Люди любящие причинять себе боль. Анатомия мазохизма: почему некоторые люди получают удовольствие от боли

Шлепки и связывание во время секса уже мало кем воспринимаются как что-то извращенное. Девушка в кожаном белье с ремнем в руке - распространенный в массовой культуре сексуальный образ. Однако тем, кто далек от БДСМ-практик, все же сложно понять, как боль может возбуждать. Разбираемся, почему неприятные ощущения граничат с удовольствием.

Боль усиливает ощущения

Одна из причин, почему люди наслаждаются шлепками или другими видами физического воздействия, - это усиливает удовольствие от ласк. Сама боль может быть мучительной, но к месту удара приливает кровь, отчего эта область становится чувствительней.

Примерно так работает спанкинг - шлепки по ягодицам стимулируют кровообращение в области гениталий. Специалисты по качественной порке рекомендуют начинать с легких ударов, разогревая ткани и постепенно усиливая шлепки.

Людей возбуждает все запретное

Для некоторых людей БДСМ - способ выйти за собственные границы. Их привлекает изучение ощущений и практик, которые не вписываются в норму. Сексуализирована может быть не сама боль во время секса, а табу, которое действует в отношении нее. Чувство стыда для таких людей тесно сопряжено с удовольствием. Нарушать запреты в обычной жизни опасно, поэтому они реализуют это желание в сексе.

Секс может быть формой бегства от реальности, и это часть его привлекательности, - рассказывает доктор и ведущая подкаста SexWithDrJess Джесс О’Рейли. - Если ваш образ жизни или отношения стабильны и предсказуемы, вы можете уйти от этой реальности, включив в свою сексуальную жизнь более разрушительные элементы.

Дело в химии мозга

Еще одно объяснение, почему люди любят боль во время секса, сводится к химии мозга. В ответ на удар тело выбрасывает в кровь гормоны, в том числе эндорфины, которые, как известно, тесно связаны с удовольствием и ощущением близости между партнерами. По словам эксперта по сексу и профессиональной домины Лолы Жан, в неврологическом отношении грань между удовольствием и болью довольно тонка. Рецепторы боли и удовольствия могут реагировать похожим образом, высвобождая мелатонин и серотонин. Тем не менее эксперт отмечает, что не у всех реакция на боль будет одинакова. Жан считает, что женщины больше восприимчивы к физическому воздействию, а мужчины - к словесному. Разумеется, это только ее наблюдение, и оно не означает, что в нем нет исключений.

Физическая боль может быть способом исцелиться психологически

Тяга к БДСМ не ограничивается только физическими причинами, гораздо чаще ответ кроется в психологии. Как считает О’Рейли, использование физического воздействия для получения удовольствия может поменять отношение к боли в принципе. Если в прошлом человек жил в страхе и постоянных попытках избежать неприятных ощущений (не важно, физических или моральных), создание связи между наслаждением и болью поможет справиться со своей тревогой.

Принять боль, увидеть, как твое тело может ее выдержать, понять, что опыт, который должен был быть плохим, доставляет наслаждение - исцеляющая практика. Эксперты отмечают, что люди могут получить удовольствие от боли только в том случае, если она не несет угрозы для жизни. Примерно по этой же причине мы стремимся к другим неприятным, но безопасным переживаниям: просмотру триллеров, катанию на американских горках. Именно на теории «легкого мазохизма» и основан БДСМ, ведь обязательное условие этой практики - добровольное согласие всех участников и возможность прекратить происходящее в любой момент.

Как считаете, может ли боль доставить удовольствие?

  • Мазохисты - мужчины и женщины, для которых переживание телесной и душевной боли становится необходимым условием наслаждения.
  • Сексуальный контакт в практиках мазохизма возможен, но не обязателен. Зато обязательны подчинение и чувство собственной уязвимости.
  • Наше переживание можно считать мазохистским, когда мы одновременно испытываем унижение и удовольствие.

Связанные за спиной руки, черная повязка на глазах, кляп во рту, до крови иссеченные ягодицы… Кажется, эти фотографии скорее могли бы вызвать страх или жалость, но в голосе 30-летней Яны, которая раскладывает их на столе, звучит сдержанная гордость: «Это все я, хотя и в разное время». Смысл болезненных упражнений в том, чтобы снять напряжение и ощутить удовлетворение. Хотя способ, которым мазохисты этого достигают, может показаться странным тому, кто привык получать удовольствие иначе.

Трудно поверить, что физическая боль может быть приятна, хотя с точки зрения физиологии в этом нет ничего удивительного. «У человека, который испытывает боль, в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, - рассказывает сексолог Ирина Панюкова. - Эти гормоны удовольствия - природные анальгетики, которые уменьшают чувство боли и помогают организму приспосабливаться к нагрузкам. Одновременно выделяется и адреналин, вызывающий бодрость и возбуждение». Эндорфины и адреналин - тот же гормональный коктейль, ради которого другие покоряют горные вершины и подвергают себя спортивным нагрузкам. «Для меня переживание боли оказалось своего рода инициацией, - рассуждает 42-летний Эдуард. - Мне нравится исследовать свои ощущения, выдерживать все более сильные воздействия. По окончании сессии я испытываю не просто удовлетворение, я чувствую себя победителем».

Только получив первый опыт подчинения, я поняла, чего мне не хватало

Чувство освобождения

«Для меня боль лучше любой медитации, - признается Яна, - я растворяюсь в ней без остатка, в это время просто невозможно думать ни о чем другом. Результат, по-моему, сравним с духовными практиками - чувство полного освобождения, открытости для жизни». Но физической болью переживания мазохиста не ограничиваются. Многим нравится переживать также нравственную боль, получая удовольствие от стыда, унижения, подчиненности, от собственной беззащитности и уязвимости. «Самоотречение, способность к жертвам, отказ от своих потребностей - эти черты присущи в какой-то мере всем нам, и мужчинам, и женщинам, - замечает Ирина Панюкова. - Именно они, в противоположность крайнему эгоизму, делают возможной жизнь в обществе. Но в психике некоторых людей эти черты выражены сильнее». Соединяясь с сексуальными потребностями, они приводят их в «Тему». Так называют свои практики, включающие боль и подчинение, их участники. Остальные отношения для них - «ваниль». «У меня было много ванильных отношений, - продолжает Яна, - но даже когда все складывалось хорошо, оставалось смутное чувство, вроде легкого голода или тоски. И только когда я получила первый опыт подчинения, я поняла, чего мне не хватало». Похожим образом описывает свои переживания Эдуард, который в Теме уже 15 лет: «Довольно долго я не мог понять, чего я хочу, и выбирал женщин, которые сами мечтали подчиняться, а этого я им дать не мог. Или, наоборот, властных, но неумелых, они причиняли мне много бесполезных страданий».

Секс без секса?

Тематические отношения могут включать сексуальный контакт, но это вовсе не обязательно. «Если считать, что секс - это сочетание личных отношений и интенсивного физического контакта, то Тема уже является сексом сама по себе», - замечает Яна. Иногда участники встречи даже не обнажаются. 29-летний Павел, «верхний» (тот, кто причиняет боль «нижнему»), отвергает саму мысль о возможности сексуального контакта: «Не сомневаюсь, что мои «нижние» хотели бы этого. Но условие, которое делает наши отношения тем, что они есть, это то, что вся власть и контроль сосредоточены в моих руках. А в соитии партнеры в какой-то момент могут оказаться на равных. Для наших отношений это недопустимо».

Подобно тому как обычный (генитальный) сексуальный контакт может состояться и в отсутствие каких-либо личных отношений между партнерами - таков, например, секс за деньги - так и мазохистская сессия может быть обезличенной, и тогда она похожа на предоставление оговоренных услуг. Но иногда партнеры живут вместе и даже заключают браки, которые для внешнего наблюдателя не отличаются от супружеских отношений. И так же, как в других парах, секс может быть или не быть частью их совместной жизни. Молодая пара, 32-летний Борис и 26-летняя Зоя, живут в одной квартире полтора года и для соседей выглядят как обычная семья. Лишь немногие близкие друзья посвящены в суть их отношений. «Борис мой господин, - рассказывает Зоя. - Иногда он приказывает мне заняться сексом с кем-нибудь на стороне. Потом я все рассказываю ему». Зоя считает, что их связь «куда прочнее романтической любви. В ней много доверия и благодарности. Мы хорошо знаем свои особые потребности, мы их признаем и бываем признательны тому, кто умеет их удовлетворить».

Однако, с сексом или без, мазохизм связан с сексуальностью самым тесным образом. «В семье может и не быть физических наказаний, но если родители или другие старшие внушают ребенку, что сексуальность - это нечто постыдное, то, чего следует избегать, то, вырастая, он продолжает чувствовать, что его сексуальные импульсы - это нечто такое, что заслуживает наказания»,– объясняет Ирина Панюкова. Боль и унижение, которые он получает в мазохистских отношениях, становятся таким опережающим наказанием, своего рода индульгенцией, получив которую мазохист позволяет себе испытать наслаждение.

«Можно заниматься любовью или нет, но нельзя не заниматься своей сексуальностью, - подчеркивает Ирина Панюкова, - поскольку это неотъемлемая и важная часть нашей личности. Отвергая ее, трудно чувствовать себя в полной мере собой». Мазохистские практики позволяют отвергаемым частям личности воссоединиться с целым, и человек испытывает от этого сильнейшее облегчение, сравнимое с восторгом.

Благодаря подчиненному положению мазохиста с него полностью снимается ответственность - и за его поведение, и за чувства, и даже за то, как он выглядит. «Мне иногда казалось, что я недостаточно добра и красива, - вспоминает Яна, - но если я недостаточно хороша для любви, то я в любом случае достаточно плоха, чтобы меня наказывали».

«Жгучая боль приводила меня в восторг»

Мазохизм - производное от фамилии австрийского писателя XIX века Леопольда фон Захер-Мазоха. Он создал образ героя, который получал наслаждение, когда с ним жестоко обращались властные женщины. В романе «Венера в мехах» он описывает отношения красавицы Ванды и влюбленного в нее мужчины по имени Северин.

«– Северин, предостерегаю тебя еще раз, в последний раз… - прервала молчание Ванда.

Если любишь меня, будь жестока со мной! - умоляюще проговорил я, подымая глаза на нее.

Если люблю тебя? - протяжно повторила Ванда. - Ну хорошо же! - Она отступила на шаг и оглядела меня с мрачной усмешкой. - Так будь же моим рабом и почувствуй, что значит отдаться всецело в руки женщины!

И в тот же миг она наступила ногой на меня.

Ну, раб, нравится тебе это?

И взмахнула хлыстом.

Я хотел встать на ноги.

Не так! - приказала она. - На колени!

Я повиновался, и она начала хлестать меня.

Удары - частые, сильные - быстро сыпались мне на спину, на руки, каждый врезывался мне в тело, и оно ныло от жгучей боли, но боль приводила меня в восторг, потому что мне причиняла ее она, которую я боготворил, за которую во всякую минуту готов был отдать жизнь.

Она остановилась.

Я начинаю находить в этом удовольствие, - заговорила она. - На сегодня довольно, но мной овладевает дьявольское любопытство - посмотреть, насколько хватит твоих сил… жестокое желание - видеть, как ты трепещешь под ударами моего хлыста, как извиваешься… потом услышать твои стоны и жалобы и мольбы о пощаде - и все хлестать, хлестать, пока ты не лишишься чувств. Ты разбудил опасные наклонности в моей душе. Ну, а теперь вставай.

Я схватил ее руку, чтобы прижаться к ней губами.

Что за дерзость!

Она оттолкнула меня ногой от себя.

Прочь с глаз моих, раб!»

Л. фон Захер-Мазох «Венера в мехах» (БММ, 2014).

На договорной основе

Но и мазохист любит не любую боль, а только предсказуемую. «Если он порежет палец или разобьет коленку, первая реакция будет такой же, как и у любого из нас, вряд ли он испытает наслаждение», - считает Ирина Панюкова. Поэтому прежде чем начать какую-то практику или вступить в отношения, их участники договариваются. Они обсуждают пределы допустимого и заключают контракт, устно или письменно (пример такого контракта можно найти в книге «Пятьдесят оттенков серого »).

Предсказуемость создает предвкушение. «Переживание всегда отличается от фантазии на ту же тему, - замечает Ирина Панюкова. - Поэтому не всякая фантазия радует, становясь реальностью». Интрига сохраняется - мы предвкушаем, но до конца не знаем, как это будет для нас на этот раз. «Совместное создание сценария, описание предстоящих действий словами - одно из моих главных удовольствий, - признается Эдуард. - Не уверен, что мне бы понравилось, если бы со мной что-то делали без обсуждения». Свободу «нижнего» действительно ограничивают, он переживает боль и унижение - но в тех пределах, на которые он сам согласился.

Многие практики мазохистов требуют специальных приготовлений и инструментария. Иногда используются костюмы. «Ритуалы и повторяемость свойственны многим видам отклоняющейся (от традиционной) сексуальной активности, - рассказывает Ирина Панюкова. - С одной стороны, соблюдение правил помогает получить гарантированный результат (физиологическую разрядку) даже в случае, если партнеры мало знакомы друг с другом, с другой - это снимает тревогу, которая часто бывает очень высокой».

Также контракт избавляет от опасений по поводу вреда, который может быть причинен нашему телу. Ведь обычно боль служит сигналом опасности, признаком повреждений - состоявшихся или возможных. «Моя боль во время практик - это безмятежная боль, - говорит Яна. - Я знаю, что ссадины без следа заживут через три дня, и могу полностью отдаться своим переживаниям».

Опасные игры

А что можно сказать не о физическом, а о психологическом ущербе? Велик ли вред, который будет нанесен психике того, кто переживает унижение, пусть даже и добровольно? Мнения на этот счет неоднозначны. «Если взрослые партнеры по взаимному согласию практикуют нечто, что приносит им удовлетворение, это касается только их самих», - уверена Ирина Панюкова. Впрочем, она добавляет: «Мазохистские склонности могут стать проблемой, если превращаются в единственный способ получать физиологическую разрядку и мешают человеку вступать в радостные и приятные отношения с другими людьми».

Предвкушение, обсуждение сценария - важная часть удовольствия

Сексолог Ален Эриль (Alain Héril) высказывается резко: «Это - болезненная игра с нарушением и вызов нашей порядочности. Здесь нет места оргазмическому наслаждению, поскольку понятие оргазма отклоняется от своего значения освобождения и замещается выражением сдерживания, принуждения и страдания. Награда в виде оргазма отменяется в пользу повторяющихся, высоко ритуализированных действий».

И тем не менее склонность наслаждаться болью, так отчетливо выраженная у мазохистов, не является их исключительной привилегией. Каждый из нас может порой заметить ее в себе. «Если мы одновременно чувствуем удовольствие и унижение, значит, мы испытываем мазохистское переживание», - замечает юнгианский психолог Лин Коуэн (Lyn Cowan) (1). А Ирина Панюкова добавляет: «Влюбленность в недоступные объекты, например в женатых или незаинтересованных мужчин, и долгие страдания после расставания или отказа в близости - это повод заглянуть внутрь себя и спросить: может быть, страдания доставляют мне удовольствие?»

1. Л. Коуэн «Мазохизм. Юнгианский взгляд» (Когито-центр, 2005).

Узнать больше

Книга «50 оттенков боли. Природа женской покорности». Особенности женского сладострастия, стремление к подчинению, его причины, биологические и социальные, - вот вкратце перечень вопросов, которые исследуют в своих работах основоположник сексопатологии Рихард фон Крафт-Эбинг, создатель психоанализа и классик женского психоанализа Карен Хорни (Алгоритм, 2015).

В этой статье психолог Евгения Дворецкая отвечает на вопрос «Как называется человек который любит причинять боль другим людям?».

Мы часто встречаем людей, которые жалуются на свою тяжелую жизнь, но не делают ничего, чтобы ее изменить. Они любят поплакаться, используя окружающих как жилетку. У таких людей постоянно проблемы, они вечно несчастны. Может даже показаться, что им доставляют удовольствие постоянные неприятности, ведь на дельные советы по преодолению трудностей они всегда находят отговорки. А есть те, кому, кажется, нравятся не только моральные страдания, но и физические. Порой они травмируют сами себя, провоцируют на это других людей или даже просят напрямую причинить им боль. Как называют людей, которые любят боль? Откуда берутся такие наклонности?

Как называют человека, который любит боль?

Человек, который получает удовольствие от боли (физической или моральной), — мазохист. Мазохизм можно рассматривать с двух сторон:

  • В качестве способа получить сексуальное удовлетворение через боль или унижение.
  • Как черту характера.

Зачастую мазохистам удовольствие приносит не сама боль, а то, что стоит за ней. Моральный мазохизм может быть бессознательным: человек может сам провоцировать некие не самые приятные для себя обстоятельства, не осознавая этого.

Истоки мазохизма

Мазохистские наклонности формируются еще в детстве. Одной из причин может быть желание привлечь внимание родителей. Когда у ребенка все хорошо, он не получает должного внимания, а вот во время его болезней или проблем родители окружают ребенка заботой и любовью. Таким образом, подсознательно ребенок начинает понимать, что он любим, только когда у него все плохо.

Бывает, что ребенок, которого часто жестоко наказывают, начинает провокационно себя вести, намеренно влипая в разные неприятные ситуации. Так он получает контроль над ситуацией: он сам решает, когда будет наказан.

Иногда мазохистские наклонности возникают у приемных детей. Ребенок чувствует себя плохим, потому что его бросили родные мама и папа. Он провоцирует приемных родителей на наказание, чтобы доказать, что они тоже плохие, и таким образом повысить собственную самооценку.

Мазохистами становятся дети, пережившие сильнейшие травмы и жестокое обращение. В большинстве случаев это девочки, мальчики же чаще проявляют садистские наклонности.

Как общаться с мазохистом

Мазохист у окружающих может вызывать жалость или агрессию. Он часто жалуется, жалеет себя, но не делает ничего, чтобы исправить ситуацию. Ему важно получать поддержку и внимание.

Негативная реакция мазохисту тоже не страшна, ведь так он сможет еще сильнее упиться несправедливостью мира и собственным страданием.

По отношению к мазохисту лучше держаться нейтрально или дружелюбно. Любая яркая реакция – позитивная или негативная — одинаково выгодна для мазохиста. Он либо и дальше будет использовать вас как жилетку, либо станет жаловаться на вас другим.

Итак, человека, который любит боль, называют мазохистом. Такие люди часто провоцируют окружающих на агрессию или жалость. Они не получают удовольствия от самой боли, но используют ее для поддержания собственной самооценки или уменьшения чувства вины. Если человек начинает причинять себе физический вред, можно говорить о психической патологии. Такой человек нуждается в помощи специалиста.

  • 9 Сентября, 2018
  • Психические расстройства
  • Нестерук Ольга

Люди всегда становятся именно такими, какими их вырастили и воспитали родители. Каждым родителям кажется, что они сделали все ради счастливого будущего своего ребенка. Однако откуда берутся люди, которые любят боль? Почему они получают истинное наслаждение от получения боли? Это ведь крайне удивительно, потому что по своей природе все живые существа мечтают о благополучии, спокойствии и счастье.

Почему некоторые люди любят боль?

Человеку, который любит боль, она что-то дает. Что именно? Главное, что она дает несчастным людям, так это внимание к себе. Еще она несет в себе сочувствие. Окружающие привыкли жалеть страдающих людей, именно поэтому некоторые привыкают испытывать боль. Именно в таком случае они получают максимум сочувствия к себе, понимания и внимания. Люди, которые любят боль, любят ее за то, что на некоторых периодах жизни это бывает модным. Например, некоторые группировки подростков сами пропагандируют страдания среди людей. По их мнению, вы должны смотреться как мученик, вести себя подобным несчастным образом, лить слезы и обвинять весь окружающий мир в своих бедах. Поэтому существуют люди, которым нравится страдать и обвинять окружающих, не желая замечать собственные ошибки.

Психология мазохизма

Как называют людей, которые любят боль? Психологи называют их мазохистами. Обычно люди, когда они слышат упоминание о мазохизме, думают, что речь идет о сексе. Тем не менее садомазохистские связи возникают не только в интимных отношениях, где используют наручники, плетки или даже колюще-режущие предметы. Мазохизм выражается не только лишь в причинении физической боли, но еще психологической. Можно даже сказать, что человек становится мазохистом сначала в душе, а лишь потом тянется к боли физической.

Психологи рассматривают мазохизм как всепоглощающее состояние. Человек не способен полюбить только одну физическую боль, исключая при этом психологическую. Когда человек получает удовольствие, если его морально унижают, тогда ему может понравиться физическая боль. Невозможно стать моральным и духовным мазохистом, не желая получить боль на физическом уровне.

В основном все люди стремятся к любви и спокойствию в отношениях. Но если присмотреться, кого в реальности они выбирают себе в партнеры, то можно сделать вывод, что на самом деле они ищут не искреннюю любовь, а реальные страдания. Почему люди не задумываются над тем, что нужно расстаться с тем, кто способен причинять им страдания? Почему они не могут быть с теми, кто способен любить их и хочет быть с ними?

Они подсознательно становятся людьми, которые любят боль. А происходит это потому, что они с раннего детства чувствовали боль и мучения, которые им причиняли их родители. И, к сожалению, у многих людей еще с младенчества тянутся мысли о том, что любовь должна приносить только боль и муки. Вот отчего они мечтают о счастье и спокойных отношениях, но когда приходит этап выбора своего партнера, они все же предпочитают тех, кто будет возбуждать у них привычные чувства – мучение и боль. Детство способно многое определить, из-за событий в нем появляются люди, которые любят боль и страдания.

Вопрос от Ольги

Как называется тот человек, который любит испытывать эмоциональную боль? Даже условия себе для этого может делать специально. Но не только испытывать боль, а еще и причинять ее людям(скорее близким, тем кому реально будет больно), потом жалеть их, утешать, просить прощения, все налаживать и так по кругу. И второй вариант нравится даже больше. Через неделю без такого становится очень скучно и приходится заново.
Как это назвать?

Ответ на вопрос

Человек, который любит испытывать эмоциональную боль, называется коротко и емко - мазохист. Однако, как правило, мазохисты имеют в структуре личности также черты садистического характера. Состояние может изменяться и такой человек из жертвы легко превращается в палача. Тип отношений, описанный в вашем письме, напоминает эмоциональный абъюз (насилие). Об этой проблеме написано в настоящее время множество книг и статей.

  • Мазохисты - мужчины и женщины, для которых переживание телесной и душевной боли становится необходимым условием наслаждения.
  • Сексуальный контакт в практиках мазохизма возможен, но не обязателен. Зато обязательны подчинение и чувство собственной уязвимости.
  • Наше переживание можно считать мазохистским, когда мы одновременно испытываем унижение и удовольствие.

Связанные за спиной руки, черная повязка на глазах, кляп во рту, до крови иссеченные ягодицы… Кажется, эти фотографии скорее могли бы вызвать страх или жалость, но в голосе 30-летней Яны, которая раскладывает их на столе, звучит сдержанная гордость: «Это все я, хотя и в разное время». Смысл болезненных упражнений в том, чтобы снять напряжение и ощутить удовлетворение. Хотя способ, которым мазохисты этого достигают, может показаться странным тому, кто привык получать удовольствие иначе.

Трудно поверить, что физическая боль может быть приятна, хотя с точки зрения физиологии в этом нет ничего удивительного. «У человека, который испытывает боль, в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, - рассказывает сексолог Ирина Панюкова. - Эти гормоны удовольствия - природные анальгетики, которые уменьшают чувство боли и помогают организму приспосабливаться к нагрузкам. Одновременно выделяется и адреналин, вызывающий бодрость и возбуждение». Эндорфины и адреналин - тот же гормональный коктейль, ради которого другие покоряют горные вершины и подвергают себя спортивным нагрузкам. «Для меня переживание боли оказалось своего рода инициацией, - рассуждает 42-летний Эдуард. - Мне нравится исследовать свои ощущения, выдерживать все более сильные воздействия. По окончании сессии я испытываю не просто удовлетворение, я чувствую себя победителем».

Только получив первый опыт подчинения, я поняла, чего мне не хватало

Чувство освобождения

«Для меня боль лучше любой медитации, - признается Яна, - я растворяюсь в ней без остатка, в это время просто невозможно думать ни о чем другом. Результат, по-моему, сравним с духовными практиками - чувство полного освобождения, открытости для жизни». Но физической болью переживания мазохиста не ограничиваются. Многим нравится переживать также нравственную боль, получая удовольствие от стыда, унижения, подчиненности, от собственной беззащитности и уязвимости. «Самоотречение, способность к жертвам, отказ от своих потребностей - эти черты присущи в какой-то мере всем нам, и мужчинам, и женщинам, - замечает Ирина Панюкова. - Именно они, в противоположность крайнему эгоизму, делают возможной жизнь в обществе. Но в психике некоторых людей эти черты выражены сильнее». Соединяясь с сексуальными потребностями, они приводят их в «Тему». Так называют свои практики, включающие боль и подчинение, их участники. Остальные отношения для них - «ваниль». «У меня было много ванильных отношений, - продолжает Яна, - но даже когда все складывалось хорошо, оставалось смутное чувство, вроде легкого голода или тоски. И только когда я получила первый опыт подчинения, я поняла, чего мне не хватало». Похожим образом описывает свои переживания Эдуард, который в Теме уже 15 лет: «Довольно долго я не мог понять, чего я хочу, и выбирал женщин, которые сами мечтали подчиняться, а этого я им дать не мог. Или, наоборот, властных, но неумелых, они причиняли мне много бесполезных страданий».

Секс без секса?

Тематические отношения могут включать сексуальный контакт, но это вовсе не обязательно. «Если считать, что секс - это сочетание личных отношений и интенсивного физического контакта, то Тема уже является сексом сама по себе», - замечает Яна. Иногда участники встречи даже не обнажаются. 29-летний Павел, «верхний» (тот, кто причиняет боль «нижнему»), отвергает саму мысль о возможности сексуального контакта: «Не сомневаюсь, что мои «нижние» хотели бы этого. Но условие, которое делает наши отношения тем, что они есть, это то, что вся власть и контроль сосредоточены в моих руках. А в соитии партнеры в какой-то момент могут оказаться на равных. Для наших отношений это недопустимо».

Подобно тому как обычный (генитальный) сексуальный контакт может состояться и в отсутствие каких-либо личных отношений между партнерами - таков, например, секс за деньги - так и мазохистская сессия может быть обезличенной, и тогда она похожа на предоставление оговоренных услуг. Но иногда партнеры живут вместе и даже заключают браки, которые для внешнего наблюдателя не отличаются от супружеских отношений. И так же, как в других парах, секс может быть или не быть частью их совместной жизни. Молодая пара, 32-летний Борис и 26-летняя Зоя, живут в одной квартире полтора года и для соседей выглядят как обычная семья. Лишь немногие близкие друзья посвящены в суть их отношений. «Борис мой господин, - рассказывает Зоя. - Иногда он приказывает мне заняться сексом с кем-нибудь на стороне. Потом я все рассказываю ему». Зоя считает, что их связь «куда прочнее романтической любви. В ней много доверия и благодарности. Мы хорошо знаем свои особые потребности, мы их признаем и бываем признательны тому, кто умеет их удовлетворить».

Однако, с сексом или без, мазохизм связан с сексуальностью самым тесным образом. «В семье может и не быть физических наказаний, но если родители или другие старшие внушают ребенку, что сексуальность - это нечто постыдное, то, чего следует избегать, то, вырастая, он продолжает чувствовать, что его сексуальные импульсы - это нечто такое, что заслуживает наказания»,– объясняет Ирина Панюкова. Боль и унижение, которые он получает в мазохистских отношениях, становятся таким опережающим наказанием, своего рода индульгенцией, получив которую мазохист позволяет себе испытать наслаждение.

«Можно заниматься любовью или нет, но нельзя не заниматься своей сексуальностью, - подчеркивает Ирина Панюкова, - поскольку это неотъемлемая и важная часть нашей личности. Отвергая ее, трудно чувствовать себя в полной мере собой». Мазохистские практики позволяют отвергаемым частям личности воссоединиться с целым, и человек испытывает от этого сильнейшее облегчение, сравнимое с восторгом.

Благодаря подчиненному положению мазохиста с него полностью снимается ответственность - и за его поведение, и за чувства, и даже за то, как он выглядит. «Мне иногда казалось, что я недостаточно добра и красива, - вспоминает Яна, - но если я недостаточно хороша для любви, то я в любом случае достаточно плоха, чтобы меня наказывали».

«Жгучая боль приводила меня в восторг»

Мазохизм - производное от фамилии австрийского писателя XIX века Леопольда фон Захер-Мазоха. Он создал образ героя, который получал наслаждение, когда с ним жестоко обращались властные женщины. В романе «Венера в мехах» он описывает отношения красавицы Ванды и влюбленного в нее мужчины по имени Северин.

«– Северин, предостерегаю тебя еще раз, в последний раз… - прервала молчание Ванда.

Если любишь меня, будь жестока со мной! - умоляюще проговорил я, подымая глаза на нее.

Если люблю тебя? - протяжно повторила Ванда. - Ну хорошо же! - Она отступила на шаг и оглядела меня с мрачной усмешкой. - Так будь же моим рабом и почувствуй, что значит отдаться всецело в руки женщины!

И в тот же миг она наступила ногой на меня.

Ну, раб, нравится тебе это?

И взмахнула хлыстом.

Я хотел встать на ноги.

Не так! - приказала она. - На колени!

Я повиновался, и она начала хлестать меня.

Удары - частые, сильные - быстро сыпались мне на спину, на руки, каждый врезывался мне в тело, и оно ныло от жгучей боли, но боль приводила меня в восторг, потому что мне причиняла ее она, которую я боготворил, за которую во всякую минуту готов был отдать жизнь.

Она остановилась.

Я начинаю находить в этом удовольствие, - заговорила она. - На сегодня довольно, но мной овладевает дьявольское любопытство - посмотреть, насколько хватит твоих сил… жестокое желание - видеть, как ты трепещешь под ударами моего хлыста, как извиваешься… потом услышать твои стоны и жалобы и мольбы о пощаде - и все хлестать, хлестать, пока ты не лишишься чувств. Ты разбудил опасные наклонности в моей душе. Ну, а теперь вставай.

Я схватил ее руку, чтобы прижаться к ней губами.

Что за дерзость!

Она оттолкнула меня ногой от себя.

Прочь с глаз моих, раб!»

Л. фон Захер-Мазох «Венера в мехах» (БММ, 2014).

На договорной основе

Но и мазохист любит не любую боль, а только предсказуемую. «Если он порежет палец или разобьет коленку, первая реакция будет такой же, как и у любого из нас, вряд ли он испытает наслаждение», - считает Ирина Панюкова. Поэтому прежде чем начать какую-то практику или вступить в отношения, их участники договариваются. Они обсуждают пределы допустимого и заключают контракт, устно или письменно (пример такого контракта можно найти в книге «Пятьдесят оттенков серого »).

Предсказуемость создает предвкушение. «Переживание всегда отличается от фантазии на ту же тему, - замечает Ирина Панюкова. - Поэтому не всякая фантазия радует, становясь реальностью». Интрига сохраняется - мы предвкушаем, но до конца не знаем, как это будет для нас на этот раз. «Совместное создание сценария, описание предстоящих действий словами - одно из моих главных удовольствий, - признается Эдуард. - Не уверен, что мне бы понравилось, если бы со мной что-то делали без обсуждения». Свободу «нижнего» действительно ограничивают, он переживает боль и унижение - но в тех пределах, на которые он сам согласился.

Многие практики мазохистов требуют специальных приготовлений и инструментария. Иногда используются костюмы. «Ритуалы и повторяемость свойственны многим видам отклоняющейся (от традиционной) сексуальной активности, - рассказывает Ирина Панюкова. - С одной стороны, соблюдение правил помогает получить гарантированный результат (физиологическую разрядку) даже в случае, если партнеры мало знакомы друг с другом, с другой - это снимает тревогу, которая часто бывает очень высокой».

Также контракт избавляет от опасений по поводу вреда, который может быть причинен нашему телу. Ведь обычно боль служит сигналом опасности, признаком повреждений - состоявшихся или возможных. «Моя боль во время практик - это безмятежная боль, - говорит Яна. - Я знаю, что ссадины без следа заживут через три дня, и могу полностью отдаться своим переживаниям».

Опасные игры

А что можно сказать не о физическом, а о психологическом ущербе? Велик ли вред, который будет нанесен психике того, кто переживает унижение, пусть даже и добровольно? Мнения на этот счет неоднозначны. «Если взрослые партнеры по взаимному согласию практикуют нечто, что приносит им удовлетворение, это касается только их самих», - уверена Ирина Панюкова. Впрочем, она добавляет: «Мазохистские склонности могут стать проблемой, если превращаются в единственный способ получать физиологическую разрядку и мешают человеку вступать в радостные и приятные отношения с другими людьми».

Предвкушение, обсуждение сценария - важная часть удовольствия

Сексолог Ален Эриль (Alain Héril) высказывается резко: «Это - болезненная игра с нарушением и вызов нашей порядочности. Здесь нет места оргазмическому наслаждению, поскольку понятие оргазма отклоняется от своего значения освобождения и замещается выражением сдерживания, принуждения и страдания. Награда в виде оргазма отменяется в пользу повторяющихся, высоко ритуализированных действий».

И тем не менее склонность наслаждаться болью, так отчетливо выраженная у мазохистов, не является их исключительной привилегией. Каждый из нас может порой заметить ее в себе. «Если мы одновременно чувствуем удовольствие и унижение, значит, мы испытываем мазохистское переживание», - замечает юнгианский психолог Лин Коуэн (Lyn Cowan) (1). А Ирина Панюкова добавляет: «Влюбленность в недоступные объекты, например в женатых или незаинтересованных мужчин, и долгие страдания после расставания или отказа в близости - это повод заглянуть внутрь себя и спросить: может быть, страдания доставляют мне удовольствие?»

1. Л. Коуэн «Мазохизм. Юнгианский взгляд» (Когито-центр, 2005).

Узнать больше

Книга «50 оттенков боли. Природа женской покорности». Особенности женского сладострастия, стремление к подчинению, его причины, биологические и социальные, - вот вкратце перечень вопросов, которые исследуют в своих работах основоположник сексопатологии Рихард фон Крафт-Эбинг, создатель психоанализа и классик женского психоанализа Карен Хорни (Алгоритм, 2015).

Физическая и психическая боль приносят людям страдание.

Однако, существуют определенные отклонения, при которых человек испытывает удовольствие от боли , она ему нравится, без страданий он не может получить удовольствие.

Противоположностью таким людям являются личности, любящие причинять страдание. Обе патологии нуждаются в корректировке.

Как называются такие люди?

В психиатрии людей, которым нравится испытывать боль, называют мазохистами .

В медицине к мазохизму относят не только половое извращение, но и расстройство личности, которое выражается в негативном отношении к себе, отвергании помощи, желании принести себя в жертву , отрицание людей, относящихся к этому человеку хорошо.

Противоположностями мазохистов являются садисты . Это те личности, которые испытывают удовольствие от причинения боли и страданий другим людям.

Некоторые психиатры рассматривают садизм и мазохизм как патологии, идущие вместе (садомазохизм ). Однако, не все ученые склонны так считать и предлагают разграничить два понятия.

Садизм не включен в МКБ как отдельный диагноз и относится к психическим расстройствам.

Что такое мазохизм?

Впервые о мазохизме упоминается в работах психиатра Крафта-Эбинга в конце 19 века. Данное отклонение названо так по имени писателя Л.Захер-Мазоха , описывавшего в своих романах подобные извращения.

Мазохизм как расстройство личности выражается в невозможности получить сексуальное удовлетворение без боли и унижения.

Проведя обширные исследования, психиатры установили, что физическая боль не является основным элементом удовлетворения, истинное удовольствие они получают от подчинения, а боль — это один из элементов подчинения .

Данное расстройство (альгомания, альгофилия) встречается у 2,5% мужчин и 4% женщин.

Мазохизм не всегда проявляется в реальных действиях. Иногда он бывает фантазийным , то есть человек воображает себя в роли подчиненного и униженного.

Реальный мазохизм — это удовольствие от контакта с реальным доминирующим человеком.

Он выражается в следующих формах:

  1. Грубом отношении. Партнер унижает и проявляет грубость на стадии предварительных ласк.
  2. Вербальном унижении (грубые слова, оскорбления) без физического насилия.
  3. Ощущении незащищенности . Человек предпочитает быть связанным, прикованным, получает удовольствие от сознания собственной беспомощности.
  4. Физической боли. Индивид получает удовлетворение только после ощущения физической боли.

Причины

Мазохизм как расстройство личности развивается по различным причинам.

В психоанализе описаны следующие факторы развития женской альгомании :

  1. Ребенок рождается через боль, после этого женщина испытывает счастье материнства, поэтому в ее мозге четко запечатлена причинно-следственная связь: боль = счастье.
  2. Первый сексуальный контакт также сопровождается болевыми ощущениями, которые в последствии приводят к наслаждению.

Психиатры считают, что корни проблемы уходят глубоко в детство. Ребенок переживает психические страдания, унижение, только через подчинение он может получить любовь родителей.

Провоцирующими факторами развития отклонения являются:

  1. Потеря эмоциональной связи с матерью . Если ребенок испытывал постоянное чувство вины, пытался заслужить любовь, то склонность к подчинению останется с ним на всю жизнь.
  2. Комплекс неполноценности . Патологическое недовольство своей внешностью, порожденное отношением близких, ощущение своей неполноценности приводят к стремлению быть наказанным.
  3. Постоянные физические наказания, деспотичное воспитание . Если родители постоянно требуют от ребенка подчинения, бьют его, закрывают в комнате, лишают сладостей и прогулок, то такой ребенок привыкнет к роли подчиненного. То есть сформируется четкая взаимосвязь между страданиями и получением любви родителей.

Симптомы

Некоторые признаки мазохизма присутствуют у многих людей .

Например, кто-то любит слышать грубые слова в момент сексуального возбуждения.

Это считается нормой, если не принимает постоянный прогрессирующий характер.

Первые проявления отклонения возникают еще в детском и подростковом возрасте. Ребенок может наносить себе мелкие травмы, причинять боль, стремится общаться с теми, кто его унижает.

Подростки смотрят фильмы со сценами насилия, ищут себе компанию, в которой они будут в роли подчиненных. В боле зрелом возрасте человек начинает искать партнера, который сможет реализовать его мазохистские желания и фантазии.

Они не могут получать удовольствие без боли и страданий, поэтому включают в отношения порку, связывание, избивание, удушение и т. д.

Потом у них формируется патологическая зависимость от партнера, мазохист готов терпеть любые унижения, чтобы получать удовлетворение. Он уже не является личностью, не имеет своих желаний и стремлений. Сексуальный мазохизм начинает сливаться с моральным.

Типичными симптомами мазохизма являются:

  1. Постоянная услужливость терпение, отсутствие своего мнения.
  2. Внезапные вспышки агрессии. Накопившаяся злость выливается на более слабого человека, так как мазохист не может дать отпор сильному. Поэтому психиатры рассматривают мазохизм и садизм в рамках одного заболевания — садомазохизма.

Диагностика

Диагноз ставится психиатром на основании беседы с пациентом.

Основными диагностическими критериями являются:

  1. Регулярность . Мазохистские наклонности и желания проявляются в течение полугода с постоянной периодичностью.
  2. Сильный стресс из-за отказа. Мазохист не может длительно сдерживать свои желания, он впадает в депрессию.
  3. Обязательная составляющая сексуальной жизни. Все сексуальные желания сводятся к получению боли, страдания, подчинения. Без этого личность не получает удовольствие от отношений.

Понятие садизма

Садизм является противоположностью мазохизму.

В буквальном смысле термин переводится как стремление к насилию, получение удовольствия от страдания другого человека.

Отклонение названо по имени писателя Маркиза де Сада , который впервые описал это нарушение.

Садизм бывает сексуальным и моральным . В первом случае пациент не испытывает сексуального возбуждения без унижения партнера. Во втором случае преобладают стремления морально унизить, оскорбить, подчинить себе человека.

Почему возникает?

В основе механизма развития садизма лежит жестокость , которая подкреплена похвалой и получением награждения.

В последствии у личности формируется понимание, что насилие — это необходимый элемент достижения целей.

Основной причиной патологии считается пережитая психотравмирующая ситуация , связанная с насилием, унижением. Человек, пережив насилие, боится вновь его испытать, поэтому первым проявляет агрессию в отношении других, как бы предотвращая повторение печального опыта.

Также доказано, что почти половина садистов имеют органические поражения мозга, страдают эпилепсией, психопатией, .

Провоцирующим факторами развития садистских наклонностей у ребенка являются:

  1. Жестокое . Физические , унижения, оскорбления воспринимаются детьми как норма, поэтому данная модель поведения закрепляется в сознании и переносится на других людей, обычно более слабых.
  2. Нереализованные желания. В результате , нереализованных желаний, жизненных неудач, отсутствия успехов в учебе накапливается , которая выливается в стремлении унизить другого человека.

Как проявляется?

Первые симптомы садизма появляются в детстве .

Маленькие дети слабых, отобрать игрушку.

Они демонстрируют плохое поведение перед теми, кто не может им противостоять: воспитатели, бабушки, родители.

Также жестокость может проявляться в отношении к животным, так как они априори более слабые. В школьном возрасте такие дети открыто унижают и бьют других детей, если те слабее. При этом они никогда не вступят в конфликт с более сильным соперником.

В сексуальных отношениях они ищут слабого партнера, готового терпеть унижения , им доставляет удовольствие наблюдать за страданиями других. При этом они могут испытывать оргазм просто от издевательств, даже без полового контакта.

Более тяжелые формы проявляются такими извращениями, как педофилия, зоофилия. Садисты становятся сексуальными маньяками, серийными убийцами.

Однако, часто садисты достигают больших успехов в обществе, бизнесе. Они становятся великими полководцами, чемпионами в спорте, героями. Если такой человек оступился, то его объявляют безумным или преступниками.

Если в обществе, где вращается человек, отрицательно относятся к проявлениям садизма, то он до определенного времени может подавлять в себе эти склонности.

Но достигнув некоторых высот, получив ощущение вседозволенности, садист реализует свои желания с удвоенной силой. Садизм проявляется стремлением к абсолютной власти, создает ощущение всесилия. Если не получают этого, то могут стать затворниками или сойти с ума.

Основные психологические проявления садизма:

  1. Такому человеку нужны подчиненные, поэтому он не уничтожает их, а держит при себе.
  2. Он никогда не будет сражаться с сильным противником, так как может испытать чувство превосходства только перед слабым.
  3. Садисты не умеют любить, потому что боятся получить отказ. Это очень пугает его.
  4. На самом деле, в душе садист бессилен и труслив. Он стремится к доминированию, чтобы люди не заметили его страхов и комплексов. Если ему встречается более сильная личность, он легко ломается и может превратиться в подчиненного. Эта мысль угнетает садиста, приводя к .

    По этой причине психологи утверждают, что садизм и мазохизм всегда ходят рука об руку.

Нужно ли лечить?

Садизм и мазохизм имеют разные степени проявления. Необходимость лечения определяется стадией расстройства. Коррекция патологии требуется в следующих случаях:

  • симптомы имеют регулярный и продолжительный характер;
  • проявления развились на фоне других психических заболеваний;
  • пациент представляет угрозу для общества;
  • у человека начинается депрессия, появляются суицидальные мысли;
  • индивид не может получить сексуального удовлетворения нормальным способом, только через боль или жестокость.

Для лечения применяются различные методы: лекарственная терапия, психотерапия (индивидуальная и групповая).

В случае общественной опасности пациента лечение проводится на принудительной основе в стационаре.

Сначала психиатр пытается установить первоисточник проблемы , выяснить, в какой момент у больного сформировались устойчивые связи между болью и сексуальным возбуждением.

Во время психотерапевтических сеансов применяют методики, которые направлены на снятие тревожности, агрессии, комплекса неполноценности. Таким образом задаются установки на выработку адекватной формы сексуальной жизни.

При мазохизме используют тренинги, позволяющие повысить , наладить нормальное взаимодействие с окружающими.

Из медикаментов назначают психотропные препараты, снимающие сексуальное напряжение, тревожность, . Для садистов-мужчин предусмотрены лекарства, снижающие уровень тестостерона.

Садизм и мазохизм в их патологическом проявлении очень опасны как для самого пациента, так и для окружающих. Если начать коррекцию на раннем этапе, то прогноз благоприятный.

Профилактика нарушений начинается с раннего детства. Необходимо воспитывать ребенка без агрессии, насилия. Для выплеска негативных эмоций ребенок должен заниматься спортом, физическим трудом.

Также следует формировать у ребенка чувство собственного достоинства, убеждение в том, что он достоин любви и уважительного отношения к себе.