Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: «Животные жарких стран
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Животные жарких стран»
Выполнила:Воспитатель первой квалификационной категории Голятина Наталья Александровна
Цели:
Образовательные:
– уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;
– уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются;
– учить образовывать названия детенышей животных;
– учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова.
Развивающие:
– развитие внимания, памяти, мышления;
3. Воспитательные:
– прививать любовь к животным;
– воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.
Оборудование: коробка (посылка), бананы, волшебный мешочек, игрушки (слон, жираф, бегемот, зебра, носорог), мягкая игрушка обезьяна.
Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, чтение интересных фактов о животных, разучивание физ.мин., «Зарядка с животными»
Доброе утро ребята!
В этой группе все друзья
Я, ты,он, она
Обними соседа слева,
Обними соседа справа
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа
Все мы дружная семья
Я, ты, он,она
Рефлексивный круг
Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости на занятие пришла веселая обезьянка, и принесла с собой посылочку! Давайте вместе с вами посмотрим, что же там!
Это бананы – любимая еда нашего гостя!
Но бананы это не простые (загадки о животных)
Давайте поможем обезьянке отгадать загадки! Расскажем,что еще мы
знаем о животных жарких стран.
Работа с презентацией загадки о животных жарких стран .
Проверяем домашнее задание (работа с родителями)
Кто из вас может рассказать про слона?
Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные, Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голова без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приручить слона, он будет хорошим помощником: деревья клыками выкорчовывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное. Молодец!
А кто расскажет про кенгуру?
Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие.
На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное. Молодец!
Про верблюда кто-то что-то знает?
Верблюды бывают двух видов: одно –и двухгорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Целую неделю они могут прожить без еды и питья – жир их прокормит.
Питаются верблюды сухой травой и листьями пустынных растений. Замечательно!
А про льва,жирафа, носорога? Молодцы!
- А как мы можем назвать этих животных, одним словом?
Кроме Африки есть и другие жаркие страны.Какие?
Дидактическая игра «Составь слово».
Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея – жираф какой?
У бегемота толстые ноги – толстоногий….
У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)
У льва густая грива – густогривый….
У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая….
У верблюда горбы – горбатый….
Игра «Волшебный мешочек»
Ребята, посмотрите в нашей посылочке лежит какой то волшебный мешочек! (в мешке лежат животные) Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
У львицы – львенок, львята
У тигрицы – тигренок, тигрята.
У слонихи – слоненок, слонята.
У жирафа – жирафенок, жирафята.
У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
У зебры – зебренок, зебрята.
Дидактическая игра «Определи лишнее слово»
Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).
Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).
Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).
Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).
Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).
Физ. Минутка – координация речи с движением: « Звери»
Это – лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней
(идём по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперёд – вправо, вперёд – влево)
Леопард так ловко скачет,
Словно наш любимый мячик.
(подскоки на месте)
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(бег по кругу поскоками)
Зебра головой качает
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево).
Игра: «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие,хвостатые ….
В Африке живут большие,толстокожие ….
В Африке живут огромные,сильные,толстоногие ….
В Африке живут пятнистые,длинношеие…
В Африке живут сильные,желтогривые..
В Африке живут пугливые, полосатые…
Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки,давайте их найдем.
(работа в парах.детям раздаю картинки,они ищут животных)
Игра « Четвёртый лишний » (работа подгруппами)
Посмотрите внимательно на картинку.
Какое животное лишнее?
Игра « Это кто такой большой» (с мячом)
Я бросаю мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так чтобы в названии была часть –ищ
Страус-
Лев-
Слон-
Жираф-
Зебра-
Крокодил-
Носорог-
Бегемот-
Верблюд-
Молодцы!
Рефлексия:
Ребята вы помогли обезьяне?
Как вы ей помогали?
Чем вам больше всего понравилось из того чем мы занимались?
А мне понравилось как много знаете о животных жарких стран
И нашей гостье тоже. Она принесла вам угощенье.
Конспект
проведения НОД для детей старшей группына тему «Животные жарких стран»
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.
Задачи:
*образовательная:
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;
Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование);
Закреплять умение строить общую композицию.
* развивающая:
Развивать интерес к представителям живой природы;
Расширять активный понятийный словарь воспитанников;
Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
Поощрять оригинальность образов воображения;
Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;
Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
*воспитательная:
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы:
1) Глобус;
2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;
3) Детали животных в количестве более, чем присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.
4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?», настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т.д.;
5) Запись песни «Африка», игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…».
Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа
- Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
- Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;
- Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
- Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
- Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли .
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся ?
«Самый теплый материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Дети: Африка.
Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу !
(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)
Воспитатель: Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.
Дети отвечают: «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)
Воспитатель: Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.
Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран». Дети по очереди называют животных Африки.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
- Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
- Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
- Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
- А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
- На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
- Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).
Воспитатель: Следующая загадка:
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебра
)
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
- Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.
(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно) .
Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?
Такой длинной шеи
Не видывал люд:
Всех выше на свете
Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)
Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
- Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
- Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.
Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)
Воспитатель: О ком же следующая загадка?
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке? СЛОН
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
- Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
- Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный … (бегемот)
Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (бегемот)
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
- У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами ).
- Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки ).
Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки. А теперь давайте отдохнем.
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.(Е.Железнова)
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка
У котят есть шерстка , шерстка , шерстка , шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
Воспитатель: Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран, я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»
(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное)
Воспитатель: В Африке всегда очень жарко. А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные, когда хотят пить? (идут к водопою)
- Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться)
Воспитатель: Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев). А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот ).
Воспитатель: На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?
(Дети: «Солнце, пальмы, водоём, траву»)
Кого нет на нашей работе? (животных) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного, которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами). Когда ваши животные будут готовы, вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных.
(Дети выбирают подносы с деталями животных, рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)
Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
- В жарких странах
(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу).
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы).
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы).
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером).
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки).
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши»).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
Движения по столу вперед).
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой
Взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз).
Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий:
1. выложить изображение;
2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;
3. затем, когда всё животное будет наклеено, примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова);
4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т.д.)
5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель: (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном, которое он создал сегодня.
(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу !
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?
На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки, играть в неё вы сможете самостоятельно в группе.
Дети прощаются, выходят.
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему :«Животные жарких стран » в подготовительной к школе группе .
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран .
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;
Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Развивать интерес к представителям живой природы ;
Расширять словарь воспитанников;
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
1. Организационный момент.
Воспитатель: - К нам сегодня очень рано
Постучалась обезьяна.
И с порога закричала:
«Вот, примите! Вам посылка»
Мы посылочку раскрыли
И ужасно удивились!
Посылка к нам из Африки дошла
Приезжайте в Африку, Африку скорей!
И сфотографируйте наших всех зверей!
Воспитатель: Да, здесь фотоаппарат (достает из посылки фотоаппарат) . Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? (Да) . У нас есть фотоаппарат и которых мы животных встретим , сфотографируем. А ответственной мы назначим Камелию, она и будет фотографировать животных .
2. Основная часть. Воспитатель: -Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка.
Отгадайте мои загадки о животных , которые там живут.
Воспитатель:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
Да. Это лев. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордопредупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Воспитатель:
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Воспитатель:- Да. Это слон. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?
Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель:
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Да. Это бегемот. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Бегемот – огромное и тяжелое животное . Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше.
Воспитатель: - Травояден, ростом с метр.
Ты в саванне меня встретишь.
Вместо носа рог иль два –
Еле держит голова.
Чёрным быть могу иль белым.
Плаваю в воде умело.
Коль увидишь на дороге…
Враз узнаешь … носорога.
Да. Это носорог. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.
Воспитатель:
Вот живой подъёмный кран ,
Обитатель жарких стран .
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
Да. Это жираф. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.
Предлагаю Вам изобразить движениями жителей Африки:
В Африке жирафы делают вот так! Руки тянуться вверх, на носочках.
Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» . Руки согнуты в локтях и двигаются вверх - вниз.
А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» . Хлопают в ладоши.
А слонята топают «топ-топ-топ» . Топают ногами.
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» . Хлопают в ладоши.
Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг» . Прыжки на месте. Руки на поясе.
И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг» . Приседания.
А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку. Прыжки на месте. Руки на поясе.
А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран . Я называю взрослое животное , а вы – детёныша:
Например: У бегемота -… бегемотик
У льва – … львёнок
У слона – … слонёнок
У верблюда – … верблюжонок
У обезъяны - … обезъянка
У жирафа – … жирафёнок.
Игра «Кого много?»
А теперь я называю взрослое животное одно , а вы называете детёнышей,когда их много.
Например: У черепахи много - черепашат.
У льва много – … львят
У слона много – … слонят
У верблюда много – … верблюжат
У обезъяны много - … обезъянок
У бегемота много -… бегемотиков
У жирафа много – … жирафят.
Игра «Это кто такой большой» .
Я буду называть животное ,а вы добавляйте к его названию частицу ищ.
Например:
страус – страусище ,
1 лев – львище
2 слон –слонище
3 жираф – жирафище
4 зебра –зебрище
5 крокодил –крокодилище
6 носорог –носорогище
7 бегемот –бегемотище
8 верблюд –верблюдище
Воспитатель: Ребята, вы наверное любите бегать и прыгать? Давайте, со мной сделаем зарядку.
Что нужно для зарядки?
Врозь носки и вместе пятки.
Начинаем с пустяка:
Тянемся до потолка.
Не беда, что не достали-
Распрямились. Выше стали!
И стоим не «Руки в брюки» -
Перед грудью ставим руки.
Чтоб за лень нас не ругали,
Повторим рывки руками.
Эй, не горбиться, ребята!
До конца своди лопатки.
Стой! Опора есть для ног?
Руку вверх, другую в бок.
С упражнением знакомы?
Называется наклоны.
Влево-вправо повторяем,
Гнем себя и выпрямляем.
А теперь наклон вперед.
Руки в стороны. И вот.
Кажется, что вертиться
Ветряная мельница.
Встали. Выдохнули: «Ох,»
Вдох и выдох. Снова вдох.
Отдышались и все вместе
Мы попрыгаем на месте.
Тело силой зарядили-
про улыбку не забыли.
Воспитатель: -Ребята, сейчас я каждому раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета и буду говорить следующие предложения, если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную, а я посмотрю какие вы были внимательные. Итак, начали:
Мы сегодня путешествовали по Австралии ?
Лев никого не боится?
У слона длинная шея?
Жираф может долго обходится без воды?
Тело носорога покрыто пятнистой кожей?
Африка – это царство холода?
На охоту ходят только львицы?
Слон самое маленькое животное на земле ?
Вы хотите еще раз побывать в Африке?
Мы обязательно повторим такое путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте произнесем заклинание.
Я себя кручу, кручу,
Попасть обратно я хочу (дети делают вращение вокруг себя ) .
3. Рефлексия.
Воспитатель: - А сейчас мы все вместе посмотрим, каких животных сфотографировала Камелия. (дети рассматривают фотографии) . Кому какое животное больше всех понравилось и почему? (ответы детей) . Спасибо всем за внимание.
Задачи:
1) Учить детей устанавливать зависимости и связи в накопленных сведениях о животных Африки;
2) Воспитывать в детях бережное, созидательное, гуманное, вдумчивое, ответственное отношение к живой природе;
3) Формировать умение составлять небольшие рассказы о животных;
4) Закрепить знания цифр 1-5;
5) Упражнять в координации на листе бумаги;
6) Развивать память, внимание, воображение и мышление детей.
Демонстрационный материал:
книги о животных Африки с красочными иллюстрациями, картинки животных, игра «Кто где?».
Раздаточный материал
: игра «Зоопарк», игра «Ромашка». Разрезные картинки, контуры животных.
Музыкальное сопровождение:
В.Шаинский «Чунга-Чанга», песня «Бармалей».
Предварительная работа:
беседы о животных Африки, рисование зверей, отгадывание загадок о животных, чтение стихотворений и рассказов о животных.
Ход занятия
Звучит начало песни «Бармалей».
— Дети, у нас сегодня очень интересное занятие. Но прежде, чем начать его, нужно провести «зарядку для мозгов»:
Вопросы к детям:
Сколько ног у бегемота?
Сколько зубов у крокодила?
Кто больше: слон или обезьяна?
Сколько рогов у носорога?
У кого длиннее шея: у жирафа или зебры?
Сколько полосок у зебры?
Кто сильнее: лев или антилопа?
Кто выше: жираф или бегемот?
Сколько ушей у обезьяны?
Сколько хвостов у леопарда?
— Ребята, мы с вами попали в жаркую страну. Посмотрите, сколько здесь зверей. Назовите, кого знаете? (ответы детей).
— Знаете, ребята, звери расположились на полянке, но, кто из них где оказался, не знают, поможем им в этом разобраться.
Игра «Кто где?»
— Ой, ребята, утром прибегала обезьянка, принесла письмо и убежала, сказала, что в письме кроссворд и загадки, если мы с вами решим кроссворд, то узнаем, на каком континенте живут эти звери. (Африка)
— Что-то наша обезьянка не появляется, а давайте пока поиграем.
Игра «Мамы и детки»
(Водящий называет животное и кидает мяч ребенку, тот называет детеныша)
— Посмотрите, ребята, тут нет нашей обезьянки?
— Ой, да тут ромашка.
Игра «Ромашка»
(На каждом лепестке с обратной стороны наклеена картинка животного, с лицевой написаны цифры от 1 до 5. Сколько раз взрослый хлопнет в ладоши, с такой цифрой ребенок берет лепесток и рассказывает про данное животное)
— Пришли мы с вами, ребята, в зоопарк.
Игра «Зоопарк»
(Нужно разделить животных в 2 вольера-для хищников и травоядных, проговорить правила поведения в зоопарке)
— не дразнить животных;
— не кормить их;
— не подходить близко к зверям.
Физминутка «Кто что делает?»
(Под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга»)
Взрослый называет животное, дети имитируют его движения:
Слон — топает
Зебра – скачет
Крокодил – плавает
Антилопа – ходит неслышно
Лев – крадется
Леопард – прыгает
Обезьяна – дразнится
— Ребята, что-то мои глазки устали заниматься, давайте поработаем на нашем тренажере. (тренажер Базарного)
— Знаете, у меня и пальчики устали, разомнем их.
Физминутка для пальчиков:
(с мячами – ежиками)
Тигр, жираф, огромный слон, (круговые раскатывания)
Зебра, пума и бизон, (прямое раскатывание)
Два шакала, бегемот, (сжимание поочередно)
Он стоит разинув рот, (правой и левой рукой)
А над ними царь зверей, (перекидывание мяча)
Назови его скорей (лев) (из одной руки в другую).
— Ну. Что же, обезьянки так и нет. Тогда давайте мы с вами выполним еще одно задание. Называется оно «Угадай по контуру».
Задание:
Угадать по контуру животное;
Соответственно раскрасить его;
Подарить портрет такому же животному.
— А давайте поиграем в подвижную игру «Львы и антилопы» . (Дети делятся на львов и антилоп, когда антилопы гуляют по поляне, львы спят, потом по слову «Львы», они просыпаются и ловят антилоп, уводят их в дом, потом дети меняются ролями, повторить 2-3 раза. Остаются в игре самые ловкие.)
— Ребята. А вы знаете, в письме, которое принесла утром обезьянка, звери прислали свои фотографии. А я не могу их составить. Помогите мне!
(Дети составляют разрезные картинки и называют зверей)
Возвращается обезьянка, хвалит детей за то, что они так много знают и угощает их бананами из Африки.
Елена Скатькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран»
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран , отражая собственные впечатления в художественной деятельности.
Задачи :
*образовательная :
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;
Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование) ;
Закреплять умение строить общую композицию.
* развивающая :
Развивать интерес к представителям живой природы ;
Расширять активный понятийный словарь воспитанников;
Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
Поощрять оригинальность образов воображения;
Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;
Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
*воспитательная :
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы :
1) Глобус;
2) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;
3) Детали животных в количестве более , чем присутствует детей на занятии , фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.
4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?» , настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т. д. ;
5) Запись песни «Африка» , игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…» .
Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа
Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );
Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;
Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;
Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;
Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?
Дети отвечают.
Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
«Самый теплый материк живописен и велик .
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Дети : Африка.
Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)
Воспитатель : Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.
Дети отвечают : «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)
Воспитатель : Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.
Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран » . Дети по очереди называют животных Африки .
Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадку :
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
(показ иллюстрации животном )
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы) .
Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет) .
На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры) .
Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных ).
Воспитатель : Следующая загадка :
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебра)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.
(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
Воспитатель : Послушайте о ком следующая загадка?
Такой длинной шеи
Не видывал люд :
Всех выше на свете
Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд» , но это жираф)
Вот живой подъёмный кран ,
Обитатель жарких стран .
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья) .
Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы , косули.
Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)
Воспитатель : О ком же следующая загадка?
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке ? СЛОН
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное , льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель : Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (бегемот)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .
Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…» )
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя) .
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
Воспитатель : Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран , я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»
(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное )
Воспитатель : В Африке всегда очень жарко . А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные , когда хотят пить? (идут к водопою)
Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны : напиться, искупаться)
Воспитатель : Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев) . А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот) .
Воспитатель : На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?
(Дети : «Солнце, пальмы, водоём, траву» )
Кого нет на нашей работе? (животных ) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного , которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами) . Когда ваши животные будут готовы , вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных .
(Дети выбирают подносы с деталями животных , рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)
Воспитатель : Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) .
В жарких странах
(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу) .
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) .
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) .
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером) .
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки) .
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши» ).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
движения по столу вперед).
И тропические птицы
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой
взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз) .
Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий :
1. выложить изображение;
2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;
3. затем, когда всё животное будет наклеено , примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова) ;
4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т. д.)
5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном , которое он создал сегодня.
(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)
Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу!
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель : Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?
На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки , играть в неё вы сможете самостоятельно в группе .