Сочинение «Почему необходимо беречь природу? Почему природу нужно охранять? Зачем нам нужно беречь природу.

Я перестала читать новости. Каждый день там появляется что-то из серии "остался один белый носорог" или "запасы рыбы в океане могут истощиться через 15 лет". После таких новостей я начинаю думать, насколько же деградировало человечество, раз с таким упорством пилит тот сук, на котором сидит.

Зачем природу нужно охранять

Казалось бы, ответ очевиден, но, судя по происходящему вокруг, многим людям этот ответ всё ещё неизвестен. Природа - это наша колыбель, наша кормящая мать , которая даёт нам всё, чтобы мы были счастливы: полезные ископаемые, леса для производства воздуха, водоёмы, полныерыбы, и плодородную землю.

Однако, человеку свойственно ценить только то, что он потерял. Я всегда считала это чрезвычайно глупым. Не станет ископаемых - из чего мы будет делать неотделимые теперь от нашей жизни предметы быта? Не станет воздуха - чем мы будем дышать? Что будем есть , когда истощенная и отравленная земля не сможет взрастить в себе ни одного семечка? В конце концов, мы просто погибнем, и мне очень страшно от это мысли. Именно поэтому природу нужно охранять , причем, сделать это можно и своими силами.


Что может сделать каждый

Несмотря на кажущуюся масштабность задачи, охранять природу под силу каждому человеку в отдельности. Например, я обычно следую этим правилам:

  1. Экономить воду и не лить еёпонапрасну во время чистки зубов или мытья посуды.
  2. Не ломать деревья и не вытаптывать траву .
  3. Не убивать животных, птиц и насекомых без необходимости.
  4. Сортировать мусор и относить батарейки и лампочки в специальные приёмные пункты.
  5. Относить мусор только в специальные места для него и не швырять себе под ноги или оставлять в лесу.

Это простейшие правила, для следования которым не нужно прилагать много усилий. Но самое главное правило - это не быть равнодушным. Не закрывать глаза на браконьерство, на незаконные вырубки, на сливы в реки отходов заводов и фабрик. Только совместная охрана природы поможет спасти её (и нас) от гибели.


Вместо послесловия

У индейских народов есть пословица. "Только после того, как последнее дерево срублено, когда последняя рыба поймана, последняя река будет отравлена, только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть ". И это абсолютная правда. Я стараюсь помнить о ней. Помните и вы.

Зачем беречь планету?

В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. О том, что надо беречь природу мы слышим с детства. И чаще всего только слышим. А вы сами задумывались когда-нибудь: зачем нужно беречь природу? Расхожий ответ типа: «Чтобы сохранить экологию!», хоть и абсолютно точен, но звучит неосознанно. И так, зачем?

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Мы уже привыкли к тому, что окружающая природа стала частью нашей жизни, местом, куда можно прийти отдохнуть, погулять с детьми, насладиться красотами необъятной сибирской тайги. И масштабы этого великолепия внушают гордость за свою малую родину…

Щедрый на богатство природных ресурсов Красноярский край подарил нам уникальный животный и растительный мир, который является главным источником нашей жизни. И черпаем этот источник мы все вместе, без остановки, потому, что в сознании давно сложился образ безмерного пространства, наполненного кипучей жизнью. Мы, люди, во многом «не ведаем, что творим», то есть не осознаем последствия своих зачастую агрессивных и варварских действий в отношении природы. К сожалению, в наш электронно – компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный и растительный мир, живущий там. По утверждению учёных, человечество идёт к экологической катастрофе. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью человека, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются и загрязняются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях. К сожалению, пока мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое образование, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Выход из экологического кризиса возможен только при условии изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но, пока не все настроены на перемены. Мешает менталитет, укоренившиеся представления экологической вседозволенности, у детей, например, сорвать не цветок, а букетик, поймать бабочку и погубить её, до взрослой , повернуть реки, вырубить кедровый лес . Откуда это берется?

Своих воспитанников я учу на экологических сказках. Представьте себе, что вы владелец участка и одновременно небольшого цеха по производству химикатов. Чтобы увеличить прибыль, вы сливаете химические отходы к себе на участок. Сюда же отправляете объедки, канализационные стоки. Как вы думаете, что будет с вашей землей через год? А через десять лет? Какие растения выживут на ней? Будут ли они съедобными? А ведь со своей планетой мы поступаем именно так. Мы забываем, что беречь природу нужно не периодически, во время акций, а каждый день, каждую секунду. Еще не забыт пример, когда несколько десятилетий назад в Китае уничтожили всех воробьев: они поедали рисовые посевы. Но вместо увеличения урожая получили сначала огромное количество вредителей, потом - высыхание лесов и, как следствие, обмеление рек. Таких примеров в истории России и планеты Земля множество. Что делать?

Думаю, согласитесь, чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. Моя задача и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому. Формирование такого осознанно – правильного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования считаю, следует как можно раньше, не дожидаясь похода в школу или в детский садик. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание - не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание - выращивать, защищать, охранять. Играйте с детьми на природе в её обитателей. Играя, вы способствуете воспитанию положительного отношения к природе, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Мне нравятся игры моделирования социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны).

Я заранее провожу беседы по данной теме, обращаю внимание на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось бы жить. Затем вместе с ребятами мы рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации. Составляем карточки – схемы «Правил строительства», работаем по чертежам, анализируем постройки, ищем пути решения строительства экологически чистого города. В итоге, целый проект получается. На протяжении всего проекта наблюдается активная работа детей, они помогают друг другу, а главное – учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы. Приведу другой пример. Не мной придуманы экологические акции такие как, «Посади дерево», «Дом для пернатых», «Первоцветы». Как ребятам интересно принимать участие в таких акциях, глазки горят! А если вместе с родителями ребенок сделал скворечник, или кормушку, то как почетно и достойно звучит из уст детей, что делал вместе с родителями! Я благодарю всех родителей, которые постоянно помогают своим детям в выполнении любого домашнего задания по предмету «Зеленый мир». Вы вместе со мной учите ценить и любить, уважать и беречь всё, что нас окружает. Спасибо, что помогаете в любой мелочи, будь то нарисовать рисунок или найти информацию о заповедниках Красноярского края. Человек ценит и любит лишь то, что создает сам, чужое ценится хуже. Но что если природа не чья-то, а наша, моя и твоя? Ломать всегда легче, чем строить. Беречь приятней, чем потом сожалеть об утраченном. Поливать растущий цветок легче, чем заново его посадить и ждать результатов. Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где отдыхает, на предприятии, на котором работает, насколько изменится все вокруг! Давайте беречь то, что уже кто-то создал за нас, до нас, для нас!

Зачем нужно беречь природу? Если ответить коротко, то для того, чтобы жить. Чтобы иметь здоровых детей, воспитывать здоровых внуков и правнуков. Но как правильно беречь природу? Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой, либо человеком. Природа предусмотрела всё, что необходимо для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы адаптации всего живого к сезонным изменениям и так далее. А что человек делает, чтобы сохранить свою природу? Что мы делаем, чтобы наша экологическая культура и образованность всегда была в разумных представлениях? Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Её обострение диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание - это, прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Эти черты, прочно войдут в характер подрастающего человека, станут его основой. И тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
И начинать экологическое воспитание необходимо с пеленок, в семье, а потом до седых волос – повышать свою культуру и образованность в области сохранения и защиты природы.

Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей! Соблюдайте правила поведения в природе!

    Не рвите напрасно цветы - они прекрасны в поле, в лесу, на воде!

    Не рубите деревья и кустарники!
    3. Соблюдайте правила пожарной безопасности в природе.
    4. Не разрушайте муравейники, гнёзда птиц, жилища животных. Бережно относитесь ко всем живым существам.
    5. Будьте настоящими гражданами своей страны, активными защитниками родной природы.

Природа - наш друг, наша среда! Беречь и охранять её священный долг каждого человека.

Главные принципы жизни каждого человека в гармонии с природой:

1. «Не навреди».

2. «Познавая, не разрушай».

3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».

4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что я хочу сделать? Зачем мне это нужно? Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?

5. «Подумай о последствиях!»

Я хочу научить своих детей благодарить природу за её щедрые дары. Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО « Северо-Енисейский

детско-юношеский центр» -

Елена Владимировна Ярушина

Сегодня человеческое общество так устроено, что гонится за современными разработками, новинками техники, которые облегчают жизнь и делают ее комфортной. Многие люди окружают себя сотней ненужных вещей, которые не так уж и безвредны для окружающей среды. Ухудшение окружающей среды влияет не только на качество жизни, но на здоровье и продолжительность жизни людей.

Состояние окружающей среды

На данный момент состояние окружающей среды находится в тяжелом состоянии:

  • загрязнение воды;
  • истощение природных ресурсов;
  • уничтожение многих видов и ;
  • нарушение режима водных объектов;
  • образование ;
  • таяние ледников;

Все это приводит к тому, что изменяются и разрушаются экосистемы, территории становятся непригодными для жизни людей и животных. Мы дышим грязным воздухом, пьем грязную воду, страдаем от интенсивного ультрафиолетового излучения. Сейчас возрастает численность сердечно-сосудистых, онкологических, неврологических недугов, распространяется аллергия и астма, сахарный диабет, ожирение, бесплодие, СПИД. У здоровых родителей рождаются больные дети с хроническими заболеваниями, нередко происходят патологии и мутации.

Последствия истощения природы

Многие люди, относясь потребительски к природе, даже и не задумываются, к чему могут привести глобальные . В воздухе, кроме прочих газов, содержится кислород, который необходим для каждой клетки организма людей и животных. Если атмосфера будет загрязненной, то людям буквально не будет хватать чистого воздуха, что приведет к многочисленным заболеваниям, быстрому старению и преждевременной смерти.

Нехватка воды приводит к опустыниванию территорий, уничтожению флоры и фауны, изменению в природе и к климатическим изменениям. Не только животные, но и люди умирают от нехватки чистой воды, от истощения и обезвоживания. Если водоемы все также будут загрязняться, вскоре исчерпаются на планете все запасы питьевой воды. Загрязненный воздух, вода и земля приводят к тому, что продукты сельского хозяйства все больше содержат вредных веществ, поэтому многие люди не могут употреблять даже здоровую еду.

А что же нас ожидает завтра? Со временем экологические проблемы могут достичь таких масштабов, что один из сценариев фильм-катастроф вполне может воплотиться в реальности. Это приведет к гибели миллионов людей, нарушению привычной жизни на земле и поставит под угрозу существованию всего живого на планете.

В ультрасовременном городе в ультрасовременной стране жили ультрасовременные люди. Жили они в многофункциональных ультрасовременных домах, где свет включался по щелчку, а техника заводилась по одному слову. Рядом с людьми по улицам города ходили и ездили роботы. Такие же ультрасовременные и навороченные, как все вокруг. Все растения в этом городе были искусственными, созданными по сложнейшим схемам. Животные – являлись результатом работы конструкторов.

Но была одна неприятность, которую ученые ультрасовременного города никак не могли разрешить. Жизнь в биологическом теле человека держалась не очень долго. Не помогали ультрасовременные препараты. Не получалось изобрести универсальное топливо для человеческого организма. Людей нельзя было «заправить». Да еще и приходилось покупать кислород и воду, что сказывалось на бюджете ультрасовременного государства.

К такой вымышленной жизни почему-то стремится современный человек. Он забыл о том, что ОН – биологическое существо, живое, часть ПРИРОДЫ. И долгую безболезненную жизнь ему может обеспечить только живое окружение. ПРИРОДА.

Зачем охранять Землю?

Человека часто называют творцом, венцом природы. Только какой же он творец?! Творить он может только благодаря природе. Из того, что ему дает природа. Какой же он венец?! Немощный, маленький, больной… Он не в состоянии защитить себя от природной стихии или смертельной болезни. Он знает историю возникновения государств и стран, появления страшных инфекций; знает, почему надо изучать вирусы , как сохранить внешнюю молодость. Он много чего знает… Но дольше жить не начинает.

Почему надо беречь природу?

Воздух

Чистый, свежий. Для человека он лучше дорогого парфюмерного аромата. В кислороде нуждается каждая клеточка человеческого организма. Без глотка воздуха человек погибает.

Люди, живущие в огромных промышленных центрах, чаще сталкиваются со смертельными заболеваниями, быстрее стареют, чаще рожают генетических уродов. Ведь дышат они смогом, дымом из заводских труб, выхлопными газами миллионов машин.

Для чистого воздуха нужны зеленые леса. А человек забывает об этом, бездумно заготавливая древесину для своих нужд.

Свежий воздух необходимо оберегать от фабрик и заводов. А предприниматель не желает тратиться на дорогостоящее очистное оборудование.

Воздух не может оставаться чистым в условиях большого количества выхлопных газов. А автолюбители покупают некачественное дешевое топливо, экономят на ремонте своих машин. Причем нет ни ограничений на количество техники, ни требований к ее качеству.

Вода

Человеку нужна чистая вода наравне с чистым воздухом. А где ее взять?

Если предприятия сбрасывают свои отходы в естественные водоемы.

Если человек для своих целей осушает болота и озера.

Если из-за человеческой деятельности озоновые дыры настолько велики, что поменялся климат. Родники, ручьи, речки иссыхают сами.

Если бездумное расходование подземных вод приводит к исчезновению этих источников питьевой жидкости.

Еда

Полезные продукты питания и так уже стоят очень дорого. Но потребительское использование природных ресурсов, почв скоро сделает естественную пищу недоступной.

Будем кушать ГМО и синтетические продукты. Здоровья от них не прибавиться.

Мы похожи на тех глупцов на корабле в открытом море, которые сами отравили всю еду, выбросили за борт всю воду, а потом сделали брешь в трюме своего корабля.

Дума о завтрашнем дне

Почему надо защищать природу? Истории известны и массовые вымирания, и глобальные потепления, и ледниковые периоды, и извержения вулканов, и землетрясения. Но все это подчинялось естественным природным процессам. Поэтому Земля выжила и выстояла.

Человек же расходует дарованные ему блага неразумно, бездумно. Складывается впечатление, что он вообще забыл о завтрашнем дне. После принесенного человеческим существом зла природа не может самостоятельно восстановиться.

Да, ветер разносит семена растений, птицы ему помогают. И скоро на новом месте вырастет лес. Но нужно время. А этого времени у Природы нет. Человек слишком быстро вырубает леса и культивирует почвы, выкорчевывая «лишние» деревья. Поэтому вырастить новый лес – уже его задача, Человека.

Уберечь чистоту воздуха . Так как человек ездит на автомобилях и строит фабрики и заводы.

И ведь многого от Человека не требуется. Не нужно даже отказываться от благ цивилизации. Необходимо лишь ДУМАТЬ о будущем.

В фауне России насчитывается около трехсот видов зверей, из них 93 занесены в Красную книгу. Среди них такие замечательные звери как, белый медведь, тигр, леопард, снежный баран, горал, пятнистый олень, морж, синий кит, финвал и другие. Семь животных из этого перечня - >.

По каким причинам тот или иной вид становится редким?

Неумеренный неорганизованный промысел;

Загрязнение биосферы;

Слабая охрана природы;

Коренное изменение мест обитания;

Естественное старение видов.

Различные неблагоприятные факторы сокращают время существования видов. Немало их погибло из-за резких изменений климата, а значит и растительности, вследствие великих оледенений и т. п. Но в последнее тысячелетие самое сильное влияние на живую природу стал оказывать человек, причем далеко не всегда с ружьем. Больше половины из 105 исчезнувших за последние две тысячи лет видов зверей лежит на людской совести.

По мере роста населения и развития цивилизации отрицательное воздействие на фауну непрерывно возрастало и усиливалось: за первые 1700 лет нашей эры исчезло 33 вида зверей, за два следующих столетия - 36, а всего за 100 последних лет - тоже 36 видов.

Так много внимания охране животного мира вообще и редких видов в частности стало уделяться не только потому, что каждый вид уникален, неповторим и прекрасен. Исчезновение любого из них почти всегда неблагоприятно сказывается на биологических сообществах и экологических системах.

Необходимость бережной и строгой охраны всех представителей флоры и фауны люди осознали, к сожалению, очень поздно. Но лучше поздно, чем никогда. С этой целью по всему миру открывались заповедники, заказники и национальные парки.

2. ЗАПОВЕДНИКИ.

В этой части я расскажу о заповедниках. О том, что это такое и для чего они нужны.

Заповедник - это место, где оберегаются редкие животные и растения, уникальные участки природы и культурные ценности.

Для сохранения флоры и фауны необходимы различные охраняемые природные территории и акватории. В одних случаях для спасения редких видов животных и растений требуется строгая охрана, чуть ли не часовой у каждого уникального объекта. В других - достаточно закрыть шлагбаумами въезд и, организовав пешеходные тропы, регулировать поток посетителей. Иногда на охраняемом участке необходимо запретить деятельность, которая может нанести вред природе,- охоту, ловлю рыбы, строительство и т. д.

Суть государственных природных заповедников заключается в самом понятии >, т. е. сохранение в первозданном состоянии. Для того чтобы и спустя столетия наши потомки смогли увидеть все разнообразие жизни на планете, а сама Земля не погибла бы под гнетом промышленности, сельского хозяйства и транспорта, выделяются эталонные (типичные) и уникальные территории и акватории, на которых на вечно по решению правительства устанавливается режим строгой охраны.

Государственные природные заповедники - это, с одной стороны, территории, полностью и навечно изъятые из хозяйственного использования, имеющие особое природоохранное и эколого-просветительское значение, а с другой - научные учреждения, где проводятся круглогодичные исследования экосистем, флоры и фауны.

Пребывание посторонних на охраняемой территории запрещено. Для того чтобы посетить заповедник с научными целями или попасть туда на экскурсию, требуется разрешение Министерства природных ресурсов или дирекции заповедника.

Вокруг заповедника создается особая > зона, служащая преградой между охраняемой и неохраняемой территориями и ослабляющая внешние воздействия на заповедную природу. Здесь нельзя вести строительство и добывать полезные ископаемые, рубить лес и прокладывать дороги. Но в тоже время допускаются охота, рыбная ловля, санитарные рубки леса, можно косить траву и пасти скот.

Каждый заповедник имеет специальную охрану, а так же научный отдел, сотрудники которого исследуют состояние популяции редких видов растений и животных, готовят ежегодные отчеты в виде >.

НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Своеобразные > появились еще на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты существовали в Древнем Риме и Греции, в странах Дальнего Востока у славянских и германских племен.

Не менее древними можно считать и заповедные угодья, где ограничивались сбор растений и охота. В конце Х в. на основании > объявлялись заповедными >, т. е. леса, отведенные для княжеской охоты, а так же места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров).

Уже в ХVII в. для охраны охотничьих угодий царя Алексея Михайловича выделялись специальные >, такие, как Лосиный остров, Измайлово. Ради сохранения гнездовий ловчих птиц кречетов царь приказал считать > семь островов.

Первым государственным указом Петра I стал Указ от 1 февраля 1703 г. , предписывавший произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза, лиственницы и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.

В Швейцарии в 1913 г прошла первая международная конференция по охране природы, с которой и можно вести отсчет истории современных национальных парков, заповедников и заказников.

Создание первых заповедников в Европе дало свои плоды: процесс вымирания многих видов животных и растений замедлился, были сохранены уникальные типы экосистем, начала складываться основа общеевропейской экологической сети - своеобразного зеленого каркаса на материке.

В соответствии с декретом > в 1924 году были организованы первые государственные заказники. К началу 30-ых годов в СССР было уже около 30 государственных заповедников.

В 50-60-х гг. для заповедников наступили >. Значительная их часть была передана Министерству сельского хозяйства СССР. Одни заповедники закрыли, в других большие участки земли были изъяты для последующего хозяйственного использования.

Только в 70-80-х гг. заповедное дело вновь начало развиваться. Один за другим создавали новые заповедники - в Арктике, Сибири, на Дальнем Востоке.

В Российской Федерации делу сохранения живой природы служат более 9 тыс. охраняемых природных территорий - заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.

4. А ЧТО У НАС ДОМА?

Изучая эту тему, мне стало интересно, а есть ли у нас на Дальнем Востоке заповедники. Сколько их? И что они охраняют?

Как оказалось только, у нас в Хабаровском крае есть восемь заповедников. А на территории Дальнего Востока их еще больше.

Заповедники Хабаровского края:

Большехехцирский заповедник;

Бурейнский заповедник;

Бастак заповедник;

Джугджурский заповедник;

Комсомольский заповедник;

Анюйский Национальный парк;

Болоньский заповедник;

Ботчинский заповедник.

Особое внимание мне хочется уделить Большехехцирскому заповеднику, поскольку он находится в моем родном городе Хабаровске в 40 минутах езды на автомобиле от моего дома.

Большехехцирский Заповедник Хабаровский край,

Хабаровский район

История создания.

Большехехцирский заповедник, как и многие другие заповедники Дальнего Востока, был организован в 1963 году. А до его создания здесь в течение ряда лет существовал охотничий заказник. На заповедной территории площадью 45,4 тысячи га представлены типичные среднегорные ландшафты хребта Большой Хехцир.

Физико-географические условия.

Рельеф заповедника по преимуществу горный, однако, здесь имеются и равнинные участки, которые обычно переувлажнены. Хребет Большой Хехцир резко возвышается над окружающей территорией. Его абсолютные высоты составляют от 300 до 950 метров. Предгорья холмистые, переходящие в отлогие склоны хребта, на вершине которого зачастую видны скальные обнажения и уступы.

Самая крупная река - Чирка имеет в длину 82 км и течет, сильно петляя, вдоль подножия Хехцира с востока на запад. Есть несколько старичных озер - Нимфейное, Сюрприз, Бразениевое.

Климат территории умеренно муссонный. Основная часть осадков выпадает во второй половине лета. Самый теплый месяц - июль. Его средняя температура составляет +20ºС. Зима обычно холодная и малоснежная. Самый холодный месяц - январь (средняя температура -22ºС).

Разнообразие флоры и фауны.

Леса занимают около 90 % территории заповедника. Среди хвойных деревьев преобладают ель аянская, кедр корейский и лиственница Гмелина, из лиственных - березы шерстистая, желтая и маньчжурская, осина Давида, дуб монгольский и ясень маньчжурский.

В озерах заповедника растет очень редкое водное растение - бразения Шребера, включенная в Красную книгу. В Красную книгу включены также встречающиеся здесь представители семейства орхидных - пузатка высокая, башмачки настоящий и крупноцветковый.

Всю территорию Большого Хехцира, населяют изюбри. Кроме того, здесь обитают кабарга, кабан, соболь, колонок, харза, енотовидная собака, рысь. Встречаются также такие редкие виды, как гималайский медведь и амурский тигр.

В заповеднике наблюдается большое разнообразие птиц, в том числе встречаются такие редкие и особо охраняемые как дальневосточный и черный аисты, мандаринка, голубая сорока, каменный дрозд. К гнездящимся здесь редким птицам относятся орлан-белохвост и скопа. Достопримечательностью птичьего населения предгорий Хехцира следует считать райскую, или длиннохвостую, мухоловку.

Что смотреть.

В заповеднике имеется сеть экологических троп, на которых можно увидеть наиболее типичные дальневосточные породы деревьев, характерные для маньчжурской тайги, познакомиться с эндемичными лекарственными растениями, такими, как аралия, элеутерококк, лимонник.

Весной и в начале лета посетители могут увидеть и услышать на маршрутах десятки разнообразных птиц, многие из которых - эндемики Дальнего Востока. В жаркие июльские дни большие яркие бабочки во множестве будут сопровождать вас вдоль троп.

Одна из троп выходит на берег Амура, откуда открывается великолепный вид на горный хребет Большой Хехцир. На другом берегу виден летний рыбацкий поселок, это уже территория Китая. На воде можно заметить лодки с китайскими рыбаками. Над рекой летают серые цапли и большие бакланы: на соседнем острове расположена их гнездовая колония.

5. ЧТО Я ПОНЯЛА.

Узнав столько много о заповедниках, я поняла, что охрана природы, защита животных и растений это очень важное дело. Мы наносим сильный вред окружающему миру своими заводами, отходами и др. и поэтому оказать хоть посильную нам помощь животным и растениям мы просто обязаны. Это очень хорошо, что в нашем городе есть заповедник, который спасет кусочек моей родины для других людей.