Храм Успения Девы Марии (Нижний Новгород). Нижний Новгород

В слободе бывшего Измайловского гвардейского полка улицы, словно солдатские шеренги, отходят ровными стройными рядами от Московского проспекта, начиная свой отсчет там, где раскинулись корпуса Технологического института. Улицы раньше назывались Ротными, а в 1923 году были переименованы в Красноармейские. Здесь, на Первой Красноармейской, между Измайловским и Московским проспектами, в неприметном с первого взгляда здании разместилась католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения является кафедральным католическим храмом города. Еще в эпоху правления Петра I произошло сближение православной России с католической Западной Европой. Множество специалистов католического вероисповедания были приглашены в Россию, католики получили право беспрепятственно въезжать на территорию страны и строить свои храмы в русских городах.

В Петербурге первый католический храм появился вскоре после основания новой столицы империи. В 1846 году католическая община выкупила у наследников поэта Гавриила Державина здание на набережной Фонтанки вместе с садом – там разместилась Римско‑католическая духовная коллегия. Спустя три года в Петербург, по предложению императора Николая I, перевели Духовную академию. Тогда и встал вопрос о переводе в столицу империи епископата и строительстве кафедрального собора на территории, примыкающей к резиденции архиепископа.

Храм был заложен 2 августа 1870 года, при Александре II, а в марте 1873 года было подписано высочайшее повеление о переводе в столицу капитула и консисторииМогилевской архиепархии, в состав которой входил Петербург. Проект католического собора был разработан архитектором Василием Ивановичем Соболыциковым, автором научных трудов, известным сотрудником Публичной библиотеки, по проекту которого были созданы несколько ее знаменитых залов. После смерти Соболыцикова строительством руководил академик архитектуры Евграф Сергеевич Воротилов. 12 апреля 1873 года архиепископ Антоний Фиалковский в присутствии большого количества гостей освятил собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Костел Успения Девы Марии

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит к первым векам христианства и посвящается воспоминанию светлой кончины Девы Марии и Ее вознесению на небеса. Праздник этот с любовью отмечают все христиане, и еще в первые века христианства отцы церкви на Востоке и на Западе произносили проповеди, посвященные Пресвятой Богородице. Католическая церковь отмечает этот день 15 августа.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в плане имел форму латинского креста и соединялся со зданием Епархиального управления единым входом. В 1876 году в него были перенесены частицы мощей апостолов Фаддея, Казимира, Иоанна Кентского и некоторых других. Храм посещали многочисленные католики, работающие на новых предприятиях, появившихся в районе Обводного канала и Московской заставы, а также студенты институтов и военнослужащие Измайловских полков. Собор с трудом вмещал всех желающих, и было принято решение о его расширении. Вместимость храма была увеличена с 750 до полутора тысяч человек. В начале века архитектор Лев Шишко предложил проект реконструкции главного входа, за счет которой можно было еще расширить храм. Лев Шишко был неординарной личностью, его творчество нельзя уложить в рамки канонов и стилей. По его проекту было возведено здание Духовной семинарии, соединенное с церковью переходом. Впрочем, проекту реконструкции храма не суждено было воплотиться из‑за недостатка средств.

После Октябрьской революции в жизни храма и католической церкви вообще произошли перемены, затронувшие все церкви и конфессии в России. Уже в 1918 году духовная семинария была закрыта, а здание передано в жилой фонд. Спустя несколько лет, в 1922 году, несмотря на серьезное сопротивление прихожан, церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта и опечатана, а священнослужители арестованы. Через год прихожане смогли отстоять свой храм, и его вновь открыли, но в 1930 году церковь закрыли окончательно.

Во время войны храм очень серьезно пострадал от снарядов и бомбежек, а после войны здание было передано конструкторскому бюро и подверглось перепланировке. Помещение разделили перегородками и пробили дополнительные окна. Впоследствии была предпринята попытка отдать здание собора в аренду банку. В нем планировали соорудить стационарные сейфы‑хранилища, что еще больше усугубило вред, наносимый зданию.

После долгих лет советского «пленения» храм был возвращен прихожанам. С 1995 года началось его возрождение. Вновь был образован и зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии и назначен его настоятель. За несколько лет была проведена реставрация собора, и уже в 1997 году в заново освященном храме возобновились богослужения. Спустя несколько месяцев в алтарь были торжественно перенесены частицы мощей апостолов Петра, Иоанна, Фаддея, Андрея и Павла, а также – святых Адальберта и Зенона.

Собор сегодня, как и прежде, пользуется любовью прихожан. В храм ведет дубовая дверь, украшенная резными фигурами ангелов и витражной картиной, где изображена Дева Мария. При входе в храм, в вестибюле, по обе стороны от гранитных ступеней, в нишах – скульптуры святого Иосифа и святого Франтишека. Внутри храма вошедшего встречают два коленопреклоненных ангела с чашами, на белых стенах – 14 фрагментов крестного пути Иисуса. По обеим сторонам от главного прохода расположены скамьи для моления. В центральной части храма, на перекрестье, справа – образ Святой Фаустины и рядом с ней – Иисус.

Святая Фаустина почувствовала призвание к монашеству еще в детские годы, но в монастырь пришла только в 20 лет, сподобившись видения Господа. По описанию Фаустины был написан образ Христа Милосердного, известный сегодня во всем католическом мире. Монахиня вела духовный дневник и еще при жизни удостоилась многочисленных даров Спасителя. Так, она могла предсказывать события, находиться одновременно в нескольких местах, и на теле ее были стигматы. Скончавшаяся в возрасте 33 лет от болезни, Фаустина Ковальская была беатифицированав 1993 году.

В левой центральной части храма – небольшая скульптура святого Антония и образ святого Франтишека, рядом с которым горят жертвенные свечи. В алтарной части находится престол, стоят подсвечники и не увядают цветы, за которыми ухаживают заботливые руки служительниц. Эта часть храма отгорожена изящной резной деревянной решеткой. В новых мраморных плитах на полу есть одна необычная плита, рассказывающая о том, когда и кем был построен и освящен храм. В соборе прекрасная акустика, и на втором ярусе, напротив алтарной части, находится орган.

Восстановленный в кратчайшие сроки собор радует прихожан и посетителей своей красотой и особой внутренней чистотой и торжественным спокойствием, которое испытываешь, заходя в католический храм. Струящийся в окна легкий свет, сияние образов и скульптур святых, тихие ласковые улыбки служителей церкви и гармония всего, что открывается взору, рождают в сердце радостное чувство покоя и доброты.

В храме проходят богослужения на русском и польском языках, совершаются таинства. Каждый понедельник в нем проходят занятия по изучению Библии, общиной ведется поисковая и просветительская работа, ежедневно любой, кто пришел в храм, может получить наставление священника в личной беседе. Прихожане часто собираются в соборе Успения на 1‑й Красноармейской, который считают вторым своим домом, где каждого ждут и понимают, поддерживают добрым словом и дарят надежду и свет.

Собор Успения Пресвятой Богородицы открыт ежедневно с 8.30 до 10 ч. и с 17 ч. до 20 ч. По воскресеньям – с 10 ч. до 20 ч.

Адрес: 1‑я Красноармейская ул., д.11.

Транспорт: ст. метро «Технологический институт»

Латинское с... нижегородским
Уже с XVII в. в Нижнем Новгороде была известна так называемая Панская слобода - место, где селились поляки, литовцы и немцы, которые попадали в плен в течение многих войн - еще со времен Минина и Пожарского. Исходя из национального состава Панской слободы, можно предполагать, что среди ее жители были католики, но архивных документов, которые могли бы показать, что там совершались религиозные службы, не сохранилось.
С 1808 г. на ярмарке в Макарьеве постоянно присутствовали купцы из Франции, а после Отечественной войны в Нижегородской губернии остались французские пленные (точное их число неизвестно) - в имении Волконского, находившемся в Арзамасском уезде и в других уголках губернии.
Достоверно известно, что с 1813 по 1816 г. происходил массовый переход французов, поляков, немцев в русское подданство, что было связано с необходимостью искать работу в России. Часто вероисповедание менял только глава семьи, а его жена и дети оставались католиками. После августа 1831 г. происходит первая высылка поляков, еще не формирующая значительный и устойчивый контингент католиков в Нижнем Новгороде, но уже дающая некоторые предпосылки для формирования католических общин и, позднее, прихода.
С 1833 по 1836 г. в Нижнем Новгороде начинают формироваться привилегированные учебные заведения - Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц; позднее, в 80-х годах, в город переезжает Аракчеевский кадетский корпус. В этих учебных заведениях, где обучались представители разных национальностей, сохраняющих свое вероисповедание, было обязательным присутствие духовного наставника для каждой религиозной группы (в первую очередь - это православные, католические, лютеранские и мусульманские священнослужители). Появление первых постоянно присутствующих католических священников стало значительным шагом в формировании общин, в которые должны были войти немцы, поляки, французы, итальянцы, прибывшие в процветающую Нижегородскую губернию в поиске средств к существованию.
Изредка в город наведывались священники из Казани, Москвы или Саратова, совершавшие богослужения в частных домах или арендованных помещениях. Но этого было явно недостаточно...
Возникновение прихода
В 1857 г. купцы-католики подали прошение о разрешении построить часовню на ярмарочной площади. Наибольшую активность проявил купец-армянин Агапит Еларов (известный также, как один из вдохновителей строительства московского храма святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке). После долгих усилий католикам удалось добиться разрешения на постройку каменной часовни у подножия кремлевского холма. Поскольку к тому времени купцы объединили свои пожертвования со средствами местных прихожан, удалось вместо часовни построить небольшой каменный храм без колокольни, освященный в 1861 г. во имя Успения Божией Матери. Настоятелем прихода был назначен о. С. Будревич, исполнявший также обязанности военного капеллана. В храме было три алтаря, рядом с ним, в саду, на деревянной перекладине висело два колокола. Здание представляло из себя небольшую постройку в псевдоготическом стиле, украшенную скромным декором. Окрашенные в красный цвет стены были прорезаны стрельчатыми окнами, над входом выделялось большое круглое окно-розетта. Фасад завершал высокий фронтон с небольшой башенкой, декоративные элементы подчеркивались белым цветом. При храме был построен также дом священника и флигель для органиста, сзади был разбит сад.
Следующий значительный наплыв в нижегородский край населения, принадлежащего к Католической Церкви, происходит после польского восстания 1861-1863 гг., активные участники которого были высланы в Россию, в отдаленные от западных границ губернии. Первые документы, касающиеся религиозного аспекта существования в Нижегородской губернии высланных повстанцев, относятся к устройству специальных кладбищ для католиков в Семенове и других городах губернии.
Интересная подборка дел, представленная в нижегородском архиве, относится к случаям перехода православных в католичество. В качестве примеров можно назвать "Дело о надворном советнике Бурачке, совратившемся из православия в римско-католическое вероисповедание" (1839 г., март); а также "Дело об уклонившихся от православия в инославные и иноверные исповедания (о переходе разных лиц, проживающий в городе Нижнем Новгороде в католичество" (1906 г.), содержащее большие списки. Позднее в Нижнем Новгороде появляются уже целые группы русских католиков, связанные с именами Николая Толстого и нижегородца о. Алексея Зерчанинова.
К началу Первой мировой войны в Нижегородской губернии было около 5700 католиков, в том числе армяно-католиков; в самом Нижнем Новгороде, кроме храма, было еще три часовни, часто фигурирующие в документах как отдельные приходы. Священники выезжали для совершения богослужений в уездные города. Когда настоятелем был о. Петр Битны-Шляхто, при приходе регулярно работали Польский и Литовский благотворительные комитеты, комитет по делам беженцев, пленных офицеров и т. д. В приходе также была публичная библиотека, хор, воскресная школа.
Второй храм
К 1914 г. приход так разросся, что появилась необходимость в cроительстве нового храма. 16 мая 1914 г. католическая община Успения Пресвятой Девы Марии получила в дар от священника Петра Варфоломеевича Битны-Шляхто купленный им у потомственной дворянки А. И. Михайловой участок земли с усадьбой и садом по ул. Студёной (ныне дом №8) для строительства новой церкви. Поначалу предполагалось построить по проекту архитектора Михаила Игнатьевича Кунцевича огромный псевдоготический храм с высокими башнями, но начавшаяся война помешала этим планам, так что в итоге был сооружен более простой и низкий храм, с потолком вместо сводов и без башен. Службы в нем совершались до 1929 г., после чего часть прихожан была репрессирована (священник о. Антоний Дземешкевич расстрелян на Соловках); в 1949 г. здание было кардинально перестроено, - в нем разместилось вначале общежитие, затем радиоузел, а в 1960-е гг. строение передали Центру научно-технической информации.
Старый же храм Успения Пресвятой Девы Марии на Зеленском спуске был закрыт и снесен в 1920-30 гг., сейчас трудно даже установить точно место, где он находился.
Возрождение
В мае 1993 г. впервые на совместную молитву собрались пятеро будущих прихожан католического прихода Успения Пресвятой Девы Марии. Тогда и было решено официально восстановить приход. В статистическом управлении были получены данные о том, что на данный момент в г. Нижнем Новгороде проживают около 600 поляков, 300 литовцев и представители других национальностей, многие из которых - католики. 1 и 2 ноября 1993 г., в торжество Всех святых и День поминовения всех усопших, о. Рольф Филипп Шененберг из Швейцарии совершил первую мессу в квартире одного из прихожан. О. Рольф привёз также статую Фатимской Божией Матери, которая и сейчас находится в приходе. В конце ноября того же года администратором прихода был назначен о. Стефано Каприо, настоятель храма во Владимире.
Официально приход был зарегистрирован 10 февраля 1994 г. Поскольку перестроенное здание храма сразу передать католикам не было возможности, администрация города предоставила им помещение бывшей конюшни при усадьбе, располагающейся на соседнем с бывшим храмом участке. 30 ноября 1997 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовню, устроенную в небольшом помещении, занимающем примерно 1/3 площади переданного здания, и назначил настоятелем прихода о. Марио Беверати. Несколько позже городские власти передали общине полуразрушенное здание дома органиста. В 1998 г. оно было отремонтировано, и в настоящее время является приходским домом.
28 декабря 1998 г. приход получил оставшуюся часть здания часовни (дом №10-6 по ул. Студёной), где после реставрации, а точнее - кардинальной перестройки, разместятся храм, помещение "Каритаса" и канцелярия прихода. В мансарде на 2-м этаже того же здания располагается библиотека, помещения для воскресной школы.
27 и 28 марта 1999 г. приход принимал мощи св. Терезы Младенца Иисуса, пришло очень много верующих. В период между праздниками св. Иосифа и Благовещения в марте 1999 г. началась реконструкция оставшейся части здания по ул. Студёной, 10-6. 6 июня 1999 г. на праздник Пресвятого Тела и Крови Христа после мессы состоялся крестный ход со Святыми Дарами - во дворе и на территории новой стройки.
Освящение
9 января 2000 г., в торжество Крещения Господня, Апостольский администратор для католиков севера европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил храм Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Семейства в Нижнем Новгороде. Во время мессы освящения архиепископу сослужили настоятель прихода о. Марио Беверати, а также священники Бернардо Антонини (Москва), Стефано Каприо (Владимир), Анджей Гжибовский (Пермь) и Диогенез Уркиза (Казань).
Передавая символический ключ от храма настоятелю, архиепископ выразил надежду, что его двери будут открыты для ищущих Бога и не найдется больше человека, который бы вновь закрыл храм, как это уже случилось в Нижнем Новгороде при советской власти.
Процессия верующих и духовенства вошла в храм через главные врата, и началась торжественная месса. Согласно чину освящения храма, в его алтарь были помещены частицы мощей св. апостола Андрея, покровителей Европы св. Бенедикта, св. Екатерины Сиенской, св. Бригитты Шведской, покровителя Вероны (Италия) св. Зенона Веронского, свв. Косьмы и Дамиана, а также заступницы России св. Терезы Младенца Иисуса. Архиепископ и сослужившие ему священники подписали акт освящения и акт закладки мощей, затем владыка помазал елеем алтарь, а священники - четыре креста на стенах храма. Во время мессы шесть прихожан, которые прошли соответствующую подготовку, приняли таинство миропомазания.
Необычный храм
Здание нового храма имеет достаточно непривычный вид. Невысокое, растянутое перпендикулярно улице строение, центр которого выделен немного выступающим ризалитом, слабо напоминает церковь. Лишь ажурный крест на башенке с часами, венчающей высокую мансардную крышу центральной части здания, колокол в слуховом окне и цветное рельефное изображение Святого Семейства над главным входом свидетельствуют о назначении здания. Стены окрашены в темно-коричневые и желтые тона, детали декора (карнизы и наличники) выделены белым цветом.
Совсем иное впечатление производит интерьер. Он также нетрадиционен, но поражает удивительной гармонией. Алтарь расположен в центре, а не в торце храма, как это обычно принято, причем скамьи для прихожан расположены с обеих его сторон. Столь необычное решение было вызвано планировкой и небольшой высотой помещения, сильно вытянутого вдоль поперечной оси. Центральная часть, выделенная четырьмя колоннами, восьмигранным проемом соединена со вторым этажом, где устроена галерея, и завершается куполом. Позади мраморного алтаря, слева от которого установлена кафедра для чтений, а справа - купель (также выполненные из мрамора), имеются три окна с витражами, эскизы которых сделал сам настоятель. В среднем, круглом окне, установлен витраж с изображением Святого Духа, в левом и правом, имеющих полуциркульное завершение, - изображения Святого Семейства и Распятия. Интерьер храма украшают статуи св. Иосифа, Фатимской Божией Матери и Младенца Иисуса, а также выполненные в иконописной манере образы Святого Семейства, стояний Крестного Пути и Распятия.
Большинство строительных работ выполнили местные мастера, лишь колокол и крест на башенке были изготовлены в Воронеже.
Каждый день в храме совершается месса и читается Розарий, по четвергам - поклонение Святым Дарам, а по пятницам - изучение Библии. Осуществляется катехизация взрослых и молодёжи с целью подготовки к крещению и Первому Причастию. Есть воскресная школа, планируется организовать хор. При приходе существует "Каритас", который помогает малообеспеченным людям и поддерживает тесные контакты с Православной Церковью. Совместно с православными была реализована зимняя антикризисная программа. Недавно был основан Фонд закупки медикаментов для малоимущих.

Среда, 21 Февраля 2018 г. 12:24 + в цитатник

. Знаменитый готический костёл был построен на месте древнего романского храма в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. Известный как Мариацкий, костёл является главным городским собором и главнейшей городской достопримечательностью.Причину этого можно понять, лишь войдя внутрь: сколько бы вы не готовились к встрече с этим чудом, первое впечатление всё равно будет совершенно ошеломительным.


Нынешний храм - третий на этом месте. От романской церкви начала XII века он унаследовал лишь «неправильную» ориентацию, а второй храм простоял всего два десятка лет и был разрушен татарами в 1241 году. Третий костёл возвели 1290-1300 годах, к середине XIV века появился пресвитерий, а к концу XIV века сооружение превратилось в классическую трёхнефную базилику, выложенную из кирпича ручной работы. На постройку двух разновысоких башен, перекрытие сводов и десяток боковых капелл ушёл весь XV век. К готическому шпилю северной башни (её высота 81 м) в 1666 году добавили позолоченную корону Девы Марии, ренессансный шлем 69-метровой южной башни датируется 1592 годом.


Начиная с XVI века, северная башня служила сторожевой вышкой, южная же использовалась как звонница. Из установленных на ней пяти колоколов самый большой - Ползигмунт. Он был отлит в 1438 году и имеет массу в половину вавельского Зигмунта. В летнее время южная башня, где вас ожидают замечательные виды на Старый город, открыта для посещения. На высоте 54 м расположена комната трубачей, а чтобы до неё добраться, придётся преодолеть 239 ступеней. Выходящий на рыночную площадь позднеготический портал 1752 года выполнен по проекту Франческо Плачиди, каменная ажурная резьба в окне над порталом - работа Яна Матейки.


Мариацкая площадь имеет великолепную акустику, и здесь стоит послушать известный на всю страну краковский хейнал - ежечасный сигнал точного времени, раздающийся с северной башни Мариацкого костёла.Слово «хейнал» венгерского происхождения и переводится как «утро».Ранее (с XIV века) — это сигнал о пожаре или о грозящем городу нападении врагов, который подавали караульщики с самой высокой башни костёла.


Ныне сигнал, в соответствии с традицией, подаёт трубач, появляющийся каждый час наверху башни Мариацкого костёла и дудящий хейнал на все стороны света. В 1926 году на башне костёла были установлены трансмиссионные микрофоны. И, если ежечасно хейнал слышен только в Кракове, то в полдень он разносится уже по всей Польше: его транслирует первая программа национального радио. Ныне эта мелодия является позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени.


В связи с подачей такого сигнала в Кракове возникла легенда: однажды трубач, увидев приближающуюся вражескую конницу, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Вовремя предупреждённые горожане сумели отбить атаку,а хейнал с тех пор заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь трубача-героя.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Cracow_trumpet_signal.ogg

Согласно легенде, сооружение костела было поручено двум братьям - умелым каменщикам. Старший брат быстро справился с постройкой первой башни со шпилем. Довольный своей работой, он уехал в другой город, на строительство следующего храма. Когда он вернулся, то увидел, что брат еще не закончил свою башню, но она была массивнее первой, то есть могла стать более высокой. Старшего брата обуяла зависть и злоба. И он убил брата-соперника. Но, придя в себя, после вспышки гнева, он ужаснулся содеянного и в отчаянии бросился с недостроенной башни вниз на камни площади


Эта ужасная история настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили навсегда вычеркнуть из городских анналов имена братьев. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей. Правда это или нет, но в Сукенницах до сих пор хранится окровавленный нож, которым брат убил брата. Да и налицо главное доказательство - две разновеликие башни, из -за которых Мариацкий костел невозможно перепутать ни с одним в мире.


Существует и более реалистичная история, повествующая о том, почему же одна из башен выше. Во времена средневековья невероятное значение имели фортификационные характеристики сооружений, даже если это был храм. Это объясняет толщину и массивность стен, наличие дозорных башен, с высоты которых можно было наблюдать за приближением непрошеных гостей. Вот и одна из башен костела была достроена в XV веке и играла роль дозорного городского пункта. А так, как денег в казне все время не хватало, то достройка второй башни, до уровня дозорной, так и не была продолжена.


Это необыкновенно красивое здание на Рыночной площади служит ее главным архитектурным украшением, в котором воплотились три стиля: пышное барокко, изящный ренессанс и строгая готика. Центральный фасад костела выходит на площадь двумя четырехугольными башнями разной высоты, увенчанными на верхней площадке короткими башенками и длинным шпилем в центре. Высокая (82 м.) башня квадратной формы, поднимаясь вверх, превращается в восьмиугольник за счет 8 коротких башенок, устремивших ввысь ажур тонких изящных шпилей. Вторая, более низкая башня, служит колокольней собора. В ней находится часовня, выполненная в ренессансном стиле, за окном которой расположен колокол. Ее верх по углам венчают 5 куполов: 4 небольших по углам и один большой по центру, увенчанные невысокими шпилями.





Внутренние интерьеры ослепляют своей роскошной красотой и богатой пышностью убранства алтаря и сводов. Готический резной деревянный алтарь является уникальным среди других подобного рода величиной своих врат, украшенных огромными фигурами святых. Весь алтарь расписан сценами из Священного писания, украшен богатой сверкающей позолотой, имеет придел с изображением генеалогического древа Христа.


Интерьер храма имеет полихромный характер, состоящий из различных архитектурных стилей от готики до барокко и модерна.Полихромная роспись стен и сводов, равно как и расписанный под звёздное небо плафон созданы в XIX веке.Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь Вита Ствоша. В сакристии, оформленной в барочном стиле XVII века, хранятся произведения средневековых ювелиров.



Алтарь пятичастный, составлен из центрального панно (Успение и Вознесение Богородицы со сценой её коронации наверху) и четырёх крыльев с 18 сценами. В открытом положении видны «Шесть Радостей Марии», а в закрытом - 12 сцен из жизни Божией Матери и Христа. Заалтарные готические витражи, едва ли не старейшие в стране, датируются XIV веком.



В Успенском соборе Девы Марии установлен самый большой в Кракове орган, изготовленный в 1880 году. К сожалению, мы уже не узнаем, как он звучал в то время, так как в течение XX века орган претерпел основательную реконструкцию.

















Алтарь Вита Ствоша

Вырезанный из липы, алтарь имеет размер 13 метров в высоту, 11 метров в ширину. Наибольшая фигура алтаря имеет размер 2,7 метров,фигур около 200. Алтарь является самым большим из средневековых алтарей Европы и состоит из центрального панно и четырёх створок (два из которых можно увидеть, когда алтарь полностью закрыт). В нижней части центрального панно представлено Успение Пресвятой Богородицы, которая окружена апостолами, а в верхней части — Взятие Богородицы на небо. В самом верху центрального панно, под ажурным балдахином изображается коронование Девы Марии Пресвятой Троицей. На створках изображены сцены из жизни Богородицы: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов (левая створка), Воскресение Христово, Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа. У подножия алтаря изображается родословие Христа. Фигуры на главном панно алтаря своими размерами значительно превышают человеческий рост.


Вит Ствош, уроженец Нюрнберга, прибыл в Краков в 1477 году по просьбе местной немецкой общины, чтобы начать работу над алтарём церкви Успения Пресвятой Девы Марии. Вит Ствош работал над алтарём в течение двенадцати лет.Алтарь был готов к празднику Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1489 года. Стоимость алтаря составила 2808 гульденов, что составляло примерно годовой бюджет Кракова.


Вовремя оккупации Польши немецкие власти алтарь перевезли в Германию.Он хранился в подвалах Нюрнбергского замка. 30 апреля 1946 году алтарь был возвращён в Краков.


Успение Богородицы




Витражи XIV века


Благовещение


Рождество Иисуса Христа


Поклонение волхвов


Воскресение Иисуса Христа


Вознесение Иисуса Христа


Сошествие Святого Духа















Фото: Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии

Фото и описание

Собор Успения Пресвятой Девы Марии является католическим храмом в Санкт-Петербурге. Располагается на 1-ой Красноармейской улице (бывшая 1-я Рота) в доме №11. С улицы собор загораживает здание, в котором находится единственная в нашей стране Высшая католическая семинария «Мария – Царица апостолов». Административно принадлежит Северо-Западному региону Римско-католической Архиепархии – Архиепархии Матери Божией с центром в Москве, руководимой архиепископом-митрополитом Паоло Пецци.

Здание церкви в плане имеет форму латинского креста, с семинарией объединено единым входом.

В 1849 году резиденцию главы Католической Церкви в Российской империи перенесли из Могилёва в Санкт-Петербург, невзирая на то, что архиепархия по-прежнему называлась «Могилёвской». Возведение собора на земле, прилегающей к архиепископской резиденции, шло в период с 1870 по 1873 годы. Первоначальный проект собора разработал архитектор Василий Иванович Собольщиков, после его кончины строительные работы заканчивались под руководством архитектора Евграфа Сергеевича Воротилова. В середине апреля 1873 года состоялась церемония освящения кафедрального собора. Ее провел архиепископ Антоний Фиалковский. Некоторая церковная утварь нового храма была доставлена из Могилёва. В 1873-1926 годы собор имел статус прокафедрального и являлся резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической Церкви на территории нашего государства.

К 1890-м годам приход церкви Успения Пресвятой Девы Марии увеличился настолько, что было решено начать работы по ее расширению. Эта деятельность проходила в 1896-1897 годах. Вместимость собора была увеличена вдвое: с 750 до 1500 человек. Было изменено внутреннее убранство, обновлена роспись, пристроены боковые приделы, заменены боковые алтари, также их декорировали бронзовыми статуями. В декабре 1897 года перестроенный Успенский собор был освящён повторно.

В 1900 году в архиепархиальный дом, расположенный рядом с собором, переехала католическая семинария, а резиденция архиепископа была переведена в находящееся неподалёку здание № 118 на набережной Фонтанки. Успенский приход постоянно рос и перед революционными событиями 1917 года насчитывал около 15000-20000 прихожан.

После Октябрьской революции Успенский храм, как и вся Католическая Церковь в России, переживала тяжёлые времена. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920-х годах власти предпринимали попытки по закрытию и собора, однако приход сумел продержаться до 1930 года, когда церковь была окончательно закрыта. В годы Великой Отечественной войны здание собора сильно пострадало от бомбежек. В послевоенное время храм был переделан под нужды конструкторского предприятия.

Лишь в начале 1990-х годов деятельность Католической Церкви в России была восстановлена. В 1994 году приход Успения Пресвятой Девы Марии был вновь зарегистрирован. В начале осени 1995 года здание собора было возвращено Церкви. В этом же году было возвращено и строение семинарии, в которую из Москвы перебралась Высшая католическая семинария под названием «Мария – Царица Апостолов».

Масштабные реставрационные работы в соборе проходили более двух лет. В середине февраля 1997 года ещё в не до конца отреставрированном здании храма были возобновлены богослужения. В мае 1998 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем была проведена торжественная церемония освящения собора Успения Пресвятой Девы Марии. В настоящее время в соборе регулярно проводятся концерты духовной музыки, ведется издательство приходской газеты. Настоятель храма – отец Стефан Катинель.