Трасса через полюс. Как Валерий Чкалов совершил новое открытие Америки

15 декабря 1938 года погиб Валерий Чкалов — всемирно известный советский лётчик-испытатель, комбриг в беспрецедентном трансарктическом беспосадочном перелёте, Герой Советского Союза, бесстрашный разработчик фигур высшего пилотажа.

Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели.

Среди версий — месть то ли комиссара госбезопасности Николая Ежова, то ли Лаврентия Берии, вскоре ставшего наркомом внутренних дел СССР. Ещё одна гипотеза — расстрел по приказу главы советского правительства Иосифа Сталина и затем фальсификация испытательного полёта.

Официальная версия, которую подтверждали очевидцы — Валерий Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, но с трагическим финалом, так как она была недоработана, изначально опасна.

Именем Валерия Чкалова названы планета, две горы в Антарктиде, остров и мыс, город Чкаловск (переименованная малая родина героя Василёво), улицы, кинотеатры, летные школы и даже минерал чкаловит.

Героическая профессия лётчика была почитаема сама по себе, лётчиков называли покорителями неба, считали прогрессивными строителями будущего, а ещё — романтиками; о них сочиняли песни, кинофильмы, стихи. И Чкалов был успешным представителем той плеяды героев.

Он автор знаменитой замедленной «бочки» и восходящего штопора и ещё более чем десятка фигур высшего пилотажа, он разработал бреющие полёты. Валерий Чкалов испытал около 70 типов самолетов, составлявших тогда основу советской авиации.

Сначала его прозвали воздушным хулиганом за храбрые эксперименты в небе (даже три раза сажали «на сутки»), а позднее признали — такие я кобы трюки ради усовершенствования пилотирования были необходимы. Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого столь длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года, за что весь экипаж удостоен званий Героев Советского Союза. А через год весь мир узнал этот советский экипаж: комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. Они совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер.

Будущий герой родился 2 февраля 1904 года в слободе Василёво Нижегородской губернии (теперь — Чкаловск) в семье мастера на судах Волжского речного пароходства. Валера год проучился в ремесленном училище, работал кочегаром. Лётная судьба парня началась, когда его взяли учеником слесаря аэропланов в 4-й военно-авиационный парк. Там он записался в Красную Армию, откуда отправился в Егорьевскую теоретическую школу авиации (1921-1922).

Потом была Борисоглебская школа военных летчиков (1922-1923), Московская школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая школа воздушной стрельбы и бомбометания (1923-1924). Валерий Чкалов награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

О легендарных беспосадочных перелётах экипажа Чкалова, прославивших пилота.

Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва — Дальний Восток. 20-22 июля 1936 года Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков перелетели через Северный Ледовитый океан. Маршрут начался в Москве, курс лётчиков был на Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (теперь — остров Чкалов). Их самолёт АНТ-25 преодолел расстояние 9374 км за 56 ч. 20 мин.

18 июня 1937 года в 4 ч. 5 мин. на Щёлковском аэродроме (сейчас — аэродром Чкаловский) экипаж Чкалова в том же составе на самолёте АНТ-25 (РД) взял старт к США через Северный полюс.

20 июня в 19 часа 30 мин по московскому времени советский самолёт сел на аэродроме ВВС США Пирсон Филд (Барракс) возле города Ванкувер, штат Вашингтон.

Беспрецедентный беспосадочный перелёт длился 63 часа 25 мин. Над суровым океаном и льдами было пройдено более 8000 км, из которых несколько тысяч — в слепом полете. Всего лётчики преодолели 8 504 километра в сложных метеоусловиях. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Советский ас Чкалов стал кумиром миллионов людей Земли, у него брали автографы голливудские кинозвезды.

Совсем недавно сняли гриф «секретно» с тайных архивов, содержащих две стенограммы выступлений Валерия Чкалова после межконтинентального перелёта. Это выступления комбрига сразу после возвращения из-за границы перед партийным активом Горького (сейчас — Нижний Новгород) и на областной партийной конференции в июле 1938 года.

Выдержки из этих стенограмм.

И от имени всего экипажа я поблагодарил Сталина за колоссальное доверие. Он в свою очередь сказал: «Мы поблагодарим вас, когда долетите».

2. «Решили лететь в середине июня. Звоним в Кремль. В первой инстанции отвоевали разрешение, пошли на вторую инстанцию. Дело застопорилось. Я говорю: «Позвоните товарищу Сталину, я настаиваю на вылете завтра». И Сталин ответил: «Экипаж лучше знает, когда ему лучше вылетать». И мы вылетели 18 июня».

3. «Действительно, в резиновой оболочке антенны обнаружили обрыв. «Долго связи не было?», спрашиваю. Оказалось, часов десять. Представляю, что творилось».

4. «Прилетели в воскресенье …Жара стоит. Дождичек накрапывает. Мы — в полярной одежде, переодеться не во что. Даже не подумали об этом … Я показываю жестом, что нельзя обедать в такой одежде. Генерал ушел и через некоторое время приносит три штатских костюма. Саша Беляков выше меня на голову, а генерал на столько же выше его. Я разделся, примерил брюки, а они мне по шею».

5. «Когда пришли в себя, то увидели, что проснулись в «универсальном магазине». Оказывается, генерал сообщил какой-то фирме, что у нас нет костюмов, и та, невзирая на то, что было воскресенье, доставила нам 60 костюмов — выбирайте… Тут было все: носки, ботинки, запонки… Трояновский (посол СССР в США, прим. С.М.) пояснил: фирма запишет в какие-то торговые книги, что обслуживала советских летчиков, перелетевших через Северный полюс. Им это реклама».

6. «Представитель фирмы попросил у нас: «Разрешите ваши штаны, в которых вы прилетели, вывесить в витрине магазина». Смотрю на Трояновского, он говорит, что можно. И вот, наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество, чтобы посмотреть, в каких штанах мы прилетели».

7. «Нам всем надоело пребывание за границей, и мы сказали себе, что надо отправляться к себе домой, в Советский Союз. Нас посадили на самый шикарный пароход «Нормандия». Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением, четыре турбины, четыре гребных винта. Каждый винт диаметром пять метров. Скорость больше 50 километров в час, идет и не уменьшает. Этот пароход держит голубую ленту за быстрый переход через Атлантический океан. Все на этом пароходе предоставлено для пассажиров первого класса».

8. «Что такое смокинг, я расскажу. Хочешь — не хочешь, надевай накрахмаленную грудку, наклонишься — она жгутом делается, значит, стой, как истукан. Воротничок высокий подпирает, тебе глотать надо, а воротничок мешает…»

9. «Сидишь, смотришь: все начинают есть, смотришь, кто какую ложку взял, и ты берешь. Мы честно выполнили все традиции капиталистического мира и нисколько не нарушили его своим присутствием».

10. «Население нашей Родины встречало нас на всех станциях. Ночью ждали, пока не придет поезд. Мне лично не пришлось спать ночами, а Байдуков с Беляковым менялись. На каждой станции нас хотели видеть и приветствовать. О приеме в Москве передать трудно. Можно сказать только то, что товарищ Сталин сказал: «Вы, наверное, и сами не знаете, что натворили!»

«80 лет перелету экипажа В.П. Чкалова через Северный полюс в США »

18.6.-20.6.2017года

18 июня 1937 года экипаж в составе В.П. Чкалов - Г.Ф. Байдуков - А.В. Беляков на самолете АНТ-25 начал первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. За 63 часа 25 минут было преодолено расстояние более 10 тысяч километров земного, или 12 тысяч километров воздушного пути. Из них 5900 километров пролегли над океанами и льдами. Как и перелет на остров Удд, перелет через Северный полюс проходил в сложнейших условиях: туманы, циклоны, обледенение, кислородное голодание., пилоты посадили свою машину неподалеку от Портленда. За этот перелет Чкалов был награжден орденом Красного Знамени...

Полет в Америку имел неоценимое значение. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» назвала его «трудным и блестящим подвигом». А величие настоящего подвига не меркнет никогда. В 1975 году в городе Ванкувер, где 20 июня 1938 года приземлился самолет Чкалова, был торжественно открыт монумент в честь исторического перелета советских летчиков. Он был сооружен на средства жителей города. Имя В.П. Чкалова здесь также носят парк, улица и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные русскими.

12 декабря 1937 года В.П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа. Для него не было «неинтересных» дел – благодаря его настойчивости и авторитету ни один вопрос не оставался не решенным.

Тем сокрушительнее было известие о гибели В.П. Чкалова 15 декабря 1938 года во время испытания нового истребителя «И-180» конструкции инженера Н.Н. Поликарпова. Чувство глубочайшей скорби переживала вся страна. Но не только неизгладимая горечь осталась в сердцах людей. Остались и вопросы: как такое могло произойти? Да, испытание новых самолетов – всегда риск. Но насколько он был оправдан на этот раз? Ответить на эти и многие другие вопросы попыталась дочь Чкалова Валерия Валерьевна, лауреат Государственной премии, кандидат технических наук. В своей книге «Чкалов без грифа «секретно» она приводит выдержки из рассекреченных за последнее время документов, сопоставление которых приводит к невероятному на первый взгляд, но вполне логичному выводу: Чкалова убрали, сознательно отправив в первый опытный полет на самолете, имеющем 48 дефектов, способных «грозить катастрофой самолета в воздухе», как сообщал Берия в письме Сталину 12 декабря, когда испытательный полет был отменен. Но 15 декабря его разрешили, не устранив, по сути, и малой части более чем серьезных изъянов испытываемой машины, которая, как следует из документов, была не самолетом даже, а всего лишь макетом…

«В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь. Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают, многие, он любил? Может быть, потому, что этот человек перерос планку, высота которой была ему определена, стал слишком популярен и любим в народе и не мог жить и мыслить так, как того требовали вожди?» - спрашивает, отвечая, В.В. Чкалова.

Причиной мог стать и отказ Чкалова от предложенных Сталиным государственных должностей, в том числе наркома внутренних дел. Если вспомнить, что это был 1938 года, то такое предположение выглядит более чем реалистично…

Но безвременная гибель В.П. Чкалова не могла перечеркнуть всего, что он успел сделать за свою такую короткую и такую яркую жизнь. У него оказалось очень много последователей, тысячи молодых людей связали свою судьбу с авиацией по примеру Чкалова. «Сама его жизнь сделала их выше, красивее, лучше, явилась окрыляющим примером служения Отчизне. Светлым человеком был Чкалов. И почти все, кто поднялся в небо 30-х годов после его гибели, шли его путями, жили в той атмосфере подвижничества, которая немыслима была без его полетов», - так Герой Советского Союза летчица Мария Чечнева выразила единодушную признательность человеку, ставшему легендой при жизни.

18 июня 2017 года на подмосковном аэродроме Чкаловский пройдут торжественные мероприятия, посвященные восьмидесятой годовщине знаменитого перелета экипажа В.П. Чкалова через Северный полюс в США. В этот день в частях и подразделениях Военно-воздушных сил будут проведены вечера памяти, на которых еще раз вспомнят о том, какое значение имел этот перелет, о легендарных личностях – Байдукове, Белякове и, конечно же, об их командире экипажа Чкалове...

Валерий Чкалов - настоящая легенда 30х годов 20 века. В 1924 году Чкалов начал службу в авиации. С 1930 года работал летчиком-испытателем. Комбриг, Герой Советского Союза, один из самых ярких героев авиации СССР. В 1936 году Чкалов совместно с летчиками. Байдуковым и Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета Чкалов был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1937 году совершил беспосадочный перелет из Москвы в США, через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Он был командиром экипажа самолёта. Чкалов установил мировой рекорд беспосадочного полета на расстояние более 12000 км. Еще Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета, лично указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс. Чкалов мечтал осуществить задуманный ранее план, продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США. В мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова начал беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.

В начале 1930-х годов советская авиация прогрессировала стремительно. Летчики и авиаконструкторы готовы были замахнуться на самые престижные мировые рекорды, включая рекорды дальности полета.
В декабре 1931 года Совет Труда и Обороны СССР дал поручение Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ) начать разработку самолета РД (рекорд дальности), специально предназначенного для совершения рекордного перелета.
Концепцию самолета разработал авиаконструктор Андрей Туполев, а проработка все деталей проекта была поручена бригаде инженеров во главе с Павлом Сухим. Для самолета был разработан новый двигатель АМ-34Р, создателем которого стал конструктор Александр Микулин.
Первое достижение АНТ-25.


Испытаниями новой машины, в окончательном виде получившей название АНТ-25, занимался летчик Михаил Громов. Всего были построены две такие машины, которые испытывались практически одновременно. АНТ-25, совершивший первый полет в 1933 году, была машиной экспериментальной, «сырой», и для осуществления рекордных перелетов его еще предстояло довести до ума.
10 сентября 1934 года экипаж в составе Михаила Громова, Александра Филина и Ивана Петрова начал экспериментальный по замкнутому маршруту. Полет продолжался 75 часов, за которые АНТ-25 преодолел 12 411 км. По дальности это был мировой рекорд, однако засчитан он не был, поскольку СССР еще не являлся членом Международной авиационной федерации (ФАИ).


Но главное - полет проводился по замкнутому маршруту, то есть фактически летчики не удалялись на критичное расстояние от базы, совершая, образно говоря, «круги по стадиону». Самой же престижной категорией среди рекордов на дальность считался полет по прямой линии. Ради достижения результата в этом виде, собственно, и строился АНТ-25.
Тем не менее, за этот полет членов экипажа наградили орденами Ленина, а командиру АНТ-25 Михаилу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Неудача Сигизмунда Леваневского.


Встал вопрос об осуществлении рекордного полета на дальность по прямой линии. Среди вариантов были перелеты Москва - Австралия, Хабаровск - Марокко. Самым перспективным в плане шансов на успех выглядел маршрут Москва - Южная Америка, предложенный Михаилом Громовым.
У варианта Громова был только один, но очень серьезный минус - требовалось согласование права на пролет с целым рядом стран, и отказ даже одной из них мог разрушить все планы.
Однако летчик Сигизмунд Леваневский предлагает амбициозный, хотя и крайне рискованный вариант - перелет через Северный полюс в Америку. Советский лидер Иосиф Сталин, благоволивший Леваневскому, одобряет его план. Ему отдают АНТ-25, а сам перелет назначают на август 1935 года.


3 августа 1935 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Виктора Левченко начинает полет по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Однако через 2000 км в кабину стало протекать масло. Леваневский принял решение прекратить полет и лечь на обратный курс. АНТ-25 сел под Новгородом.
Как выяснилось, протечка масла была вызвана тем, что его налили слишком много, и оно начало пениться. Ничего фатального в этом не было, но Леваневский объявил АНТ-25 ненадежной машиной, и отказался в дальнейшем летать на самолетах Туполева, объявив конструктора «вредителем». Андрею Туполеву эти заявления Леваневского стоили сердечного приступа.
Москва - остров Удд.


Несогласный с Леваневским Георгий Байдуков заявил, что АНТ-25 может выполнить задачу. Но после отказа Леваневского ему нужен был первый пилот в экипаже. Байдукову удалось уговорить стать им своего друга, одного из лучших летчиков-испытателей в стране Валерия Чкалова.
Третьим членов нового экипажа стал штурман Александр Беляков.
Весной 1936 года экипаж Чкалова просит разрешить полет через Северный полюс в Америку. Однако Сталин, помня о неудаче Леваневского, назначает другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский.
20 июля 1936 года АНТ-25 стартует. Спустя 56 часов 20 минут самолет совершил посадку на песчаной косе острова Удд. Чкалов посадил машину в тяжелейших условиях на маленький пятачок. Для того, чтобы самолет смог взлететь с острова, прибывшим на помощь военным пришлось построить деревянную взлетно-посадочную площадку длиной 500 метров.
В Москве летчиков встречал лично Иосиф Сталин. Весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.
Кто первым полетит в Америку?


Вновь стал вопрос о полете через Северный полюс в Америку. Но советское руководство решает, что такой полет можно будет осуществить в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс». Полярники должны будут обеспечить летчиков точными данными о погодных условиях в районе полюса, что повысит шансы на успех.
Работа полярной станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина началась 6 июня 1937 года. К этому моменту к перелету в Америку все было готово.


На этапе подготовке вновь стал вопрос - кто полетит первым? В качестве кандидатов рассматривались экипажи Валерия Чкалова, Михаила Громова и Сигизмунда Леваневского.
Леваневский был автором плана перелета, за спиной у Чкалова был полет на остров Удд, а Громов лучше всех знал АНТ-25, на котором установил рекорд дальности перелета по замкнутому маршруту.
Леваневский вновь подтвердил - на машинах Туполева он летать не будет. Что касается Чкалова и Громова, то было принято решение отправить два экипажа на двух АНТ-25 с разницей в полчаса.
Предосторожность товарища Алксниса.


Но за несколько дней до полета с АНТ-25 Михаила Громова внезапно сняли двигатель. Экипажу было заявлено, что его необходимо было переставить на самолет Чкалова, где обнаружились неполадки. На самолет Громова взамен должны были установить новый двигатель, заказанный на заводе.
Это означало, что Громов вместе с Чкаловым не полетит. Специалисты сомневаются, что двигатель с самолета Громова действительно могли переставить на машину Чкалова. Скорее, это был повод задержать экипаж Громова.


По мнению самого Громова, решение об этом мог принять курировавший перелет заместитель наркома обороны по авиации Яков Алкснис. Его беспокоила возможная конкуренция между двумя экипажами, грозившая привести к чрезмерному риску во время перелета.
В итоге стало окончательно ясно - новую попытку перелета предпримет экипаж Валерия Чкалова.
Полет на грани.


В 4:05 18 июня 1937 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе Чкалова, Байдукова и Белякова взлетел со Щёлковского аэродрома.


Полет проходил в очень тяжелых условиях. Самолет часто входил в зону циклонов, облачности, вследствие чего покрывался слоем льда. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать антиобледенительную жидкость. Помимо сильнейшего мороза (температура в кабине опускалась ниже минус 20), экипажу пришлось столкнуться с кислородным голоданием. Ученые считали, что высота облаков в районе полюса не превысит 3500 - 4000 метров, а значит, летчикам не нужно будет подниматься выше. На практике все оказалось иначе, и пилотировать приходилось на высотах, где не обойтись без кислородной маски. Это привело к дефициту кислорода, который стал остро сказываться во второй части перелета.


Не удалось получить и сводку погоды со станции «Северный полюс-1». Как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна рации.
Подвиг Георгия Байдукова.


Очень длительное время самолет приходилось пилотировать практически вслепую, и здесь пригодился опыт Байдукова, который был мастером таких полетов. Из более чем 60 часов перелета две трети за штурвалом находился именно он.


Уходя от очередного циклона, АНТ-25 вынужден был преодолевать Скалистые горы на высоте свыше 6000 метров, то есть практически на предельной высоте для этого самолета. Остатки кислорода Чкалов и Беляков отдали находившемуся за штурвалом Байдукову, а сами легли на пол, стараясь экономить силы в условиях кислородного голодания.


20 июня 1937 года около 15:15 по московскому времени, в условиях низкой облачности и дождя, АНТ-25 достиг американского Портленда. Экипаж принял решение садиться на северном берегу реки Колумбия, на военном аэродроме города Ванкувер. Несмотря на то, что полоса была коротковата для АНТ-25, посадка прошла успешно. А уже через несколько минут советские летчики оказались в окружении восторженных американцев, которых не остановило то, что аэродром был военным, и посторонним вход на его территорию был закрыт.


Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Этот тот самый человек, чьим именем будет назван план послевоенного восстановления Европы.
Рекорд мира поставил Михаил Громов.


В 1930-х годах советско-американские отношения находились на подъеме, и героев-летчиков с восторгом встречали по всей Америке. Перелет через полюс действительно был событием выдающимся, и американцы оценили его по достоинству. В Вашингтоне экипаж Чкалова принял лично президент США Франклин Рузвельт.
На Родине Чкалова, Байдукова и Белякова встречали как победителей. За этими бурными чествованиями остался почти незамеченным один факт - мирового рекорда в дальности полета по прямой линии достичь не удалось. Показатель в 8582 км был рекордом СССР, а не мира.


Этот пробел устранил Михаил Громов. 12 июля 1937 года второй АНТ-25 с экипажем в составе Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина начал свой перелет. Громов постарался учесть все недостатки, выявленные в полете Чкалова.
После 62 часов 17 минут полета АНТ-25 Михаила Громова совершил посадку на поле близ города Сан-Джасинто, штат Калифорния. Дальность полета по прямой линии составила 10 148 км, и это был безоговорочный мировой рекорд. Подсчитав остаток топлива после посадки, летчики выяснили, что могли достичь даже Панамы, поскольку в баках оставалось горючего еще на 1500 км.


В истории американского города Ванкувер и спустя 80 лет главным событием остается прилет советских летчиков в июне 1937 года. Одна из улиц города носит имя Валерия Чкалова.

Ровно 80 лет назад, 18 июня 1937 года, с аэродрома в подмосковном Щелково в небо поднялся самолет АНТ-25 с экипажем в составе пилота Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова. Он взял курс на Северный полюс и далее в США, преодолев за 63 ч полета 8504 км. Это был не первый рекорд по дальности полета советских летчиков в то время, но первый именно в Америку, которая наглядно убедилась в превосходстве русской авиационной техники и мужестве ее пилотов.Сегодня никого не удивишь дальностью того перелета, маршрут которого теперь регулярно выполняют самолеты российских авиакомпаний. Стратегические бомбардировщики ВКС России способными сутками «висеть» в небе при выполнении задач боевого дежурства, дозаправляясь в воздухе топливом. Но тогда, 80 лет назад, подобный перелет был настоящим подвигом и испытанием не только для пилотов, но и для авиационной техники страны, которая совсем недавно «стала на крыло», но уже заявила о себе мировыми рекордами.Тот полет 1937 года долго готовили и долго откладывали. Первая попытка полета самолета АНТ-25 в Америку, в Сан-Франциско, которым управлял пилот Сигизмунд Леваневский, была предпринята в начале августа 1935 года. Она оказалась неудачной: уже над Баренцевым морем двигатель начал «гнать» масло и из Москвы поступила команда вернуться обратно. Сталин, который пристально следил за всеми полетами дальней авиации, особенно при установлении рекордов, приказал развернуть самолет, чтобы не опозориться перед американцами. Видимо, ненапрасно: при посадке между Москвой и Тверью воздушная машина, крылья которой пропитались керосином при сбросе топлива, загорелась. Едва не пострадали и летчики.Но идея совершить перелет в США, как говорится, висела в воздухе. Теперь ее инициатором стал Валерий Чкалов, пилот от бога, чей авторитет был признан даже Иосифом Сталиным, который выделял его среди прочих летчиков и прислушивался к его мнению. Подобное расположение «отца народов» позволило Чкалову вместе с членами своего экипажа обратиться к правительству с просьбой совершить такой перелет. Активно поддерживал эту идею и авиаконструктор Туполев, именем которого и был назвал лучший самолет того времени АНТ-25 (Андрей Николаевич Туполев). Сталин разрешение на перелет дал, но изменил его маршрут: вместо Америки летчики полетели из Москвы в Петропавловск-Камчатский, что тоже было весьма сложным испытанием - 56 часов беспосадочного перелета, за время которого преодолели 9375 км и приземлились на необорудованной песчаной косе на острове. Тогда на борту самолета появилась надпись «Сталинский маршрут».«Опыт дальних перелетов советских летчиков в то время был бесценным, - считает экс-замглавкома ВВС России Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Антошкин. - Валерий Павлович Чкалов и его товарищи были первопроходцами в этом деле и старались не только рекорды устанавливать, хотя и они играли на имидж страны. Это был в первую очередь и опыт боевого применения самолетов, а пилотами были именно военные летчики, для которых возможность дальнего применения авиации была основным делом. Уже в первый день Великой Отечественной войны советские бомбардировщики нанесли удары по столице страны-агрессора Берлину, нефтепромыслам в Румынии. При поставках самолетов по лендлизу из США перегоняли американские истребители и бомбардировщики с Аляски через всю территорию страны до линии фронта, что было сопоставимо с боевыми подвигами.
Нынешние пилотажные группы, в создании которых я участвовал в 1991-1992 годах, тоже строились по принципу подготовки наиболее опытных летчиков, которые впоследствии обучали молодых летчиков. Тогда пилотов ВВС приходилось удерживать за счет полковничьих должностей, каких-то других привилегий, ведь люди уходили из армии по причине недофинансирования, отсутствия жилья. Многих удалось сохранить, и именно они потом обучали молодежь искусству высшего пилотажа.Перелет Чкалова в Ванкувер был важен и с политической точки зрения. Американцы убедились в надежности советской авиационной техники, перелет вызвал большое внимание и простых граждан этой страны. Наладились контакты, возникло какое-то понимание друг друга, которое, вероятно, способствовало и союзническим отношениям во время Второй мировой войны. Если бы такие перелеты продолжились, то, как мне кажется, и нынешние отношения были бы гораздо лучше. Но не все складывается. Так было и в 1987 году, когда в рамках 50-летия полета Валерия Чкалова в США мы планировали аналогичный беспосадочный перелет наших новейших тогда истребителей Су-27. Но понимания не нашлось на политическом уровне, и наши легкие боевые самолеты долетели с двумя дозаправками в воздухе до Комсомольска-на-Амуре, а потом успешно вернулись обратно».Чкалову все-таки удалось убедить Сталина в необходимости полета через Северный полюс к берегам Америки, и 18 июня 1937 года самолет АНТ-25 стартовал из подмосковного аэродрома, который сейчас называется Чкаловский, по запланированному маршруту. Курс лежал на Север, на Землю Франца-Иосифа, на Северный полюс, далее по 123-му меридиану на юг. Долететь до Калифорнии не получилось из-за нехватки топлива: в полете пришлось изменить маршрут и сделать значительный крюк. При минимальном навигационном оборудовании, в котором для астрономической ориентировки имелись секстант и точный морской хронометр, а также солнечный указатель курса с довольно сложной оптической системой, экипаж Чкалова не сбился с курса даже в условиях полного отсутствия обзора. Плюс постоянная минусовая температура на борту, а согреваться можно было исключительно за счет теплой одежды. Ради лишнего топлива летчики сэкономили на продуктах - вместо запланированных 350 кг взяли с собой всего 100. Но долетели. Во многом благодаря надежности самого самолета.
АНТ-25 по тем временам был очень оригинальным самолетом - это цельнометаллический моноплан с размахом крыльев 34 м и рекордным удлинением в 11 м. Крыло воздушной машины выполняло не только аэродинамические функции, но и впервые в мире было использовано как хранилище для топлива - более семи тонн. Изначально крыло самолета покрывалось гофрированными дюралевыми листами по всей площади, но при испытаниях выяснилось, что такая обшивка создает высокий уровень сопротивления, что влияет на дальность полета. Конструктор Туполев избавился от этого за счет того, что крыло обтянули перкалем, покрасили и отполировали, что позволило увеличить дальность полета. Однако повысилась пожароопасность: перкаль впитывал бензин и мог возгореться от искры из выхлопных патрубков из двигателя.
Арктический вариант АНТ-25, на котором и полетел Чкалов, был усовершенствован и подготовлен именно для эксплуатации в особо холодных условиях Севера. На этой модификации уменьшили размеры радиатора системы водяного охлаждения двигателя, перевели конец дренажной трубки масляного бака за радиатор, чтобы не допустить его обледенения. На двигатель установили трехлопастной металлический винт с системой управления в полете углами атаки лопастей, что давало возможность более точно подбирать оптимальный режим полета. Была сконструирована и система борьбы с обледенением лопастей, что явилось технической победой конструкторов, обеспечивших полет самолета в облачности.Существовала и боевая модификация этого самолета - АНТ-36 с военным обозначением «Дальний бомбардировщик первый» - ДБ-1. Он был выпущен малой серией и поступил на вооружении ВВС. Существенным недостатком считались низкая скорость в 240 км/ч и бомбовая нагрузка в 300 кг. Тем не менее это самолет стал платформой для создания целого поколения военных бомбардировщиков, которых отличала дальность полета.А тогда, в 1937-м, американцы восторженно писали, что перелет Чкалова возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но и советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов. Невозможно преувеличить важность этого факта не только с точки зрения экономической или чисто индустриальной, но и с точки зрения международных отношений.
На родине, куда чкаловский экипаж вернулся в начале августа 1937 года, их встречал лично товарищ Сталин, а Москва засыпала героев-летчиков цветами и восторженными приветствиями. Всему экипажу - Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову - были присвоены звания Героев Советского Союза. Но свою Звезду, введенную в 1939 году, Валерий Павлович получить не успел: 15 декабря 1938 года он погиб при первом испытательном полете нового истребителя И-180.
Память о Валерии Чкалове осталась в названиях города Чкаловска в Нижегородской области, многих поселков, сел, улиц, школ, воинских частей и предприятий, которые носят его имя. Вот и сегодня на территории одной из школ Щелковского района Московской области будет открыт бюст известного авиатора, а возле районного Дворца культуры будет открыта памятная доска, посвященная 80-летию перелета экипажа Чкалова через Северный полюс в США.

В сентябре 1934 года мир узнал о выдающемся достижении экипажа М. М. Громова (второй лётчик А. И. Филин, штурман И. Т. Спирин). На одномоторном самолёте АНТ-25 он, пробыв в воздухе 75 часов, пролетел 12 411 км. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полёта по замкнутому маршруту держался много лет. В июле 1936 года лётчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман A.В. Беляков на таком же самолёте совершили беспосадочный перелёт из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о. Чкалов).

Прошел ещё год. И вновь мир восхищался выдающимся мастерством советских лётчиков и отличными качествами самолёта АНТ-25. Машина, управляемая B. П. Чкаловым, Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым, стартовав в Москве, впервые в истории авиации пролетела через Северный полюс и совершила посадку в городе Портленд (США). На большей части огромного маршрута стояла плохая погода и длина воздушного пути превысила 9 тыс. км.

Вскоре после экипажа Чкалова, 12 июля 1937 года, с Подмосковного аэродрома стартовал ещё один самолёт АНТ-25. Его также через Северный полюс вели лётчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман C.А. Данилин. Погода на трассе была более благоприятной, и экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 км (по прямой 10 148 км), что стало абсолютным мировым рекордом дальности полёта по прямой. После посадки у города Сан-Джасинто, на границе США и Мексики, в баках самолёта оставалось горючего ещё на полторы тысячи километров.

Автором этого замечательного самолёта явилась конструкторская бригада П. О. Сухого, работавшая под общим руководством А. Н. Туполева, который дал эскизный проект машины, а также теоретическая группа ЦАГИ во главе с видным советским ученым профессором В. П. Ветчинкиным. Строились одновременно опытный экземпляр и его дублер.

В июне 1933 года поднялся в воздух первый АНТ-25 (РД) с двигателем в 750 л.с., потом форсированным до 874 л.с., а в сентябре начались испытания дублера с двигателем М-34Р.

По своей схеме АНТ-25 (РД - рекорд дальности) - свободнонесущий низкоплан с крылом площадью 87,1 м2, необычно большим удлинением - 13,1. Между двумя лонжеронами крыла размешались бензобаки. Фюзеляж - монокок овального сечения. Конструкция цельнометаллическая. Шасси убиралось в крыло до половины диаметра колес. Вес пустого самолёта - 4200 кг, взлётный - 11 500 кг.

Серийные самолёты строились с гладкой дюралевой обшивкой крыла. На них ставились двигатели М-34Р мощностью 900 л.с., которые обеспечивали крейсерскую скорость до 185 км/час.

В середине тридцатых годов наша советская авиапромышленность впервые за всю историю русской авиации создала самолеты, которые по своим рекордным показателям далеко обгоняют зарубежные образцы, в частности, по дальности полета.

Первым советским самолетом, специально предназначенным для установления мировых рекордов, был прославленный АНТ-25, созданный в конструкторском бюро, возглавляемом А. Н. Туполевым, в бригаде, которой руководил П. О. Сухой.

В начале 1933 года первый летный экземпляр АНТ-25 с двигателем жидкостного охлаждения М-34Р мощностью 950 л. с. конструкции А. А. Микулина был закончен, и в апреле его выкатили на аэродром.

В течение года самолет всесторонне испытывался в полете. И вот 10-12 сентября 1934 года летчик М. М. Громов, штурман И. Т. Спирин, инженер A. И. Филин установили на нем мировой рекорд беспосадочного полета по замкнутой кривой - 12 411 км. При этом был существенно перекрыт рекорд, принадлежавший французским летчикам Бассутро и Росси,- 10601 км. За это исключительное достижение летчику М. М. Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После длительной эксплуатации первого экземпляра АНТ-25 конструкторы провели ряд улучшений самолета и подготовили его для установления дальнейших рекордов. Через два года после первого полета АНТ-25, с 20 по 22 июля 1936 года, экипаж в составе летчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и штурмана А. В. Белякова пролетел уже на новом экземпляре АНТ-25 по маршруту Москва-Северный Ледовитый океан-Камчатка- Николаевск-на-Амуре-о. Удд (о. Чкалов), покрыв расстояние 9374 км (по прямой 8784 км) за 56 час. 20 мин. За выдающийся перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. Через четыре месяца после этого перелета, в ноябре 1936 года, АНТ-25 экспонировался на XV Международной авиационной выставке в Париже и имел исключительный успех.

Спустя год, 18 июня 1937 года, в кабину самолета АНТ-25 снова вошли Герои Советского Союза B. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков. Они в течение двух суток, с 18 по 20 июня 1937 года, совершают свой историческии перелет: впервые в мире без посадки летят на самолете через Северный полюс из Москвы в США и заканчивают перелет в окрестностях города Ванкувер (штат Вашингтон), покрыв при этом расстояние 9130 км (по прямой 8509 км) за 63 час. 16 мин. Через месяц, 12 июля, на другом экземпляре самолета АНТ-25-1 летчик Герой Советского Союза М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин вторично совершают перелет через Северный полюс в США. Они приземлились в местечке Сен-Джесинто (штат Калифорния), преодолев расстояние в 11500 км (по прямой 10 148 км) за 62 час. 17 мин., установив при этом новый мировой рекорд дальности полета.

Исключительный рекорд, установленный экипажем М. Громова на АНТ-25, не смог быть перекрыт в течение девяти лет и продержался до конца 1946 года! За установление рекорда дальности Б. Юмашеву и С. А. Данилину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Основные данные самолета следующие: размах крыла - 34 м; длина-13,4 ж; высота - 5,5 м; площадь крыла - 87,1 м2; вес пустого самолета - 4200 кг; взлетный вес - 11 280 кг; средняя рабочая скорость полета - 200 км/час; длина разбега - 1590 м.

Крыло и горизонтальное оперение самолета были окрашены в красный цвет, фюзеляж и вертикальное оперение - в белый, капот двигателя и вся носовая часть - в темно-синий. Вдоль фюзеляжа сверху и снизу проведены продольные полосы темно-синего цвета. На крыле надпись белой краской: «URSS NO 25». На левой стороне киля нарисована (темно-синей краской) схема маршрута Москва - о. Удд (остров Чкалова); на правой стороне - маршрут Москва-Северный полюс-США. В таком виде самолет АНТ-25, на котором был совершен знаменитый перелет Чкалова, Байдукова и Белякова, хранится в настоящее время в музее имени B. П. Чкалова в г. Чкаловске Горьковской области.