Сопоставление любовной лирики тютчева и фета. Любовная лирика Ф.И

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский» циклы).
  • Показать своеобразие стиля каждого автора.
  • Углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.

ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА

Учитель читает эпиграф (на мультимедийной доске представлена презентация урока).

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…

Учитель: Эти слова принадлежат Ж.Б. Мольеру. Сегодня на уроке мы рассмотрим истории любви двух великих поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Что же это такое любовь? По мнению А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять это чувство.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Иль обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. Примером такого чувства является любовь Петрарки к Лауре. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.
«Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом по всей его жизни. Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности и до старости – были женщины и отношения с ними.
Истории любви…

История первая. Музы Ф.И.Тютчева

«Я помню время золотое…»

Учитель: Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.

Учитель: О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.

Чтение стихотворения (А. Хортик):

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолётом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Над нами пролетала тень.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной.

Учитель: Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства к Тютчеву, дала согласие на брак с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в Мюнхене, надеясь на то, что Амалия одумается, сможет уговорить родителей переменить решение. Но, к сожалению, все было напрасно.

Учитель: И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом.

Исполнение романса:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

«Твой милый образ, незабвенный…»

Учитель: Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.
«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Элеоноре Петерсон обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…»

Чтение стихотворения (В. Чикина):

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, –
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года Тютчев получает известие о гибели у берегов Пруссии парохода «Николай I», на котором, по предположению, следовало его семейство. После нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».

Ученик (Новиков Артем) : Из письма В.А.Жуковскому: «Есть ужасные годины в существовании человеческом… пережить все, чем мы жили – жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки жить. Есть слова, которые мы всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг поймем… и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится».

Учитель: Поэт долго не может забыть свою Элеонору, все вспоминает о ней.

Чтение стихотворения «Я очи знал…» (О. Плотникова):

Элеоноре Петерсон (Тютчевой):

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны –
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг ветер благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило – благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

Учитель: После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.

Учитель: Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

Чтение стихотворения (Г. Мартысь):

Эрнестине Дернберг





Но если бы душа могла

Мне благодатью ты б была –

Учитель: Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью « в бездну страданий, в море печали» .
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

Учитель: Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

Чтение стихотворения (Ф. Меметова):

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Учитель: Что можно в этом изменить, что исправить, было слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено».

Учитель: Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.

Чтение стихотворения (А. Магалов):

О, как на склоне наших лет

Сияй, сияй прощальный свет

Полнеба охватила тень,





О, ты последняя любовь...

Учитель: В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Чтение стихотворения (Д.Шабельникова):

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Учитель: В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».

Чтение стихотворения (Ю. Мирошникова):

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Учитель: Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

Чтение стихотворения (А.Новиков):


В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…


Память рокового дня…

Учитель: Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

История вторая. Музы А.А.Фета

Учитель: А.А. Фет так же, как и Тютчев воспевает это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь – это объединяющее людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека. Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье..» мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано состояние упоения счастьем.

Чтение стихотворения (Д. Иутина):

Шепот сердца, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: О Марии Лазич: В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о ней.
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.

Чтение стихотворения (А. Грачева):

Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей, –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном твоих очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!

Учитель: Любовь Фета – это костер, как и поэзия – пламя, в котором сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант. Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

Чтение стихотворения:

Долго снились мне вопли рыданий твоих, -
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я - несчастный палач.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.

Учитель: Фет долгое время был одинок, и лишь в 1857 г. женился на дочери богатейшего московского чаеторговца и в то же время сестре его литературного единомышленника и почитателя В. П. Боткина – Марии Петровне Боткиной. О том, что это был брак отнюдь не по сердечному влечению, красноречиво свидетельствует рассказ брата Л. Н. Толстого, Сергея Николаевича. Как-то, когда он был нездоров, Фет пришел навестить его; "они дружески разговорились, и Сергей Николаевич, будучи всегда очень откровенен и искренен, вдруг спросил его: "Афанасий Афанасьевич, зачем вы женились на Марии Петровне?" Фет покраснел, низко поклонился и молча ушел. Сергей Николаевич с ужасом впоследствии рассказывал об этом".
Однажды, находясь в гостях в усадьбе Л.Н.Толстого, Фет встретил М.А.Кузминскую. Ее прекрасный голос очаровал поэта, после этой встречи появилось стихотворение «Сияла ночь…», ставшее романсом.
Фет писал, что по-настоящему любил два раза. Г. П. Блок выдвигает гипотезу, что второй любовью, относящейся уже к совсем позднему периоду жизни Фета, была А. Л. Бржеская, подруга Лазич.
Природное и человеческое в слиянии дают гармонию, чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простым радостям бытия. Этому подтверждением является стихотворение «На заре ты ее не буди», ставшее впоследствии известным романсом.

Исполнение романса.

Учитель: Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.
Тема любви наиболее широко отражена в русской литературе в стихах Тютчева и Фета. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром, но и и особым талантом поэта.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. "Любви все возрасты покорны".
Любовь – прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть в глубину души и понять взгляды поэта.
«Любовь – бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – « сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей трагедией в мире!..» – говорил генерал Аносов в «Гранатовом браслете».
И сейчас, через века, мы читаем прекрасные стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, восторгаемся силой их любовного чувства. Их романсы звучат и по сей день. Послушайте романс «Я встретил Вас и все былое…» в современной интерпретации.

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!..

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня..
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Домашнее задание:

  1. Используя сведения о поэтике и биографической основе циклов Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, полученные на уроке и самостоятельно, доказать, что выбранные стихотворения принадлежат именно этому автору и входят именно в этот цикл.
  2. Докажите правильность своего выбора.
  3. Определите, какая из «Историй любви» отображена в рассматривавшемся вами цикле.

Приложение 1 (Стихотворения)

Приложение 2 (Презентация)

Приложение 3 (Музыка к открытому уроку)

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с лич­ными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по – разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при всей ее внешней схоже­сти, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и от­ношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись доволь­но редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е. А. Дени – сьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разруша­ющей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник по­эта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лири­ческим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А. А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но ина­че, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеаль­ную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестохий помещик и лиричный певец красоты. Приро­да, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслужива­ют быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении “Шепот. Робкое дыханье…”. Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано мно­жество романсов, таких как “На заре ты ее не буди…”.

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забы гь о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти. Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается “увидеть”, “узнать” образ люби­мой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению “чистому искусству”. Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тют­чева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга,...

Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета - это мир красоты и любви. Любовная лирика Фета - это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней это показано в стихотворении «На заре ты ее не буди...»

Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Это показано в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...»

Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины, а существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь.

В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе.

Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных в стихотворении «Шепот. Робкое дыханье...»

Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.

Тема : «Две страницы большой любви» (любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Наглядность: 1) книжка-раскладушка «Страницы любви Ф.И.Тютчева»;

2) книжка-раскладушка «Страницы любви А.А.Фета».

Эпиграфы:

Жизни блаженство в одной лишь любви.

Ф.Тютчев

Целый мир от красоты.

А.Фет

Ход урока

Первая страница

(Звучит романс на слова Ф.Тютчева «Я встретил вас...»).

Вступительное слово учителя

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Лиля Брик, Елена Денисьева, Мария Лазич и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаём удивительные творения поэтов.

Сегодня мы поговорим о любовной лирике Тютчева и Фета, познакомимся с теми, кто вдохновил поэтов на создание прекрасных лирических стихов.

(Учитель представляет ведущих страниц лирики Тютчева и Фета).

Учитель.

Представьте себе юношу, брошенного в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами большого света, способного на увлечения страстные, безоглядные...

Ему не было и двадцати, когда молодой дипломат Фёдор Тютчев оказался в Германии. Пятнадцатилетняя красавица, златокудрая Амалия пленила сердце русского дипломата (демонстрируется портрет Амалии Крюденер).

Ведущий 1.

Она происходила из знатного германского рода и взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Можно ли было забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, отдых на берегах голубого Дуная, очаровательную спутницу, у которой было много поклонников? О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину воссоздают поэтические воспоминания Тютчева: «Я помню время золотое...»

Чтец 1. Выразительное чтение стихотворения « Я помню время золотое...».

Ведущий 2.

Поэт всерьёз подумывал о женитьбе. В числе поклонников Амалии оказался товарищ Тютчева, барон Крюденер. Набравшись смелости, Фёдор Иванович решился просить руки Амалии, но простой русский дворянин, без фамильных титулов, показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, девушка дала согласие на брак. Юный дипломат был убит горем. Произошла загадочная дуэль с кем-то из соперников, к счастью закончившаяся для Тютчева благополучно. И всё же он продолжал на что-то надеяться. Не поехал в отпуск; встречаясь с Амалией, рассчитывал, что она одумается, сможет уговорить родителей переменить решение.

Чтец 2. Выразительное чтение стихотворения «К Нисе».

Учитель

Время покажет, что ни он, ни она не забудут своей юной привязанности. Тютчев считал, что она никогда не будет счастлива так, как того заслуживает. Вряд ли это так. Эта милая женщина вызывала восхищение многих поэтов. Великий немецкий поэт Гейне сравнивал её с богиней красоты.

Посмотрите на портрет. «Божественной Амалий» называл её А.С.Пушкин. Она блистала в свете, восхищаясь своим умом и красотой. Последняя её встреча с Пушкиным была за день до его роковой дуэли.

Ведущий 1

В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали их обоих. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда приехала и Амалия с мужем. Они встретились. Несмотря на возраст, она была всё ещё очень хороша собой. Возвратившись с прогулки, поэт написал стихотворное признание: «Я встретил вас и всё былое в отжившем сердце ожило...».

Чтец 3. Выразительное чтение стихотворения «Я встретил вас...».

Ведущий 2

Слушая стихотворение, понимаешь, что чувства поэта на остыли...

Последняя их встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели своей разбитый параличом поэт вдруг увидел свою Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова... В июле поэта не стало.

Учитель

Любовная лирика Тютчева потрясает. Поэт был счастлив в любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чём же заключался секрет обоняния поэта? Наверное, он покорял женщин своим интеллектом, своей незаурядной романтической натурой.

Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда в его сердце вновь пришла весна... Помните у Пушкина? «И может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою печальной...». Последняя любовь... Какой она была в жизни поэта?

Ведущий 1

15 де длился его роман с Еленой Денисьевой, в течение которой поэт создал знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. Когда они встретились, ему было 47, ей - 24. Елена была студенткой Смоленского института, готовилась стать фрейлиной. Любовь эта была трудной, горькой для обоих, но особенно тяжело было ей. Будучи женатым и имея троих детей, Тютчев не считал себя в праве разорвать узы законного брака. Елена Денисьева, отторгнутая обществом и родным отцом, подвергнутся жесточайшим обвинениям, оказалась перед закрытыми дверями тех домов, где ещё недавно была желанной гостьей. Вокруг неё сплетни, пересуды, осуждения...

Чтец 4 Выразительное чтение стихотворения «Чему молилась ты с любовью...»

«Святыней» была любовь в жизни героини. Торжественная, возвышенная лексика подчёркивает высокое назначение любви. Мы видим жестокость окружающего мира: «толпа» предала на «поруганье» любовь. Мы видим незащищённость героини от «пошлости людской». Мне кажется, что поэт сочувствует ей.

Чтец 5. Выразительное чтение стихотворения «О, не тревожь меня укорой справедливой...».

В облике возлюбленной вызывает восхищение « искренняя и пламенная любовь». Лирический герой с горечью признаётся, что не способен ответить возлюбленной с той же силой страсти. Он ощущает себя немощным стариком, его преследуют укоры совести.

Чтец 6. Выразительное чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим...».

Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, где лирический монолог поэта насквозь пронизан мукой от сознания своей вины перед возлюбленной.

Ведущий 2

Смерть Елены Денисьевой была страшным ударом для поэта: «Всё кончено, вчера мы её хоронили... Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё... Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегчения».

Она умерла от чахотки. Вспоминают, как он каялся и жестоко укорял себя в том, что сгубил её...

Чтец 7. Выразительное чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Я думаю, никто до Тютчева не сумел с такой силой трагизма передать чувство, вызванное утратой любимой. Сын вспоминал, что «смерть любимого человека убила в нём даже желание жить и последние 9 месяцев он просуществовал под нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния».

Чтец 8. Мелодекламация стихотворения «Вот бреду я вдоль большой дороги...».

Чтец 9. Выразительное чтение стихотворения «Последняя любовь».

В основе стихотворения лежит метафорический образ «вечерней зари» - последней любви. Обилие побудительных предложений, глаголов повелительного наклонения, повторов... Это обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви, остановить «чудное мгновенье».

В словах поэта - вселенская грусть: человек не в силах замедлить бег времени.

Вторая страница

(Открывается романском на слова А.А. Фета «Не отходи от меня...»)

Учитель

Героиней любовной лирики Фета была Мария Лазич, дочь мелко поместного дворянина, отставного генерала Лазича. Когда они встретились ей было 24, ему - 28 лет. Мария Лазич обладала глубоким и тонким поэтическим вкусом, была на редкость музыкальна. Её игрой восхищался композитор и пианист Ференц Лист. Девушка покорила сердце молодого поэта, чьи стихи считала вершиной совершенства.

Чтец 10. Выразительное чтение стихотворения «Ты раз явилась мне, как дивное виденье».

Ведущий-мальчик

«Я встретил существо, которое люблю, глубоко уважаю, но... у ней ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развивают вследствие которой я ни с места» (из письма Фета другу).

Чтец 11. Выразительное чтение стихотворения «Помнишь час последнего свиданья!».

Ведущая-девочка

Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу, но у неё был один недостаток - она была бедна. Расчётливый разум человека, стремящегося стать самостоятельным и независимым, постепенно берёт верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и мечтавшем о семейном счастье.

Ведущий-мальчик

«Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Это несчастный гордиев узел или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, разрубить мечом не имею духу и сил» (из письма другу).

Ведущая-девочка

Фет убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношений не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Чтец 12. Выразительное чтение стихотворения «Долго снились мне вопли рыданий твоих...».

Учитель

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых. Произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех имениях херсонской губернии. Как рассказывали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. От неё загорелось кисейное платье, и через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти её не удалось. Её последние слова были: «Спасите письма!».

Умирая, она просила не винить того, кого любила.

Ведущий-мальчик

«Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма!» - и умирала со словами: он не виноват, а я. После этого не стоит говорить... Идеальный мир мой разрушен...» (из письма другу).

Чтец 13. Выразительное чтение стихотворения «Старые письма».

Учитель

Любил ли Фет Марию Лазич? Любил ли он так сильно, как она любила его? Кто может ответить на этот вопрос!? Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась за ним на край света, в одно мгновение стала недосягаемой. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло, и виновником был он сам.

Чтец 14. Выразительное чтение стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю...».

Учитель

Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чувства чистой любви и мученической смерти до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных печали, раскаяния и любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви, неповторимой и единственной, высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Чтец 15. Выразительное чтение стихотворения « Alter Ego” .

Героиня стихотворения умерла, но для поэта она всё ещё была живой. Тут и любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после смерти, и далёкая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого человека, могилой вечно свежей... А ведь это стихотворение Фет написал уже на склоне лет.

Ведущая-девочка

Интересна история создания другого стихотворения. Фет был близко знаком с сестрой жены Льва Толстого - Татьяной Берс, ставшей прообразом Наташи Ростовой.

Однажды в Ясной Поляне она пела в присутствии Фета, и он, любивший романсы, был растроган. Прошли годы и вновь состоялась встреча.

«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивание меня... За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... На другое утро Фет подошёл молча ко мне и положил исписанный лист бумаги: «Это вам в память вчерашнего райского вечера». (Из воспоминаний Татьяны Берс)

Чтец 16. Выразительное чтение (мелодекламация) стихотворения «Сияла ночь» и его анализ.

Это стихотворение очень живописное и музыкальное. Читая, представляешь и затемнённую гостиную, и сад, полный лунного света. Это образец русской любовной лирики. В стихотворении две основные темы - любовь и искусство - самое прекрасное в человеческой жизни. Фет использует звукопись - аллитерацию. Начало стихотворения строится на повторении сонорных звуков:

Сия л а н очь. Л у н о й бы л по л о н сад.

Л ежа л и л учи у н аших н ог.

Стихотворение «Сияла ночь» напоминает пушкинское: «Я помню чудное мгновенье». Две встречи, а между ними - дни одиночества и тоски.

Сравните:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

И много лет прошло

томительных и скучных...

Объединяя пушкинское и своё, Фет остаётся самим собой. Он был уже в преклонных годах, когда создавал это стихотворение, а от него веет свежестью и молодостью. Оно ведь о любви.

- Звучит романс на слова Фета (музыка Варламова) «На заре ты её не буди».

Учитель

Частичкой своего сердца вы прикоснулись сегодня к прекрасному - к поэзии Фета и Тютчева.

Стихи ни к чему недотёпам и нудным:

Сердец их не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивой!

Помните об этом, ребята!

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы - частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело…

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала…

Любовь для Тютчева - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь - это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит…

Я стражду, не живу… им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! -

Пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Денисьевский цикл - это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет и не может…

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья…

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

Минувшее не веет легкой тенью,

А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один - жестокий, прагматичный помещик, другой - мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия - диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, - это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность - это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди…» - один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь…» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла "любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, -

Когда ты здесь, передо мной.

Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире - мире поэзии:

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Именно такое узнавание в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета - это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь - это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.