Кто такой птах бог чего. Боги египетской мифологии

О том, как появился мир, в разных городах Древнего Египта рассказывали по-разному. И египтянин нисколько не удивлялся, когда слышал, что в другом городе мифы о начале мира были не такие, как на его родине. Египтянин считал, что все мифы правильные.

Птах — «тот, кто сотворил все сущее». В городе Мемфисе, который был первой столицей Египетского царства, считали, что мир был создан богом Мемфиса Птахом. И произошло это так. В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге - Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир. Он задумывался о какой-либо вещи, называл ее и эта вещь появлялись. И назвали Птаха - тот, кто сотворил все сущее и создал богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, создал статуи богов и их храмы, установил жертвоприношения. И вошли боги в свои статуи и приняли их облик. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства. Вот так бог Птах создал мир и установил в нем порядок.

Богиня неба Нут
и бог земли Геб

Бог-творец Атум. Иначе рассказывали о сотворении мира в городе Гелиополе. Там считали, что творцом мира был бог Атум. В самом начале был только Нун - так египтяне называли бесконечный и темный океан-хаос. И появился в этом хаосе бог Атум. Когда вышел он из Нуна то не нашел места, куда бы он мог наступить, и создал он тогда первоначальную землю - холм Бен-бен. Встал Атум на холм, выдохнул, и из этого воздуха появился Шу, бог воздуха и пространства. Создал потом Атум и богиню воды Тефнут. Но заблудились они среди хаоса-Нуна. Долго искал их Атум но не смог найти. Послал он тогда на их поиски свое око - и оно нашло Шу и Тефнут. Когда они вернулись, заплакал от радости бог Атум, его слезы упали на холм Бен-бен и превратились в людей.


Рождение бога
солнца Ра из
цветка лотоса

Позже от брака бога воздуха Шу и богини воды Тефнут родились Геб - бог земли и Нут - богиня неба. А богиня неба Нут породила Осириса, Исиду и Сета. После боги установили в мира порядок. А там, где появился первоначальный холм земли, в городе Гелиополе, египтяне построили храм и почитали в нем бога-творца Атума.

Бог Ра

Солнечный бог Ра и его заместитель бог Тот. После того как был создан мир и установлен его порядок, наступило время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Всем миром тогда правил бог солнца Ра. Ночь он проводил в Гелиополе, а утром взлетал в небо и щедро лил на землю свет и тепло. Ночи тогда были на земле черные, так как на небе еще не было луны и светил только лишь звезды. Тогда позвал Ра к себе своего сына бога Тота и сказал ему: - «Будь моим лунным глазом на небе. И будут говорить о тебе с почтением: «Это Тот, заместитель Ра». Так появилась на небе луна, и стал бог Тот богом луны. Светил он по ночам людям, вел счет дням, перешли к нему вместе со счетом знания и письмо, и стал бог Тот богом мудрости. Вел он записи обо всем, что происходит на земле, записывал судьбу человека. Разделил он год на три сезона (у египтян было не 4, как у нас, а 3 времени года, которые они называли: Половодье, Всходы, Засуха) и 12 месяцев.


Бог Ра в образе огненно-
рыжего кота убивает змея Апопа

Борьба Ра со змеем Апопом. А бог Ра вел войну со всеми черными силами, которые несли в мир беды и разрушения. Главным врагом Ра был огромный змей Апоп. Напал бог Ра на змея Апопа, долгой была борьба, и Ра победил. Но не смог он убить своего врага, а только ранил его. Раненый Апоп нырнул в Нил и уплыл в подземное царство. И там он живет и постоянно вредит Ра. Когда начинается ночь, спускается бог Ра в подземное царство и плывет по нему на ладье. В это время нападает на него Апоп, но Ра побеждает его, а змей бежит и прячется от солнечного бога.

ПТАХ (ПТА)

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысячелетий назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта - это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь-скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах - духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума - божественного Слова - является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Птах (Пта; Птех) — один из высших богов-создателей всего мира, покровитель мастеров и ремесленников, бог творения. Рассказывается, что он создал Солнце, Луну и звезды. Согласно представлениям египтян Птах создал мира «сердцем» и «словом», что указывает на проявление его в качестве божественного глагола.

Птах как демиург в одном случае приписывается своему творению и Вселенной, а в другом выражается запредельным ему и человеку.

В отличие от других центров, где творцами выступали , или , в Мемфисе — создателем всего сущего был Птах.
Священный бык Апис был связан с Птахом и представлял собой его внутреннюю сущность или «Ка». Жена Птаха — неистовая солнечная богиня-львица , покровительница войны. Нефертум бог растительности является сыном Птаха и Сехмет.

Изображался Птах в образе стоящего человека, облаченного в погребальный саван, открывающим только руки и голову, в правой его руке находится жезл власти «Уас»; иногда в левой руке присутствует крест жизни «Анкх», а также столп «Джед» — символ плодородия. Он мог иметь синий, небесный или зеленый цвет кожи.
Его имя использовали в своем составе многие фараоны и аристократы, одним из самых известных является египетский мудрец Птаххотеп.
Почитание бога-творца было широко распространено во всем Египте между людьми различных сословий.
Главным центром его культа является Мемфис, однако были и другие области за пределами страны долины Нила, в которых ему оказывалось должное почтение, это Синайский полуостров, Палестина, Нубия.

Титулы: «Тот, кто за южной стеной» (то есть, тот, который был в безвременье, вечности); «Творящий словом» и «Творец душ» (эти эпитеты он употребляет к себе сам в древних текстах); «Господин Мемфиса»; «Ухо, которое слышит (от него нельзя ничего утаить).

Энергетический канал Птах

Что же дает канал бога-Птаха:

  1. Помогает в творчестве, сочинительстве, создании чего бы то ни было, в том числе произведений искусства, однако придерживается границы, когда можно в творчестве уйти в крайности.
  2. Птах отвечает за перевод энергии из духовного в материальное состоянии, представляя собой творящее начало.
  3. Раскрывает сердечный центр или Анахата-чакру и горловой Вишуддху-чакру, создавая в теле превосходное чувство восторга.
  4. Способствует вдохновению, исполнению желаний.
  5. Развивает состояние творческой гармонии.
  6. Способствует преображению и пребыванию в состоянии вдохновения, а также его реализации, то есть все чувства и душевные порывы облекаются в некий материальный объект и некоторое выражение себя во вне.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Опыты людей после инициации

«С самого начала почувствовала, что моя голова стала больше в размерах))) И внутри головы началась вибрация, как будто туда переместилось сердце. Затем на протяжении всего посвящения чувствовала давление на макушку головы, а внутри груди распирало от какого-то приятного чувства (до сих пор не могу его определить).
Были образы, что я стою на верху горы или скалы, а передо мной внизу виден как на ладони каменный город и вокруг него пустыня. За моей спиной еще кто-то был, но сколько я не поворачивалась, увидеть его не могла. Он мне говорил, что нужно смотреть внимательно и заметить изменения. Я всё спрашивала, а что я должна увидеть, а он мне — что надо терпеливо наблюдать. Я так стояла, всматривалась в город, пытаясь что-то увидеть, но ничего не было. Потом настала ночь. И я сказала, что теперь точно ничего не увижу. А он сказал, что ночью будет еще заметнее. Я продолжала стоять и смотреть, а потом неожиданно поняла, что изменения происходят во мне (вот тогда четко почувствовала это распирающее чувство в груди). Я была рада, что наконец-то получилось и хотела это рассказать ему, но вокруг никого не было. И тогда я уже вернулась в эту реальность».

Древнеегипетский бог Пта (Птах) первоначально был главным богом Мемфиса . Этот город, по преданию, основал и сделал столицей объединитель Египта, родоначальник первой династии фараонов – Менес . Мемфис – греческое слово. По-древнеегипетски этот город именовался Меннефер. Из уважения к главному его божеству он носил ещё название Хет-ка-Пта («Палата души бога Пта»). От греческого искажения «Хет-ка-Пта» и появилось слово «Египет».

В относящихся к раннему этапу египетской истории «Текстах пирамид » и в гробницах эпохи Древнего царства бог Пта упоминается очень редко. Малочисленны упоминания о нём и в последующую эпоху, в «Текстах саркофагов». В этих древнейших памятниках главную роль играют божества более старого, чем Мемфис, города Гелиополя – Ра и его эннеада . Религиозные традиции новой столицы пока не успели возобладать. Однако в текстах времени Нового царства Пта упоминается уже очень часто. Некоторое время культ Пта «конкурировал» с другим мемфисским богом Татененом (это имя означает «поднимающаяся земля»). Однако затем они были слиты в одном образе.

Древние египтяне изображали Пта в облике бородатого мужчины, иногда в короне с перьями.

Во времена Нового царства (из более ранних текстов об этом ничего не известно) Пта был наделен женой – богиней Сехмет – и сыном – богом Нефертумом. Но нередко его супругами признавались другие богини – Бастет , Тефнут , Маат , а также богиня Хатхор в образе обожествляемого в Мемфисе дерева – сикоморы. Нефертума египетские источники называют «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания. Иногда сыном Пта признавался Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера .

Пта (Птах) в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в так называемом «Памятнике мемфисской теологии».

Он уцелел до наших дней по счастливой случайности. Около 720 г. до Р. Х. эфиопский фараон Египта Шабака, вероятно. по просьбе жрецов главного мемфисского храма Пта, повелел начертать на черном граните текст, который до тех пор хранился написанным на папирусе и был давно проеден червями, так что его не понимали от начала до конца. Сильно пострадало начало текста, много пробелов оказалось и в средине, да и язык был уже настолько архаичен, что даже учёные храма едва ли могли разобрать даже сохранившиеся его отрывки. С гранитным камнем Шабаки позже тоже случилась беда: жители окрестностей Мемфиса сделали из него мельничный жернов, вследствие чего погибла еще часть иероглифических строк. В таком виде камень в 1805 попал в Британский Музей, где его глубоко исследовали крупнейшие египтологи: Брестед , Масперо, Эрман, Зете и Юнкер. Благодаря усилиям корифеев египтологии этот трудный текст стал понятен.

Его возникновение относится, вероятнее всего, ко времени IV – V династий. В это время Мемфис был еще молодым городом по сравнению с другими центрами Египта, и его религиозные традиции не могли быть слишком авторитетными. Но Мемфис являлся тогда столицей государства и резиденцией фараонов, под эгидой которых должна была сложиться и укрепиться местная религиозная концепция. Она является искусственным богословским построением мемфисского жречества, созданным во славу и авторитета Пта.

Согласно этой концепции, Пта является верховным всеобъемлющим божеством, создателем вселенной и богов. При сотворении вселенной он действовал абстрактно-философским, творческим орудием – божественным словом. Сердце, «седалище мысли», порождало творческую мысль Пта, но она претворялась в действительность лишь после того, как божественный замысел был произнесен божественными устами.

Это древнее учение весьма схоже с тем, которое развивал позднее иудейский Ветхий Завет , христианство и философ I в. до Р. Х. Филон Александрийский . Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Оно было в начале у бога. Все через него начало быть, что начало быть». Ряд исследователей считают, что здесь не обошлось без влияния древнеегипетских религиозных доктрин.

«Философское» учение мемфисских жрецов о созидательной силе слова бога Пта имеет основанием веру египтян во всемогущество слова, характерную для их представлений о магии.

Не исключено, что учение о творческой силе слова, изложенное в «Памятнике мемфисской теологии», навеяно космогонией Гелиополя . В известном папирусе Бремнер-Ринд (26.22) – поздней редакции гелиопольской космогонии (IV в. до Р. Х.) – содержатся такие слова: «Многие существа вышли из уст моих». Гелиопольское влияние, бесспорно, сказалось в содержащемся здесь же отождествлении Пта с богом Атумом : «Возникший как сердце и возникший как язык в образе Атума, он Пта великий…» Далее в том же «Памятнике мемфисской теологии» сказано: «Его эннеада [девять главных богов] перед ним – это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада – это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут , породили эннеаду…» Речь идет об эннеаде Пта, которая создана по образцу гелиопольской эннеады. Во главе первой стоит Пта, во главе второй – Атум.

Начало «Памятника мемфисской теологии» сильно повреждено, но тем не менее понятно, что Пта создал себя в восьми ипостасях: «Пта на своем троне», «Пта-Нун, создавший Атума», «Пта-Наунет, родившая Атума», «Пта, сердце и язык эннеады», и еще четыре ипостаси, наименования которых не сохранились. Число 8 напоминает, естественно, гермопольскую «восьмерку», так называемую огдоаду . Наконец, в «Памятнике мемфисской теологии» Пта, как и Атум в гелиопольской космогонии, назван «поднимающейся землей», т. е. первозданным холмом, вышедшим из первобытных вод. Так он назван и в Берлинском папирусе № 3048234.

Пектораль фараона Тутанхамона. Сам он изображён в центре, а по сторонам – бог Пта и его жена, львиноголовая богиня Сехмет

В разных текстах Пта выступает в качестве покровителя ремесел, поэтому греки отождествляли его со своим Гефестом . Пта считался также «владыкой истины» – божеством справедливости. В некоторых текстах солнце и луна называются глазами Пта.

Культ Пта был широко распространен за пределами Мемфиса: ему были посвящены храмы или часовни в других египетских городах: Фивах, Абидосе, Гермополе, Гермонте, Бубасте, Эдфу, Дендере, Александрии, на острове Филэ, а также за пределами Египта – в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Такое широкое распространение культа объясняется тем, что Пта был богом древней столицы Египта – Мемфиса, многовековой резиденции фараонов. В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.

Cогласно древнеегипетским жрецам из Мемфиса – верховный бог-творец, имеющий большее значение, чем бог Ра из Гелиополя (города Солнца).

Согласно взглядам жрецов, именно Птах создал всё посредством своего сердца (замысла) и языка (слов), а именно: первых 8 богов (или своих ипостасей); мир в целом и всё в нём существующее: животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.п.

Он изображался в виде человека с бритой головой, закутанного в погребальные пелены, с жезлом в руках.

Откуда он появился? Птах был саморождённ.

Птаху приписывали способность открывать уста умерших для возвращения им жизни.

Иногда его сыном называли Имхотепа .

«Птах (Пта) - бог, чтимый в городе Мемфисе как творец и владыка мироздания и глава богов.

Жители Мемфиса верили, что силой мысли и слова Птах создал всё сущее .

Он не только породил богов, но и «сотворил тела по желанию их сердец. И вселились боги в свои тела из всех древесных пород, камня и глины... и приняли в них свой облик».

Повсюду мемфисцы ощущали присутствие своего бога: «Ты прогнал мрак и небытие лучами своих глаз, плывущих, словно ладьи, по небу. Глаза твои движутся днём и ночью, твой правый глаз - солнце, твой левый глаз - луна».

Так как Птах был также покровителем искусств и ремёсел, то его верховный жрец носил титул «начальника ремесленников».

Птах - один из тех немногих египетских богов, которых изображали всегда в виде человека. Супругой Птаха мемфисцы считали богиню Сохмет».

Буслович Д.С., Люди. Герои, Боги, СПб, «Зимний сад», 1992 г., с. 19.

Культ бога Птаха имел общеегипетский характер и даже был распространён в Палестине и на Синае.