Пракикум "решение задач по комбинаторике". Пракикум "решение задач по комбинаторике" Шифр пакета содержащего конкурсные задания

Моих воспоминаний с детских лет + воображения хватило ровно на один квест: десяток заданий, которые не дублируются.
Но детям забава понравилась, они просили еще квесты и пришлось лезть в инет.
В этой статье не будет описания сценария, легенд, оформления. Но будет 13 шифров, чтобы закодировать задания к квесту.

Шифр №1. Картинка

Рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него: веник +розетка = пылесос
Усложнение: сделайте паззл, разрезав фото на несколько частей.


Шифр 2. Чехарда.

Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ

Шифр 3. Греческий алфавит.

Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:

Шифр 4. Наоборот.

Пишете задание задом наперед:

  • каждое слово:
    Етищи далк доп йонсос
  • или все предложение, или даже абзац:
    етсем морком момас в - акзаксдоп яащюуделС. итуп монрев ан ыВ

Шифр 5. Зеркально.

(когда я делала квест своим детям, то в самом начале выдала им "волшебный мешочек": там был ключ к "греческому алфавиту", зеркало, "окошки", ручки и листы бумаги, и еще всякая ненужная всячина для запутывания. Находя очередную загадку, они должны были сами сообразить, что из мешочка поможет найти отгадку)

Шифр 6. Ребус.

Слово кодируется в картинках:



Шифр 7. Следующая буква.

Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А, по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв:).

ШКАФ = ЩЛБХ

Шифр 8. Классика в помощь.

Я брала стихотворение (и говорила детям, какое именно) и шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.

Пример:

Пушкин "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

21 44 36 32 82 82 44 33 12 23 82 28

прочитали, где подсказка? :)

Шифр 9. Темница.

В решетку 3х3 вписываете буквы:

Тогда слово ОКНО шифруется так:

Шифр 10. Лабиринт.

Моим детям такой шифр пришелся по душе, он непохож на остальные, потому что не столько для мозгов, сколько на внимание.

Итак:

на длинную нитку/веревку цепляете буквы по порядку, как они идут в слове. Затем веревку растягиваете, закручиваете и всячески запутываете между опорами (деревьями, ножками итд). Пройдя по нитке, как по лабиринту, от 1й буквы до последней, дети узнают слово-подсказку.

А представьте, если обмотать таким образом одного из взрослых гостей!
Дети читают - Следующая подсказка на дяде Васе.
И бегут ощупывать дядю Васю. Эх, если он еще и щекотки боится, то весело будет всем!

Шифр 11. Невидимые чернила.

Восковой свечкой пишете слово. Если закрасить лист акварелью, то его можно будет прочитать.
(есть и другие невидимые чернила.. молоко, лимон, еще что-то.. Но у меня в доме оказалась только свечка:))

Шифр 12. Белиберда.

Гласные буквы остаются без изменений, а согласные меняются, согласно ключу.
например:
ОВЕКЬ ЩОМОЗКО
читается как - ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, если знать ключ:
Д Л Х Н Ч
З М Щ К В

Шифр 13. Окошки.

Детям понравилось неимоверно! Они потом этими окошками весь день друг другу послания шифровали.
Итак: на одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и "в окошках" пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками.
Дети сначала впали в ступор, когда нашли лист, испещренный буквами. Потом крутили туда-сюда трафарет, его же нужно еще правильной стороной приложить!

Шифр 14. Карта, Билли!

Нарисуйте карту и отметьте (Х) место с кладом.
Когда я делала своим квест первый раз, то решила что карта - это им очень просто, поэтому нужно ее сделать загадочней (потом выяснилось, что детям хватило бы и просто карты, чтобы запутаться и бежать в противоположном направлении)...

Это схема нашей улицы. Подсказки здесь - номера домов (чтоб понять, что это вообще наша улица) и хаски. Такая собака живет у соседа напротив.
Дети не сразу узнали местность, задавали мне наводящие вопросы..
Тогда в квесте участвовало 14 детей, поэтому я их обьединила в 3 команды. У них было 3 варианта этой карты и на каждом помечено свое место. В итоге, каждая команда нашла по одному слову:
"ПОКАЖИТЕ" "СКАЗКУ" "РЕПКА"
Это было следующее задание:). После него остались уморительные фото!
На 9ти летие сына не было времени выдумывать квест и я его купила на сайте MasterFuns .. На свой страх и риск, потому что описание там не очень.
Но нам с детьми понравилось, потому что:
  1. недорого (аналог где-то 4х долларов за комплект)
  2. быстро (заплатила - скачала-распечатала - на все про все минут 15-20)
  3. заданий много, с запасом. Ихотя мне не все загадки понравились, но там было из чего выбрать, и можно было вписать свое задание
  4. все оформлено в одном, монстерском, стиле и это придает празднику эффект. Помимо самих заданий к квесту, в комплект входят: открытка, флажки, украшения для стола, приглашения гостям. И все -в монстрах! :)
  5. помимо 9ти летнего именинника и его друзей, у меня есть еще 5тилетняя дочка. Задания ей не по силам, но для нее и подружки тоже нашлось развлечение - 2 игры с монстрами, которые тоже были в наборе. Фух, в итоге - все довольны!

Plonger dans un pot de confiture

Philippe DELERM

D’habitude, on ne fait pas vraiment attention aux objets posés sur la table ; le petit déjeuner est trop rapide, trop bousculé – en mangeant sa tartine, on révise dans sa tête la leçon d’histoire. Mais un dimanche, on se lève le dernier et dans la cuisine on est seul, bien tranquille. Maman a même coupé la radio avant d’aller prendre son bain. Alors on prend d’une main le pot de gelée de groseilles et on le fait glisser vers soi. Tout d’un coup on oublie les miettes, l’auréole de café à la place du bol de Papa, on oublie le contact un peu collant de la toile cirée quand tout le monde a déjà pris son petit déjeuner. On a l’impression que le pot de confiture n’est plus quelque chose d’utile, de raisonnable, on ne voit plus le rapport qu’il a avec le beurre ou le grille-pain. C’est comme si le temps s’arrêtait, comme si le monde entier s’engloutissait dans le pot de confiture.

La gelée de groseilles est très bien pour rêver comme ça. Pour les tartines, on préfère la “fausse” confiture d’abricots, celle du supermarché – cela semble toujours faire de la peine à Maman, mais la confiture du commerce est plus sucrée, plus douce, et puis on préfère l’abricot – c’est comme un soleil chaud qui glisse dans la gorge. Evidemment, la gelée de groseilles vient du jardin, elle est sûrement plus naturelle, meilleur pour la santé – rien que du fruit et du sucre. Difficile d’avouer à Maman que pourtant sa gelée de groseilles est légèrement acide. Et puis surtout qu’on ne tient pas tellement à ce qui est naturel. Difficile de dire qu’on préfère même l’étiquette “Confiture Bonne Maman” avec des lettres rondes imprimées qui imitent une vraie écriture, à l’étiquette “Groseilles. Jardin 97”, à l’encre violette. L’étiquette imprimée est plus nette, plus froide, mais justement, ça va bien avec le chaud et le doux d’abricot. Les adultes sont un peu énervants avec leur façon de préférer toujours ce qui est vrai, fait maison, naturel. Ils disent que c’est mieux. Ils le disent tellement que ça devient mieux seulement pour les grands.

Mais la gelée de groseilles est mieux pаr une chose au moins – pour plonger dedans. On regarde d’abord d’un peu haut, d’un peu loin, et on a l’impression d’être en avion au-dessus d’un glacier rouge, immense. Peu à peu, on s’approche, comme si on voulait se poser. Aucun alpiniste ne grimpe sur ces pentes, aucun autre avion ne vole dans ce ciel. Les montagnes de groseilles sont étranges: elles paraissent à la fois dures comme un rubis – la petite pierre précieuse qu’on découvre en démontant une montre – et molles comme de la gélatine. En secouant le pot, on pourrait les faire bouger. Mais il ne faut rien secouer, rien toucher, car tout s’enfuit aussitôt. Il faut juste survoler le glacier en évitant les gouffres d’ombres où le rouge devient presque noir et donne le vertige. Il y a plein de petites facettes qui ont été taillées par le passage de la cuillère, et la lampe de la cuisine donne à chaque surface une lumière différente. Aucune n’est assez grande pour qu’on puisse atterrir.

De tоute façon, il ne faut pas trop s’approcher. On a sous ses ailes ce pays chaud et glacé à la fois, et c’est comme ça qu’on est bien. On ne s’imagine pas en train d’escalader ces pics de glace à la groseille. C’est comme si on devenait le paysage. Oui, on devient soi-même cet univers de froid brûlant, et on ne sait plus très bien si l’on est une mer, une montagne, un océan ou un glacier. On se sent immense et calme et on est rouge et presque transparent, un peu sucré, un peu acide. On a un grand silence rubis dans la tête. C’est comme si le temps avait disparu, et la voix de Maman qui annonce que la salle de bains est libre semble sortir d’un autre monde.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Филипп ДЕЛЕРМ

Кредит фото: Wikipedia/Thesupermat/CC BY-SA 3.0

Современный французский писатель, лауреат многих литературных премий.

Конкурсный текст предложен Натальей Самойловной Мавлевич, переводчиком Филиппа Делерма на русский язык, и Еленой Вадимовной Баевской.

Председатель конкурсного жюри INALCO RUSSE OPEN - Валентина Чепига.

Конкурсное задание. Необходимо перевести на русский язык с французского языка один текст , помещённый в раздел нашего сайта «Конкурсное задание 2017» 15 ноября 2016 года.

Участники . К участию в конкурсе INALCO RUSSE OPEN приглашаются переводчики, студенты, преподаватели языка и литературы, а также все те, кто интересуется или занимается вопросами и проблемами художественного перевода.

Обязательным условием участия в конкурсе является разбор трудностей перевода и переводческих решений для участников, которые займут первые двадцать мест (объём - около 3 тыс. знаков).

Ограничения участия. Члены конкурсного жюри не могут участвовать в конкурсе. Члены годового жюри - лауреаты прошлогоднего конкурса не могут принимать участия в конкурсе в течение года. Участие в конкурсе не рекомендовано заслуженным и почётным деятелям в области перевода. Ограничений по возрасту, национальности, месту проживания нет.

Жюри . Жюри состоит из рабочих групп, в которые входят писатели, переводчики, лингвисты и специалисты по русскому и французскому языкам и литературе. В каждое новое издание конкурса в поджюри "Лауреаты" приглашаются участники конкурса, занявшие призовые места предыдущего издания. Лауреаты могут входить в жюри конкурса только в течение одного года.

Работа жюри . Этап 1. Каждый член жюри работает индивидуально: получает конкурсные тексты и оценивает их по 20-балльной шкале (20 является высшей оценкой). Затем все оценки собираются и выводится средний балл за работу. Этап 2. Выделяются 20 лучших переводов. Все члены жюри ещё раз оценивают эти 20 работ. Каждый перевод сопровождается комментарием жюри, и работы распределяются по трём призовым местам. На общем собрании жюри утверждает эти места, исходя из комментариев к работе. При близких результатах выделяется условное четвёртое место – поощрительная премия.

Проведение конкурса . Конкурс проходит в три этапа:

С 15 ноября 2016 года по 15 января 2017 года конкурсанты знакомятся с конкурсным заданием (один текст Филиппа ДЕЛЕРМА), размещённым на сайте конкурса, работают над переводом и высылают перевод и личные данные на и-мейл конкурса [email protected] .

Переводы, полученные после полуночи 15 января 2017 года по парижскому времени (Мск - 2), к рассмотрению не принимаются.

С 16 января 2017 года по 31 мая 2017 года жюри оценивает полученные переводы и определяет первое, второе, третье и "четвёртое" места. Результаты конкурса объявляются в письменной форме на сайте конкурса, а также на сайте Департамента русистики Национального института восточных языков и культур после 10 июня 2017 года . Точная дата оглашения результатов будет объявлена на сайте ближе к концу проведения конкурса. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что точная дата оглашения результатов зависит от количества полученных конкурсных работ. Жюри сделает все возможное, чтобы огласить результаты в заявленные сроки.

Оформление конкурсных работ . Перевод должен быть напечатан на компьютере, формат A4 вертикальный, нумерация страниц внизу по центру, шрифт Times new roman 12, интервал 1,5, поля по 2,5 см со всех сторон, текст необходимо выравнять по всей ширине страницы. Конкурсному тексту должен соответствовать только один перевод . Несколько вариантов перевода одного и того же конкурсного текста не принимаются. Переводы не должны содержать помарок, исправлений и т.п. Каждая страница вашей работы должна иметь личный шифр участника. Просим вас правильно оформлять конкурсную работу для облегчения работы жюри и максимального соблюдения правила анонимности участников конкурса. Обратите, пожалуйста, внимание, что начиная с этого года неверно оформленные работы к рассмотрению не принимаются. Решение принято, исходя из правил анонимности и полного равенства кандидатов. Претензии по оформлению работ рассматриваться не будут. Очень просим вас правильно оформлять работу.

Анонимность участников. Конкурс INALCO RUSSE OPEN является анонимным. На каждой странице перевода конкурсант указывает личный шифр (это может быть любая удобная для вас комбинация), состоящий из ДВУХ заглавных латинских букв и ШЕСТИ цифр = Сначала идут две латинские буквы, затем шесть цифр, без пробелов. Латинские буквы заглавные. Пожалуйста, не используйте кириллицу. Личный шифр печатается в верхнем колонтитуле в правом углу . Текст на французском языке прикладывать не нужно. Перевод не должен содержать никаких других данных участника, кроме личного шифра. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что если это необходимое условие не выполнено, то данный перевод выбывает из конкурса.

Перевод высылается отдельным файлом в расширении PDF на и-мейл конкурса [email protected] . Название файла - это личный шифр участника. Одновременно в одном и том же и-мейле с файлом, содержащим перевод, высылается второй файл в расширении PDF, в котором конкурсант предоставляет свои личные данные. Этот второй файл с личными данными также должен иметь название, представляющее собой личный шифр участника с добавлением слова donne.

NB Обязательно включаются в личные данные: ФИО, год рождения, город проживания, место работы или учёбы, а также и-мейл. Эти данные необходимы для того, чтобы выслать конкурсантам документ, подтверждающий участие в конкурсе перевода.

Пример оформления названия файлов:

QW 123589 (в этом файле – перевод конкурсного текста, каждая страница – с личным шифром, который должен соответствовать названию файла);

QW 123589_ donne (в этом файле – личные данные участника. Страница с личными данными также должна обязательно содержать личный шифр участника).

Оба файла - перевод текста и личные данные - высылаются на и-мейл [email protected] одновременно в одном сообщении.

Пример оформления файла с личными данными:

ИВАНОВ Иван Иванович, 1980 года рождения

Сыктывкар

Аспирант кафедры…..

и-мейл: ………………..

Пожалуйста, сохраняйте ваши документы ТОЛЬКО в расширении PDF .

В теме письма указывается: INALCO RUSSE OPEN 2017. Обратите, пожалуйста, внимание, что если в теме письма указываются данные личного характера, то такое письмо рассматриваться не будет.

Мы всегда высылаем подтверждение того, что ваша заявка принята. Дождитесь и-мейла с подтверждением. Почта конкурса проверяется регулярно. Если вы не получили подтверждения о получении вашего перевода и личных данных в течение одной недели с момента отправления вами и-мейла, пожалуйста, напишите нам ещё раз.

NB Если вы хотите задать вопрос, напишите в теме письма: "Вопрос INALCO RUSSE OPEN 2017". Такое письмо будет прочитано отдельно от общей сортировки писем. Прежде чем задать вопрос, посмотрите, пожалуйста, нет ли ответа на него на самом сайте в разделе "Новости" или в любом другом разделе, соответствующем вашему вопросу.

После того, как жюри анонимно распределит конкурсные места, председатель конкурса сверит личный шифр на тексте перевода с личным шифром, полученном во втором файле с данными участника, и назовёт имена победителей.

Участники, занявшие призовые места, получают дипломы и награждаются денежной премией и подарками. Подробнее с данным пунктом можно ознакомиться в разделе сайта конкурса "Жюри" - "Наши друзья и спонсоры" - "Награждение победителей".

Глава 4. КОМБИНАТОРИКА

Гуманитарный профиль (6 – 8 уроков на изучение )

I вариант

1. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из пяти цифр 1,2,3,4,5?

2. Были куплены билеты в театр для шести ребят.

Сколькими способами эти ребята могут занять свои места в театре?

3. У покупателя имелись в кошельке по одной купюре 10 руб., 50 руб.,

BAKC является параллелограммом.

B

F (8; 1; 0), E (0; 0; 4), K (0; 5; 1).

А) Постройте их в декартовой системе координат.

Б) Укажите, в каких координатных плоскостях или на каких координатных осях они находятся.

FKE равнобедренный.

FKE с точностью до целых.

Б) Докажите, что четырехугольник OAFD – ромб.

Г) Укажите вектор, выходящий из точки B , который является разностью векторов и .

2. Даны три точки с координатами: P (4; 0; 0), K (0; 2; 0), T (2; 0; 4).

А) Постройте их в прямоугольной системе координат.

Б) Укажите, на каких координатных осях или в каких координатных плоскостях они находятся.

В) Докажите, что треугольник PKT – равнобедренный.

Г) Вычислите площадь треугольника PKT .

Технический профиль НПО и СПО (20 – 24 урока на изучение )

Контрольная работа № 1

1. DABC – тетраэдр, точка K – середина AC , точка M – середина KD , . Разложите вектор по векторам , .

3. Дан треугольник MNC , вершины которого имеют координаты: M (2; −3; 3), N (−1; 1; −2) и C (5; 3; 1).

Докажите, что треугольник равнобедренный и вычислите его площадь.

Контрольная работа №2

1. Найдите скалярное произведение , если | | = 2, | | = 3, () = 120°.

2. Даны точки C (3; −2; 1), D (−1; 2; 1), M (2; 1; 3), N (−1; 4; −2).

А) Определите, будут ли прямые CM и DN перпендикулярны.

В) Проверьте, является ли уравнение 21x + 11y – 6z – 35 = 0 уравнением плоскости CMN .

3. ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – куб. Точка M – середина стороны DD 1 . Найдите угол между прямыми AM и DC 1 .

Ответы: 1. 1; 2.а) да; б) ; в) да; 3.

Глава 6 ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ

Гуманитарный профиль (12 – 14 уроков на изучение )

I вариант

Д) cos x = –0,5.

3. Для каждого случая из пункта 2 укажите значения остальных тригонометрических функций в этих точках.

Ответы: 1.г) -0,8090

II вариант

А) Выразите величину угла поворота α = в градусной мере.

Б) Постройте на единичной окружности точку, соответствующую углу поворота α = .

А) sin x = 0,

Б) cos x = –1,

В) cos x = –0,5,

Д) sin x = –0,5.

3. Для каждого случая из пункта 2 укажите значения остальных тригонометрических функций.

Ответы: 1.г) 0,3420

Технический профиль НПО (32 урока на изучение )

Контрольная работа № 1

1. Вычислите cos (β – α), если sin α = ; π ? α ≤ и cos β = ; ≤ β ≤ π.

3. Расположить числа в порядке убывания:

Е) количество корней уравнения 2 sin x = a в зависимости от a .

Ответы: 1. 0,352; 2.

Задание №1. Криптография 6­8 классы. Маша и Яша играют в “шифровку”. Маша придумывает правило преобразования текста. Яша может говорить Маше любые слова и узнавать, как они звучат в зашифрованном виде. Перед вами слова, которые говорил Яша и их шифр. ЛЫЖИ ­ НЭИК ЭКРАН ­ ЯМТВП А – В МОРКОВЬ ­ ОРТМРДЮ Угадайте, как зашифровать слово ГРАНАТ. Ответ: ГРАНАТ ­ ЕТВПВФ Задание №2. Масонский шифр был в ходу у первых членов братства, которые пользовались им для личной переписки. Чтобы расшифровать надпись, следует отыскать на решетках соответствующие ячейки и выписать на листок стоящие в них буквы. Ответ:

Задание №3. Квадратная таблица, заполненная последовательностью чисел таким образом, что сумма в каждой строке, столбце и по диагонали получается одинаковой. Ответ: 1 2 3 4 5 J E O V A Задание №4. 6 7 8 9 1 0 1 2 S A N C T U S 1 1 16 1 5 1 4 1 3 U N U S Когда у мальчика появился телефон с русской клавиатурой (см. рис.) он заметил, что у некоторых его друзей имя и номер телефона “совпадают”. Например, Алексей – номер телефона 142­46­24. Определите имя друга мальчика по номеру телефона: 226­16­35. Ответ: Герасим.

Задание №5. Шрифт Брайля – рельефно­точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. Используя алфавит Брайля, расшифровать данное сообщение. Ответ: Дружба начинается с улыбки.

Задание №6. Всмотревшись в текст, найти зашифрованное сообщение: криптографиЯ – наука о методах обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним), целостности данныХ. криптОграфия позволяеТ хранить важную информацию или пЕредавать её по ненадёжным канаЛам связи (таким как интернет) так, что она не может Быть прочитана никем, кроме легитимного получателя. в то время как криптография – это наука о защите даннЫх, криптоанализ – это наука об анализировании и взломе зашифрованной Связи. классический крипТоанализ предствляет сОБой смесь аналитики, математических и статистических расчётОв, а также спокоЙстВия, решительноСТи и удачи. кРиптоаналитиков такжЕ называюТ взломщИками. крипТографическая стойкостЬ измеряетСя тем, сколько понадобитсЯ времени И ресурсОв, чтоБы из шифртекСта восстановить исходный открытый текст. резУльтатом стойкой криптографии является шифртекст, который исключительно сложно взломать без облаДания определённымИ инсТрументами по дешифрованию. но насколько сложно? исполЬзуя весь вычислительный пОтенциал современной цивилизации – даже миллиарД компьютеров, выполНяющих миллиард Операций в секунду – невозможно Дешифровать рЕзультат стойкой криптографии до конца существования всеЛеннОй. Ответ: Я хотел бы с тобой встретиться и обсудить одно дело. Задание №7. Что такое 1/3 дороги, 3/8 брокколи и 2/5 такси?

Ответ: Доброта. Задание №8. Язык жестов - самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. С помощью алфавита жестов, разгадать фразу: Ответ: Надежда всегда есть.

Задание №9. Ответ: шифровка 1 ­ весы, шифровка 2 – дева. Задание №10. Экзамен в военном училище. Студент берет билет, идет готовиться. Преподаватель стучал изредка карандашом по столу. Через минуту студент подходит к преподавателю. Тот ничего не спрашивая, ставит 5. Счастливый студент уходит. Поясните ситуацию. Ответ: Преподаватель на языке азбуки Морзе набивал карандашом по столу: "Кому нужна пятерка подходите, поставлю". Задание №11. «Морзянка» - способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов: длинных («тире») и коротких («точек»).

Ответ: Молодцы. Задание №12. Помогите вспомнить пароль, используя зашифрованный пароль (квадрат слева) и ключ к шифру (квадрат справа). (в данном задании необходимо подготовить 2 трафарета для решения задания (желтым цветом выделены области, которые должны быть сквозными)) Ответ: Четыре черненьких чумазеньких чертенка.

Задание №13. Шифр Плейфера. Шифрование производится с помощью квадрата (или прямоугольника), в который занесены в произвольном порядке буквы и конфигурация таблицы составляют в совокупности секретный ключ. Для определённости возьмём прямоугольную таблицу размером 4*8, в качестве букв алфавита ­ кириллицу, а буквы расположим в алфавитном порядке. Так как число русских букв 33, а число клеток ­ 32, исключим из таблицы букву Ё. Для того чтобы зашифровать сообщение, необходимо разбить его на биграммы (группы из двух символов), например «криптография» становится «КР – ИП – ТО – ГР – АФ – ИЯ», и отыскать эти биграммы в таблице. Затем, руководствуясь следующими правилами, зашифровываем пары символов исходного текста: 1. Если буквы из пары букв шифруемого текста находятся в разных строках и столбцах, то в качестве заменяющих букв используются буквы, которые расположены в углах прямоугольника, охватывающего буквы открытого текста. Например, блок КР заменяется символами ИТ. (ТО заменяется на ЦК; ГР на АУ; АФ на ДР; ИЯ на ПШ) 2. Если пара букв открытого текста попадёт в одну строку, то шифрограмма получается путём циклического сдвига вправо на одну клетку. Например, блок ИП будет преобразован в ЙИ. 3. Если обе буквы открытого текста попадают в один столбец, то для шифрования осуществляют циклический сдвиг на одну клетку вниз. Так, блок ЖЦ будет преобразован в символы ОЮ, а блок ТЪ – в символы ЪВ. Таким образом, получаем: КРИПТОГРАФИЯ – ИТЙИЦКАУДРПШ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Зашифруйте шифром Плейфера слово «АЛГОРИТМ». Ответ: АЛГОРИТМ – ГИЖЛШРФК.

Задание №14. Книжный шифр - вид шифра, в котором каждый элемент открытого текста (каждая буква или слово) заменяется на указатель (например, номер страницы, строки и столбца) 6 – 2 – 2 7 – 4 – 4 31 – 2 – 3 14 – 5 – 5 11 – 4 – 1 18 – 5 – 1 17 – 3 – 2 2 – 1 – 3 6 – 1 – 4 29 – 3 – 2 8 – 4 – 5 11 – 4 – 5 15 – 3 – 1 17 – 1 – 4 23 – 1 – 1 16 – 3 – 3 27 – 1 – 2 26 – 2 – 5 24 – 4– 4 33 – 4 – 7 17 – 4 – 2 У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет!

Ответ: Какие труды такие и плоды.

Задание №15. С помощью расшифровать фамилию врача: Ответ: Ларионов.