические неполадки, в среду будет совершена вторая попытка.

По существу, Falcon Heavy представляет собой три ракеты Falcon 9, которые уже давно использует Space X, скрепленных друг с другом. Но конфигурация из трех ракет потребовала ряда модификаций, в том числе понадобилось укрепление центральной ракеты-носителя.

Правообладатель иллюстрации BBC Sport

27 двигателей Merlin способны создавать тягу почти в 23 000 килоньютонов, что вдвое больше того, на что способна ракета Delta IV Heavy компании United Launch Alliance, основного конкурента Space X.

70-метровая ракета Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 тонн груза.

На практике она вряд ли будет поднимать столь тяжелые грузы, так как Space X намерена возвращать на Землю ракеты первой ступени, с тем, чтобы их использовать вновь. Для этого необходим дополнительный запас топлива, что, соответственно, уменьшает тоннаж груза.

Но огромная сила тяги Falcon Heavy создает новые возможности в освоении космоса. Например:

  • Разведка и вооруженные силы США смогут запускать в космос гораздо более крупные спутники. На сегодняшний день размеры этих спутников зависят от технических возможностей существующих ракет
  • Станет возможным запуск спутников большими группами. Илон Маск, например, предлагал запустить несколько тысяч спутников и тем самым обеспечить высокоскоростной доступ к интернету во всем мире
  • В будущем можно будет отправлять более крупных и более продвинутых роботов на Марс или другие планеты Солнечной системы и прилегающие к ним луны
  • Также станет возможным отправлять в космос огромные телескопы. Наследник телескопа "Хаббл", телескоп "Джеймс Уэбб" перед запуском в 2019 году придется сложить наподобие оригами
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Илон Маск вынашивает большие планы по освоению космоса

На данный момент у Falcon Heavy всего несколько запланированных для клиентов запусков.

Ракета должна вывести на геостационарную орбиту в 36 тысячах километрах от поверхности Земли два крупных телекоммуникационных спутника.

По словам Рэйчел Виллайн из космической консалтинговой компании Euroconsult, основными клиентами, скорее всего, будут различные министерства и агентства американского правительства - от НАСА до министерства обороны, так как SpaceX уже имеет разрешение Пентагона принимать участие в секретных и не секретных миссиях.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption SpaceX научилась сажать ракеты-носители обратно на Землю, чтобы использовать их вновь

Но если запуск Falcon Heavy окажется удачным, это может поставить космическую программу США в неудобное положение.

Хотя НАСА, несомненно, найдет много применений этой ракете, агентство также разрабатывает свою собственную сверхтяжелую ракету.

Проблема - как для НАСА, так и для конгресса, - состоит в том, что на разработку Space Launch System (SLS) понадобится еще несколько лет. Более того, каждый запуск SLS, скорее всего, будет стоить около миллиарда долларов. Илон Маск утверждает, что запуск его ракеты обойдется всего в 90 млн.

Многие обозреватели уже задаются вопросом, как конгресс сможет объяснить необходимость финансирования SLS, если вскоре появится значительно более дешевая альтернатива.

Илон Маск - не единственный бизнесмен, интересующийся ракетами с большой грузоподъемностью, которые могут быть во много раз дешевле SLS.

Джефф Безос, глава Amazon, разрабатывает ракету New Glenn, которая смогла бы вывести на околоземную орбиту 45 тонн груза. Он также поговаривает о возможности разработки еще более мощной ракеты, New Armstrong.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Двигатели FalconX тестировались в конце января

Илон Маск подчеркивает, что запуск Falcon Heavy может столкнуться с трудностями.

Он объявил об этом проекте еще в 2011 году. Тогда первый запуск планировалось произвести в 2013 году.

Пять лет спустя Маск говорит, что шансы на провал запуска все еще велики.

"Если все пойдет не так, будем надеяться, что это произойдет не в момент запуска, а гораздо позже, чтобы у нас было время собрать как можно больше информации", - сказал он.

"Я буду считать успехом, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется прямо на месте. Это чуть меньше двух миллионов килограмм в тротиловом эквиваленте. Если эта вещь взорвется, тут мало чего останется".

Добиться слаженной работы всех 27 двигателей и полностью контролировать первую стадию запуска чрезвычайно сложно.

Советские инженеры четыре раза пытались запустить пятиступенчатую ракету Н-1 с 30 двигателями. Ни одна не дошла до орбиты.

Однако Илон Маск и SpaceX уже разрабатывают ракету под названием BFR с 31 двигателем.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption 27 двигателей Falcon Heavy