Т 90 лошадиные силы. Сколько весит танк

Принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

Танк Индии Т-90 "Бхишма"

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2230
клиренс 470
Броня
комбинированная, со встроенной динамической защитой
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
Боекомплект:
43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,80
глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

Модификации основного боевого танка Т-90

  • Т-90 - первая серийная модификация танка.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
  • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Источники:

  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
  • Техника и вооружение 2010 - 06.

Т-90М – это средний или основной танк, который в ближайшее время будет запущен в серийное производство и поставлен на вооружение армии России. Машина уже была продемонстрирована широкой публике при прохождении испытаний в сентябре 2017 года.

Разумеется, новый танк сложно назвать самостоятельной и уникальной единицей боевой техники. Скорее, речь идёт о глубокой модернизации танка Т-90 и его модификаций. Однако, конструкторы внесли в привычную компоновку машины ряд серьёзных изменений, поэтому Т-90М вполне мог претендовать на индивидуальное название. Познакомимся поближе с конструктивными особенностями и боевыми возможностями этой техники.

История проекта

Датой создания этой машины можно считать 1989 год, когда под руководством главного инженера Владимира Поткина прошли первые и весьма успешные испытания нового танка Т-90. В серию эта модель пошла в 1992 году, и за время выпуска танк неоднократно модернизировался.

Если говорить конкретно о Т-90М, эта машина появилась в результате проекта «Прорыв», над которым в 2005 году вело работы Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В рамках данного проекта разрабатывался унифицированный боевой модуль, получивший кодовое название «Прорыв-2», и впоследствии представленный на полигоне в качестве модернизированного танка Т-90С.

Однако, на этом деятельность УКБТМ не была завершена, и стартовал проект «Прорыв-3», целью которого было создание боевой машины, превосходящей по эффективности немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы». Опытный образец был создан в цехах Уралвагонзавода, и наглядно продемонстрировал, что конструкторы КБ справилось с поставленной задачей. Кстати, этим же предприятием выпускаются боевые машины класса «Армата», поэтому работы над созданием Т-90М велись параллельно.

Что нового

В целом, привычный вид Т-90 изменился мало: сохранилась общая компоновка, была немного переработана башня и корпус. Однако, инженеры не занимались рестайлингом, они повышали боевую эффективность машины и эргономику производства. В рамках модернизации, серьёзные изменения претерпели системы управления огнём, командная управляемость, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

К существенным изменениям можно отнести переустройство боевого отделения. Теперь у экипажа появилось больше свободного пространства, устанавливаются комфортабельные кресла. Кроме этого, танк получил автоматическую систему заряжания. В целом, это вполне стандартное требование для современных боевых машин, однако, автозаряда орудия нет у «Леопардов» и «Абрамсов», поэтому эти-таки заметно проигрывают российскому аналогу в плане скорострельности и огневой мощи.

Отдельно можно выделить экономику производства. Проект «Прорыв-3» планируется внедрять без создания новых машин. В частности, в качестве базовой основы будут использованы основные узлы и механизмы Т-90. Поэтому поставки новой техники для сухопутных частей будут осуществляться путём переоборудования старых машин.

Конструктивные особенности

Рассмотрим характеристики основных узлов.

Командная управляемость

В оснащение танка интегрирована система БИУС – бортовое информативное управление. В результате осуществляется постоянный контроль и диагностика основных узлов, выполняется блокировка ошибочных действий механика-водителя. Благодаря БИУС, заметно повышается рабочий ресурс основных узлов и электроники, снижается вероятность поломок.

Помимо этого, здесь установлена система управления тактического звена, которая объединяет всю необходимую аппаратуру единую мультиплексную сеть. В результате упрощается взаимодействие всех бортовых систем: заряжание, постановка дымовых завес, топографическое ориентирование, распознавание сигналов «свой-чужой». Радиоаппаратура обеспечивает скрытую связь с эффектом постановки защитных помех. Кроме этого, предусмотрена функция программного изменения частоты.

Подвижность и манёвренность

Динамика Т-90М находится на высоком уровне. Здесь установлена новая силовая установка В-92С2Ф, производительностью 1 130 л. с. Здесь нужно уточнить, что российский танк обходит все западные аналоги в плане динамики и проходимости, хотя и проигрывает по скоростным показателям.

Отделение механика-водителя оснащается информативным ЖК-дисплеем, куда выводятся данные о состоянии двигателя и узлов трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает автоматическое переключение скорости, что заметно снижает утомляемость во время длительных переходов.

Защита

Ключевой особенностью защиты стало размещение боеукладки за пределами боевого отделения, что повышает уровень безопасности экипажа в случае детонации снарядов. Кроме этого, были учтены недостатки защищённости танков предыдущих моделей.

В частности, лобовую проекцию башни и бортов закрывают комплекты динамической защиты класса «Реликт». Моторное отделение и периметр башни защищены дополнительными сетчатыми экранами. Боевое отделение изнутри покрыто противоосколочным подбоем на основе арамидных нитей. Нужно отметить, что динамическая защита построена по модульному принципу, что позволяет вариативно изменять отдельные компоненты в зависимости от поставленных задач.

Вооружение

В качестве основного вооружения Т-90М получил 125-миллиметровое гладкоствольное орудие 2А46М-4. К дополнительному вооружению относится ракетный комплекс «Рефлекс» с дальностью поражения целей до 5 километров, спаренная пулемётная точка.

Управляется вооружение посредством высокоэффективной СУО «Калина». К безусловным преимуществам можно отнести панорамный прицел командира – абсолютная новинка для российских танков. Кроме этого, система управления огнём сопряжена с автоматическим указателем цели, что упрощает ведение боя в режиме «Hunter-Killer».

Технические характеристики

Основные тактико-технические характеристики модернизированной машины пока держатся в секрете и не подлежат разглашению. Однако достоверно известны следующие параметры:

  • Снаряжённая масса – 50 000 кг.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Мощность дизеля – 1 130 л. с.
  • Основное орудие – 125 мм.
  • Спаренный пулемёт – ПКТМ калибра 7.62 мм.
  • НСВ для подавления огневых точек и воздушных целей – 12.7 мм.
  • Запас хода – 550 километров по шоссейной дороге.
  • Экипаж – 3 человека.

Согласно предварительным данным, Министерство обороны РФ уже подписало контракт на поставку в войска порядка 400 единиц Т-90М. Предполагается, что эти машины должны поддержать боеспособность армии до появления в достаточных количествах более перспективных танков «Армата».

Данный материал Г.Малышева дается в порядке дискуссии с точки зрения обывателя и не претендует на какие-либо глубокие военно-научные знания. Так как некоторые моменты в этой публикации выглядят спорными или поверхностными мы попросили специалиста по бронетанковой технике кратко прокомментировать высказывания автора.

В недавнем прошлом Нижнетагильским танковым заводом была выпущена новая модель основного боевого танка под названием Т-90МС «Тагил». Танк сразу привлек внимание интересными техническими решениями, которые ранее на серийных отечественных машинах не применялись. Выглядит он очень внушительно и современно – дизайн, хотя и не от ателье «Pininfarina», но определенно удался. Танк может претендовать на право считаться одним из самых мощных танков в мире на сегодняшний день.


Было бы очень любопытно проанализировать конструкцию этого танка, насколько это возможно. Выяснить, что конструкторы сделали правильно, а что нет, и какие возможны дальнейшие улучшения в конструкции этой интересной машины.

Краткие характеристики Т-90МС таковы:

Габариты:
- Масса 48 тонн.
- Длина 9530 мм.
- Ширина 3780 мм.
- Высота 2228 мм.

Вооружение:
- Пушка-пусковая установка 125-мм 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное боевое средство танка, предназначенное для поражения всех видов наземных, надводных (в пределах досягаемости) и малоскоростных воздушных целей. Боекомплект 40 артиллерийский снарядов различных типов: БОПС, ОФС, КС или управляемых ракет (УР) 9К119М «Рефлекс-М».

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен он для борьбы с живой силой противника, которая находится в пределах углов обстрела основного вооружения. Пулемет спарен с пушкой и имеет одинаковый с ней сектор обстрела. Боекомплект 2000 патронов 7,62ммх54R различного типа. Данное вооружение установлено в полностью новой башне кругового вращения с развитой забашенной нишей.

Дистанционно управляемая пулеметная установка Т05БВ-1 с 7,62-мм пулеметом 6П7К (ПКТМ). Предназначена для борьбы живой силой противника, которая укрывается либо выше чем сектор обстрела основного вооружения, например на верхних этажах зданий, крутых склонах гор. Либо ниже сектора обстрела основного вооружения, в укрытиях, блиндажах или непосредственно у танка в т.н. «мертвой зоне» для танковой пушки и спаренного с ней пулемета. Таким образом, по замыслу конструкторов должна обеспечиваться боевая устойчивость танка в стесненных и городских условиях ведения боя. Боекомплект 800 патронов 7,62ммх54R различного типа.

Система управления огнем, наблюдения и обнаружения целей:
- Полностью цифровая высокоавтоматизированная СУО «Калина» с интегрированной в нее БИУС. Тепловизионные и телевизионные приборы предназначенные, в том числе, и для кругового наблюдения.

Защищенность:
- Многослойная комбинированная броня новейшей схемы в лобовой части.
- Разнесенное бронирование в бортовой части.

Новейшая встроенная динамическая защита «Реликт».
- Локальная защита боекомплекта.
- Мероприятия, понижающие тепловую и шумовую сигнатуру танка.

Подвижность:
- Многотопливный дизельный двигатель V12 В-92С2Ф2 мощностью 1130л.с. (831кВт) + АКПП.
- Энерговооруженность ~23л.с./т.
- Максимальная скорость 60-65 км/ч по шоссе.
- Запас хода 500 км.

Танк создан на основе предыдущих модификаций: Т-90А и Т-90С. Теперь давайте разбираться более подробно, какие отличия мы видим на данной машине. То, что сразу же бросается в глаза можно перечислить по пунктам:

1. Новая башня с развитой кормовой нишей.
2. Новая 125-мм пушка 2А82.
3. Новая динамическая защита «Реликт».
4. Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует.
5. Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует.
6. Наконец-то, танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт корпуса, щедро «сдобренный» элементами динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами в кормовой части.
7. Зенитная установка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ канула в небытие. Ее место заняла новая пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К.
8. Несколько более мощный двигатель В-92С2Ф2 + АКПП.
9. Танк получил дополнительный энергоагрегат в бронированном контейнере, закрепленном в задней части корпуса слева.
Что еще можно сказать об этой машине?
1. Корпус, как и у предыдущих модификаций, в основном остался от Т-72.
2. В ходовой части также не видно существенных отличий от Т-72.
3. Новая СУО «Калина» явно превосходит 1А45Т «Иртыш» танка Т-90А.
Теперь попробуем проанализировать все эти пункты. Что было сделано и что теоретически на мой взгляд можно было сделать. Итак, начнем.

Комментарий специалиста. Показанный на выставке вооружений REA-2011 образец модернизированного основного боевого танка Т-90С был ориентирован в первую очередь на инозаказчиков, поэтому часть систем, смонтированных на нем, была в экспортном исполнении. В связи с этим хотелось бы указать автору на то, что 125-мм пушку 2А82 не ставят на экспортный танк, на нем установлено орудие 2А46М-5.
Что касается комплекта динамической защиты, на этом танке устанавливаются элементы 4С22, поскольку 4С23 к экспорту запрещен.
Автор напрасно сетует на отсутствие комплекса активной защиты танка «Арена-Э», так как он может устанавливаться по требованию заказчика. Точно так же по требованию заказчика может устанавливаться система ТШУ-1-2М. Помимо этого модернизированный Т-90С оснащен системой электромагнитной защиты (СЭМЗ) СПМЗ-2Э от мин с магнитными взрывателями.

По поводу силового блока. Пока на танк ставят двигатель В-93 мощностью 1100 л.с. Автоматической трансмиссии (АКПП) на нем нет, а есть автомат переключения передач.

Новая башня с развитой кормовой нишей

Как сделано. На первый взгляд башня выглядит уязвимо по сравнению с башнями Т-90А или Т-72Б. Скорее всего, это так и есть. Башни Т-72Б и Т-90А обладали относительно небольшими размерами и специальной формой. Кормовая уязвимая часть башни была заужена и закрывалась мощной бронированной передней частью в пределах курсовых углов ±30º. И даже такие башни умудрялись пробивать из РПГ и ПТРК в самые уязвимые кормовые зоны. Что и говорить, попасть в кормовую или бортовую часть башни Т-90МС, которая размером с башню «Леопарда-2» или «Абрамса» будет вообще не проблема. Таким образом, по защищенности кормовая часть башни Т-90МС уступает защищенности башен всех предыдущих танков модельной линейки Т-72.

Казалось бы – явный регресс? Отнюдь. Дело в том, что результатом пробития кормовой или задней бортовой части башни Т-72Б, очень часто, было возгорание или детонация боекомплекта (БК) и, соответственно, частично или полностью погибший экипаж. Все дело в расположении БК: во всех танках серии Т-72, а также в Т-90, Т-90С и Т-90А только 22 выстрела раздельно-картузного заряжания располагаются под поликом боевого отделения (БО) в автомате заряжания (АЗ) карусельного типа. Эта карусель, в отличие от механизма заряжания (МЗ) танков Т-64 и Т-80, сравнительно неплохо защищена: спереди мощнейшей лобовой броней корпуса, сзади – двигателем, с боков – опорными катками и бортовыми экранами. Кроме того, сам «экран местности» редко позволяет поразить танк в нижнюю часть на полк боя.

Проблема заключалась, в основном, в размещении остальной части БК. Эти 23-26 выстрелов со снарядами или УР располагались буквально везде: на полу, на стенах корпуса и практически по всей задней полусфере башни. Ограниченное внутреннее пространство танка Т-72 просто не позволяет разместить эту, не влезающую в карусель АЗ огневую мощь, где то еще. В итоге этот «немеханизированный» боекомплект чаще всего и загорается или детонирует – тут уж как повезет (что хуже еще не известно).

Можно возразить, дескать, на старых танках Т-34-85, КВ-85, Т-54, Т-55, ИС-3 и Т-10 боекомплект располагался примерно так же. В данном случае сравнение неуместно. Боекомплект этих танков состоял из унитарных выстрелов. Заряд пороха помещался в металлической гильзе и пожароопасность этих старых машин была несравненно ниже. А заряды в частично сгорающей гильзе Т-72 готовы полыхнуть от любого касания кумулятивной струи.

Выход из этой ситуации может быть такой – не брать в бой ту часть боекомплекта, которая располагается в немеханизированной боеукладке. Но тогда придется рассчитывать только на те 22 выстрела, что в карусели АЗ. Зачастую так и делали. Но это, понятное дело, не устраивает ни танкистов, ни уважающих себя конструкторов. Проблему наконец-то решили в танке Т-90МС: карусель на 22 выстрела оставили, дополнительно защитив ее локальным бронированием, а остальные 18 выстрелов поместили в кормовой нише башни, снабдив ее вышибными панелями по примеру «Абрамса» и «Леопарда-2». При желании эти 18 выстрелов тоже можно с собой не брать. В условиях городского боя, наверное, лучше будет так и сделать.

В итоге: несмотря на то, что башня Т-90МС стала более уязвимой для огня противника по сравнению с башнями предшественников – Т-72Б или Т-90А, уровень живучести танка, а что еще важнее – выживаемости экипажа, стал несравненно более высоким. Уровень живучести Т-90МС и выживаемость его экипажа в случае поражения танка в принципе стал соответствовать западным танкам. Еще один плюс такой башни – больший комфорт и большее внутреннее пространство обитаемого отделения танка.


Кормовая ниша башни Т-90МС

Как можно было сделать. По всей видимости, никак. Если не брать во внимание какие-то экстравагантные новинки, то другие технические решения к этому танку не подходят. Старая советская компоновка с размещением всего БК вместе с экипажем себя изжила. А разместить ВЕСЬ БК в кормовой нише по примеру «Абрамса» с некоторой точки зрения неразумно и в пределах заданной массы в 50 тонн практически нереализуемо. Так что Зачет.

Комментарий специалиста. Автор сильно ошибается, делая выводы о снижении защищенности башни нового танка. Башня в проекции на плоскость по-прежнему обеспечивает защиту в пределах курсовых углов 30 градусов, а с кормы надежно закрыта броневым ящиком.
В общем и целом боевое отделение модернизированного танка Т-90С, включая башню, куда менее уязвимо, чем у его предшественников. Другими словами, весь пункт о новой башне танка содержит много рассуждений по поводу, которого нет.
Уточнение по расположению боезапаса. В автомате заряжания 22 выстрела, в немеханизированный укладке у перегородки МТО находятся 8 выстрелов и еще 10 выстрелов – в изолированном от боевого отделения бронированном коробе на корме башни.

Новая 125-мм пушка 2А82


Как сделано. Мощнейшая 125-мм гладкоствольная пушка новейшей конструкции 2А82 является полностью новой разработкой. Считается, что эта пушка существенно превосходит предыдущие 125-мм пушки серии 2А46, 122-мм нарезную 2А17 и 120-мм НАТО-вские пушки «Рейнметалл» с длиной ствола 44 и 55 калибров. 2А82 превосходит их как в точности, так и в мощности огня. То же относится и к китайской 125-мм пушке танка ZTZ-99A2 (Тип-99А2), которая является всего лишь усовершенствованной «пиратской» версией 2А46. Впрочем, на Т-90МС по-видимому может устанавливаться и прежняя 125-мм пушка 2А46М5, которая установлена на Т-90А. Отсюда можно сделать вывод, что танки с новой пушкой 2А82 будут поставляться на вооружение армии России, а 2А46М5 будут комплектоваться танки, поставляемые на экспорт. В то же время, зная реалии сегодняшнего дня, не исключено, что все сделают с точностью до наоборот.

Как можно было сделать. Многочисленные опытные электрохимические и электромагнитные пушки пока еще не дошли до стадии их установки в реальный танк, поэтому их сразу отбрасываем. Как вариант можно было бы установить на Т-90МС новую 140-мм или 152-мм пушку (например от «объекта 292»). Но, помимо технических сложностей, это могло бы спровоцировать западные страны на аналогичную модернизацию своих танков, что означает новый виток гонки калибров. Так что на данном этапе решили пока развивать калибр 125 мм, который еще не полностью раскрыл весь свой потенциал. А 140-152 мм пушки оставили про запас. Зачет.

Комментарий специалиста. Совершенно непонятно, с чего вдруг автор описывает возможность установки орудия 2А82 на экспортные танки. Повторюсь, что эта пушка не совместима по боеприпасам с модификациями 2А46 и запрещена к экспорту.

Что касается мощного 152-мм орудия 2А83, которое автор предлагает установить на Т-90, то это невозможно.

Новая динамическая защита «Реликт»

Как сделано. Динамическая защита нового поколения «Реликт» относится к встроенному типу ДЗ. Она увеличивает стойкость брони к кумулятивным боеприпасам в 2 раза и в 1,5 стойкость к подкалиберным бронебойным снарядам. Спереди и сверху ДЗ закрывает танк плотно и без зазоров. Ослабленные зоны около пушки тоже закрыты элементами ДЗ. Крыша над люком механика-водителя также закрыта. Это зачет. Но есть и «ложка дегтя»: нижний лобовой лист ее не имеет. Это просчет – в нижний лобовой лист танк можно пробить. У Т-72Б там был хотя бы один ряд НДЗ «Контакт-1». У Т-90МС нет ничего, хотя теоретически там можно установить навесные экраны на шарнирах.

Далее – борт корпуса. Он закрыт до самого МТО, так же как и у Т-72Б, а затем идет решетчатый экран. У Т-72Б были только резинотканевые экраны, поэтому данное решение у Т-90МС не в пример лучше. Поясню. Резинотканевые экраны Т-72Б и Т-72А просто инициировали подрыв кумулятивной боевой части (БЧ) реактивной гранаты на некотором расстоянии от основной брони борта (70 мм). Решетчатый же экран ломает собой корпус реактивной гранаты или ПТУР, они разрушаются об эти острые решетки. БЧ при этом может и вовсе не сработать.

Борт башни – тут дела не так хороши. У Т-72Б башня была закрыта ДЗ до половины длины. Роль противокумулятивных экранов задней полусферы играли ящики ЗИП и элементы ОПВТ. У Т-90МС башня большая и длинная, ДЗ на бортах кормовой ниши нет, а ведь там находится боеукладка. Еще одна уязвимая зона – кормовой лист корпуса и задняя часть башни. Были случаи, когда попавшая в кормовой лист корпуса реактивная граната пробивала МТО насквозь прямо через двигатель и поражала боевое отделение танка, а там – люди и боеприпасы. Не заметно, что конструкторы уделили хоть какое то внимание этому важному аспекту защиты на новом танке Т-90МС. По стойкости от удара в корму корпуса он не лучше базового Т-72 «Урал».


Как можно было сделать. Защитить элементами ДЗ «Реликт» башню и корпус по всему периметру, в том числе и нижнюю лобовую деталь корпуса. Массу танка это увеличит ненамного, зато защита станет намного крепче, и главное – со всех сторон, что играет огромную роль в городских боях. В общем, несмотря на явный прогресс, однозначный зачет поставить нельзя. Хотя и явный незачет тоже.

Комментарий специалиста. По поводу якобы «просчета» конструкторов, не защитивших нижнюю лобовую деталь корпуса. Ставлю автора в известность, что на НЛД приходиться менее одного процента попаданий – даже по опыту боев в равнинной пустынной местности. В то же время элементы динамической защиты, установленные на НЛД, однозначно повреждаются при совершении сколько-нибудь продолжительного марша вне дорог.
Утверждения автора об уязвимости танка от удара в борт и корму башни вообще не соответствуют действительности. Блоки ДЗ по бортам башни закрывают собой всю проекцию, а броневой короб надежно закрывает корму.

Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует

Как сделано. На новейшем Т-90МС нет КАЗТ, а ведь подобные системы устанавливались еще на старых танках Т-55АД и Т-62Д. Печально, что такой необходимый танку комплекс отсутствует.

Как можно было сделать. Установить на Т-90МС новейшую КАЗТ. Дорого? Стоимость взорванного от попадания ПТУР или РПГ танка Т-90МС еще больше, не говоря уже о жизнях танкистов. Незачет.

Комментарий специалиста. Опять же повторюсь: это вопрос к заказчику. Если будет заказ на оснащение – на танк без проблем будет установлена полноценная КАЗТ: для Российской армии это «Афганит», а для поставок на экспорт – «Арена-Э». Оба комплекса сопрягаются с СУО «Калина».

Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует

Как сделано. На Т-90МС нет КОЭП «Штора», хотя она есть на предыдущих моделях Т-90, Т-90А, Т-90С и даже на Иракских Т-72М1. А тут нет. Между тем, штука-то полезная так как существенно снижает вероятность попадания в танк управляемых ракет.

Как можно было сделать. Установить на танк КОЭП «Штора-1». Только не вместо элементов ДЗ, как неудачно сделано у Т-90А, а на них. Незачет.

Комментарий специалиста. То же, что и выше: по требованию заказчика данная система устанавливается на танк без проблем.

Жесткий бронированный фальшборт корпуса с элементами ДЗ «Реликт» и решетчатыми экранами

Как сделано. Наконец-то наш танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт, к тому же щедро «сдобренный» элементами динамической защиты. Подобного нет ни на предыдущих модификациях, ни на танках Т-72Б.

Для того чтобы создать что-то сверхсовременное, необходимо уловить правильную тенденцию, «куда дует ветер», так сказать, а потом приложить к этому правильному вектору линейку и продлить линию на 10 длин этого вектора. Пример – тяжелый танк ИС-2. Как он получился? Наши конструкторы уловили тенденцию к повышению калибра танковых орудий: с 45 мм, до 76 мм и, в последствии, до 85 мм, а у немцев – с 50 мм до 75 мм и, в конце-концов, до 88 мм. Не следуя поговорке «в час по чайной ложке», а просто взяв и приложив к данному вектору линейку и «удлинив» его, сразу поставили мощное 122-мм орудие, чем обеспечили ИС-2 просто подавляющее превосходство в огневой мощи над любым танком мира того периода.

Но, к сожалению, этот правильный подход к проектированию, почему-то не распространился на бортовые экраны. Поясню читателю смысл и назначение бортового экрана. Суть его в том, что экран инициирует срабатывание кумулятивной БЧ на таком расстоянии от основной брони,. когда ее пробивная мощь резко падает. Если экран жесткой конструкции и металлический, то он также снижает пробиваемость и кинетических боеприпасов так как может изменить угол соприкосновения снаряда с основной броней, содрать с него «макаровский наконечник» или просто повредить сердечник. Жесткие стальные экраны из брони толщиной 10-20 мм появились еще во время Второй Мировой войны на немецких танках Pz.IV и Pz.V «Пантера», британских «Черчилле» и «Центурионе». Были они и на отечественных танках Т-28 и Т-35. С тех пор наши западные соседи не спешат от них отказываться.

Парадоксально, но факт – несмотря на то, что на отечественных танках (Т-28 и Т-35) эти экраны появились в ногу со временем, дальнейшее их использование и элементы их конструкции в отечественных боевых машинах пошли по сомнительному пути развития. В то время, как у большинства западных танков имелись развитые и вполне «взрослые» бортовые экраны, которые уже являлись неотъемлемой частью их разнесенного бортового бронирования, у нас дела обстояли так.

На послевоенных Т-54, Т-55 и Т-62 никаких бортовых экранов не было вообще. Все их бортовое бронирование представляло собой собственно бронированный борт корпуса толщиной 80 мм, который несколько экранировался относительно большими опорными катками. Таким образом, танки этих типов были легкой мишенью даже для РПГ первого поколения. На ИС-3М и серии мощных танков семейства Т-10 были такие «зародыши» бортовых экранов, которые лишь слегка прикрывали борт сверху.

Далее – танк нового поколения Т-64А. На нем стояли шесть «худосочных», поворотных «форточек» с сомнительной эффективностью. То же было и на первых Т-72. Следующая ступень многострадального пути развития бортовых экранов отечественных танков появилась на Т-64Б, Т-72А и Т-80. На них наконец-то появился сплошной 10-мм бортовой экран, НО – резинотканевый! Понятно, что такие экраны при небольшом выигрыше в весе по сравнению с металлическими, почти не защищают от кинетических снарядов, очень легко повреждаются и отрываются, оголяя слабобронированный борт корпуса. О том, как такой экран выглядит после нескольких касаний о препятствия или попаданий (да и танк в целом), я даже не говорю.

Следующий этап эволюции – танк Т-72Б. У него такой же резинотканевый экран как у Т-72А, но на него по всей площади навешали «коробочки» 4С20 элементов динамической защиты «Контакт-1» (до зоны МТО). Это значительно усилило защиту бортовой проекции танка Т-72Б. Но не все так хорошо, как кажется: вес у получившейся конструкции оказался большой, жиденький резинотканевый экран гнется под тяжестью блоков НДЗ. После двух-трех попаданий из РПГ или ПТУР все это «хозяйство» может просто-напросто отвалиться со всеми вытекающими последствиями.

На Т-64БВ ввели силовые экраны под бортовые элементы НДЗ. Внешний вид это улучшило, прочность – почти нет.

Наконец подходим к «летающему» танку Т-80У. Он получил почти нормальный бортовой экран – 10-мм броня с встроенными в нее элементами динамической защиты «Контакт-5». Почему «почти»? Потому что все это «богатство» доходит только до половины длины корпуса, и даже уязвимая боеукладка Т-80У полностью мощным экраном не перекрывается. Далее в корму идет такой же резинотканевый экран, как и у Т-72А или Т-80.

Серия Т-90 – это вообще регресс и возврат обратно почти к Т-72А. Вместо относительно нормальных бортовых экранов Т-80У, Т-72Б и Т-64БВ у Т-90 такой же экран, как у Т-72А, и шесть этаких «квадратиков» брони с динамической защитой «Контакт-5» – по три с каждого борта. Причем закрывают они не середину корпуса напротив боеукладки, что было бы логично, а его переднюю часть. Странная конструкция. Когда враг везде, повернуться к нему лбом не получится.

И вот, наконец-то появился Т-90МС. У него нормальный бронированный бортовой экран с решетками напротив МТО. Все правильно.


Как можно было сделать. Все так и нужно было, но это надо было сделать еще СОРОК лет назад - на танке Т-72 «Урал»! Но все равно – Зачет.


Старый британский танк «Центурион». Стальные бортовые экраны толщиной 16мм не гнутся и делают внешний вид этого танка «мощным» и вполне приличным. Хороший пример

Место зенитной установки с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ заняла новая дистанционная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К

Как сделано. Конструкция отечественных средних и основных боевых танков интересна тем, что при постоянном улучшении качества основного вооружения, не происходило никакого прогресса у вспомогательного. Вспомогательное вооружение остается практически неизменным десятки лет. Период поисков и экспериментов в этой области для средних танков остался в далеком прошлом военных и предвоенных лет. Начиная с Т-55 и заканчивая Т-90А, вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и зенитной установки с 12,7-мм пулеметом на крыше башни. Конечно же такая схема устарела и ее необходимо менять.

На танке Т-90МС такую попытку предприняли, но она оказалась неудачной. Конструкторы ценой отказа от крупнокалиберной зенитной установки, попытались приспособить танк к ведению боя в городских условиях и обеспечить возможность эффективной борьбы с живой силой противника, в первую очередь с гранатометчиками. Для этого вместо 12,7-мм пулемета поставили более «шуструю» и маневренную противопехотную пулеметную установку с 7,62-мм пулеметом и очень большими вертикальными углами наведения.

Что же получилось? Касаемо зенитной составляющей. Танк Т-72Б в случае воздушной угрозы имел в своем распоряжении два эшелона ПВО:

1. Дальнего действия – обеспечивался управляемыми ракетами, позволял бороться с вертолетами и другими малоскоростными воздушными целями, дальность действия от 1,5–2 до 4–5 км.

2. Если цель прорывалась к ближе, то вступал в действие эшелон ближнего действия – зенитная установка с 12,7-мм пулеметом НСВТ «Утес». Он действовал на дальностях до 2–2,5 км. Все вполне логично. У танка Т-90А имелась еще более совершенная дистанционно управляемая зенитная установка, аналогичная Т-64 и Т-80УД.

А вот танку Т-90МС этот ближний эшелон «обрезали», что, без сомнения, ухудшило его защитные противовоздушные свойства. Нанести какие-либо серьезные повреждения современному ударному вертолету, а уж тем более сбить его, пуля калибра 7,62 мм вряд ли способна. Но, может быть, теперь танк будет успешно бороться с укрытой в городских джунглях вражеской пехотой? Тоже нет. Главная проблема танка в такой ситуации – увидеть в оконном проеме врага. На полигоне живая сила имитируется яркими и разноцветными воздушными шариками, которые висят в оконных проемах. Нетрудно догадаться, что реальный гранатометчик не будет красоваться в оконном проеме с гранатометом наперевес перед направленным на него дулом танковой пушки. Он будет прятаться рядом у окна, за стеной и выглядывать изредка, будучи точно уверенным, что экипаж танка его не видит, и поджидать удобный момент.

Сейчас каких-либо приборов, способных как рентген видеть сквозь бетонные стены еще не придумали, а потому выход для танка один – выстрелить в пустое окно осколочно-фугасным снарядом, где предположительно находится враг. Иногда помогает, когда угадывают, но прострелять все окна, двери и люки никакого боекомплекта не хватит. Еще есть способ стрелять из пулемета в стену рядом с окном или под подоконник. Если там укрывается враг – он будет поражен. Но для этого пуля должна пробивать стену дома. Может это сделать 7,62-мм пуля спаренного пулемета или противопехотной установки танка Т-90МС? Вряд ли. А значит и толку от нее почти не будет. А вот 12,7-мм пуля от НСВТ на такое вполне способна. Вывод: новая дистанционная установка выглядит красиво, но – Незачет.


Как можно было сделать. Основной боевой танк Т-64А «вырос» из среднего танка Т-64, который, в свою очередь, представлял собой революционную машину, вобравшую в себя новейшие достижения конструкторской мысли и промышленности, а также лучшие технические решения советских средних и тяжелых танков.


Т-10М – холодная и точная машина смерти. Самый мощный танк в мире периода 50-х – начала 60-х годов XX в. По размерам он был примерно как «Абрамс» и обладал оптимальным сочетанием высокой подвижности, мощной броневой защиты и огромной огневой мощи при весе в 51,5 тонны

Почему я вдруг упомянул про тяжелые танки? Потому, что на вооружении Советской армии длительное время состоял исключительно мощный и совершенный танк, встреча с которым в бою для любого другого танка того времени скорее всего оказалась бы последней. Имя ему – Т-10М. Мощный, 52-тонный красавец, выпущенный в количестве 8000 единиц и простоявший на вооружении советской армии около 40 лет. Этот танк имел множество технических решений, выгодно отличавших его от средних танков и от основных боевых танков тоже (не исключая и Т-90МС).

Вспомогательное вооружение Т-10М состояло из спаренного с пушкой 14,5-мм пулемета КПВТ и еще одного такого же в зенитной установке на крыше башни. Бронебойная 14,5-мм пуля Б-32 с дистанции 500 м спокойно пробивает по нормали броню толщиной 32 мм. Суммарный темп стрельбы обоих пулеметов – 1200 выстрелов в минуту. Это позволяло танку Т-10М, без каких либо проблем «распилить» пополам какой-нибудь БТР или БМП, даже не прибегая к использованию основной 122-мм пушки М-62-Т2С. Бетонные стены домов и укрытий такие пулеметы также пробивают «на ура».

Таким образом, Т-10М в отношении огневой мощи был полностью приспособлен к ведению боевых действий в городе. Если надо, он мог «пропилить» стену по всему этажу, где мог укрываться враг. Вот такие же пулеметы необходимо было поставить и на Т-90МС. Хотя бы один – в зенитной установке на крыше. Для спаренного с пушкой пулемета есть хорошая альтернатива – 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 от ударного вертолета Ми-24В.


Установка УСПУ-24 с 4-ствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7

Этот пулемет выдает 5000 выстрелов в минуту и имеет воздушное охлаждение – то, что надо для Т-90МС. При наличии в танке одной такой 12,7-мм «газонокосилки» и мощного 14,5-мм пулемета КПВТ в зенитной установке – вопрос с ПВО и действиями в условиях плотных городских застроек для Т-90МС при его то приборах был бы решен. При наличии независимой системы вертикального наведения спаренного с 125-мм пушкой 2А82 4-ствольного 12,7-мм пулемета ЯкБ-12,7 танк будет обладать всеми качествами широко разрекламированной БМПТ и при этом не потеряет главное достоинство танка – мощной пушки. Кстати, БМПТ не является первой в мире машиной такого класса. Если проанализировать – Т-28 и Т-35 прямые идеологические предки БМПТ.

Комментарий специалиста. Очень много слов по пустому поводу. Да будет автору известно: на платформу дистанционной установки модернизированного танка Т-90С помимо ПКТ можно поставить и 12,7-мм пулемет и 30-мм гранатомет АГС, в зависимости от пожелания заказчика. Более того, цифровой баллистический тракт СУО «Калина» позволяет заменять вооружение дистанционной установки в полевых условиях в зависимости от поставленных задач.

Более мощный двигатель В-92С2Ф2 с автоматической коробкой передач

Как сделано. Двигатель выдает мощность 1130 л.с., что на 130 л.с. больше, чем у предыдущего танка Т-90А (1000 л.с.). Первоначально ходили слухи, что двигатель будет мощностью 1200 л.с., но достичь ее, по всей видимости, так и не удалось. Двигатель отличается приятным, плавным звуком работы и обеспечивает Т-90МС удельную мощность 23 л.с./т. Максимальная скорость танка по шоссе – 60-65км/ч. Это неплохо, но и не самый лучший показатель. Чтобы соответствовать поговорке «броня крепка и танки наши быстры…» Т-90МС должен разгонятся минимум до 70-75км/ч. Более легкий танк должен быть быстрее тяжелых, западных. А чтобы довести показатели подвижности Т-90МС до уровня Т-80 ему нужно даже не двигатель, а, скорее всего, будет достаточно переделать передачу. Например, танк Т-80БВ при массе в 43,7 тонны и мощности двигателя 1100 л.с. разгоняется до 80 км/ч. Что мешает так же ездить Т-90МС? Двигатель – нормальный. Значит нужно совершенствовать трансмиссию.

Как можно было сделать. Ограниченный объем МТО танка Т-72 делает увеличение мощности двигателя сложной задачей. Это же касается и корпуса танка Т-90МС, являющегося прямым наследником Т-72. Нужно совершенствовать трансмиссию танка, что и было сделано, и правильно подбирать передаточные числа. Так что все равно – Зачет.

История развития Советского танкостроения началась еще в 20-е годы прошлого века и имела ряд своих ключевых особенностей, выделяющих ее на фоне остальных держав. Вначале это были машины, полностью изготовленные на основе разработок зарубежных конструкторов, но уже ближе к началу Великой Отечественной Войны (ВОВ) стали появляться самобытные и интересные машины.

Такие, как Т-35, Т-28, легкие Т-26. Следующим витком развития стал представленный Кошкиным танк - А-32. В последствии эта бронированная машина получила индекс - Т-34. О боевой славе этого танка можно не упоминать, она и так всем хорошо известна.

Но советской армии требовались не только средние и маневренные машины, но средства для прорыва эшелонированной обороны противника. В 1939 году на вооружение приняли не менее легендарный танк - КВ-1.


Легендарный советский танк Т-34

На момент начала ВОВ танковые войска СССР уже имели немалое количество современных боевых машин такого класса, но стремительность немецкого удара не позволила в полной мере раскрыть весь потенциал. Однако советские танки хорошо показали себя на полях сражений.

Бронирование даже средних Т-34 позволяло выдерживать попадание снарядов из пушек, применяемых противником. Для уничтожения КВ зачастую приходилось подтягивать части оснащенные 88-мм зенитными пушками. Другие просто не брали.

КВ в дальнейшем не получил своего развития, на его место пришел танк прорыва ИС. Первые модели этого аппарата имели 85-мм орудие, которое устанавливалось также и на Т-34-85, и не имело достаточного фугасного воздействия снаряда. В спешном порядке эти танки стали снаряжать орудиями Д-25т, обладавшими калибром 122-мм.


Танк во время войны (фото)

Т-34/85 и ИС-2 стали основными танками на завершающем этапе этой страшной войны. Их можно увидеть на постаментах в каждом городе России и ближнего зарубежья.

Когда война еще шла, на полигонные испытания передали следующее поколения средних танков. Они имели название - Т-44.

Главным отличием Т-44 от Т-34 стало улучшенное бронирование

Главным отличием от Т-34 стало улучшенное бронирование, уменьшение габаритов, другое расположение двигателя, использование торсионной подвески, были учтен колоссальный опыт боевых действий, накопленный за долгие годы конфликта. Впоследствии эти наработки применили уже в других, более поздних машина Т-54 и Т-62.

Получила свое развитие и линейка ИС. Последняя разработанная модель носила наименование ИС-8 (Впоследствии, после смерти Сталина, переименованная в Т-10). Танк имел отличное бронирование, высокую подвижность, орудие 122-мм калибра. В башне располагалось самые современные средства управления огнем.


Конец эре средних и тяжелых танков положили разработанные в ходе войны кумулятивные боеприпасы и общее развитие в области средств борьбы с бронированный техникой.

Наращивать броню используя только металл было нецелесообразно. Увеличивалась масса и габариты, снижалась маневренность и возможности по транспортировке.

В ФРГ даже отказались от противоснарядного бронирования на танках линейки «Леопард», поставив все на высокие динамические характеристики и СУО. Для дальнейшего развития требовался прорыв, новая идея и концепция защиты.

В Советском Союзе таким чудом стал танк Т-64, разработанный и воплощенный в металле на территории Харьковского завода.

Между двумя слоями танковой стали размещалась прослойка, которая гасила кумулятивную струю. Это не только повышало защищенность, но и уменьшало вес танка Т 90.

На Т-64 был применен многослойный принцип бронирования.

Комбинированные бронирование стало не единственной прорывной особенностью данной машины. В ходе конструкторских работы было принято решение отказаться от заражающего и использовать для боепитания пушки автомат заряжания «карусельного» типа, способного производить перезарядку в полигонных условиях за 8 с.

Были и еще интересные нововведения, но статья про Т-90, а не про Т-64. Стоит лишь отметить, что это был уже не средний танк, а ОБТ (Общий боевой танк).


Танк Т-64, предшественник Т-90

Позже на вооружение Советского союза, кроме Т-64, стали такие машины, как Т-72 и Т-80. Все они имели свои особенности и цели применения. К началу 90-х годов СССР пришел, имея три ОБТ, которые производились на разных заводах и почти не имели унифицированных узлов.

История создания танка Т-90

В середине 80-х годов на Тагильском заводе началось серийное производство танка Т-72Б. Боевая машина получилась не особо современной. Одним из главных недостатков являлась СУО, которая была хуже, чем на танках стран НАТО и более продвинутых Советских танках, вроде Т-80.

Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил.

Стоит однако отметить, что Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил и в первую очередь они планировались, как дешевый способ задавить противника, не считаясь с потерями в технике.


Танк Т-80, еще один пример отечественного танкостроения

После старта производства Т-72Б руководство немедленно издало распоряжении о проведении глубокой модернизации машин, этой линейки. Для повышения огневой мощи установили комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш». До этого он использовался только на танках Т-80.

В качестве средства противодействия вражеским ПТУРам, установили КОЭП (Комплекс оптико-электронного подавления) «Штора» , придававший оснащенным им танкам инфернальный вид.

Владимир Поткин. Главный конструктор Т-90

В 1989 году начались многочисленные полигонные тесты. Они проводились на территории всего СССР. Самым жестким испытанием подвергся танк в Средней Азии. Песок, грязь и жара - одни из самых опасных противников для техники.

Все испытания завершились в 1992 году. Почти сразу началось производство машины, которой присвоили название - Т-90. Есть у этого танка и другое имя - «Владимир». В честь главного конструктора Владимира Поткина, трагически погибшего от сердечного приступа в 1989 г.

Начиная с 2011 года танки этой серии перестали закупаться вооруженными силами РФ.

Описание ТТХ Т-90

Танк не отличается уникальностью в своей конструкции и расположению внутренних узлов. Внутренне пространство условно разделено на три отсека.

В задней части корпуса располагается МТО (Моторно-трансмиссионный отсек). В середине - боевое отделение с расположенными в нем местами для командира танка и наводчика. Первый - слева, второй - справа от орудия.

В передней части машины - отсек управления. Там находятся органы управления бронемашиной и место механика-водителя.


Защищенность

Весь танк выполнен из брони на основе композитных материалов. Бронелисты соединяются путем сварки. Передняя лобовая деталь выполнена по принципу бутерброда и состоит из нескольких слоев.

Для дополнительной защиты на внешней стороне корпуса закреплена динамическая защита. В последних модификациях - это «Реликт». Предусматривается установка «Шторы-1». Имеется система для постановки дымовой завесы.


Вооружение и СУО

В передней части башни установлено 125-мм гладкоствольное орудие, способное поражать цели на расстоянии до 5 км. Для повышения эффективности ведения огня предусмотрены установка современной СУО «Калина».

Имеется двухплоскостной стабилизатор, позволяющий, не снижая скорости движения танка, поражать цели. В ночное время суток или в условиях низкой видимости применяются тепловизоры.


Боеукладка расположена в центральной части танка. Часть снарядов храниться в автомате заряжания и готова к немедленному использованию, остальные находятся в нишах. Общее количество выстрелов - 43.

В состав БК входят: подкалиберные, осколочно фугасные, калиберные снаряды. Отдельно стоят управляемые аналоги. По праву их можно назвать особенностью Советского и Российского танкостроения. На западе подобные системы появились только в 90-х.


В спарке с пушкой находится7,62-мм пулемет ПКТ. Его боекомплект рассчитан на 2 тысячи выстрелов. Для ведения зенитного огня, на башне установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет «Утес» или «Корд» . Ими можно удаленно управлять, не покидая боевого отделения.

Подвижность

На первых вариантах Т-90 устанавливался четырехтактный дизельный двигатель, обладающий 12-ю цилиндрами. Его мощность не превышала показатель в 840 л.с. В последствии на более поздних модификациях установили новую силовую установку, имеющую турбокомпрессор и форсированную до 1000 л.с.

За свои характеристики Т-90 получил прозвище «Летающий танк».

Динамика танка находится на приемлемом уровне, а его вес и скорость разгона стали поводом для присвоения ему прозвища - «Летающий танк». Максимальный расход топлива танка Т-90 составил 450 л на каждые 100 км пробега по бездорожью. Подвеска Т-90 почти полностью аналогична танку Т-72, но обладает меньшим весом.

Перспективы модернизации

По своей сути танк Т-90 и так является модернизацией Т-72. Да, на нем сменили СУО, поставили другой двигатель, поменяли орудие и навесили современной динамической защиты. Но база осталась прежней и те же Т-72Б3 не сильно хуже последних вариантов Т 90, расход топлива у которых был значительно выше. Модернизация достигла апогея и уперлась в потолок. Это не позволяет рассчитывать на дальнейшие работы в этом направлении.


Именно из-за такого тупика сейчас ведутся активные испытания Т-14 «Армата». Его можно назвать новым витком отечественного танкостроения. Экипаж в бронекапсуле, приличное СУО, высокосильный двигатель - все это позволяет назвать данную платформу танком будущего. Картину портит только один факт: все эти наработки были уже частично использованы в СССР.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-90

В Википедии про Т-90 указаны следующие характеристики.

Габариты и масса:

Танк Т-90 — технические характеристики подвижности:

Вооружение:

Т-90 — характеристики защищенности:

Положительные и отрицательные качества

  • высокая подвижность;
  • надежный двигатель и ходовая;
  • небольшие габариты (спорный плюс, современные средства наведения нивелирую его.);
  • возможность вести огонь ПТУРами из орудия;
  • приемлемый уровень защищенности.
  • низкая скорость заднего хода;
  • экипаж танка Т 90 состоит из трех человек, близко расположенных к боеукладке и емкостям с топливом;
  • первые Т-90 оснащались устаревшей СУО.

Модификации


Т-90С Экспортный вариант
Т-90СК Командирский вариант Т-90с
Т-90К Командирский вариант линейного Т-90

Т 90 А Модернизированный вариант стандартного танка. Отличается сварной башней, новым АЗ и силовой установкой
Т-90АК Командирский вариант Т-90А
Т-90АС Экспортный вариант Т-90А
Т-90АКС Командирский вириант предыдущей машины
Т-90АМ Самая последняя модификация Т-90 (экспортный вариант t 90). Ее отличительные особенности расписаны в статье.

Видео про Т-90

В Падиково Московской области – это единственное место, где Т-90 можно увидеть в качестве музейного экспоната.

Остальные собратья в той или иной степени боеготовности несут военную службу, причем в основном они это делают далеко за пределами России.

Из довольно приличного количества выпущенных танков, а Т-90/Т-90А было изготовлено около 625 единиц, Т-90С/Т-90СА - около 1500 единиц, всего 550 танков (в основном Т-90 и Т-90А) находятся в России, причем около 200 – на хранении. Остальные разбросаны по свету, причем, в свете удачного применения в Сирии, заключено договоров на 500 с лишним машин для Египта и Кувейта.

Тем не менее, до сих пор идут споры на тему что есть Т-90. Кто-то считает его шагом вперед, кто-то просто очередной модернизацией Т-72Б.

В действительности (как одно из мнений, да) Т-90 – это продолжение семейства машин Т-72 и Т-80. Именно так, потому что от Т-80 кое-что перешло, например, комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш», удачно совмещенный с автоматом заряжания танка.

Работы над машиной начались еще в конце 80-х годов прошлого века, а на вооружение танк поступил в 1992 году, уже в России.

Если посмотреть пристально, то фактически Т-90 не имеет особенных изменений по сравнению с базовыми моделями. Конечно, в танк Т-90 было внесено столько улучшений и модернизаций, например, улучшена система управления огнем, защита, броня стала многослойной и с встроенной динамической защитой.

Также на танк был установлен новейший комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) «Штора», который защищал машину от противотанковых средств, особенно имеющих лазерную головку наведения. Нельзя сказать, что новый танк стал прорывом, по своим техническим характеристикам, но защита и огневая мощь машины были увеличены.

Так что можно сказать, что Т-90 это глубокая модернизация Т-72Б, но глубокая настолько, что имеет право на имя собственное. После смерти в 2010 году Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено словесное название «Владимир».

Т-90 имеет классическую схему компоновки: в носовой части танка находится отделение управления, боевое отделение – посередине машины, а двигатель и трансмиссия – в корме танка.

Экипаж танка состоит из трех человек: в отделении управления находится механик-водитель, а командир и наводчик – внутри башни, слева и справа от орудия.

Основным вооружением Т-90 является гладкоствольная пушка калибром 125-мм. Орудие снабжено стабилизатором, работающим в двух плоскостях, имеет систему учета деформации ствола и систему откачки пороховых газов. Скорострельность пушки 8 выстрелов в минуту.

Т-90 также вооружен спаренным пулеметом 7,62-мм и 12,7-мм пулеметом «Утес» на башне в качестве средства ПВО.

Боекомплект танка составляет 42 выстрела и включает в себя различные виды боеприпасов:
бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ42;
бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М;
осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем;
ПТУР 9М119.

Дальность стрельбы противотанковыми ракетами составляет от 100 до 5000 метров.

Система управления огнем. Все данные об обстановке, такие как дальность стрельбы, направление и скорость ветра, температура воздуха, положение танка учитываются, обрабатываются процессором. Наводчик просто должен навести прицел на цель и произвести выстрел. Танк оснащен ночным прицелом «Буран-ПА» и прицельным комплексом командира танка «Агат-С».

На Т-90 установлен четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель, на поздних модификациях машины он был заменен на более совершенный двигатель с турбокомпрессором, что позволило увеличить его мощность с 840 л.с. до 1000 л.с. Двигатель обеспечивает большую подвижность и маневренность танка, не зря Т-90 называют «русским летающим танком». Трансмиссия планетарного типа. Т-90 имеет 7 передач вперед и одну назад.

В конструкции Т-90 использована ходовая часть танка Т-72, поэтому что-то добавить сложно. Испытанная годами и конфликтами.

Танк Т-90 защищает его многослойная броня, со встроенной системой динамической защитой, КОЭП «Штора», которая защищает машину от противотанковых средств с полуавтоматической системой наведения или лазерным самонаведением. Датчики лазерного излучения обеспечивают его прием в радиусе 360°, данные быстро обрабатываются, и в нужном направлении выстреливается аэрозольная граната, блокирующая луч лазера. Также на танке используется современная система пожаротушения.

Слабым и уязвимым местом защиты танка Т-90 считается расположение топливной системы. Баки с топливом частично вынесены в боевой отсек и никак не отделены от экипажа. Еще одной проблемой защищенности этой машины является размещение боекомплекта внутри боевого отделения, при этом он также не изолирован от экипажа. Его подрыв гарантировано приводит к уничтожению танка, проверено в Сирии.

По удобству. Танк не тесный внутри, но на каждом квадратном дециметре что-то да будет размещено. Блоки, панели с кнопками и тумблерами, краны. Довольно напряженное хозяйство, если честно.

Если учесть то, что на последних модификациях Т-90АМ/СМ устанавливается современная СУО "Калина", включающая многоспектральные прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, то думаю, сопутствующих крутилок и нажималок стало еще больше.

В состав "Калины" интегрирован программно-технический комплекс (ПТК) взаимодействия танкового/мотострелкового батальона. Он позволяет объединить в единую информационную сеть все боевые и приданные машины подразделения, производить обмен информацией о местоположении любых боевых машин батальона и приданных ему сил, размещении противника, получать и передавать информацию в вышестоящие звенья управления.

Можно долго перечислять отличия Т-90С/Т-90МС от обычных Т-90, но по моему мнению, это уже другие танки, другого поколения. Много электроники, много независимости.

Насколько реально можно сравнить Т-90МС и Т-72Б3… Думаю, это должен сделать специалист. Мы же просто показали на примере базовой модели Т-90, что потенциал для модернизаций и дальнейшего развития у танка есть.

Основные ТТХ танка Т-90

Экипаж: 3 человека
Вес танка, т: 46,5
Мощность двигателя, л.с.: 800/1000 л. с. (дизель)

Запас топлива основной бак/навесные баки, л: 1200/400
Запас хода на основном баке/навесные баки, км: 550/200

Скорость по трассе, км/ч: 60
Скорость по пашне, км/ч: 50

Преодоление преград:
- угол подъема: 30 градусов
- барьер, м: 0,8
- ров, м: 2,8
- брод, м: 1,2 (1,8)

Вооружение
Гладкоствольная пушка 2А46М-2 калибр 125-мм
Дальность стрельбы, км: 5
Боекомплект, шт.: 42 (22 снаряда в автомате заряжания)
Скорострельность, выстр/мин.: 8
Типы боеприпасов: БПС, БКС, ОФС, УР

Спаренный с пушкой пулемет ПТКМ 7,62-мм, 2000 патронов
Крупнокалиберный пулемет КОРД 12,7-мм, 300 патронов