Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы. Сценарий экологической викторины для дошкольников подготовительной группы

Садыкова Лилия Нурисламовна, воспитатель МАДОУ «ЦРР - д/с №25» г.Казань

На праздник приглашаются все желающие жители микрорайона.

Предварительная работа: объявленияприглашения для жителей микрорайона, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки.

Задачи: Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям; воспитывать гуманного эмоциональноположительного, бережного отношения к миру природы и окружающего мира в целом.

Праздник проходит на летней спортивной площадке. Территория украшена цветными воздушными шарами, флажками, рисунками детей о природе. Звучит песня В. Шаинокого "Рассвет-чародей".

Ведущий:

В небе радуга-дуга

Опустилась на луга.

В небе солнышко играет,

Оживилось все кругом

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Музыкальная композиция "Цветы" (исполняют воспитанники)

Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

А вы, дорогие гости, любите свою землю? Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня мы объявляем конкурс "Знатоков природы". А участвовать в нем может каж­дый, кто ответит на вопrосы. (отвечающим раздаются карточки с правильным ответом зелёного и голубого цвета)

Вопросы:

Голубой шатер всю землю покрыл (небо)

Красная девушка по небу ходит (солнце)

Много рук, а нога одна (дерево)

Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)

Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи)

Летит орлица по синему небу, крылья расмастала, солнышко застала (туча)

Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)

Похож я с виду на горах, где пройду -переполох (град)

Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик)

Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

Ведущий: Теперь я попрошу участников, разделится на 2 команды по цвету ваших карточек. И сразу вам задание. Повторите ответы на загадки и поду­майте к объектам какой природы они относятся.

(карточки зеленого цвета к живой природе, карточки голубого цвета - к неживой природе)

Зрители приветствуют команды аплодисментами.

Конкурс 1. "Художники"

Нарисовать эмблему своей команды, рассказать о ней.

Конкурс 2. "Лесные Айболиты".

Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

Какое растение богато витамином С? (шиповник)

Какое растение лечит" ссадины и раны? (подорожник)

Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

(после каждого ответа вывешиваются картинки названных растений)

Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем.

Ведущий: Поговорили о цветах и растениях - как к нам слетелись жучки, паучки, бабочки. Как назвать их одним словом? (обращается к зрителям) . Правильно, насекомые.

Танец насекомых. В конце танца дети вносят два кроссворда.

Конкурс 3. Реши кроссворды:"Дары леса". "Явления природы".

Игра со зрителями: "как вести себя в природе"

Зачем в лесу комары?

Что делать, если ты нашел а лесу птенца?

Какие цветы нельзя рвать в лесу?

Куда деть консервную банку?

Почему в лесу нельзя шуметь?

Конкурс 4. "Сластена

На столе стаканчики с вареньем. Нужно отгадать с завязанными глазами, какое варенье лекарственное и от какой болезни.

Конкурс 5. "Экологическая цепочка".

Установить экологическую зависимость между объектами природы указанными на карточках противоположной команды.

(небо, ветер, солнце. туча, град, вода)

(дерево, муравьи. орехи, лес, подснежник, одуванчик)

Музыкальная пауза "Танец друзей".

Конкурс 6. Загадки-отгадки.

Командам поочередно предлагаются загадки о животных, ответ надо не называть, а показать.

Конкурс 7. Поющая природа.

Команды по очереди поют песни о лесе, птицах, животных, растениях, побеждает та команда, которая знает больше песен.

Подведение итогов. Награждение команд.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

А сейчас мы приглашаем детей и взрослых украсить нашу 3емлю цветами. Посадить в нашем детском саду цветы и деревья. И летом они будут радовать нас, защищать от зноя и пыли.

Звучит музыка. Дети и взрослые участвуют в высадке цветочной рассады и саженцев.

Задачи:

Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
Развивать логическое мышление, речь.
Активизировать внимание, память.
Учить детей соблюдать правила игры.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой).
— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой.
И так начинаем!

Ведущий:

Есть мир чудесный - он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1. (Приложение № 1).

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;
Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.
Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.
Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.

II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

III «Соберипазл»

Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

IV.«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)

V. Подвижная игра «Болото».

Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.

Рос сперва я на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
То в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.

VII. – Выбрать правильное поведение в лесу

Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много.
Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).

VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе
(Приложение № 2).

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Приложение № 2. Стихи.

Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.

Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.
Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою - ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.

Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.

Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.

Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…

Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.

Приложение №1. Презентация

(для детей подготовительной группы)

Провела и подготовила воспитатель: Потапычева Наталья Геннадиевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Цель:

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Обогащать личностный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой. Расширять экологически ценные контакты детей с растениями и животными, объектами неживой природы.
  • Укреплять познавательный интерес любви к природе, а так же эстетические чувства.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать заботливое отношение к родному краю.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощь.
  • Расширить кругозор детей сведениями о жизни животных, птиц, растений.
  • Закреплять правила поведения в природе.

Развивающие задачи:

  • Развивать речь, внимание, память.
  • Развивать творческие способности детей.

Предварительная работа.

  • Просмотр презентации «природа»
  • Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;
  • Беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;
  • Провели конкурс рекламных плакатов «Не навреди природе» ;
  • Настольные и дидактические игры о природу и погоде:
  • «Съедобное и несъедобное» ;
  • «Поле, лес, огород» ;
  • «Рыбаки и рыбки» ;
  • Лото «Домашние и дикие животные» .
  • Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»
  • Просмотр видеофильмов о природе;
  • Наблюдение на прогулке.
  • Разучивание движений, песен.

Задачи по образовательным областям:

ОО «Познание»

  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) .
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

ОО «Коммуникация»

  • развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
  • активизировать словарный запас за счет новых слов
  • учить действовать сообща членам одной команды

ОО «Здоровье»

  • сформировать у детей понятие, что «рвать растения – нельзя» , мы этим можем причинить вред окружающей природе, а значит и себе. Ведь человек – это часть природы.

ОО «Труд»

  • развивать желание трудиться, вносить свой посильный вклад в очищение нашей планеты от продуктов жизнедеятельности человека (сбор мусора) .

ОО «Музыка»

  • доставить детям радость, удовольствие от совместных танцевальных композиций.

Материал:

  • мультимедийное оборудование
  • наборы семян растений;
  • глобус;
  • магнитофон
  • костюмы животных;
  • карточки.

Ход викторины:

Под музыку дети входят в зал. Вытаскивают жетоны 2-х цветов разного цвета и рассаживаются на места соответственно цвету жетона.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы провести экологическую викторину «Как прекрасен этот мир» . В нашей викторине участвуют две команды.

Попрошу команды придумать своей команде названия.

1 команда …

2команда…

Прошу поприветствовать команды громкими аплодисментами.

Ведущий:

Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги» .

В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр» .
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги» .

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».

Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика - Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!

Наша планета как большой и красивый дом

Она радует нас утренними нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы

Она завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей

Удивляет высокими горами, крупными склонами и холмами

Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами

Земля – планета гармонии. На ней все соразмерно и взаимосвязано

Природа планеты совершенна

Ребята, вы видите какая красивая природа нашей планеты Земля? А сейчас проверим, что вы знаете о природе планеты Земля.

Конкурс «Найди правильный ответ» Конверт №1

(объяснение задания)

На подносе лежат картинки семян, рассмотрите их. Скажите с какого растения данное семя? За правильный ответ команда получает жетон. Время пошло!

(семена: тыква, огурец, семена подсолнечника, арбуза, яблоко, вишня, хурма)

Конкурс «Что лишнее?» Конверт №2

Попрошу Вас открыть конверт. Внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопрос что лишнее и почему вы так считаете?

Конкурс «Узнай по силуэту» Конверт №3

Ведущий: А теперь проверим, как вы знаете животный мир.

Внимательно посмотрите на картинку, все животные перепутались. Вы должны назвать всех животных, которые здесь изображены.

Кто быстрее всех ответит и правильно, тот и получит заветный жетон

Музыкальная пауза «У оленя дом большой»

Конкурс «Лесной театр» №4

(объяснение задания)

Ведущий:

Встретились как-то раз лиса, заяц и медведь на лесной полянке. И начали рассказывать друг другу про жизнь свою звериную. Послушайте рассказ и скажите, что в нем правда, а что – неправда.

Лиса:

Живется мне в лесу хорошо, каждый кустик – мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.

Заяц:

А у меня домик маленький и уютный. Я держу его в чистоте и порядке. Целый день окошки мою, убираю и пыль выметаю.

Медведь:

А я к муравейнику ходил, лапу засунул и начал ее лизать – очень вкусно. А потом на речку пошел – рыбу ловить.

Лиса:

Да, Мишенька, я сама рыбку люблю. У себя в пруду ее развожу, выкармливаю да выращиваю.

Медведь:

Весной то мне нелегко. Я за зиму-то похудел, аппетит у меня хороший. Вот пойду желуди сейчас собирать и первые грибочки на проталинках.

Заяц:

Вот вы все про себя, да про себя разговор ведете, а я весь день забочусь о своих зайчатах. Сижу и не отхожу от гнезда, грудью защищаю моих деток.

(подведение итогов и раздача жетонов за правильные ответы)

Конкурс «Потеряшки» Конверт №5

Ведущий: Посмотрите внимательно на картинку и быстро назовите, кто что потерял?

Конкурс «Ответь правильно» №6

Ведущий: на доске висит плакат с изображением клюва и лап птиц. Я буду называть птицу, а вы должны найти клюв (лапы) той птицы, которую я назову.

Конкурс «Сложи картинку» №7

Кто быстрее всех ответит и правильно, тот и получит заветный жетон

Ведущий: Перед вами лежат геометрические фигуры надо из них составить картинку

Кто быстро составит и правильно картинку, тот и получит заветный жетон.

Ведущий:

Любите родную природу.
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Ведущий:

Наша викторина подошла к концу. Давайте посмотрим, чья же команда выиграла?

(вручение призов командам)

На доске плакат с изображением клюва: (а) – дятла, (б) – журавля, (в) – попугая, (г) – утки, (д) –ястреба, (е) – воробья.

У утки (а) лапки приспособлены для плавания, у попугая (б) для лазания по деревьям, у орла (в) для захвата добычи, а у голубя (г) – для ходьбы по земле.

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы

Цель:
Обобщение и закрепление знаний детей.
Задачи:
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Развивающие задачи: развивать любознательность и самостоятельность, развивать навыки общения, связную речь, развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, умение договариваться.
Материалы к занятию:
Цветные карточки с вопросами, ромбики двух цветов по количеству детей, поле чудес, два табло, карточки с цифрами – очками.
Предварительная работа :
Наблюдения на прогулках, экскурсии в парк, беседы, проведение экспериментальной работы, работа в пособиях по курсу окружающего мира, проведение интеллектуальных игр: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», викторин.

Ход деятельности:
Воспитатель:- Ребята, вы любите играть?
-Какие бывают игры, как вы думаете? (ответы детей)
-Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра- викторина.
Слышали про такую игру? (слушаю ответы детей)
- Называется она
«Знатоки природы».
- Ребята, а вы знаете, кто такие знатоки?
(ответы детей)
- Да, знатоки – это умные, знающие люди, умеющие логически думать, сообразительные и смекалистые. Настоящие эрудиты. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться. Сегодня вы будите знатоками, ведь вы умные и все знаете. Для того чтобы начать игру, вы разделитесь на 2 команды. Сейчас вы возьмете по одному ромбику и займете места согласно цвету.
(Дети берут ромбики 2 цветов, воспитатель прикрепляет ромбики к одежде детей. Они занимают свои места согласно цвету).
- У нас образовалась команда «Знайки» и команда «Умники». Каждая команда должна выбрать себе капитана.
(Команды совещаются и называют имена капитанов).
- Теперь я познакомлю вас с правилами игры. У меня на столе лежат карточки двух цветов. На них написаны вопросы, которые принесли дети из других групп нашего детского сада. Они очень хотят знать ответы на свои вопросы. Еще на столе есть карточки музыкальная пауза и игра.
- Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько испытаний. Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Вы должны четко запомнить, что победа ваших команд зависит от того, как дружно вы умеете работать, договариваться, отвечать полным и понятным ответом. Капитаны должны внимательно выслушать всех членов команды и суметь правильно выбрать нужный ответ.
Команды поприветствуйте друг друга.

Команда «Умники»
«Мы умные детишки, детишки- шалунишки,

Любим в КВН играть и, конечно побеждать»

Наш девиз: « Один ум- хорошо, а много- лучше »

Команда «Знайки»
«Мы ребята знайки, знайки не зазнайки,

В игры разные играем, в КВН мы побеждаем»

Наш девиз: « Знание - это сила »

Игра начинается

Задание 1. « Знатоки цветов »

1. Какой из цветов жёлтого цвета?

Колокольчик

Василёк

Одуванчик

Роза

Мимоза

Мак

Гвоздика

3. Какой цветок расцветает ранней весной?

Ромашка

Одуванчик

Ландыш

Подснежник

4. Какого цвета цветы незабудки?

Красного

Голубого

Желтого

5. Какой из цветов можно назвать полевым?

Василёк

Роза

Пион

Лилия

6. О каких цветах идёт речь в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»?

Тюльпаны

Розы

Подснежники

Маки

7. Какой из цветов самый большой по размеру?

Одуванчик

Незабудка

Подсолнух

8. Какой из цветов сначала желтый, а потом пушистый и белый, и если на него дунуть, то в стороны летят маленькие парашютики?

Ромашка

Одуванчик

Колокольчик

9. Какое растение из списка не является цветком?

Василёк

Осока

Мать-и-мачеха

10. Что не является частью цветка?

Лепесток

Стебель

Ветка

Задание 2. «Знатоки деревьев»
1. У какого дерева листья похожи на ладошки?

Дуб

Клён

Берёза

2. На каких деревьях растут жёлуди?

Берёза

Ясень

Рябина

Дуб

3. У какого дерева вместо листьев растут иголки?

Берёза

Каштан

Сосна

Дуб

4. Какие деревья называют хвойными? У них вместо листьев растут иголки.

Ёлка, сосна, пихта

Дуб, берёза, клён

Каштан, ясень, ива

5. У какого дерева кора белая в чёрную полоску? Её называют берестой.

Дуб

Ива

Клён

Берёза

6. На каком дереве листья осенью не только желтеют, но и краснеют?

Клён

Каштан

Берёза

7. У какого дерева по весне вырастают длинные серёжки?

Клён

Берёза

Ясень

Ива

Каштан

8. Под какими деревьями растут грибы, название которых включает в себя название этого дерева?

Осина и берёза

Дуб и клён

Ива и каштан

9. На каком дереве растут гроздья ярких красных ягод?

Берёза

Рябина

Тополь

10. С какого дерева летом летит пух похожий на снег?

Клён

Липа

Тополь


Если выпадает сектор «музыкальная пауза», то дети исполняют танец под музыку.

Задание 3. «Знатоки птиц»

1. Какая птица любит красть еду, благодаря чему она получила соответствующее название?

Сорока

Голубь

Воробей

2. Какая из этих птиц является традиционным символом мира?

Голубь

Лебедь

Павлин

3. Какая из этих птиц зимующая?

Утка

Синица

Ласточка

Соловей

Дятел

Кукушка

5. Птица, которая питается нектаром цветов и является самой маленькой в мире.

Колибри

Ласточка

Снегирь

6. Какая из этих птиц не умеет плавать?

Гусь

Чайка

Дятел

7. Какая птица не умеет летать?

Пингвин

Утка

Лебедь

8. Какая птица живёт у людей в часах?

Петух

Кукушка

Соловей

9. Как называется птица, домик которой назван в честь названия этой птицы?

Соловей

Сорока

Скворец

10. Какая из этих птиц любит стучать по дереву?

Голубь

Дрозд

Дятел

Задание 4. «Знатоки животных»

1. Какое животное из этих самое высокое?

Слон

Жираф

Зубр

2. Кто из этих животных дает молоко?

Корова

Овечка

Свинка

3. Кто из этих животных живет в лесу?

Страус

Лев

Медведь

4. Кто из этих животных бегает быстрее?

Гепард

Пантера

Леопард

5. Кто из этих животных питается эвкалиптом?

Панда

Коала

Ленивец

6. Какая из этих птиц самая большая?

голубь

воробей

орел

7. Какой из этих мишек черно-белый?

бурый

гризли

панда

8. Кто из этих животных живет в воде?

Крокодил

Носорог

Олень

9. Кто живет на деревьях?

барсук

ленивец

енот

10. У кого длиннее хвост?

волк

лиса

олень

Задание 5. «Знатоки лета»

1. Каким цветом называют лето?

Красным

Зеленым

Желтым

2. За каким временем года идет лето?

Зима

Весна

Осень

3. Какие осадки обычно выпадают в летний период?

Снег

Град

Дождь

4. Если нет его - небо хмурится, если есть оно - люди жмурятся. О чем говорится в стихе-загадке?

Дождь

Солнце

Ветер

5. На цветке цветок пьет цветочный сок. Кто это?

Пчела

Бабочка

Кузнечик

6. Какой месяц называют закатом лета?

Июнь

Июль

Август

7. Солнце светит, дождь идёт, чудо в небе вдруг взойдет, яркою цветной дугой, не потрогать нам с тобой. О чем идет речь в загадке?

Солнце

Радуга

Северное сияние

8. Кто носит шляпу на ноге?

Гриб

Петух

Лошадь

9. Какого цвета у зайца шубка летом?

Серая

Белая

Желтая

10. Что, согласно пословице, лучше готовить летом, если телегу лучше готовить зимой?

Валенки

Сани

Варенье

Задание 6. «Знатоки правил поведения в лесу»

1. Можно ли разводить костер в лесу?

Да

Нет

Не знаю

2. Можно ли уносить из леса найденных птенцов и зверушек?

Да

Нет

Не знаю

3. Можно ли заезжать в лес на автомобильном транспорте?

Да

Нет

Не знаю

4. На какой промежуток времени нужно иметь с собой запас воды?

На пару часов

На половину дня

На день или более

Он не нужен

5. Нужно ли оповестить своих родных, если уходишь в лес?

Да

Нет

Желательно, но не обязательно

Не знаю

6. В какое время дня нужно идти в лес?

В первой половине дня

Во второй половине дня

Перед тем, как стемнеет

7. Кого не нужно отпускать в лес одних?

Детей

Пожилых людей

И детей, и пожилых людей

В лес могут ходить поодиночке все

8. Куда нужно позвонить в первую очередь, если заблудился в лесу?

Родителям

Другу

В МЧС или по номеру 112

Никому

9. Могут ли люди сбирать любые дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы и другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы?

Да

Нет

Да, но только те, которые не занесены в Красную книгу

10. Можно ли оставлять или закапывать в землю после себя мусор?

Да

Нет

Не знаю

Подведение итогов

Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями и проявили себя настоящими «знатоками природы». Я хочу вас наградить медалями «Знатоков» .

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:
- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.

Закреплять правила поведения в природе.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
- Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: мусор, прищепки по количеству детей, загадки, карточки с домашними и дикими животными, корзина, награды, эмблемы команд.

Ход мероприятия:

(Команды под музыку входят в музыкальный зал).
Воспитатель: Наша сегодняшняя викторина - о природе.
«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»

Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Солнышко» (указывается капитан команды) и команда «Радуга» - указывается капитан команды. Каждый ответ будет оценивать жюри: старший воспитатель - Санина Любовь Николаевна, музыкальный руководитель - Масевич Нина Евгеньевна. За каждый правильный ответ будет даваться один балл. После проведения викторины мы подсчитаем количество баллов и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд.

Приветствие команд:

1. «Солнышко» - пожалуйста:

«Мять нельзя траву, цветы,
Листья рвать, ломать кусты!
Ведь природа так красива,
Относись к ней бережливо!»

2. «Радуга» - пожалуйста:

«Дерево, трава и птица,
Не всегда умеют защититься.
Отправляясь в лес гулять,
Будем мы их защищать!»

Прекрасные приветствия. Молодцы!

Воспитатель: А начнем мы экологическую викторину с разминки «Экологический светофор» (Воспитатель перечисляет, что можно (дети хлопают в ладоши) делать в лесу, а чего нельзя (топаю ногами)

Можно (нельзя) ломать ветки;
- Можно (нельзя) оставлять после себя мусор;
- Можно (нельзя) разорять гнезда и муравейники;
- Можно (нельзя) кувыркаться в траве;
- Можно (нельзя) собирать ягоды;
- Можно (нельзя) уничтожать ядовитые грибы;
- Можно (нельзя) разжигать костры;
- Можно (нельзя) отдыхать на пне и т.д.

Воспитатель: Молодцы, правильно! И запомните детишки еще несколько правил:

1 ребенок:
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

2 ребенок:
Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

3 ребенок:
Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Воспитатель: Ребята, посмотрите….

Люди на природе отдыхали, веселились, загорали,
И не думая бросали, и обертки от конфет,
И разорванный пакет, и коробочки от сока,
От бананов кожуру, от орехов скорлупу.

Как мы можем помочь природе?
Дети: Собрать весь мусор.

Воспитатель: Объявляется «Экологический десант» -
Подвижная игра (выигрывает команда, которая соберет с помощью прищепок больше мусора)

Воспитатель: Молодцы справились с заданием, садитесь. А теперь конкурс « Отгадай- ка» (по 3 загадки для каждой команды)
1. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый………(мухомор)
2. На ромашку у ворот опустился вертолет -
Золотистые глаза. Кто же это?... (Стрекоза)
3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадет? (Лиса).
4. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелёк. (Одуванчик)
5. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а ниток ни одной………(Ёж)
6. Как-то видел я в лесу тёмно-рыжую красу,
По ветвям она скакала, видно шишки там искала (Белка).
7. Косолапый и большой спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мёд, ну-ка кто же назовёт (Медведь.)
8. По цветам летает, мед собирает. (Пчела

Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. А вы, родители, умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

Воспитатель: Правильно! Песня «Не обижайте муравья».

Воспитатель: Дидактическая игра «Собери животное». Какая команда соберет первая все картинки получает один балл. Ну а теперь, отгадайте, какое животное лишнее.
Игра «Третий лишний» (определить какое животное лишнее).
Что ж, животных вы знаете, а вот отгадаете ли вы загадки «Природные явления»,
Слушайте:
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

Крашеное коромысло

Через реку повисло. (Радуга)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и... (Вода)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем (Роса)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)

Воспитатель: Наши команды - молодцы!

Все на свете знают вроде бы, а вот название следующего конкурса предлагаю отгадать родителям.
- Прополз мохнатый червячок,
- И весь в дырочках листок. (Гусеница)

Воспитатель: Сейчас посмотрим, какая гусеница окажется проворнее.
Игра - эстафета «Гусеница» с родителями
(Родители собирают деток по очереди, проходя все препятствия)

Воспитатель: Игра - эстафета «Что едят в сыром, а что в вареном виде»: Огурце, свёкла, апельсин, виноград, рис, лук, помидор, картофель, петрушка, груша, кабачок, репа, слива, гречка, киви, яблоко, капуста, пшено, банан, вишня, редис, перец, редька.

Воспитатель: Ну что ж, с продуктами вы справились, а вот знаете ли вы диких животных? Объявляется «Экологический опрос» (чья команда назовет больше диких животных, зарабатывает балл).

Воспитатель: Дети, а вы знаете сказку «Муха цокотуха»?
Дети: Да!

Воспитатель: Кто же в этой сказке муху поймал?
Дети: Паук.

Воспитатель: Объявляется игра «Пауки и мухи» (родители - пауки ловят детей - мух).

Вот и подходит наша викторина к концу, все дружно отвечали и играли, ну просто молодцы! А вот какая команда набрала больше баллов мы узнаем после музыкального номера. Танец «Солнышко».

Дети читают стихи:

Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты, если все сорвут цветы,
То останутся пусты все деревья и кусты
И не будет красоты!

Воспитатель:

А нашим уважаемым взрослым
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!

В Вот наше путешествие подошло к концу, и мы просим наше уважаемое жюри подвести итоги нашей экологической викторины.
Награждение медалями. Победила команда «Солнышко», набрав 13 баллов. А вот команда «Радуга» заняла второе место, набрав 11 баллов.

До новых встреч!

Тепина Е.В., воспитатель. МБДОУ детский сад № 52, г. Шахты

Чтобы скачать материал или !